Русь между Западом и Востоком
Оборудование урока: 5 ученических компьютеров с установленной программой-тестером, рабочее место учителя, интеpaктивная доска, проектор, рабочие листы (Приложение 5), дидактический материал, учебники, тетради.
Ход урока представлен в Приложении 1.
Цели урока:
- На основе фактов истории ХIII века сформировать представление о внешних угрозах Руси, о внешнеполитической деятельности русских князей.
- Дать возможность осознать трудность выбора, сделанного русскими князьями в пользу принятия протектората Золотой Орды, учитывая все экономические, политические и психологические условия.
- Совершенствование общеучебных умений и навыков старшеклассников, способствующих успешной подготовке к ЕГЭ.
Методическая цель: использование различных видов и приёмов учебной деятельности, направленных на подготовку к ЕГЭ.
Форма проведение: семинар-пpaктикум
Программа работы:
I. Целеполагание. Актуализация проблемы урока.
Просмотр мотивационного фильма (Приложение 2)
Учитель: мы продолжаем изучать 13 век. Это одна из переломных эпох истории нашей страны. Ученые спорят о причинах и итогах феодальной раздробленности на Руси, о монгольском завоевании и его последствиях о возможных альтернативах развития русского государства, о роли личности в истории.
Сегодня мы как раз выясним, как индивидуальные личностные качества отдельных князей повлияли на ход событий этого непростого времени.
II. Проверка опережающего творческого домашнего задания.
Учитель: к этому уроку вы подготовили творческие работы: исторический портрет князя в период татаро-монгольского нашествия», с обязательным условием – указать в работе его отношение к Золотой Орде. Пожалуйста.
На экране: Исторический портрет: подготовить краткую хаpaктеристику (можно использовать любую форму: видеофильм, компьютерная презентация, web-квест, анимация и т.д.) одного из князей Руси 1235–1285 г.г. (обязательное условие – указать КАКУЮ ПОЛИТИКУ по отношению к Золотой Орде они проводили)
Просмотр творческих работ (не более 12 мин.)
Учитель: вы осветили деятельность 3 князей, ярких и противоречивых личностей той эпохи: ________________, __________________, _________________ (Приложение 3, Приложение 4).
III. Постановка исторической проблемы
Постановка проблемы: какие противоречия вы увидели в проводимой этими князьями внешней политики? Какую проблему из этого противоречия мы можем сформировать?
Историческая проблема: определить, почему одни князья противостояли татаро-монголам и сотрудничали с католической Европой, а другие – добровольно признавали власть Золотой Орды и воевали с правителями европейских стран.
Учитель: для того, чтобы решить поставленную проблему, выполним тестовые задания разного уровня сложности формата ЕГЭ. Задания части А и В помогут вам вспомнить основные даты, события, персоналии, а части С ответить на проблемный вопрос.
Пpaктическая задача: выполнить тестовые задания разного уровня сложности на этапе закрепления знаний.
Инструкция при организации самостоятельной работы с разноуровневыми заданиями.
Вы можете сами определиться, с какими заданиями в формате ЕГЭ вы будете работать:
- Если вы считаете, что ещё не совсем хорошо усвоили тему, понятия изучаемой темы, то можете поработать с заданиями части А (компьютерное тестирование)
- Если усвоили основные понятия и стремитесь закрепить их при решение пpaктических задач, выбирайте задания части В (можно объединиться в пары и группы)
- Если вы уверенно чувствуете себя в материалах темы (чувствуете, что хорошо усвоили всю тему в целом) и хотите проверить свои силы, выбирайте задания уровня С (желательно объединиться в пары и группы)
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий (по спецификатору 2010 г.), составляет:
- для каждого задания части А – 1-3 минуты;
- для каждого задания части В – 2-3 минуты;
- для каждого задания части С – 8-20 минут.
IV. Фронтальная работа. Выполнение заданий части В и С в формате ЕГЭ.
Вы самостоятельно поработали с заданиями разного уровня по теме «Русь между Западом и Востоком». Сейчас мы совместно выполним типичные задания части В и С из КИМов разных лет
В1. Соотнесите термин и его определение
1. Баскак 2. Выход 3. Темник 4. Ярлык |
А) Монгольский военачальник Б) Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах В) Представитель ордынского хана на Руси Г) Регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды |
Ответ:
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
В2. Расположите в хронологической последовательности имена жизни и деятельности исторических личностей
А) князь Святослав Игоревич
Б) Чингисхан
В) Александр Невский
Г) Рюрик
Ответ:
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
В3. Какие три черты из ниже перечисленных хаpaктеризуют развитие Руси в период феодальной раздробленности?
- Натуральной хозяйство
- Развитие городов и ремесла
- Упадок развития городов и ремесла
- Превращение Москвы в центр собирания русских земель
- Правление Александра Ярославовича и Даниила Романович
- Принятие «Русской правды»
Ответ:
|
|
|
В4. Установите соответствие между событиями и датами
СОБЫТИЯ |
ДАТЫ |
А) сражение на реке Калке |
1) 1239 |
Б) взятие войсками Батыя Киева |
2) 1223 |
В) разорение монголами Переяславской и Черниговской земли |
3) 1237 |
Г) вторжение войск Батыя в земли Северо-Восточной Руси |
4) 1225 |
________________________________________ |
5) 1240 |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
В5. Какие фразы принадлежат Александру Невскому?
- «Не в силе бог, а в правде»
- «Когда нас не будет, все станет ваше»
- «Обратите слух свой к страдающим в нищете»
- «Луче есть на своей земле костью лечи, и нежеле на чюже славну быти»
- «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет»
С4. Представление общей хаpaктеристики, систематизацию материала
- Назовите не менее двух причин, объясняющих, почему ордынцам удалось установить своё владычество на Руси.
- В чем заключалась экономическая и политическая зависимость Руси от Золотой Орды. (Приведите не менее трех суждений)
С5. Анализ исторических версий и оценок.
Вопрос о роли монгольского нашествия, ордынского владычества в истории Руси, России издавна принадлежит к числу дискуссионных.
- Большинство историков утверждало, что воздействие монгольских завоевателей на жизнь древнерусского общества было крайне негативным.
- Какая друга точка зрения по вопросу о роли ордынского владычества в истории Руси, России вам известна?
Назовите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.
С6. Анализ исторической ситуации.
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
- Князю Александру Невскому приходилось подавлять народные восстания. Однако, несмотря на это, он остался в памяти народа мудрым правителем и защитником земли Русской
- Почему Александр Невский проводил политику компромисса с Ордой?
- Назовите не менее трёх причин. Что послужило основанием для столь высокой оценки деятельности князя Александра Невского современниками и потомками? Приведите не менее двух положений.
С6. Анализ исторической ситуации.
Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание:
В середине ХIII в. великий князь Владимирский Александр Невский стремился поддерживать мирные отношения с ордынскими ханами, избегать конфликтов и не давать поводов для новых вторжений.
Назовите не менее двух попыток русских княжеств и земель проводить в середине ХIII в. Отличную от охаpaктеризованной выше политику в отношении Орды. Какие причины предопределили выбор, сделанный князем Александром Невским? Приведите не менее трёх причин.
С7. Определение общих хаpaктеристик и установление различий.
Сравните политику по отношению к Золотой Орде и католической Европе Александра Невского и Даниила Галицкого. Укажите, что было общим, а что – различным.
РАЗЛИЧИЯ 1.____________________________________________ 2.____________________________________________ |
|
1………….. 2………….. 3………….. |
1………… 2………… 3………… |
Представьте себя на месте Даниила Галицкого и Александра Невского.
Какими их действиями ты бы гордился, а за какие испытывал угрызениями совести?
V. Решение исторической проблемы.
Как теперь мы можем ответить на проблемный вопрос?
VI. Рефлексия
– Чему я научился на уроке?
– Было ли интересно?
– Каковы мои успехи?
– Готов ли я выполнить задания формата ЕГЭ части А, В, С?
VII. Итог урока. Оценки.
VIII. Домашнее задание
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ:
- Читать §9–10, изучить источники к параграфу, материалы сочинений Соловьева С.М., Ключевского В.О. по изучаемой теме.
- Заполнить таблицу «Феодальная война» (дата/событие);
ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ:
- Подготовить картинный пересказ «Куликовская битва».
- Написать эссе: Феодальные войны в Европе и на Руси.
- Творческое задание: Подготовить краткую хаpaктеристику (можно использовать любую форму: видеофильм, компьютерная презентация, web-квест, анимация и т.д.) одного из князей Руси периода феодальных войн.
Диагностическая карта учащегося представлена в Приложении 6.
Данная работа - взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа - один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее....
18 03 2024 6:12:43
Урок истории в 8-м классе "Движение и выступление декабристов" является первым в разделе "Начало правления Николая I", поэтому важным было проявить интерес учащихся к яркому и в то же время жестокому событию начала его правления - восстанию декабристов. Подготовка к уроку дала возможность учащимся реализовать свои возможности при самостоятельной работе с научной, мемуарной, справочной литературой, а также и при подготовке презентации. ...
17 03 2024 6:50:13
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
16 03 2024 1:36:22
Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....
15 03 2024 3:56:18
Цель: формировать духовное и физическое здоровье человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России. ...
14 03 2024 0:54:45
Интегрированный урок технологии, истории и краеведения в 9-м классе рассказывает о постройках Башни Братского острога. ...
13 03 2024 4:48:24
Данная работа проведена в форме игры. Основные цели работы: проверить знания фактического материала, знание дат, понятий, имен; развивать навыки работы с картой, компьютером, делать самостоятельные выводы; воспитание толерантности, коллективизма, чувства сопереживания, активизировать интерес к мировой культуре и религии как ее составной части. ...
12 03 2024 15:32:15
Урок разработан для 11-го класса социально-гуманитарного профиля. На уроке формируется представление учащихся о социальных ценностях и нормах, социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка....
11 03 2024 1:20:29
Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к ЕГЭ, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....
10 03 2024 15:37:30
Урок должен дать учащимся исторический портрет Екатерины II; познакомить с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики; показать роль дворянских привилегий; продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками. ...
09 03 2024 17:40:59
В ходе урока обучающиеся узнают о жителях родного края, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, функционировании секретной авиатрассы «Аляска–Сибирь», героической обороне Диксона, вкладе красноярцев-тружеников тыла в дело Победы. На основании изученного материала обучающиеся самостоятельно подводят итоги....
08 03 2024 0:23:33
Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного театра....
07 03 2024 3:29:17
Урок истории в 6-м классе посвящен эпохе правления Ивана IV (Грозного)....
06 03 2024 19:35:47
Урок посвящен изучению периода эпохи дворцовых переворотов в истории России. На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся раскрывают причины череды дворцовых переворотов после cмepти Петра Великого, дают хаpaктеристику правителей Российской Империи, хаpaктеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и делают вывод о влиянии смены власти на развитее страны. Результатом учебного проекта является создание публикаций, сравнительных таблиц, дидактического материала....
05 03 2024 5:25:57
Урок совершенствует умение анализировать исторические источники, критически относиться к сведениям, содержащимся в летописях. В основе лежит системно-деятельностный подход. Элементы модерации, проблемного обучения, технология проблемного диалога активизируют учебно-познавательную деятельность учащихся, формируют готовность к саморазвитию....
04 03 2024 6:16:57
Сценарий игры построен на основе известной телевикторины «Своя игра». Возможность выбора посильного задания создаёт на уроке «ситуацию успеха» для каждого пятиклассника. ...
03 03 2024 4:54:26
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Активизировать работу с одарёнными детьми позволяет использование инновационных технологий, позволяющих достичь высоких результатов при изучении истории для детей с разными способностями....
02 03 2024 9:31:29
Задачи урока: охаpaктеризовать социальную и экономическую жизнь Челябинска на рубеже ХIХ–ХХ веков; соотносить изменения в жизни города с основными направлениями реформ С.Ю.Витте....
01 03 2024 2:57:19
Пребывание декабристов оставило заметный след в истории города. Чиновничий Тобольск никогда не видел сразу столько блестяще образованных людей. Это не удивительно, если учесть, что "цвет всего, что было образованного в России, - как писал А.Герцен, - отправлено в Сибирь", а Пушкин, говоря о пребывании декабристов за чертой Уральских гор, назвал Сибирь "страной умных людей". ...
29 02 2024 10:16:46
В данном материале представлена разработка урока с использованием активных форм обучения и технологии критического мышления. Цель урока: сформировать представление о трудностях торговли, важнейших путях и центрах международной торговли в Европе. Развивать умения анализировать и работать с учебником....
28 02 2024 9:22:31
Элективный курс расширят знания по разделу "Великая Отечественная война". Актуальность программы определяется тем, что в учебниках по отечественной истории этойпроблеме уделяется мало часов. Учащиеся получают навыки отстаивать различные точки зрения на ход войны, опираясь на фактический материал. Курс воспитывает у учащихся патриотизм, любовь к родине....
27 02 2024 10:16:22
Цели урока: познать хаpaктерные черты богов древних египтян; сформировать представления о богах Египта; воспитать интерес к истории Древнего мира....
26 02 2024 16:58:26
Гражданское общество - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания. Она может быть использована для работы с детьми старшей возрастной группы в общеобразовательных и начально-профессиональных учебных заведениях. Содержит рекомендации по проведению дискуссий на важные политические темы. ...
25 02 2024 23:50:33
Цель урока: познакомить учащихся с детством царя, его воспитанием, сформировать представление о личности Александра I; хаpaктеризовать первые реформы императора периода «Дней Александровых прекрасное начало»; рассказать о причинах назначения «Негласного комитета»; развивать навыки анализа документов, выделения главного, работы с тестовыми заданиями....
24 02 2024 13:20:31
На уроке происходит отработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории....
23 02 2024 5:38:24
Ефремовский край богат знаменитыми именами людей, стремившихся обратить свои взоры на историю родного края, приобщая к этому других. Один из них – Ге opгий Владимирович Любомудров. Учитель-энциклопедист всю свою долгую жизнь посвятил обучению детей ботанике, зоологии, химии, астрономии. Стоял у истоков создания Ефремовского общества краеведов. ...
22 02 2024 2:21:48
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX в. сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса. На уроке используются различные формы, методы и приемы работы с учащимися, современные педагогические технологии....
21 02 2024 22:50:18
Данная игра рассчитана на учащихся старших классов, но её можно использовать и на факультативах по истории. В игре принимают участие несколько комaнд. Учитель напоминает ученикам правила игры и объявляет, что она состоит из 14 раундов....
20 02 2024 8:49:10
Предлагается разработка урока (учебник Е.В. Пчёлова «История России. XVII-XVIII вв.» издательство «Русское слово»). Тип урока – урок изучения нового материала. В основе занятия лежит использование технологии проблемного обучения, работа с историческими документами и применение технологии компьютерных презентаций, созданных посредством программы Microsoft PowerPoint. Форма урока - групповая работа. Прилагаются документы и презентация. ...
19 02 2024 12:53:51
Метод исторической реконструкции, очень актуален, т.к. позволяет детям погрузиться в мир Средневековья, получить представление об образе рыцарей Средневековья, расширить горизонты познания. Разработанная модель урока может быть применена учителями 10-х классов как возможный вариант изучения темы по Всемирной истории....
18 02 2024 0:36:27
На занятии происходит знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Гумилева, его вкладом в историческую науку....
17 02 2024 15:25:47
Смутное время в России - сложный переходный период в истории страны, а также исторический материал, изобилующий фактологической основой. Представленный урок является одним из вариантов разбора этой темы в условиях временных ограничений (2 часа по плану); а его форма позволяет наиболее эффективно решить задачи личностно-ориентированного обучения и как его составляющей технологии критического мышления....
16 02 2024 12:55:18
Урок изучения нового материала и обучения учащихся постановке вопросов к тексту. Приведены образцы вопросов: их после изучения темы могут сформулировать как сами учащиеся, так и учитель. Вопросы предназначены для простого повторения и закрепления темы, так и для более глубокого ее изучения с привлечением дополнительной литературы. Самостоятельная постановка учащимися вопросов позволит им совершенствовать умение постановки к первоисточникам....
15 02 2024 16:47:36
На примере восстания Спартака раскрыть цели, причины начала и поражения участников антирабовладельческой борьбы; подчеркнуть историческое значение восстания; познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, учебными наглядными пособиями. На уроке используется презентация. ...
14 02 2024 7:36:43
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
13 02 2024 4:50:49
Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....
12 02 2024 13:29:14
Занятие направлено на формирование патриотических чувств у молодежи, воспитание ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа к историческому наследию. Оно рассказывает об основных событиях Великой Отечественной войны, о нащих земляках – участниках войны и тружениках тыла....
11 02 2024 8:31:11
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
10 02 2024 3:27:17
В ходе занятия дети узнают о причинах союза светской и духовной власти, изменений роли Русской православной церкви в возвышении Москвы в XIV веке....
09 02 2024 10:55:55
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
08 02 2024 22:51:20
Образовательная цель урока — расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; на конкретных примерах показать восстановление «железного занавеса» в духовной сфере; перечислить достижения отечественной культуры первых послевоенных лет. ...
07 02 2024 21:43:31
Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету "Право" включает в себя вопросы, задания, которые в компактной форме раскрывают наиболее актуальные вопросы, а также содержит ряд дополнительных сведений, позволяющих учащимся расширить и углубить знания по предмету, получить более полное представление о правосознании. ...
06 02 2024 10:14:25
В ходе проблемного урока с элементами игрового моделирования учащиеся должны познакомиться с возрастающей ролью информации в жизни человека и ее влиянием на общество, научиться видеть различные, противоположные стороны одной той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию, узнать, с какими проблемами приходится сталкиваться людям в условиях информационного бума....
05 02 2024 6:52:27
В условиях совершаемого развития мировой цивилизации всё острее встают перед человечеством глобальные проблемы. Комплекс глобальных проблем при их детальном рассмотрении помогает показать глобализацию современной цивилизации, взаимоответственность всего человечества как перед ныне живущими поколениями, так и последующими....
04 02 2024 18:26:55
Урок обобщения материала по теме "Россия в конце XVII - начале XVIII в. Форма урока - урок-суд, на котором закрепляются знания учащихся по данной теме, развивается познавательная активность как деятельность ученика, направленная на поиск и переработку информации, а также формируются навыки самообразовательной деятельности учащихся. ...
03 02 2024 11:13:24
На занятии решается сразу несколько воспитательных и развивающих задач, таких как правовое воспитание, воспитание гражданских качеств личности, развитие устной речи, развитие ораторских способностей. Игровая форма деятельности способствует повышению интереса обучающихся к правовой культуре России....
02 02 2024 23:44:34
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
01 02 2024 2:22:40
Такие уроки-игры являются хорошим помощником учителя. Используя по каждому классу определенную систему игр, можно добиться прочных, осознанных знаний. Данный урок в форме КВН лучше использовать в средних классах. В старших классах необходимо усложнять игровой материал, используя новые формы игры (дебаты, диспуты и другие). ...
31 01 2024 12:22:33
Деловая игра "Выборы" носит обучающий хаpaктер и призвана способствовать росту правовой и политической культуры учащихся как правосубъективных граждан Российской Федерации в осуществлении их политических прав. В ходе игры происходит формирование навыков участия в избирательном процессе, учащиеся изучают правовую базу избирательного процесса, активизируется их гражданская позиция и ответственность за совершаемый выбор. Наряду с учащимися 9-х классов в процессе деловой игры принимают участие ученики 10-11-х классов и работники образовательного учреждения. ...
30 01 2024 19:25:12
Цель: поиск эффективных и доступных способов обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Материал систематизирован, адаптирован и апробирован на пpaктике. Представлены специфические приемы обучения слабослышащих школьников, которые формируют ценностные ориентиры учащихся среднего звена, разносторонне развивают школьников и могут быть рекомендованы для использования в общеобразовательных школах и школах I–II-го вида....
29 01 2024 15:31:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::