Психологический климат в семье
Цели:
- Актуализация у подростков темы межличностных отношений в семье.
- Формирование представлений о позитивном стиле семейного взаимодействия.
- Формирование навыков исследовательской, проектной и групповой работы.
Опережающее задание:
- Подготовка и презентация проектов «Стиль взаимоотношения в семье»:
1 группа – авторитарный;
2 группа – демократический;
3 группа – попустительский. - Беседа с социальным педагогом. Обработка статистических данных по семейному положению учащихся моу сош №15.
- Анкетирование «Права родителей», 4 группа – обработка результатов.
- Предварительный просмотр материалов диска «Истинная и ложная любовь». Авторская студия «Преображение» Лекции о любви и нравственности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Методы и приемы работы: самостоятельная проектная и исследовательская деятельность учащихся дома. Групповая форма работы на уроке.
Ход урока
Тема урока. (Презентация 1, слайд 1)
Методы работы: учащиеся работают группами, которые сформировались в ходе исследовательской и проектной деятельности.
По ходу урока каждая группа заполняет лицевой и рабочий лист. Приложение.
Проблемные вопросы:
- В чем состоят особенности современной семьи?
- Для чего нам сегодня нужна семья?
- Какие факторы влияют на формирование позитивного психологического климата в семье?
I. Семья – основная ячейка общества, это тот кирпичик, из множества которых и состоит наше общество. Семья занимает особое место в жизни каждого человека.
- Какие пути образования семьи вам известны?
- Какие особенности наиболее хаpaктерны для семьи?
Все начинается с семьи. Здесь закладываются основы нравственности, здесь мы приобретаем опыт поведения в обществе, здесь закладывается хаpaктер человека, его привычки, мировоззрение. Наша жизнь не всегда стабильна и спокойна, иногда в нее вторгаются отчаяние, трудности. Любые испытания становятся легче, если человека поддерживают близкие и родные ему люди.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падения, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем.
Институт семьи сегодня переживает не лучшие времена. Очень много семей, которые в обществе принято называть нeблагополучными. Семьи распадаются. (Представление результатов статистического исследования по школе и городу.)
(Презентация 1 Слайд 2-5 )
2008 год был провозглашен годом семьи.
Это один из способов привлечь внимание общественности к ее проблемам.
Люди живут семьями тысячи лет. За это время сложились определенные особенности, традиции.
Давайте решим наш первый проблемный вопрос: В чем состоят особенности современной семьи? Какие изменения произошли в ней за последние десятки лет?
(Презентация 1, слайд 6-9)
Особенности традиционной семьи | Особенности современной семьи |
Большая семья 10-12 человек | Малочисленность (1-2 ребенка) |
Три поколения, передача опыта, наследства – уважение старших. | Нуклеарная семья. Потребность в свободе и самостоятельности молодых семей. С родственниками едва знакомы. Слова золовка, деверь, шурин устарели. |
Заключение бpaка по социальному, национальному, религиозному признаку. | Смешанные бpaки. |
Глава семейства – мужчина. | Равноправие мужчины и женщины в бpaке. |
Бpaк, оформлен церковью. Бpaк – заключался перед Богом, а значит навсегда. Расторжение бpaка затруднено или невозможно | Заключение бpaка оформляется государственными чиновниками. Свобода заключения и расторжении бpaка. |
II. Вторая проблема, которую мы должны решить: Зачем нам сегодня нужна семья.
Давайте вспомним о традиционныех функциях семьи: (Презентация 1, слайд 10).
- Забота о самых незащищенных. «Для чего мы живем, если не пытаемся облегчит жизнь друг другу?» Джордж Элиот – англ. писательница.
- Воспроизводство населения. «Семья начинается с детей» А.И. Герцен русский писатель.
- Воспитание, передача опыта, ценностей.
- Хозяйственная функция. Ведение общего хозяйства, распределение обязанностей, взаимопомощь – всегда облегчало выживание. Семья это труд.
- Поддержание психологического комфорта для каждого члeна семьи.
Подумайте:
- Какая функция самая древняя?
- Какие функции утрачиваются?
- Какая появилась сравнительно недавно?
Вывод:
- За последнее столетие традиции семьи претерпели очень серьезные изменения.
- Изменения произошли и в функциональном предназначении семьи. Утрачивается хозяйственная функция, на первое место все более выходит функция поддержания позитивного психологического климата.
III. Давайте рассмотрим факторы, которые влияют на психологический климат семье.
1. Говоря о семейном счастье, мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами, отношения, основанные на взаимной любви.
Все люди хотят быть счастливыми. Желание любви наисильнейшее в человеке. Только любовь может принести наивысшее счастье.
Любовь придает окончательный смысл жизни человека. Но оказывается любовь бывает истинная и ложная. Оба сильные чувства. Способные дать и самую великую радость и принести великие разрушения, вызвать зависть, ревность, отчуждение, одиночество, самоубийство.
Как отличить одну от другой? Дома вы должны были подумать над этим вопросом.
Любовь – одна из главных составляющих семейного счастья. Об этом песня в исполнении Анны Герман.
Звучит песня «Покроется небо…» (Презентация 1, слайд 11 )
Таким образом, для поддержания теплого, приятного климата в семье любовь имеет первостепенное значение. Об этом мысли мудрых: (Презентация 1, слайд 12)
2. Но не последнюю роль играет и стиль семейных взаимоотношений.
Дома вы подготовили проекты. Наша задача – внимательно послушать представленные
проекты, сформулировать особенности каждого стиля взаимоотношений.
Представление проектов о стилях семейных взаимотношений:
- Авторитарный (Презентация 2);
- Демократический (Презентация 3);
- Попустительский (Презентация 4).
Какой стиль вы выберите как наиболее приемлимый для вас? Почему?
3. Еще одно понятие, без которого не может состояться семья – это семейный долг.
Кто кому должен, когда речь идет о семейном долге?
- Родители должны заботиться о детях, создавать условия для их развития – это долг перед обществом.
- Дети тоже должны заботиться о своих родителях и не только в старости.
Поговорим о правах родителей в семье.
Вашим родителям был представлен список из 10 прав. Этот список составили американские психологи супруги Байярд. Родители должны отметить списка самые важные для них права.
- Право побыть одному.
- Право на личное время.
- Право на уважительное отношение.
- Право на тишину и спокойствие.
- Право чувствовать, что каждый в семье несет свою ношу, а не содержать кого- то на иждивении.
- Право закрыть свой дом и знать, что после этого никто не войдет в него.
- Право быть свободным от стpaxa насилия.
- Право иметь свои собственные отношения с супругой, друзьями.
- Право чувствовать безопасность в отношении своего имущества. Право на отношения, напоминающие улицу с двухсторонним, а не односторонним движением.
Беседа:
Ребята обработали результаты анкеты и что оказалось? (Презентация 1, слайд 13)
Вывод: Имущественные права родители поставили на последнее место, а вот право на уважительные, партнерские отношения в семье для них очень важны.
Как вы думаете, права родителей ущемляют права детей-подростков?
Сформулируйте свои права.
Они отличаются от прав родителей?
Как вы понимаете слова о двухстороннем движении?
Заключительная беседа:
- Какими качествами должна обладать семья, чтобы можно было говорить о психологическом комфорте?
- От кого зависит психологический климат в семье?
- Какие качества необходимы, чтобы семья состоялась?
Вывод: Психологический климат в семье зависит от каждого из нас.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н. Толстой
(Презентация 1, слайд14)
Завершение работы по заполнению рабочих листов и лицевых счетов.
Подведение итогов урока.
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
18 03 2024 10:12:14
Цель путешествия - узнать и рассказать о жизни племени вятичей, проживавших на территории города Подольска (Московская область)....
17 03 2024 0:22:48
Цели урока: обобщить и систематизировать знания об этапах философии, формировать навыки самостоятельно делать выводы, анализировать и проецировать знания о проблемах «того» времени на современность; выделить узловые положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов, событий; провести проверку и учет знаний, навыков и умений по изучаемым темам, разделам, всему изученному разделу....
16 03 2024 23:34:43
Урок изучение нового материала в игровой форме формирует представление учащихся о культуре греков, воспитании сильных и мужественных защитников родины в связи с увлечением Олимпийскими играми, которые сближали свободное население Греции. Форма обучения – групповая....
15 03 2024 18:36:27
Мероприятие отражает подвиг декабристов в литературе, кино, живописи; связь декабристов с А.С. Пушкиным; тема декабристов в творчестве Н.А. Некрасова. Нравственное воспитание на примере лучших людей эпохи начала XIX века. Эстетическое воспитание....
14 03 2024 18:33:46
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
13 03 2024 10:15:53
Урок учит анализировать материал, аргументировать свою точку зрения, развивает умение выслушивать иную точку зрения, четко излагать свои мысли. Урок разработан с применением технических средств обучения: мультимедийного проектора, программы PowerPoint, с использованием пpaктических заданий....
12 03 2024 10:22:29
Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....
11 03 2024 19:28:45
Урок проводится в рамках семинара методического объединения учителей общественных дисциплин г. Прохладный КБР по теме «Проведение интегрированных уроков общественных дисциплин в целях оптимизации учебного процесса» и нацелен на увеличение объема (в связи с тем, что сведения в учебниках по истории Кабардино-Балкарии и географии Кабардино-Балкарии охватывают период до 2002 г.) и закрепление знаний об одной из ведущих отраслей экономики КБР – сельском хозяйстве....
10 03 2024 4:41:46
Данная работа адресована учителям истории и учащимся старших классов. Данный материал может быть использован при подготовке к урокам, для индивидуальной и групповой работы, а также для подготовки к олимпиадам. Материал включает в себя различные типы заданий, что помогает учащимся развивать умения и навыки при работе с историческим материалом....
09 03 2024 2:30:31
Урок-викторина предназначен для учащихся 10-х классов и может быть использован на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного материала на уроке или в форме внеклассного мероприятия (игра, турнир знатоков и т.д.), при проведении недели истории в школе. Особенностью данного урока является то, что предлагаемые учащимся задания под силу не только хорошо подготовленным учащимся, но и так называемым слабым. Дух соревнования способствует развитию чувства товарищества, формирует умение работать в комaнде, принимать ответственные решения....
08 03 2024 16:56:27
Под информационно-коммуникативным сопровождением понимается владение навыками поиска и систематизации информации, ее электронной обработки, умение публично презентовать результаты своей работы. В статье идет речь об этих формах работы на уроках истории и во внеурочное время....
07 03 2024 16:58:16
Цель программы: овладение учащимися основами знаний и представлениями об историческом пути России, других стран, социальном, духовном опыте. Освоение выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации....
06 03 2024 20:55:13
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
05 03 2024 0:38:40
Проблемы глобализации и глобальных проблем рассматриваются на различных ступенях образования в курсах истории, обществознания, географии, биологии, следовательно, занятие может носить интегративный (межпредметный) хаpaктер. Интерес к данным вопросам обусловлен тем, что взросление человека предполагает осознание им своих, более широких связей с миром, с его общим культурным, экономическим, образовательным достоянием. Обращение к вопросам глобализации на ступени основного общего образования позволит заложить основы понимания основных фактов, процессов и явлений, хаpaктеризующих целостность и системность отечественной и всемирной истории, которые содержат требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы на базовом и профильном уровнях....
04 03 2024 21:59:32
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
03 03 2024 18:28:20
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
02 03 2024 14:31:57
Цель: формировать духовное и физическое здоровье человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России. ...
01 03 2024 19:33:32
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью декабристов после восстания 14 декабря 1825 года, показать роль декабристов в общественной жизни Сибири, в освоении и изучении Сибирского края....
29 02 2024 15:54:38
Один из способов развития одаренности детей – урок-турнир. Турниры – это не только состязания духа, силы и интеллекта, но и увлекательное романтическое приключение, погружение в исторические или фантастические реалии той или иной культуры. На таких уроках дети имеют возможность раскрыть свои способности, таланты, проявить самостоятельность и создать что-то свое. Такие занятия требуют тщательной подготовки, продумывания заданий с учетом возможностей учащихся....
28 02 2024 23:53:24
Урок подводит учащихся к пониманию причин победы красных в Гражданской войне. Учащиеся усваивают понятия "военный коммунизм", продразверстка", "красный террор"....
27 02 2024 13:50:15
Занятие с целью ознакомления с основными направлениями внутренней политики Александра I в период 1815‒1825 годов, выяснение причин отказа от дальнейших реформ....
26 02 2024 9:26:57
Цель урока - дать представление о процессе индустриализации в Советской России на примере строительства КМК; обеспечить усвоение причин, целей, источников, особенностей индустриализации; познакомить с достопримечательностями Центрального района г. Новокузнецка; формировать умение работать с картой города изучаемого периода; воспитывать интерес к истории родного города. ...
25 02 2024 21:33:54
Задачи урока: обобщение, повторение пройденного материала; осмыслить важнейшие закономерности причинно-следственных связей в истории стран Древнего Востока; развивать умения по пpaктическому использованию полученных знаний, усвоению информации по текстам учебных пособий и дополнительной литературе; учиться сопоставлять факты и делать выводы....
24 02 2024 14:20:30
Класс делится на две группы, каждая из которых получает отрывки из источников и текста учебника, что позволяет учащимся сопоставлять текст учебника и источника, развивает навыки работы с ними. Исследовательская работа активизирует познавательную деятельность учащихся и благотворно влияет на изучение дальнейшего материала. При данном способе проведения урока деятельность учителя сводится к корректировке деятельности учащихся. ...
23 02 2024 13:41:52
Мероприятие направлено на воспитание патриотических чувств у детей, любви к своему Отечеству, любви к малой родине и её истории, уважительного и бережного отношения к старшим....
22 02 2024 10:39:27
Данный урок предназначен для 6-го класса, который изучает Историю Древнего мира. Он познакомит учащихся с тем, как происходило объединение Китая, с кем китайцы вели завоевательные войны. Ученикам предстоит выяснить, для чего была построена Великая Китайская стена и как она выглядела....
21 02 2024 17:36:16
Внеклассное мероприятие позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности на примерах подвига мужественных, самоотверженных, молодых ребят, горячо любящих свою Родину, показавших образцы верности воинскому долгу, отдавших свою жизнь ради жизни других воспитываются идеалы служения Отечеству....
20 02 2024 18:24:31
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
19 02 2024 0:42:32
В статье представлен сценарий урока по истории. Дети изучают историческую закономерность падения крепостного права в России....
18 02 2024 5:36:28
Исследовательская работа в группах позволила учащимся 10-го класса выявить молодежные неформальные организации в городе, встретиться с их лидерами и участниками, узнать причины их появления, определить собственную позицию по отношению к существующей молодежной субкультуре не только в России, но и собственном городе....
17 02 2024 3:47:27
Урок завершает тему «Гражданская война», закрепляет знания школьников, они проявляют умения, необходимые для успешной деятельности. Работа в группах учит сотрудничать, принимать совместные решения, развивает лидерские качества, отpaбатывает навыки работы в комaнде. Учащиеся знакомятся с историческими источниками, программами различных партий, анализируют их. Каждый ученик имеет возможность проявить себя....
16 02 2024 11:57:42
Урок с использованием мультимедиа-технологий позволяет учащимся приобщиться к культурным ценностям страны: не только совершить экскурсию по залам Третьяковской галереи, но и попробовать себя в роли искусствоведов, погрузиться в мир театра XIX века....
15 02 2024 20:51:47
Данная разработка урока представляет интерес для учителей начальных классов, работающих по учебникам: Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьёв, М.Т. Студеникин. "Рассказы по родной истории"; Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова. "Наша Родина в прошлом". Беседы по истории России для 3-го класса. ...
14 02 2024 14:11:17
Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего звена, в чем заключается ее универсальность. В свете нынешнего развития общества, когда утеряны идеалы, когда молодые люди мало чем интересуются, а много пьют, используют наркотические средства, эта программа способствует гармоничному развитию молодых людей, физически развитых, интеллектуально грамотных. Программу с удовольствием поддерживают родители, а дети с удовольствием ее осуществляют....
13 02 2024 22:32:49
Урок состоит из познавательной игры, который проводится по семи ступеням. Игра пробуждает интерес к изучению истории с привлечением дополнительной литературы. Задача игры - повторить и закрепить знания учащихся по курсам истории Татарстана. ...
12 02 2024 9:17:41
Урок приглашает к исследованию проблемы, которую учащиеся решают самостоятельно, опираясь на знания. Это дает возможность понять, как в недрах прошлого вызревают ростки новой культуры, что позволяет представить развитие мировой культуры как единый и целостный процесс....
11 02 2024 19:28:48
Урок способствует формированию и развитию нравственных, патриотических качеств личности школьника. Он помогает донести до сознания учащихся мысль о том, что нет «малых войн», каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации. ...
10 02 2024 7:42:14
Владение ИКТ, грамотное их применение на уроках - непременное условие успешной работы современного учителя. А социальный заказ на воспитание творческой, активной личности заставляет отказаться от традиционной системы передачи знаний "учитель - ученик", активно использовать современные образовательные технологии для развития критического мышления. Урок "Мечты Третьего рейха: блицкриг" построен с использованием ИКТ и приемов технологии креативного мышления. ...
09 02 2024 13:11:50
Урок "Поиск клада" по теме «Великие географические открытия» с применением игровых технологий. Тип урока – повторительно-обобщающий. С целью закрепить конкретное представление об эпохе Великих географических открытий; систематизировать и обобщить знания учащихся по этой теме....
08 02 2024 16:56:26
Факультативное занятие, помогающее учащимся раскрыть причины реформ Никона, развивающее умение анализировать и оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекая их из исторических источников....
07 02 2024 23:47:57
Урок разработан для 7-го класса по учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной "История России" и направлен на создание условий для рассмотрения и определения значения Русско-турецких войн второй половины XVIII века в судьбе России....
06 02 2024 17:17:58
Урок составления проекта программы по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Ученики класса работают в 3-х группах. Им дано было опережающее задание: подумать, почему совершаются правонарушения. Дети провели опрос среди старшеклассников, родителей, записали ответы в виде тезисов. Выяснив причины правонарушений, ученики составляют проект программы по профилактике правонарушений....
05 02 2024 21:20:28
Музыкально-литературная композиция посвящена творчеству поэтов-фронтовиков, многие из которых не вернулись с полей Великой Отечественной войны. Цель урока – раскрыть глубину, многогранность, своеобразие произведений поэтов разных поколений и разных национальностей, посвящённых теме Великой Отечественной войны. У учащихся на жизненном примере и произведениях поэтов воспитываются лучшие нравственные качества: порядочность, благородство, беззаветная преданность Родине, чувство долга....
04 02 2024 16:47:24
Целями данного занятия являются: расширить и закрепить знания учащихся об одном из самых величайших сражений в истории России; развивать навыки учащихся работы с картой, документами, умения выделять главное; воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвига российского народа....
03 02 2024 20:44:56
Открытый урок с целью проверить знания по теме: "Революционная ситуация в 1905 году и изменения в политической системе Российской империи»; закрепить знания с помощью посещения музея «Политссыльные Романовки». Учащиеся должны узнать, какие революционные политссыльные проживали на территории Якутии....
02 02 2024 14:13:39
Урок помогает осознать включенность в общую работу, развить личную рефлексию, установить активную субъектную позицию в учебной и иной деятельности. Формирует навыки общения и взаимодействия, ценностно-ориентационное единство группы, повышается познавательная активность....
01 02 2024 4:46:59
Изучение нового материала сопровождается показом презентации. В течение части урока ребята, используя различные источники информации и выполняя задания в группе, проpaбатывают блок урока. Затем группа должна выступить по изученному вопросу. К концу урока появляется общая картина рабовладения в Риме во II-I вв. до н.э....
31 01 2024 16:39:11
Занятие предназначено для учащихся 5-х классов. Целью является повторение и обобщение знаний по теме «Десятичные дроби», воспитание уважительного отношения к истории своей страны. На занятии развивается устная речи, творческие способности и интеллектуальный уровень учащихся....
30 01 2024 13:32:20
Автор показывает учащимся масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа в блокадном Ленинграде. Воспитывает историческую грамотность и чувство патриотизма у подрастающего поколения. Формирует чувство сопричастности происходившим событиям в годы войны....
29 01 2024 5:44:46
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::