Исследовательская работа "История Буинского района и города Буинска Республики Татарстан"
Первые поселения Буинского района
В своем развитии Буинский район и его центр – город Буинск (Буа) прошли долгий путь. Позади столетия, отмеченные бурными событиями. Позади годы тяжких испытаний, преобразований и перемен…
Как известно, в далеком прошлом территория, которую ныне занимает Буинский район, входила в состав Казанского ханства. В своей статье “Селения Казанского ханства” Е.И.Чернышев приводит список поселений Казанского ханства, среди которых есть села, расположенные на территории нынешнего Буинского района. Это – Карланга (Кырлангы), Старые Лощи (Лашчы), Черкен, Верхний Наратбаш, КилДypaз, Чечкаб, Ст.Студенец (Суыксу), Ст.Тинчали. Сюда следует включить еще одно селение, которого нет в списке Е.И.Чернышева, но которое упоминается в русских источниках. Речь идет о Кият (Кыят). Это селение, которое населяла мордва, надо думать, берет свое начало также со сремен Казанского ханства. В “Сборнике исторических и статистических материалов Симбирской губернии” читаем: “Предание говорит, что близ села Кияти было сражение войск царя Иоанна Васильевича Грозного с войсками хана Казанского и указывается место, где происходило, будто бы, сражение, что оно покрыто насыпями, похожими на насыпи для батарей”.
После взятия Казани 2 октября 1552 года войсками Ивана Грозного Казанское ханство прекратило свое существование и все Среднее Поволжье было присоединено к России. С этого года начинается новая история Буинского района и Буинска.
В административном отношении район входит в новое образование – Свияжский уезд “князя Ишеева сотни” и частично “князя Аклычева сотни”. Опираясь на свою администрацию на местах, царское правительство стремилось “…сдерживать в повиновении покоренные племена, привить к ним православие и русскую гражданственность”. Этим целям служили: возведение в покоренном крае городов или крепостей, основание епархии и переселение сюда русских, “из внутренних областей государства”.
Особенно большое внимание уделялось обращению инородцев в христианство. Уже в первые годы завоевания Казани крещено было много людей, которых называли потом “старокрещенами”.
Не менее важное значение, чем обращению в христианство, придавала царская администрация сооружению “засечных линий”. “Засечная линия” - это система оборонительных сооружений, которые служили как для защиты границ, так и в качестве опоры при наступлении.
“Засечные черты” состояли из лесных завалов – засек, которые дополняли естественные препятствия на местности, чередующиеся с частоколами, надолбами, земляными валами в безлесных промежутках. Засеки делились на мелкие звенья для надзора и охраны. В местах пропуска населения через черту у больших дорог сооружались деревянные и земляные форты с башнями, острогами, частоколами. На посту у пропускных ворот стояли служилые люди, а также крестьяне ближних деревень, с 10 дворов по человеку. Крестьяне должны были по очереди выходить на засеку с пищалями и саблями.
Первая большая засечная линия, сооруженная после взятия Казани, проходила через Тетюши, шла по южному берегу реки Карлы до Сурского леса. Строительство этой черты было начато в 1555 году и завершено в 1556 году.
В исторической литературе “засечную линию, идущую от Свияги по южному берегу реки Карлы до Сурского леса”, принято называть “Карлинским валом”. Жители города и окрестных деревень Мещеряки, Тингаши, Альшихово ежедневно встречались с остатками этого вала. В наше время земляной вал местами совершенно исчез, и только отдельные звенья сохранились как исторический памятник прошлых эпох. Правда, в отличие от подобных валов, построенных позже, отличались простотой устройства. Хотя и на Карлинском валу были удвоенные, утроенные, расходящиеся и сходящиеся рвы и насыпи, служившие прикрытием для стрельцов. Кроме того, на валу возле нынешней деревни Мещеряково, по обеим сторонам дороги, идущей из Буинска в Ульяновск, стояли ворота в виде башни и рядом располагалась еще одна глухая башня, носившая название “Башня князя Аклычева”. В “Сборнике исторических и статистических материалов Симбирской губернии” говорится: “К достопримечательностям Буинска можно отнести земляной вал со рвом, начинающийся в 3-х верстах от города за рекой Карлы… Предание гласит, что вал этот возведен по взятии царства Казанского… на нем видны в северной стороне два бугра, называющиеся Глухою и Проезжею башнями, где в давние времена были селитряные варницы”.
Следует сказать, что одновременно с сооружениями засечных линий царская администрация щедро раздавала завоеванные земли в собственность князьям-боярам и монастырям. “Как велик был интерес в приобретении имений в новом крае… - читаем мы в “Сборнике… материалов Симбирской губернии”, - почти все сильные люди, стоящие во главе государственного управления со времен царя Михаила Федоровича до Екатерины II, владели вотчинами в этом крае”.
Конечно же, и земли нынешнего Буинского района не остались тогда без внимания бояр. Владельцами обширных земельных угодий здесь стали Ивашев, Теренин, Литвинов, Посольцев, Костливцева, А.Толстой, В.Есипов…Из них Ивашев в 1682 году даже обосновал вместе со своими крепостными крестьянами деревню и назвал ее Ивашевкой. Теренин хозяйничал в Кияти, Есипов – близ деревень Рунга и Альшихово.
Не в обиде были и служилые люди. Правда, сначала только русских людей, но затем и инородцев из указанного сословия стали наделять земельными угодьями. Им давали участки близ засечной черты, чтобы занимались не только хлебопашеством, но и были опорой администрации.
Так возникла 7 августа 1662 года деревня Байбулат (с 1859г. – Мещеряки). Основали ее вернувшиеся со службы в царской армии служилые татары в количестве 40 человек во главе с Байбулатом. На правом берегу реки Карлы возникло еще три населенных пункта: в 1669г. – деревня служилых татар Тингаши, в 1672г. – чувашская деревня Алших (Альшихово) в 1684г. – Ташкичу (Каменный Брод), в которой одновременно обосновались 20 человек рейтаров.
В 17-ом столетии освоение свободных земель на территории нынешнего Буинского района почти завершается. В 1638 году начинает свою биографию село Бикмураз (Бикмуразы). Основатель ее – Туктамыш и его товарищи – всего три семьи. Они выбрали место для жительства на берегу озера Бикей Йомрасы, от которого и происходит название села.
В 1641 году основано село Борындык (Бурундуки). Первыми ее жителями были новозаписные служилые татары в количестве 100 человек. Село назвали по имени его жителя – Бурундука Байсубина.
Наконец, в 1655 году возникает еще одна деревня. Ее основал Толымбай. Это был человек с развитым национальным самосознанием. Он был горячо предан национальным традициям, любил свой родной язык, решительно отвергал насилие, принуждение. Из-за своего непримиримого хаpaктера он вынужден был со своим другом Илбаем скитаться по миру. После долгих мытарств они, по совету оборотчика Нюнепа Чураева, решили осесть на земле и выбрали для этого место на берегу озера Иркуль, положив тем самым начало селу, которое ныне называется Адав-Толымбай (Адав-Тулумбаево).
В 1666 году рядом с этим населенным пунктом появляется новое поселение – Сиушево. Известны первые ее жители. Это – Суэш Анисимов, Айтуган Дельбышев, Урмет Бикбульдин, Мишка Баpaкаев, Юлдаш Сарбаев, Юлдаш Тимкиев. В 1896 году эти деревни объединяются и для них общим названием становится Сиушево, которое после образования Татарской АССР сменяется на Адав-Тулумбаево. В 1674 году Чурачка Шихмурзин со своими товарищами (всего 5 человек) выбирает место для жительства на левой стороне реки Карлы напротив Алших. В результате возникает Рунга – деревня ясашных чуваш. Крестьяне боярина В.Есипова в 1675 году дают начало селу Кайрово.
Наконец, в 1781 году основывается деревня Кугальна. Ее первые жители – это русские крестьяне, освободившиеся из-под власти помещика деревни Русская Карланга.
Таковы некоторые штрихи появления новых деревень и сел на территории Буинского района после 1552 года.
Были изменения и другого плана. О них сообщает “Сборник исторических и статистических материалов Симбирской губернии”: “С завоеванием Казани началось русское движение на юго-восток. Занятие и обрусение Симбирской губернии привело к такому итогу, что теперь недоумеваешь, точно ли эта земля, на которой в течение долгих времен обитали народы, которые господствовали над всем востоком Европы. Такое впечатление испытали мы, когда приехали в первый раз в приволжский край 25 лет назад. Мы тщетно искали некогда могущественный татарский народ, о котором так много слышали в школе и которого мы не находили ни по сю сторону Волги, ни за Волгою, ибо рассеянные между русскими и обрусевшим населением татарские деревни казались нам слишкомм слабым остатком того, что мы ожидали встретить”.
История города Буинска
Об истории становления города Буинска (Буа) имеется немало литературы, начиная с 18-го века и кончая нашими днями. Что касается даты учреждения самого города, то все источники точно указывают, что это произошло 15 сентября 1780 года. Но не так однозначны данные, касающиеся предыстории города. Прочно утвердившееся мнение на этот счет таково: на месте Буинска было селение Афонасово. Затем его переименовали на Архангельское, последнее – на Буинск.
Действительно ли город Буинск берет свое начало с селения Афонасово или (как пишут его часто) Опонасово? Нет, подобное утверждение не соответствует исторической правде. Селение Афонасово долгое время существовало под названием Янбулатово. Это подтверждается документально. Например, 18 октября 1682 года Никифору Ивашеву по его заявлению определяют земельный участок. ПроцеДypa такова: каждая соседняя деревня должна подтвердить, что участок, выделяемый Н.Ивашеву, пустует, т.е. никто на него не претендует. Идет опрос, участвуют староста и выборные люди деревень Утинщины, Байбулатово и Янбулатово. Читаем: “Синбирении Д.Осипов да подъячий И.Долматов в Синбирский уезд по реке Свияге да по Карлинскому валу меж дач Ивана Литвинова да деревни Янбулатовой, Опонасово тоже, со сторонными людьми ездили и про ту землю сыскивали...”. Выходит, что Янбулатово и Опонасово – это разные названия одной и той же деревни, точно так же, как Опонасово, Архангельск, Буинск. Но новое название вместо Янбулатово еще окончательно не утвердилось, поэтому у деревни двойное название “Янбулатово, Опонасово тоже”. Следовательно, деревня первоначально называлась Янбулат, а Опонасово (Афонасово) – название вторичное, пришедшее взамен первого. Быть может, сочетание “Янбулатово, Опонасово (или Афонасово) тоже” – простая ошибка? Нет, несостоятельность такого предположения доказывается уже тем фактом, что указанные названия в документе повторяются. Например, в том же источнике читаем: “В атказных книгах 190 (т.е. 1682) года 18 октября атказано... порозжей земли синбиренину Никифору Ивашеву в Симбирском уезде в урочищах по реке Свияге да по карлинскому валу меж дач Ивана Литвинова да меж дач татарских и чувашских деревень: деревни Афонасовой, Енбулатово тоже, 50 четвертей в поле...”.
В “Русском энциклопедическом словаре” И.Н.Березина есть такие строки: “Буинск – уездный город Симбирской губернии... Местное предание утверждает, что здесь, до взятия Казани русскими, существовал какой-то татарский городок”. Не следует ли под этим “татарским городком” понимать Енбулатово? Ведь селение на месте Буинска первоначально, как явствует из вышеизложенного, так и называлось, и в нем жили ясашные татары. В соответствии с преданием, быть может, оно существовало еще при Казанском ханстве, как и Старый Студенец, Старые Тинчали и другие?
Во всяком случае ошибочно думать, что Буинск берет свое начало с селения Афонасово (Опонасово). Далее, в тех источниках, в которых Афонасово признается первым селением на месте Буинска, допускается еще одна неточность.
“Селение на месте Буинска возникло в 1703 году, - такое утверждение содержится в “Географическо-статистическом словаре Российской империи”. В то же время в “Сборнике исторических... материалов...” указывается другая дата – 1691 год, в “Экономических примечаниях...” – 1663 год. Следует заметить, что ни одна из этих дат не соответствует действительности. Название Опонасово упоминается уже при определении границ земельных угодий деревни Бикмурза в 1638 году.
Откуда и как происходит название города – Буинск? “Сборник исторических и статистических материалов Симбирской Губернии” объясняет это так: “Селение на месте Буинска было основано ясашным крестьянином Белобородовым... в 1691 году, название получило от татарина БайДypaчки Чуpaкаева, у которого ясашные крестьяне Афонасовой брали в наем землю”. Есть попытка ответить на этот вопрос также и в “Экономических примечаниях...”: “Селение, где учрежден город сей, заведено... с 7171 (т.е. 1663) года ясашным крестьянином Белобородовым, название же свое получило от татарина БагДypaза Чирекаева, Буинск”. В таком случае, почему эти крестьяне продолжали до 1730 года назвать это поселение Афонасовой (Опонасовой), да и потом употрeбляли не Буинск, а Архангельск? На этот вопрос приведенные документы не дают ответа. Надо полагать, что название “Буинск” возникло иным путем.
Как известно, топоним “Буинск” происходит от татарского корня “буа”, что означает “запруда”, “плотина”. Населенный пункт, который указом имеператрицы Екатерины II 15 сентября 1780 года был провозглашен городом и назван “Буинск”, как раз и располагался вокруг запруды, называемой по-татарски “буа”. Таким образом, произошел перенос значения запруды в название населенного пункта.
Заключение
Прошли столетия. Поколения сменяли друг друга, оставляя после себя развитые города и села. История нашего города и района поучительна. Наши далекие предки сумели поднять села и деревни и превратить Буинск в развитый и богатый город в Поволжье. Без знания своего прошлого, без изучения истории своего края нельзя понять современность, невозможно предвидеть будущее.
Исследуя историю своего города мы еще раз доказали как и когда возникли первые поселения Буинского района и города Буинска , когда образовался город Буинск и с чем связано его название.
Земля Татарстана, куда сегодня входит Буинский район и город Буинск, - древняя историческая родина татар. Однако представители и других национальностей обрели здесь свою родину. Татарский народ веками трудился бок о бок с русскими, чувашами, украинцами, башкирами, марийцами, удмуртами и многими другими народами. Говоря словами известного татарского поэта Г.Тукая:
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали.
Один за другим проходили года, –
Шутили, трудились мы вместе всегда.
(Пер. С. Липкина).
Использованная литература:
- Борцы за счастье народное. Казань, 1967 Т. 1. Т. 2, 1983.
- Географическо-статистический словарь Российской империи. Сост.: П.Семенов.-СПб, 1863. Т.1.
- Зайнуллин И.Г. Буа районы.- Казан утлары. 1986. №2.
- История ТАССР.- Т.1-Казань, 1955.
- Материалы исторические и юридические района бывшего приказа Казанского дворца .- Симбирск, 1904. Т.4.
- Памятная книжка Казанской губернии на 1861-1862 гг.- Казань, 1862.
- Сергeйчев И.В. Материалы по истории Буинского района ТАССР.- Буинск, 1981.
- Список населенных мест Симбирской губернии.-Симбирск, 1880;1884;1897;1913.
- Чернышев Е.И. Селения Казанского ханства. В книге: Вопросы Этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья.- Казань, 1970.
- Щарафутдинова А. Толымбай авылы.- Казан утлары, 1976 № 9.
На данном уроке учащиеся в игровой форме повторяют и закрепляют сведения о Московских князьях с момента первого упоминания о Москве в летописях и до конца монголо-татарского ига. Анализируют факты и делают вывод о том или ином вкладе московского князя в развитие, становление и укрепление Московского княжества вплоть до объявления Руси центром Христианства. Урок имеет образовательное, а также воспитательное значение для развития духовно-нравственных, патриотических и толерантных чувств....
18 03 2024 8:22:41
Историко-познавательная игра (викторина) может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории нетрадиционного типа в старших классах. Викторина может проходить и как самостоятельное мероприятие (интеллектуальное соревнование) во время предметной недели или праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы....
17 03 2024 14:56:58
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
16 03 2024 11:17:34
Урок проводится как обобщающий по теме «Эпоха Екатерины II». Главный акцент в хаpaктеристике исторического деятеля делается на индивидуальном своеобразии, уникальности, неповторяемости, на психологических мотивах и нравственных аспектах его деятельности. ...
15 03 2024 1:10:40
Здоровье детей можно рассматривать как педагогическую категорию. Создание условий здоровьесбережения детей на уроке позволит оптимизировать процесс формирования ключевых компетенций учащихся. Целью работы является достижение качественного образовательного результата (формирования ключевых компетенций учащихся) через обеспечение условий сохранения здоровья детей. ...
14 03 2024 5:58:56
Методическая разработка основана на исследовательской и проектной видах деятельности, содержит в качестве приложений две презентации. Разработка открывает широкое поле деятельности для творчески работающих учителей, т.к. позволяет использовать краеведческий материал в рамках Отечественной истории....
13 03 2024 3:30:46
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
12 03 2024 1:12:33
Урок посвящен теме «Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина» в 9-х и 11-х классах. При изучении темы автор использовал разные источники. Работа с источником как учебная деятельность наиболее полно формирует важнейшие учебные компетенции: историко-познавательную и информационную; развивает мышление....
11 03 2024 20:59:22
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
10 03 2024 16:18:16
Представлена разработка урока по теме "Образование единого русского государства" для 6-го класса. На уроке используются различные формы работы, применяется развивающее задание по Образовательной технологии "ИнтеллекТ", направленное на развитие структурности мышления. Методы и приемы, используемые на уроке: работа с учебником, картой атласа, составление таблицы, работа с историческим тезаурусом, рассказ учителя, фронтальная беседа....
09 03 2024 16:31:25
Сегодня у учителя истории множество возможностей для того, чтобы его урок стал интересным и познавательным. Материалы этого урока могут помочь в этом, они могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования и науки. ...
08 03 2024 2:53:51
Урок для 8-го класса по истории России с применением презентации позволяет учащимся понять причины Русско-турецкой войны, ее основные этапы и итоги, познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне, а также развивает навыки работы с картой и текстом учебника....
07 03 2024 6:47:49
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
06 03 2024 5:21:28
Урок формирует у учащихся представление о гуситском движении, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивает навыки работы с документами. Ученики формулируют тему урока, определяют его цели. На уроке обращается внимание на нравственный аспект поведения: верность своим убеждениям, честность, стойкость, мужество....
05 03 2024 9:50:29
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
04 03 2024 3:58:25
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
03 03 2024 10:37:22
Сценарий к 70-летию битвы под Москвой можно использовать как внеклассное мероприятие в 7–9-х классах, а также при проведении декады истории или нетрадиционных уроков....
02 03 2024 3:57:26
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...
01 03 2024 22:43:42
В ходе урока доказывается, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII веке. Подчеркивается значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; раскрывается сущность «Русской Правды»....
29 02 2024 3:33:13
Урок знакомит учащихся с архитектурными памятниками Древнего Рима и повторяет архитектурные особенности Древней Греции. На уроке ученики смотрят репродукции, сцены из жизни древних греков. Основной метод подачи материала – беседа....
28 02 2024 6:48:28
Урок является завершающим в теме «Великая Отечественная война». В ходе урока учащиеся в различных формах приобретают новые знания о событиях Великой Отечественной войны, формируют умения и навыки работы с историческими документами, картами, видеофрагментами. Методическая разработка содержит применение и описание различных технологий: методы критического мышления, кейс-стадия, ИКТ-технологии, проблемное обучение, элементы исследовательской деятельности....
27 02 2024 10:13:44
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
26 02 2024 13:12:28
Урок раскрывает сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота. ...
25 02 2024 14:10:10
Урок по теме "Древняя Греция. Греки и критяне" разработан с применением технических средств обучения: мультимедийного проектора, программы Power Point. Это позволило сделать урок более динамичным и интересным, эмоционально оживить его. Ученик "погружается" в обстановку изучаемой исторической эпохи, облегчается процесс запоминания необходимой информации за счёт использования большого количества иллюстративного материала из разных источников....
24 02 2024 19:21:51
Урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению истории Московской Руси. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках – "Создание единого Русского государства", дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока "Государственные реформы середины XVI в. Опричнина". ...
23 02 2024 19:20:47
Урок проводится в 5-х классах, цель урока — сформировать представление о появлении искусства и религии у древних людей. ...
22 02 2024 8:39:25
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют знания по истории Египта, Междуречья, Финикии. Развивают умение воспроизводить полученную информацию, выделяют главное, ориентируются в основных событиях истории Древнего Востока, выявляют причинно-следственные связи, анализируют и делают выводы....
21 02 2024 9:28:25
Урок закрепляет знания учащихся о средневековом городе, его устройстве, занятиях населения, управлении городами, борьбе городов с сеньорами. Знакомит учащихся с историей некоторых итальянских городов и их расцветом в период Крестовых походов. Элементы театрализованной игры урока развивают творческие способности учащихся....
20 02 2024 13:36:30
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
19 02 2024 4:57:35
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
18 02 2024 9:22:13
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
17 02 2024 22:30:44
Урок итогового повторения новой истории в 8-м классе проводится в виде комaндного конкурса, состоящего из трех частей: пролога (конкурс капитанов), основной части и эпилога (вопросы для групп поддержки). Участвуют 2 комaнды по 3–5 человек, каждая комaнда имеет группу поддержки. Победителем в конкурсе признается комaнда, набравшая больше баллов....
16 02 2024 9:33:55
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
15 02 2024 1:32:47
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
14 02 2024 4:54:57
Программа отражает основные тенденции развития, направления и события внешней политики восточных славян, Киевской и Московской Руси, России и Российской империи. Особое место в программе отводится самостоятельной работе с картами, документами, схемами и таблицами. ...
13 02 2024 11:21:32
В процессе работы главной целью являлось: повышение гражданской ответственности и правосознания молодого поколения путем включения его в процессы, направленные на развитие демократии и правового государства в России; формирование в молодежной среде идеологии, направленной на повышение «профессионализма» деятельности, направленной на продвижение ценностей прав человека....
12 02 2024 3:53:25
Урок помогает раскрыть понятия: ценности, мотивы, предпочтения, патриотизм; воспитать общероссийскую идентичность, гражданственность, приверженность гуманистическим ценностям....
11 02 2024 11:11:46
Данная разработка может быть использована на уроках истории, уроках мировой художественной культуры, как внеклассное мероприятие....
10 02 2024 1:28:33
Урок истории посвящен становлению Древнерусского государства, русского общества, правовой системы. Совместная деятельность педагога и учащихся – дискуссия, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения последних в коллективный поиск разрешения поставленной на уроке проблемы....
09 02 2024 3:38:35
Мероприятие направлено на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, расширение их кругозора; обобщение полученных знаний по истории Древнего мира. Такие конкурсы вызывают глубокий интерес учащихся к истории и стимулируют их активное участие в различных мероприятиях исторической направленности....
08 02 2024 3:33:42
Урок построен в форме игры с использованием методов деятельностных технологий. На этапе актуализации формируется навык самостоятельной познавательной деятельности. На этапе применения умений и навыков формируются компетенции, относящиеся к самому человеку как субъекту деятельности, общения. На этапе закрепления формируется способность учащихся самостоятельно действовать при решении актуальных для них проблем. Урок способствует развитию навыков социального взаимодействия....
07 02 2024 14:12:38
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
06 02 2024 6:13:39
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
05 02 2024 23:39:24
Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся расширяют свои знания о великом русском полководце А.В. Суворове. Урок-игра имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ и любовь к Родине. Урок показывает связь исторических событий с современностью. Это способствует развитию исторической эрудиции учащихся и их интереса к предмету. ...
04 02 2024 14:14:40
Мероприятие проводится в форме игры "брейн-ринг". Участники делятся на две комaнды. Каждой комaнде выдаются различные задания на карточках. В конце игры жюри оценивает ответы ребят в баллах....
03 02 2024 16:14:21
Урок является завершающим в изучении блока «XIX век в истории России» в 10-м классе средней школы. Тип урока – повторительно-обобщающий, форма занятия – групповая работа, главный метод – проектная деятельность. В ходе подготовки к уроку ребята консультировались у учителей ИЗО, музыки, поэтому урок носит интегрированную направленность....
02 02 2024 15:38:57
Данный урок позволит формировать у учащихся навыки поиска социальной информации; формулирования собственного мнения и позиции; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем. На уроке учащиеся работают в группах с историческими документами, которые хаpaктеризуют органы государственной власти России данного периода. Весь урок посвящается поиску ответа на вопрос «Какие изменения произошли в политическом устройстве России в XVII веке?»....
01 02 2024 13:48:29
Урок для 10-го класса – урок сообщения и первичного закрепления новых знаний. Урок рассчитан на 2 школьных часа. Позволяет сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Руси через межпредметные связи истории и МХК; сформировать умение критически анализировать документальные источники; способствует формированию чувства сопричастности к истории Родины....
31 01 2024 23:46:35
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
30 01 2024 1:54:36
Задача уроков истории – показать события прошлого и их связь с настоящим. Особенное место занимает изучение периодов, во время которых происходили важные для патриотического воспитания события....
29 01 2024 1:37:12
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::