Урок истории России по теме "Эпоха петровских преобразований"
Цели урока:
- Объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран.
- Показать особенности преобразований в России.
- Сформировать представление о причинах начала реформ в военной области.
- Раскрыть суть государственных реформ Петра I;
- Дать оценку реформам.
- Продолжать формирование умений у учащихся работать с историческими документами, анализировать данные, давать оценку историческим событиям.
Основные понятия: протекционизм, меркантилизм, экспорт, импорт, мануфактура, подушная подать, абсолютная монархия.
Оборудование урока: карта “Российская империя при Петре I”, ПК, м/м проектор, экран, презентация.
Ход урока
Учитель: Да, действительно, времена не выбирают, в них живут и умирают. Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля. И одна из задач сегодня на уроке – изучив реформы Петра I, дать оценку его деятельность, доказать, что реформы были неизбежны.
– Можно ли назвать точную дату преобразований?
Учащиеся дают различные ответы. Одни считают, что это конец 80-х годов, когда были созданы первые регулярные полки русской армии (Преображенский и Семеновский). Другие считают, что это 1695 год, когда в Воронеже началось строительство русского флота. Некоторые ученики называют началом преобразований досадное поражение под Нарвой.
Учитель: Здесь не будет серьезной ошибки, ибо точную дату начала преобразований, конечно, установить нельзя. Нет, и никогда не было у Петра документа, который бы назывался “Проект реформ”. Конечно, были и непоследовательность, и отдельные импровизации в законодательной деятельности. Порой пером Петра водили чувства гнева и державной вседозволенности. Недаром А.С. Пушкин скажет спустя столетие, что некоторые из указов царя написаны кнутом. Одни реформы проводились не сразу, а годами, другие – урывками, в перерывах между военными действиями. Война заняла огромное место в жизни Петра. Не успела закончиться в 1700 году турецкая компания, как началась Северная война. В этом промежутке была недолгая, но кровопролитная война с Турцией в 1723 году. Для ведения этих войн нужна бала большая, хорошо вооруженная и обученная армия. И Петр необычайно много времени уделял ее созданию и укреплению.
– Как Вы думаете, какое сокрушительное поражение русской армии сделало реформу безотлагательной?
Учитель: Совершенно верно – поражение под Нарвой. У Петра уже не было сомнений, что армия должна строиться на иных, чем раньше принципах комплектования и обеспечения.
Учитель: Россия нуждалась в регулярной армии, подобной тем, которые были у других европейских государств. Первый шаг был сделан еще в 1699 году, когда в армию стали набирать волонтеров из разных социальных слоев. Сразу же создавая из них регулярные полки. (Волонтер-лицо, добровольно поступившее на военную службу). В 1705 году Петр I делает следующий шаг в военной реформе: он издает указы о прекращении вольности (добровольцев) и переходе к рекрутскому набору. (Рекрутская повинность – способ комплектования русской регулярной армии из податного сословия, которое выставляло из своих общин определенное число рекрутов).
Учитель: Давайте определим основные причины реформ. (Слайд 5) Приложение.
Обсуждение.
Учитель: Каковы были особенности преобразований в России? (Слайд 6)
Петровские преобразования были направлены на европеизацию внутренней жизни российского общества и модернизацию социально – экономического и государственного строя России. (Слайд 7)
Вопросы для обсуждения: (Слайд 8)
- Каким было состояние экономики накануне петровских реформ?
- Как вы думаете в чем причины активного вмешательства государства в хозяйственные области?
- В каких отраслях и почему стали появляться мануфактуры?
- Каким образом русское правительство сумело защитить свою промышленность от европейских конкурентов?
Учитель: Цели экономических преобразований:
- Обеспечение армии и флота оружием, обмундированием, снаряжением;
- Развитие промышленности, преодоление экономической отсталости;
- Развитие внутренней и внешней торговли России.
И как следствие – создание мануфактур и заводов (75 металлургических заводов к середине VIII в.) (Слайд 9)
(Слайд 10) Организующей силой в создании отечественной промышленности было государство. Значительная часть мануфактур и заводов были государственными.
(Слайд 11) Труд на мануфактурах.
(Слайд 12) Особенности государственных мануфактур.
В ходе реформ произошел переход к преимущественному использованию принудительного труда крепостных крестьян на мануфактурах и заводах (Слайд 13).
Учитель: Каковы были главные направления экономических преобразований. (Слайд 14)
(Дать определения, записать в тетрадь понятиям протекционизм, меркантилизм).
В торговой политике государства можно выделить два периода. (Слайд 15, 16)
- I период (1700–1719)
Система запретов, высоких пошлин и налогов. Монополия государства почти на все виды товаров.
Последствия:
- Получение значительных средств казной на нужды армии и флота.
- Разрушение старых деловых связей купечества, разорение торговых фамилий
- II период (1719–1725 )
Переход к политике меркантилизма и протекционизма – накоплению денег в стране с помощью покровительства отечественной торговли.
Последствия:
- Развитие торговли. Превышение вывоза товаров над ввозом их в страну.
- Накопление капитала.
- Рост молодой российской промышленности.
Учитель: Реформы государственного аппарата управления. В начале 18 века в России не было даже столицы, так как Москва перестала ею быть, а Петербург еще ею не стал. А единственной центральной властью был сам император, но с кем? Приказы прекратили свое существования (кроме военных), в 1699 г. Боярская дума была заменена царем Ближней канцелярией, а с 1708г. “консилией министерств”. Петр желал создать временный орган власти, который бы управлял страной во время его разъездов по России и военных походов.
Исходные идеи преобразования государственного аппарата Петра I (Слайд 17)
- Государство – творение человека, а не Бога.
- Система управления страной может быть изменена, улучшена.
- Государство может взять на себя часть прав общества во имя поддержания общественного порядка и безопасности.
Основные принципы деятельности новых органов власти (Слайд 18)
- Функциональность и жесткая регламентация деятельности
- Строгая иерархия Органов власти
Учитель:
(Слайд 19) Схема Органов власти и управления в 20–70-е гг. 18 в.
(Слайд 20, 21) Сенат.
(Слайд 22, 23) Синод (Установление абсолютной монархии сопровождалось утратой церковью самостоятельности – подчинением духовной власти светской).
(Слайд 24) Коллегии.
Учреждение Сената не означало создания нового централизованного аппарата
управления, призванного заменить старую систему приказов.
1712 г. – Петр 1 отправляет за границу специальные экспедиции для изучения опыта
по организации коллегий по разным отраслям управления.
1718 г. – подписан указ об учреждении коллегий
(Учитель организует работу с классом – заполнение таблицы)
Коллегия | Функция |
Деятельность коллегии распространялось на всю территорию России. Круг обязанностей каждой коллегии был более точно ограничен и дублировал работу других коллегий, коллегии подчинялись императору и Сенату; коллегиям подчинялись местный аппарат управления.
Учитель: В условиях Северной войны Петр 1 столкнулся с острой нехваткой денежных средств. (Слайд 25, 26)
Петр 1 решает и эту проблему активно и оперативно:
- Начинает разработку Нерчинских серебряно-свинцовых рудников (1700 г.).
- Вводит новые виды монет, в том числе и медные.
- В 1711 г. проводится денежная реформа, чеканка золотой, серебряной, медной монет. В монетах снижено содержание серебра на 20%.
Государство было также заинтересовано в росте налогов.
- 1714 г. – подворно-подушная перепись населения.
- 1718–1724 гг. – введена подушная подать, вместо налога со двора.
Учитель: За годы правления Петра1 произошли грандиозные экономические и политические изменения. (Слайд 27) Приложение
- Промышленность страны выросла в 11 раз;
- Увеличилось количество мануфактур в 7 раз;
- Петр целенаправленно стремился сделать Россию передовой индустриальной державой;
- Россия занимала в Европе 3 место по выплавке металла;
- В сельском хозяйстве постепенно внедрялись новые орудия труда и технологии;
- Росли обороты внешней торговли;
- Увеличился товарооборот внутри страны;
- Подчинение церкви государству;
- Ускорение темпов социально – экономического и культурного развития России;
- Превращение России в империю с мощной армией и флотом;
- Улучшение международного положения;
- Становление абсолютной монархии в России.
НО есть и другая “сторона медали”:
- Тяжелые налоги привели к нищете крестьянские хозяйства;
- Предпринимательство не развивалось из-за крепостного права;
- Государство играло главную роль в экономике;
- Назревал конфликт в обществе.
- Подавление личности государством.
Вывод: Реформы Петра I привели
- к установлению в России абсолютной монархии – формы правления, при которой законодательная, судебная и исполнительная власть в стране принадлежала всецело главе государства (императору). Власть царя никем и ничем не ограничена.
- Значительно ускорили экономическое развитие России.
- Но одновременно в этих же реформах уже зарождались причины будущего отставания России.
Домашнее задание:
- § 15, 16
- Заполнить таблицу
Значение реформ Петра 1
Реформы | Результаты |
Целью урока является познакомить учащихся с положением страны перед началом Отечественной войны 1812 года; проследить по карте ход военных событий 1812 года; показать патриотизм и героизм на примере реальных фактов и событий; формировать навыки работы с текстами документов....
18 03 2024 18:35:44
Вопрос о торговле людьми и треффикинге в больших масштабах стал ставиться в 90-е годы. Но, к сожалению, государственная политика по этой проблеме не изобилует примерами наказания за все случаи вербовки работников за границу. Цель урока – показать, как можно сохранить главную ценность человека – свободу. ...
17 03 2024 22:57:32
Урок помогает повторить эпоху Александра I с точки зрения развития и результатов внутренней и внешней политики России в первой четверти XIX века и тех изменений, которые произошли во всех сферах жизни общества, их значение для дальнейшей истории России. ...
16 03 2024 19:27:10
Урок духовно-патриотического воспитания с использованием мультимедийных средств обучения. Изучение темы "Сталинградская битва" является составной частью цикла уроков и мероприятий "Память поколений", посвященного Победе в Великой Отечественной войне. Организация урока в форме проектной деятельности учащихся позволяет не только создать целостное представление о роли Сталинградской битвы в ходе войны, но и погрузиться в эпоху, понять и прочувствовать её на основе работы с историческими источниками. ...
15 03 2024 17:31:46
Урок обществознания по теме "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории" - урок с использованием ИКТ. Приёмы работы с текстовой информацией разнообразны, учащиеся могут работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных носителях. Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с информационными текстами. Урок проводится в 11-м классе. Особенность урока - данный урок тесно связан с курсом истории, учащиеся уже имеют исторические знания и представления. ...
14 03 2024 20:29:25
Нетрадиционная форма проведения урока помогает преподавателю закрепить и обобщить пройденный материал в игровой форме позволяет объективно оценивать знания учащихся, разжигает интерес не только к пройденной теме, но и к предмету история в целом. Игра помогает учащимся закрепить основные исторические и экономические понятия на пpaктике, условия аукциона вынуждают быстро принимать решение. ...
13 03 2024 23:41:36
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
12 03 2024 15:39:37
В данной статье представлена разработка урока истории Древнего мира в 5-м классе, целями которого является осознание учащимися роли личности в исторических событиях и личностная оценка её деятельности; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение в ходе обсуждения поставленных на уроке проблем. В статье представлены разноуровневые задания, графический диктант, кроссворд и презентация по теме....
11 03 2024 4:53:47
Представлен урок-экскурсия по территории Московского Кремля. Он поможет учащимся побывать за Кремлевской стеной и увидеть своими глазами все великолепие архитектуры московского Кремля. А также познакомит с историей создания памятников....
10 03 2024 0:46:56
Урок дает возможность соприкоснуться с "живой историей", проникнуть в прошлое, принять участие в археологических раскопках. Цель таких "живых" уроков - применение раннее полученных знаний в научно-исследовательской деятельности, подготовка проектов, рефератов....
09 03 2024 12:32:23
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация Power Point позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. ...
08 03 2024 20:50:45
Урок-память посвящается миллионам павшим, славным ветеранам Великой Отечественной войны, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается. Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам о горьком победном пути. Поэтому должен хотя бы наш разум, дорогой победы пройти. И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес, конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слез. ...
07 03 2024 14:28:16
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
06 03 2024 17:31:36
Элективный курс «История России в лицах» предназначен для учащихся 10–11-х классов, изучающих историю на профильном уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества....
05 03 2024 0:48:54
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
04 03 2024 7:31:15
Данная разработка может быть использована на уроках истории, уроках мировой художественной культуры, как внеклассное мероприятие....
03 03 2024 7:50:24
Основная задача современного российского образования – формирование умений и качеств человека XXI века. Важнейшим направлением в решении данной задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является метод проектов. ...
02 03 2024 16:44:41
Предлагаемый урок призван сформировать образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших предков....
01 03 2024 20:49:52
В программе курса представлен материал, который редко включается в содержание программ по истории России. Он может быть использован как элективный курс в профильных гуманитарных классах. В программе отражены общие рекомендации по рассмотрению материала, учитель же осуществляет его отбор на основании имеющихся исторических разработок и пособий. Показ русской истории в культурно-антропологическом контексте, проблемный подход к обучению требуют введения большого количества аналитического материала, развития у учащихся навыков обобщения, анализа, умения отстаивать свою точку зрения. ...
29 02 2024 20:39:54
Урок построен в соответствии с программными требованиями. Основной целью обучения иностранному языку является овладение иноязычной культурой через основные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение и письмо. В основу построения данного урока положен коммуникативный метод, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения — развитие речевых умений и навыков учащихся. При подготовке к уроку были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся. ...
28 02 2024 15:13:41
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
27 02 2024 23:57:33
Материалы урока могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, в ходе экскурсии, на классных часах. На уроке изучаются гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы в XVI веке. Рассматривается уникальный вклад, внесенный в сокровищницу мировой культуры эпохой Возрождения....
26 02 2024 18:16:27
Урок проблемного изложения материала с использованием активных и интеpaктивных форм обучения при работе с разнообразными источниками информации, в том числе с широкой документальной базой, способствует формированию ключевых компетенций. Урок сочетает изучение вопросов общероссийского масштаба и углубленное изучение краеведческого компонента. ...
25 02 2024 4:17:19
В данной статье дается обоснование подхода к преподаванию истории в школе. Раскрыты способы активизации познавательной деятельности учащихся, отражена роль школьного историко-краеведческого музея в историческом образовании и формировании гражданина и патриота своей Родины. ...
24 02 2024 2:43:12
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
23 02 2024 20:58:28
Урок нацелен на то, чтобы определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества. Учащиеся узнают, что такое «профсоюз», каковы принципы его построения и функционирования. Также рассматривается ход развития профсоюзного движения в России. Раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества....
22 02 2024 22:29:56
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
21 02 2024 15:20:25
Данная работа является обобщающим уроком по истории в 4-м классе (автор учебника Ворожейкина Н.И.) Урок относится к теме "Россия сегодня". В ходе урока учащиеся обобщают знания о современной России - ее территории, населении, природных богатствах, столице, символике страны и родного края....
20 02 2024 16:53:58
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
19 02 2024 2:12:20
Объяснение нового материала на данном уроке сопровождается мультимедийной презентацией, выполненной в программе Microsoft Office PowerPoint. В ходе урока учащиеся определят причины, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель. ...
18 02 2024 5:59:18
Игра для 5-7-х классов закрепляюет знания полученные на уроках истории, литературы знания об укладе жизни русского населения России XVII-XIX веков, об архаичных словах и понятиях, о смысле пословиц и поговорок, принципы составления загадок. ...
17 02 2024 14:48:55
Урок знакомит обучающихся с новыми понятиями (язычество, капище, идол, религиозный обряд, волхвы), развивает образное мышление, обогащает лексический запас и формирует эрудицию. Цель урока - развитие у учащихся первичных представлений о верованиях и обычаях восточных славян....
16 02 2024 4:41:43
Цели урока: повторить и закрепить с учащимися основные положения темы "Глобальные проблемы современности и пути их решения"; сформировать у учащихся навык по применению теоретических знаний на пpaктике....
15 02 2024 4:11:44
Урок-панорама изучения нового с элементами театрализации и маршрута по теме "Рабство в Древнем Риме" ставит целью создание у школьников образного представления о положении рабов в Древнем Риме, их труде, занятости в хозяйстве, повседневной жизни и быту. Форма занятия позволяет развивать логические, образные и оценочные умения при разработке панорамных плакатов, воспитывает эмоционально-целостное отношение к истории....
14 02 2024 0:56:20
Урок разработан в соответствии с изучаемой темой и с учетом возрастных особенностей учащихся. Использование современных компьютерных технологий во время урока позволяет наиболее полно использовать речевые способности учащихся, существенно увеличить объем рассматриваемого на уроке материала, а также развивает и совершенствует их индивидуальные творческие способности путем применения индивидуально-личностного подхода....
13 02 2024 3:41:26
Интегрированный урок-презентация по истории и литературе в 10-м классе по теме "Путешествие по Петербургу". Использование компьютера позволяет увеличить интенсивность подачи материала, сообщить больше сведений по изученной теме за меньший промежуток времени и представить материал в более наглядной и доходчивой форме. Данная презентация позволяет ученику проверить свои ответы прямо на экране компьютера. ...
12 02 2024 18:33:33
Изучение курса позволит учащимся глубже погрузится в изучение истории родного края, изучить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании курса исторического краеведения. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России и родного края. ...
11 02 2024 19:19:45
Урок истории древнего мира в 5-м классе дает представление о достижениях военного искусства Древнего Египта. Учащиеся работают с учебником и карточками, выполняют мини-проекты « Схема расстановки египетской армии» по группам, участвуют в игре «Разбросай-ка». Урок способствует развитию познавательной деятельности; планированию путей и способов достижения цели; умению находить решение и представлять результаты работы....
10 02 2024 10:43:38
Урок проводится как лабораторно-пpaктическая работа в группах. На основе самостоятельной работы с источниками у учащихся развиваются ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, самообразования и самооценки. Для урока привлечен редкий материал из исторических монографий, писем и работ самого Сперанского с учетом уровневой дифференциации. ...
09 02 2024 3:18:53
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
08 02 2024 4:42:37
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
07 02 2024 23:19:58
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
06 02 2024 10:57:40
Урок проводится в рамках программы изучения истории Древнего мира, раздел Древняя Греция. Форма проведения занятия призвана познакомить учащихся с традициями театральных постановок в древности, заинтересовать их истоками этих представлений, вызвать желание сравнить театр древний и современный....
05 02 2024 3:28:37
Цели урока: расширить знания учащихся о малой родине, знакомя их с замечательными малоизвестными фактами; развивать навыки исследовательской работы; развивать умения учащихся работать в группе; развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий; развивать умения работать с учебной и внешкольной информацией; формировать основы гражданской идентичности; воспитывать интерес и любовь к малой родине – Смоленщине....
04 02 2024 14:21:10
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
03 02 2024 18:36:33
Цель занятия: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа....
02 02 2024 20:10:19
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами. Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
01 02 2024 0:37:25
Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....
31 01 2024 5:44:37
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
30 01 2024 16:57:39
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
29 01 2024 14:17:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::