Урок обществознания "Вечные вопросы" (8-й класс)
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль, зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена:
А.С.Пушкин.
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена. :
Митрополит Филарет
Цель: Способствовать осознанию учащимися необходимости цели жизни человека и её связи с потребностями.
Учащиеся должны знать, что:
- человеку свойственно проектировать свою жизнь, сознавать ее нужной, оправданной;
- каждый отрезок жизни имеет свой смысл, который дает человеку ощущение счастья;
- сознание неизбежности конца жизненного пути заставляет людей особенно ценить время своей жизни и наполнять смыслом каждое мгновение;
- индивид - человек как один из людей;
- индивидуальность - хаpaктеристика человека в обществе;
- личность несет в себе определенные ценности, качества;
- стать личностью - это не только обладать важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности.
Учащиеся должны понимать, что такое:
- человек;
- личность;
- индивид;
- индивидуальность;
- смысл жизни.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять смысл основных понятий;
- определять признаки, хаpaктеризующие человека как индивидуальность и как личность;
- комментировать высказывания.
Опрос. Актуализация знаний (связь с предыдущим уроком).
Охаpaктеризуйте особенности основных видов познания.
Развернутый ответ на вопросы в задании №4 к 6 на с. 36. Известный древнегреческий философ Фалес не вопрос: "Что трудно?" - отвечал: "Познать самого себя". Определите свое отношение к мнению мудреца древности. Приведите необходимые аргументы.
Что такое человечность?
О чём гласит "золотое правило нравственности"?
Каковы особенности потребностей человека?
План изучение нового материала
I. Учитель. В определенный период своей жизни люди задумываются над вечными вопросами, содержание и смысл которых зависит от возраста человека.
Предлагаю учащимся прочитав, учебник с.37, сформулировать вечные вопросы.
Вопрос о смысле жизни;
Вопрос о cмepти и бесcмepтии человека;
Вопрос возможности существования Бога;
Вопрос о предназначении человека;
II. Учитель. Cмepтность, конечность человека открывает ему ценность времени жизни и заставляет искать её смысл, выбирать главное в ней. Следовательно, у человека возникают вопросы. Ученикам предлагается сформулировать эти вопросы.
Учитель. Таким образом, предметом нашего разговора является вопрос - "В чём смысл жизни человека?" (вопрос можно записать на доске).
III. Учитель. Как вы думаете, в чём смысл жизни? Для чего человек рождается и живет?
IV. Учитель. Предлагаю ученикам поработать в группах по 4 человека. Прочитайте текст, указанный в карточке с заданиями. Выполните задание, работая в группе. Время работы - 7-8 мин.
Группа №1.
Карточка для 1 группы.
1. Прочитайте текст.
"Христианство утверждает, что каждый человек будет жить вечно, и это - либо истина, либо заблуждение. Из этого вытекает, что если мне суждено прожить каких-нибудь семьдесят лет, то о множестве вещей мне вряд ли надо беспокоиться; но о них стоило бы беспокоиться - и очень серьёзно, - если бы мне предстояло жить вечно. Возможно, мой дурной хаpaктер становится все хуже или присущая мне зависть постоянно прогрессирует, но это происходит настолько постепенно, что изменения в худшую сторону, накопившиеся во мне за семьдесят лет, пpaктически незаметны. Однако за миллион лет мои недостатки могли бы развиться во что-то ужасное. И если христианство не ошибается, "ад" - абсолютно верный термин, передающий то состояние, в какое приведут меня за миллионы лет зависть и дурной хаpaктер. : В самом деле, если человек живет только семьдесят лет, тогда государство, нация, безусловно, представляют большую ценность. Но если право христианство, то индивидуум (отдельная личность) не только важнее, а несравненно важнее, потому что он вечен, и жизнь государства или цивилизации - лишь миг по сравнению с его жизнью ". Янушкявичус Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. -4 изд. - М.: ПРО-ПРЕСС, 2002. с.97\
"Согласно Библии, человек не должен быть пассивным жителем рая и только наслаждаться в нем блаженством. Человек должен стать деятелем, подобно тому, как Бог является Деятелем, о чем Сам Христос сказал: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю". И человек должен научиться действовать по подобию Божию. Он должен научиться возделывать рай, возделывать землю, все более иболее усовершенствовать её и вместе с тем совершенствовать самого себя, воспитывать свою собственную душу для того, чтобы она достигла подлинного и совершенного богоподобия. Поэтому святые отцы говорят, что образ Божий - это то, что заложено в человеке с самого начала, а подобие - то, что дано было в потенциале, чего человек должен был достичь своими силами, своим трудом, своей верностью Божиим Заповедям. Цель сотворения человека в том, чтобы человек, благодаря своей последующей жизни, достиг всецело богоуподобления, чтобы он взошёл от образа к подобию" \Янушкявичус Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. -4 изд. - М.: ПРО-ПРЕСС, 2002. с.266-267\
2. Выделите основную мысль текста. Сформулируйте её. Для этого ответьте на следующие вопросы:
Как христианство отвечает на вопрос: "Cмepтен ли человек?"
Кто, по его мнению, важнее человек или государство, нация, человечество?
В чём оно видит смысл жизни человека?
3. Согласны ли вы с позицией авторов? Почему.
Группа №2.
Карточка для 2 группы.
1.Прочитайте текст. Учебник "Введение в обществознание. 8-9 класс".
7, п. "Что будет после меня?", со второго абзаца на с.39 до первого абзаца на с. 40.
2. Выделите основную мысль текста. Сформулируйте её. Для этого ответьте на следующие вопросы:
Как авторы данного текста отвечают на вопрос: "Cмepтен ли человек?"
Кто, по их мнению, важнее человек или человечество?
В чём они видят смысл жизни человека?
3. Согласны ли вы с позицией авторов? Почему.
V. Учитель. Представителям группы предлагается ответить на поставленные в заданиях вопросы. Ученики озвучивают свою гипотезу, разъясняют её и выражают собственное мнение по отношению к ней. Согласны или не согласны и почему.
VI. Учитель. Подумайте и запишите в таблицу вашего рабочего листа как гипотеза №1 (христианская) и гипотеза №2 (научная) отвечают на вопросы указанные в таблице.
№ п\п |
Вопросы для сравнения. | Гипотеза №1 (христианская). | Гипотеза №2 (научная). |
1. | Какой я, человек? | ||
2. | Кто для меня окружающие? | ||
3. | Зачем я? | ||
4. | Кто я? | ||
5. | Позиция трагическая или оптимистическая? |
После окончания работы над таблицей ученики читают свои ответы. Обсуждают их содержание и выpaбатывают оптимальный вариант записи.
VII. Учитель. Предлагаю ученикам самостоятельно прочитать в учебнике определение понятий индивид, индивидуальность, личность (7, с. 41 со второго абзаца) и дополнить запись сравнительной таблицы в п.6. Устно объяснить свой выбор.
VIII. Учитель. Предлагаю 1 группе составить список "ярких" личностей христианского мира. Перечислите их.
IX. Учитель. Предлагаю 2 группе составить список "ярких" личностей светского (нерелигиозного) мира. Перечислите их.
X. Учитель. Универсального ответа на вопрос "В чем смысл жизни?" как вы догадались, нет. (Обращаю внимание учеников на эпиграф урока). Каждый свободен в выборе ответа. Поэтому вопросы и называют "вечными". А какой выбор сделали вы? Запишите его в рабочем листе. Кратко объясните свой выбор.
Домашнее задание.
1. 7, с.42, вопросы и задания.
2. Напишите синквэйн со словами "человек", "индивид", "личность".
Синквэйн - стихотворение, пять строк.
Существительное.
Прилагательное, прилагательное.
Глагол, глагол, глагол.
Фраза из четырех слов.
Существительное (вывод).
Приложение.
Специфика образования Черниговского района объясняется глубокими историческими процессами, протекавшими в России в конце ХIХ–ХХ вв. Исследование обусловлено возросшим интересом к этнокультурной ситуации по России и в отдельных ее регионах. Географическая локализации проблемы исследования нисколько не уменьшает и не сужает значимость темы, так как территория и этнический состав населения Приморского края и Черниговского района отличается динамичностью....
18 03 2024 14:28:44
Цель урока: сформировать представление учащихся о борьбе русского народа против западной агрессии в XIII веке, историческое сознание учащихся, воспитывать патриотизм на примере личности Александра Невского....
17 03 2024 22:53:50
Урок разработан в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС. В Приложении представлена технологическая карта урока....
16 03 2024 2:33:22
Цели урока – рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады; определить факторы, способствовавшие усилению царской власти. Выбираются эксперты, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели. Составляется план для обсуждения, которому необходимо следовать, чтобы раскрыть тему урока. ...
15 03 2024 16:25:23
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
14 03 2024 22:39:38
Цель урока: повторить наиболее важные события из истории Древней Греции, достижения древнегреческой цивилизации, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; продолжить развитие умений и навыков работы с историческим источником, умения делать выводы, применять полученные ранее знания на пpaктике; воспитывать у учащихся любознательность, интерес к происхождению различных понятий и слов, продолжить пробуждение интереса учащихся к истории....
13 03 2024 22:51:51
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...
12 03 2024 8:40:18
Урок посвящен изучению основных направлений внешней политики России в начале XVIII в. и событиям первого периода Северной войны. Показан ход войны на суше, переход от поражений к победам русской армии. Раскрывается роль Полтавской битвы как генерального сражения. Приоритетом урока является проблемность изложения материала. ...
11 03 2024 23:24:40
Урок истории преследует цель актуализировать имеющиеся знания у учащихся по этой теме и углубить представления школьников об ордынском иге. При подготовке к уроку используется дополнительная литература (сочинения Карамзина, Гумилева, Ключевского, исследования современных авторов в и другие). Форма урока позволяет создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, вести диалог....
10 03 2024 14:29:31
Материал урока знакомит с ходом Отечественной войны 1812 года и героизмом российского народа. Воспитать чувство гордости и любви к Родине....
09 03 2024 9:23:21
Представленный урок помогает осознать, что гражданская война стала национальной трагедией народа. Он формирует у учащихся представление о "третьей силе", которая противостояла белому и красному движениям. Ученики выясняют причины и хаpaктер "малой" гражданской войны. На уроке продолжается формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним; умение готовить и выступать с сообщениями....
08 03 2024 4:27:30
На уроке учащиеся знакомятся с внешней политикой СССР в 1945–1953 гг., выясняют ее основные цели и направления. У учеников формируется представление о принципах, методах и подходах внешней политики СССР....
07 03 2024 19:32:59
В статье показана роль краеведения в современном образовательном процессе. Из опыта работы представлена одна из возможностей расширения знаний обучающихся по краеведению, овладения навыками исследовательских изысканий и публичных выступлений. ...
06 03 2024 9:44:45
Учитывая в личностно-ориентированный подход к обучению, предполагается вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, выполнение ими целого ряда самостоятельных заданий с целью осмысления, обобщения и систематизации знаний. Данный урок связан с предыдущими, на которых ученики познакомились с понятиями демократия, научились выявлять её признаки. Урок призван подготовить учащихся к более трудным вопросам управления в древних государствах....
05 03 2024 2:49:45
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
04 03 2024 11:15:45
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
03 03 2024 0:49:54
Для раскрытия темы данной работы выбрана уникальная деревня Русского Севера – Суходол. Она расположена на северо-востоке Ленского района Архангельской области. В 2009 году она будет отмечать свое 425-летие. ...
02 03 2024 3:11:31
Цель урока: знать активизации общественного движения в XIX веке в России; основные направления; цели и задачи каждого направления. Уметь: выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией; обобщать полученную информацию в форме модели; выделять основное в каждом направлении, преобразуя модель в схему....
01 03 2024 9:34:53
В статье рассказывается о положительном опыте внедрения метода проектов в школьную деятельность. ...
29 02 2024 21:47:42
Цель урока: усвоение знаний по теме "Внешняя политика России. Русско-японская война"; развивать умение работать с исторической картой, анализировать, делать выводы....
28 02 2024 19:18:42
Данная тема – одна из сложных и проблемных тем в курсе истории России, многие вопросы темы являются дискуссионными. Целесообразно проводить изучение нового материала, используя технологию развивающего обучения с элементами дискуссии. Обозначение проблемы и совместный поиск её решения увлекает всех учащихся независимо от способностей и позволяет прочнее усвоить материал. ...
27 02 2024 23:46:41
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
26 02 2024 23:57:10
Цель урока: приобретение новых знаний и формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности под руководством учителя в ходе работы с источниками....
25 02 2024 4:37:28
В России государственные символы стали строго регламентированы только в конце ХIХ века. До этого изображение государственного герба менялось при каждом новом царствовании. При подробном знакомстве с историей России соответствующего периода видишь, что эти изменения не случайны и, как и во всяком символе в гербе воплощается основная идея того или иного исторического периода. Именно этот факт и использован для обобщения материала по истории России конца ХV - начала ХVI века, завершающего периода в образовании Российского централизованного государства. ...
24 02 2024 8:19:33
Данная тема по обществознанию изучается в 7-м классе. На представленном уроке важно донести до учеников не только правовую сторону вопроса, но и важность охраны природы с человеческой точки зрения. Поэтому на уроке используются различные педагогические технологии: сравнение, поэтическая мастерская, инсценировки. В уроке видна метапредметная связь (литература и русский язык). Этот урок отличается от обыкновенного тем, что ученики работают с буклетом на протяжении всего урока....
23 02 2024 12:19:58
Презентация к уроку составлена с использованием гиперссылок. При наведении курсора на отдельные участки карты показываются основные события, планы оборонительных рубежей, ход наступательных операций, данные об участниках сражений. Приводятся материалы об участии уроженцев Чувашии в Курской битве. Такая форма урока дает возможность наглядно продемонстрировать большой объем материала за короткий промежуток времени и заинтересовать им учащихся....
22 02 2024 2:43:42
Урок проводится как итоговый в разделе «Архитектурные стили Санкт-Петербурга». На уроке учащиеся могут применить полученные знания на пpaктике в ходе блиц-турнира, изучение нового материала и закрепление объединяются. Урок формирует эстетические вкусы учащихся, воспитывает любовь к родному городу, формирует способность решать творческие задачи....
21 02 2024 18:42:25
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
20 02 2024 1:56:29
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
19 02 2024 20:38:22
Познавательная игра "Отмена крепостного права в России" может использоваться учителями истории на повторительно-обобщающих уроках по данной теме. Она построена с учетом тех знаний, которые учащиеся получили во время уроков, а также дополняет их новыми интересными фактами. В игре учащиеся не просто заучивают материал, а рассматривают его с различных сторон, раскладывая на многообразные логические ряды....
18 02 2024 1:41:52
Сегодня у учителя истории множество возможностей для того, чтобы его урок стал интересным и познавательным. Материалы этого урока могут помочь в этом, они могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования и науки. ...
17 02 2024 18:45:54
Учащиеся совершенствуют навыки знаний о Реформации в Европе, развивают умение работать с текстом учебника, документом. Анализируют факты и события, дают оценку деятельности исторических личностей и историческим событиям....
16 02 2024 19:53:57
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
15 02 2024 11:14:40
Тема урока актуальна в наши дни. Граждане России имеют возможность свободного выезда за пределы страны. В этих условиях важно знать свои юридические права по вопросу приобретения гражданства. Материал урока способствует пониманию духовно-нравственного смысла понятия гражданства....
14 02 2024 12:34:25
Основа урока – работа с историческими документами. На уроке формируются навыки работы с историческими документами, самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации. А также умение выразить своё отношение к поставленной проблеме....
13 02 2024 1:47:39
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов, Л.Косулина. "История России с древнейших времен до конца XVI века". 6-й класс....
12 02 2024 10:12:43
В основе урока лежит использование технологии развития критического мышления, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. Урок носит личностно значимый хаpaктер, так как позволяет использовать региональный и краеведческий материал....
11 02 2024 15:11:47
Материал о самоотверженном труде народа Якутии во время Великой Отечественной Войны. Воспитывает патриотические чувства, знакомит с историей региона. ...
10 02 2024 3:46:45
Урок-игра по истории закрепляет и обобщает полученные знания учащихся о событиях первой русской революции, социально-экономическом кризисе в годы революции, аграрной реформе П.А. Столыпина; формирует умения анализировать, обобщать исторические знания, обсуждать актуальные проблемы определенного исторического периода, высказывать и аргументированно защищать собственную точку зрения....
09 02 2024 10:12:28
Урок с применением ИКТ для развития познавательных интересов учащихся через увлекательное виртуальное путешествие в Древнюю Грецию, воспитания любознательности, эмпатии, эмоционально–ценностного отношения к Древней Греции. Урок запланирован в форме виртуального путешествия с использованием презентации. ...
08 02 2024 10:27:29
Представленный урок позволит узнать много интересного и полезного об истории денег, их роли в жизни человека и общества. Применение активных приемов, форм и методов работы по развитию речи, обогащению словарного запаса, развитию умения высказывать свою точку зрения позволит учителю реализовать цели и задачи урока, а ученикам – продемонстрировать свои знания по конкретной теме. ...
07 02 2024 6:32:48
Тексты с ошибками служат эффективным средством усвоения фактического материала и повышения мотивации при изучении истории. Представленные в статье материалы по всеобщей и отечественной истории предназначены для работы с учащимися 5-х и 7-х классов....
06 02 2024 5:25:56
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
05 02 2024 23:38:50
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
04 02 2024 9:18:53
Главной международной проблемой сегодня является мировой экономический кризис. Прецеденты этого процесса есть в мировой истории. Мы с учениками 11-го класса решили проанализировать процесс выхода из «Великой депрессии» 1930-х гг. в США, Германии и Франции и вывести уроки Великой депрессии применительно к сегодняшней ситуации в мире. Урок строится на основе кейс-технологии, интеpaктивных методов обучения, использования ИКТ-технологий. ...
03 02 2024 20:46:34
Цели урока: знать хаpaктеристику кастового строя в Индии, работать над развитием устной речи; формирование интереса к истории....
02 02 2024 14:38:26
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
01 02 2024 10:33:25
При инновационном стиле преподавания спектр образовательных программ намного шире, что ставит учащегося перед выбором индивидуальной образовательной траектории. Так на уроке показаны некоторые приемы активизации учебно-познавательной деятельности суворовцев на основе использования элементов информационно-коммуникационных технологий....
31 01 2024 4:43:34
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
30 01 2024 21:40:30
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
29 01 2024 19:36:45
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::