История для молодежи    

Урок обществознания "Конституция"

Тип урока: изучение новых знаний

Вид урока: с элементами проблемного изложения

Цель: создать у учащихся о конституции как основном документе государства в РФ.

Задачи:

  1. Выработка умений осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение.
  2. Определение правового регулирования государственной власти и управления, государства и гражданина в Р.Ф .
  3. Воспитание активной гражданской позиции.
  4. Коррекция умений и навыков познавательной деятельности школьника.

Основные понятия: государственный аппарат, федеральное собрание, правительство, президент, Конституционный суд, Правоохранительные органы ,адвокатура.

Оборудование урока: Конституция РФ, программа сопровождается слайдами PowerPoint из Приложения 1 (презентацией),проектор, тестовая программа.

План урока:

  1. Мотивация темы урока – обсуждение цели урока (3-4 мин)
  2. Интерактивное обучение – работа в группе (15 мин)
  3. Защита мини-проектов (15-17 мин)
  4. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • Слайд 1

II. Изучение новых знаний.

  • Слайд 2 Совместно с учащимися ставятся цел и задачи урока, актуализируется тема. Записывается план урока.
  • Слайд 3 Конституция (понятия)

Учитель: Вы видите определение термина конституция. Знаете ли вы, что такое конституция? Как виды конституции существуют? Какова ее функция в системе государственного законодательства?

(Учащиеся отвечают)

Учитель: Хотите знать больше? (Записывает тему урока.)

Конституция как необходимая правовая норма демократического государства берет своё начало от латинского (constitution)-устройство. Конституция - основа будущего текущего законодательства страны.

Она определяет

  • общественное и государственное устройство,
  • порядок, структуру и принципы формирования органов власти,
  • избирательную систему государства и
  • процедуры передачи властных полномочий,
  • основные права и обязанности граждан и т. д.
  • Слайд 4 Виды конституции

Многообразие конституций, явившееся следствием длительного исторического развития, требует их классификации по каким — то существенным признакам. Различаются, например: писанные и неписанные Конституции классифицируются по порядку принятия. Различаются октроированные (дарованные сверху) конституции — обычно так называют те основные законы, которые были «дарованы» народу монархом (Марокко, Непал Саудовская Аравия). Такой характер носили также конституции, данные Великобританией своим колониям в ходе деколонизации африканского континента.

  • Слайд 5

Общепризнанные легитимные способы принятия конституции —с помощью учредительного собрания и референдума. Первым способом, например, была принята ныне действующая Конституция США (Конституционным конвентов 1787 г.), а также Италии (1947 г.), Индии (1948 г.),, Болгарии (1990г.) и Румынии (1991г.), а вторым – Франции (1958 г.). Всенародное голосование (референдум) стало способом принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. Но в подавляющем большинстве государств политические условия позволяли принимать конституцию обычным парламентским путем, хотя после этого её иногда выносили на референдум (Испания, 1978 г.).

  • Слайд 6-7

По порядку изменения различаются конституции «гибкие» и «жесткие». Первые изменения и дополнения — так же, как обычные законы — таких теперь немного. Вторые — с соблюдением определенных условий (рассмотрение поправки спустя определенное время после ее внесения, наличие квалифицированного большинства, обязанность ратификации субъектами федерации и др.), т. е. создаются трудности на пути внесения изменений и поправок. В США, например, за более чем двухсотлетнюю историю Конституции в нее включили только 27 поправок, хотя обсуждалось несколько тысяч. К числу «жестких» конституций следует отнести и Конституцию РФ. «Жесткий» порядок способствует большей стабильности конституций, хотя решающее значение здесь имеют политические условия.

История знает много примеров быстрого обновления основного закона страны. Так, в революционной Франции, на рубеже XVIII-XIX веков конституционное устройство менялось почти ежегодно. В Народной Республике Конго с 1960 по 1979 года сменилось 5 конституций. В таких странах как Алжир, Венесуэла, Гана, Йемен, Таиланд старые конституции заменялись новыми в среднем через пять-семь лет. 

  • Слайд 8-13

Учитель: А как зарождалась конституционность в России? Сколько Конституций было в нашей истории? Чем они характеризовались?

Ученики: Конституция России в современном ее понимании ведет свое начало от первых конституций США (1787 г.), Франции (1789, 1791 г.) и Польши (1791 г.). В начале 19 века о Конституции впервые заговорили и в России. Идеи, заложенные в этих документах, оказали непосредственное влияние на "декабристов" Н.Н. Муравьева, П.И. Пестеля и их товарищей, авторов проектов первых демократических Конституций России. Попытка силой "внедрить" идею конституции в жизнь российского общества закончилась трагическими событиями декабря 1825 года. Несколько тысяч сторонников этой идеи были подвергнуты жестокому наказанию, а сама конституция как необходимый атрибут государства на долгие годы была предана проклятиям и забвению. В царской России требования принятия конституции или даже обсуждение вопроса о необходимости ее наличия в стране сурово наказывались. Такое положение в России сохранялось до первой русской революции 1905-1907 годов. Царский манифест от 6 августа 1905 года стал первым шагом на пути к конституционной монархии. Он учреждал Государственную думу и провозглашал избирательные права российских подданных.Манифест от 17 октября 1905 года провозглашал неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний. Законодательные акты 1905-1906 годов фактически учреждали в России конституционный строй. Внедрение в политическую жизнь России основных конституционных принципов было проведено в режиме октроировании (от французского octroyer- даровать, жаловать). Они даровались "добрым" монархом Николаем II своему "любимому народу". Октроирование российской Конституции было не добровольным, а вынужденным актом. Её основной целью было погасить революционный пожар и сохранить у руля государства буржуазно-аристократический режим, интересы которого представляла российская монархия. Но плавного перехода от абсолютной монархии к конституционной монархии не получилось. Это в конечном итоге привело к февральской и октябрьской революциям 1917 года. Особенность любой конституции состоит в том, что это есть правовой акт, венчающий победу одной части общества над другой в результате революции или контр-революции. Конституция закрепляла некое "гражданское согласие" одних классов или групп населения между собой, но одновременно, как правило, исключала из общественной жизни или существенно ограничивала в правах другие классы или категории населения. Во время Великой Французской революции изгоем оказалась аристократия, Октябрьская революция вышвырнула за скобки только народившуюся буржуазию, отчасти дворянство и духовенство.

  • Слайд 14

Учитель: Что бы лучше разобраться в конституционности зачертите таблицу и по мере моего рассказа заполните ее.

  • Слайд 15-26

Учитель: В эту схему укладываются Конституция РСФСР 1918 года и Конституция СССР 1924 года. Первая была принята после вооруженного захвата власти в 1917 году, а вторая после победы в гражданской войне 1918-1922 года. Эти Конституции закрепляли приоритетные права рабочего класса и крестьянства.

В декабре 1936 года была принята очередная Конституция СССР, которая была провозглашена Конституцией победившего социализма. Сталинская конституция благополучно просуществовала 41 год. Это было обусловлено тем, что в период ее действия произошли такие эпохальные события мировой истории как вторая мировая война (великая отечественная война), годы холодной войны, годы послевоенного восстановления народного хозяйства страны, создание и увеличение экономического, промышленного, оборонного, научно-технического, культурного и т.д. потенциала СССР.

В большую часть этого периода подавляющее большинство граждан СССР были объединены общей целью (целями), а уровень активности и динамика социально-общественной жизни была невысокой. Людям просто было некогда задумываться о лучшем устройстве социальной жизни, надо было отразить внешнюю военную угрозу, поднять страну из руин, создать военно-стратегический паритет, не допустить, чтобы страна оказалась на задворках мирового прогресса.

Конституция СССР 1936 года была в чистом виде "классовой" и защищала интересы рабочих и крестьян. Она прямо декларировала, что "вся власть в СССР, принадлежит трудящимся города и деревни в лице депутатов трудящихся" Хотя ее 125 статья и гарантировала свободу печати, свободу слова, свободу собраний и митингов, свободу уличных шествий и демонстраций, но при этом честно предупреждала, что эти права и свободы гарантируются только в целях укрепления социалистического строя и в интересах трудящихся. В любых других случаях "Власть" не гарантировала своим гражданам никаких прав и свобод.

Совершенна другая участь была уготовлена Конституции СССР образца 1977 года. Основные доводы за принятие новой конституции сводились к следующему. В СССР построено социалистическое общество, то есть государство развитого социализма. В стране отсутствуют классы антагонисты, и появилась новая общность людей - советский народ. Поскольку новое государство построено, нужна новая конституция.
Эта Конституция сохраняла в декларативно-неявном виде различные льготы и преференции для властных структур Коммунистической Партии Советского Союза и ее конкретных представителей.

По конституции 1977 года, КПСС была провозглашена руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций. Она определяла генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководила великой созидательной деятельностью советского народа. Была провозглашена и законодательно закреплена искусственная монополия одной партии. Де-факто в СССР исторически сложилось такое положение, когда ЦК КПСС, обкомы, райкомы и т.д. в повседневной жизни контролировали и командовали всем и вся, фактически, не неся никакой ответственности за реальное положение дел в стране, регионе, районе и т.д. При этом вся ответственность перекладывалась на представителей исполнительной власти (правительство и советы народных депутатов разного уровня).

Конституция так и не смогла разрешить противоречие между декларируемыми принципами общенародного государства и фактической монополией на власть одной партии - КПСС. Такое положение способствовало появлению в СССР фактически и юридически неконституционных центров власти в лице Политбюро ЦК КПСС, обкомов, райкомов и т.д.По мере роста благосостояния советского народа, повышения его среднего интеллектуально-образовательного и культурного уровня, расширения межгосударственных хозяйственных, научных, культурных, спортивных, туристических и иных связей, развития средств информации и коммуникации различной физической природы граждане СССР все чаще стали задумываться о принципах государственного устройства страны и повседневной практике ее социально-общественной жизни.

По мере роста благосостояния советского народа, повышения его среднего интеллектуально-образовательного и культурного уровня, расширения межгосударственных хозяйственных, научных, культурных, спортивных, туристических и иных связей, развития средств информации и коммуникации различной физической природы граждане СССР все чаще стали задумываться о принципах государственного устройства страны и повседневной практике ее социально-общественной жизни.
Народ стал публично задавать руководству СССР и правящей партии "колючие" вопросы, требующие конкретных и аргументированных ответов.

Например:

  • Почему в СССР разрешена и существует только одна политическая партия;
  • Почему органы в выборы власти проводятся только на безальтернативной основе и только по многоступенчатой системе;

Почему в повседневной жизни проводится политика дискриминации граждан по признаку членства в КПСС.

Под напором широких народных масс властная элита СССР начала вносить отдельные изменению в Конституцию страны. Менялось всё и вся. Структуры органов государственной власти. Принципы избирательной системы и порядок выборов. Была отменена 6 статья Конституции СССР и фактически вводилась многопартийность. Избран Президент СССР.В конечном итоге эта вакханалия с бессистемной корректировкой Конституции СССР закончилась расколом властной элиты и общества, авантюрной попыткой остановить развал страны с помощью Государственного Комитета по Чрезвычайному Положению и в конечном итоге распадом СССР.

Конституции СССР1936 года и 1977 года вводились в режиме октроирования, то есть были "подарены" партийно-государственной элитой страны советскому народу. Концепция этих конституций не предусматривали возможности резкой динамики развития и возможного быстрого качественного и количественного изменения социально-политической, экономической жизни страны и не учитывала возможного резкого изменения настроения ее граждан. И, естественно, не была предусмотрена процедура оценки (с помощью референдума) адекватности содержания конституции и реальной социально-политической обстановки в стране.

По официальной легенде ныне действующая конституция России была принята 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме. Её принятию предшествовал целый ряд скандальных и позорных событий, апофеозом которых можно считать массированный расстрел парламента страны из танковых артиллерийских орудий 4 октября 1993 года.

В то время большинство рядовых обывателей понимало провозглашенный в конституции политический курс, как практически неограниченное расширение личных прав и свобод, при одновременном сохранении социальных гарантий социализма и возможности достаточно регулярно получать различные льготы и преференции из общественных фондов потребления. И при этом еще немного "шить по ночам", то есть иметь возможность использовать механизмы рыночной экономики для увеличения доходов своей семьи. Однако уже результаты голосования на референдуме 12 декабря 1993 года наглядно показали, что текст конституции не соответствует надеждам и чаяниям большинства граждан России. Напомним, что за принятие новой конституции страны проголосовала только одна треть избирателей, имеющих право голоса.

  • Слайд 27 (совместно с детьми делаются выводы)
  • Слайд 28 (проверка правильности заполнения таблицы

Учитель: Сегодня мы работаем в группах. Каждая группа на столе имеет свой алгоритм выполнения задания; все необходимое для того, чтобы по прошествии 10 мин поделиться своими знаниями с другими учащимися, защитив свой мини-проект; Конституция РФ, на материалах которой, вы получите новые знания о законодательстве РФ.

1 группа:

  1. Ознакомить с текстом статей 22, 27-29, 32, 35, 37, 43, 46, 56-59
  2. Определить нормы взаимоотношения граждан и государства, права личности.
  3. Составьте кластер
  4. Защитите свой мини-проект
  5. Поставьте оценки за работу в группе каждому.

2 группа:

  1. Ознакомьтесь с текстом статей 1-3, 10,11,15
  2. Определить характер государства: статус, порядок функционирования и структуру государственных учреждений и институтов.
  3. Составьте кластер
  4. Защитите свой мини-проект
  5. Проставьте оценки за работу в группе каждому

3 группа:

  1. Ознакомьтесь с текстом главы 2 «Права и свободы человека и гражданина»
  2. Определите, определите какими правами обладает гражданин
  3. Составьте кластер
  4. Защитите свой мини-проект
  5. Поставьте оценки за работу в группе каждому.

4 группа:

  1. Ознакомьтесь с текстом главы 2 «Права и свободы человека и гражданина»
  2. Определите, какие обязанности есть у гражданина перед государством.
  3. Составьте кластер
  4. Защитите свой мини-проект
  5. Поставьте оценки за работу в группе каждому.
  • Слайд 29 (выступают 1 и 2 группы)
  • Слайд 30

Учитель: Основы конституционного строя Российской Федерации изложены в Главе I Основного Закона. Согласно ст. 135 положения этой главы ( как и Глав II и IX) не могут быть пересмотрены Федеральным Собрание.

В основе конституции Российской Федерации выступаю законы международного права («Всеобщая Декларация прав человека», «Конвенция о защите прав человека…и ребенка», «Декларация прав ребенка», «Пакт об эк., соц. и культурных правах» и т.п.)

  • Слайд 31

Учитель: А кого называют гражданином? Откуда пришло к нам это понятие? Кто может считаться им?

Гражданин — физическое лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Правоспособный гражданин по отношению к остальным гражданам имеет права, свободы и обязанности. По своему правовому положению граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства.

  • Слайд 33 (выступают 3 и 4 группы)

III. Рефлексия.

Учитель: Сегодня на уроке мы изучали историю создания и структуру Конституции РФ. Затем провели тест. Скажите, что нового вы узнали сегодня о ее видах и международном законодательстве? Какие права и обязанности вы узнали впервые? Почему так усложнена процедура изменения Глав 1 и 2, (Конституции?



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок истории на тему «Нацизм: прошлое и настоящее». 9–11-е классы

Тема актуальна в связи с активизацией неонацизма в мире. Рассматриваются вопросы о зарождении идеологии нацизма, практическом проявлении в годы войны. Подобрана информация о неонацизме в XXI веке, демонстрирующая опасность и губительность этой идеологии для общества в целом....

26 01 2020 7:41:37

КВН по теме "Древний Восток". 5-й класс

Цель игры: систематизация и контроль знаний по теме " Древний Восток"....

25 01 2020 13:26:37

Повторительно-обобщающий урок-игра по истории Древнего мира

Урок-игра проводится на итоговом повторении в 5-м классе. В игровой форме, при активном участии детей, интересно повторить основные события государств Востока, Греции, Рима. Задания подобраны разнообразные, с учётом возраста. Игра позволяет охватить достаточное количество детей, создать творческую атмосферу на уроке. Игру по истории Древнего мира можно проводить и как внеклассное мероприятие в 5-м классе....

24 01 2020 17:58:21

Что в имени твоем, Новосибирск!

Поинтересовавшись своим родным городом, вы будете не менее удивлены, сколько интересных событий происходило на родных местах и сколько впереди еще интересного. Поинтересуйтесь, почему улицы вашего населенного пункта именуются в чью-то честь. Погуляйте по улицам, скверам и паркам. Все они хранят историю, и это будет для Вас открытием. Эта разработка - интеллектуальное путешествие по городу Новосибирску для школьников....

23 01 2020 1:16:40

Интегрированный урок (история + МХК) с использованием информационных компьютерных технологий на тему "Совершенствование реалистического метода в западноевропейской живописи. XIX век"

Урок предлагает учебный процесс, в котором будет использован субъектный опыт каждого ученика. Интегрированный урок истории, М Х К и информатики рассчитан на два учебных часа в 10-м классе. Урок создает условия для углубления и расширения базовых программных знаний по нескольким предметам, развития и совершенствования учебных умений, организации самостоятельной поисково-познавательной деятельности....

22 01 2020 18:55:18

Интегрированный урок истории, изобразительного искусства и музыки в 9-м классе по теме "Орудия Победы"

На уроке через исторические сведения об орудиях Великой Отечественной войны автор статьи показывает учащимся влияние трудового порыва и творчества на героизм народа. Воспитывает патриотизм и уважение к истории России. В ходе урока представлены как индивидуальные, так и разные модели коллективной деятельности учащихся, воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков....

21 01 2020 12:54:23

Некоторые аспекты использования компьютерных технологий на уроках истории

<p> Использование информационных технологий позволяет эффективно решать много методических задач, стоящих перед учителем. Решать эти задачи в комплексе могут мультимедийные пособия по отдельным темам истории.</p> ...

20 01 2020 6:29:46

Русская Православная Церковь во второй половине XIX века

Урок помогает сформировать представления о роли Русской Православной Церкви в государственной системе во второй половине XIX века, познакомить с подвижниками веры православной, обратить на роль в общественной жизни монастырей; развивать мышление, умения работать с документом, анализировать, делать выводы; воспитывать милосердие, скромность, доброе отношение к окружающим....

19 01 2020 5:24:28

Урок на тему "Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине". 9-й класс

Задача урока – воссоздать максимально полную и объективную картину коллективизации, выяснить, как на самом деле совершался этот глубочайший, сложный и противоречивый переворот в жизни деревни, к каким непосредственным и отдалённым последствиям он привёл; подумать над тем, как же в конечном итоге оценивать сущность коллективизации....

18 01 2020 22:50:26

Урок истории в 3-м классе по теме "Сельские поселения. Русская изба"

Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....

17 01 2020 12:58:34

Литературно-историческая игра: "За семью печатями". 9-й класс

Данная игра построена по принципу популярной игры « За семью печатями», идущей на телеканале « Культура». В процессе игры, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, игроки разгадывают его имя. Кроме знаний истории и теории литературы, игрокам придется проявить свое знание географии....

16 01 2020 15:59:48

Турнир "Умники и умницы": методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету «Право»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету " Право" включает в себя вопросы, задания, которые в компактной форме раскрывают наиболее актуальные вопросы, а также содержит ряд дополнительных сведений, позволяющих учащимся расширить и углубить знания по предмету, получить более полное представление о правосознании. ...

15 01 2020 2:11:30

Конституционное право. Основы конституционного строя России

Представлен конспект урока в 9-м классе с использованием мультимедийной презентации. Тема занятия " Конституционное право. Основы конституционного строя России". На занятии школьники должны уяснить смысл таких понятий, как конституция, конституционное право, познакомиться с основами конституционного строя России....

14 01 2020 2:34:16

Предпосылки петровских преобразований

Цели урока: вместе с учениками разобраться и доказать, что петровские преобразования заложены еще в XVII веке; познакомить с выдающимися личностями и вместе выделить их главные заслуги; обратить внимание на введение европейского реформирования России XVII века....

13 01 2020 18:52:18

"Добро и зло"

Данная разработка может использоваться как на уроках обществознания в рамках изучения темы " Мораль" в 5-м классе, так и как классный час в 4-6-х классах. ...

12 01 2020 3:27:38

Сталинградская битва 1942–1943 г. Начало коренного перелома в Великой Отечественной войне

Урок разработан в соответствие современными требованиями Ф Г О С О О О. Цели урока: отработка и закрепление универсальных учебных действий. У учащихся будут сформированы: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за родной город, уважение истории, культурных и исторических памятников, посвященных подвигу советских солдат в дни Сталинградской битвы. Урок рассчитан на средний уровень подготовленности аудитории....

11 01 2020 22:30:11

Всеобщая декларация прав человека – идеал права

Данный урок посвящен изучению Всеобщей декларации прав человека как важного международного документа, открывшего целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы. Основными целями урока являются: раскрытие значимости для международного права Всеобщей декларации прав человека; формирование ценностных ориентаций и убеждений, основанных на современных правовых и моральных ценностях общества; воспитание правовой культуры учащихся....

10 01 2020 10:31:29

Классный час на тему "История развития государственной символики России"

Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....

09 01 2020 4:17:48

Экспериментальное изучение влияния дидактической игры на эффективность повторения знаний

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе С О Ш пгт Балтаси....

08 01 2020 9:29:55

Технологическая карта урока по истории «Политическое развитие России в XVII веке»

Данный урок позволит формировать у учащихся навыки поиска социальной информации; формулирования собственного мнения и позиции; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем. На уроке учащиеся работают в группах с историческими документами, которые характеризуют органы государственной власти России данного периода. Весь урок посвящается поиску ответа на вопрос « Какие изменения произошли в политическом устройстве России в XVII веке?»....

07 01 2020 7:10:18

Сценарий вечера "Декабристы"

Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах. ...

06 01 2020 15:20:43

История школьного обучения

Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....

05 01 2020 10:48:54

Повторительно-обобщающий урок по теме "Реформация и укрепление абсолютизма в Европе"

Учебное занятие проводится в форме командной интеллектуальной игры. В игре принимают участие три команды. Задания предполагают повторение, систематизацию и обобщение полученных знаний. А урок-игра способствует активизации познавательного интереса к истории, развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков учащихся. Данные материалы могут быть использованы в качестве внеклассного мероприятия во время школьной декады истории. ...

04 01 2020 20:16:20

Интегрированный урок по теме: "Составление тестовых заданий по истории с использованием ИКТ"

Творчество особенно ярко проявляется в ходе обучения и реализации полученных учащимися знаний на практике. Практическим примером данного подхода может служить разработка учащимися 11-го класса тестовых заданий по истории с использованием И К Т. ...

03 01 2020 19:26:47

Историко-литературный портрет Кенесары

Особенностью урока является активизация творческой и мыслительной деятельности учащихся по овладению знаниями. Урок способствует «погружению» в эпоху XIX века, позволяет рассмотреть одно из драматических событий истории Казахстана, которое было «белым пятном истории» в советское время....

02 01 2020 2:27:12

Открытый урок по теме "Эпоха Петра I. Северная война"

Статья знакомит с основными событиями Северной войны. Раскрывается значение реформ, начатых Петром I. Развиваются навыки анализа фактов, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащиеся учатся работать с картой....

01 01 2020 16:38:19

Урок обществознания в 11-м классе "Фирма в экономике"

Цели урока: сформировать у обучающихся целостное представление об экономике отдельного предприятия, условиях его функционирования в рыночном обществе....

31 12 2019 12:48:19

Игра "Прощай, ХХ век!"

Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....

30 12 2019 20:50:18

Практическая работа по теме «Древний Китай». 5-й класс

Цель работы: в форме решения учениками компетентностных задач контролировать освоение материала по теме « Древний Китай»....

29 12 2019 10:57:23

Урок обществознания по теме "Закон и власть"

Задачей урока является выработка умения осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение; определение функций и полномочий законодательной, исполнительной, судебной власти Р Ф; воспитание активной гражданской позиции. ...

28 12 2019 10:54:51

Внутренняя политика Александра I. 1801–1806 гг.

Цель урока: познакомить учащихся с детством царя, его воспитанием, сформировать представление о личности Александра I; характеризовать первые реформы императора периода « Дней Александровых прекрасное начало»; рассказать о причинах назначения « Негласного комитета»; развивать навыки анализа документов, выделения главного, работы с тестовыми заданиями....

27 12 2019 12:24:31

Современные методики в преподавании экономики

В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов. ...

26 12 2019 20:39:30

Столыпинская модернизация России. 11-й класс

Представлен конспект урока по теме " Столыпинская модернизация России" в 11-м классе....

25 12 2019 0:46:13

Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года

В статье представлен конспект урока истории России по теме " Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея Г О У Н П О " П У № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....

24 12 2019 3:49:16

Урок истории по теме "Человек и его деятельность". 6-й класс

На уроке формируется представление о деятельности человека. Раскрываются основные отличия деятельности человека от животных, развиваются коммуникативные качества и критическое мышление, умение работать в группе, отстаивать свою позицию. Прививаются любовь и творческий подход к труду....

23 12 2019 21:57:11

"Победа греков над персами в Марафонской битве"

Данный урок относится к теме « Греко-персидские войны в V веке до н.э.» и дает представление учащимся о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков на примере Марафонской битвы. На уроке развиваются навыки устной и письменной речи; мышления, памяти и внимания. В ходе урока составляется опорный конспект....

22 12 2019 14:30:25

Внеклассное мероприятие "Ижевск – мой город родной". 5-й класс

Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....

21 12 2019 3:36:41

Разработка урока для 6-х классов по теме "Что англичане считают началом своей свободы"

В работе представлена методическая разработка урока истории в игровой форме, которая способствует активизации познавательных способностей, творческой самореализации детей, повышает интерес к предмету....

20 12 2019 16:57:52

Интегрированный урок истории с курсом литературы: "XIII век: Русь, Запад и Восток"

Урок с элементами семинарского занятия уместен в рамках курса отечественной истории или курса " История цивилизаций". Основная цель занятия – обратить внимание школьников на некоторые истоки возникновения культурной оппозиции Россия– Запад. Урок, в основе которого предусмотрена работа с адаптированным текстом жития святого благоверного князя Александра Ярославича, призван помочь школьникам по-новому взглянуть на некоторые хорошо известные факты, оценить их место в длительной исторической перспективе. Примерно за неделю учитель предлагает учащимся прочитать текст " Сказания о житии Александра Невского" ( Древнерусская литература: Книга для чтения. М.: Школа- Пресс, 1993. С. 137–147) и подготовить ответы на вопросы семинарского занятия. ...

19 12 2019 0:49:49

Разработка урока истории по теме "Германия и Священная Римская империя в X–XV веках"

Игра представляет собой поле с заданиями, по которому передвигается главный герой урока, благодаря помощи учащихся в выполнении поставленных задач, герой передвигается по полю от « Старта» до « Финиша». В данной игре героем является средневековый монах....

18 12 2019 1:29:25

Отечественная война 1812 года. Смоленское сражение

Цели урока: расширить знания учащихся о малой родине, знакомя их с замечательными малоизвестными фактами; развивать навыки исследовательской работы; развивать умения учащихся работать в группе; развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий; развивать умения работать с учебной и внешкольной информацией; формировать основы гражданской идентичности; воспитывать интерес и любовь к малой родине – Смоленщине....

17 12 2019 22:21:59

Интегрированный урок (литература + МХК + история) "Поэтический бум. 60-е годы ХХ века". 11-й класс

Планирование урока построено на базе изучения нового материала. Творческий характер заданий на опережение изучаемого материала предполагает знакомство с историческим и литературным процессом 50–60-х годов XX века. Усиленная работа над речевой деятельностью обучающихся направлена на обучение монологической речи, умению вести полемику, на развитие креативных способностей, умение видеть мир во всем его многообразии....

16 12 2019 3:53:32

Интегрированный урок (обществознание + психология) по теме: "Социальный статус. Социальная роль"

Урок является частью курса " Обществознание" для 9-го и 11-го классов. Идея данного интегрированного урока возникла в связи с необходимостью усиления базовой части курса дополнительными знаниями по психологии. ...

15 12 2019 4:38:19

Наша Родина – Россия!

На уроке дается общее представление о федеративном устройстве России, учащиеся знакомятся с понятиями «патриот» и «патриотизм»....

14 12 2019 6:51:22

Открытый урок по всемирной истории в 6-м классе на тему "Арабский халифат"

Урок способствует развитию критического мышления учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их роли в мировой истории; способствует развитию мировоззрения учащихся на исторических примерах прошлого, помогает формировать навыки работы учащихся с книгой, картой, таблицей, историческими источниками....

13 12 2019 0:52:29

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках краеведения

На каждом уроке необходимо обращать внимание на формирование гражданской позиции учащихся. Необходимо ярко показывать достижения наших прадедов. Для этого стараюсь, чтобы ни один урок не проходил без изучения достойных личностей. Вот и получается, что история – это и есть учитель. Учитель, помогающий понимать действительность, искать достойные примеры и в прошлом, и в настоящем. Учитель, помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины....

12 12 2019 18:45:13

Марийский национальный театр носит имя М. Шкетана

Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я. П. Майоров- Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе. ...

11 12 2019 19:40:55

"История советской дипломатии в лицах". Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 9–11-х классов

В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства С С С Р (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: " Детство и юность дипломатов", " Интересные страницы становления советской дипломатии", " Легенды дипломатического поприща", " Портрет на фоне эпохи", " На дипломатическом приеме..."...

10 12 2019 18:44:37

Познавательная игра "Государь всея Руси"

« Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....

09 12 2019 2:19:38

Урок по всемирной истории на тему "СССР от сталинизма к "оттепели" (1945—1964 гг.)"

В данной статье содержится разработка урока по теме " С С С Р от сталинизма к "оттепели" (1945-1964 гг.) (всемирная история, 11-й класс), в котором использованы современные интерактивные и мультимедийные технологии....

08 12 2019 4:16:26

Реализация деятельностного подхода в организации контроля и совершенствовании оценки образовательных достижений учащихся по истории

Деятельностный подход ориентирован на активную познавательную деятельность школьников на всех этапах планирования и организации учебного процесса, в том числе пои организации и проведении контроля и оценке знаний. Вопрос оценивания остается сложной проблемой современной российской школы. В данной статье предлагается анализ подходов к решению проблемы оценивания по параметрам деятельности, по уровням обученности, где отправной точкой является образовательный стандарт. Приводится образец контрольной работы по истории и критерии оценки. ...

07 12 2019 12:20:38

Урок "Путешествие по Древней Греции". 5-й класс

При групповом обучении с использованием принципа сотрудничества происходит значительное умственное развитие детей, дети, работающие совместно, не только лучше выполняют задание, но они находят лучшую аргументацию, дают более точные ответы. Улучшается возможность поддержания более или менее постоянной обратной связи и растёт эффективность системы в целом....

06 12 2019 13:15:55

Урок истории по теме "Дружба". 5-й класс

Урок формирует у учащихся целостное представление о дружбе как высшей нравственной категории. На уроке используется презентация, электронное приложение к учебному пособию " Основы религиозных культур и светской этики"....

05 12 2019 8:29:31

Открытый урок истории с использованием информационных технологий по теме "Нашествие с Востока". 6-й класс

Целью урока является знакомство учащихся с ходом монгольского нашествия, определение причины поражения русских княжеств от войск Батыя. Урок включает в себя работу с картой и историческими источниками, самостоятельный поиск учебного материала. Даны приложения к уроку: презентация, самоанализ урока в виде презентации, системно-деятельностная основа урока. ...

04 12 2019 7:41:47

"Смутное время". Часть I. Урок — лабораторное занятие

Класс делится на две группы, каждая из которых получает отрывки из источников и текста учебника, что позволяет учащимся сопоставлять текст учебника и источника, развивает навыки работы с ними. Исследовательская работа активизирует познавательную деятельность учащихся и благотворно влияет на изучение дальнейшего материала. При данном способе проведения урока деятельность учителя сводится к корректировке деятельности учащихся. ...

03 12 2019 15:48:31

Война и судьба человека: Зоя Космодемьянская

Что такое патриотизм? Какими средствами можно воспитать это чувство в маленьком человеке, чтобы он вырос настоящим гражданином? Патриотизм, прежде всего – это гордость, гордость за свою страну, за свой народ. Благо жителю России, россиянину, есть чем гордиться. Но поистине днем, связанным в нашей истории с общей идеей борьбы за независимость нашей Родины, является 9 мая – День Победы. Мной разработана целая серия вечеров памяти и внеклассных мероприятий, посвященных героическим подвигам простых защитников Родины, под общим названием « Война и судьба человека»....

02 12 2019 23:27:15

Классный час "Это нашей истории строки…"

В разработке классного часа, посвященного изучению истории села Чернышевка, показано, как можно формировать личность учащихся, воспитывать патриотизм, развивать познавательный интерес, творческие способности ребят. Материалы можно использовать и на факультативных занятиях по истории Приморского края, и на внеклассных занятиях, приобщая учащихся к поисковой работе. ...

01 12 2019 15:44:47

Русь во времена Владимира Святославовича

На уроке формируются и совершенствуются знания по теме " Русь во времена Владимира Святославича", развиваются учебные компетенции обучающихся на основе использования личностно ориентированного подхода с применением инновационных технологий, воспитывается интерес и уважение к истории своего и других народов....

30 11 2019 8:12:29

"Восточнославянские племена в VIII–IX вв." 10-й класс

Урок в 10-м классе призван уяснить, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян в VI–VII веках; учащиеся должны уметь определить по карте территорию древних славян, охарактеризовать особенности занятий, отношения с соседскими племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития....

29 11 2019 3:27:19

Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"

Урок знакомит учащихся с основными положениями Конституции Р Ф о праве каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства. ...

28 11 2019 22:47:19

"Своя игра". К 200-летию Бородинского сражения

Своя игра проводилась с разновозрастными командами к 200-летию Бородинского сражения. Вопросы составлены по разным категориям: литература, искусство, оружие и обмундирование солдат в войне 1812 года, краеведение и история. Почти во всех заданиях содержится иллюстративный материал, это помогает отвечать на некоторые вопросы. Цель игры: расширить кругозор, повысить интерес учеников к истории и литературе, воспитывать патриотизм....

27 11 2019 11:31:31

Тема: "Небесный покровитель Руси. Георгий Победоносец"

Цель занятия – определить роль и место святого Георгия Победоносца в истории России. Работа осуществляется в группах. В ходе урока учащиеся знакомятся с основными фактами биографии Георгия Победоносца, выясняют, как сложился культ святого Георгия на Руси, изучают историю ордена Георгия Победоносца. На занятии присутствует краеведческий элемент – ученики знакомятся с церквами Святого Георгия в Волгограде. В ходе подготовки к уроку учащиеся подбирают иллюстрации, стихотворения, выполняют рисунки....

26 11 2019 1:28:40

Нарушение естественных прав человека в годы Шоа

В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....

25 11 2019 21:56:30

Программа элективного курса "И сама по себе не играет гитара". Отражение истории в авторской песне

Курс " И сама по себе не играет гитара (отражение истории в авторской песне)" рассчитан на учащихся 9-х классов (предпрофильная подготовка), является межпредметным (история, литература, музыка), рассчитан на 10 часов. Целью курса является рассмотрение отдельных моментов истории России через их отражение в авторской песне. ...

24 11 2019 21:23:56

Викторина "Путешествие по Японии"

Итоговое занятие после изучения темы « Япония» можно провести в форме викторины, которая позволит расширить представление учащихся об этой стране....

23 11 2019 18:44:44

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся через проектно-исследовательскую деятельность

Проектно-исследовательская деятельность дает возможность для создания личностно развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия....

22 11 2019 10:59:58

Урок повторения в форме викторины для учащихся 7-го класса по теме "Освоение Сибири"

Данный урок разработан для итогового повторения, образовательные задачи которого заключаются в повторении, закреплении и углублении знаний по курсу « История Сибири», являющимся дополнительным компонентом к курсу отечественной истории. Урок проводится в форме игры-викторины. Представленные материалы включают все необходимые для проведения урока приложения. ...

21 11 2019 14:26:23

Дифференцированное обучение истории в профильном (юридическом) классе

Дифференцированное обучение – одно из главных условий развития творческой личности. Дифференцированный подход к учащимся предполагает оптимальное соотношение учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Дифференцированное обучение необходимо, так как наблюдаются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения....

20 11 2019 12:21:30

"Колесо истории"

Одной из самых любимых игр у девятиклассников является игра « Колесо истории». За две недели создается творческая мастерская (изучение рекомендованной литературы, создание стилизованных костюмов, изготовление игрового барабана с каретами). Правила игры просты: за каждый правильный ответ команда получит 100 верст. Кроме этого, можно получить 100 верст, если цвет кареты на игровом барабане совпадет с цветом поля. Так же будет проходить конкурс зрителей, среди которых определят победителя....

19 11 2019 14:31:12

Информационные технологии на уроке истории России по теме: "Страна победившего социализма". 1-й класс

Урок с элементами дискуссии с учащимися: об индустриализации, коллективизации, культурных преобразованиях, о том, как все это происходило, то есть о плане построения социализма в нашей стране. Для того чтобы совместно ответить на проблемный вопрос: " Действительно ли мы - страна победившего социализма?". Жизнь складывается из противоречий. Иногда они оказывают большое влияние на ход истории, на жизнь общества, на жизнь отдельного человека. ...

18 11 2019 15:49:55

Контрольные тесты к учебнику Н.В. Загладина "История Отечества. ХХ век (1900–1940 гг.)". (9-й класс)

Предлагаются тесты по истории России (1900–1940 гг.). ...

17 11 2019 18:15:23

"Государство на берегах Нила"

Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....

16 11 2019 3:49:21

Интеллектуальная игра по истории Древнего мира "Умники и умницы" (5-й класс)

Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....

15 11 2019 6:43:20

Урок истории в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей"

Урок истории знакомит учащихся с историей Рима эпохи царей, развивает познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление, формирует активную гражданскую позицию, навыки самостоятельной работы с картой, таблицей, схемой, учебником, воспитывает нравственность и патриотизм. ...

14 11 2019 3:58:41

Урок: "Роль ополчения в событиях Смутного времени в России XVII века". 10-й класс

Урок изучения новой темы с использованием различных форм и методов обучения: беседа, творческая работа учащихся, работа с картой и текстом учебника. Способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, воспитывает чувство патриотизма, активизирует интерес к предмету. Данный урок можно использовать при подготовке классного часа по теме «4 ноября – День единства и согласия». ...

13 11 2019 6:27:48

Урок истории в 5-м классе "Греко-персидские войны"

Урок изучения нового материала, построен с использованием интерактивной доски. Сочетание материалов традиционного учебника и учебнго электронного пособия значительно активизирует внимание учащихся к содержанию изучаемого учебного материала, повышает качество излагаемого материала. Урок представлен в технологии интерактивного обучения....

12 11 2019 5:57:21

Внеклассное мероприятие "Час мужества"

Мероприятие направлено на воспитание патриотических чувств у детей, любви к своему Отечеству, любви к малой родине и её истории, уважительного и бережного отношения к старшим....

11 11 2019 3:29:15

Урок «Средневековые соборы Европы». 6-й класс

Урок развивает навыки работы с текстом. По форме урок представляет собой практикум. При работе с текстом содержание усваивается эффективнее. Особенность урока состоит в помощи учителя, ориентировки к действиям. Оба текста одинаковы построены. Первый текст разделен на абзацы, второй – нет. Ученику необходимо перенести действия с первым текстом на второй....

10 11 2019 7:39:28

Игровая деятельность в обучении

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....

09 11 2019 11:52:52

Урок с применением ИКТ "Начало гуситского движения"

Используя информационно-коммуникативные технологии, автор привлекает внимание учащихся к изучению темы, активизирует их познавательную деятельность. Раскрывает предпосылки общенародного движения в Чехии, показав, как в условиях хозяйственного подъема второй половины XIV века в стране происходило усиление феодального гнета, сочетавшееся с засильем немецких колонизаторов и господством католической церкви....

08 11 2019 17:23:53

Применение опорных конспектов на уроках экономики

На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности....

07 11 2019 8:57:30

Урок-путешествие "Афины в V в. до н. э". 5-й класс

Урок-путешествие дает термины и понятия, анализ карт и параграфа учебника, создает у учеников общее представление о культуре древних Афин, их роли в мировой истории....

06 11 2019 6:33:39

Информационные технологии на уроках истории

В процессе изучения нового материала, обсуждения итогов Второй мировой войны, событий послевоенного периода сформировать представление у учащихся о "холодной войне". Подчеркнуть причинно-следственную связь между итогами Второй мировой войны и последующими событиями "холодной войны"....

05 11 2019 17:27:43

Триумф и трагедия российского реформатора

Прослеживается эволюция политического и экономического курса, проводившегося в С С С Р Н. С. Хрущевым; анализируется его успех и поражение, раскрывается значение экономических реформ в период «оттепели». Учащиеся знакомятся с основными переменами, прошедшими в политической системе С С С Р, основными результатами экономических преобразований....

04 11 2019 20:31:47

Роль Старой Ладоги в истории Древней Руси

В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....

03 11 2019 4:10:18

Великая Отечественная война

Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории Х Х века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности С С С Р и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский характер....

02 11 2019 6:22:28

Если бы Сталинград пал…?

Работа подготовлена к научно-практической конференции по истории. Данный материал можно использовать для подготовки к внеклассному мероприятию по истории, к классному часу по данной тематике, использовать на уроках истории при изучении темы « Великая Отечественная война. В конспекте работы используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....

01 11 2019 18:52:33

Внеклассное мероприятие "Я помню, я знаю"

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....

31 10 2019 9:23:54

Общество и общественные отношения

Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....

30 10 2019 20:49:43

Исторический источник — карикатура

Введение задания по анализу карикатуры в Е Г Э в блок В12–13 по истории потребовало вновь вернуться к методическим основам изучения карикатуры как исторического источника знаний. Собраны рекомендации по изучению карикатуры....

29 10 2019 22:17:27

Интегрированный урок (история + информатика) по теме "Тайные организации декабристов и их программы. Восстание декабристов"

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности....

28 10 2019 21:45:48

"Древний Восток". Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе

Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....

27 10 2019 1:49:16

Урок истории и информатики по теме "Технология обработки числовых данных казаками". 9-й класс

Урок-взаимодействие двух предметов: истории казачества и информатики помогает глубже усвоить исторический материал И К Т-средствами. Пробуждает интерес к истории казачества, делает ее доступнее и понятнее....

26 10 2019 18:24:13

Урок-экскурсия с элементами исследования в 8-м классе на тему «Петр Первый на Севере»

Цели и задачи урока: продолжить знакомство учащихся с Петровской эпохой; определить роль Архангельска в истории русского военно-морского флота на рубеже XVII–XVIII веков, которую он сыграл благодаря Петру I; вырабатывать навыки анализа исторических источников, умений работать с дополнительной литературой; содействовать воспитанию уважения к истории России....

25 10 2019 8:21:56

Активация познавательной деятельности учащихся в рамках нетрадиционного урока истории и обществознания

Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....

24 10 2019 23:22:57

Интегрированный урок по литературе и истории "Музыка революции"

Цели урока: показать взаимосвязь истории и литературы; взаимосвязь истории прошлого века и современности; провести исследование и выяснить, как исторические события отразились в поэме А. Блока; показать полемический характер поэмы; раскрыть тему Бога, веры; выявить авторскую позицию; учить анализировать поэтический текст, находить нужную информацию в научном тексте, видеть общее и частное; развивать критическое мышление; выражать свое мнение....

23 10 2019 2:49:32

В гостях у картин

Сценарий предназначен для интегрированных уроков по истории русской культуры 18-19 веков и для внеклассной работы с учащимися 10-12-и лет. Ведущие программы - учащиеся. Сценарий построен на синтезе искусств - музыки, литературы и живописи. К сценарию прилагается презентация, в которой иллюстрации и музыка точно соответствуют репродукциям в тесте. Это дает возможность учащемуся одновременно следить за видеорядом и текстом....

22 10 2019 9:13:18

История России. XIX в.

Представленный материал объединил основные исторические события в истории России XIX века. В работе представлены исторические документы, мнения историков, что помогает организовать работу на уроке. Данный материал можно использовать при работе с текстом на уроке истории....

21 10 2019 15:12:42

Искусство Древнего Египта

Целью данного урока является познакомить учащихся 5-го класса с культурой Древнего Египта; с помощью наглядного материала показать своеобразие архитектуры, скульптуры, живописи; научить учащихся давать художественный анализ произведений искусства. ...

20 10 2019 18:51:26

"Соседи Римской империи" (разработка урока истории для 5-х классов общеобразовательной школы)

Учитель формулирует цель урока - познакомиться с соседями римлян. Наиболее близкие соседи - германские племена. Далее следует рассказ учителя о взаимоотношениях римлян с германцами, о разгроме римских легионов. Заканчивая рассказ, учитель подводит учащихся к следующей учебной работе: поскольку германцы жили поблизости и были опасны для империи, то римляне хотели узнать о них побольше, чтобы иметь представление, каков данный народ и с каким противником им придется столкнуться. ...

19 10 2019 10:53:28

Военно-патриотическое воспитание: "Во славу Отечества"

Внеклассное мероприятие по военно-патриотическому воспитанию рекомендовано для учащихся 9–11-х классов и проводится накануне Дня защитника Отечества. На мероприятии воссоздаются картины героического прошлого нашей Родины, грозных битв во имя защиты Отечества....

18 10 2019 4:29:54

Интеллектуальный марафон по теме "Военная история Древней Греции"

Марафон проводится как повторительно-обобщающий урок в игровой форме среди пятиклассников. Школьникам предлагается выполнить занимательные задания, которые проверяют и развивают имеющиеся у них умения и навыки по истории, а также углубляют исторические знания и укрепляют интерес учеников к античной истории. ...

17 10 2019 22:10:24

Урок обществознания по теме "Самопознание"

Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно характеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...

16 10 2019 22:56:56

"…Откуда взялась мода на Британию?"

На уроке изучается образ жизни в XIX веке: проявление Викторианской эпохи в технических усовершенствованиях, архитектуре, интерьере, одежде, в отношениях между людьми. Урок проводится в виде конкурса телевизионных передач с применением презентации, с демонстрацией первого фильма братьев Люмьер «1895 Baby's lunch» и фрагментами аудиокниги Т. Диттрич « Повседневная жизнь Викторианской Англии». ...

15 10 2019 2:35:44

Урок истории "Николай II – портрет примерного семьянина". 9-й класс

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....

14 10 2019 14:44:53

Открытый урок "Образование и самообразование". 5-й класс

Урок обществознания в 5-м классе является 16-м и 17-м уроками по рабочей программе, знакомящими с процессом самообразования, его формами и результатами. На уроке дается представление о том, как занимались самообразованием в прошлом; объясняются значения понятий "самообразование", "самоорганизация"....

13 10 2019 21:28:13

Великие победы россиян

На занятии у учащихся воспитывается патриотизм, уважение к истории родины, гражданственность, мировоззренческие убеждения на основе осмысления исторически сложившихся культурных традиций, нравственных и социальных установок, осознание себя как представителей исторически сложившегося гражданского сообщества, способности определять собственные позиции по отношению к явлениям общества....

12 10 2019 8:12:55

Методическая разработка урока по обществоведению "Международное гуманитарное право. Дети в вооруженных конфликтах"

Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....

11 10 2019 20:48:48

Формирование правового самосознания членов общества, как основы правового, антикоррупционного воспитания детей и молодёжи

В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....

10 10 2019 1:20:52

Урок истории по теме "Начало правления Александра II. Накануне отмены крепостного права". 8-й класс

Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о новом императоре Александре II, о той атмосфере, которая сложилась накануне отмены крепостного права. Подводит учащихся к пониманию того, что отмена крепостного права была продиктована объективными причинами, а не личным желанием императора....

09 10 2019 23:18:19

Методическая разработка занятия археологического кружка: "Наскальная живопись"

Методическая разработка занятия археологического кружка по теме " Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и М Х К, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению практическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....

08 10 2019 9:30:44

Урок истории по теме "Эпоха дворцовых переворотов"

В работе представлен урок по теме " Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....

07 10 2019 14:35:41

Игровая деятельность в обучении

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....

06 10 2019 13:26:18

Урок истории в 5-м классе по теме: "Жизнь афинского полиса"

Урок в разделе " Древняя Греция". В построение и содержании урока учитывалось, то, что учащиеся только начинают знакомство с историей Древней Греции на примере её полиса Афины. Использовались хорошо знакомые детям формы работы (карточки, работа с исторической картой, учебником). ...

05 10 2019 19:16:13

Урок истории по теме "Образование Древнерусского государства. Рюриковичи". 6-й класс

Цели урока: сформировать знания о создании Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей; тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность; тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в команде....

04 10 2019 0:34:48

Историко-литературная музыкальная композиция "Славные сыны Земли русской"

Литературно-историческая композиция приурочена к таким историческим датам, как празднование 400-летия со дня окончания Смуты; 200-летней годовщине Победы русского народа в Отечественной войне с Наполеоном; подвигу российских солдат под Бородино, а также Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Композиция включает в себя образцы прозы и поэзии военных лет; отрывки из музыкальных произведений русских и мировых классиков....

03 10 2019 4:26:53

"Уроки первого периода Великой Отечественной войны" — занятие с использованием ИКТ

При проведении занятия по теме « Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. И К Т можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....

02 10 2019 17:12:55

Тема: "Средневековое европейское общество: Феодалы"

Цели: ознакомить обучающихся с понятиями, характеризующими средневековое общество; показать положение, условия жизни и быта феодалов....

01 10 2019 21:22:29

Конспект урока по истории "Технические изобретения и открытия в XI —XV вв." (6-й класс)

Урок по данной теме помогает формировать представление об открытиях и изобретениях в Европе в XI–XV веках и их значении. Развивает умения анализировать, определять главное. Урок проводится с использованием презентации. С целью расширения знаний учащихся и их кругозора ряд учащихся готовит сообщения. Урок призван пробудить интерес к технике и механике....

30 09 2019 17:28:35

Влияние технологических технологий на познавательную активность учащихся на уроках истории и обществоведения

Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, использовать эффективные, оптимальные методы и средства обучения для реализации поставленных образовательных целей и задач. ...

29 09 2019 6:20:31

"Своя игра". Обобщающий урок по курсу "История Средних веков". 6-й класс

Обобщающий урок в цикле « История Средних веков» проводится в форме викторины « Своя игра». Все вопросы и задания представлены в форме презентации и могут быть использованы любым педагогом....

28 09 2019 17:42:22

Урок "Внутреннее положение России в середине ХVII века"

Урок по теме " Внутреннее положение России в середине XVII века" проводился в 7-м классе. Данная тема одна из наиболее важных и сложных для изучения. Сложность заключается в большом объеме материала и терминов, с которыми необходимо познакомить учащихся. Важно дать характеристику народных выступлений периода правления Алексея Михайловича и сформировать представление о причинах этих восстаний. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что "соляной бунт" в конечном итоге вызвал принятие нового свода законов - Уложения 1649 г. Важно подчеркнуть поведение царя в 1648 г., когда он практически не сопротивлялся требованиям восставших, и указать, как изменилась политика царя в период "медного" бунта....

27 09 2019 20:13:11

Контрольно-обобщающий урок по теме "Древний Египет" (5-й класс)

В материале представлены авторские идеи: использование предметов из жизни, окружающей нас, в историческом контексте; использование метода ранжирования при изучении сложного материала по социальной структуре общества. Методический материал может служить «каркасом-алгоритмом», в рамках которого можно выстроить любой другой исторический материал для повторения. ...

26 09 2019 20:12:12

Урок обществознания по теме «Правонарушения и юридическая ответственность». 9-й класс

Урок обществознания формирует правовую культуру учащихся. Развивает познавательную активность учеников, умение искать и анализировать информацию, отображать учебный материал в знаково-символической форме....

25 09 2019 5:35:40

Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"

Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....

24 09 2019 11:42:21

Дом, в котором мы живем. 6-й класс

Тема « Дом, в котором мы живем» изучается в курсе обществознания в 6-м классе по А. Ф. Никитину. Некоторые элементы урока могут быть использованы при проведении классных часов. В работе раскрывается история возникновения жилища, значение жилища для человека. Разработка урока содержит презентацию, представлены практические задания для обобщения и закрепления материала....

23 09 2019 5:32:31

Итоговый урок по теме "Древняя Греция"

Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме " Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....

22 09 2019 11:21:36

Тема урока "Поход дружины Ермака в Сибирь"

Тема " Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории Х М А О " Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....

21 09 2019 10:53:39

Интегрированный урок (история + литература) "Интеллигенция и революция". 11-й класс

Интегрированный урок истории и литературы позволяет учащимся 11-го класса не только познакомиться с литературными произведениями Блока, Горького, Бунина, но и раскрыть сущность их представлений о революции, культуре, личности, народе, показать их отношение к русской жизни 20-х годов XX века. Анализ данных текстов помогает старшеклассникам почувствовать особенности данной исторической эпохи. Урок продолжает формирование навыков работы учащихся с документами....

20 09 2019 21:52:32

История Русской Православной церкви (I–II периоды)

Изучение основ православия дает возможность приобщиться к истокам культуры нашего народа, помогает себя осознать человеком, знающим свою историю. Для России в ее историко-культурном развитии проблема духовности всегда имела особый смысл, определяемый своеобразием становления ее государственности и формирования....

19 09 2019 13:16:45

Конкурс методических разработок. Интегрированный урок истории и физической культуры на тему "Масленица: народные забавы"

Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и девушек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....

18 09 2019 19:17:17

Урок-путешествие "Господин Великий Новгород"

Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько " Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....

17 09 2019 20:37:45

Урок "Русь с древнейших времен до конца XII века" (игра "Семь ступенек на Олимп")

Цели и задачи игры: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по теме. ...

16 09 2019 21:55:34

Первая мировая война

Урок раскрывает причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств, дает характеристику военных событий на Западном и Восточном фронтах. На конкретных примерах учащимся показан трагизм и бессмысленность войны. ...

15 09 2019 2:19:50

Урок истории России по теме "Эпоха петровских преобразований"

Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....

14 09 2019 22:17:35

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках истории в профильном классе

Научные работники и педагоги Кузбасса выстроили систему комплексного мониторинга, которая позволяет отслеживать динамику показателей физического и психического здоровья каждого ученика, класса, курса в процессе обучения, а также осуществлять оценку качества знаний, влияния той или иной методики обучения на здоровье ребенка....

13 09 2019 8:18:28

Урок истории "Древний мир: менталитет воина"

Такие приемы как мозговой штурм, синквейн, эвристическая беседа способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Дети не просто воспринимают материал, они активно участвуют в поиске, обработке информации, а главное - осмысливают ее. Кроме того, происходит формирование основ гражданской позиции пятиклассников: да, войны велись всегда и можно уважать смелость, благородство воинов древности и современности. Но избежать военных конфликтов мы можем и нужно стремиться к этому, воспитывая в себе и обществе одно из главных качеств - толерантность....

12 09 2019 22:37:24

Вторая война Рима с Карфагеном (Пунические войны). 5-й класс

Структура урока выдержана в соответствии с методическими рекомендациями: М. А. Кубышева " Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках разных типов в образовательном концентре 7–9-х классов основной школы. Учащиеся формируют способности к новому способу действия; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов....

11 09 2019 7:25:27

Урок-игра "Государственные символы России"

Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный характер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....

10 09 2019 6:58:50

Крестьянский вопрос в России (с древнейших времен – середина XIX века)

На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...

09 09 2019 22:47:19

Образно-эмоциональное обучение истории как основа формирования творческой, всесторонне развитой личности

Одной из главных целей современного образования является воспитание творческой и всесторонне развитой личности, которая будет не только правильно и аналитически мыслить, но и проявлять своё эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу. Это залог творческого мышления, в основе которого лежат эмоции и чувства, позволяющие нам более правильно и продуктивно создать образ изучаемого объекта. При этом важен процесс соединения образно-эмоционального восприятия и рационально-логического познания. И именно преподавание истории позволяет нам добиться желаемых результатов. ...

08 09 2019 15:46:45

Проектная деятельность с использованием информационных технологий на уроках истории

Основная задача современного российского образования – формирование умений и качеств человека XXI века. Важнейшим направлением в решении данной задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является метод проектов. ...

07 09 2019 12:32:54

Урок истории Древнего мира на тему "Греки и критяне". 5-й класс

Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....

06 09 2019 20:55:10

Проект: "Столыпинская программа модернизации России"

" Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П. А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера практически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....

05 09 2019 1:50:14

Игра на уроке москвоведения в начальной школе

Игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Игры развивают инициативу, самостоятельность и волю ребенка, учат детей работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на помощь, приучают к дисциплине, соблюдению установленных правил. Игра по своей природе эмоциональна и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. ...

04 09 2019 19:19:35

Презентация кафедры истории

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспорно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....

03 09 2019 21:52:27

Интеллектуальная игра по военной истории "Во славу русского оружия"

Игра по военной истории рассчитана на учащихся 8—11-х классов. К участию в ней можно привлечь команды педагогов и родителей. Интеллектуальная игра способствует формированию осознанного отношения к Отечеству, развивает интерес учащихся к военной истории, воспитывает гордость за свою Родину и народных героев. ...

02 09 2019 21:24:46

Урок обществознания "Общественный прогресс. Противоречия прогресса"

На занятии использованы следующие методы: мозговой штурм, ролевая игра, работа в малых группах, один из механизмов решения проблемных вопросов: "шкала мнений", работа в малых группах, работа с документами. Участники занятия обсудят противоречия общественного прогресса, предложат на основе документов критерии прогресса. Данное занятие может быть использовано в курсе обществознания в разделе: " Общество" в 10-м классе....

01 09 2019 8:14:36

Исследовательская работа по теме "Забытые имена в истории Ефремовского края. Георгий Владимирович Любомудров"

Ефремовский край богат знаменитыми именами людей, стремившихся обратить свои взоры на историю родного края, приобщая к этому других. Один из них – Георгий Владимирович Любомудров. Учитель-энциклопедист всю свою долгую жизнь посвятил обучению детей ботанике, зоологии, химии, астрономии. Стоял у истоков создания Ефремовского общества краеведов. ...

31 08 2019 5:45:12

Присоединение Сибири. Освоение Кузнецкой земли

На уроке происходит углубление исторических знаний учащихся по истории Сибири и Кузбасса XVI в. ...

30 08 2019 5:50:17

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.