Интегрированный урок истории с математикой "Как царь Алексей Михайлович с математикой подружился"

Цели урока:
- Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Россия при Алексее Михайловиче», пополнив его новыми знаниями.
- Активизировать познавательную деятельность обучающихся через поиск необходимой информации в справочниках, энциклопедиях, Интернете.
Тип урока: повторительно-обобщающий, интегрированный с математикой.
Учебное оборудование: портреты деятелей эпохи, настенная карта, атласы, исторические картины с событиями XVII в. компьютер с мультимедийной установкой, экран.
Опережающее задание: приготовить интересные материалы по эпохе, не изучаемые на уроках.
Ход урока
Учебный блок I. Введение в историческую эпоху.
Учитель задает вопросы и одновременно на основе ответов на доске составляет схему.
– Мы в каком времени?
– Кто правит Россией?
– Какие события произошли в этот период в истории России (Обучающиеся участвуют в историческом аукционе)
Результатом этой работы становится схема (примерная, главное записать в нее все события, предложенные детьми, даже если они ошибочные, сами же обучающиеся затем делают работу над ошибками в схеме)
Учитель: Итак, мы с вами в эпохе царя Алексея Михайловича, и здесь нам придется решать сегодня удивительную задачу, в которой дано: Алексей Михайлович и время его правления. Требуется доказать, что Алексей Михайлович, занимаясь государственными делами, был вынужден постоянно опираться на знания математики. А чтобы это доказать, мы сами должны быть хорошими математиками. Ваше знание эпохи вы уже подтвердили. Попробуйте показать и свои математические способности.
Задача 1: Четырехзначное число оканчивается цифрой 5. Если эту цифру переставить на первое месть, то число увеличивается на 3519. Найдите данное четырехзначное число!
Учебный блок II. За рамками школьного учебника.
Учитель: Много мы узнали с вами из школьного учебника, но сколько еще интересных фактов осталось вне нашего внимания. Вам, наверно, удалось найти много интересных фактов. Ну , к примеру, что впервые появилось в России при Алексее Михайловиче.
(Данную информацию дети отыскивают самостоятельно и она может быть самой различной, главное в процессе этой работы учить еще и правильно оформлять найденный материал)
Из опыта работы: возможна следующая информация.
- Окончательно трехцветные знамена утвердились при Алексее Михайловиче. Объясняется выбор белого, синего и красного цветов тем, что издавна они присутствовали на гербе Москвы.
- При Алексее Михайловиче пустырь к востоку от Кремля начали называть Красный, т.е. Красивый. Тогда-то впервые и появилось понятие – Красная площадь.
- В 50-е г.г. XVII в. в Москве начали изготавливать изразцы для наружных стен.
- В 1672 году при Алексее Михайловиче был открыт первый театр. Он был придворным. Его организовал пастор Готфрид Грегори, набравший труппу из 50 иностранцев. После cмepти царя театр закрыли.
Учитель: А знаете, ведь ни одно из этих дел не обошлось без погружения в математику. Нужно было все обсчитать, вымерить. В общем, работы невпроворот. Да вы сами попробуйте!
Задача 2. Сосчитайте, какую часть от длины составляет ширина одного цветного полотна, если известно, что его измерения относятся 1:2.
Задача 3. Ширина одной полосы -35 см. Найдите длину флага.
Задача 4. Средняя ширина Красной площади – 130 м. Длина ее в 5,34 раза больше ширины. Вычислите площадь Красной площади с точностью до 1 га.
Задача 5. Для украшения церкви Григория Неокесарийского изготовили на 5130 изразцов меньше, чем для Покровской церкви в селе Измайлове. За один изразец для первого храма получили 10 коп., для второго – 10,6 коп. Сколько изразцов было изготовлено для украшения каждого из этих храмов, если известно, что все изразцы для храма в Измайлове стоили на 555, 78 руб. больше, чем все изразцы для храма Григория Неокесарийского.
Учебный блок III. Портретная галерея.
Учитель: Что есть история без людей!? Великих деятелей культуры и полководцев, реформаторов и реакционеров, злодеев и гениев. Каждая историческая эпоха дарила нам новые имена. Не исключением является и время Алексея Михайловича. Приглашаем вас в нашу портретную галерею. Но, предупреждаем, что человек, который ее составлял не очень хорошо знает историю и поэтому в портретной галерее эпохи «заблyдились» деятели других исторических времен. Попробуйте убрать лишние портреты.
Из опыта работы: Портретная галерея создается самими ребятами. На листах формата А4 учащиеся приносят 3 портрета на их взгляд самых выдающихся людей эпохи, которые они отыскивают в Интернете. Делается это заранее, так как другая группа ребят затем оформляет эти портреты (чаще всего мы их ламинируем) и размещает на специальных планшетах. Учитель накануне урока добавляет к уже готовой галерее портреты других исторических деятелей, не соответствующих времени Алексея Михайловича. Работа нередко выполняется в рамках проектной технологии.
Учитель: Ну а теперь, когда в галерее остались только люди эпохи Алексея Михайловича проведите по ней экскурсию.
Из опыта работы: Как правило, об исторических деятелях ведут разговор не только те, кто готовил портреты. С целью обучения учащихся ведению аргументированной дискуссии, ребятам дается задание аргументировано доказать уместность присутствия того или иного портрета в исторической галерее. Для этого, они должны показать значимость деятельности исторического лица в своей эпохе.
Учитель: Вы знаете, оказывается и историки ошибаются. Перед вами лежит текст, в котором вы наверняка найдете много имен-ошибок, которые сделал рассеянный историк.
Текст с ошибками:
Новый царь Алексей Михайлович из династии Рюриковичей начал свое правление в 1645 году. Он был от природы добродушен и впоследствии получил прозвище «Тишайший», имевшее второе значение «Светлейший». Сразу после восшествия на престол он доверился другу своего отца боярину Чистому, который был когда-то его воспитателем. Незадолго до своего восемнадцатилетия Алексей высказал намерение жениться. По старинному обычаю в Москву со всей страны были свезены двести юных дeвyшек, из которых были выбраны шесть. Из них Алексей выбрал Марию Милославскую, которая во время представления царю упала в обморок.
За время правления Алексея Михайловича было проведено много интересных и важных мероприятий. Так в 1649 году было принято Соборное Уложение. Работу по его составлению провела специальная комиссия под руководством Одоевского. Не менее значимым событием была реформа Никона, которая вызвала глубокое беспокойство среди населения. Упopным противником Никона выступил протопоп Арсений.
Учитель: А теперь посчитайте, какой % неправильных имен составляет от общего количества имен, данных в тексте.
Учебный блок IV. Поговорим о датах.
Учитель: Как вы думаете, чем история похожа на математику?
Из опыта работы: Учащиеся, как правило, говорят о важности цифр в истории – дат, и в математике
Учитель: Сегодня у нас есть возможность соединить цифры исторические с математическими, то есть решить задачу, в ответе которой будет одна из дат эпохи, о которой мы сейчас ведем речь.
Задача 6: Сумма двух чисел 3321, а их разность 31. Найдите эти числа.
Учитель: Оказывается, не только цифрами похожа история на математику. Существуют еще и исторические уравнения, решите их.
1648 + Москва = ?
1654 + ? = Воссоединение с Украиной
? + Никон = церковная реформа
1668 – 1676 + восстание =?
Учитель: А теперь попробуйте решить математическое уравнение тех времен, исходя из того, как тогда цифры писались: Х – SИ =ЗB
Из опыта работы: Для решения этой задачи на доску вывешивается таблица «Обозначение чисел буквами кирилловской азбуки, употрeбляющиеся в России с X по XVIII в.в.»
Учебный блок V. Экскурсия по Москве эпохи Алексея Михайловича.
Из опыта работы: Экскурсию ведут учащиеся, которые нашли интересную информацию о Москве того времени.
Экскурсовод 1: Итак, мы с вами в Москве времен Алексея Михайловича. Совсем недавно здесь появилась Красная площадь. Теперь здесь вовсю гудит ярмарка, чего тут только не продают. Полно здесь «всякого запасу к домашнему обиходу или хлебного всякого жита и всякого обилия хмелю и масла и мясного, и рыбного, и свежего, и просолу».
Цены на съестные припасы разные: четверть ржаной муки – 30 коп., пуд коровьего масла – 60 коп. Рыба свежая и соленая продавалась возами, бочками, иногда штуками. Стоила по 37 коп. пуд, Воз семги – 10 руб. 25 алтын. Одна голова сахара обходилась покупателю в 4 гривны, 1 лимон – 1,5 коп. Шуба из овчины – 30-40 коп. Бархатная шуба, подбитая соболем – 70 руб.
Деньги все носят в кожаных кошельках, которые привязываются к поясу. Небольшие суммы завязываются в платок и носятся за пазухой. Простой московский люд деньги прячет за щеку, при этом может торговать и говорить.
Задача 7: Посмотрите на таблицу денежного счета в России при Алексее Михайловиче и представьте себе, что вы посетили ярмарку тех времен. Выразите все, что вы купили в полушках.
Экскурсовод 2: При Алексее Михайловиче стрельцы, охранявшие Кремль, несли сторожевую службу у проездных ворот крепости и внутри нее – у Дворца, Денежного двора, где чеканили деньги, и Казенного двора (близ Благовещенского собора), где хранилась казна.
Стрелецкое войско имело лучшую выучку, чем служилое ополчение, так как было постоянным. Но оно не было профессиональным, занимавшимся только военным делом, и потому уступало в подготовке армиям западных государств. При Алексее Михайловиче стали создавать полки из россиян, но организованных и обученных по образцу западных, - полки иноземного строя. Их число в годы царствования Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича неуклонно росло и к 1681 г. достигло 63.
Задача 8: В 1681 г. из 164 тыс. ратников российской армии 89 тыс. служили в полках иноземного строя. Вычислите, какой процент составляла численность войск иноземного строя от численности всей армии России (с точностью до 1%).
Экскурсовод 3: В 1661 0 1662 г.г. часы на Спасской башне Спасские куранты увидел австрийский посол Августин Мейерберг, которому они так понравились, что он поручил своему художнику зарисовать их. В то время сутки делили не на две равные части, как мы сейчас с 1 ч. До 12 ч. И с 12 ч. До 1 ч, а дневное и ночное время, и на часах они были неравными. Так как самый продолжительный день в году длился 17 часов, то циферблат древних часов имел 17 часовых делений.
В июне день начинался в 3 часа утра резким ударом, означавшим, что ночные часы закончились. В 4 часа они били 1 раз, в 5 – 2 раза и т.д.
В 7 вечера звучало 16 ударов, а в 8 – резкий удар прекращал отчет дневных часов. На башню поднимался часовщик, который вручную перемещал циферблат курантов, и они начинали отсчет времени с одного часа.
Галовеевские часы были большие и массивные. Их циферблат массой 400 кг был собран из тяжелых дубовых досок и окрашен гoлyбой краской, под цвет неба. На нем были золотом нарисованы солнце и месяц и укреплены светлые жестяные звезды. Эти часы служили москвичам весь XVII век.
Задача 9: Галовеевские часы имели циферблат диаметром 5,16 м., составляет 43/51 от диаметра циферблата нынешних часов на Спасской башне. Вычислите диаметр циферблата курантов на Спасской башне.
Экскурсовод 4: В начале XVII в. по приказу Бориса Годунова отлили очень большой колокол, который назвали Царь-колокол. Это был прадед Царь-колокола.
В царствование Алексея Михайловича во время пожара колокол упал и разбился. В 1654 г. из его осколков решили отлить новый, еще больший колокол.
За один год литеец Пушечного двора Данила Данилов с сыном Емельяном отлили в Кремле на Ивановской площади второй гигантский колокол, как бы дедушку нынешнего Царь-колокола.
Отлитый Данилой Даниловым колокол просуществовал всего год и треснул от сильного удара языка по нему. Но Данила умер в 1654 г. от чумы и новый колокол поручили отлить Александру Григорьеву. На поверхности этого колокола были изображения царя Алексея Михайловича, царицы, патриарха Никона и херувимов.
Задача 10: Первый Царь – колокол имел массу 36 т., что составляет 0,28125 от массы нового Царь-колокола, отлитого в 1654 г. Вычислите массу второго Царь-колокола.
Задача 11: Чтобы заговорил первый Царь-колокол, его язык должны были раскачивать 24 человека, что составляет 0,24 от числа звонарей, необходимых, чтобы благовестил колокол, отлитый Александром Григорьевым. Сколько звонарей раскачивало 4-тонный язык колокола, отлитого в 1655 году
Учитель: Ну что же, сумели мы с вами доказать, что, действительно, во времена Алексея Михайловича математика была необходимой наукой. Не зря ее называют царицей наук.
Учебный блок VI. Послесловие.
Учитель: Ну а теперь последние подсчеты. Давайте подсчитаем, что мы знали по времени Алексея Михайловича и что узнали сегодня.
Из опыта работы: На доске, чтобы это было наглядно, составляется карту знакомого и незнакомого материала, услышанного на уроке. Накладываем эти сведения на историческую карту «Россия в XVII в.», одновременно помещая их по местам исторических событий эпохи Алексея Михайловича (которые называются детьми)
Задача 12: Подсчитайте, какой % новых знаний мы получили сегодня на уроке.
Учебный блок VII. Подведение итогов.
Из опыта работы: В начале урока мы предупреждаем ребят о том, что в течение всего урока будет вестись «Карта успешности». За компьютером сидит человек (приглашаем кого-либо из родителей или коллег), который постоянно вносит эти данные по разным номинациям и выводит их на большой экран, чтобы каждый обучающийся мог активизировать свою работу в процессе урока и улучшить свой показатель на «Карте успешности». Номинации предлагаются следующие: «Быстрая рука», «Правильная рука», «Всезнайка», «Историк урока», «Математик урока». Нужно подготовить как можно больше номинаций, чтобы большее количество детей прочувствовали свою успешность. Это мотивирует на дальнейшую активную работу на уроках
И в целом повышает образовательный интерес.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
07 03 2021 18:57:51
В ходе урока учащиеся повторяют и закрепляют новую тему....
06 03 2021 12:56:30
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
05 03 2021 6:48:30
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
04 03 2021 17:41:31
Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения....
03 03 2021 10:28:58
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
02 03 2021 15:14:58

Периодически оказываются в финансово-экономическом кризисе государства планеты, политики мучительно ищут пути выхода из него. Современная ситуация в России и мире остро ставит вопросы об усилении роли государства в экономике и социальной сфере, о реформах, которые должны проводиться в интересах большинства населения. Видимо, сегодня подтверждается предпочтительность «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта, выводившего страну из кризиса не сокращением социальных программ для «забытого человека», а за счет принципов социального, демократического государства....
01 03 2021 21:41:14
Здоровье детей можно рассматривать как педагогическую категорию. Создание условий здоровьесбережения детей на уроке позволит оптимизировать процесс формирования ключевых компетенций учащихся. Целью работы является достижение качественного образовательного результата (формирования ключевых компетенций учащихся) через обеспечение условий сохранения здоровья детей.
...
28 02 2021 17:42:16
В ходе урока учащиеся сравнительно сопоставляют основные тенденции экономического развития России первой половины XIX века; выделяют своеобразие экономического развития России; участвуют в дискуссиях по актуальным историческим проблемам....
27 02 2021 0:32:55
Цель урока: познакомить учащихся с кардинальными изменениями, которые произошли в эпоху Петра I, формировать умение работать самостоятельно, с источником, делать выводы....
26 02 2021 11:23:44
Урок был дан в рамках преподавания "Истории Отечества" в 11-м классе. Особенностью урока является то, что наряду с важнейшими итогами Великой Отечественной войны, которые даны в учебнике, ученики использовали дополнительный материал (книжный, мультимедийный, воспоминания близких родственников). Исследуя итоги войны, ученики поднимают вопросы, которые являются спopными в изучении этого периода истории нашей страны. Урок способствует патриотическому воспитанию выпускников....
25 02 2021 1:54:58
На уроке происходит отработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории....
24 02 2021 19:52:12
Урок обществознания построен в виде пpaктической работы с подобранными учителем Интернет-ресурсами. Учит самостоятельно отбирать теоретический материал по проблеме, развивает умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и Интернет-ресурсами....
23 02 2021 4:30:33
Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....
22 02 2021 18:31:54
Цель урока: сформирование представления о народных движениях XVII века, развитие мыслительных навыков и познавательных умений, воспитание интереса к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому....
21 02 2021 16:57:59
Данный урок может проводиться для учащихся 9–11-x классов, а также как внеклассное мероприятие по немецкому языку. Урок проводится в форме музыкального путешествия, для этого необходимо создать творческую атмосферу урока: зажжённые свечи, музыкальные инструменты, возможно, костюмы, платья или элементы одежды XVII–XIX вв....
20 02 2021 16:52:45
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
19 02 2021 23:10:54
Цель игры: воспитание патриотизма, повышение интереса и истории Вооруженных сил, развитее интеллектуальных способностей....
18 02 2021 2:31:24
Цель занятия - формирование устойчивого интереса к истории России, в частности истории Московской битвы 1941–1942 гг. Данное мероприятие было проведено для учащихся 7–11-х классов. Для зрителей была разработана система вопросов, которая включала их знания о музеях Москвы, о памятниках и памятных местах столицы, о героях битвы, о названиях объектов города и Северного округа, связанных с Московской битвой....
17 02 2021 2:19:10

урок обществознания составлен в соответствии с программой курсов обществознания, автор А.И. Кравченко. Расширяет, обобщает и систематизирует знания учащихся об отраслях права, значении трудового права в жизни человека, формирует понимание необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов человека и способа самореализации....
16 02 2021 15:24:14
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся научатся видеть проблему, искать пути ее решения, извлекать информацию из разных источников; усовершенствуют навыки работы в группе....
15 02 2021 7:39:38
Заключительный урок в системе уроков «Права и свободы человека и гражданина». С помощью игры легко не только проверить знания обучающихся по разделу, но и активизировать их познавательную деятельность. Важно, что на уроке отpaбатываются навыки анализа документа, делаются выводы и обобщения. Урок, систематизируя знания учащихся, формирует активную жизненную позицию....
14 02 2021 11:25:42

На уроке нам предстоит узнать, как развивалась культура России в конце ХХ - начале XXI вв., какие проблемы существовали и существуют в культурном развитии страны. Попытаемся предложить пути решения этих проблем....
13 02 2021 0:33:51
Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах.
...
12 02 2021 14:20:18
Понятие "свобода" является одним из центральных понятий в курсе "Обществознание". Его сложность и многогранность, связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Составной частью урока является ролевая игра "Мини-дебаты: Свободное общество-какое оно?"....
11 02 2021 0:45:32
В статье речь пойдёт об игре Блеф. Это познавательная игра, в ходе которой можно получить дополнительные знания, выходящие за рамки школьной программы. Блеф потому, что вопросы построены по типу: верите ли вы, что? И не зная точного ответа на вопрос, можно к нему прийти в ходе рассуждения....
10 02 2021 17:18:47
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
09 02 2021 4:16:26
Целью урока является знакомство учащихся с путем прихода к власти в России династии Романовых....
08 02 2021 3:21:44
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
07 02 2021 18:36:51
Проводить повторительно-обобщающие уроки очень важно. Именно на таких уроках учитель может обратить дополнительное внимание на наиболее важные аспекты изучаемой темы, отработать необходимые навыки самостоятельной деятельности учащихся, использовать игровые моменты. Игра как вид деятельности помогает школьнику, особенно 5–6-х классов, лучше усвоить пройденный материал....
06 02 2021 21:11:56
На совместном уроке отслеживается "лестница идей", на основе которых появились новые двигатели. Техника – это не только показатель научно-технического прогресса, это и показатель тех общественных отношений, при которых она используется. Каковы же были научные предпосылки появления тепловых двигателей?
...
05 02 2021 19:14:42
Предлагаемая программа предусматривает подробное и последовательное изучение истории развития культуры Москвы с древнейших времён до наших дней. В каждом периоде выделены такие темы, как развитие архитектуры, науки и искусства, быта, нравов москвичей. Большое внимание уделяется людям, так много сделавшим для развития культуры Москвы, для сохранения её исторических, архитектурных, мемориальных памятников....
04 02 2021 19:43:16
В канун 450-летия г. Астpaxaни мы испытываем чувство гордости за наш город, причастности к великому народу и к великой стране, России. Проведению урока предшествовала большая предварительная работа по ознакомлению истории Астpaxaнского кремля, по ознакомлению с текстами на эту тему на английском языке, а также выполнению ряда заданий для последующих самостоятельных устных высказываний....
03 02 2021 21:54:43
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника.
...
02 02 2021 7:26:58
Урок истории в 6-м классе обобщает и закрепляет знания учащихся по теме "Киевская Русь", дает оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси, а также
пополняет знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления.
...
01 02 2021 5:16:38
В современных условиях развитие продуктивных технологий в сфере образования становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Широкое распространение получают активные методы обучения. Интеpaктивные методы представляют собой систему правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение....
31 01 2021 15:14:28
Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С.В. Колпакова, Н.А. Селунской "История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с члeнами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма.
...
30 01 2021 1:37:27
Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....
29 01 2021 12:52:23
В данной программе вынесена проблематика, связанная с этнической историей и культурой народов Северного Кавказа; проводится углубленное изучение и знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами разных народностей, изучение их исторических корней. Программа курса предполагает лекционные занятия и пpaктическую деятельность....
28 01 2021 19:55:28
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
27 01 2021 8:28:55
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
26 01 2021 19:55:26
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
25 01 2021 10:17:36
Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами....
24 01 2021 9:45:31
Использование преданий на уроках истории позволяет учащимся лучше узнать наше историческое прошлое, а учителю – сделать свои уроки интересными и запоминающимися....
23 01 2021 10:32:15
Урок учит анализировать материал, аргументировать свою точку зрения, развивает умение выслушивать иную точку зрения, четко излагать свои мысли. Урок разработан с применением технических средств обучения: мультимедийного проектора, программы PowerPoint, с использованием пpaктических заданий....
22 01 2021 22:40:18
Проблемы глобализации и глобальных проблем рассматриваются на различных ступенях образования в курсах истории, обществознания, географии, биологии, следовательно, занятие может носить интегративный (межпредметный) хаpaктер. Интерес к данным вопросам обусловлен тем, что взросление человека предполагает осознание им своих, более широких связей с миром, с его общим культурным, экономическим, образовательным достоянием. Обращение к вопросам глобализации на ступени основного общего образования позволит заложить основы понимания основных фактов, процессов и явлений, хаpaктеризующих целостность и системность отечественной и всемирной истории, которые содержат требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы на базовом и профильном уровнях....
21 01 2021 13:30:28
Цель занятия: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа....
20 01 2021 21:37:30
Урок является заключительным в 11-м классе в цикле занятий, посвященных сталинскому времени. Он позволяет в нетрадиционной форме проверить знания детей по теме, повторить и закрепить материал, развивать умения работать в группе и индивидуально, устно и письменно, сравнивать и сопоставлять, выбирать главное, прививать интерес к изучению предмета.
...
19 01 2021 21:19:53
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
18 01 2021 15:50:12
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
17 01 2021 9:13:50
Данный урок разработан в рамках сети повторительно-обобщающих уроков по истории России, интегрированных с разными предметными областями. Обязательным компонентом таких уроков является не просто обобщение пройденного материала, а развитие познавательных компетентностей обучающихся....
16 01 2021 7:51:15
Факультативное занятие по истории Отечества и краеведению "Колымская трагедия" нацелено на формирование у подростков патриотического сознания, социальной активности и гражданской позиции; воспитание гуманного отношения к людям, пострадавшим от репрессий; развитие доброжелательности, чувства справедливости, гордости за своих соотечественников, земляков, за их мужество; воспитание ответственности за свои поступки. Использована театрализованная технология, слайд-шоу, обширная выставка литературы и экспозиции по темам "Ссылка и каторга России", "Шаги репрессий в СССР", "Бутовский полигон", "Зырянгал"....
15 01 2021 10:18:21

Цель мероприятия: воспитать патриотизм, гордость за свою родину и преклонение перед подвигом; глубокое уважение к ветеранам; научить свято помнить мужество, самоотверженность и героизм за тех, кто пал на полях боя....
14 01 2021 9:49:27
Данная разработка урока представляет интерес для учителей начальных классов, работающих по учебникам: Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьёв, М.Т. Студеникин. "Рассказы по родной истории"; Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова. "Наша Родина в прошлом". Беседы по истории России для 3-го класса.
...
13 01 2021 2:16:51
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
12 01 2021 8:40:30
Исследовательский метод обучения предполагает самостоятельный поиск, работу с документами, схемами, артефактами, информационными ресурсами, раскрытие познавательного процесса с помощью доказательств. Методическое пособие служит инструкцией для правильного оформления научной работы исходя из современных требований и включает содержание введения, оформление работы, сносок, ссылок, литературы, образец титульного листа....
11 01 2021 2:16:14
Для раскрытия данной темы учитель использовал работу в парах, проблемный вопрос, предварительное индивидуальное задание. Мотивация учебной деятельности ведется на всех этапах урока. Работоспособность учащихся обеспечивается за счет частой смены деятельности, проблемного вопроса, заинтересованности в начале урока....
10 01 2021 20:45:30
Цель урока: закрепление и обобщение знаний об истории и культуре арабов. Учитель стремится привить уважение и интерес к арабо-мусульманской цивилизации, закрепить умения и навыки работы с дополнительной литературой и картой. Учитель воспитывает чувство сопричастности к истокам современной мировой цивилизации, и желание объяснить современные события на Востоке старинными цивилизационными особенностями....
09 01 2021 2:18:50
Урок в 5-м классе проводится в форме игры-турнира по знанию истории, религии и культуры древневосточных цивилизаций Египта и Азии.
Урок построен на повторении и закреплении у учащихся знаний исторических фактов и имен, их сопоставлении и обобщении; позволяет развивать умение работы с исторической картой и источниками, дает возможность учащимся проявить находчивость и юмор.
...
08 01 2021 7:50:14
Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...
07 01 2021 14:16:19
Статья посвящена такой форме урока как интернет-урок. Использование возможностей образовательных ресурсов Интернет как на уроке, так и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс обучения интеpaктивным, ярким и запоминающимся. Приведен пример урока по обществознанию "Человек - часть природы"....
06 01 2021 10:27:22
Урок истории в 8-м классе с использованием мультимедийных технологий и произведений литературы, живописи и кино....
05 01 2021 20:35:22
При изложении нового материала организуется беседа с целью воспитания неприятия жестокости и насилия. Активизации деятельности учащихся способствует обращение к личностным хаpaктеристикам главных участников революции, анализ документов, работа с картой, заполнение таблицы на основе текста учебника. Цель урока – охаpaктеризовать заключительный этап Великой французской революции, определить её историческое значение....
04 01 2021 1:32:12
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
03 01 2021 17:49:43
Память - это мост, который соединяет прошлое и будущее. Ведь мы последнее поколение, которое может пообщаться с живущими сейчас ветеранами. Мы не имеем права упускать этот шанс.
...
02 01 2021 18:23:45
Цели и задачи урока: охаpaктеризовать социально-политическое положение Аравии в VI–VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата....
01 01 2021 4:16:41
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
31 12 2020 21:46:54
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
30 12 2020 0:39:17
Комбинированный урок истории древнего мира в 5-м классе по учебнику Ф.А. Михайловский «История древнего мира», Москва, «Русское слово». Цель урока: продолжить работу по понятию «культура»; охаpaктеризовать особенности воспитания граждан в различных полисах древней Греции; показать вклад греческих ученых в развитие наук; создать представление об истории создания Олимпийских игр в древней Греции....
29 12 2020 21:56:27
Урок завершает изучение основ государственного права и посвящен проблеме выборов, как одного из наиболее доступных способов гражданского участия в жизни государства. На уроке учащиеся знакомятся с различными сторонами предвыборной кампании: дебаты, агитация, деятельность СМИ и избирательных комиссий, изготовление предвыборных агитационных листков и приобретают пpaктические навыки участия в процедуре голосования. Занятие способствует развитию творческих способностей, формирует у детей целостное представление об ответственности каждого за свой выбор, о влиянии выборов на судьбу своего государства.
...
28 12 2020 10:25:58
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
27 12 2020 19:31:26
Статья рассказывает о недолгом пребывании русского композитора М.П.Мусоргского в Тульской губернии. Летом 1868 г. в Шилове он проводит музыкальный эксперимент – пишет оперу на текст комедии Н.В.Гоголя «Женитьба». Изучает тульский фольклор, речь крестьян, создает на их основе музыкальные хаpaктеристики героев своей оперы. Но опера так и останется незаконченной, уступив место замыслу композитора создать оперу «Борис Годунов»....
26 12 2020 12:50:42
На уроке учащиеся знакомятся с культурой, обычаями и традициями древних индейцев. Они совершают увлекательное путешествие на индейский летний фестиваль....
25 12 2020 3:54:37
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
24 12 2020 10:59:53
В процессе изучения темы ребята узнают про основные направления внутренней политики царского правительства на Кавказе, причинах, последствиях и ходе войны. Учебное занятие формирует у учащихся навыки самостоятельной работы по тексту учебника и карте, развивая способности не получать готовую информацию от учителя, а трудом своих усилий выстраивать свою работу по определенному плану....
23 12 2020 11:28:39
Цель внеклассного мероприятия: формирование избирательной грамотности в знакомстве с программными положениями политических партий, баллотирующихся на выборы в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации VI-го созыва....
22 12 2020 5:30:43
Аналитическая статья с целью раскрыть основные тенденции развития семьи, демографической ситуации в РФ и на Южном Урале....
21 12 2020 8:40:19
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
20 12 2020 23:38:13
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
19 12 2020 3:48:44
Урок призван закрепить теоретические знания учащихся по семейному праву, развивать и формировать познавательный интерес к разным областям жизни человеческого общества, научить ориентироваться в семейном законодательстве. Урок воспитывает потребность осознанно пользоваться принципами семейного права, научиться принимать самостоятельные решения по пpaктическим правовым ситуациям.
...
18 12 2020 3:57:27
Цель методической разработки состоит в определении основной хаpaктеристики семьи и семейных отношений, определить сущность семьи, назвать и охаpaктеризовать ее функции....
17 12 2020 14:16:29
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления.
...
16 12 2020 5:47:48
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
15 12 2020 21:38:46
Статья содержит описание особенностей лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам с целью помочь преподавателю, работающему со взрослыми обучающимися, осмыслить феномен обучения взрослого человека в контексте непрерывного образования, изучить и апробировать наряду с традиционными и инновационные формы подачи лекционного материала, которые используются в современной пpaктике обучения взрослых....
14 12 2020 22:16:26
Урок проведен по учебнику А.А. Вигасина с использованием дополнительной литературы. Работа организуется так, чтобы учащиеся не только извлекали историческую информацию из учебника, но и находили ее в других источниках. Материал урока позволяет детям анализировать события прошлого и настоящего.
...
13 12 2020 11:12:20
В данной статье дается обоснование подхода к преподаванию истории в школе. Раскрыты способы активизации познавательной деятельности учащихся, отражена роль школьного историко-краеведческого музея в историческом образовании и формировании гражданина и патриота своей Родины.
...
12 12 2020 5:41:37
Выпускной экзамен по истории за курс основной школы может проводиться в разных формах, в том числе - в виде письменной экзаменационной работы. Согласно спецификации экзаменационной работы для проведения ГИА выпускников IX классов ОУ 2009 года (в новой форме) по истории России назначением экзаменационной работы является - оценить уровень общеобразовательной подготовки по истории России выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации.
...
11 12 2020 11:35:48
Проверяются знания учеников по вопросам избирательного права и знание истории демократии в нашей стране....
10 12 2020 11:29:51
Цели урока: изучение политического режима в СССР в 60–80-х гг.; формирование умения работать с историческими источниками, сравнивать политические режимы, давать собственную оценку исторических событий; формирование интереса к истории своей Родины....
09 12 2020 22:29:20
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
08 12 2020 12:49:52
Урок из курса "Древний мир" в 5-м классе, раздел "Древний Рим". Цель урока: изучить процесс завоевания Римом Западного Средиземноморья.
...
07 12 2020 4:15:29
Использование на уроке "Технологии развития критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП) позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, расширять их кругозор, побуждает детей критически мыслить, что в свою очередь способствует развитию их любознательности, умению ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов, позволяет проводить рефлексию на разных этапах урока, совершенствует умение самостоятельно формулировать выводы....
06 12 2020 21:57:41
Урок истории проводится в форме путешествия по средневековому городу, нас сопровождают выдающиеся достижения Венецианской республики. На уроке используется интеpaктивная доска, презентация, заполняется карта-схема. Во время занятия отpaбатываются навыки работы с картой, контурной картой, схемой, понятиями....
05 12 2020 22:35:38
Данная разработка может использоваться как на уроках обществознания в рамках изучения темы "Мораль" в 5-м классе, так и как классный час в 4-6-х классах.
...
04 12 2020 15:41:10
Статья посвящена рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем – проблеме внедрения в школьную образовательную пpaктику метода проектов с использованием информационных технологий. Автор делится опытом создания различных проектов на уроках истории и мировой художественной культуры, приводит примеры проектной деятельности учащихся 5–9-х классов. Статья имеет пpaктико-ориентированную направленность и содержит передовой педагогический опыт....
03 12 2020 6:36:31
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями.
...
02 12 2020 16:50:36
Представленный урок — пятый урок в теме "Древняя Греция". На уроке формируется представление о причинах потери земли и свободы земледельцами Аттики, продолжается работа по формированию общеучебных умений: наблюдения, слушания, обобщения, умения работать с исторической картой, развивается и поддерживается интерес к предмету....
01 12 2020 20:20:15
Предложенный урок можно применять как в 9-м, так и в 11-м классе. Цель урока – в игровой форме изучить новую тему, на основании предложенных ученикам документов выяснить необходимые изменения в сельском хозяйстве....
30 11 2020 16:58:55
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
29 11 2020 2:17:50
Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений об истории и культуре Древней Ассирии и об изменениях в деятельности людей, связанных с освоением железа....
28 11 2020 0:45:36
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::