Курс краеведения на тему "Моя малая родина"
Пояснительная записка
Важнейшим направлением краеведческой работы является воспитание и образование подрастающего поколения. Накопленные знания по истории и культуре края, научные исследования и поисковую работу краеведов необходимо донести до широких масс. Эту задачу с успехом может решить школа.
В пояснительной записке к «Программе для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, указывается, что историко – краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей являются важной составной частью курса, поэтому «особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала». Программа лишь в общем плане ориентирует учителя на включение краеведческого материала в уроки истории. Поэтому назрела необходимость составить курс краеведения «Моя малая Родина».
Актуальность курса краеведения «Моя малая Родина». Изучаемые на уроках исторические события часто тесным образом связаны с событиями местной истории как частью общей истории страны. На конкретных примерах родной истории учащимся специальной (коррекционной) школы легче осмысливать и усваивать общеисторический материал, порой представляющийся им пустой абстpaкцией.
Сегодня Белгородская область стала развитым индустриально – аграрным регионом. Два мощных комплекса - горно –металлургический и агропромышленный – определяют её современный облик. Внимание к этим и другим примечательным фактам истории будет способствовать росту интереса к истории Белгородской области и России в целом, благотворно скажется на воспитании патриотизма школьников.
Основная цель курса: состоит в формировании реальных представлений, знаний и понимания основных закономерностей исторического развития на фактическом материале истории родной земли; содействовать усвоению учащимися основных понятий и идей исторических периодов, главных факторов исторической действительности.
Главные задачи курса:
1. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
2. Развивать и корректировать умение анализировать и оценивать факты, явления и события, иметь собственное суждение о деятельности прошлых поколений, оперировать полученными знаниями.
3. Воспитание патриотического отношения к своему краю, своей малой родине.
Особенность данного курса состоит в том, что он изначально ориентирован на изучение историко-культурного наследия своего края - Белгородчины, как части России. Важным средством реализации данной проблемы является краеведение, которое в системе учебно-образовательной и воспитательной работы является основным фактором нравственного, эстетического, экологического воспитания школьников. Оно помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения.
Курс краеведения «Моя малая Родина» рассчитан на три года. Последовательность тем построено с учётом разделов основного курса «История Отечества», с учётом психолого – педагогических особенностей учащихся коррекционной школы VIII вида. Данный курс даёт учащимся конкретно – исторические сведения, касающимися различных аспектов развития области, города Губкина, приобретение навыков работы со справочной литературой, СМИ, отработка элементов исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением.
Формы организации учебной деятельности: пpaктикумы, беседы, экскурсии, краеведческие викторины.
Изучение учебного материала будет осуществляться за счёт часов школьного компонента.
Предполагаемые результаты изучения курса:
В результате изучения курса краеведения «История Белгородской области» ученик должен знать и понимать:
- символику Белгородской области и города Губкина;
- основные периоды становления Белгородского края и города Губкина;
- исторических деятелей области, учёных, полководцев, руководителей области, города.
Содержание курса
Раздел 1. Символика Белгородчины, города Губкина. Герб, флаг, гимн Белгородской области, города Губкина. История символов. Наша Родина на карте.
Раздел 2. Древнейшее прошлое Белгородского края. Древние славяне в крае. Занятие. Жилище. Одежда. Религиозные верования.
Раздел 3. Наш край в составе Древнерусского государства и феодальных княжеств VII - XIV век. Древнерусские города «Хотмысль», «Холковское городище». Северская земля и кочевники. Натиск кочевников. Борьба с половцами. Нашествие монголо – татар. Жизнь людей во время татаро- монгольского ига.
Раздел 4. Южные рубежи России и Белгородчина в XVI - XVII веке.
Вхождение земель Белгородчины в состав Московского государства. Дикое поле. Формирование казачества. Белгородская черта. Основание первых городов. Заселение края.
Раздел 5. Белгородская губерния. Истоки создания Белгородской губернии. Первый губернатор Ю. Ю. Трубецкой. Наша область на карте. Экономическое развитие края XVIII веке. Сельское хозяйство. Промысел и торговля. Упразднение Белгородской губернии 1779 г. Белгородчина – Родина подсолнечного масла.
Раздел 6. Наш край в XIX – XX веке. Село Коробково в народной памяти. Помещик Коробков. Заселение земель города. Белгородский край в годы революции и гражданской войны. Военные действия в 1917- 1919 г. Первая конная. Белгородцы - герои гражданской войны. История КМА. П. Б. Иноходцев, Э. Е. Лейст, И. М. Губкин.
Раздел 7. Город Губкин. Этапы развития. Село Коробково- посёлок имени Губкина. Строительство шахт в селе Коробково. Первая руда. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Прохоровское сражение. Лётчик Горовец. Строительство железной дороги Старый Оскол – Ржава. Посёлок имени Губкина – город Губкин. Восстановление разрушенного хозяйства.
Раздел 8 . Обобщение по курсу. Самый благоустроенный город России - Губкин! Благоустройство города, строительство храма, церквей, спортивных комплексов, ледовой арены.
Учебно – тематический план
№ |
Раздел |
Колчество часов |
Тема занятия |
Класс |
1 |
Раздел 1. Символика Белгородчины, города Губкина |
1 |
1.Символика Белгородчины, города Губкина |
7 |
2 |
Раздел 2. Древнейшее прошлое Белгородского края |
1 |
1.Древние славяне в крае. |
7 |
3 |
Раздел 3. Наш край в составе Древнерусского государства и феодальных княжеств VII - XIV век. |
3 |
1. Древнерусские города на территории области. 2. Северская земля и кочевники XI – XIII век. 3. Нашествие монголо – татар. |
7 7 7 |
4 |
Раздел 4. Южные рубежи России и Белгородчина в XVI - XVII веке. |
2 |
1. Вхождение земель Белгородчины в состав Московского государства. 2. Белгородская черта. Основание первых городов |
7 8 |
5 |
Раздел 5. Белгородская губерния |
2 |
1. Истоки создания Белгородской губернии. Ю. Ю. Трубецкой – первый губернатор. 2. Экономическое развитие края XVIII веке. |
8 8 |
6 |
Раздел 6. Наш край в XIX – XX веке. |
3 |
1. Село Коробково в народной памяти. 2. Белгородский край в годы революции и гражданской войны. 3. История КМА. |
9 9 9 |
7 |
Раздел 7. Город Губкин. Этапы развития |
2 |
1. Село Коробково- посёлок имени Губкина. 2. Наш край в годы Великой Отечественной войны. |
9 9 |
8 |
Раздел 8 . Обобщение по курсу. |
1 |
1. Самый благоустроенный город России - Губкин! |
9 |
Библиографический список
1. Под редакцией В. В. Воронковой. Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида». Москва. Владос, 2001 год
2. Под редакцией Шаповалова В. А., Белгородоведение – учебник для общеобразовательных учреждений.- Белгород, 2002 год.
3. Никулов А. П. Старый Оскол. – Старый Оскол, 1997 год.
4. Алексенко Н. П. Заметки краеведа. – Губкин, 1992 год.
5. Под редакцией Мартынова А. Ф. Белгородский край в истории СССР.- Воронеж 1982 год.
6. Овчарова Н. Г., Осыков Б. И. Мой край.- Воронеж 1977 год.
7. Алексеев Ю. Г. Всё остаётся людям.- Белгород, 2006
Цели урока: знать хаpaктеристику кастового строя в Индии, работать над развитием устной речи; формирование интереса к истории....
18 03 2024 10:26:33
Музеи сельских школ играют важную роль в культурно-просветительской работе среди учащихся и местного населения, в охране природы, памятников истории и культуры. Они способствуют активизации интереса учащихся к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности, овладению пpaктическими навыками поисковой исследовательской работы. Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории родного края....
16 03 2024 9:28:48
Интеллектуальный марафон формирует устойчивый интерес к истории России XIX века, в частности истории Отечественной войны 1812 года. ...
15 03 2024 19:33:20
Игра проводится по типу телеигры "Умники и умницы" и рассчитана на учащихся 7–10-х классов. Игра разработана в качестве внеклассного мероприятия в рамках Декады общественных наук, но вполне применима и на уроке при наличии достаточного времени. Цели игры: способствовать расширению исторической эрудиции учащихся, развитию интереса к предмету; способствовать развитию логического мышления и речи учащихся; способствовать формированию чувства гордости за историю России. ...
14 03 2024 5:15:47
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
13 03 2024 9:14:18
В данной статье содержится разработка урока по теме "СССР от сталинизма к "оттепели" (1945-1964 гг.) (всемирная история, 11-й класс), в котором использованы современные интеpaктивные и мультимедийные технологии....
12 03 2024 16:25:59
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
11 03 2024 13:34:35
Урок изучает причины создания Красной Армии, обеспечивает повторение изученных понятий Рабоче–Крестьянская Красная Армия (РККА), Реввоенсовет, Совет рабочей и крестьянской обороны....
10 03 2024 13:27:27
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
09 03 2024 10:42:26
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
08 03 2024 23:53:24
Благодаря интеграции двух предметов и информационным технологиям урок обладает большой информативной емкостью, что позволяет вовлечь каждого ученика 8-го класса с диагнозом «детский церебральный паралич» в активную работу на всех этапах урока....
07 03 2024 22:59:44
В истории каждой страны есть незабываемые даты. Декабрь 1825 года – явление такого рода. По делу декабристов были привлечены 579 человек. В июле 1926 года началась отправка в Сибирь осужденных. Вслед за "государственными преступниками" отправились жены. Наш урок посвящен женам декабристов. ...
06 03 2024 6:25:43
Представлен сценарий урока по истории Древнего мира. Урок в 5-м классе проводился по теме "Школа в Древней Греции". При подготовке к данному уроку была проведена большая предварительная работа учителем и учащимися. Урок комбинированный, но проходит в нестандартной форме. Учитель и ученики проводят его вместе. При проведении урока необходимо использовать иллюстративный материал, взятый из альбома по искусству Древнего мира, карту "Древняя Греция" и атласы, слайды по истории Древней Греции....
05 03 2024 5:32:45
Представлен текст экскурсии, подготовленной и проведенной для учеников 11-го класса, о городе Тарусе. Этот городок в Калужской области с конца XIX века играет важную роль в нашей культурной жизни. На этом материале ученики учатся постигать значение провинции в истории России....
04 03 2024 5:46:13
Урок истории в 10-м классе, раскрывающий предпосылки, дающий хаpaктеристику, определяющий цели и итоги реформ Петра I. Урок представляет собой лекцию учителя, сопровождающуюся показом слайдов компьютерной презентации. В качестве закрепления материала учащимся предлагается тест. ...
03 03 2024 1:27:38
Урок повторения и обобщения изученного материала с использование игровых технологий. Оптимизировать работу на всех этапах урока позволяет оригинальная презентация. Устная отработка и обобщение изученного материала сопровождается заполнением учащимися систематизирующей таблицы «События и хаpaктеристика периодов Средних веков». Проверить степень усвоения учащимися изученного материала позволит выполнение тестовых заданий....
02 03 2024 8:43:14
Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор учащихся, развить их эрудицию, умения и навыки XXI века, активизировать мыслительную деятельность школьников, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его. Проводится с учащимися 9–11-х классов. ...
01 03 2024 7:27:10
Сценарий вечера духовно-патриотического воспитания с использованием ИКТ-технологий. Цель разработки – дать целостное представление о Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.), о роли человека на фронте и в тылу, возможность обратиться к личностному фактору отношения к данным историческим событиям....
29 02 2024 21:56:23
Состояние современного образования таково, что процесс обучения происходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к перегруженности учебных программ. В этих условиях, качество образования зависит от правильной организации учебной работы и от профессионализма и компетентности преподавателя....
28 02 2024 9:15:42
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
27 02 2024 8:47:29
Урок построен на основе материалов экспозиции школьного музея, краеведческого музея г. Красноуфимска, с использованием материалов, подготовленных лекторской группой музея. Данный урок можно использовать при изучении темы Великой Отечественной войны в курсе преподавания истории России в 9-м классе и как внеклассное мероприятие. Данное занятие позволяет проявить патриотизм школьников по отношению к своей малой Родине, семье, уважительное отношение к старшим, почтить память погибших....
26 02 2024 3:39:45
Интегрированный урок истории и литературы предназначен для учащихся 9–11-х классов. Создан на основе изучения материалов школьного историко-краеведческого музея и поисковой работы учащихся. Включает рассказ об односельчанах – участниках Великой Отечественной войны, об их фронтовой судьбе, о жизни села в годы войны, о детях войны, условиях учебы, об учителях....
25 02 2024 14:29:50
Урок помогает сформировать у учащихся представления о преобразованиях Петра I в области культуры и быта на примере изменений образа жизни привилегированного сословия – дворянства, подвести учащихся к выводу, что реформы Петра I носили двойственный хаpaктер, познакомить с историей создания ассамблей....
24 02 2024 14:15:20
В статье представлена система работы учителя, позволяющая при систематической самостоятельной деятельности учащихся на основе развивающих заданий сформировать активную позицию. Перевод обучения на субъект – субъектную основу перестраивает мышление учащихся со схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил». Меняется роль ученика и учителя. Ученик должен учиться сам, а учитель контролирует его учебу....
23 02 2024 20:26:11
Урок изучения нового в курсе 4-го класса по теме: "Новейшие достижения". УМК Д.Д. Данилов Мое Отечество по Образовательной программе "Школа-2100". Урок в системе тематического планирования, связан с предыдущим, работает на последующие уроки. По данной теме поставлены цели: образовательная - создание условий для формирования представления эпохи новейшего времени; развивающая - создание условий для развития аналитических навыков; воспитательная - воспитание чувства патриотизма. Урок построен на основе проблемно-диалогической технологии. ...
22 02 2024 21:32:18
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
21 02 2024 9:49:40
На уроке учащиеся знакомятся с историческим портретом Екатерины II. Целью урока является знакомство с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики. Показать роль дворянских привилегий и продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками....
20 02 2024 10:15:14
На протяжении всего урока ребята не только слушают рассказ учителя, но и сами являются непосредственными участниками учебного процесса. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены наиболее яркие образы – символы Индии, что позволяет наиболее полно представить себе природу и людей Древней Индии. ...
19 02 2024 19:20:50
Урок проводится в форме путешествия. Цель урока - познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья; основными занятиями жителей, развитием письменности. На уроке учащиеся сравнивают географическую среду Египта и Древнего Двуречья, развивают навыки работы с исторической картой, учатся анализировать фрагмент исторического документа....
18 02 2024 19:33:56
Автор статьи на основе широкого привлечения многочисленных первоисточников, архивных документов и материалов Центрального государственного архива Республики Узбекистан (г. Ташкент) попыталась восстановить подлинный политический портрет крупнейшего государственного и политического деятеля Казахского ханства конца XVII – начала XVIII веков, глубокого знатока культуры и быта своего народа, оратора Толе бия. По достоинству оценен его вклад в укреплении Казахского государства....
17 02 2024 12:47:23
Урок раскрывает понятие «холодная война» и её влияния на международную обстановку; подводит учащихся к пониманию того, что, несмотря на продолжение «холодной войны», в целом был снижен уровень противостояния между Востоком и Западом. На примере Карибского кризиса показывает, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....
16 02 2024 5:51:47
Итоговое внеклассное мероприятие служит воспитанию патриотизма и чувства гордости за народы России и её героев. Мероприятие представлено в форме презентации творческих работ учащихся....
15 02 2024 13:45:47
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
14 02 2024 15:33:44
В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на "Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....
13 02 2024 12:15:22
Урок посвящен "черной странице" российской внешней политики XIX века. Тип урока ‒ комбинированный. Приемы, использованные в ходе урока: беседа, анализ иллюстрации и кинофильма, самостоятельная работа учащихся. Педагогическая цель: изучение истории Крымской войны, усвоение ключевых понятий темы "Синопское сражение", "оборона Севастополя", "Парижский мир"....
12 02 2024 19:53:14
Урок истории с использованием методов и приёмов личностно-ориентированного подхода: работа в парах, диспут, тестирование. Задачи урока: развитие в детях творческой активности, любознательности, инициативности, самостоятельности. На уроке, в результате повторения основных этапов правления Петра I и Екатерины II, раскрывается вопрос об их значимости и величии....
11 02 2024 16:56:53
Урок по истории Древнего мира разработан с применением нестандартных форм обучения. В уроке использована инсценировка на повторение изученного, работа по карточкам из раздаточного материала при изучении нового, закрепление темы по опopному конспекту. ...
10 02 2024 15:35:54
Мероприятие способствует расширению исторических знаний студентов, популяризации государственных символов Российской Федерации, воспитывает патриотизм и гражданственность. Материал тематического вечера может быть использован на уроках истории России и внеклассной работе....
09 02 2024 2:41:43
Литературная гостиная памяти Владимира Высоцкого знакомит обучающихся с традициями авторской песни, с биографией и творчеством Высоцкого; позволяет развивать навыки выразительного, эмоционального чтения, вдумчивого восприятия, умение сопереживать, сочувствовать; помогает пробудить у обучающихся интерес и любовь к поэзии, слову....
08 02 2024 1:20:57
Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными к истории Гражданской войны в США, к решению проблем рабства, которое стало очередным этапом развития демократии в США. На примере хаpaктеристики А.Линкольна подчеркивается роль личности в истории....
07 02 2024 11:10:11
Вниманию учителей обществознания предлагается урок-диспут атеиста (учитель) и теиста (иерей Александр). Учащиеся 11-го класса присутствуют на своеобразном ток-шоу, имея возможность задать вопрос отцу Александру. Примерные подвопросы рассматриваемой темы: сущность религии и религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации, религия и мораль, религия в современном мире, свобода совести и вероисповеданий....
06 02 2024 8:44:58
На уроке рассматривается дискуссионный вопрос о цивилизационной принадлежности России. Работа ведется по группам, которые защищают одну из точек зрения на российскую цивилизацию с применением презентации. Урок предполагает использование примеров из истории и умение выражать свое мнение....
05 02 2024 16:18:26
Урок посвящен предметам русского быта XIV–XIX вв. Изучение проводится с помощью предметов быта русских крестьян, представленных в школьном музее. В доступной форме ученикам объясняется назначение предметов школьного музея, а также дадут возможность ребятам самостоятельно ими поработать. Урок направлен на формирование преемственности поколений, для ознакомления с русской стариной и понимания важной роли труда в жизни как древнего, так и современного человека....
04 02 2024 17:49:47
Урок проводится в 9-м классе. На примере данной темы рассматриваются циклы мировой политики после Второй мировой войны. Учащиеся готовят материал о развитии арабо-израильского конфликта. Изученный материал связывается с современной обстановкой на Ближнем Востоке. На уроке затрагивается тема терроризма и последствий локальных конфликтов на мировое развитие. ...
03 02 2024 7:56:27
Публичный классный час для расширенной аудитории, посвященный теме с раскрытием понятия ГУЛАГ, общей хаpaктеристикой системы политического террора, завершаемый минутой молчания и рефлексией....
02 02 2024 3:11:18
Сохранить и возродить интеллектуальный уровень нации можно только при условии длительного и настойчивого духовного и физического развития детей и юношества. Именно поэтому развитие одаренности детей является потенциалом для развития общества в целом....
01 02 2024 16:58:29
Цели урока: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения; пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта. ...
31 01 2024 16:41:49
Разработка урока опирается на данные архивов, исследования краеведов, на материалы поисковых экспедиций, проходивших под руководством автора материала как директора школьного музея. Урок содержит краеведческий материал и напрямую связывает представления учащихся о далеком прошлом страны с историей своего села, малой Родины....
30 01 2024 16:15:42
Цель урока – познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, работать с историческим источником, составлять рассказ....
29 01 2024 17:20:24
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::