Урок по повести Н.С. Лескова "Левша"
Цели урока:
- расширение знаний о жизни и творчестве Н. С. Лескова;
- формирование навыков анализа текста;
- формирование навыков анализа исторических событий в жизни России ХIХ века;
- развитие умения хаpaктеризовать героев литературного произведения;
- развитие монологической речи учащихся
- заинтересовать учащихся необычностью повествования.
Методические приемы:
рассказ учителя, выразительное чтение, объяснение теоретических вопросов, беседа по вопросам; выборочная хаpaктеристика героев, беседа по вопросам, комментарии учителя, защита своих творческих работОборудование урока:
портрет Н. С. Лескова, рисунки детей, изделия из пластилина.Задания для интегрированного урока:
- предварительно прочитать сказ Н. С. Лескова “Левша”;
- составить собственные впечатления о прочитанном
- проследить хаpaктеры героев сказа;
- проследить исторические события в царствование Александра I Павловича и Николая I Павловича;
- подготовить рисунки и вылепить понравившихся героев.
ХОД УРОКА
…Лесков – самобытнейший писатель русский, чуждый всяких влияний со стороны. Читая его книги, лучше чувствуешь Русь со всем её дурным и хорошим…
М. Горький
Вступительное слово учителя литературы
Николай Семенович Лесков в совершенстве обладал редким даром вдумчивой и зоркой любви и способностью глубоко чувствовать и понимать человека. Он любил Русь, всю, какова она есть, со всеми нелепостями её древнего быта, любил затрепанный чиновниками полуголодный, полупьяный народ и вполне искренне считал его “способным ко всем добродетелям”, но он любил всё это, не закрывая глаз…
Его герои – представители разных сословий: чиновники – от министра до квартального, духовные лица – от митрополита до дьячка, интеллигенты всех профессий, крестьянство всей России.
Биографическая справка.
Учитель литературы:
-Расскажите о Николае Семеновиче Лескове.
Ученик.
Родина Николая Семеновича – город Орел. Его детство прошло в мелкопоместном имении Панино на Орловщине. Родился Лесков 16 февраля 1831 года. Отец его окончил духовную семинарию, но не захотел стать священником, а стал чиновником и дослужил до чинов, дававших потомственное дворянство. Когда Лескову было 17 лет, отец умер от холеры, и будущему писателю пришлось самостоятельно работать и служить. Он переезжает в г. Киев к своему дяде. Там он живет и работает. Именно в Киеве его застают значительные перемены в жизни России…
Историческая справка о положении России
Учитель истории.
К концу XVIII века Россия была крупнейшей по территории державой мира. Основными сословиями страны были дворянство, духовенство, крестьянство, мещанство, купечество.
Основой политического строя России являлось самодержавие.
В экономике ведущая роль принадлежит сельскому хозяйству. Все стороны экономической, политической, общественной жизни страны требовали преобразований. Многое тут зависело от центральной власти и прежде всего от императора.
Учитель литературы
- Литература развивалась также активно. В эти годы произведения самых разных жанров находят своих читателей. Романы, повести, рассказы, поэмы, басни, сказки и сказы – вот неполный перечень литературных жанров, пришедших к читателю. Одним из таких стал сказ Лескова “Левша”. Вы, конечно, слышали про знаменитого героя одного из интереснейших русских писателей, Николая Семеновича Лескова, Левшу. Этот герой получил с легкой руки писателя самостоятельную жизнь. Об этом произведении мы будем сегодня вести наш литературный диалог.
Послушаем историю создания нашего рассказа.
Ученик
По свидетельству сына Николай Семенович лето 1878 года провел в Сестрорецке в доме оружейного мастера, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку ещё в царствование императора Александра. Этот рассказчик был человеком старого поколения, старой веры, читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением. Лесков обсуждал с ним вопрос о происхождении прибаутки о том, как англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали, да и назад послали. Так и не узнав ничего правдивого из этой присказки, Лесков в мае 1881 года написал рассказ “Левша”, сюжет которого построен на известном вам присловье.
Учитель литературы:
- Каков сюжет сказа?
Ученик рассказывает сюжет сказа Н. С. Лескова “Левша”.
Учитель истории.
- Итак, ребята, мы подошли с вами с тем историческим событиям, не объяснив которые, невозможно понять основной сюжетной линии нашего произведения и поэтому мы обратимся к историческим фактам. Мы уже знаем, что наши герои побывали в Англии. А потому необходимо познакомиться с Англией ХIХ века.
-Чем интересна Англия ХIХ века? (Обращение к детям)
Ученик рассказывают о развитой Англии ХIХ века.
Ученик
К 60-м годам ХIХ века Великобритания оставалась самой могущественной европейской державой, превосходя все страны по уровню экономического развития и по величине своих колониальных владений Её морское первенство нашло отражение в строках национального гимна. “Правь, Британия, морями!” - гордо распевали сыны и дочери Альбиона. Но мир менялся, менялась сама Великобритания, менялись её место и влияние в мире.
Учитель литературы
В первом издании сказ имел предисловие: “Я записал эту легенду по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца…” Но прошло время, и автор убрал предисловие из дальнейших изданий.
- Как вы думаете, зачем Лесков ссылается на рассказ старого оружейника?
(Лесков хотел, чтобы легенда о Левше бытовала в народе, чтобы создать иллюзию своей непричастности к истории Левши).
- А теперь нам необходимо выяснить, что такое сказ?
Определение сказа нам дают словарь и сам писатель.
- Заглянем в словарь и познакомимся с определением сказа.
(Сказ – фольклорное эпическое произведение, построенное на точных зарисовках быта и нравов в форме разговорной речи) Словарь.
(Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым складом речи) Н. С. Лесков.
-Различаются ли данные определения? Что в них общего?
(Фольклорное произведение ведется рассказчиком.)
Жанр писатель определил сам. Словарь объясняет, что “сказ – это жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым хаpaктером и складом речи. Это повествование строится с учетом взглядов простых людей, потому в сказе звучит народная речь.
- Приведите примеры из текста. Какой вы находите речь героев?
Ученик отвечает.
(Чувство народного языка в народном творчестве у Лескова очень острое. Недаром в одном из писем мы читаем: “Прожив изрядное количество лет, много перечитав и много переглядев во всех концах России, я порою чувствую себя как Микула Селянинович, которого тяготила тяга знания родной земли…” и т. д.)
Учитель литературы:
- У данного жанра, ребята, есть свои особенности. Вы наблюдали их при выполнении домашнего задания. Давайте раскроем особенности этого жанра. Как мы уже выясняли, в нем присутствуют элементы фольклора. Какие элементы заметили вы?
Ученик
- В сказе есть зачин и концовка. Зачин: “царь захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть”. Концовка содержит назидание: “А доведи они Левшины слова до государя – в Крыму, на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был”.
Повторы. Их много в произведении, например, император удивляется чудесам, а Платов остается равнодушным к ним, повторяется мотив дороги: “сели опять в “двухсестную” карету и поехали…”, Платов “прикладывается к “кислярке”, а потом спит казачьим сном”.
Учитель литературы:
- Жанровой особенностью сказа является и рассказчик. Каким вы его себе представляете?
Ученик
Скорее всего человек простой, ремесленник, мастеровой. Это проявляется, прежде всего, в его речи. В ней много неправильностей, просторечий (“проездиться”, “междоусобные разговоры”, “дерябнул”). Исторические персонажи (Александр I и Платов) показаны с точки зрения простолюдина. Их поступки и речь в представлении рассказчика вызывают улыбку. Например: “Платов сказал себе: “Ну, уж тут шабаш. До этих пор я еще терпел, а дальше нельзя”.
- Обратим на новые, необычные слова сказа. Как они образуются? Приведите примеры. (Ответы детей)
Учитель литературы:
- А теперь обратимся к нашим героям. Какие они, персонажи сказа?
Учащиеся представляют героев.
- Александр Павлович. “Объездил он все страны и всегда через свою ласковость имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми”. “Мы, русские со своим значением никуда не годимся”, “Государь взглянул на свою пистолю и наглядеться не может”, “Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко”, “Пожалуйста, не порть мне политики”, “Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив сделать ничего не могут”, “Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве”.
- Николай I. “Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил”, “Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают”, “Был ужасно какой замечательный и памятный – ничего не забывал”, “Я знаю, что мои меня не могут обманывать”, “Тут что-нибудь сверх понятия сделаю”.
- Чтение наизусть отрывка об Александре I
- Платов Матвей Иванович – граф, атаман донских казаков, генерал, герой Отечественной войны 1812 года, сопровождавший императора Александра I во время поездки в Лондон. По определения Лескова “мужественный старик”. “Хитро по-донски заговаривал”, “пальцы у него были куцапые”, “начал ругаться словами на казацкий манер”, “ вместо ответа показал кулак – такой страшный, бугровый и весь изрубленный”, “говорил: “Вот вам тугомент, царедворцы его терпеть не могли за храбрость”, “Платов, чувствуя, что зрн нападал на левшу, дает ему сто рублей и говорит: “Прости меня братец, что я тебя за волосья отодрал”.
- Левша – главный герой сказа. Появляется только в шестой главе. Он – лучший мастер, косой, да ещё левша Его глаза настолько пристрелявши, что никакой “мелкоскоп ему не нужен”. Левша скучает в Англии и торопится домой, потому что разгадал тайну английского оружия, но об этом мы узнаем в конце сказа, когда умирая, он велит передать государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, пусть, чтобы и у нас не чистили, а то они стрелять не годятся”. Черты хаpaктера: патриотизм, преданность своему делу, своей родине, трудолюбие, смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одаренность и вместе с тем поразительное невежество.
Учитель литературы:
- Наши ребята к уроку подготовили рисунки с изображением героев и Левшу, вылепленного из пластилина. Я думаю, что они в работах показали свое видение героя и сейчас постараются их защитить.
Вывод по уроку
- Как вы определяете идею сказа?
(С одной стороны, мы испытываем гордость за свой народ, а с другой – горькое чувство от его униженности и бесправия. Читая книги Николая Семеновича Лескова, чувствуешь Русь со всем её дурным и хорошим.)
Домашнее задание: чтение глав 4-10. Подготовить пересказ эпизода на выбор.
Цель урока: формирование у учащихся представлений о могуществе католической церкви и ее роли в средневековом обществе....
18 03 2024 16:42:43
Урок-игра по теме "Средневековое рыцарство". На уроке проверяется умение учащихся работать с документами, систематизировать полученный материал, делать выводы, презентовать полученные результаты. Игровая форма урока позволяет школьникам среднего звена в более привычной для них форме усвоить новые знания, способствовать повышению интереса к урокам истории, самостоятельному развитию знаний по геральдике....
17 03 2024 2:55:33
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
16 03 2024 8:39:37
Это нетрадиционный урок истории. Представленный урок интересен тем, что повторительное обобщение темы «Древняя Греция» осуществляется в форме заочного путешествия с элементами игры. Само заочное путешествие осуществляется в выполнении учащимися 7-го класса заданий различной степени сложности в конечном пункте каждого направления маршрута. Такая форма проверки знаний, умений, навыков учащихся с целью повторения пройденного материала способствует активизации их мыслительной деятельности и речевого общения, что немаловажно в школе, где обучаются слабослышащие и позднооглохшие дети. ...
15 03 2024 9:15:48
Цель ролевой игры в жизни человека. Классификация игр по сфере деятельности и по хаpaктеру педагогического процесса и применяемых методик....
14 03 2024 5:30:30
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
13 03 2024 1:13:17
Повторение изученного материала в форме исторической игры развивает умение пpaктического использования теоретических знаний. Класс делится на группы: географы – по описанию узнать, о какой стране идет речь, и показать ее на карте; интеллектуалы – работают над разгадыванием кроссвордов; искусствоведы – рассматривают иллюстрации и определяют, к какой стране относится то или иное изображение; расшифровщики – работают с текстом, в котором допущены ошибки; знатоки – работают с разными заданиями....
12 03 2024 10:51:18
Цель урока: определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества; дается определение понятия «профсоюз»; раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества; рассматривается ход развития профсоюзного движения России в различные социально-экономические периоды; актуализируются знания и личный опыт учащихся в отношении участия в профсоюзном движении....
11 03 2024 17:19:45
Урок основан на заранее подготовленных творческих проектах учащихся «Моя родословная». Дети представляют свои проекты, а затем обсуждают их и выполняют игровые задания. Урок призван показать учащимся, как важно знать родословную и историю жизни своих предков....
10 03 2024 1:38:22
Урок направлен на то, чтобы углубить и расширить знания учащихся об участниках войны, об их бесcмepтном подвиге. В качестве опережающего задания к уроку учащиеся должны изучить соответствующие источники, литературу, в том числе, поэзию. Проведение урока в игровой форме позволяет стимулировать познавательный интерес учащихся к истории Великой Победы....
09 03 2024 17:37:25
Внеклассное мероприятие "Восток - дело тонкое" проводится после изучения учащимися 5-х классов тем "Древняя Индия" и "Древний Китай". Мероприятие способствует лучшему усвоению школьниками данных тем, приобщает их к культуре древних народов, знакомит с богатым культурным наследием Древней Индии и Древнего Китая. Задания внеклассного мероприятия можно использовать и на уроках при изучении темы "Древний Восток". ...
08 03 2024 2:56:45
В работе рассмотрены этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказано, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны....
07 03 2024 7:35:24
Интегрированный урок-путешествие в 5-м классе по теме: "Древний Восток: прошлое и настоящее". Урок с элементами игры погружает в эпоху Древнего мира. Используются обучающие видео- и DVD-материалы, презентации в программе Power Point. Основная цель: осознания учащимися сути развития цивилизации и заслуг предков в обеспечении нам современного уровня жизни. Урок рассчитан на 3 академических часа. ...
06 03 2024 5:32:40
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
05 03 2024 6:30:25
Учащиеся на уроке должны понять главные особенности первого антикрепостнического этапа революционного движения в России, его социальный состав и направленность, уяснить, почему именно с декабристов ведет свою историю русское революционное движение в России, в чем его отличие от стихийных крестьянских бунтов. ...
04 03 2024 9:16:49
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...
03 03 2024 12:32:16
Сборник состоит из используемых различных правил, памяток, и рекомендаций по работе с исторической и различной информацией. Доступный для каждого ученика, он постоянно обновляется (не в последнюю очередь усилиями самих учащихся и учителей - коллег). Может использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников. ...
02 03 2024 23:28:50
Урок по теме "Внутреннее положение России в середине XVII века" проводился в 7-м классе. Данная тема одна из наиболее важных и сложных для изучения. Сложность заключается в большом объеме материала и терминов, с которыми необходимо познакомить учащихся. Важно дать хаpaктеристику народных выступлений периода правления Алексея Михайловича и сформировать представление о причинах этих восстаний. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что "соляной бунт" в конечном итоге вызвал принятие нового свода законов - Уложения 1649 г. Важно подчеркнуть поведение царя в 1648 г., когда он пpaктически не сопротивлялся требованиям восставших, и указать, как изменилась политика царя в период "медного" бунта....
01 03 2024 18:39:20
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
29 02 2024 16:48:30
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
28 02 2024 14:46:58
Викторина имеет патриотическую направленность, она прививает любовь к родному краю, своей малой родине. Данное мероприятие расширяет кругозор детей, имеет познавательную направленность....
27 02 2024 9:27:43
Урок истории по теме «Выборы Президента в России и США» проводится в 11-м классе. Учитывается, что с порядком выборов Президента РФ ученики познакомились на уроках права в 9-м классе, в 11-м они узнают порядок выборов Президента США. ...
26 02 2024 7:17:20
Урок разработан как урок новых знаний учащихся. Большое количество фактов биографии Николая II, гибель царской семьи и её тайное захоронение, вопросы связанные с нахождением останков, погребением, канонизацией, а также реабилитацией - всё вызовет неподдельный интерес учащихся к теме урока....
25 02 2024 5:34:12
Понимание социальных процессов, происходивших в России на рубеже XIX–XX вв., – вот ключ, который поможет учащимся понять причины и логику неоднозначных событий нашей истории первых десятилетий XX века. Урок основан на принципах педагогики сотрудничества, включает элементы как традиционных, так и инновационных педагогических технологий (информационно-коммуникативной, уровневой дифференциации, групповой, проектной деятельности)....
24 02 2024 9:21:57
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
23 02 2024 2:23:27
Открытый урок дает представление о том, что такое парламентаризм и какова его роль в России, общества и каждого российского гражданина. Цель урока: воспитание у школьников гражданских качеств патриотизма, активной жизненной позиции; формирование базисных знаний о государстве, парламентской власти, правах человека....
22 02 2024 16:34:27
Данное занятие может быть проведено в рамках элективного курса по истории России в профильном 10–11-м классе. Предлагаемые методы обучения основаны на критическом мышлении. Познавательные задания подготовлены на основе приемов перспективного подхода к изучению истории, многоуровневого анализа исторических источников....
21 02 2024 15:33:29
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
20 02 2024 5:11:32
Презентация по истории России может быть использована как иллюстративное сопровождение к урокам "Монголо-татарское нашествие" в 6-м классе, а также и к урокам в 10-м классе. Также возможно самостоятельное использование презентации в форме лекции по данной теме. Презентацию можно использовать при проведении внеклассного мероприятия в ходе предметной недели истории. ...
19 02 2024 21:36:27
Урок построен как проблемный с дополнительными материалами, презентацией и другими учебными ресурсами. На уроке предполагается работа учащихся в группе, выступление ученика, получившего опережающее задание, представителей от каждой группы. В конце урока оценивается работа каждого ученика в группе и индивидуально, что даёт возможность заработать оценки всем ученикам....
18 02 2024 8:30:57
Урок эмоционального сопереживания в форме историко-литературной гостиной способствует осознанию учащимися через исторический и литературный материал ценности каждой человеческой жизни, неприятию идей насилия. Цель: формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей родины....
17 02 2024 0:45:37
Данная статья посвящена изучению завершающих уроков раздела «Человек и закон». Предложены два варианта работы над темой. Формой изучения материала является поисково-исследовательская, метод – групповая работа. Работа представляет опыт использования краеведческого материала при изучении обществознания. Урок содержит презентацию....
16 02 2024 2:15:27
Воспитание любви к Родине - одна из главных задач истории. Изучение вопросов региональной истории по теме «Участие населения Удмуртии в Отечественной войне 1812 года» должно быть социально ориентированным, интересным, развивающим, увлекательным и запоминающимся для каждого школьника. Этого можно достичь, опираясь на развитие творческих способностей школьников, через организацию проектной деятельности на уроках....
15 02 2024 7:48:28
Описание серии модульных уроков по теме и пример первого из них. ...
14 02 2024 17:13:48
Цель урока: изучить особенности возникновения письменности в государствах: Двуречье, Древний Египет, Финикия, Древняя Греция, Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Русь....
13 02 2024 21:13:29
Урок знакомит с выдающимся деятелем кубанской исторической науки Е.Д. Фелицыным. Уроженец Ставрополя, офицер Кубанского казачьего войска, Фелицын всю жизнь посвятил очень мирному и доброму занятию – изучению родного края....
12 02 2024 13:48:31
В связи с уменьшением количества учащихся в классах снижаются отдельные виды мотивации обучения: соревновательная, сравнительная; снижается познавательная активность учащихся. Для преодоления этого приходится перестраивать учебную работу в классе, делая основной упор на те виды деятельности, которые позволяют заинтересовать учащихся, обеспечить усвоение учебного материала....
11 02 2024 17:31:27
Представлен интегрированный урок история + литература по теме «Великая Отечественная война глазами историков, писателей и документалистов». Урок проводится в 9–11-м классе в преддверии празднования 65-й годовщины Великой Победы. Учащиеся вспоминают основные события Великой Отечественной войны, художественные произведения, в которых изображена война....
10 02 2024 10:47:26
В статье представлена разработка интегрированного урока по русскому языку, литературе и истории в форме игры "Счастливый случай". Игра - очень естественная для ребёнка форма обучения. Через игру дети и подростки лучше понимают и усваивают материал. Игра - это всегда активная деятельность детей. Она объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Игра создает условия, при которых развиваются творческие способности....
09 02 2024 23:52:12
В ходе урока применяется метод сотрудничества, учитель и учащиеся совместно усваивают новый материал. Урок развивает у учащихся способности систематизировать правовые знания, анализировать тексты нормативных документов, применять их на пpaктике при решении задач....
08 02 2024 16:34:54
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
07 02 2024 13:47:43
С помощью наглядного материала закрепляются полученные знания, усиливается интерес к истории США и к предмету в целом. Минусы урока: затрата времени на подготовку. Плюсы урока: элементы проектной деятельности, использование презентации в не оснащенном компьютерной техникой кабинете. ...
06 02 2024 1:34:10
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
05 02 2024 15:42:32
В статье представлены две проектные формы закрепления и обобщения материала, которые эффективно зарекомендовали себя на пpaктике. Это «Пpaктические работы» для учащихся изучающих курс отечественной истории ХХ века, «Историческая азбука» для учеников 6-7-х классов. ...
04 02 2024 7:30:34
Урок-экскурсия разработан для учащихся 10-х классов. Может быть использован при изучении вопросов развития культуры Древней Руси в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволяет повысить интерес учащихся к изучению истории своей страны, к её культуре, традициям, ценностям....
03 02 2024 22:34:24
Урок – семинарское занятие с элементами лабораторной работы предназначен для учеников 9-го класса и проводится в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта по новейшей истории. Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными истории европейских государств 20–30-х гг. ХХ в. Он нацелен на понимание причин прихода фашистов к власти, социальной базы фашизма, внутренней и внешней политики фашистских государств....
02 02 2024 3:24:36
Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами. ...
01 02 2024 8:21:30
Учитель на бинарном уроке одной из задач ставит развитие ценностно-смысловой, коммуникативной, общекультурной компетенции учащихся в знакомстве с особенностями становления и развития российской государственности и культуры, а также факторами, повлиявшими на формирование российской цивилизации и ее место в мировом историческом процессе. Занятие проходит в форме пpaктикума, в ходе которого у учащихся отpaбатываются все виды УУД: регулятивные, познавательные и коммуникативные....
31 01 2024 23:26:41
На основе документов эпохи и описаний историков ученики формируют самостоятельное представление о роли предков - жителей Поморья в Северной войне, их вкладе в борьбу с врагом. Документальные и иллюстративные материалы урока создают прочную доказательную базу для укрепления гражданской идентичности детей и иллюстрируют действия Петра I в годы Северной войны 1700–1721 гг: строительство флота, укрепление обороны, создание мануфактур....
30 01 2024 8:25:40
Учитель создаёт проблемную ситуацию, обращаясь к ученикам с вопросом о целях урока. Главными целями урока ученики совместно с учителем называют повторение и обобщение пройденного материала по теме «Великая Отечественная война». Анализ, систематизация и обобщение исторических документов, обсуждение проблемных вопросов данной темы. ...
29 01 2024 7:38:12
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::