Внешняя политика СССР в начальный период "холодной войны". Создание системы союзов
Источник:
|

Тема: Внешняя политика СССР в начальный период « холодной войны». Создание системы союзов.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: выяснить и усвоить понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики.
Задачи:
Образовательная: сформировать у учащихся конкретные представления о понятии «холодная война», ее причинах и последствиях; об образовавшихся в процессе противостояния военно-политических союзах.
Развивающая: развивать умения систематизировать исторический материал, устанавливать причинно- следственные связи, отpaбатывать навыки работы с текстом учебника, историческим источником, грамотной монологичной речи, формировать логичность мышления, развивать навыки коллективной деятельности, формировать способности высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Воспитательная: воспитание целостной картины мира, формирование интереса к прошлому своей страны, воспитание культуры общения.
Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы работы на уроке: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, словесный, наглядный.
Оборудование урока: настенная карта «Мир после Второй мировой войны»; карточки с заданиями для учащихся;
учебники: Загладин Н.В. История ОтечестваXX века. М., 2004; Алексашкина Л.Н. Новейшая история XX - начала XXI в. М., 2005;энциклопедический словарь, экран, мультимедийный проектор.
Ход урока |
Теоретическое обоснование деятельности учителя |
Теоретическое обоснование деятельности ученика |
I. Оргмомент |
||
Приветствие класса, проверка отсутствующих на уроке, готовности к уроку. |
Настраивает класс на работу. |
Приветствуют учителя, отвечают на его вопросы, настраиваются на paбату на уроке. |
II. Проверка домашнего задания |
||
1. Фронтальная беседа по ранее пройденному материалу Какая тема, очень важная в истории XX века, не может не оставить след в сердце каждого человека? (Великая Отечественная война.) Назовите даты войны? (22.061941-9.05.1945) Какие страны были союзницами СССР по антигитлеровской коалиции? (США, Великобритания.) Почему война 1941-1945гг. называется Великой Отечественной? Какую роль сыграл Сов. Союз в освобождении стран Восточной Европы? |
Фронтальная беседа. Позволяет активизировать внимание учащихся и подготовиться к проверке домашнего задания. Консультирует учащихся в процессе выполнения работы. Оценка работы учащихся. Вопросы помогают активизировать ребят. |
Показывают способность отбирать и переpaбатывать материал, грамотно и логично строить свой ответ, показывают творческие способности. Слушают, отвечают на вопросы. |
2. Компьютерная презентация Проводится в форме представления группой учащихся компьютерной презентации по теме «Итоги Второй мировой войны», где отражаются основные итоги войны и мероприятия государств, направленные на сохранение мира: Нюрнбергский и Токийский процессы, создание ООН. Задание классу. Класс внимательно слушает выступления, и готовится отвечать на вопросы.
|
Показ слайда с темой урока. |
Внимательно слушают, по необходимости отвечая на вопросы учителя. |
III. Изучение нового материала |
||
Записываем тему сегодняшнего урока: «Внешняя политика СССР в начальный период «холодной войны». Создание системы союзов. 1. Фронтальная беседа по определению цели урока Что такое внешняя политика? (Политика государства, направленная на отношение с другими державами в различных жизненных вопросах: дипломатия, экономика, культура и т.д.) Если следовать определению, то каким вопросом мы будем сегодня заниматься? (Вопросами отношения СССР с другими государствами.) Исходя из темы, Выясним, что такое «холодная война», и какие союзы были созданы после второй мировой войны. |
Подводит к определению цели урока. Мобилизует учащихся, готовит их к восприятию новой темы и Дает обоснование темы. |
Записывают тему в тетрадь. Демонстрируют знание понятия и применение его к конкретной исторической ситуации. Исходя из темы ставят цели урока. |
2. Слово учителя с элементами беседы Различаются ли они по политическому и экономическому устройству? В связи с наличием различием в политическом и экономическом устройстве начинают проявляться противоречия внутри коалиции. В ходе освобождения Восточной Европы войсками Красной Армии, в освобождаемых государствах устанавливался политический режим страны-освободительницы, то есть коммунистический. Таким образом, после окончания Второй мировой войны сформировался так называемый социалистический лагерь, проводивший коммунистическую политику. В него вошли: Югославия, Румыния, Польша, Чехословакия, Болгария. (Показывает по карте.) В свою очередь, капиталистические государства: США, Великобритания, Испания, Франция и др. относились к расширению коммунистического мира резко отрицательно и пытались не допустить этого. К тому же СССР считал, что в итоге войны он превратился в сверхдержаву, которая не имеет соперников в мире. США могли стать его единственным соперником, так как в ходе войны значительно укрепили свои позиции. |
Задает вопросы. Объясняет материал, дает понятия, акцентирует внимание, побуждает учащихся к познавательной деятельности. |
Находят определение в учебнике, выясняют причину, почему СССР и США считались сверхдержавами. |
3. Работа с учебником С. 226 - прочитать определение «сверхдержава». Почему СССР и США считаются сверхдержавами? |
Дает задание. Активизирует познавательную деятельность, организует взаимодействие, развивает умения работы с картой, анализа исторических источников. Подводятся к выводу. |
Показывают на карте. Работают с учебником, читают определение. Демонстрируют умение работать в группе, систематизировать материал, работать с картой, анализировать исторические источники, делать аргументированные выводы, грамотно строить устную речь. Совместно с учителем делают вывод. Слушают учителя, читают учебник, отбирают материал. |
4. Работа с картой Используя настенную карту, ученикам необходимо показать сформировавшиеся группы стран-соперниц. |
||
5. Слово учителя Развитие ситуации вело к обострению противоречий между этими группами стран с различными политическими, экономическими системами. Появился и термин, обозначавший это противоборство, - «холодная война». Впервые его использовал осенью 1945г. известный английский писатель-фантаст Дж. Оруэлл, комментировавший международные события в британском журнале «Трибюн». Черчилль в своей речи в Фултоне 5.03.1946 года говорил о необходимости пресечь коммунистическую угрозу миру. Сделать это могут только англосаксонские государства. Именно эта речь считается отправной точкой начавшегося конфликта. |
Объясняет материал, организует взаимодействие, активизирует познавательную деятельность, развивает умение самостоятельно анализировать полученный материал. |
Внимательно слушают объяснение учителя, делают совместные выводы, систематизируют знания и записывают их в таблицу. |
6. Работа с учебником На стр.227 дано определение «холодной войны» - прочитайте его. Что такое «холодная война»? После Второй мировой войны речь идет не о новом вооруженном конфликте, а об обострении противоречий и начавшемся противостоянии между державами с разными путями политико-экономического развития США и СССР. |
Подводит к выводу. Обобщает материал. |
Устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют материал, делают выводы, грамотно строят свою речь, заносят данные в таблицу. Читают учебник, дают определение. Изучает материал, анализирует его, составляет яркий рассказ, грамотно строит речь, делает выводы. |
7. Работа с историческими источниками в группах Одни историки (советские) приписывают вину за развязывание «холодной войны» Западу, другие (западные) - СССР, третьи - обеим сторонам. Задача учеников, используя исторические источники, доказать вину того или иного государства в развязывании «холодной войны». Класс делится на 6 групп по 4 человека и получает каждая по источнику:
Каждая из групп делает вывод, исходя из анализа своего источника. Затем учащиеся обобщают данные и доказывают виновность одной из сторон в развязывании войны. Показывают по карте территории стран-участниц противостояния. Проанализировав выступления, учащиеся совместно с учителем подходят к выводу, что виновниками являются обе стороны, их стремление к мировому господству, соперничество в различных областях не способствовало ослаблению международной напряженности. Причинами начала «холодной войны» можно считать следующие:
Учащиеся подводятся к выводу: «холодная война» - это военно-политическое противостояние между капиталистическим и социалистическим лагерем. |
||
8. Объяснение нового материала, заполнение таблицы «Холодная война» оказала глубокое влияние на послевоенную мировую историю, и не только на международные отношения, но и на внутреннее развитие государств. Следующим этапом изучения материала будет выяснение тех последствий, которые принесла с собой «холодная война». Её последствия в ходе объяснения учителем, индивидуального рассказа учащегося и самостоятельной работы класса необходимо будет занести в таблицу. Мы сегодня уже говорили о том, что после Второй мировой войны мир был разделен на два больших блока. Противостояние двух блоков было закреплено созданием военно-политических и экономических организаций. США, Великобритания, Франция, Бельгия, Португалия и другие капиталистические страны 4.04.1949г. создали НАТО (Организацию Североатлантического договора; аббревиатура от английского North Atlantic Treaty Organization). А группа государств, вставших на коммунистический путь развития (это в основном страны Восточной Европы), для более тесного сотрудничества и экономической поддержки стран коммунистического блока, создала в 1949г. Совет Экономической Взаимопомощи. Капиталистические страны, в свою очередь, создали Европейское Экономическое Сообщество. Страны социалистического блока создают свою военную организацию в 1955г. - Организация Варшавского договора. Происходит окончательное формирование двухполюсного мира, где с одной стороны были США и поддержавшие их страны; а с другой - СССР с блоком коммунистических государств. Что такое военно-политический блок, прочитайте на с. 230 учебника. В первую графу таблицы, подтверждающую раскол мира на две системы, заносим данные о годах создания европейских организаций: 1949 - СЭВ, 1949 - ЕЭС. Пункт 4: 1949 г. - создание НАТО, 1955г. - создание ОВД. Теперь рассмотрим факторы, которые влияли на внутреннюю жизнь США и СССР. На территории стран-противниц шла активная идеологическая пропаганда. В СССР средствами СМИ создавался «образ врага», который желает украсть передовые советские технологии и изменить жизнь советских людей по своему образцу. Для того, чтобы «враждебные» идеи не проникли на территорию СССР, был опущен так называемый «железный занавес», из-за которого въехать и выехать из страны было пpaктически невозможно. На территории США, в свою очередь, тоже очень настороженно относились ко всему, что касалось CCCР и коммунистического лагеря в том числе. Шла «охота» за советскими шпионами и разведчиками. В таблицу для подтверждения факта влияния на внутреннюю жизнь СССР и США записываем: США - кампания «охоты за шпионами»; в СССР - «железный занавес». Этот период и процессы, происходящие в государстве, нашли отражение в творчестве современных писателей. Многие пострадали от сложившейся системы. Их преследовали, запрещали писать и говорить о наболевших проблемах советского общества. Многие из них уехали за рубеж, оттуда пытались донести правду до народа. |
Дает задание. Исходя из интересов учащихся и их способностей, дает опережающее домашнее задание. Объясняет задание, активизирует познавательную деятельность, побуждает к изучению нового материала. |
Развивают умение анализировать исторический материал, отpaбатывают навыки работы с текстом, формулируют вывод, развивают навыки высказывания и отстаивания своей точки зрения. Делают вывод. Вывод записывают в таблицу. |
9. Сообщение ученика о расколе Германии и образовании двух независимых государств Рассказывает ученик, получивший опережающее домашнее задание по учебнику Алексашкиной. После его рассказа делается вывод и в табличку заносятся данные о создании германских государств: 1949 - образование ГДР И ФРГ. |
||
10. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника Для того, чтобы найти подтверждение 5-му пункту таблицы, необходимо использовать учебник: первый вариант ищет подтверждение информации о создании военных блоков. Второй - о произошедших региональных конфликтах этого периода. От каждого варианта выступает один ученик и формулирует вывод по поставленной проблеме. Пункт 5: 1950 - 1953гг. - корейский конфликт. Таблица. Последствия «холодной войны». |
Доказывают свою точку зрения, показывают умение грамотно и последовательно излагать свои мысли, монологически высказываться. Выбирают определение «холодной войны», наиболее полно отражающее ее хаpaктерные особенности. Углубляют знания по понятию, выбирают нужный материал, анализируют, показывают умение составлять схемы. |
|
11. Постановка актуальности темы Актуальна ли сегодня проблема наличия противостояния и элементов «холодной войны»? Изучение этой темы особенно актуально сегодня, когда на политической арене мира осталась одна сверхдержава - США, стремящаяся усилить свое влияние в мире. США и НАТО пытаются распространить свое влияние на территорию бывшего СССР, строятся военные базы в непосредственной близости от границ Российской Федерации: на Украине, в Армении… |
Постановка актуальности проблемы для анализа современной международной ситуации. Побуждает к познавательной деятельности, развивает умение выявить особенности. |
|
IV. Закрепление |
||
1. КАРТОЧКА дается на каждую парту. (Приложение 1) 2. Заполнение схемы. (Приложение 2) 3. Выполнение тестов. (Приложение 3) Всем учащимся предлагается выполнить небольшой тест для проверки полученных на уроке знаний. |
Помогает сделать вывод, прийти к нужному решению. Контролирует процесс выполнения тестов. |
Решают тест и делают самопроверку работы. Мобилизуют свои знания, делают выводы, воспроизводят по памяти, систематизируют. |
V. Домашнее задание |
||
Всем - §29: История России, вопросы после параграфа. Индивидуально - «Холодная война» закончилась? Подобрать факты из СМИ, доказывающие вашу точку зрения. |
Учитывая индивидуальные особенности детей, дает дифференцированное домашнее задание |
Записывают задание в дневники. |
VI. Подведение итогов. Рефлексия |
||
1. Интересна ли тема сегодняшнего урока? |
Анализируя правильность, самостоятельность, оригинальность ответа, активную работу на уроке, выставляет оценки. Задаёт вопросы, организует взаимодействие. |
Делятся впечатлениями, показывают умение выражать чувство через слово. |
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Многие проблемы, разpaбатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию. Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры.
...
25 02 2021 20:56:52
Данный урок разработан в нетрадиционной форме (урок - деловая игра), с использованием проектной деятельности, что помогает учащимся самостоятельно, в процессе игры, принимать решения, находить выход в нестандартных ситуациях....
24 02 2021 23:49:19
Урок содержит материал об образовании единого государства в Китае в III в. до н.э.: роль императора Цинь Шихуана, деятельность по организации единого государства, строительство Великой Китайской стены, гробница императора, гибель династии Цинь.
...
23 02 2021 22:56:31
Традиционный урок с элементами ролевой игры из регионоведческого курса "Кубановедение" воспитывает у учащихся чувства патриотизма, гордости за славное прошлое предков. На уроке дети узнают причины, основные события и результаты походов Святослава, а также учатся работать с картой, иллюстративным материалом, монологическим повествованием.
...
22 02 2021 0:54:48
Урок посвящен 100-летию Первой мировой войны. Проходит в форме игры, в которую включены основные события по теме....
21 02 2021 19:37:52
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX в. сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса. На уроке используются различные формы, методы и приемы работы с учащимися, современные педагогические технологии....
20 02 2021 19:11:26
Целью моей работы является рассмотрение норм морали в нормативно-правовых актах.
Я считаю, что преступность – проблема номер один в нашем обществе.
Какова молодежь – таково и общество будущего. Поэтому важны не только профилактика преступления, но и особый подход к наказанию. И об этом надо говорить на уроках в школе. Материалы курса могут быть использованы на уроках истории и обществознания как отдельный компонент.
...
19 02 2021 23:58:23
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
18 02 2021 16:20:15
Урок содержит различные формы работы – фронтальную, индивидуальную, групповую. Подобный урок можно использовать в 6-м классе, работая по новым образовательным стандартам. Учащиеся "добывают себе знания", а учитель направляет, нацеливает их на определенный вид работы....
17 02 2021 20:22:44
В примерной программе среднего (полного) общего образования на базовом уровне на изучение всеобщей истории отведено 48 часов. На каждый год обучения приходится всего 24 урока, поэтому перед учителем стоит непростая цель - не только развивать интерес к всеобщей истории, а показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка позволит педагогам разнообразить формы и методы работы на уроках по всеобщей истории, качественно подготовить старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена по истории России и обществознанию.
...
16 02 2021 5:37:37
В настоящее время для работающего учителя выпускается огромное количество методической литературы, поурочного планирования, дидактические материалы к урокам, но всегда бывает интересно узнать, как эту или иную тему изучает коллега в другой школе, в другом городе. Целями урока являются изучение особенностей государства в период феодальной раздробленности; выяснение причины феодального раздробления, объяснение закономерности феодальной раздробленности, создание представлений о феодальной морали и обычаях, формирование умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий....
15 02 2021 10:24:22
Последовательное выполнение заданий способствует усвоению учащимися сложной темы, содержащей большой теоретический материал, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, посредством решения задач проблемного хаpaктера.
...
14 02 2021 13:58:46
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
13 02 2021 11:40:25
Методическая разработка урока корректировки, применения и совершенствования знаний с использованием групповой работы и технологии критического мышления. Цели урока: раскрыть причины реформ 60—70-х годов XIX века в России; учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.
...
12 02 2021 2:17:40
Лепка неолитической керамики - пpaктическое занятие по истории первобытного общества в 5-м классе, насыщенное, интересное, увлекательное, познавательное. Все учащиеся класса получают за урок положительные отметки....
11 02 2021 15:50:13
Экзаменационные билеты по обществознанию составлены в соответствии с Образовательным минимумом Федерального Государственного стандарта основного общего образования и требованиями к уровню подготовки учеников 8-го класса основной школы....
10 02 2021 17:17:53
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
09 02 2021 4:32:12
Оценка учебных достижений учеников является важной частью деятельности преподавателя. Задания для повторительно-обобщающих уроков, как и другие виды контроля, выполняют диагностическую, обучающую и развивающую функции. Задания разработаны по всем разделам курса и могут быть использованы для текущего, тематического и итогового контроля. Они включают вопросы разного уровня сложности, учитывают индивидуальные особенности учеников....
08 02 2021 7:48:42
При изучении курса «История государства и права» в профильной школе одна из основных форм работы – с текстом. Урок изучает права России в период образования централизованного государства на примере Судебника 1550 года. Документы, опережающие задания, эссе, ИКТ значительно обогащают урок....
07 02 2021 1:35:20
Урок "Крестьянская реформа 1861 года" - одна из важных тем в изучении истории XIX века. В разработке урока обращается внимание на то, что основной целью императора является не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть. В целом урок построен на пpaктических заданиях, для эмоционального восприятия темы используется стихотворение Н.И. Некрасова. Особое внимание уделяется работе с новыми понятиями, для проверки знаний используются тесты. К уроку прилагается презентация.
...
06 02 2021 2:18:56
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
05 02 2021 17:26:55
Проверяются знания учеников по вопросам избирательного права и знание истории демократии в нашей стране....
04 02 2021 5:16:30
Повторительно-обобщающий урок-игру можно провести как в основной, так и в полной школе на базовом уровне. Учащиеся учатся работать в комaнде, применять знания и оценивать их....
03 02 2021 15:42:59
Внеклассное мероприятие по избирательному праву формирует активную гражданскую позицию, стимулирует явку на выборы, инициирует домашнее (семейное) обсуждение важности активного голосования с последующим совместным походом на избирательные участки для учащихся, еще не обладающих активным избирательным правом....
02 02 2021 15:27:53
Задача урока - обеспечить формирование у учащихся индивидуального стиля поведения, основанного на лучших качествах рыцарства. Создать условия для выработки ценностных установок на неприятие жестокости, благородное отношение к женщине, соблюдение правил, хаpaктеризующих кодекс части рыцарства.
...
01 02 2021 13:57:47
Перспективная, стратегическая цель, которую мы ставим и имеем в виду при изучении всех тем по культуре всех периодов, выработать навыки системно-научного подхода к истории культуры России, а также познать основные этапы культурно- исторического развития России. На данном уроке учащиеся должны познать специфические особенности храмового искусства Киевской Руси....
31 01 2021 4:23:47
В ходе урока используется системно-деятельностный подход. Цель урока: познакомить учащихся с реформами Солона, сформировать понимание об их значении; развивать умение давать хаpaктеристику конкретным событиям на основе текста; формировать умения работать со схемой, таблицей....
30 01 2021 10:31:59

Урок служит развитию творческих способностей учеников и отработке умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями, историческими картами, формированию у подростков патриотического сознания, активной жизненной и гражданской позиций....
29 01 2021 6:32:25
Задания, предлагаемые учащимся, позволяют повторить и обобщить материал по изученной теме. Эмоциональный настрой в начале урока активизирует интерес ребят к истории Отечества, что задает, как правило, хороший темп урока.
Использование компьютеров изменяет к лучшему взаимоотношение с учениками, далекими от истории, особенно с увлекающимися ПК. Они начинают видеть в преподавателе "родственную душу".
...
28 01 2021 1:56:13
Урок призван дать понятие о передвижных выставках русских художников середины XIX века; познакомить с участниками первой выставки 1871 года, обратить внимание учащихся на роль живописи в формировании гражданского самосознания русского народа....
27 01 2021 2:56:35
Урок способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам, формированию чувства гордости за историю России....
26 01 2021 13:22:46
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории.
...
25 01 2021 5:10:29
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
24 01 2021 5:34:30
В работе обобщен опыт по применению различных приемов и методов обучения на уроках истории и обществознания. Рассматриваются следующие виды и формы деятельности, помогающие реализовать идеи проблемной и развивающей технологий: лекция; лабораторное занятие; пpaктическое занятие; семинарское занятие; уроки-диспуты, дискуссии; интегрированные уроки; уроки самоопределения и самореализации....
23 01 2021 17:44:34
Урок повторяет, закрепляет и систематизирует знания учащихся по теме «Древний Восток», совершенствует навыки работы с картой, умения сравнивать исторические факты, события, работать с исторической лентой времени. Развивает устойчивый интерес учеников к истории Древнего мира....
22 01 2021 13:52:57
В работе представлены особенности организации краеведческой работы в младшем школьном возрасте, в подростковый период и в старшем звене, примеры организации работы на уроке, вне урока, за пределами школы, показаны важность и ценность краеведческой работы в воспитании учащихся....
21 01 2021 1:45:20
Учебная игра остается одним из наиболее широко используемых средств обучения в пpaктике преподавания истории. Игра дает возможность развивать интерес школьников к предмету, реализует интеллектуальный потенциал учащихся....
20 01 2021 0:47:42
Цель занятия: повысить мотивацию студентов по применению интегрированных знаний в процессе обучения экономики и истории....
19 01 2021 6:39:43
Зачастую обучаемые испытывают страх и неуверенность в том, что им по силам усвоить такой объем. Задача педагога – научить ребят управлять информацией и уметь ее усваивать. Для этого на своих уроках автор обучает учеников умениям передавать содержание текста в сжатом виде; проводить информационно-смысловый анализ текста; формулировать выводы. Подобранные к уроку задания требуют от обучаемых активного, вдумчивого и внимательного чтения.
...
18 01 2021 21:45:54
Современные стандарты образования предполагают обязательной формой обучения проектную деятельность. Результатом представленной проектной работы является интеpaктивная и пешеходная экскурсия по московскому району Сокол, который имеет богатую военную историю....
17 01 2021 13:58:22
В основе урока лежит использование технологии развития анализа личностных качеств исторических личностей, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке раскрываются личностные качества Александра Невского как исторического символа России....
16 01 2021 1:59:23
Деловая игра "Выборы" носит обучающий хаpaктер и призвана способствовать росту правовой и политической культуры учащихся как правосубъективных граждан Российской Федерации в осуществлении их политических прав. В ходе игры происходит формирование навыков участия в избирательном процессе, учащиеся изучают правовую базу избирательного процесса, активизируется их гражданская позиция и ответственность за совершаемый выбор. Наряду с учащимися 9-х классов в процессе деловой игры принимают участие ученики 10-11-х классов и работники образовательного учреждения.
...
15 01 2021 16:49:54
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
14 01 2021 13:47:47
Урок обществознания в 11-м классе с применением ИКТ. Для активизации познавательной деятельности автор использует пpaктическую работу на этапе подготовки к изучению нового материала, предлагает исследовательскую самостоятельную работу творческого хаpaктера при усвоении учебного материала. Применяется групповая форма организации познавательной деятельности....
13 01 2021 10:21:52
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
12 01 2021 8:38:52
Цели урока: познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре I; воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны; развивать навыки работы с мультимедийным проектором, документами, дополнительным материалом; закрепить умение выделять общее, главное, систематизировать знания, правильно и грамотно говорить, работать с картой; развивать умения учащихся соотносить иллюстрированный, поэтический материал с происходящими событиями; обучить навыкам подготовки проектов.
...
11 01 2021 20:59:17
Объем информации на уроках истории, возрос, расширилась источниковая база, учебники знакомят с разными точками зрения на одни и те же события. С другой стороны, количество часов, отводимых учебным планом на изучение курсов истории, сократилось. В этой связи учителя и методисты ищут пути и способы повышения эффективности процесса обучения истории. Одним из возможных путей решения проблемы является использование игровых форм на уроке.
...
10 01 2021 16:58:10
Цель внеклассного мероприятия: формирование избирательной грамотности в знакомстве с программными положениями политических партий, баллотирующихся на выборы в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации VI-го созыва....
09 01 2021 0:34:42

Игра на уроке истории порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, помогает создавать в детском коллективе атмосферу дружелюбия. Это активная форма учебных занятий, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой оживают люди – исторические лица....
08 01 2021 10:25:26
Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 11-х классов с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и пpaктических заданий. Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами в истории родного города, предполагает большую самостоятельную работу с архивными как опубликованными, так и неопубликованными источниками....
07 01 2021 13:50:59

В основу занятия положена логика раскрытия содержания крестьянской реформы XIX века через критическое мышление, анализ исторического источника с помощью дифференциального алгоритма чтения, через заполнение схем с опорой на слайды презентации, составление синквейна, индивидуальную работу. Учащиеся получают возможность выяснить то, что это падение произошло в результате реформы, проведенной сверху, в интересах помещиков-крепостников, а не в результате буржуазной революции....
06 01 2021 8:45:27
Основа урока – работа с историческими документами. На уроке формируются навыки работы с историческими документами, самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации. А также умение выразить своё отношение к поставленной проблеме....
05 01 2021 4:37:30
В ходе обсуждения учитель ставит задачу: в ходе работы небходимо исследовать деятельность правительства РФ, провести анализ проблем малого бизнеса в РФ, ЯНАО, городе Надыме, провести аналитику современного состояния данного вопроса в российской экономике , каждая группа должна предложить свои рекомендации по решению данной проблемы. ...
04 01 2021 11:18:37
Урок дает возможность сделать повторение и обобщение увлекательным приключением, повышающим интерес учащихся к предмету. В уроке использованы разнообразные виды работ (аукцион, рассказ с ошибками, кроссворд, загадки...), что дает возможность максимально активизировать деятельность учащихся.
...
03 01 2021 3:20:14
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
02 01 2021 21:22:53
Цель урока – проанализировать причины, этапы Гражданской войны, действия «белых» и «красных» в период Гражданской войны и сделать вывод, почему в Гражданской войне победили большевики. У учащихся развивается умение работать с фактическим материалом, документами, картой....
01 01 2021 15:10:28
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур.
...
31 12 2020 12:27:40
Урок-экскурсия разработан для учащихся 10-х классов. Может быть использован при изучении вопросов развития культуры Древней Руси в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволяет повысить интерес учащихся к изучению истории своей страны, к её культуре, традициям, ценностям....
30 12 2020 10:39:39
Предлагаемая структура тематического планирования, формы пpaктических работ и тексты промежуточного контроля дают возможность самореализации учащихся на уроках, ориентированы на активизацию личности, то есть создают условия, когда обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии школьников: формирует мировоззренческую самостоятельность....
29 12 2020 23:42:36
Цель урока: познакомить учащихся с местоположением, природными условиями Древнего Египта и занятиями его жителей.
...
28 12 2020 14:38:57
Представленный урок обеспечил формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме, познакомил учащихся с основными этапами научного познания. В ходе мотивационного этапа учащимся было предложено попробовать себя в роли исследователей - этнографов, историков при выпуске школьной газеты, посвящённой шаманизму....
27 12 2020 11:43:57
Урок представлен в нетрадиционной форме - "урок-путешествие", "урок-спектакль". Такая форма проведения урока дает богатые эмоциональные переживания, помогает лучше усвоить, воспринять материал, позволяет использовать дополнительную информацию в большом объеме. На этом уроке ученики имеют возможность познакомиться с театральным искусством Древней Греции, с фрагментами древнегреческой музыки и литературы.
...
26 12 2020 23:40:40
Игра «Но вечный выше нас закон» проводится для учащихся 7–8-х классов. В течение игры расширяются правовые знания учащихся, формируются базисные знания о государстве, праве, развивается интерес к правоведению....
25 12 2020 18:42:13
Урок мужества как форма внеклассной работы, проведенный в органической связи с учебным материалом, приуроченный ко Дню Великой Победы, дающий возможность каждому сказать своё слово о героях войны, может стать значительным фактором в нравственном становлении подростка как личности, в его самовоспитании, в формировании нравственного идеала, в воспитании настоящего патриота....
24 12 2020 4:49:19
При групповом обучении с использованием принципа сотрудничества происходит значительное умственное развитие детей, дети, работающие совместно, не только лучше выполняют задание, но они находят лучшую аргументацию, дают более точные ответы. Улучшается возможность поддержания более или менее постоянной обратной связи и растёт эффективность системы в целом....
23 12 2020 7:52:15
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
22 12 2020 0:31:35
Урок развивающего обучения проводится с целью систематизации и обобщения
большого объёма полученной информации, формирует прострaнcтвенное и логическое мышление, имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ, любовь к Родине. На уроке реализуются разные формы
работы: дискуссия, самостоятельная работа, работа в парах.
...
21 12 2020 0:47:41
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью декабристов после восстания 14 декабря 1825 года, показать роль декабристов в общественной жизни Сибири, в освоении и изучении Сибирского края....
20 12 2020 3:53:26

Урок является составляющей частью курса «Новая история». Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации "Великие географические открытия" построен на выступлениях учащихся, работе с учебником и источником. Одной из основных целей урока является формирование навыков самостоятельной работы учащихся, умения устанавливать причины, следствие и значение исторических событий, умения выступать перед аудиторией....
19 12 2020 9:51:58
Цели урока: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции; повысить интерес к изучению истории; развитие творческих способностей; формирование у учащихся понимания взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умения работы в комaнде....
18 12 2020 20:40:46

Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
17 12 2020 9:15:43
Программа элективного курса рассчитана на изучение истории своего родного края – Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, его роли и места в российской и всемирной истории. Курс является интегрированным, так как предполагает свободное владение основным материалом и базовыми понятиями смежных предметов: отечественной и всеобщей истории, географии, литературы....
16 12 2020 10:25:59
В ходе урока у учащихся должно сформироваться представление о борьбе северо-русских земель с крестоносцами и шведами. Выяснить, какой была внешнеполитическая обстановка на Северо-Западе Руси и как новгородцы вели борьбу с западными завоевателями. На протяжении всего урока учащиеся будут принимать участие в обсуждении материала: искать ответы, высказывать свою точку зрения; отвечать на вопросы, выделять главное и анализировать. Урок имеет большое воспитательное значение....
15 12 2020 12:23:37
Урок подводит учащихся к причинам восстания Спартака, поражения; формирует критическое мышление учащихся многоуровневым анализом исторического документа, иллюстративного материала, картографические, хронологические умения и навыки, умения выделять в тексте главное, делать элементарные выводы; воспитывает чувство справедливости, гуманного отношения к людям, интерес к предмету....
14 12 2020 21:43:50

Своя игра проводилась с разновозрастными комaндами к 200-летию Бородинского сражения. Вопросы составлены по разным категориям: литература, искусство, оружие и обмундирование солдат в войне 1812 года, краеведение и история. Почти во всех заданиях содержится иллюстративный материал, это помогает отвечать на некоторые вопросы. Цель игры: расширить кругозор, повысить интерес учеников к истории и литературе, воспитывать патриотизм....
13 12 2020 1:18:51
Цели урока: сформировать знания о создании Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей; тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность; тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в комaнде....
12 12 2020 20:32:38
Повторительно-обобщающий урок построен на использовании различных методов: понятийного, визуального, визуально-ассоциативного, логического, метода исключения заведомо неверных ответов, метода оперирования теоретическим материалом. Предложенные методы позволяют учащимся мобилизовать полученные знания, активизировать деятельность и существенно повысить уровень усвоения фактического материала.
...
11 12 2020 7:45:28
При разработке урока использованы документы по теме. Дана хронология исторических событий 30-х годов. Цель урока – раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия. Инсценированы фрагменты романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»....
10 12 2020 22:15:21
В данной статье предлагается методическая разработка урока, в ходе которого используются различные формы и методы обучения, направленные на формирования умений и навыков (работать с текстом, выделять главное, знать понятия и уметь их применять, разpaбатывать мини-исследования, делать мини-проекты и уметь их представлять, делать выводы), с целью формирования ключевых компетенций.
...
09 12 2020 8:49:12
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
08 12 2020 17:49:36
Цель урока – изучение истории древнерусского государства середины Х века, знакомство с тем, как на Руси распространялись идеи христианства; углубление представления о русской летописи как особой литературной форме отражения исторических событий; закрепление умения работать с историческими документами, умения собирать материал для хаpaктеристики героя, выявлять авторскую позицию. Использованы такие методы обучения как эвристическая беседа, самостоятельная работа, решение ситуативных задач, ролевая игра.
...
07 12 2020 21:24:40
Основной предмет данной работы составляет проблема пробуждения интереса к истории культуры (архитектуры, костюма).
Представляем разработку интегрированного урока-экскурсии по истории-технологии на закрепление пройденного материала в рамках традиционной программы.
Урок направлен на формирование образного мышления, развития творческой инициативы, эстетического вкуса.
...
06 12 2020 18:26:15
Цель урока: повторение и закрепление материала по теме «Россия в эпоху войн и революций", подготовка к контрольной работе; воспитание патриотизма, формирование толерантных мировоззренческих установок....
05 12 2020 15:55:13
Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся....
04 12 2020 17:58:16
Урок построен в соответствии с программными требованиями. Основной целью обучения иностранному языку является овладение иноязычной культурой через основные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение и письмо. В основу построения данного урока положен коммуникативный метод, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения — развитие речевых умений и навыков учащихся. При подготовке к уроку были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся.
...
03 12 2020 18:24:12
На уроке продолжаем формировать навыки работы с алгоритмом, в данном случае алгоритмом «Хаpaктеристика войны». Изучение материала происходит путем интеграции предметов история и информатика. Урок строится на основе электронного учебника «История России. ХХ век» М.: Клио Софт, 2001.
...
02 12 2020 6:21:23
Содержательный материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся 8-го класса. Данный материал посвящен нравственным проблемам, которые являются опорой и основой нравственного поведения каждого человека. Цель: создание условий для размышления о нравственных ценностях: добре и зле, научить определять для себя значимые личностные ценности, совершенствовать навыки общения....
01 12 2020 0:32:17
Урок призван привлечь внимание учащихся к изучению истории политических репрессий и сопротивлению несвободе в СССР. Сохранение памяти о жертвах репрессий и необходимость мopaльно-правовой оценки советского режима. Воспитание чувств гражданской ответственности и патриотизма. Материал можно использовать на уроках истории и обществознания.
...
30 11 2020 14:23:17
Урок в 10-м классе по истории западной России (региональный компонент, 1 час в неделю). Работа организуется в рамках 3-х уроков с выходом на выполнение проекта «Моя семья в Калининградской области». Результат проектной деятельности презентуется на 3-м уроке, школьной научно-пpaктической конференции, родительском собрании, мероприятиях, связанных с празднованием 70-летия образования Калининградской области (март–сентябрь 2016 г)....
29 11 2020 19:10:23
На примере изучения истории Великой Отечественной войны рассказывается об опыте патриотического воспитания школьников.
...
28 11 2020 0:26:38

На уроке через исторические сведения об орудиях Великой Отечественной войны автор статьи показывает учащимся влияние трудового порыва и творчества на героизм народа. Воспитывает патриотизм и уважение к истории России. В ходе урока представлены как индивидуальные, так и разные модели коллективной деятельности учащихся, воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков....
27 11 2020 4:52:25

Презентация предназначена для урока усвоения новых знаний по обществознанию в 9–11-х классах. Предусмотрена самостоятельная работа учащихся по теме урока с определением алгоритма работы. Применяется принцип повторения информации, представленной в разных формах. Материал закрепляется при выполнении заданий, составленных по типу заданий С1, С2 ЕГЭ....
26 11 2020 6:28:23
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
25 11 2020 14:29:15
Игра актуализирует знания и умения учащихся; формирует активную гражданскую позицию, правовую компетенцию. Мероприятие может проводиться в рамках преподавания курса "Введение в обществознание" в 9-м классе после изучения темы "Права человека и гражданина"....
24 11 2020 5:22:47

Представленный материал представлен в виде путевого очерка. Автор предлагает обратить свой взор к историческим истокам родного города, бережно передаваемых от поколения к поколению. Ведь они богаты и многогранны. Рассматриваются разделы «Происхождение названия города», «Древние жители Приокской долины», «Легенды и предания», «Исторические источники», «Ямщик, лошадь и верстовой столб»....
23 11 2020 5:29:44
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время золотым веком. Капиталистические идеи в экономике усилили потребность в грамотных и образованных людях. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный хаpaктер. Именно эти аспекты рассматриваются на уроке....
22 11 2020 20:39:38
Урок истории Отечества ХХ века призван отразить сущность глубоких социальных противоречий становления советского общества, пресечение основ демократического общества. Используются универсальные учебные действия, применяются кейс-технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные. Хаpaктеризуется тоталитаризм и выясняются причины утверждения в СССР тоталитарного режима, анализируется Конституция СССР 1936 года....
21 11 2020 3:19:17
Цели урока: познакомить учащихся с первыми на планете законами, их несомненными отличиями от законов сегодняшнего времени. Попытаться наложить законы на сегодняшнее время. Проследить о ком заботился Хаммурапи в своих законах. Учиться «работать с картой», знакомство работать с документами....
20 11 2020 9:11:39
Задания помогут студентам ответить на дискуссионные вопросы по теме "Первая мировая война", обратившись к соответствующим историографическим и конкретно-историческим источникам. При этом предлагаемые для анализа документов примерные вопросы и задания имеют своей целью помочь формированию умений и навыков исследовательской работы....
19 11 2020 17:40:57
Развитие речи обучающихся является неотъемлемой частью развивающего обучения. Умеют ли наши ученики говорить – является не только показателем развития ученика, но и показателем педагогического мастерства учителя, научившего или не сумевшего научить своего подопечного этому виду деятельности. В работе освещены примеры организации работы обучающихся по развитию речи, формированию понятийного аппарата....
18 11 2020 15:33:46
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::