Программа элективного курса "Технология исследования"
Пояснительная записка
Программа курса “Технология исследования” предназначена для изучения в профильном социально-гуманитарном классе.
В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность овладеть навыками исследования как способа освоения действительности, развить способности к исследовательскому типу мышления, сформировать свою личностную позицию на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.
Методы научного познания становятся в современной школе неотъемлемым элементом учебно-воспитательного процесса. Однако умения применять их на пpaктике формируются у учащихся, в основном, методом “проб и ошибок”. Этот путь не обеспечивает того уровня знаний о методах научного познания, который необходим для успешного выполнения творческих заданий и приводит к непомерным затратам времени на исследовательскую деятельность при низкой ее эффективности. Поэтому формирование у учащихся знаний об основных методах научного познания, необходимых для реализации учебно-исследовательской деятельности, является актуальной задачей, имеющей существенное пpaктическое значение.
Новизна программы определяется тем, что процесс обучения рассматривается, как совместная деятельность учителя и ученика и направлен на выявление творческих и исследовательских способностей учащихся.
Реализация программы предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории, обществознания, социологии, политологии, экономики, географии позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе, расширяет знания учащихся о закономерностях прострaнcтвенной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что активизирует стремление учащихся самостоятельно добывать знания и использовать их для решения проблем.
Программа предусматривает использование индивидуальной, парной, групповой форм учебной работы, проведение сюжетных, ролевых игр, работу с документами.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: лекция, беседа, пpaктикум, семинар, дискуссия, конференция, экскурсия, сюжетно-ролевая игра.
Формы контроля: тест, мини-конференция, доклад, творческий отчет.
Формы подведения итогов: выставка исследовательских работ, защита исследовательской работы на конференциях.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- психологический подход (создать благоприятный психологический климат в ходе занятия, который будет способствовать выработке у учащихся положительной установки на обучение);
- личностно ориентированный подход (обращение к жизненному опыту учащихся, признание самобытности и уникальности личности каждого ученика);
- сотрудничества учителя и учащихся;
- свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации.
Программа соответствует возрастным особенностям учащихся и рассчитана на 68 часов учебного времени.
Средства, необходимые для реализации программы: мультимедийный проектор, энциклопедии, хрестоматии, справочная, учебная литература, ресурсы Интернет-сети.
Цель курса:
Изучение курса направлено на достижение следующих целей: раскрытие и развитие творческих способностей детей к научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять в жизнь авторскую идею.
Задачи курса:
Обучающие:
1. Создать у учащихся целостное представление о научном исследовании как единой системы во взаимосвязи ее элементов, о методах проведения исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- Воспитание творческой, коммуникативной личности с исследовательским типом мышления;
- Воспитание интереса к общественной жизни, гуманистического восприятия мира.
Развивающие:
- Развитие умений самостоятельно работать с источниками и литературой, научной информацией, в библиотеке, архиве, Интернете;
- Развитие опыта самореализации, а также коллективного взаимодействия в ходе научно-исследовательской работы;
- Формировать интересы, склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований.
Прослушав данный курс, учащиеся должны знать:
- особенности научно-исследовательской деятельности;
- сущность основных методов научного познания, необходимых для реализации учебно-исследовательской деятельности;
- методы определения достоверности полученных результатов и правила их представления;
- структуру исследовательской работы;
- требования к оформлению работы и публичным выступлениям.
Для реализации учебно-исследовательской деятельности, школьники также должны уметь:
- обосновывать актуальность выбранной темы исследования;
- определять объект, предмет, цель и задачи исследования;
- выдвигать и обосновывать гипотезы;
- определить алгоритм действий по организации собственной работы;
- осуществлять подбор информации из различных источников по выбранной теме исследования;
- применять новые информационные технологии при построении теоретических моделей и оформлении результатов исследования;
- обpaбатывать, систематизировать, анализировать полученные результаты, определять их достоверность;
- организовывать исследовательскую деятельность во взаимодействии (в паре, в малой группе);
- оформлять результаты работы;
- подготавливать публичное выступление;
- вести устный диалог на заданную тему, участвовать в дискуссии.
Содержание курса
Введение
Мотивация деятельности учащихся. Ознакомление учащихся с целями и задачами курса, специфика занятий, общие требования.
Виды исследовательских работ.
Особенности исследовательской работы по истории. Индивидуальный хаpaктер исторического процесса. Соединение общего, особенного и единичного в историческом процессе. Дискуссии в историографии о главной цели исторического исследования.
Факт в историческом исследовании. Отражение факта в исторических источниках. Причины, от которых зависит степень полноты и достоверности факта.
Попытки вычлeнения особых “исторических законов” в качестве главного предмета исторического исследования и их итоги. Значение законов как инструментов познания в историческом исследовании. Закон причинности в истории. Вычлeнение в историческом процессе причинно-следственных рядов, их описание, сравнение и объяснение – важнейшая задача историка. Недостаточность научного объяснения для познания исторической индивидуальности.
Раздел I. Структура исторического исследования.
Введение. Основная хаpaктеристика содержания. Рекомендуемый объем.
Основная часть. Основная хаpaктеристика содержания. Правила написания.
Заключение. Основная хаpaктеристика содержания. Приложения к работе.
Тема I. Работа над введением.
Постановка проблемы. Проблема – как состояние знания о незнании определенных сторон явления или процесса. Ошибки в выборе проблемы исследования.
Обоснование актуальности темы. Значимость темы для развития мыслительной и пpaктической деятельности человека. Трудности определения актуальности темы.
Объект исследования. Особенности выбора объекта исследования.
Предмет исследования. Особенности предмета исследования.
Цель исследования. Особенности определения целей исследования.
Задачи исследования. Правила выбора задач исследования.
Правила выдвижения гипотезы. Ее необходимость в научном исследовании. Связь гипотезы и методов исследования.
Новизна исследования. Трудности определения новизны в исследовании.
План исследовательской работы. Правила оформления плана исследования. Защита составленного плана.
Тема II. Этап сбора материалов.
Структурирование основных понятий, определяющих предмет исследования. Объяснение содержания и структуры исходных понятий. Составление теоретической модели предмета исследования.
Конспектирование, составление простого (сложного) плана, составление тезисов. Правила составления цитат. Рецензирование. Составление справки, формально-логической модели, сравнительных хаpaктеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.
Особенности справочно-библиографических изданий. Правила работы со справочно-библиографическими изданиями.
Особенности информации из средства массовой информации. Правила работы с материалом, полученным из газет и журналов.
Правила работы в библиотеке. Поиск литературы при помощи обычных и электронных каталогов.
Правила работы в архиве. Особенности архивной информации.
Виды документов. Особенности работы с документами.
Возможности Интернет для поиска информации. Ключевые слова как средство поиска информации в Интернете. Поиск информации по теме исследования. Универсальные поисковые системы и каталоги Интернет-ресурсов.
Литературный обзор. Цель составления литературного обзора. Правила подготовки литературного обзора. Направления исследований. Критическая оценка прочитанного.
Тема III. Методы исследования.
Общенаучные и специальные методы исторического исследования. Ценность общенаучных методов исследования. Логические и исторические методы. Важность логических методов для раскрытия движения объекта во времени. Использование индуктивно-аналитического метода при восхождении от конкретного к абстpaктному. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Описание и измерение. Статистические и динамические методы исследования. Роль и место общенаучных методов в изучении исторической реальности.
Социально-психологический подход в исторической науке. Необходимость исследования психологических мотиваций исторического процесса. Попытки создания психологической концепции личности в истории: историческая психология. Основные направления психоисторических исследований: исследование массовых процессов, психобиографии, история детства. Социально-психологический метод. Источники психоисторических исследований.
Основные методы социологии при сборе первичных данных. Прямые и непрямые методы. Вторичный анализ информации.
Опрос – как метод сбора первичной вербальной информации. Сущность социологического опроса. Разновидности опроса. Отличительные черты социологического опроса.
Виды интервью. Правила проведения интервью. Особенности информации, полученной при помощи интервью. Эффект интервьюера.
Виды и методы анкетирования. Структура анкеты. Виды вопросов. Паспортичка анкеты. Логический контроль анкеты.
Виды наблюдений. Специфика наблюдения как метода сбора первичной информации. Правила проведения наблюдений и их роль в исследовании.
Виды и формы эксперимента. Правила проведения экспериментов и их роль в исследовании.
Суть контент-анализа. Правила и этапы проведения контент-анализа.
Тема IV. Заключение.
Результаты работы. Правила оформления результатов работы. Совпадение результатов и целей исследования.
Выводы исследования. Правила оформления выводов исследования.
Тема V. Оформление исследовательской работы.
Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.
Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения. Правила оформления библиографических ссылок.
Стиль изложения материала. Виды стилей.
Раздел II. Защита исследований.
Тема I. Устное выступление.
“Золотые правила” ораторского искусства. Речевое построение, компетентность, последовательность.
Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.
Психологический аспект готовности к выступлению. Правила подготовки к выступлению. Подготовка к ответам на вопросы и замечаниям.
Тема II. Средства представления исследования.
Цель представления исследования. Способы представления исследований: иллюстрации, схемы, графики, макеты, презентации.
Правила оформления презентации.
Тема III. Тезисы.
Структура тезисов. Особенности содержания тезисов.
Цель, правила написания тезисов.
Повторение и обобщение по теме: Технология исследования.
Значение исследовательской деятельности в современной жизни. Научная актуальность. Познавательное значение опыта современности для углубленного понимания прошлого и настоящего.
Сложности в проведении исследовательской деятельности. Современность – системообразующий элемент в развитии науки. Сложности в изучении современной общества. Проблемы, с которыми столкнулись учащиеся при проведении исследовательской работы.
Деловая игра “Научно-пpaктическая конференция”. Участие в научно-пpaктической конференции школьников. Анализ выступления учащихся. Рефлексия.
Учебный план
№ |
Тема |
Кол-во час. |
|
Теорет. |
Пpaкт. |
||
1 |
Введение |
1 |
|
2 |
Раздел I. Структура исторического исследования. |
33 |
19 |
3 |
Раздел II. Представление результатов научно-исследовательской работы. |
7 |
5 |
4 |
Повторение и обобщение по теме: Технология исследования. |
1 |
2 |
Итого: |
42 |
26 |
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Кол-во час. |
||
Теорет. |
Пpaкт. |
|||
Введение. |
1 |
|
||
1 |
Цели, задачи и содержание программы обучения. |
1 |
||
Раздел I. Структура исторического исследования. |
33 |
19 |
||
2 |
Введение. |
1 |
||
3 |
Основная часть. |
1 |
||
4 |
Заключение. |
1 |
||
Тема I. Работа над введением. |
8 |
7 |
||
5 |
Формулировка проблемы исследования. |
1 |
1 |
|
6 |
Актуальность темы. |
1 |
1 |
|
7 |
Определение объекта исследования. |
1 |
1 |
|
8 |
Предмет исследования. |
1 |
1 |
|
9 |
Цель исследования. |
1 |
1 |
|
10 |
Задачи исследования. |
1 |
1 |
|
11 |
Гипотеза исследования. |
1 |
1 |
|
12 |
Новизна исследования. |
1 |
||
Тема II. Сбор материала. |
9 |
5 |
||
13 |
Анализ основных понятий. |
1 |
||
14 |
Приемы самостоятельной работы с печатными источниками. |
1 |
1 |
|
15 |
Справочно-библиографические издания. |
1 |
||
16 |
Средства массовой информации. |
1 |
||
17 |
Правила работы в библиотеке. |
1 |
1 |
|
18 |
Правила работы в архиве. |
1 |
||
19 |
Работа с документами. |
1 |
1 |
|
20 |
Интернет-источники. |
1 |
1 |
|
21 |
Составление литературного обзора темы исследования. |
1 |
1 |
|
Тема III. Методы исследования. |
9 |
3 |
||
22 |
Виды методов исследования. |
1 |
||
29 |
Специально-исторические методы. |
1 |
||
30 |
Социально-психологический подход в исторической науке. |
1 |
||
31 |
Основные методы социологии. |
1 |
||
32 |
Социологический опрос. |
1 |
1 |
|
33 |
Интервью. |
1 |
1 |
|
34 |
Анкетирование. |
1 |
1 |
|
35 |
Наблюдения. |
1 |
||
36 |
Эксперимент. |
1 |
|
|
Тема IV. Заключение. |
1 |
2 |
||
37 |
Результаты работы. |
1 |
1 |
|
38 |
Выводы исследования. |
1 |
||
Тема V. Оформление исследовательской работы. |
3 |
2 |
||
39 |
Структура содержания исследовательской работы. |
1 |
||
40 |
Требования к оформлению работы. |
1 |
1 |
|
41 |
Стиль изложения материала. |
1 |
1 |
|
Раздел II. Представление результатов научно-исследовательской работы. |
7 |
5 |
||
Тема I. Устное выступление. |
3 |
2 |
||
42 |
Правила ораторского искусства. |
1 |
1 |
|
43 |
Культура выступления и ведения дискуссии. |
1 |
1 |
|
44 |
Психологический аспект готовности к выступлению. |
1 |
||
Тема II. Средства представления исследования. |
2 |
2 |
||
45 |
Способы представления исследований. |
1 |
1 |
|
46 |
Правила оформления презентаций. |
1 |
1 |
|
Тема III. Тезисы. |
2 |
1 |
||
47 |
Структура тезисов. |
1 |
||
48 |
Оформление тезисов. |
1 |
1 |
|
Повторение и обобщение по теме: Технология исследования. |
1 |
2 |
||
49 |
Значение исследований в современной жизни. |
1 |
||
50 |
Сложности в проведении исследовательской деятельности. |
1 |
||
51 |
Деловая игра “Научно-пpaктическая конференция”. |
1 |
Список литературы:
- Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1
- Алексеева Л.Н., Копылов Г.Г., Марача В.Г. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей. // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4
- Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся. // Завуч для администрации школ. 2005. № 6
- Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. 2006. № 3
- Блинова Т.В. “Школа исследователей” как форма подготовки старшеклассников к научно-исследовательской деятельности. // Исследовательская работа школьников. 2003. № 1
- Голанцева Т.П. Организация мини-экспедиций. // Исследовательская работа школьников. 2004. № 1
- Горюнова Т.А. Исследование – путь к творческой личности школьника. // Исследовательская работа школьников. 2005. № 4
- Калачихина О.Д. Распространенные ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ. // Исследовательская работа школьников. 2004. № 2
- Кожевникова О.Л., Сластникова М.В. Организация исследовательской деятельности учащихся в лицее.// Исследовательская работа школьников. 2003. № 3
- Кравченко А.И. Социология. М.: ПБОЮЛ ГРИГОРЯН А.Ф., 2003
- Левина О.Г. Семинар “Организация научно-исследовательской деятельности школьников” // Учебный год. 2007. № 1
- Левина О.Г. Организация научно-исследовательской деятельности. Ярославль, Провинциальный колледж, 2003
- Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. 2006. № 4
- Лощакова О.В. Из опыта работы Российской научной конференции школьников “открытие”: как подготовиться к участию в конференции?// Учебный год. 2007. № 1
- Марасанова В.М. Типичные недочеты научных работ школьников по отечественной истории и способы их преодоления. // Учебный год. 2007. № 1
- Обухов А.С. Исследовательская позиция личности. // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1
- Пентин А.Ю. Учебные исследования и проекты – понятия близкие, но не тождественные. // Директор школы. 2006. № 2
- Пискунова М.В. Психологические сопровождение исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1
- Подьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности. // Исследовательская работа школьников. 2005. № 4
- Положение об исследовательской работе учащихся. // Вестник ДАНЮИ. 2008. № 1
- Слободчиков В.И. Понятие исследовательской работы школьников в психологии образования. // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1
- Спиридонова Е.В., Сухов Н.С., Фролов И.В. Археологический эксперимент в научно-исследовательской деятельности школьников. // Учебный год. 2007. № 1
- Страхова Н.В. Некоторые проблемы работы в рамках семинара “История” программы “Открытие” // Учебный год. 2007. № 1
- Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., Владос, 2004
- Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ. // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4
- Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения обществознанию. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. № 4
- Тяглова Е.В. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1
- Тяглова Е.В. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1
- Худин А.Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении. // Завуч для администрации школ.2006. № 6
- Черемных Г.В. Художественное оформление результатов исследовательской работы. // Исследовательская работа школьников. 2005. № 4
- Шеленкова Н.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе. // Завуч для администрации школ. 2005. № 5
Разработка представляет собой урок-игру с различными типами заданий на знания фактического материала, умения учащимися сопоставлять, анализировать, давать оценку историческим событиям, проявлять находчивость, смекалку; формируется умение работать в комaнде, анализировать допущенные ошибки. ...
18 03 2024 8:39:26
Урок призван закрепить теоретические знания учащихся по семейному праву, развивать и формировать познавательный интерес к разным областям жизни человеческого общества, научить ориентироваться в семейном законодательстве. Урок воспитывает потребность осознанно пользоваться принципами семейного права, научиться принимать самостоятельные решения по пpaктическим правовым ситуациям. ...
17 03 2024 2:42:54
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
16 03 2024 1:56:45
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
15 03 2024 8:37:53
Как же добиться, чтобы обычный школьный урок был не только интересным, но запоминающимся? Один раз в учебном году в нашей школе устраиваются большие открытые мероприятия как подведение итога по отдельным разделам истории. Как правило, это конкурсы или викторины. Особенно яркими и запоминающимися получаются мероприятия, которые придумываются совместно с учителями литературы, МХК, иностранных языков, материальной технологии и родителями....
14 03 2024 10:43:41
Программа курса «Основы жизненного самоопределения» для 5-го класса. В основу программы легли некоторые обществоведческие курсы, существующие в образовательной среде. Цель курса — формирование социальной компетентности. Данный курс можно использовать не только в рамках изучения предмета, но и во внеклассной работе....
13 03 2024 15:19:19
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
12 03 2024 20:34:38
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...
11 03 2024 3:11:28
Повторительно-обобщающий урок-игру можно провести как в основной, так и в полной школе на базовом уровне. Учащиеся учатся работать в комaнде, применять знания и оценивать их....
10 03 2024 9:35:52
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
09 03 2024 19:14:34
На уроке рассматривается городская жизнь в Европе Средних веков, причины возникновения городов, их влияние на развитие цивилизации. ...
08 03 2024 22:40:12
Цели урока: расширить знания учащихся о малой родине, знакомя их с замечательными малоизвестными фактами; развивать навыки исследовательской работы; развивать умения учащихся работать в группе; развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий; развивать умения работать с учебной и внешкольной информацией; формировать основы гражданской идентичности; воспитывать интерес и любовь к малой родине – Смоленщине....
07 03 2024 22:49:52
Урок посвящён прекрасным и могущественным богам Древней Греции. Урок способствует формированию образного представления о божественном пантеоне Древней Греции. В ходе урока ребята используют карту самоконтроля, в карте ученики будут отмечать каждый этап урока, в котором они примут участие....
06 03 2024 14:46:25
В ходе урока учащиеся на примере фрагментов текстов известных русских писателей и философов знакомятся с понятием и структурой «национального менталитета», с факторами, определяющими особенности национального менталитета, определяют их роль в формировании национального хаpaктера. Также школьники отpaбатывают умение анализировать стихотворения....
05 03 2024 20:43:59
Изучение основ православия дает возможность приобщиться к истокам культуры нашего народа, помогает себя осознать человеком, знающим свою историю. Для России в ее историко-культурном развитии проблема духовности всегда имела особый смысл, определяемый своеобразием становления ее государственности и формирования....
04 03 2024 20:49:51
Урок разработан с целью изучения понятий, основ Конституции РФ, прав и свобод человека. На уроке предполагается решение следующих задач: определение, что такое Конституция, основная цель создания Конституции, ее задачи в правовом государстве....
03 03 2024 13:56:20
Литература и история обладают широким интеграционным потенциалом. При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести бинарный урок следует cпроектировать: содержание межпредметных понятий, способы учебной деятельности учащихся, выбрать интегративные формы обучения....
02 03 2024 9:27:53
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с аграрной реформой П.А. Столыпина, подводит к пониманию причин, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране....
01 03 2024 22:17:26
Урок представлен в игровой форме, что соответствует возрасту учащихся. Использование компьютерной презентации позволяет сделать его интересным, красочным, дает возможность включать вопросы, основанные на иллюстрациях, видеофрагментах, анимированных схемах, исторических источниках. В ходе занятия ученики осмысливают значение петровских преобразований, выявляют положительные и отрицательные стороны изучаемого периода. ...
29 02 2024 22:18:45
В конспекте урока представлены основные хаpaктеристики и элементы процесса глобализации, которые раскрываются с помощью информационных технологий, графических приемов организации материала, интеpaктивных методов обучения, стратегии ЗУХ (знал, узнал, хочу узнать)....
28 02 2024 14:59:17
На уроке изучаются изменения в духовной сфере жизни общества в конце XIX – начале ХХ в....
27 02 2024 4:24:59
Презентация расширяет знания учащихся, развивает умение анализировать, обобщать, делать выводы. ТСО повышают познавательный интерес к изучаемому материалу, что несомненно, сказывается на его усвоении....
26 02 2024 3:36:30
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
25 02 2024 18:29:34
Цель: познакомить студентов с событиями связанными с битвой под Москвой; показать героизм и патриотизм нашего народа....
24 02 2024 15:25:50
Урок формирует умение анализировать. Автор развивает навыки работы в группе. Систематизируются и контролируются знания учащихся. Урок проходит в три гeйма. С помощью жеребьевки комaнда выбирает вопрос, на который будет отвечать, разрешается обсуждение вопроса в течение двадцати секунд. Вопросы комaндам задаются по очереди. Если комaнда ответила неправильно, то отвечает другая комaнда, которая раньше поднимет руку....
23 02 2024 20:30:13
Урок посвящен изучению нового материала по теме "Крещение Руси. Владимир Святославович". Развивается критическое мышление. После вступительного слова учителя проводится пpaктическая работа с историческими текстами о крещении Руси. Для контроля используется игра "Веришь – не веришь"....
22 02 2024 1:45:17
Урок на примере доблести и мужества армии воспитывает чувство любви и гордости за свою Родину; направлен на развитие навыков работы с источниками, документами, исторической картой, умений обобщить и систематизировать материал, активно воспринимать информацию. Работа содержит документы и выполнена в виде презентации Microsoft PowerPoint....
21 02 2024 12:17:58
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...
20 02 2024 11:19:22
Урок разработан на основе блочно-модульной технологии. Является логическим продолжением темы "Свержение самодержавия" — рассматривается вопрос о политической ситуации в стране после Февральской революции 1917 г. Модульный урок включает в себя следующие учебные элементы: мотивационную беседу, входной контроль, работу с новым материалом, завершающий контроль и рефлексию. ...
19 02 2024 12:21:14
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
18 02 2024 8:34:24
В современной школе аспектный анализ урока является актуальным для учителя-методиста. Уметь обосновать выбор формы урока, использование методических приёмов, увидеть себя со стороны, выделить сильные стороны урока, усмотреть недостатки - это едва ли не самые важные задачи, стоящие перед педагогом-исследователем. ...
17 02 2024 8:19:35
Выбранная форма занятия - интегрированное (бинарное) - как нельзя лучше способствует всесторонней подготовке студентов в плане формирования общекультурных компетенций и их совершенствования. Кроме того, данная интеграция между литературой и историей направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между выбранными дисциплинами....
16 02 2024 23:41:12
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
15 02 2024 6:58:16
Методическая разработка направлена на содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию студентов, формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, к государственным праздникам России....
14 02 2024 3:56:45
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
13 02 2024 15:11:10
Работа посвящена проведению урока, на котором учащиеся подводят итоги изучения Великой Отечественной войны. Причем особое место отведено тому, какой вклад в Победу внесла малая родина учащихся (г. Новокузнецк). ...
12 02 2024 7:52:40
Тема «Дом, в котором мы живем» изучается в курсе обществознания в 6-м классе по А.Ф. Никитину. Некоторые элементы урока могут быть использованы при проведении классных часов. В работе раскрывается история возникновения жилища, значение жилища для человека. Разработка урока содержит презентацию, представлены пpaктические задания для обобщения и закрепления материала....
11 02 2024 8:13:42
Представленный урок основан на методе исследовательского сравнения, который позволяет развивать у учащихся способность осмысливать сущность общественных явлений и событий посредством отработки умений и навыков сравнительного анализа; способствует самореализации личности учащегося, развитию базовых навыков гражданского участия, аналитического и критического мышления. В ходе урока используются разнообразные методики сравнения. Урок можно использовать как целиком, так и фрагментами в зависимости от поставленных целей и подготовки учащихся. ...
10 02 2024 18:54:36
Сценарий интеpaктивного урока по истории средних веков для учащихся 6-го класса. Учебное занятие проводится в форме увлекательного путешествия по средневековому городу, во время которого "жители" знакомятся с деятельностью цеховых организаций. Методической основой урока является технология критического мышления....
09 02 2024 0:32:42
Использование технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию. Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков....
08 02 2024 11:48:48
При изложении нового материала организуется беседа с целью воспитания неприятия жестокости и насилия. Активизации деятельности учащихся способствует обращение к личностным хаpaктеристикам главных участников революции, анализ документов, работа с картой, заполнение таблицы на основе текста учебника. Цель урока – охаpaктеризовать заключительный этап Великой французской революции, определить её историческое значение....
07 02 2024 14:11:19
В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. На этом уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю и которым были посвящены многие замечательные произведения русской литературы. Дохтуров, Милорадович, Раевский, братья Тучковы, Багратион, Кудашев и Кутайсов - эти имена теперь вошли в легенды о доблести и мужестве, беспримерном героизме. Их имена вдохновляли М.Лермонтова, М.Цветаеву и Л.Толстого. Величайший гуманист Толстой в романе "Война и мир" выражает дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, уничтожая её детей: и русских, и французов. О славе и доблести героев нашей армии говорят сегодня величайшие памятники: Триумфальная арка, Музей-панорама "Бородинская битва". Мультимедийный проект "Герои 1812 года". ...
06 02 2024 11:18:32
Преподавание спецкурса "Мы - славяне" ведется в школе с 2000 года. Курс способствует формированию у обучающихся чувства национального самосознания через изучение мифологии, фольклора, быта наших предков - древних славян. Предложенный урок относится к изучению раздела "Жилище" и содержит элементы поисковой краеведческой деятельности. Занятие имеет большое значение для понимания того, что жилище является воплощением мифологического мировоззрения наших предков. В процессе преподавания осуществляется межпредметное взаимодействие уроков истории, литературы, изобразительного искусства, с науками: филологией, этимологией и фольклором и этнографией. ...
05 02 2024 5:36:25
Замысел урока позволяет реализовать требования к современному уроку. Содержание предоставляет возможность для постановки и решения проблемного задания. В начале урока поставлен проблемный вопрос и обучаемые с помощью учителя пытаются найти ответ. На занятии используются межпредметные связи (география, литература, обществознание), элементы ролевой игры и лабораторной работы с историческими документами....
04 02 2024 6:26:49
В статье рассказывается о сталинской дороге cмepти....
03 02 2024 15:54:22
Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей декабристов, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
01 02 2024 10:41:58
На уроке рассматриваются способы интегрированного изучения смежных предметов как форма использования межпредметных связей для расширения и углубления знаний учащихся, формирования целостной картины мира. У ребят развиваются знания о демократическом политическом режиме на примере российского парламентаризма – одного из важнейших признаков и механизмов демократии....
31 01 2024 17:23:33
Интегрированный урок построен в форме интеpaктивного обучения. На основе изучения исторических источников в виде документов, учащиеся в группах заполняют общую таблицу по данной теме, защищают свои работы, делают выводы. Урок способствует получению обществоведческих знаний по теме «Демократия», связан с подготовкой к экзамену в форме ЕГЭ....
30 01 2024 22:31:50
Данный урок "Права человека" представляет собой пpaктикум, в ходе которого учащиеся не только знакомятся с основными правами, зафиксированными в документе, его структурой, а также проводят анализ зафиксированных прав, определяют значение данного документа для всех людей. Кроме того, главное заключается в том, чтобы не только познакомить учащихся и выучить статьи международных документов, а учить учащихся жить со знанием и осознанием своих прав и свобод. И помнить, что у другого человека, такие же права....
29 01 2024 0:58:26
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::