"Борьба Хрущева за власть. СССР в 1953 – середине 60-х годов" (11-й класс)
Класс: 11
Тип урока: Формирование новых знаний
Цель урока:
- показать исторические предпосылки политических перемен в стране,
- альтернативы развития СССР после cмepти И.В.Сталина,
- борьбу за власть между партийными и государственными лидерами,
- роль Н.С.Хрущева в демократизации политической системы.
Основные понятия: тоталитаризм, государство, Программа КПСС, Устав КПСС, ротация, волюнтаризм, субъективизм.
Основные даты:
Дата Событие 5.03.1953г. Cмepть И.В.Сталина Сентябрь 1953г. Избрание Н.С.Хрущева первым секретарем ЦК КПСС Февраль 1956г. XX съезд КПСС, разоблачение культа личности Сталина Октябрь 1961г. Принятие третьей Программы КПСС, Устава КПСС на XXII съезде Октябрь 1964г. Отставка Н.С.Хрущева от руководства партией и страной
Оборудование:
- Дидактический материал, таблицы
- портреты Л.Берия, Г.Маленкова, Н.Хрущева.
- Компьютер, медиапроектор
- Слайдовая презентация
План урока
- Причины реформирования политической системы.
- Этапы борьбы за власть: Л.Берия, Г.Маленков, Н.Хрущев. Альтернативы политического развития СССР.
- XX съезд КПСС. Критика культа личности.
- Политические реформы Н.С.Хрущева.
1. Причины реформирования политической системы
(учащиеся с помощью учителя делают записи в тетрадях, приводят аргументы)
На листе ватмана представлена таблица следующего содержания (знакомятся с содержанием таблицы)
Работа с таблицей, комментарии основных положений, запись в тетрадь.
Вопрос классу:
- Как вы думаете, почему в СССР после cмepти Сталина развернулась борьба за власть в руководстве страны?
Борьба за власть после cмepти Сталина развернулась между тремя основными политическими фигурами: Н.С.Хрущевым, Л.П.Берией, Г.М.Маленковым, за каждым из них стояли определенные силы.
- Кто придет к власти? Как в этих условиях будет выстраивать свою политическую линию Н.С.Хрущев, чтобы отстранить своих соперников от власти?
Над этими вопросами работаем в течение изучения всей темы.
Учащиеся, которые получили опережающие задания, знакомят класс с политическими портретами Г.М. Маленкова, Л.П. Берия,Н.С. Хрущева ).
Этапы борьбы за власть.
Альтернативы развития страны (таблицы на каждый стол).
I этап. Март-июль 1953г.
- Г.М.Маленков – председатель СовМина.
- Л.П.Берия – глава МВД.
- Н.С.Хрущев – секретарь ЦК КПСС. (На доске портреты этих политических деятелей.)
Если на вершине власти окажется Л.Берия, возможным было временное продолжение сталинизма, что создавало серьезную угрозу жизни и благополучию миллионов людей и целых народов (смотрим таблицу).
Соперники в борьбе за власть
Л.П.Берия (1953 | Г.М.Маленков (1953-1955) | Н.С.Хрущев (середина-конец 50-х г.г.) | “Антипартийная группа” (1957) | |
Отношение к культу личности | Критика культа личности. | Необходимо преодолеть культ личности. | Доклад о культе личности и его последствиях на Xx съезде КПСС. | Прекратить развенчание культа Сталина. |
Политическая программа | 1. Отказ от репрессивной политики:
пересмотр и прекращение некоторых следственных
дел, реабилитация по “делу врачей” и
“мингрельскому делу”. Амнистия осужденным
внесудебными органами (отклонена). Вывод из
ведения МВД ряда подразделений, включая ГУЛАГ. 2. Партия должна заниматься кадрами и пропагандой, а Совмин – всем остальным. 3. Расширение прав Союзных республик. |
1. Содействие Хрущеву в устранении Берии
от власти. 2. Критика аппарата за “перерождение” (бюрократизм, взяточничество, пренебрежение интересами народа). 3. Ставка на обновленный государственный аппарат. |
1. Борьба за власть против Берии,
Маленкова и “антипартийной группы”. 2. Ставка на партийный аппарат, молодую партийную элиту. 3. Реабилитация жертв политических репрессий, восстановление прав репрессированных народов. 4. Начало “оттепели”. 5. Поиск новых путей управления экономикой – начало реформирования государственного аппарата (сокращение аппарата министерств, разделение Госплана на две организации). В марте 1958г. Хрущев занял пост Председателя Совета Министров СССР. |
Борьба против Хрущева, нарушающего, по их мнению, “принципы коллективного руководства”. Требование снять его с поста первого секретаря ЦК и ликвидировать этот пост. |
Экономические приоритеты | Критикует экстенсивное развитие экономики, говорит о неэффективности колхозов и необходимости материального симулирования в них. | Подъем материального благосостояния
народа: рост производства предметов потрeбления,
развитие сельского хозяйства ( повышение закупочных цен. Поощрение подсобных хозяйств, развитие колхозного рынка). Идея интенсивного развития экономики. |
Приоритетное развитие средств производства сельского хозяйства( до 1959 г. – идеи, сходные с идеями Маленкова).Экстенсивное развитие экономики. Новые подходы к управлению народным хозяйством (1957- переход к отраслевому управлению через Совнархозы) | Отказ от политики “ экономического волюнтаризма”, необдуманных и поспешных решений. |
Второй возможный вариант – Г.М.Маленков, некоторое смягчение сталинского режима при сохранении общеполитического курса.
Третьим претендентом на власть являлся Н.С.Хрущев. Это был поворот к десталинизации. Этот процесс не означал ликвидации тоталитарного режима. Общество в целом не было еще к этому готово. Речь могла идти лишь о начальном очищении от наследия сталинизма: освобождение репрессированных, поворот к решению наиболее острых аграрных вопросов, ослабление догматического пресса в культуре.
На первом этапе борьбы за власть, боясь усиления Л.П.Берия через контроль над органами и войсками госбезопасности, Н.С.Хрущев взял на себя инициативу объединить члeнов руководства на акцию против Л.П.Берии. Он добился возвращения в Москву Г.К.Жукова, которому поручил руководить военной стороной ареста Берии, назначив его Министром обороны.
В июне 1953 года на одном из заседаний Н.С.Хрущев выступил с обвинениями в адрес Берии. Он обвинялся в карьеризме, национализме, в связях с английской, мусаватистской разведками. Берия и его окружение были арестованы. Конечно, эта акция осуществлялась силовыми методами, но какой-либо альтернативы тогда не было.
Так Берия был устранен с политической арены и расстрелян (работа с портретами).
II этап. Лето 1953 – февраль 1958г.
Усиление позиций Хрущева – ослабление Маленкова.
Снятие Г.М.Маленкова с поста главы правительства. Как это произошло?
Сентябрь 1953г. Хрущев избран первым секретарем ЦК КПСС, но государственного поста он не занимал, председатель Совета Министров – Маленков.
В это время в стране началась амнистия политзаключенных, Хрущев организует процесс над руководителями МГБ, виновными в фабрикации “Ленинградского дела”, а одним из организаторов этого дела был Маленков. Это послужило поводом его смещения с поста главы правительства, председателем Совмина был назначен Н.Булганин.
Работа с портретами, их перемещение.
III этап. “Антипартийная группа”
Маленков, Молотов, Каганович – их действия.
Лето 1957г., используя свое большинство в Президиуме ЦК КПСС, который принял решение об упразднении поста Первого секретаря ЦК и о назначении Н.С.Хрущева министром сельского хозяйства.
Хрущев потребовал обсуждения этого вопроса на Пленуме ЦК, т.к., согласно Уставу партии, только Пленум может решить этот вопрос.
Пленум, члeны которого в большинстве были ставленниками Хрущева, поддержал его, оппозиционеры отправлены в отставку, Н.Булганин, как поддержавший оппозицию, снят с поста главы государства!
В марте 1958г. Хрущев – Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета министров.
Мы с вами сейчас увидели, как после cмepти Сталина борьба за власть протекала по такому же сценарию, что и в 1942г. после cмepти В.И.Ленина.
Почему?
Учащиеся могут предложить варианты ответов …
Вывод: ни в Уставе КПСС, ни в Конституции СССР не существовало механизма переизбрания или назначения на высшие государственные и партийные должности.
К 1958г. борьба за власть завершилась.
Хрущев – Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета министров, т.е. руководитель правящей партии и государства.
Вопрос. Насколько демократично Н.С.Хрущев пришел к власти?
2. XX съезд КПСС. Критика культа личности Сталина.
Еще до съезда руководство предприняло шаги по осуждению культа личности Сталина:
- первая волна реабилитации;
- попытки перераспределения полномочий ЦК и государственных органов;
- прекращено “дело врачей”.
25.02.1956г. Н.С.Хрущев выступил с докладом перед делегатами XX съезда партии, в котором прозвучала критика в адрес Сталина, приводились примеры беззакония сталинского режима, осуждался “культ личности”.
Вопрос классу: Какие бы вы обвинения предъявили вы Сталину?
Работа в группах. Игра “Лото”.
Предлагается каждой группе набор событий, определить, к какому периоду истории, какие события относятся?
Обвинения | Исторические события |
1 гр. Довоенный период 2 гр. События военного времени 3 гр. Послевоенный период |
1. Убийство С.М.Кирова 2. Расстрел Рыкова и Бухарина 3. Создание лагерей “специального режима” 4. Голод 1932г. 5. “Дело врачей” 6. “Ленинградское дело” 7. Поражение советской армии в 1941-1942г.г. 8. Депортация народов Кавказа, немцев Поволжья 9. Раскулачивание 10. Репрессии высшего руководства Советской армии |
Никита Сергеевич считал, что достаточно очистить социальное общество от сталинских злоупотрeблений, и партийное руководство поведет народ по пути к коммунизму.
Возложив вину за репрессии на Сталина, Берию, Ежова, автор в докладе не ставил вопрос о демонтаже самой тоталитарной системы, которая по природе своей могла держаться только на силе и страхе.
Тем самым был снят вопрос о вине высшего партийного руководства в злоупотрeблениях против своего народа, в том числе и вине самого Н.С.Хрущева.
XX съезд положил начало широкой реабилитации, но не все категории невинно осужденных были реабилитированы. Не коснулась она миллионов раскулаченных и высланных из своих деревень крестьян, которые сопротивлялись коллективизации, деятелей партии, осужденных в 20-е-30-е г.г., некоторых жертв войны и т.д.
Желая облагородить и очеловечить социализм, Никита Сергеевич способствовал изменению законодательной базы, улучшению содержания заключенных. Были обновлены “Основы уголовного законодательства”, упразднено понятие “враг народа”, запрещено применять насилие во время следствия, обязательным условием было присутствие обвиняемого и его адвоката на судебном процессе.
Хрущев избирает путь умеренной либерализации и столь же умеренных репрессий (не затрагивающих высший партийный и государственный аппарат).
Работа по таблице.
Политические реформы Н.С.Хрущева
На XXI съезде КПСС (январь-февраль 1959г.) был сделан вывод о полной и окончательной победе социализма и переходе к развернутому строительству коммунизма.
Вывод: все эти начинания, в случае их реализации, способствовали бы повышению открытости общества.
Задание на дом. Параграф 62, подготовить сообщения об изменениях в культуре.
Литература.
- История, справочник учителя, М. “Экзамен” 2008г.
- Доклад Н.С.Хрущева на XX съезде КПСС “О культе личности и его последствиях”.
- Программа и Устав КПСС, принятые на XX съезде партии.
- Н.С.Хрущев. Материалы к биографии. М., 1989г.
Урок обобщения знаний по истории Средних веков в 6-м классе по теме "Раннее средневековье" в форме рыцарского турнира. К уроку требуется подготовительная работа учеников и учителей....
18 03 2024 9:25:43
На данном уроке ребята через решение исторических задач, работы с текстом учебника, составление схем и таблиц изучают новый материал. Шестиклассникам дается возможность дать оценку каждого этапа работы, сделать выводы и оценить правильность своей работы. ...
17 03 2024 2:36:13
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему борьбы за власть после cмepти И.В. Сталина. Самостоятельная работа в группах формирует умение работать с документами, материалами учебника, высказывать свое мнение, делать выводы....
16 03 2024 11:54:23
Данный урок позволит формировать у учащихся навыки поиска социальной информации; формулирования собственного мнения и позиции; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем. На уроке учащиеся работают в группах с историческими документами, которые хаpaктеризуют органы государственной власти России данного периода. Весь урок посвящается поиску ответа на вопрос «Какие изменения произошли в политическом устройстве России в XVII веке?»....
15 03 2024 0:39:36
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
14 03 2024 20:39:39
Конспект урока-презентации с полным методическим сопровождением для учащихся 5-х классов. В нем формируется представление о социальном и политическом устройстве Индии. Используя интернет-ресурсы, учащиеся знакомятся с религиозными верованиями индийцев, сравнивают природные условия нашей страны с природными условиями Древней Индии, работают в творческих группах. ...
13 03 2024 5:27:45
Урок-экскурсия разработан для учащихся 10-х классов. Может быть использован при изучении вопросов развития культуры Древней Руси в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволяет повысить интерес учащихся к изучению истории своей страны, к её культуре, традициям, ценностям....
12 03 2024 1:24:16
Представленный открытый урок несет такое содержание, которое поможет молодому человеку осмыслить значимость подвига Шарифзяна Казанбаева из с. Сараши Бардымского района Пермского края, единственного из Героев Советского Союза, награжденного за спасение полкового знамени....
11 03 2024 4:31:21
Урок носит повторительно-обобщающий хаpaктер. Учащиеся демонстрируют исторические знания, используя на пpaктике английский язык. На протяжении урока учащиеся используют рабочий лист, в котором им предлагаются задания на русском и английском языках. Повышается мотивация учащихся к изучению истории и английского язык, такой тип урока носит пpaктико-ориентированный хаpaктер....
10 03 2024 7:49:56
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....
09 03 2024 9:25:36
Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США; продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы; способствовать формированию у учащихся культуры поведения на уроке. ...
08 03 2024 21:46:48
Данная методическая разработка полезна прежде всего преподавателям истории и классным руководителям, ставящим перед собой цель патриотического воспитания детей. В основу материала легли художественные произведения, пословицы и поговорки, познавательные задания, посвященные Древней Руси перед нашествием монголо-татар. Сильное воздействие на детей оказывают стихи на сюжеты истории и исторические инсценировки. Знания о Руси IX–XII веков – важнейшем периоде складывания древнерусского государства – необходимы, так как эта эпоха определила дальнейшую судьбу страны и народов, ее населяющих. ...
07 03 2024 20:45:47
В статье даётся методическая разработка урока истории России или МХК. Дан список оборудования урока, разноуровневые задания - 3 уровня сложности. Во второй части урока учащимся предлагаются задания: составить пояснительный текст к одной из картин (приводится пример выполнения такого задания). В третьей части приводятся фрагменты документов к картинам (выдержки из источников) и разноуровневые вопросы и задания к ним. ...
06 03 2024 11:10:48
В ходе учебного занятия учащиеся повторяют и закрепляют знания, полученные в курсе новой истории. Урок проводится в форме игры-путешествия, в ходе которой комaнды учащихся выполняют тестовые задания, созданные с программами MyTestX и Microsoft PowerPoint....
05 03 2024 13:40:32
Классный час направлен на активизацию интереса детей к истории семьи, ее генеалогии; способствует развитию интереса учащихся к истории своей Родины, ее прошлому и настоящему....
04 03 2024 15:21:50
Метод проектов - это базовая образовательная технология, поддерживающая компетентностно-ориентированный подход в образовании. А результаты взаимоотношения учителя и ученика наиболее ярко отражаются в результатах урока как важнейшей формы обучения. Предлагаю урок с использованием мультимедийной презентации. ...
03 03 2024 22:21:55
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
02 03 2024 13:51:26
Интегрированный урок истории и литературы, на котором представлен взгляд историка и художника на восстание под предводительством Е.Пугачева. Работая с историческими документами, раскрывающими причины крестьянского бунта, учащиеся узнают факты о Емельяне Пугачеве, выявляют причины несовпадения образа Е.Пугачева в официальной хронике и народной памяти. Анализируя главы произведения "Капитанская дочка", учащиеся приходят к ответу на заключительный вопрос урока: "Согласна ли официальная историческая наука с А.С. Пушкиным в изображении Пугачева и его восстания?" ...
01 03 2024 22:49:13
На уроке дети учатся совмещать понятия "россиянин", "гражданин РФ" с чувством малой родины, края, где они родились, со знанием обычаев, обрядов. У них формируется активная жизненная позиция, патриотизм, чувство любви к своему родному краю в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры. ...
29 02 2024 21:31:59
Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме “Конституция”, приемы и методы которого помогут сделать процесс изучения Конституции более живым и интересным. Группы работают с карточками инструкциями, рассматривая статьи о правах и обязанностях и о деятельности высших органов государственной власти. Результаты групповой работы представляются учащимися в составленных ими схемах....
28 02 2024 18:34:26
Цели урока: выявить основные закономерности развития стран Западной Европы в XI–XIII вв., проследить каким образом шло возникновение городов, рост власти католической церкви....
27 02 2024 21:47:58
В статье приведены примеры из опыта работы учителя истории. Даны рекомендации как работать с хронологическим материалом, понятиями; как добиться грамотного и аккуратного ведения тетрадей; что нужно сделать, чтобы интерес к предмету не только не угас, но и развивался. В статье даны рекомендации о том, как сделать предмет интересным для учащихся....
26 02 2024 16:13:39
Цель урока: сравнить рабовладение в США и крепостное право в России; сформировать знания о предпосылках отмены рабства и крепостного права путем анализа положений реформ, выявить их прогрессивные черты; на анимированной исторической карте отметить государства США и России. Урок проводится в форме исторической игры-путешествия с использованием мультимедиа....
25 02 2024 12:57:27
Урок разработан для физико-математического класса. Основная идея урока – гражданин России, независимо от выбранной специальности, должен знать и любить историю своей страны. Урок также может использоваться для учащихся 10–11-х гуманитарных классов в целях повышения интереса к математике. Урок – семинар-исследование взаимосвязи истории и математики. Элемент новизны – применение математического моделирования на примере исследования математической модели Бородинского. ...
24 02 2024 21:59:19
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...
23 02 2024 18:16:53
Предлагается разработка внеклассного игрового мероприятия по истории древнего мира. ...
22 02 2024 12:41:25
Урок, который можно провести во внеурочное время или как урок изучения новой темы по истории России «Отечественная война 1812 года» с помощью активных форм обучения. Патриотизм, гражданственность, толерантность, служение Отечеству – ценности, которые он прививает....
21 02 2024 16:27:16
Деятельностный подход ориентирован на активную познавательную деятельность школьников на всех этапах планирования и организации учебного процесса, в том числе пои организации и проведении контроля и оценке знаний. Вопрос оценивания остается сложной проблемой современной российской школы. В данной статье предлагается анализ подходов к решению проблемы оценивания по параметрам деятельности, по уровням обученности, где отправной точкой является образовательный стандарт. Приводится образец контрольной работы по истории и критерии оценки. ...
20 02 2024 13:33:30
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
19 02 2024 11:42:23
Цель урока: изучить по историческими источниками эпоху царя Алексея Михайловича; ответить на вопрос: "Был ли царь Алексей Михайлович “тишайшим”"; учить детей выделять главное и делать выводы; выработать оценку на заявленную проблему....
18 02 2024 21:38:42
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
17 02 2024 14:44:38
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся начальных классов с "Конвенцией о правах ребенка". Помогает формированию правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в данном документе....
16 02 2024 23:48:48
В статье рассматривается вопрос об изучении творческого наследия крупнейшего русского историка А.Е. Преснякова в школе, в частности, об использовании его взглядов о Киевской Руси, причинах образования единого Русского государства, о Московском государстве XVI—XVII веков, движении декабристов, даются методические рекомендации. ...
15 02 2024 10:50:28
В 5-х классах изучение мировой религии - буддизм включено в программу "История древнего мира". В разделе "Древний Восток" на изучение темы отводится 2 урока. Данные разработки содержат в себе историю Древней Индии, информацию о кастовом строе в Древней Индии и совсем небольшая информация о религии - буддизм. Автор предлагает свой вариант прохождения материала....
14 02 2024 8:41:34
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
13 02 2024 16:26:57
Цель урока: раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на одном из видов рынка - рынке труда; охаpaктеризовать основные принципы труда; выявить особенности действия рыночных законов на рынке труда; способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению....
12 02 2024 10:27:38
Работа посвящена 200-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Данный материал разработан и использован для проведения классных часов для учащихся 4-х классов начальной школы, а также учащихся 5–7-х классов средней школы. К активизации внимания учащихся и проявления не только знаний по теме, но и сформированных исследовательских умений, да и просто смекалки приготовлена викторина....
11 02 2024 7:30:39
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
10 02 2024 8:33:32
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
09 02 2024 3:33:30
В Книге памяти опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся школы о военных годах. Работа над созданием «Книги памяти» расширяет представления учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим)....
08 02 2024 15:33:50
Уроки в форме деловой игры требуют от учителя творческого подхода и активизируют познавательную деятельность учащихся. История как наука чаще всего затрагивает социально-экономический спектр вопросов, изучая культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков, учащиеся знакомятся с внутренним миром этих людей, их образом жизни. ...
07 02 2024 8:48:28
Благодаря интеграции двух предметов и информационным технологиям урок обладает большой информативной емкостью, что позволяет вовлечь каждого ученика 8-го класса с диагнозом «детский церебральный паралич» в активную работу на всех этапах урока....
06 02 2024 6:33:21
Урок призван сформировать знания об архитектуре и зодчестве татарского народа в конце XVIII – начале XXI века, выяснить разновидности мечетей, раскрыть значение архитектуры мечетей и шамаиля в истории развития татарской культуры....
05 02 2024 4:38:58
Целями урока являются рассмотрение социально-экономического и политического развития Великобритании во второй половине XIX - начале ХХ веков; дальнейшее развитие умения переносить знания в новые ситуации; решать познавательные задания, аргументировать свою точку зрения, сравнивать, делать выводы; развивать коммуникативные умения в выступлениях. ...
04 02 2024 6:59:41
Данное мероприятие позволяет подвести итог работы учащихся, показать, что узнали, чему научились. В подготовке интеллектуальной игры принимали участие учащиеся 7-го класса, родители, что способствует коллективной творческой деятельности. ...
03 02 2024 19:38:42
Урок построен в технологии системно-деятельностного обучения, предполагающей применение таких методов и форм работы на уроке, как: методы наглядной передачи информации и её зрительного восприятия, методы передачи информации с помощью пpaктической деятельности. Цель урока – повторить и закрепить ранее изученный материал, опираясь на основные понятия, термины и имена (Венский конгресс, консульство, континентальная блокада, Наполеон Бонапарт, реставрация Бурбонов, «Сто дней»)....
02 02 2024 20:33:40
Урок для 11-го класса по истории России строится по традиционной схеме урока изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах плана изучения темы. Основные материалы урока - текст, таблицы, слайды учебного диска....
01 02 2024 3:14:35
Внеклассное мероприятие воспитываеn ответственных граждан России. Итогом занятия должно стать понимание роли человека для государства и государства в жизни гражданина, воспитывается чувство гордости за свою родину....
31 01 2024 19:32:27
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX в. сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса. На уроке используются различные формы, методы и приемы работы с учащимися, современные педагогические технологии....
30 01 2024 3:15:34
В статье приводится пример урока-диспута. ...
29 01 2024 10:14:54
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::