Урок-спектакль "Ремесло в средневековом городе" (6-й класс)

Цель:
- Образовательная: раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла.
- Развивающие:
- формирование ключевых компетенций;
- продолжить развитие логического мышления через умение осознавать и представлять сущность процессов средневековой жизни;
- продолжить работу по формированию умений извлекать знания из исторических источников;
- продолжить развитие образного мышления, речи, внимания и памяти при сопоставлении оценок средневекового ремесла глазами его современников и человека наших дней;
- продолжить формирование умений работы с иллюстрациями и текстовыми источниками;
- продолжить формирование умений анализировать и синтезировать изучаемый материал, пpaктиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, в частности, умение активно слушать.
Воспитательные:
- воспитание у школьников уважения к труду средневековых ремесленников;
- способствовать развитию творческих способностей обучающихся.
Оборудование: декорации, перфокарты, схема.
Структура урока:
- Повторение изученного материала (фронтальная проверка) - 7минут
- 1 действие. "Сапожная мастерская и ее работники" - 10 минут
- 2 действие. "Ванька" - 10 минут
- 3 действие. "цехи - союзы ремесленников" - 10 минут
- Итоги урока. Домашнее задание. - 3 минуты
Ход урока
I. Фронтальная проверка изученного материала по вопросам:
- Как были связанны между собой успехи в сельском хозяйстве и ремесле?
- Почему и как возникли города?
а) Чем было вызвано выделение ремесла в занятие
большой группы людей?
б) Почему ремесленники уходили из поместий, где
они селились и почему именно в этих местах?
Ребята, сегодня у нас необычный урок - урок спектакль по теме "Ремесло в средневековом городе". Цели нашего урока я умышленно не называю, их вы должны будете сформировать в конце урока.
Перед началом первого действия спектакля обучающиеся получают задание:
На основе увиденного объяснить основные признаки средневекового ремесла по схеме:
II. 1 действие. "Сапожная мастерская"
Действующие лица:
- 1 подмастерье
- 2 подмастерье
- Ученик Мартин
Голос за кулисами: Раннее утро. Сапожная мастерская, выходят подмастерья.
1 подмастерье:
Эй, Мартин, почему все разбросанно? Бездельник! Тебе же вчера велено было все убрать. Почему не сделал?
Появляется ученик. Быстро наводит порядок.
2 подмастерье:
- Оболтус! На чем я сидеть буду? Тоже мне ученик:.
1 подмастерье:
И что из тебя получиться? Четыре года уже здесь живешь, а толку никакого. Да из тебя даже подмастерья не выйдет.
(Подмастерья садятся и начинают работать).
1 подмастерье:
А что мастер еще не вернулся?
2 подмастерья:
- Да где там, разве с этими договоришься. Видно поехал в дальнюю деревню за сырьем. Поговаривали, что там еще не всю кожу скупили другие мастера. Да гвозди с таким трудом добывать надо, может там ему и повезет.
1 подмастерье:
- А без него ой как тяжело! Вон и Мартин совсем от рук отбился.
А вчера опять заказчики приходили, ну помнишь, что на прошлой недели. Просили меня доделать их заказ, а я без мастера не справлюсь, я привык ему подсобллять. Мастер ведь у нас главный работник.
2 подмастерье:
Да :.
Пауза.
Знаешь, была у меня идея сделать такой молоток, который заменил бы два.
Во!
А это что? Сколько себя помню, еще в учениках здесь ходил, до подмастерья дорос, скоро мастером буду, а все этими простыми инструментами так и работаем.
1 подмастерье:
Ох::
2 подмастерье:
Мартин, да уберешь ты этот молоток. Глаза б мои тебя не видели. Ну и лодырь! (Оплеуха)
1 подмастерье:
- Знаешь, никому не хотел говорить, да не в терпеж.
Я думаю, что накопил уже достаточно денег, чтобы открыть свою мастерскую. Вот приедет мастер, так я сразу к нему пойду просить, чтобы он с другими самыми опытными мастерами сапожного дела принял у меня экзамен.
2 подмастерье:
- Но ведь для этого нужно на собственные средства изготовить лучший образец изделия?
1 подмастерье:
- Да я знаю. Есть у меня одна задумка. Хочу сделать сафьяновые башмачки. Да такие, чтобы невозможно было глаз от них оторвать. Тогда заведу свою мастерскую, женюсь, возьму одного ученика, нет двух, а может трех:..
-Ох, одного бы выучить. Вот жизнь настанет!
(Ученик стоит рядом и слушает)
2 подмастерье:
- А ты то, что рот открыл, гвоздик ты без шляпки. Иди лучше двор подмети, а то хозяин вернется, тебе не поздоровиться.
(Ученик уходит и тут же вбегает с криком: "Мастер приехал!")
Подмастерья бросают работу и бегут встречать мастера
Беседа с классом по вопросам:
- Каким было городское ремесленное производство и почему?
- Кто работал в мастерской?
- Какими были орудия труда?
- Кому принадлежали орудия труда и изготовленные изделия?
- Каковы обязанности мастера?
- Каковы обязанности подмастерьев?
- Что нужно было сделать подмастерью, чтобы стать мастером?
- А что вы можете сказать об учениках?
III. 2 действие. "Ванька"
Задание для обучающихся: Обратите внимание на то, какие обязанности были у ученика и как к нему относились другие работники мастерской?
Слова автора:
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на дверь и окно, покосился на темный образ и прерывисто вздохнул.
(Ванька пишет)
Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нет у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.
Слова автора:
Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мелькало отражение его свечки и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых. Затем вздохнул, умакнул перо и продолжил писать.
Ванька:
А вчера мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем (т.е. ремнем) за то, что я качал их него ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велеле почистить мне селедку, а я начал с "хвоста", а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихней плачет, и вовсе не сплю, а качаю люльку.
Милый дедушка сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности:.
Кланяясь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня от сюда, а то помру:..
Слова автора:
Ванька покривил рот, потер своими черными кулаками глаза и всхлипнул.
Ванька:
Я буду тебе табак тереть, могу молиться, а если что, то секи меня как сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али в подпаски пойду. Дедушка, милый, нету никакой возможности, просто cмepть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда выросту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молиться, все равно как за мамку Пелагею.
Приезжай, милый дедушка, Христом богом тебя молю, возьми меня от седа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят, а кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу. А на медни хозяин колодкой по голове ударил, так, что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой:
Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай.
Слова автора:
Ванька свернул вчетверо написанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне. Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес: На деревню дедушке. Потом почесался, подумал и прибавил: Константину Макарычу.
Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и прямо в рубахе выбежал на улицу:
Убаюканный сладкими надеждами он час спустя крепко спал: ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босы ноги, и читает письмо кухаркам.
Беседа с классом:
- Что дожжен делать ученик в доме мастера?
- Как относились к ученику мастер и подмастерья?
IV. 3 действие "Собрание цеха"
Задание обучающимся: Заострить внимание на том, что такое цех, почему он возникал, какие цели преследовали цеховые правила.
Учитель:
Долгое время крестьяне по-прежнему сами производили нужные им вещи. Поэтому покупателей ремесленных изделий было мало. Городские мастера стремились привлечь в город больше покупателей и оградить себя от соперничества сельских ремесленников. В то же время только вместе они могли защитить себя от притеснений и грабежей феодалов. Таким образом, у ремесленников было много общих интересов. Поэтому мастера - ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе объединялись в союзы - цехи.
Ученик (за кулисами:
Во главе цеха стояли избираемые мастерами старшины. Все основные вопросы обсуждались и решались на особых собраниях, которые в старые времена, обычно происходили утром до обеда в доме самого пожилого старшины.
Каждый раз, когда старшина почтенного цеха имел намерения назначить цеховое собрание, он созывал заседателей своего цеха, так как отсутствие последних запрещало устраивать цеховые собрания, что явно выражалось в присяге старшин.
Когда наступало время идти на цеховое собрание, то четверо самых молодых члeнов цеха отправлялись за господами заседателями и с почетом провожали их от жилищ до дома самого пожилого старшины.
Члeны цеха рассаживались в порядке их значения и соответственно продолжительности их пребывания в цехе.
Заседатели выходят и садятся за большой стол.
Старшина:
- Угодно ли и удобно ли вашей милости заседать и охранять собрание?
Заседатель:
- Да.
Старшина:
- Я запрещаю ссоры и брань, а также выступления от чужого имени без согласия наших заседателей и старшин. На сегодняшнем заседании, мы, парижские ткачи шерсти, должны принять устав - т.е. правило, которые обязаны будут выполнять все члeны нашего цеха. Какие будут у вашей милости предложения?
1 заседатель:
- Я думаю, что каждый парижский ткач шерсти должен купить свое ремесло у короля, без этого он не имеет права называться ткачом.
2 заседатель:
- Я считаю, что не один ткач шерсти и никакой другой не должен иметь мастерскую в приделах Парижского округа, если не умеет собственноручно заниматься ремеслом.
Старшина:
- Мы должны установить и единые правила для работы.
3 заседатель:
- Я предлагаю начинать работу с восходом солнца, а заканчивать с первым ударом колокола к вечерне.
Старшина:
- Возражения есть? Нет.
Обращаюсь к (секретарю) писарю:
- Так и запишем.
Какие еще поступят предложения?
4 заседатель:
- Я хочу сказать о станках. Полагаю, что каждый парижский ткач шерсти может иметь в своем доме два широких и один узкий станок.
Старшина:
- Нам необходимо еще выработать правило о приеме учеников.
5 заседатель:
- Каждый ткач в своем доме может иметь ученика не больше, чем на четыре года службы.
6 заседатель:
- Хочу ввести дополнение. Ученик прослуживший четыре года, может выкупиться со службы, если угодно мастеру. Но мастер не может расстаться с учеником, если он не выслужил четырех лет.
7 заседатель:
- Еще дополнение. Если ученик убежит от своего мастера по безрассудству или легкомыслию, он должен возвратить мастеру все издержки и убытки, которые тот понес в следствии его вины.
1 заседатель:
- Вот мы все защищаем интересы мастера. А ведь бывают случаи, когда ученик уходит от своего мастера по вине мастера. Как тогда поступать?
Старшина:
- Я полагаю, что этот ученик или его друг должны прийти ко мне или к другому старшине и это пред ним засвидетельствовать; и старшина в течение двух недель должен призвать к себе мастера ученика, сделать ему выговор и сказать, чтобы он достойно содержал ученика, как сына уважаемого человека, одевал и обувал. И если он этого не сделает, то ученику подыщут другого мастера.
- По - моему, необходимо вести еще одно правило, которое запрещало бы мастерам переманивать друг у друга заказчиков и покупателей, а также учеников и подмастерьев.
Итак, уважаемые заседатели, мы с вами разработали все необходимые правила. Давайте их еще раз заслушаем.
2 заседатель встает и зачитывает.
Старшина:
- Есть ли у вас, милостивые заседатели, возражения?
Тогда устав парижских ткачей шерсти принимается в этом виде. Если кто - ни будь из мастеров нашего цеха нарушит данный устав, то его ждет строгое наказание. Виновный будет платить штраф, а его изделия будут выставлены у позорного столба на рыночной площади.
Все вопросы решены.
Я спрашиваю вас, можно ли будет в ближайшем цеховом собрании рассмотреть то, что нынче быть может было упущено мною и будет ли тогда наше решение иметь ту же силу, что и нынче?
2 заседатель:
- Так как вы просите об этом, то вы сможете в ближайшем собрании наверстать упущенное и решение будет тогда иметь ту же силу, как если бы оно принято нынче.
Ученик за кулисами:
Он садится, заседатели все встают и уходят. Если им угодно, то четверо самых младших члeнов цеха могут по приказанию старшин вновь проводить их домой.
Беседа с классом:
- Что такое цех?
- Каковы причины возникновения цехов?
- Кто стоял во главе цеха?
- Что такое устав?
- Какие цели преследовали цеховые правила?
- Как наказывали мастеров за невыполнение устава?
Обучающиеся формирую цели, достигнутые на уроке.
V. Закрепление.
VI. Все обучающиеся получают перфокарты. Им необходимо ответить на узловые вопросы новой темы:
- Каковы размеры предприятия?
- Кто работал?
- Какие орудия труда применялись?
- Кому принадлежали орудия труда и изготовленные изделия?
- Существовало ли разделение труда?
Д/З - параграф 17; составить кроссворд с новыми словами
Литература.
- Агибалова Е. В., Донской Г. М. История средних веков: Учеб. для 6 кл. - М.: Просвещение, 2006.
- Гуревич А. Я. История средних веков. - М., 1995.
- Степанова В. Е. История средних веков. (V-XV вв.). Хрестоматия. Ч. 1. - М.: Просвещение, 1988.
- Электронные издания: Всеобщая история (учебное электронное издание) 5-6-й класс.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Урок призван привлечь внимание учащихся к изучению истории политических репрессий и сопротивлению несвободе в СССР. Сохранение памяти о жертвах репрессий и необходимость мopaльно-правовой оценки советского режима. Воспитание чувств гражданской ответственности и патриотизма. Материал можно использовать на уроках истории и обществознания.
...
06 03 2021 0:12:34
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция).
...
05 03 2021 17:37:32
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
04 03 2021 5:48:46
Игра актуализирует знания и умения учащихся; формирует активную гражданскую позицию, правовую компетенцию. Мероприятие может проводиться в рамках преподавания курса "Введение в обществознание" в 9-м классе после изучения темы "Права человека и гражданина"....
03 03 2021 10:55:42
В процессе изучения истории большую роль играет работа с историческими источниками. Изучение документа приближает учеников к изучаемой эпохе. Тема: "Законы царя Хаммурапи" в 5-м классе позволяет использовать на уроке кодекс законов, который содержит 282 статьи. Работа с данным документом открывает большие возможности для использования личностно-ориентированного подхода на уроке....
02 03 2021 21:11:41
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
01 03 2021 9:56:59
Урок завершает тему «Древний Египет» в курсе истории Древнего мира. Проведён в форме виртуального путешествия на основе авторской компьютерной презентации. По ходу путешествия обучающиеся выполняют мини-проект – составляют путеводитель «Шедевры искусства Древнего Египта». ...
28 02 2021 22:35:23
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
27 02 2021 10:22:19
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
26 02 2021 19:36:54
Урок помогает сформировать у учащихся представления о преобразованиях Петра I в области культуры и быта на примере изменений образа жизни привилегированного сословия – дворянства, подвести учащихся к выводу, что реформы Петра I носили двойственный хаpaктер, познакомить с историей создания ассамблей....
25 02 2021 2:13:42
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
24 02 2021 2:35:53
В ходе урока учащиеся получают представление о зарождении демократии в Афинах. Знакомятся с реформами Солона и значением его законов, развивают умение работать с исторической картой; умение различать добро и зло. Урок предусматривает различные виды деятельности учащихся: беседа, работа со схемой, с учебником, с таблицей, с иллюстрациями, решение кроссворда. На уроке используются технологии: частично-поисковая, индивидуальная, развивающего обучения, ИКТ, личностно-ориентированного обучения....
23 02 2021 19:12:31
На уроке ученики знакомятся с разными стилями и направлениями в архитектуре, литературе, одежде, прослеживают влияние культуры, быта Средневековья в современной жизни. Различные творческие задания способствуют развитию учащихся. Итог – создание виртуального музея средневековой культуры и быта.
...
22 02 2021 11:44:49
Внеклассное мероприятие для старшеклассников способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам и нацелено на принятие учащимися государственной символики как ценности.
...
21 02 2021 10:12:28
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
20 02 2021 18:44:59
Экзаменационные билеты по обществознанию составлены в соответствии с Образовательным минимумом Федерального Государственного стандарта основного общего образования и требованиями к уровню подготовки учеников 8-го класса основной школы....
19 02 2021 23:15:13
Вашему вниманию представлен урок по истории на тему "Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне". У детей воспитываются патриотические чувства, уважение к историческому прошлому России....
18 02 2021 5:17:46
Особенностью урока является активизация творческой и мыслительной деятельности учащихся по овладению знаниями. Урок способствует «погружению» в эпоху XIX века, позволяет рассмотреть одно из драматических событий истории Казахстана, которое было «белым пятном истории» в советское время....
17 02 2021 12:38:56
Данный комбинированный урок может быть использован в курсе истории России 7-го класса или краеведения Адыгeи. На уроке используются различные методы и информационные технологии....
16 02 2021 2:23:53
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
15 02 2021 1:21:18
Цели мероприятия: познакомить учащихся со вспомогательными историческими науками; научить ребят ориентироваться в многообразии исторических дисциплин; воспитать, привить чувство патриотизма, любовь к Родине и ее истории. Данное мероприятие можно проводить в форме игры как в одном отдельно взятом классе, так и среди комaнд 8–11-х классов....
14 02 2021 2:23:44
Урок помогает формировать у ребят умение читать карту, логическое мышление, организовать познавательную деятельность школьников путем составления отдельных воображаемых фрагментов из жизни древних египтян, учить самостоятельно строить рассказ, опираясь на известные факты из истории страны....
13 02 2021 20:25:19
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации.
Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели.
Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории.
Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
12 02 2021 22:51:42
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
11 02 2021 21:41:26
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
10 02 2021 18:44:36
Урок раскрывает сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота.
...
09 02 2021 13:42:22
Данная программа направлена на создание у обучающихся целостного представления об особенностях военной службы, истории становления военного дела у нас в стране, ранней профориентацией, подготовки ребят к осознанному выбору профессии службы Отечеству на военном поприще. Особенностями программы являются: использование исторического материала, ранее не изучаемого на основных предметах; получение многообразных знаний для обучения в военных профильных учебных заведениях....
08 02 2021 6:23:20
Урок помогает обратить внимание на проблему проявления вандализма, варварства как одну из "вечных тем" литературы; обсудить вопрос о необходимости сохранения культурных ценностей; продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся; формированию умения комплексно анализировать средства художественной изобразительности....
07 02 2021 6:12:57
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
06 02 2021 5:51:38
Данный урок является интегрированным, представляет ценность для изучения истории и литературы родного края (Ульяновская область). Рекомендуется использовать как самостоятельный урок по краеведению или в качестве дополнительной информации на уроках литературы и истории, а также факультативных занятиях....
05 02 2021 10:23:22
В работе главный акцент делается на такие понятия, как "разделение властей" и "система выборов" в РФ по Конституции 1993 г. Занятия (или уроки) проводятся в интеpaктивном режиме, с применением новейших методов активного обучения, способствующих взаимопониманию, демократизации и самоутверждению учащихся....
04 02 2021 1:51:52
К середине 1942 г. стало очевидно, что Германии и ее союзникам не удалось осуществить свои первоначальные военные планы ни на одном из фронтов. Исход всей войны главным образом зависел от событий на советско-германском фронте.
Контрнаступление советских войск под Сталинградом закончилось окружением и капитуляцией немецких войск.
Летом 1943 г. поражением закончилась попытка немецкого комaндования наступления на Курск. После Курской дуги развернулось наступление по всему фронту.
...
03 02 2021 5:54:35
Познавательная игра "Отмена крепостного права в России" может использоваться учителями истории на повторительно-обобщающих уроках по данной теме. Она построена с учетом тех знаний, которые учащиеся получили во время уроков, а также дополняет их новыми интересными фактами. В игре учащиеся не просто заучивают материал, а рассматривают его с различных сторон, раскладывая на многообразные логические ряды....
02 02 2021 16:52:37
Цель урока - дать представление о процессе индустриализации в Советской России на примере строительства КМК; обеспечить усвоение причин, целей, источников, особенностей индустриализации; познакомить с достопримечательностями Центрального района г. Новокузнецка; формировать умение работать с картой города изучаемого периода; воспитывать интерес к истории родного города.
...
01 02 2021 8:57:12
Урок повторения и обобщения пройденного материала, выделения особенностей развития стран Востока и Запада в Раннее Средневековье. Учащиеся должны показать умение работать с картой, устанавливать причинно-следственные связи, продемонстрировать знание исторических терминов и дат. ...
31 01 2021 15:53:41
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе.
Знакомит с истоками духовной культуры на основе регионального компонента.
Целью урока является способствовать развитию у обучающихся уважения к своим предкам, как хранителям обрядового наследия, и побудить к работе над составлением своих родословных....
30 01 2021 21:31:27
Урок в 5-м классе проводится в форме игры-турнира по знанию истории, религии и культуры древневосточных цивилизаций Египта и Азии.
Урок построен на повторении и закреплении у учащихся знаний исторических фактов и имен, их сопоставлении и обобщении; позволяет развивать умение работы с исторической картой и источниками, дает возможность учащимся проявить находчивость и юмор.
...
29 01 2021 1:28:34
Материал про участника Курской битвы и знаменитого Прохоровского сражения – Чичварина В.И., чьё имя носит школьный музей....
28 01 2021 7:37:50

В статье представлен сценарий общешкольного внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию битвы под Москвой «Поклонимся великим тем годам»....
27 01 2021 23:19:26
Проект создает наглядные пособия по истории Отечества путем организации самостоятельной деятельности учащихся....
26 01 2021 0:53:28
Увлекательное внеклассное мероприятие – конкурс знатоков истории, построенный по модели игры "Что? Где? Когда?", активизирует познавательный интерес учащихся к изучению истории, развивает коммуникативные умения и навыки. Обращение к истории позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности.
...
25 01 2021 4:34:11
Цель элективных курсов профориентационной направленности – предоставить старшеклассникам возможность свободно выбрать тот дополнительный объем образования, который соответствует их интересам и потребностям. Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю, роли реформаторской деятельности.
...
24 01 2021 23:19:34
Урок Мужества посвящен войне в Афганистане. Основная цель урока – показать события той войны, погрузить обучающихся в атмосферу того времени, дать возможность сопереживать. Урок способствует воспитанию патриотизма и гражданственности, углублению знаний по истории.
Этот материал может быть использован на уроках истории в 9-м классе, на классном часе, посвященном Дню защитников Отечества, Дню Героев России....
23 01 2021 6:36:52
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию урок истории в 9-м классе с использованием мультимедийного учебника по истории России XX века. Это учебник, изданный в 2001 году, предназначен по большей части для индивидуального обучения, что пpaктически неосуществимо на обыкновенном уроке (нужна сетевая версия, 25—30 компьютеров и.т.д.). На данном занятии я попытался использовать достаточно богатый видео-, аудио- и иллюстративный материал мультимедийного пособия на этапе объяснения нового материала.
...
22 01 2021 6:10:52
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
21 01 2021 8:52:45
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
20 01 2021 18:17:33
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
19 01 2021 21:42:20
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
18 01 2021 22:52:41
Информационное сопровождение учащихся – деятельность учителя по оказанию помощи школьнику в реализации его образовательных потребностей в предметной области. Оно может осуществляться двумя способами: как непосредственное взаимодействие учителя и учащихся в процессе учебных занятий, факультативов, элективных курсов, консультаций; с помощью информационно-коммуникационных технологий (e-mail, веб-сайт учителя, Skype)....
17 01 2021 4:35:53
Обобщающее занятие с введением нового знания можно провести в форме ролевой игры. Такая форма занятия активизирует творческий потенциал учащихся, отличается сопереживанием, эмоциональностью, причастностью к разpaбатываемым решениям, зрелищностью и потому вызывает интерес и способствует формированию мировоззренческой позиции....
16 01 2021 4:56:47
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
15 01 2021 4:29:33

Задачи урока: охаpaктеризовать изменения внешнеполитического курса СССР и США; раскрыть противоречивость международных отношений
в 1950–1960-х гг., показать возрастание опасности «горячей» ядерной войны в результате Берлинского и Карибского кризисов; сопоставить цели и методы соперничества сверхдержав за влияние в «третьем мире»....
14 01 2021 17:23:14
В представленной работе предпринята попытка определить возможные причины того, что на протяжении многих лет текст Домостроя считался свидетельством косности нравов и главенства патриархального уклада жизни в то время. Также необходимо объективно оценить важность этого культурного наследия для современного общества....
13 01 2021 17:15:38
На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийной презентации, что повышает познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Данный урок помогает расширить представления о мужестве и героическом подвиге старшего поколения в Великой Отечественной войне; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной....
12 01 2021 22:23:29
Урок по истории России XIX в. в 8-м классе, на котором создается эмоциональное настроение при помощи музыкальных средств. Разговор с учителем создает у школьников представление о войне как о страшном событии в жизни человека. В течение урока идет составление алгоритма на тему «война».
...
11 01 2021 16:32:10
Представлена разработка урока по теме "Образование единого русского государства" для 6-го класса.
На уроке используются различные формы работы, применяется развивающее задание по Образовательной технологии "ИнтеллекТ", направленное на развитие структурности мышления.
Методы и приемы, используемые на уроке: работа с учебником, картой атласа, составление таблицы, работа с историческим тезаурусом, рассказ учителя, фронтальная беседа....
10 01 2021 8:49:48
В работе представлены различные приемы мнемотехники, примеры их использования, задания для тренировки. ...
09 01 2021 17:39:41
Представлены материалы к уроку-зачёту по истории в 11-м классе вечерней школы....
08 01 2021 4:55:41
Цель игры: систематизация и контроль знаний по теме "Древний Восток"....
07 01 2021 23:42:50
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
06 01 2021 21:15:10
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
05 01 2021 21:33:53
Историческая реконструкция московских балов XIX в. является одновременно и инсценированным экскурсом в историю и литературно-музыкальной композицией. В сочетании с тематически связанными с ними экскурсиями и интеллектуальными играми, они помогают школьникам более полно представлять себе картину той или иной исторической эпохи, расширить знания об истории и культурной жизни Москвы....
04 01 2021 3:33:45
Групповой проект может быть использован в 9-м классе при изучении темы «Права и свободы человека и гражданина» рассчитан приблизительно на 4 недели. Проект развивает личность в период социального взросления, ее познавательные интересы, формирует собственную позицию, способности к развитию и саморазвитию....
03 01 2021 3:12:31
Основная идея «открывается» учащимся на последнем этапе занятия – в ходе дискуссии о свободе человека и возможности выбора им своей судьбы, рассматриваемых по-разному в либеральной и духовно-консервативной традициях общественной мысли.
Исходя из приобретенного на занятии мыслительного и эмоционального опыта, учащиеся формулируют основную идею сами: судьба человека есть проявление его внутренней свободы, а настоящая свобода выстраивается личностью изнутри.
...
02 01 2021 2:23:23
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа".
Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения.
...
01 01 2021 22:34:31
Занятие с целью ознакомления учащихся с историей Олимпийских игр и спортивных традиций....
31 12 2020 4:46:52
Цели мероприятия: актуализация знаний учащихся по истории формирования УТДК и его вкладе в победу над фашизмом; показать боевой путь УТДК; продолжить расширять кругозор учащихся по истории Урала; способствовать формированию уважительного отношения к родной стране, к ее истории и трудовому подвигу народа....
30 12 2020 17:33:56
Урок раскрывает понятие «холодная война» и её влияния на международную обстановку; подводит учащихся к пониманию того, что, несмотря на продолжение «холодной войны», в целом был снижен уровень противостояния между Востоком и Западом. На примере Карибского кризиса показывает, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....
29 12 2020 12:21:45

В ходе урока раскрывается история трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне, подводятся итоги войны. Урок способствует воспитанию чувства патриотизма у учащихся....
28 12 2020 16:41:32
Программа составлена для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения....
27 12 2020 10:30:52
В материале описана процеДypa проведения экспертизы элективных, факультативных курсов в г.о. Спасск-Дальний Приморского края. Даны рекомендации по составлению элективных, факультативных курсов, их структуре; написанию пояснительной записки. Приведен анализ наиболее распространенных ошибок и недочетов.
...
26 12 2020 12:11:24
Освоение Приамурья - одна из суровых и героических страниц истории нашего народа. Далекий, почти безлюдный край, открытый отважными землепроходцами, обживался в тяжелейших условиях. Памятниками упорству и мужеству наших предков - первооткрывателей и защитников - служат современные амурские села. Приближается юбилейная дата – 160-летие со дня основания г.Благовещенска. В связи с этим тема «Заселение Приамурья» вызывает огромный интерес....
25 12 2020 7:22:15
Урок истории для 11-го класса по УМК Волобуева О.В., Клокова В.А., Пономарева М.В. На уроке рассматриваются альтернативы развития СССР после cмepти И.В. Сталина и выделяются причины победы Н.С. Хрущева, выявляется значение XX съезда партии. Урок способствует развитию умения излагать оценку исторических личностей....
24 12 2020 0:33:48
Урок демонстрирует роль устного народного творчества в формировании представлений о мире и человеке, прививает навыки работы в группе, развивает коммуникативность, умение ставить и решать проблемы через творческую деятельность сотрудничества, социальную ответственность перед своей группой....
23 12 2020 18:13:43
Автор знакомит учащихся с Пугачевым как с исторической личностью, как с литературным персонажем, с внешностью героя, опираясь на исторические хроники, "Капитанскую дочку" А.С. Пушкина, на иллюстрации, на энциклопедические статьи; выявление причин самой крупной крестьянской войны (опора состава участников на исторические документы, на "Историю Пугачёва" А.С. Пушкина)....
22 12 2020 21:32:48
Основной метод реализации цели события - сочетание пpaктической работы группы школьников с использованием различных источников информации с опорой на материал, размещенный на стендах музейной комнаты, кадрами из документальной хроники. Занятие способствует развитию внимания и интереса школьников к истории своей Родины, родного края, побуждает учащихся к исследовательской деятельности, формирует чувство взаимопомощи, умение работать в группе, распределять обязанности для решения общих задач....
21 12 2020 20:17:37
Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме “Конституция”, приемы и методы которого помогут сделать процесс изучения Конституции более живым и интересным. Группы работают с карточками инструкциями, рассматривая статьи о правах и обязанностях и о деятельности высших органов государственной власти. Результаты групповой работы представляются учащимися в составленных ими схемах....
20 12 2020 1:45:45
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Поэтому и предлагается работа на тему "Игровые технологии как фактор активизации познавательной деятельности учащихся".
...
19 12 2020 8:22:19
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
18 12 2020 19:51:53
Урок знакомит с историей Финикии, ее природными условиями и занятиями жителей. Развивает речь, память, логическое мышление, умение отбирать нужную информацию и кратко ее записывать. Призван воспитывать интерес к истории этой страны....
17 12 2020 9:27:30
Это конкурс-викторина в форме известной телевизионной игры "Умники и умницы".
В соревновании учащиеся должны показать свои знания о выдающихся наших полководцах, начиная со времён Киевской Руси и до нашего времени. Тема представляет интерес как для учителей истории, так и для организаторов внеклассной работы в средней школе.
...
16 12 2020 7:41:33
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
15 12 2020 0:36:17
При подготовке к уроку класс был разбит на 3 группы, и каждой из них были даны следующие задания:
1. Взять интервью у ветеранов ВОВ (какие есть награды и рассказ о них);
2. Собрать информацию о наградах своих родственников – очевидцев событий;
3. Собрать информацию у родственников о наградах, полученных в тылу.
Результаты работы групп были представлены на уроке. В ходе урока ученики работали с исторической картой и документами. Данный урок формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к свой малой Родине, ко всей Отчизне. ...
14 12 2020 18:13:57
В статье представлены задания, направленные на развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстpaкция, обобщение, классификация и конкретизация....
13 12 2020 11:41:41
Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва» включает технологическую карту и комментарий. Материал предназначен для проведения урока-экскурсии в 10-м классе (XX – начало XXI века). Цель: знакомство с историей родного края в десятилетие Н.С.Хрущёва....
12 12 2020 17:21:44
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики, истории и математики в ходе изучения вопросов возникновения, развития и применения на пpaктике азapтных игр (как одной из составляющих формирования доходной части государственного бюджета) для более полного восприятия материала.
...
11 12 2020 21:10:38
Программа элективного курса по правоведению для 10–11-х классов. В конце курса ученики должны овладеть основными юридическими терминами и понятиями; уметь применять юридические знания в жизни; давать правовую оценку собственным действиям, окружающих явлениям жизни и правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования; логически и творчески мыслить; овладеть элементами исследовательских работ; адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности....
10 12 2020 20:26:23
Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, — гордость за это....
09 12 2020 13:25:54
В основе конкурса научно-творческих проектов лежит технология проектной деятельности, способствует: воспитанию художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры; овладению умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения; развитию художественно-творческих способностей; стимулирование творческого мышления и самовыражения, а также разработки, создания и представления собственного творческого проекта....
08 12 2020 22:52:15
Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности ‒ главная цель изучения истории в школе и в достижении этой цели поможет школьный музей....
07 12 2020 22:27:46
Игра представляет собой поле с заданиями, по которому передвигается главный герой урока, благодаря помощи учащихся в выполнении поставленных задач, герой передвигается по полю от «Старта» до «Финиша». В данной игре героем является средневековый монах....
06 12 2020 18:59:26
Урок формирует у учащихся представление о гуситском движении, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивает навыки работы с документами. Ученики формулируют тему урока, определяют его цели. На уроке обращается внимание на нравственный аспект поведения: верность своим убеждениям, честность, стойкость, мужество....
05 12 2020 5:49:32
В приложении нашли отражение задания, которые можно предлагать учащимся за пределами урока – в кружковой и факультативной работе, внеклассных мероприятиях. Большинство заданий универсальны, доступны в урочной и внеурочной пpaктике....
04 12 2020 9:38:51
Автор знакомит учащихся с понятием "право", его значением для общества. Ученики совершенствуют умение рассуждать на тему, формируют мнение о значении государства и права....
03 12 2020 18:50:27
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
02 12 2020 16:38:24
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
01 12 2020 5:18:26
Тема рассчитана на 2 урока. Первый урок – лекция с показом слайдов и элементами самостоятельной работы учеников. Второй урок – самостоятельная работа учащихся, углубление материала, закрепление и проверка усвоения. Я представляю первый урок. Вся работа строится на основе презентации....
30 11 2020 2:50:30
Данная тема рассматривается при прохождении программного материала по истории России довольно поверхностно. Поэтому в целях воспитания любви к своей малой Родине и интереса к её истории необходимо более глубокое её изучение. Кроме того, организация самостоятельной поисковой работы учащихся на уроке способствует развитию у них навыков исследовательской деятельности....
29 11 2020 18:55:10
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
28 11 2020 23:35:37
Урок-игра по истории Древнего мира "Стрaнcтвия Одиссея" с использование технологий Smart board. В "Одиссее" рассказывается о событиях, происходивших примерно три тысячи лет назад. Если бы у современных ученых не было в руках поэм Гомера, они почти ничего не знали бы о греках, живших в ХI, Х и IХ веках до н.э. Эта игра поможет нам узнать о жизни греков в то время....
27 11 2020 15:56:20
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::