Урок по истории Древнего мира. 5-й класс. "Кастовое деление в Древней Индии"
Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся с кастовым делением в Индии.
- Привлечь внимание учащихся к основателю древнейшей мировой религии – Будде.
- Формировать навыки беглого чтения, умения работать с линией времени, с картой.
- Развивать речь, внимание, интеллект.
- Воспитывать интерес к предмету, уважение к одноклассникам и к учителю.
Оборудование: карта «Древняя Индия», магнитики и картинки с животными, разноцветные листочки с описанием каст, листочки с особенностями жизни всех изученных стран, «черный ящик» с метелкой или кисточкой, рисунки: бог Брахма, брахман, воин, земледелец, слуга или презентация урока.
Ход урока
Ход урока |
Примечание |
1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания А) работа у доски по линии времени. Задача: «Известно, древние города Индии достигли расцвета примерно лет за 500 до правления вавилонского царя Хаммурапи. К какому времени относится расцвет индийских городов?» Вычисления производите на доске столбиком. Если не помнишь даты, посмотри на форзаце учебника. Подготовить полный ответ на вопрос. Б) Из данных животных выбрать тех, которые обитают в Индии, при помощи магнитиков прикрепить их на карту. Вспомните, какие из животных почитались древними индийцами. В) Покажите на карте территорию Индии. Расскажите о географическом положении и климатических особенностях страны. Г) Вопрос - загадка. В черном ящике находится предмет, без которого ни один житель Индии не выходил из дома. Что это за предмет? С чем он связан? 3. Изучение нового материала. А) Работа с учебником. Читаем первый пункт в параграфе. - Какое новое слово встретилось? (Касты) - Что оно обозначает? (читаем определение на странице учебника) - На сколько каст делилось индийское общество? |
У доски одновременно работают три ученика, у каждого индивидуальное задание. |
Учит. В Индии неравенство людей объясняли волей бога Брахмы. Он считался верховным богом и покорителем вселенной. Индийцы верили, что у него 4 лица, 4 тела, 8 рук, в которых он держит жемчужное ожерелье, цветок лотоса, сосуд с водой из священной реки Ганг и другие предметы. Брахма могуч и непобедим. Он пребывает на вершине величайшей горы, а передвигается на лебеде. |
Кадр 1 |
- Как называлась первая каста? Учит. Брахманы созданы из уст Брахмы и могут говорить от имени богов. Только они знали, как правильно произносить молитвы и задабривать богов. Убийство брахмана считалось самым большим грехом. Его даже называли «тот, кого нельзя убить. |
Кадр 2 |
(Аналогично учитель знакомить учащихся с остальными кастами и кратко хаpaктеризует их). В касту воинов входили цари, военачальники, воины, сражавшиеся на колесницах и в конном строю. Им доставалась большая часть военной добычи. В мирное время они пировали, охотились, состязались в стрельбе из лука. Земледельцы были созданы из бедер Брахмы. Они обpaбатывали землю и выхаживали скот, платили налоги, которые шли в государственную казну. Каста слуг была создана из запыленных ступней Брахмы. Их удел – быть слугами, питаться остатками со стола своего хозяина, носить его изношенную одежду и пользоваться его старой утварью. Им запрещалось участвовать в жертвоприношении богам. У них было мало прав. 4. Закрепление изученного материала с дополнением нового. Игра «Живые картинки» Ребята выбирают карточку определенного цвета. Цвета карточек соответствуют цвету одежд, которые носили представители каждой касты. На карточке дано описание каждой касты. Ученик, познакомившись с описанием, должен отгадать, к какой касте он относится и занять свое место : брахманы – стоят на стуле, воины стоят по краям около стульев, земледельцы сидят у ног брахманов на стульях, слуги – сидят на полу. Несколько ребят не войдут ни в одну касту. После того, как ребята заняли свои места, предложить им проверить себя: у каждой касты листочки одинакового цвета. Но у нас осталось несколько ребят, которые не смогли определить своего места. Почему? (Предложить одному из этих учеников прочитать, что написано у него на листочке.) «Нам приходится хуже всего. Нам не разрешают даже жить в деревне. С нами никто не садится за один стол. А питаемся – отбросами. Мы носим особую одежду, чтобы никто не подошел и случайно к нам не прикоснулся. Мы выполняем самую грязную работу в деревне и в это время нет никого на улице.» Учит. Это группа неприкасаемых Почему они не встали вместе со всеми? (Это не каста, а социальная группа.) Садитесь все на места и запишите название каст и группы населения в тетрадь, только отступите одну строчку для темы урока. Мы ее запишем в конце урока, а сформулируете вы ее сами. 5. Знакомство с Буддой и буддизмом. - Как сами индийцы относились к кастовому делению? (Читаем вслух пункт 6 в учебнике). - Кто такой Будда) (Сообщение ученика о Будде.) Запишите в тетрадь «Будда – основатель мировой религии буддизма». |
Кадры 3, 4, 5 |
6. Домашнее задание предлагается на выбор: разгадать кроссворд или решить тест по теме «Древняя Индия». 7. Итог урока. - Как будет звучать тема нашего урока? 8. Закрепление. Игра «Полет на воздушном шаре». Выбираю 4 участника. Они встают на стульчики. Это воздушный шар. Полетели. Но вот беда: шар стал падать. Необходимо сбросить лишний груз, чтобы шар снова поднялся. А не нужно то, что не относится к Индии. Учитель выдает листочки, где написаны утверждения относящиеся ко всем изученным уже странам. Например: протекает река Нил, корова – священное животное и т.д. Пока эта группа ребят будет выполнять свое задание, в классе проводится игра «Зоопарк». Ребята должны говорить утверждения, которые связаны с Индией. Учитель за правильный ответ выдает картинку с животным, обитающим в Индии. Подводим итоги игр. |
Приложение |
Приложение вы можете получить у автора статьи.
Работа посвящена проведению экскурсии для учащихся 8–10-х классов в храм Христа Спасителя в Москве. Автор придерживается хронологической канвы как основного композиционного принципа построения экскурсии, использует приёмы описания и объяснения, сравнения и аналогии, предполагающие ознакомление учеников с внешними и внутренними архитектурно-конструктивными особенностями этого храма-памятника, историческими событиями и фактами, связанными с его строительством....
18 03 2024 9:18:26
Отправной точкой является карта Древней Греции, на ней обозначены полисы, о которых идет речь на уроке. Переход на нужный слайд происходит через щелчок на один из городов. Точно также можно перейти от одного состязания к другому. Подробные описания переходов через гиперссылку описаны в разработке урока....
17 03 2024 13:14:43
Человек и путешествия... Издавна они стоят рядом. Что заставляет человека и в давние времена, и в наши дни, забывания об опасностях, выходить в открытое море, проходить неведомыми тропами, взбираться высоко в поднебесье? Может быть, человека гнала и гонит тяга к знаниям? А может быть просто романтика? ...
16 03 2024 11:55:46
В настоящее время большой интерес вызывает всеобщая история и культура зарубежных стран. Предлагаемый урок окажет помощь учителям в процессе обучения, развития коммуникативных возможностей, социализации личности подростка. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся систематизируют, обобщают и закрепляют знания по курсу «Новая история» (ХIХ век)....
15 03 2024 20:55:30
Я работаю над системой нестандартных уроков. Урок направлен на повторение и углубление знаний учащихся по истории России с древнейших времен до середины XVII века, содействует воспитанию активной жизненной позиции, развивает интерес к истории, формирует умение оперировать знаниями в нестандартных ситуациях, развивает диалогическую и монологическую речь. ...
14 03 2024 11:35:35
Урок по истории древнего мира в 5-м классе по теме «Зарождение демократии в Афинах» знакомит учащихся с реформами Солона; развивает навыки и умения работы с текстом учебника, анализировать и оценивать события прошлого и делать собственные выводы; создает благоприятный психологический климат на уроке и атмосферу доверительных отношений с учащимися....
13 03 2024 4:13:31
С помощью наглядного материала закрепляются полученные знания, усиливается интерес к истории США и к предмету в целом. Минусы урока: затрата времени на подготовку. Плюсы урока: элементы проектной деятельности, использование презентации в не оснащенном компьютерной техникой кабинете. ...
12 03 2024 23:54:30
Урок обобщения и систематизации исторического материала применяет интеpaктивные технологии. Цель урока: развивать коммуникативные компетенции учащихся, умение анализировать, синтезировать историческую информацию, отстаивать личную точку зрения, способность работать в группе; воспитывать уважение к историческому наследию наших предков. Учащиеся в ходе урока формируются в группы и работают совместно....
11 03 2024 3:23:48
Представленный урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу "Обществознание". Основная цель - сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия. В процессе изучения материала используются технические средства обучения....
10 03 2024 12:45:12
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными и увлекательными. Поэтому игровая деятельность обучающихся на уроке необходима. Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявить себя. Использование игры на уроках истории дает мощный стимул в обучении, так как в игре активируются внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление....
09 03 2024 5:46:26
Данный урок может проводиться для учащихся 9–11-x классов, а также как внеклассное мероприятие по немецкому языку. Урок проводится в форме музыкального путешествия, для этого необходимо создать творческую атмосферу урока: зажжённые свечи, музыкальные инструменты, возможно, костюмы, платья или элементы одежды XVII–XIX вв....
08 03 2024 18:41:18
Уроки–погружения – это особая форма современного образовательного процесса, которые могут быть использованы с целью повышения интереса к отдельным темам или как вариант обобщения и повторения изученного материала. На уроке применяются современные формы обучения. Французский язык выступает как инструмент познания, помогающий включиться в диалог культур и исследовать пласт языковых явлений, отражающих ту эпоху. ...
07 03 2024 7:31:28
Урок развивает навыки работы с текстом. По форме урок представляет собой пpaктикум. При работе с текстом содержание усваивается эффективнее. Особенность урока состоит в помощи учителя, ориентировки к действиям. Оба текста одинаковы построены. Первый текст разделен на абзацы, второй – нет. Ученику необходимо перенести действия с первым текстом на второй....
06 03 2024 2:30:34
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
05 03 2024 9:31:35
Цели и задачи урока: продолжить знакомство учащихся с Петровской эпохой; определить роль Архангельска в истории русского военно-морского флота на рубеже XVII–XVIII веков, которую он сыграл благодаря Петру I; выpaбатывать навыки анализа исторических источников, умений работать с дополнительной литературой; содействовать воспитанию уважения к истории России....
04 03 2024 2:47:33
Как воспитывать патриотизм, гражданственность через уроки и внеурочную деятельность математиков? Учителя истории, литературы просто обязаны это делать, а "на математике нужно решать". Мною, как историком, была разработана данная программа. Свою актуальность программа не утратила сегодня. Создание условий для нравственного, патриотического, интеллектуального, физического воспитания личности - задача всех педагогов. Программа может применяться в качестве подпрограммы по патриотическому воспитанию молодого поколения. ...
03 03 2024 22:53:45
Материал посвящен российской армии, направлен на формирование патриотизма и гражданственности. Материалы можно использовать как на уроках обществоведческого цикла в среднем звене, так и как материал для классного часа. Изменяется ситуация внутри государства. Многие связывают проблемы с существованием "всеобщей воинской обязанности". Одни считают, что так и должно быть – армия из юноши делает мужчину. А другие считают: человек должен иметь право выбора – служить или не служить....
02 03 2024 5:50:12
Вашему вниманию предлагается статья, в которой повествуется о блокаде Ленинграда....
01 03 2024 19:22:46
Автор формирует основные картографические знания и умения учащихся, учит узнавать и называть изображённое на карте географическое прострaнcтво: географические направления, части света. Определяет хронологический период, определяет последовательность событий и явлений. Читает легенду карты, представляет историческую информацию, представленную на карте в виде рассказа, отображает личные прострaнcтвенно-исторические представления в виде ментальной карты....
29 02 2024 9:16:52
Тема урока направлена на дальнейшее изучение духовной сферы общества. На уроке вводится понятие формы культуры (народная, элитарная, массовая). На следующем уроке изучаются понятия субкультура и контркультура. На нем применяются элементы проектной деятельности и индивидуализированного обучения. Урок построен на принципах индивидуализации и дифференциации учебного материала. Обучающиеся получают разноуровневые задания по теме урока, по мере выполнения заполняют карту достижений....
28 02 2024 3:46:42
Для более полного и детального ознакомления с прошлым нашей страны необходимо глубже изучить краеведческий материал. Однако материал несколько меньшего масштаба не имеет строгой системы, а порой просто распылён во многих источниках, монографиях, дневниковых записях, письмах и народных преданиях. Нам, сельским учителям истории, для более полного раскрытия темы урока полезен собранный и научно-обработанный материал о местном крае и, в частности, о родном селе....
27 02 2024 14:40:46
Урок соответствует ФГОС. Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья. На уроке используются индивидуальная и парная формы работы, метод кластера, проблемного изложения, работа с учебником....
26 02 2024 7:10:36
Использование метода проекта на уроке позволяет повторить пройденный материал, синтезировать знания из других областей наук, формировать у учащихся навыки сотрудничества и создать проект музея, в котором располагаются залы: "Лики Ивана Грозного", "Книгопечатание", "Школа XVI века". ...
25 02 2024 14:54:24
В статье представлены две проектные формы закрепления и обобщения материала, которые эффективно зарекомендовали себя на пpaктике. Это «Пpaктические работы» для учащихся изучающих курс отечественной истории ХХ века, «Историческая азбука» для учеников 6-7-х классов. ...
24 02 2024 3:20:15
Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Эти символы – часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны....
23 02 2024 16:53:28
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
22 02 2024 2:53:10
Основная цель данных методических указаний – помочь учащимся и студентам организовать самостоятельную работу по изучению курса истории России. Настоящие методические указания являются руководством для самостоятельной работы с программой курса, учебными пособиями, источниками по истории России. Они не заменяют учебников и учебных пособий....
21 02 2024 0:15:48
Знаем ли мы самих себя? Урок формирует представления человека о самом себе, его "я-концепции", которая определяет деятельность и поведение индивида в контактах с людьми и возможности развития в будущем. На уроке решаются воспитательные и развивающие задачи; используются компьютерные технологии, предварительная подготовка; групповые формы работы с целью развития коммуникативных, информационных, интеллектуальных компетенций....
20 02 2024 20:27:22
Сложные вопросы политической жизни страны, история становления и развития демократии в России становятся доступными и понятными учащимся. Особенность подготовки к такому уроку предусматривает самостоятельную работу старшеклассников под руководством педагога, работу с документами, составление плана ответа. Форма проведения урока позволяет детям представить подготовленный материал, доказывать свою точку зрения в ходе политических дебатов. Урок предполагает участие приглашенных на урок представителей власти, затрагивает проблемы жизнедеятельности села....
19 02 2024 5:28:33
Во второй половине XIX – начале XX века в России особенно расцвела благотворительность. Именно в этот период появилась целая плеяда предпринимателей. До сих пор мы пользуемся плодами их добрых дел. Сохранилась и память об этих замечательных людях в сердцах благодарных потомков. Рассказы об этих людях, несомненно, будут способствовать воспитанию патриотизма у современных молодых людей, желанию последовать их примеру....
18 02 2024 9:59:29
В уроке разобраны сущность и предпосылки появления опричнины, цели, которые преследовал Иван IV при её введении. Представление опричнины как одного из способов усиления центральной власти. ...
17 02 2024 23:45:13
На уроке подводятся итоги изучения темы "Великие реформы 60—70-х гг. ХIХ в.". Учащиеся знакомятся с презентацией, затем отвечают на вопросы по материалам презентации. В завершение проводится тест по данной теме. ...
16 02 2024 11:19:35
Урок построен на основе модульной технологии, состоит их 5 модулей, три из которых предполагают исследовательскую работу с документом. Урок предусматривает все виды работ, которые учащиеся должны уметь выполнять на ЕГЭ: тест, работа с документом, написание эссе. Достоинством урока является его высокая результативность, все учащиеся получают оценки в процессе урока и после него за написание эссе. ...
15 02 2024 18:26:23
Урок является итоговым и ставит целью не только систематизацию материала, но и формирование компетенций: делать выводы, видеть причинно-следственные связи, находить ошибки, решать исторические задачи. Используются различные методы и способы освоения материала, технология критического мышления. Отpaбатываются навыки коллективной работы и работы с научным текстом. ...
14 02 2024 12:22:22
В ходе урока учащиеся усваивают особенности готического искусства в сравнении с романикой. Большую роль в усвоении нового материала играют наглядность и образность, что имеет важное значение для учащихся в соответствии с их возрастными особенностями....
13 02 2024 9:29:39
Используя методику логического понятийного анализа и знания ключевых философских понятий, можно расширить возможности учащихся при работе с документальными материалами. Задания выполняются в группах, что формирует навыки социального партнёрства. Учитель только координирует деятельность. Альтернативное домашнее задание способствует развитию познавательной активности обучающихся и формированию интереса к истории и философии. ...
12 02 2024 16:48:53
На уроке учащиеся познакомятся с героическим трудом советского народа в годы войны. ...
11 02 2024 17:33:49
Деловая игра посвящена 20-летию Думы Астpaxaнской области и призвана расширить правовые знания учащихся, способствовать формированию их гражданской позиции. Учащиеся повторяют обществоведческий материал и применяют свои знания, решая правовые ситуации. Творческое домашнее задание призвано обратить внимание детей на проблемы жителей села и попытаться найти правовое решение....
10 02 2024 8:32:36
Представляемый урок – урок повторения и обобщения пройденного материала по теме "Становление средневекового общества: христианский и исламский мир". Урок проводится в игровой форме, в форме интеллектуальной викторины. Учащиеся закрепляют пройденный материал в ходе интеллектуального соревнования, используются все виды навыков мышления, навыки работы в малых группах....
09 02 2024 1:54:15
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
08 02 2024 9:28:23
Урок использует ИКТ, предполагает анализ визуальных материалов, включенных в презентацию, и анализ текста исторических источников. Большое внимание уделено анализу судьбы исторических деятелей – Перикла, Фемистокла, Солона....
07 02 2024 13:31:41
Владение ИКТ, грамотное их применение на уроках - непременное условие успешной работы современного учителя. А социальный заказ на воспитание творческой, активной личности заставляет отказаться от традиционной системы передачи знаний "учитель - ученик", активно использовать современные образовательные технологии для развития критического мышления. Урок "Мечты Третьего рейха: блицкриг" построен с использованием ИКТ и приемов технологии креативного мышления. ...
06 02 2024 15:42:41
Методическая разработка урока по дисциплине «Обществознание» с мультимедиа презентацией, что позволяет педагогу эффективно управлять учебным процессом. В разработке представлены методические рекомендации, дидактические материалы, выдержки из Конституции РФ и «Всеобщей декларации прав человека», тест для организации стандартизированного контроля знаний по теме. ...
05 02 2024 2:51:27
Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...
04 02 2024 10:21:43
Урок посвящен теме развития социальных отношений в современном мире. Школьники учатся высказывать свою собственную социальную позицию. На уроке формируются навыки сравнительного анализа явлений, процессов, мнений и доказательств, соотношения теоретических обобщений и реальных процессов....
03 02 2024 4:17:45
Урок обществознания для 11-го класса. В настоящее время в связи с экономическим и социальным развитием общества социальные перемещения становятся все боле частыми. Именно с этим связано такое социальное явление как маргинализация. Главным в маргинальности является то, что личность теряет принадлежность к какой-либо конкретной общности. ...
02 02 2024 1:52:23
На данном проблемном уроке учащиеся в группах решают учебные задачи, анализируют исторические источники. Знакомясь с документами, они проникаются духом и языком эпохи. В течение урока заслушиваются ответы учащихся, заполняется опopная схема, готовится хаpaктеристика царя Алексея Михайловича....
01 02 2024 16:27:13
В статье приводятся разработки рабочих программ по обществознанию для 9–10-х классов. Дети готовятся к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения прав человека и законов нашей страны, учатся оценивать свои способности....
31 01 2024 4:44:57
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
30 01 2024 7:32:18
Урок рассчитан на 2 часа (пара), продолжительность ‒ 90 минут, состоит из двух частей. Первая часть ‒ теоретическая, по окончанию которой в качестве рефлексии проводится проверочный тест. Вторая часть ‒ пpaктическая. Мини-проект развивает творческие способности учащихся, быстро проверяет полученные во время урока знания. Учителю отводится роль координатора....
29 01 2024 19:53:51
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::