Урок "XXI век: капитализм или социализм?"

![]() |
![]() |
![]() |
В рамках учебного курса “Обществознание” при изучении экономической сферы жизни общества мы с учащимися рассматриваем эволюцию капитализма, при изучении политической сферы – политические идеологии.
“XXI век: капитализм или социализм?” – так может быть сформулирована тема итогового урока в 10 классе, являющаяся контаминацией двух параграфов – “Эволюция капитализма” и “Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан” (здесь содержится материал об основных типах политической философии – коммунизме, либерализме, консерватизме и фашизме).
Другие варианты названия итоговой темы урока:
а) Что лучше: капитализм или социализм?
б) Что лучше: “развитой” социализм или “недоразвитый” капитализм?
в) XXI век: в поисках идеологии.
г) Либерализм после социализма?
д) Левая идея в XXI веке.
Цели урока.
Образовательные (обучающие):
- передача учащимся определенной системы знаний, умений, навыков, необходимых для общего образования и для пpaктической деятельности в повседневной жизни;
- проверка знаний по теме;
- развитие познавательной активности творческих способностей;
- обобщение изученного материала.
Развивающие:
- развитие мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе;
- развитие мировоззрения;
- развитие навыков устной речи;
- развитие критического мышления, умения вести диалог;
- развитие логического мышления, способности четко формулировать свои мысли.
Воспитательные:
- воспитание активной жизненной позиции;
- воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих силах.
Оборудование урока:
- Карточки "Я выбираю "капитализм", "Я выбираю "социализм".
- Фотографии и портреты мыслителей, политиков, партийных и государственных деятелей, предпринимателей прошлого и современности.
- Фотография писателя Захара Прилепина.
- Фотография художника и скульптора Михаила Шемякина.
- Видеофайл (фрагмент фильма К.Шахназарова “Исчезнувшая империя”).
- Аудиофайл (фрагмент интервью с М.Шемякиным).
- Ноутбук учителя.
- Мультимедийный проектор.
Время. Два учебных часа.
Оформление доски.
![]() |
|
![]() |
![]() |
Но две души живут во мне,
И обе не в ладах друг с другом.
Иоганн ВольфгангГетеВрожденный порок капитализма – неравное распределение благ;
врожденное достоинство социализма – равное распределение нищеты.
Уинстон Черчилль
Ход урока
1. Социологический опрос.
Учитель предлагает учащимся подойти к столу и выбрать одну из двух карточек. На первой написано – "Я выбираю "капитализм", на второй – "Я выбираю "социализм".
Приложение 1
Учитель проводит голосование по вопросу “Нам не нужен капитализм!”. Учащиеся поднимают карточки “Я выбираю социализм!”. Затем проводится голосование по вопросу “Нам не нужен социализм!”. Учащиеся поднимают карточки “Я выбираю капитализм!”. Итоги опроса показали, что только четверо школьников выбрали “социализм”. Выяснилось, что молодежь в своем большинстве голосует за “капитализм”.
2. Вопросы для устной проверки знаний.
Учитель: Проверим домашнее задание. Что нам известно о капитализме? Граждане России старшего поколения помнят, чему их учили в школе. В любом словаре советской эпохи можно было узнать, что капитализм (фр. capital – главное имущество или сумма) – это… Что? Кто мне поможет? Кто даст современное определение капитализма?
Учащиеся хаpaктеризуют капитализм как “общество сильных”, “это то, чем люди занимаются, когда их оставляют в покое”, “жаргонное обозначение правового общества”.
Один из учащихся формулирует такую дефиницию понятия “капитализм”: капитализм – система товаропроизводства, основанная на принципах рынка и частной собственности на средства производства.
Учитель: В данном определении содержатся два признака капитализма. Рыночная экономика – раз, уважение частной собственности – два… Дополним этот перечень. Назовите другие важнейшие признаки капитализма.
Учащаяся называет следующие признаки капитализма: свободную торговлю, прибыль и желание иметь много денег, свободную конкуренцию и свободу слова, новые технологии и творческий потенциал человека, господство закона, уважение индивидуальных прав человека, человеческое достоинство и личное счастье.
Далее учитель спрашивает о причинах появления капитализма (здесь пригодится знание школьниками истории Нового времени). Учащиеся перечисляют три причины (предпосылки) капиталистического производства: технические, экономические и социальные. Учитель интересуется “как появление капитализма изменило жизнь европейского общества?”. Школьники говорят о колоссальных изменениях в политической, духовной и экономической жизни людей с появлением капитализма. Возникновение промышленного капитализма относится к рубежу XVIII и XIX веков. Согласно высказыванию Маркса, “ мельница создала феодализм, а паровая машина – капитализм”. Использование паровых машин приводит к тому, что мастерские и мануфактуры превращаются в огромные фабрики. Ремесленники, владеющие собственными средствами производства, превращаются в класс наемных рабочих, лишенных собственности на средства производства – пролетариат. Капиталисты формируют правящий класс, оттесняя прежнюю землевладельческую знать.
Учитель: Прошу дать определение социализма. Учащиеся хаpaктеризуют социализм как “идеологию зависти”, “равенство в нищете”, “общество замороженной экономики”, “экономику по Кафке”, “систему, когда человек дает другому часть своей души”.
Один из учащихся предлагает следующее определение социализма: социализм (лат. socialis – общественный) – идеологическое течение, определяющими чертами которого являются приверженность идеалам сотрудничества, равенства и общественной собственности. Спектр социалистических движений простирается от коммунизма до социал-демократии.
Социализм можно рассматривать как политическую идеологию, выдвигающую в качестве цели и идеала установление общества, в котором: отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение; утверждаются социальное равенство и справедливость.
Способ достижения поставленных целей – отсутствие частной собственности на средства производства.
Иногда социализмом также называют идеологию, которая предусматривает построение социалистического общества. В марксизме различают низшую ступень коммунизма (социализм) и высшую (полный коммунизм). Считается, что этой высшей ступени общество еще нигде не достигло. В Советском Союзе был развитой социализм, но он коммунизмом все же не являлся. Хотя в свое время Хрущев пообещал полный коммунизм “при жизни нынешнего поколения”.
3. Обобщения.
Учитель: Социализм как понятие объединяет несколько явлений.
- Идеал общественного устройства, положенный в основу многих утопий периода становления капитализма (утопический социализм Т.Кампанеллы, Т.Мора, Ш.Фурье, К.А.Сен-Симона, Р.Оуэна и других); негативная реакция на частную собственность и индивидуализм, в силу чего социализм выступает оппонентом прежде всего либерализма.
- Оформившаяся в XIX веке политическая идеология с такими ключевыми положениями как идеал общественной собственности, классовый подход, идеал равенства, упор на класс и классовые потребности, т.е. коллективизм и др.
- Низшая фаза коммунистической общественно-экономической формации в трудах К.Маркса и его последователей.
- Нерадикальные партии и движения (в отличие от коммунистических или национал-большевистских), руководствующиеся различными социалистическими доктринами и строго придерживающиеся легальной пpaктики политической борьбы; центральные программные идеи социалистов – политический либерализм (плюрализм, терпимость, демократия), многоукладная экономика, социальное государство, равенство. Эти партии входят в состав Социалистического Интернационала (Социнтерна).
- Название общественного строя, основанного на социальных и экономических представлениях К.Маркса и В.И.Ленина (социализм в СССР и странах созданного им “социалистического лагеря”), а также национальные модели “государства всеобщего благоденствия” (“шведский социализм”).
4. Викторина.
Учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть 16 фотографий и портретов мыслителей, политиков, партийных и государственных деятелей, предпринимателей прошлого и современности.
Приложение 2
Учащиеся пытаются назвать тех, кто изображен на фотографиях и портретах, затем выбирают из них приверженцев капитализма и социализма.
5. Дискуссия.
Учитель: Прошедший век прошел под знаком борьбы двух систем, двух мировоззрений. Борьба была жестокой, изнурительной. В первой половине века в мире явно доминировало движение в сторону социализма. Во второй половине века тенденция поменялась и движение пошло вспять. Экономическое соревнование двух систем выявило плюсы и минусы каждой из систем. Одержав политическую и экономическую победу, капитализм сам оказался пропитан социализмом. Как это нередко бывало в истории, победитель, одержав победу, заразился идеологией побежденного. Более того, многие идеи социализма, как принято было говорить, “живут и побеждают”. Они поддерживаются значительной частью населения планеты, в том числе, в развитых cтранах. Даже в экономике капиталистических стран присутствуют элементы социализма. А в некоторых из этих стран правящие социал-демократические партии вообще провозгласили своей целью построение социализма.
Учитель читает фрагмент статьи Захара Прилепина “Второе убийство Советского Союза”.
Приложение 3
Учитель: В начале 90-х годов мы оказались в другом мире. Я хочу обратиться к учащемуся, который сегодня будет защищать капитализм, с вопросом: распад Советского Союза – благо или зло?
Учащийся: Благо. Однозначно. Советская эпоха – черная страница нашей истории. Я к “советскому проекту” отношусь резко отрицательно. Это была жуткая страна, страна дефицитов, страна запретов. В СССР было мало возможностей для самореализации. После статьи Прилепина не буду называть СССР “совком”, так и быть. Ну вот “империя зла”, по-моему, точное определение. Нам не надо обижаться на то, что СССР рассыпался. Мы все равно должны были избавиться от империи. Она для нас была как вериги.
Учитель: Но теперь говорят, что русский – это имперский народ, русские другими быть не могут.
Ученик: Это – тяжелое наследие советской эпохи. Могут, могут. Я не понимаю и не принимаю ваши времена, когда лидером была одна партия. Я выступаю за конкуренцию идеологий. И поэтому отношусь отрицательно к тому, что сейчас пытаются в школе через учебник по истории России под редакцией Данилова ввести единомыслие в России. Тогда у нас через несколько лет будет снова застой. Конкуренция – это двигатель. Вот вы вынимаете двигатель из машины. Ну да, красивая машина под названием “Россия”, можно ее покрасить, поставить бронированные стекла, закупить за границей супер-фары. Но если нет двигателя, она будет ехать под горку, если ее толкнуть, а иногда, с разлета, в горку. Но это уже доказано всей историей человечества, что только конкуренция двигает прогресс. Нужна конкуренция не только в экономике, но и конкуренция идей. Тут уже все, ничего придумывать не надо.
Чрезвычайно важное свойство капитализма – его приспособляемость, способность адекватно реагировать на изменяющиеся условия. Прежде всего это относится к решению комплекса проблем, связанных с классовой борьбой и угрозой пролетарских революций.
Еще одно преимущество капитализма – высокая восприимчивость к техническому прогрессу: новым технологиям и т.п. Быстрая и повсеместная компьютеризация всех сторон жизни сегодня – яркий тому пример.
Ученик: Вы, товарищ учитель, в отличие от меня, такой советский человек по праву рождения? Для вас распад Советского Союза, конечно, зло?
Учитель: У меня нет никакого мopaльного права сетовать на слабость человеческой породы, отстроившей величественный Советский Союз. Да, я “переболел” коммунизмом, строил социализм. Не могу сказать, что я – советский. Треть жизни прожита уже вне СССР. Но хочу добавить, что только полностью оболваненный пропагандой человек может отказать своей Родине в праве считаться таковой. Как можно вырвать кусок из своего сердца, из своей истории? В СССР была уверенность в завтрашнем дне. В СССР осталось мое детство. Я гордился страной, в которой жил. В СССР я чувствовал себя нужным. Трудно найти людей, которые жили бы в империи, и потом не тосковали бы после ее распада. Все хотят жить в стране сильной и мощной. В советские времена держава была мощной, а как жили люди, – это другой разговор.
Ученик: Что хорошего было в социализме?
Учитель: Конечно, советское общество имело свои положительные стороны. Первое, что приходит в голову – это всеобщая грамотность. Далее – космос.
Ученик: Нет-нет-нет, кыш-кыш-кыш, это не пройдет. Все это было бы возможно и в другой стране с другим общественным строем. Ну, был бы на троне Николай Александрович, все равно Гагарина бы запустили, только не товарища, а “сиятельство”. Для запуска paкеты с человеком на борту социализм не обязателен. Итак, продолжим. Что еще в СССР было такого замечательного?
Учитель: Возможны ли помимо социализма такие блага, как, скажем, бесплатная медицина, права трудящихся (довольно значительные) или центральное водяное отопление? Тиражи книг Плутарха и Лукиана зашкаливали за сотни тысяч. Пушкина издали пятнадцатимиллионным тиражом и еще не хватало.
Ученик: зато Булгакова нельзя было прочитать.
Учитель: Сбережения на книжках лежали в твердых рублях.
Ученик: Вот именно. В каменных.
Учитель: В Советском Союзе не было, извините, вшивости. Сейчас педикулез – штука обыденная. На просвещенном Западе вшивость остается проблемой: в тех же Штатах постоянно завшивлено миллионов десять. В СССР не было такой преступности. Не было проституции, само наличие которой сейчас как бы “норма цивилизованного общества”. Не было наркоты в школе. Те, кто плачет, что не было колбасы,– недалекие люди. Потому что тогда если колбаса была – ее покупали все, потому что она была доступна. А сейчас она есть, но далеко не все ее могут съесть. Конечно, в армии солдаты и во времена СССР знали, что такое “дедовщина”. Но они не резали друг друга, а были готовы, наоборот, отдать друг за друга жизнь.
В области производства наряду с минусами социализм обладает свойством, которое при определенных условиях выступает как положительное. Известно, что социалистическое производство опирается на плановое централизованное управление. В общем случае оно менее эффективно, чем рыночная экономика. Однако имеются некоторые отрасли общественного производства, в которых оно оказывается предпочтительнее рыночного. Чаще всего – это бесприбыльные отрасли, решающие общенациональные и общечеловеческие проблемы – защита и восстановление среды обитания, освоение космоса и т.п.
Уступая по многим показателям капитализму в сфере экономики, социализм продемонстрировал ряд положительных свойств в социальной области. Прежде всего можно указать на отсутствие в странах с плановой экономикой значительной безработицы. Такое положение обеспечивало работающим уверенность в завтрашнем дне, создает чувство стабильности. К числу социальных преимуществ относится особо ценимое в нашей стране мopaльное чувство “социальной справедливости”. Под ней подразумевались несущественные различия в размерах заработков у работников всех рангов. Так, например, оклады уборщицы и директора предприятия различались примерно в три раза. Важны и другие достижения социализма: система бесплатного обучения (включая высшее, с выплатой стипендий), здравоохранения, а также весьма продолжительные ежегодные оплачиваемые отпуска.
Таким образом, проигрывая капитализму в экономическом отношении, социализм продемонстрировал преимущества в социальной области.
Ученик: Как вам кажется, Путин не стремится к ренессансу Советского Союза? Он же вернул музыку гимна СССР, хотя слова немного поменялись. Путин, конечно, человек осторожный. Сначала он запускал пробные шары про величайшую катастрофу (распад СССР) и эффективного менеджера (Сталин). Теперь начал на кого-то там давить сильнее, проталкивать идею хорошего СССР. И наше телевидение начало помаленьку перестраиваться. Осталось выяснить, какой СССР хочет Путин? Ведь и жизнь в СССР была разной. Тут и репрессии, и шарашки, в которых ученые трудились на благо Родины. Но тут же и величайшие успехи, о которых вы говорили: возникшие на пустом месте заводы, города, социальная защищенность, которой в западных странах достигли только в самые последние годы, и то не везде. Так в какой СССР тянет Путин? К репрессиям? Или к расцвету?
Учитель: Я не думаю, что Путин тянет нас обратно в СССР. Он однажды хорошо сказал: “Кто не жалеет о распаде Советского Союза, у того нет сердца, кто хочет воссоздать его в прежнем виде, у того нет головы”.
Учащийся: Жизнь в СССР – полное отсутствие свободы. Я хочу привести диалог из фильма “Стиляги”:
– Сынок, чем ты занимаешься в этом доме в наше отсутствие?
– Мы просто танцуем…
– В стране, где даже нельзя громко чихнуть, что б не попасть под уголовный кодекс, он просто танцует…
Учитель: Зато теперь мы создали общество богачей, барыг и бoмжей. Дети хотят становиться рэкетирами или чиновниками.
Учащийся предлагает посмотреть фрагмент фильма Карена Шахназарова “Исчезнувшая империя”. На черном рынке главный герой фильма, первокурсник Московского педагогического института Сергeй, покупает у фарцовщика Эдика своей однокурснице Люде в подарок редкую пластинку “Роллинг Стоунз” за баснословные по тем временам деньги. Но когда Люда ставит пластинку в проигрыватель, выясняется, что Сергея обманули – вместо модной рок-группы в комнате звучит Чайковский.
Приложение 4
Учащийся: В СССР был тотальный дефицит. Социалистический способ производства экономически менее эффективен, чем капиталистический.
Режиссер в своей картине воссоздает на экране невероятно уpoдливое проявление социализма – “черный рынок”. В 70-ые годы в Москве, в отличие от провинции, продукты еще имелись (время дефицита и километровых очередей наступит в конце 80-ых), но абсолютно не было в продаже пластинок с зарубежной рок-музыкой и книг, интересных читателям. Все это приходилось покупать на “черном рынке” по безумным ценам. Обеспеченные герои “Исчезнувшей империи” могли себе позволить платить за пластинку по сто рублей,
Учитель: В 70-ые годы прошлого века такие деньги считались очень
хорошей ежемecячной зарплатой, например, для медсестры.
Ученик: Сейчас за разумную цену можно купить любые книги, музыкальные
альбомы и фильмы, поэтому даже люди, жившие в советские времена, понемногу
начали забывать о царившем тогда информационном голоде и о своих отчаянных
попытках узнать хоть какие-то новости о том, что происходит за границей. И очень
хорошо, что российская лента напоминает нам о не самых приятных сторонах
советской жизни.
Потому что более-менее понятно было, что плановое хозяйство проиграло битву. Эксперимент с величественной коммунистической утопией окончился неудачей. И поэтому только вопрос был – когда и как? Одни “руины” остались после Советского Союза. Вспомним стихотворение Иосифа Бродского “Письма римскому другу”:
Вот и прожили мы больше половины.
Как сказал мне старый раб перед таверной:
“Мы, оглядываясь, видим лишь руины”.
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный.
Учитель: Современному капитализму свойственны лишь положительные черты?
Ученик: Нет, не следует. Капитализму по-прежнему присущ порок, вытекающий из частнособственнического владения средствами производства. Владелец капитала все еще получает определенную долю произведенного общественного продукта. Получение дохода за сам факт владения капиталом представляется как социальная несправедливость, а с позиций государственных интересов означает понижение эффективности общественного производства. Конечно, демократия “улучшила” капитализм в этом случае. Большая часть сверхприбыли, получаемая владельцами капитала посредством прогрессивной шкалы налогообложения, отбирается в пользу общества.
Еще один известный недостаток частнособственнического предпринимательства заключается в том, что, стремясь максимизировать прибыль, оно зачастую игнорирует социальные, экологические и другие национальные и общечеловеческие интересы.
И, наконец, еще один, не столько недостаток, сколько свойство, – частное предпринимательство может действовать лишь в тех областях, где достигается прибыль. Что касается отраслей, не обеспечивающих достаточную прибыль, то капитал либо уходит из них, либо требует от государства соответствующей компенсации.
И все же в экономическом отношении соцстраны значительно уступали капиталистическим. Более низкими были производительность общественного труда, а также другие показатели: уровень жизни населения, фондоотдача, урожайность и др. Имело место техническое отставание, причем с началом научно-технической революции этот разрыв стал увеличиваться. В соцстранах значительно понизились темпы экономического роста.
Кстати, только капитализм может спасти от голода большую часть человечества.
Учитель: Как сказать. Перед родиной экономического кризиса – США – всерьез встала проблема голода. Число тех, кому денег не хватает даже на еду, стремительно растет. Ситуация может измениться в лучшую сторону, лишь когда в стране сократится безработица, но она пока, напротив, упрямо растет. Очередь, списки, талоны, продукты… Число американцев, получающих продовольственную помощь – свыше 35 миллионов, более 10 процентов страны. Это статистика министерства сельского хозяйства. Увеличивается число тех, кто желает получать продукты по талонам. Полученным талоном можно расплатиться в магазине, или получить коробку с продуктами – крупы, консервы, немного зелени. Раз в месяц коробка с девятнадцатью наименованиями ждет семью, которая находится официально за чертой бедности. Рост числа заявок на получение продовольственной помощи и талонов на питание, плюс дефицит в пунктах продажи дешевых продуктов превращается в болезненную тенденцию, заметную по всей стране.
Учащийся предлагает послушать фрагмент радиоинтервью с художником и скульптором Михаилом Шемякиным.
Приложение 5
Учитель: Какой капитализм построен в России начала ХХ века?
Ученик: Политологи по-разному именуют капитализм, который мы выстроили: “бюрократический”, “периферийный”, “административный”, “экспортно-сырьевой”, “государственный”. Мне ближе название “бандитский”. Общее мнение большинства либеральных интеллектуалов таково: не тот капитализм мы построили, не тот. А если капитализм не тот, то с этим надо что-то делать. Надо достроить капитализм в России.
(Школьник готовился к уроку основательно. Он, между прочим, перечисляет и разные виды капитализма: государственный, демократический, коллективный, периферийный, народный, технокапитализм, турбокапитализм, эко-капитализм, анархо-капитализм).
Учитель: В XX веке социализм как идеология изменился, заимствовал ряд положений у либерализма. Крушение мировой соцсистемы заметно уменьшило его авторитет, однако социалистические ценности все равно присутствуют в идейно-политическом языке, что способствует появлению новых идейных течений.
В истории белое оборачивается черным и черное оборачивается белым. В истории распад Римской империи обернулся возникновением свободы. А появление протестантизма, представители которого резали друг друга, обернулось возникновением протестантской этики.
Ученик: Меня, да и моих одноклассников, думаю, интересует вопрос о тенденциях и проблемах XXI века. Возможна ли победа социализма в XXI веке? Возможен ли капитализм с социалистическим лицом? Как будут соотноситься в XXI веке капитализм и социализм?
Учитель: Корректно проблему следует сформулировать следующим образом: могут ли условия сложиться таким образом, при котором оба строя выравниваются в экономическом отношении, и общество, учитывая социальные преимущества, предпочтет социализм? Прошедший век показал, что развитие общества идет в направлении сочетания элементов обеих систем.
С одной стороны, производство в бывших соцстранах становится на капиталистические рельсы; с другой стороны, капстраны обзавелись, особенно в социальной области, многими элементами социализма. Нет оснований утверждать, что этот процесс прекратится.
Вопрос заключается лишь в том, каковы будут их соотношение и тенденции, какие именно черты каждой из систем получат развитие. XXI столетие, в целом, можно хаpaктеризовать как век, в котором основная масса благ будет производиться капиталистическим способом, а распределяться социалистическим. Другими словами, капитализм будет господствовать в сфере производства, а социализм – в сфере распределения. Самой примечательной чертой века, в рамках рассматриваемой проблемы, может стать и появление социалистических государств. Это, впрочем, мало взволнует современников, поскольку XXI век будет, скорее всего, веком без идеологий.
6. Вместо итогов.
Учитель: Сегодня мы поговорили о преимуществах двух систем и мировоззрений (капитализма и социализма).
В течение длительного времени политика цивилизованных народов была направлена к постепенному воплощению социализма. Социализм обещал желаемое – более справедливый и рациональный мир. Но потом вдруг выяснилось, что мы не там искали лучшее будущее.
Конечно, нельзя не согласиться с теми, кто считает, что социализм несет в себе ген умирания. В России социалистическую программу попытались воплотить в полном объеме – буквально одним ударом. Русский опыт продемонстрировал нам очень низкий уровень жизни народа и неограниченный деспотизм властей. В последние годы своей жизни Лев Троцкий писал: “В стране, где единственным работодателем является государство, оппозиция означает голодную cмepть. Старый принцип: кто не работает, тот не ест,– был заменен новым: кто не повинуется, тот не ест”.
Социализм не создал общества, в котором бы воплотился его идеал. Может быть, социализм нереализуем в силу несовершенства человеческой природы?
Обществу нужна конкуренция. В свободном соревновании сильный “теснит” слабого, работающий – ленивого. При всей жестокости этого принципа, отказаться от конкуренции нельзя: без нее нет развития. Капитализм, безусловно, прогрессивен. Это стройная и жизнеспособная система, в основе которой частная собственность и свободный рынок. Система устроена удобно, целесообразно и просто. Капитализм вызвал в обществе серьезные изменения. Пpaктика показала, что социализм не может, по крайней мере, в ближайшей перспективе, обойти капитализм в экономическом отношении.
Перечисленные и другие положительные качества капитализма дали основания некоторым ученым (Фукуяма и др.) объявить его идеальной, вечной формой экономического устройства общества.
Однако не следует думать, что современному капитализму свойственны лишь положительные черты. Капитализм – не идеал. У капиталистического общества есть общие проблемы: расслоение на бедных-богатых, преступность, наличие бездомных, безработица. Поэтому считать, что только либерализм необходим и неизбежен, означает прибегнуть к марксизму наоборот, лишь заменив при этом пролетариат классом собственников. Так что союз политической свободы и рыночной экономики не является “концом Истории”, а капитализм, разумеется, может быть заменен чем-то новым. Либерализм – всего лишь попытка найти решение проблем нашего времени при нашем скромном овладении Историей.
Какие посткоммунистические гипотезы (в том числе для России) можно считать сегодня разумными? Об этом, о посткоммунистической политической системе, мы поговорим как-нибудь в другой раз.
Давайте будем помнить, что общество создано не Богом и не мистическими силами природы – оно создано человечеством. Сохранит ли общество способность к развитию или оно обречено на упадок, зависит от человека.
СССР не вернется. Наступили другие времена и другие символы. Другие знамена реят над проходящими войсками. В разных странах капитализм проявляется по-разному. Думаю, российский капитализм будет отличаться от канадского или шведского, да даже от казахского. Но Россия обречена быть свободной, потому что другого пути у мира, кроме свободы, нет.
Но это все равно – Наша Страна. Наша воспрянувшая ото сна Родина. Она проснется, когда проснемся мы. Каждый из нас. Потому что Родина, какой бы она не была и как бы не называлась – это прежде всего люди. Мы.
Я благодарю Сергея Гришанина за сегодняшний диалог с ним.
![]() |
![]() |
Использованная и рекомендуемая литература. Tрaнcкрипт радиопередачи.
Приложение 6
Фотоотчет.
Приложение 7
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности судьбе своего народа и судеб народов нашей страны. Формировать устойчивый интерес к истории позволяют нетрадиционные уроки.
...
07 03 2021 3:17:24
Классный час ориентирует детей на воспитание гуманизма, духовно-нравственных и эстетических ценностей. Помогает расширить знания учащихся о родном крае, наполнить сердца учащихся любовью к малой родине и гордостью за неё. Вопросы, затронутые на классном часе, развивают эмоциональную сферу учащихся с помощью формирования ярких образов наших земляков в разные исторические эпохи.
...
06 03 2021 8:54:16
В этом году наша страна отмечает государственный праздник – 20-летие принятие Конституции РФ. Передать ключевые моменты содержания этого документа, которые необходимы для понимания значимости Конституций как Основного Закона Российской Федерации, а также отметить важность даты в становлении и развитии демократического общества – является целью данного занятия....
05 03 2021 9:42:44
Вниманию учителей обществознания предлагается урок-диспут атеиста (учитель) и теиста (иерей Александр). Учащиеся 11-го класса присутствуют на своеобразном ток-шоу, имея возможность задать вопрос отцу Александру. Примерные подвопросы рассматриваемой темы: сущность религии и религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации, религия и мораль, религия в современном мире, свобода совести и вероисповеданий....
04 03 2021 1:48:18

Задачи урока: рассмотреть эволюцию города в развитии общества и его значение; дать определение селу и городу; сравнить село и город, заполнить таблицу "Плюсы и минусы городской жизни"....
03 03 2021 12:41:52

Урок по основам мировых религиозных культур формирует понятие «священное книги», знакомит с культовыми книгами мировых религий. Цель: сформировать представление об основных священных книгах мировых религий – Трипитака, Коран; развивать речь, логическое и ассоциативное мышление, коммуникативные способности учащихся, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения; воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам....
02 03 2021 20:24:26
Подготовка к этому мероприятию начинается с начала учебного года. Учащиеся посещают музеи других школ, встречаются с ветеранами войны, участвуют в творческих конкурсах, встречаются с родственниками погибших воинов, участвуют в городских и районных мероприятиях, посвященных патриотической тематике.
...
01 03 2021 22:21:33

Особенность урока ‒ постоянный диалог учителя и учеников, основанный на постановке проблемы и совместный поиск ответов по презентации. Дидактический аппарат будет частично интересен и на уроках в 6-м классе (расселение славян, путь "из варяг в греки", слайд-шоу о язычестве). Основные материалы урока – текст, таблицы, схемы, большое количество иллюстраций, рефлексия-тесты....
28 02 2021 20:51:47
Цель урока: способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений....
27 02 2021 2:40:22
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
26 02 2021 20:52:43
Урок систематизации знаний в 11-м классе призван охаpaктеризовать положение татар в Казанской губернии; рассмотреть процесс разработки мусульманского либерализма по национальному вопросу; проанализировать думскую деятельность либералов по разрешению национального вопроса в стране....
25 02 2021 12:40:33
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
24 02 2021 10:40:42
Урок истории в 6-м классе по теме "Столетняя война. Жанна д, Арк" дает возможность учащимся уточнить знания о том, что может являться причиной войны и поводом для её начала. Но самое главное, материал урока позволяет понять, какую роль может играть простой народ и личность в борьбе за независимость своей страны. Для тех ребят, кто интересуется историей, дана возможность поработать с дополнительным материалом....
23 02 2021 17:14:56
Данная работа рассчитана на учащихся 6-х классов общеобразовательных школ. Проводится данный урок после изучения курса истории Средних веков в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволит повысить интерес школьника к предмету "История". Дух соревнования поможет активной работе ученика на уроке....
22 02 2021 3:38:25
Как помочь учащимся не заблyдиться в потоке информации и сформировать собственное мнение, опирающееся на конкретные факты, а не на субъективный журналистский взгляд? Моя цель - научить их самостоятельно делать выводы об историческом событии не только на понятийном уровне, но и на уровне эмоциональном. Вашему вниманию предлагается лабораторное занятие по теме: "Холодная война: война в Афганистане?".
...
21 02 2021 7:16:23
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
20 02 2021 15:15:33
Программа элективного курса рассчитана на изучение истории своего родного края – Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, его роли и места в российской и всемирной истории. Курс является интегрированным, так как предполагает свободное владение основным материалом и базовыми понятиями смежных предметов: отечественной и всеобщей истории, географии, литературы....
19 02 2021 15:34:21
Терминология является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к ЕГЭ. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Многие специалисты считают, что обучение понятиям – это самое первое, чему учитель должен научиться сам....
18 02 2021 0:42:35
Нетрадиционная форма проведения урока помогает преподавателю закрепить и обобщить пройденный материал в игровой форме позволяет объективно оценивать знания учащихся, разжигает интерес не только к пройденной теме, но и к предмету история в целом. Игра помогает учащимся закрепить основные исторические и экономические понятия на пpaктике, условия аукциона вынуждают быстро принимать решение.
...
17 02 2021 17:22:22
Урок помогает обратить внимание на проблему проявления вандализма, варварства как одну из "вечных тем" литературы; обсудить вопрос о необходимости сохранения культурных ценностей; продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся; формированию умения комплексно анализировать средства художественной изобразительности....
16 02 2021 12:19:56
Классный час направлен на активизацию интереса детей к истории семьи, ее генеалогии; способствует развитию интереса учащихся к истории своей Родины, ее прошлому и настоящему....
15 02 2021 17:32:18
Вопросы предполагают простой и сложный уровни. Приведены 8 вопросов-тестов простого уровня и 13 вопросов-тестов сложного уровня. В игре участвуют все классы. Вначале учитель истории рассказывает о войне. Учащиеся должны выполнить спортивное упражнение, бросить мяч в корзину; проползти с мячиками и сбить мишень; выбить городошную фигуру; попасть мячом в ворота; бросить дартс и т. п. Игру удобно проводить на школьной спортивной площадке. В конце игры жюри подсчитывает баллы за каждый этап, награждаются победители....
14 02 2021 5:52:54
На уроке изучается понятие "социальный конфликт", его сущность, развиваются аналитические способности, воспитывается умение общаться с людьми.
...
13 02 2021 21:45:19
В нынешних условиях на первый план перед учителем-обществоведом выдвигается задача овладения методическими средствами и педагогическими технологиями, адекватными современным целям и новому содержанию обществоведческого образования. Очень важно помочь школьнику не растеряться в изобилии идей и мнений, нацелить его на выработку собственной мировоззренческой позиции, соотнесенной с личным опытом и общественными ценностями.
...
12 02 2021 14:20:43
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Активизировать работу с одарёнными детьми позволяет использование инновационных технологий, позволяющих достичь высоких результатов при изучении истории для детей с разными способностями....
11 02 2021 6:35:26
Литературно-историческая композиция ‒ общешкольное мероприятие. В его подготовке и проведении принимают участие школьники средних и старших классов. Готовятся иллюстративные материалы ("зрительный ряд"), которые включают плакаты военных лет, выставку книг и детских работ, посвященные Московской битве. Ребята, которые не выступают на сцене, готовят иллюстративные материалы, монтируют видеофрагменты, подбирают музыкальное сопровождение....
10 02 2021 20:22:21
Интегрированное занятие (история-литература), посвященное очередной годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, рассчитано на учащихся 8-го класса.
...
09 02 2021 3:29:34
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
08 02 2021 8:39:43

В ходе учебного занятия учащиеся повторяют и закрепляют знания, полученные в курсе новой истории. Урок проводится в форме игры-путешествия, в ходе которой комaнды учащихся выполняют тестовые задания, созданные с программами MyTestX и Microsoft PowerPoint....
07 02 2021 18:23:41
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
06 02 2021 6:25:25
Обществознание относится к циклу гуманитарных дисциплин, усвоение которых трудно диагностировать путем однозначных суждений о правильности или неправильности ответов. Автор предлагает свой подход к этой проблеме....
05 02 2021 15:41:47
Викторина знакомит учащихся с героическими страницами истории России с древних времен до Великой Отечественной войны. Ее можно использовать как на внеклассных мероприятиях, так и на уроках истории....
04 02 2021 13:24:35
Тема «Добро и зло» не является обязательной для изучения в 6-м классе. Однако я провожу такой урок, где мы еще раз возвращаемся к этим базовым проблемам этики. Цель данного урока — попытаться найти ответ на вопрос: «Как победить зло?». Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка.
...
03 02 2021 23:15:32
Урок истории проходит с использованием компьютера, медиатеки, энциклопедической литературы. Он посвящен изучению эпохи Петра I.
...
02 02 2021 22:23:27
Урок помогает сформировать представления о памятниках как исторических источниках, о памятных местах города Камышина, развивать исследовательские навыки школьников, воспитывать чувство уважения к памятным местам героическим традициям горожан....
01 02 2021 11:42:20
Бинарный урок выдвигает версию притчи Феликса Кривина "Два камня". Цель: научить фиксировать смысловые версии каждого ребенка, обогащать их за счет ответов других детей, научить детей схематизации и коллективной коммуникации....
31 01 2021 20:41:17
Внеклассное мероприятие к юбилею Сергия Радонежского можно использовать для всех возрастов учащихся. В конце его используется игровой материал....
30 01 2021 8:37:47
На уроке формируются представления о рыночном механизме регулирования экономики. Учащиеся учатся определять условия функционирования рынка, что влияет на спрос и предложение на рынке. Повышается мотивация к учебе, ученики ориентируются в экономических и нравственных поступках, использують речь для регуляции своего действия....
29 01 2021 0:20:53
Внеклассное мероприятие по истории рассчитано на учащихся 10-го класса. Формирует уверенную в себе и в своих возможностях личность, повышает познавательный интерес учащихся к истории, развивает кругозор....
28 01 2021 22:16:44
Игра для 5-7-х классов закрепляюет знания полученные на уроках истории, литературы знания об укладе жизни русского населения России XVII-XIX веков, об архаичных словах и понятиях, о смысле пословиц и поговорок, принципы составления загадок.
...
27 01 2021 16:34:22
Использование преданий на уроках истории позволяет учащимся лучше узнать наше историческое прошлое, а учителю – сделать свои уроки интересными и запоминающимися....
26 01 2021 12:45:36
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
25 01 2021 17:30:40
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
24 01 2021 22:10:22
Устанавливаются причины, хаpaктер, описывается ход Отечественной войны 1812 года, выясняется, в чем заключается народный хаpaктер войны. Учащиеся работают с документами, с картой, учатся определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать материал....
23 01 2021 3:58:18
Автор статьи разработала и провела урок истории в 5-м классе в форме ролевой игры, так как законы Хаммурапи являются наиболее ярким примером писаного права. Придерживаясь гендерного подхода в обучении, она учитывала то, что визуализация и интересное изложение материала, занимательность уроков истории увеличивают к ним интерес подростков, что позволяет им лучше усваивать учебный материал....
22 01 2021 3:15:30
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
21 01 2021 18:30:23
Нередко ребенок ощущает "перенасыщение знаниями", которые начинают отягощать его сознание. В результате теряется интерес к учебе, и появляется обыкновенный троечник. Особенно трудно поддержать интерес к предмету, который, по мнению школьников, совершенно им не пригодится в будущей профессии. Как избежать этого, сохранить свежесть восприятия материала? Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала, в поисках таких форм работы, которые бы способствовали активации учебного процесса....
20 01 2021 23:23:42
Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности ТРКМ, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....
19 01 2021 8:49:22
Урок использует ИКТ, предполагает анализ визуальных материалов, включенных в презентацию, и анализ текста исторических источников. Большое внимание уделено анализу судьбы исторических деятелей – Перикла, Фемистокла, Солона....
18 01 2021 0:47:43
Во внеклассной работе заложены большие возможности формирования интереса к предмету "История". Творческая встреча "Под солнцем пламенной Эллады" нацеливает учащихся на углублённое изучение предмета, знание понятий и терминов, дат, имён, развитие умения делать выводы, а также способствует: закреплению знаний, умений и навыков, полученных на уроках истории по теме Древняя Греция; развитию творческих способностей личности, эмоциональному выражению своих чувств, умения видеть прекрасное; проявлению оформительских способностей, а также дружбе и сплоченности коллектива ребят, развитию чувства ответственности за себя и свою комaнду.
...
17 01 2021 6:12:24
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
16 01 2021 7:15:56
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
15 01 2021 13:40:59
Внеклассное мероприятие, призванное повысить интерес к предмету, способствовать развитию логического мышления. Разнообразие творческих заданий способствуют развитию не только находчивости и сообразительности, но и развивает интерес к учебному учреждению, в котором они учатся. В ходе игры студенты повторяют материал школьного курса и знакомятся с занимательными фактами из области истории....
14 01 2021 3:37:21
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
13 01 2021 12:22:11
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
12 01 2021 1:49:18
Конкурс дает возможность проверить знания по теме Великая Отечественная война благодаря тестовым задания, кроссворду, вопросам; способствует сохранению связи поколений, воспитывает чувство патриотизма....
11 01 2021 3:14:58
Данное занятие проводится в 9-м классе базового уровня. При подготовке и проведении урока преподаватели двух предметов (обществознания и английского языка) взяли за основу курс обществознания, в рамках которого изучается тема «Права подростка». На рассмотрении данной темы отводится 1 час рабочего времени, поэтому целесообразно конкретизировать изучение данной теме на каком-либо одном праве подростка. В рамках курса английского языка изучается тема «Здоровый образ жизни» (16 часов)....
10 01 2021 23:36:22
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
09 01 2021 19:15:11
Урок, посвященный двум памятным датам 2005–2006 гг. Это 60-летие со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 65-летие со дня начала Великой Отечественной войны. В целях увековечения памяти о войне, в целях воспитания среди учащихся патриотизма и гражданственности необходимо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с этими датами, которые наполнены как героическими, так и трагическими страницами.
...
08 01 2021 8:12:35
В примерной программе среднего (полного) общего образования на базовом уровне на изучение всеобщей истории отведено 48 часов. На каждый год обучения приходится всего 24 урока, поэтому перед учителем стоит непростая цель - не только развивать интерес к всеобщей истории, а показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка позволит педагогам разнообразить формы и методы работы на уроках по всеобщей истории, качественно подготовить старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена по истории России и обществознанию.
...
07 01 2021 21:21:13
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка».
Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
06 01 2021 18:24:19
Используются компьютерная презентация, мультимедийный учебный рассказ, тесты, чайнворд, учебные диски. Дети вводятся в игровое состояние: объясняется задача, распределяются роли, подготавливаются костюмы, присваиваются латинские имена. Игра снимает ряд психологических проблем. Используется воображаемая ситуация (письмо другу из прошлого) – попытка пpaктически применить знания. Учитель придерживается роли председателя-ведущего, закрепляя итоги игровых моментов. Учащиеся выступают в ролях актеров, зрителей, экспертов.
...
05 01 2021 1:22:24
В разработке дан подробный план и методика проведения урока. В ходе проведения урока учащиеся узнают об особенностях подросткового возраста, закреплению, применению и определению уровня усвоения этой информации....
04 01 2021 2:48:35
Интеллектуальный марафон формирует устойчивый интерес к истории России XIX века, в частности истории Отечественной войны 1812 года.
...
03 01 2021 21:12:51
Повторительно-обобщающий урок с целью итогового повторения и проверки знаний. Повторение проводится в форме исторического турнира.
...
02 01 2021 2:35:16
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
01 01 2021 11:35:32
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
31 12 2020 19:34:21

В ходе урока учащиеся повторяют и усваивают местоположение крупных торгово-ремесленных центров средневековой Италии, экономическое и политическое развитие, расцвет итальянских городов в XII‒XV вв., анализируют борьбу гвельфов и гибеллинов, знакомятся с историческим и культурным наследием Флоренции и Венеции....
30 12 2020 15:56:33
Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....
29 12 2020 8:54:51
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
28 12 2020 20:55:19
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
27 12 2020 18:55:30
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
26 12 2020 23:31:51
Игра по избирательному праву для учащихся 9-х классов "Ты сам отвечаешь за всё"....
25 12 2020 17:43:44
Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание–литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 8-м классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания на материале повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось» и фильма И.Фреза, снятого по произведению. Задания, предложенные на уроке помогут учащимся в написании сочинения-рассуждения части С на итоговой аттестации. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике....
24 12 2020 23:26:56
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-пpaктических задач, которые осваиваются учащимися в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий - универсальных и специфических для каждого учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных....
23 12 2020 23:58:52
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность.
Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан.
Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы.
...
22 12 2020 17:45:55
Конспект интегрированного урока по литературе и истории, рекомендуемый для проведения в 10-м классе. Ученики выступают как активные участники образовательного процесса, получают целостное представление об историческом событии - постройке Покровского храма в Москве.
...
21 12 2020 11:36:42
Урок предназначен для 7-го класса общеобразовательной школы, организован в форме игры, моделирующей определенные ситуации данной эпохи и воссоздающей картины событий с их персонажами. Разнообразные задания, используемые на уроке, требуют как развернутых, так и односложных ответов. Используется ИКТ, стимулируются познавательные процессы....
20 12 2020 20:42:41
Смутное время относят к числу наиболее трудных и переломных эпох в истории России. Поэтому итоговый урок для десятиклассников ставит целью не только систематизацию материала по теме с учётом сложности исторического подхода, а и формирование навыков умения искать пути решения задач (в данном случае - пути выхода из кризиса начала XVII в.). Урок проводится в нетрадиционной форме с применением элементов выборной технологии, игры, видеоматериалов, инсценирования, что повышает интерес учащихся....
19 12 2020 21:57:32
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
18 12 2020 6:57:18
В маленьком кубанском поселке лесорубов с поэтическим названием Михизеева Поляна расстреляли всех 207 жителей, больше половины из которых были дети, а также женщины и старики. Детишек до года вырывали из материнских рук, поддевали на штыки или, схватив за ножки, били головочками о деревья... Это произошло 13 ноября 1942 года. А поселок сожгли дотла, как Хатынь и каждую четвертую деревню Белоруссии. Называют это место в Краснодарском крае Кубанской Хатынью. Никто не имеет права забывать об этом, чтобы не допустить повторения такого варварства.
...
17 12 2020 20:39:43
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
16 12 2020 13:42:39
Урок сообщения и первичного закрепления новых знаний для 8-го класса формирует представление о причинах возникновения тайных организаций будущих декабристов и целях участников, развивает умение критически анализировать документы («Проект конституции Н.М. Муравьева», «Русская правда П.И. Пестеля»), чувство коллективизма, толерантности. На уроке используются фрагменты из цикла передач «Империя» Л. Парфенова....
15 12 2020 23:55:41
Методическая разработка направлена на содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию студентов, формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, к государственным праздникам России....
14 12 2020 16:11:26
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007).
...
13 12 2020 14:13:54

Исторический конкурс посвящен героям, от которых нас отделяют не десятилетия – века: героям Руси и России с IХ по ХIХ век. Мы должны знать и помнить героическую судьбу людей, навеки вписанных в книгу истории России. Людей, которые достойны нашего преклонения перед ними, уважения и гордости за свое Отечество их породившее. Ведь, как сказал маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза К.К. Рокоссовский «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим»....
12 12 2020 18:26:19
Задачи урока: систематизация знаний по теме «Символика России» (обществознание) и по темам «Нашествие с Востока. Борьба Руси с западными завоевателями»; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, её прошлому и настоящему; развивать умение работать в комaнде, взаимовыручку и поддержку....
11 12 2020 22:49:35
Урок формирования новых знаний в форме урока-путешествия с использованием мультимедийной презентации (учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира», М., «Просвещение», 2009). Цель урока: познакомить учащихся с религиозными представлениями древних египтян; проанализировать те изменения, которые произошли в религиозных представлениях египтян с возникновением неравенства (загробное воздаяние, главный и второстепенный боги, обожествление фараона)....
10 12 2020 2:11:23
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории.
...
09 12 2020 18:46:10
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
08 12 2020 14:41:46
На уроке ставится вопрос о роли нравственности в бpaке. Учащихся знакомятся с Семейным кодексом и основами семейного права, рассмотрены некоторые проблемы, возникающие на ранних этапах существования семьи, дано общее представление о правах и обязанностях супругов, родителей и детей....
07 12 2020 11:47:25
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Формирует умения работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения. Пробуждает в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта.
...
06 12 2020 23:19:32
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
05 12 2020 12:52:31
Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, ибо главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
...
04 12 2020 17:48:36
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
03 12 2020 4:31:48
Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....
02 12 2020 4:55:46
На уроках автор использует индивидуальный и дифференцированный подход, многовариантность и многоуровневый хаpaктер творческих и проверочных работ (тестовые и проблемные задания различных видов), и в результате учащиеся имеют хорошую наполняемость оценок, создается ситуация успешности, эффективно используется все время урока....
01 12 2020 22:41:52
Каждый ученик России должен знать историю страны, вопрос в том, как сохранить интерес к предмету в условиях массовой школы. Для решения этой задачи учитель может использовать активные и интеpaктивные методы обучения. Конспект внеклассного мероприятия для 9-го класса поможет формированию интереса к истории. Материал может использоваться и как повторительно-обобщающий урок....
30 11 2020 18:19:12
Урок посвящен Высокогорскому району в годы Великой Отечественной войны, его вкладу в Победу над фашистской Германией. ЗадачиЦель урока: привести примеры мужества и героизма советских воинов, тружеников тыла – наших земляков; развивать поисково-исследовательские умения учащихся....
29 11 2020 5:50:48
Урок носит повторительно-обобщающий хаpaктер. Учащиеся демонстрируют исторические знания, используя на пpaктике английский язык. На протяжении урока учащиеся используют рабочий лист, в котором им предлагаются задания на русском и английском языках. Повышается мотивация учащихся к изучению истории и английского язык, такой тип урока носит пpaктико-ориентированный хаpaктер....
28 11 2020 9:51:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::