История Русской Православной церкви (I–II периоды)
Цели урока:
- уяснить, какую цель имело принятие православного христианства на Руси, объяснить особенности новой религии по сравнению с язычеством, оценить значение принятия христианства при князе Владимире для социально-политического развития государства, объяснить огромную роль и принципиальность этого шага в истории Русского государства, роль теории “Москва-третий Рим” в образовании российского централизованного государства;
- содействовать развитию мыслительных способностей учащихся, включающих в себя знания, умения и навыки таких гуманитарных дисциплин, как история, литература, обществознание,
- формировать умение излагать и аргументировать собственные суждения;
- приобщать учащихся к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к обычаям и традициям.
Оборудование: карты: “Киевская Русь .1Х-Х11 вв.”, “Образование и расширение Российского государства (Х1У-ХУ1вв.)”, портретная галерея; компьютерные диски “Россия на рубеже третьего тысячелетия”, “Энциклопедия. История России”, “История России. ХХ век”
План изучения темы:
1. Современное деление русской церковной истории.
2. Крещение Руси.
3. Церковь в период монголо-татарского ига.
4. Становление автокефалии РПЦ.
5. “Москва – третий Рим”.
6. Иосифляне и “нестяжатели”.
7. Учреждение патриаршества.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы урока, запись в тетради. Знакомство с планом урока, формулировка целей учащимися.
II. Изучение нового материала.
1. Современное деление русской церковной истории.
Вступительное слово учителя.
Русская Православная Церковь (РПЦ) разделяла судьбу народа и государства, как в трагические годы, так и в блестящие, славные эпохи. Церковную историю принято делить на шесть периодов.
Первый период: 988 – 1448 гг. – Русская Православная Церковь в юрисдикции Константинопольского патриархата.
Второй период: 1448 – 1589 гг. – автокефалия Русской митрополии.
(Объяснить новые слова, приложение).
Третий период: 1589 г. – началоХУ11 в. – патриаршество.
Четвертый период: начало ХУ111 в.- 1917г. – синодальный.
Пятый период: 1917 – 1988 гг. – Русская Православная Церковь в условиях атеистического государства.
Шестой период: с 1988 г. до наших дней.
Запись в тетради основных периодов.
2. Крещение Руси.
Лекция с элементами беседы.
Какая религия была государственной до принятия христианства?
Вспомнить, что говориться в “Повести временных лет” о выборе веры князем Владимиром? (дополнительный материал, иллюстрации из “ПВЛ”, терная энциклопедия)
Каковы главные отличия христианства от язычества?
Какие прогрессивные явления принесло христианство на Русь?
Какие страны Европы принадлежали к православному миру, какие к католическому?
Рассказать о развитии инфраструктуры христианской церкви на Руси. (Дополнительные материалы).
3. РПЦ во времена монголо-татарского ига.
Что такое иго?
Установление над Русью политического господства завоевателей несколько изменило положение церкви. Она, так же, как и князья, стала вассалом ханов. Но вместе с тем русские, иерархи получил
и возможность отстаивать свои интересы в Орде независимо от княжеской
власти, что сделало их активными участниками политической борьбы на Руси. Этому способствовало и лояльное отношение монголов ко всем религиозным культам и их служителям, и освобождению последних от уплаты дани в орду, которую платили все другие подданные Монгольской империи. Данное обстоятельство ставило РПЦ в привилегированное положение, но за это она должна была признать власть хана как данную от бога и призвать к повиновению ей. Х111 век стал временем решительного проникновения христианства в массы населения (народ искал защиты и покровительства у бога), и страшные десятилетия завоевания и ига, вероятно, способствовали этому процессу.
После Куликовской битвы отношения Руси с Ордой приобрели иной хаpaктер. Власть монголо-татар на Руси значительно ослабевала, и выказывание ханами расположения к РПЦ утратило смысл.
Когда была Куликовская битва?
Роль Сергия Радонежского в подготовке к битве. Сообщение учащихся. Работа с документом. (Приложение).
Значение Куликовской битвы?
Возрождение Русского государства после страшных испытаний монголо-татарского ига, духовный подъем в эпоху, которая проходила под знаменем преподобного Сергия Радонежского, не могли не обусловить столь же мощных сдвигов и в области культуры. Время правления великих князей Ивана 111 и Василия 111 хаpaктеризуется активным формированием новой идеологии московских великокняжеских властей. Этот процесс завершился созданием классической формулы “Москва – третий Рим”.
В 1439 г. произошла т.н. Флорентийская уния, соединявшая православную и католическую церковь. Однако в Москве ее не приняли. Москва тогда впервые осознала себя единственной хранительницей истинного православия. Это привело к утверждению автокефалии РПЦ.
Какие выгоды московским властям давала независимость митрополита от Константинополя?
Что изменилось в положении самой церкви?
4.Становление автокефалии РПЦ. Работа со словарем. (Приложение). Объединению русских земель способствовала и православная церковь. В 1448 году по предложению Василия 11 Собор русского духовенства в Москве назначил митрополитом Иону без санкции Константинопольского патриархата. А вскоре после падения Константинополя под натиском османов в 1453 году выбор митрополита окончательно стал делом Великого князя Всея Руси; русская церковь стала автокефальной. Это ознаменовало конец зависимости русской церкви от Константинопольской патриархии. Однако Московская митрополия попадала в прямую зависимость от великокняжеской власти, ибо только она могла защищать интересы митрополии в общерусском масштабе и поддержать ее авторитет в борьбе за чистоту православной веры.
5. “Москва – третий Рим”. Концепция “Москва – третий Рим” - политическая теория, которая должна была оправдать притязания правителей Московского государства на особое положение в православном мире. Выдвигала Москву как политический и церковный центр мирового значения. В теории проводилась идея о том, что Россия – законная преемница павшей под ударами турок Византии и даже Римской империи, где некогда зародилось христианство. Провозглашала истинной религией православие, а ее носителем объявляла Москву – Третий Рим. Крушение двух предшествовавших Римов объяснялось слабостью веры. В Москве же крепость веры была сильна. Отсюда известная формула: “Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать”. Теория нашла наиболее полное выражение в посланиях псковского монаха Филофея (1520-1530) к великому князю Василию 111. Эта теория стала своего рода идеологическим барьером экспансии римской католической церкви, стремившейся расширить свое влияние и на Россию. Она консолидировала все славянские народы, способствуя их стремлению к единству, укрепляя дух южных славян, оказавшихся под османским игом. Играя достаточно заметную роль на протяжении почти трех столетий, теория утратила значение к концу У11 века.
6. Иосифляне и “нестяжатели”. В 1502 – 1504 гг. развернулась борьба нестяжателей и иосифлян. Работа со словарем. Запись в тетради.
Идеологом нестяжателей был основатель монастыря на реке Сорке Нил (Сорский), считавший, что необходимо поднимать авторитет церкви путем строгого исполнения правил и обрядов, аскетического образа жизни. Нил осуждал стяжание церковью богатств, в том числе , владение землями. (Сторонники Сорского получили название “нестяжатели”).
Нестяжателям противостояли иосифляне – сторонники игумена Волоцкого монастыря Иосифа, который настаивал на необходимости для церкви иметь большие материальные средства.
В 1503 году собрался церковный собор, на котором, по инициативе Ивана 111 был поставлен вопрос об отказе церкви от землевладения. Однако вскоре великокняжеская власть повернула от поддержки нестяжателей к политике предоставления церкви широких имущественных привилегий.
Победа иосифлян во многом определила дальнейшую политику церкви в отношении царской власти. Церковь все более и более поддерживает идею самодержавной власти.
7.Учреждение патриаршества. Одним из главных событий периода Московской митрополии было венчание на царство Иван У1 митрополитом Макарием в 1547 году и утверждение царского титула Константинопольским патриархом в 1560 году. Значительным рубежом стали канонизационные соборы 1547 – 1549 годов и Стоглавый собор, подтвердившие духовную зрелость РПЦ и явившиеся необходимой вехой в истории церковной самостоятельности.
Стоглавый собор состоялся по инициативе царя и митрополита Макария. Название получил по сборнику принятых решений из 100 глав. Имел значение для укрепления централизованного аппарата власти. На соборе были оформлены некоторые правила и нормы церковной жизни и основы религиозного культа. Собором было предусмотрено создание специальных училищ для подготовки священников и школ для мирян.
В целом для московской митрополии ХУ1 век стал временем собирания и упрочения собственных церковных традиций. Конечная веха периода – Московский собор 1589 года, на котором был утвержден Московский патриархат, что на каноническом уровне утвердило самостоятельность РПЦ. Учреждение патриаршества согласно уложенной грамоте, состоялось по инициативе царя на Соборе, происходившем с участием константинопольского патриарха и греческого духовенства, что свидетельствовало о сохранении канонического единства с вселенским центром православия.
III. Закрепление.
Назвать основные этапы истории РПЦ.
Какова роль Сергия Радонежского в победе на поле Куликовом?
Когда было введено патриаршество на Руси?
IV. Домашнее задание
.Записи в тетради, индивидуальное задание: подготовить сообщение о Гермогене, Никоне, Аввакуме.
Приложение
Урок призван закрепить теоретические знания учащихся по семейному праву, развивать и формировать познавательный интерес к разным областям жизни человеческого общества, научить ориентироваться в семейном законодательстве. Урок воспитывает потребность осознанно пользоваться принципами семейного права, научиться принимать самостоятельные решения по пpaктическим правовым ситуациям. ...
18 03 2024 23:37:34
На уроке изучается понятие "социальный конфликт", его сущность, развиваются аналитические способности, воспитывается умение общаться с людьми. ...
17 03 2024 0:12:59
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
16 03 2024 1:20:15
Урок с целью укрепления представлений о сущности крестьянской реформы 1861 года. Разбор основных положений реформы, уяснение значения отмены крепостного права....
15 03 2024 14:46:38
Урок нацелен на то, чтобы определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества. Учащиеся узнают, что такое «профсоюз», каковы принципы его построения и функционирования. Также рассматривается ход развития профсоюзного движения в России. Раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества....
14 03 2024 10:13:12
Тема урока актуальна в наши дни. Граждане России имеют возможность свободного выезда за пределы страны. В этих условиях важно знать свои юридические права по вопросу приобретения гражданства. Материал урока способствует пониманию духовно-нравственного смысла понятия гражданства....
13 03 2024 2:31:49
Уватский район – самый северный район юга Тюменской области. Общая площадь его территории составляет 48 320,9 км². Граничит на севере и северо-востоке с Ханты-Мансийским автономным округом, на юго-западе с Тобольским районом, на юге – с Вагайским районом и Омской областью, на небольшой части на востоке – с Томской областью. Предложенный видеоролик – небольшой рассказ о этой земле....
12 03 2024 22:18:27
Обобщающие уроки в форме игры позволяют привить учащимся интерес к биологии, активизировать их познавательную деятельность на уроке, сделать процесс обучения наиболее результативным. Занятие поможет в ходе обобщения привести знания учащихся в систему и выявить уровень усвоенности изученного материала....
11 03 2024 1:12:30
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
10 03 2024 15:14:44
Цели и задачи игры: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по теме. ...
09 03 2024 9:45:45
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
08 03 2024 23:35:41
Урок обществознания построен на основе проектно-исследовательской, а также групповой формы работы. Такие методы работы апробированы и всегда дают хорошие результаты по мотивации учеников к теме урока. Заполнение рабочих листов позволяет закрепить изученный материал и лучше его понять. Лицевые счета на уроках побуждают ребят к максимальному участию в работе....
07 03 2024 9:26:53
Цели урока: ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия "свобода"; анализ некоторых философских, социально-политических, мopaльно-этических проблем, имеющих не только общественно-философский, но и глубоко личностный смысл; выявление различных подходов к решению этих проблем. ...
06 03 2024 6:40:39
Цель игры: повторить и обобщить знания учащихся по теме "Политика"; познакомиться с заданиями ГИА по этой теме; развивать навык групповой работы и с заданиями в форме ГИА....
05 03 2024 6:30:30
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
04 03 2024 3:28:27
На уроке истории должны быть созданы условия для развития умения осмысливать исторические факты и явления; развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, выражении собственной позиции; приобщения учащихся к культурному наследию прошлого. Урок должен способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности, целесообразно использовать вариативные образовательные технологии, составной частью которых может стать работа с историческим документом. ...
03 03 2024 7:51:39
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
02 03 2024 20:34:35
Элективный курс рассчитан на 16 часов изучения в рамках профильного обучения. Повышает знания по истории; развивает интерес к изучению истории России; помогает в подготовке к экзамену по истории....
01 03 2024 13:27:26
Предлагается контрольная работа по пройденному материалу: жизнь первобытных людей, жизнь жителей Египта и Древнего Двуречья: их внешность, занятия, отношения между людьми....
29 02 2024 5:53:13
Предложенное занятие - промежуточное в теме "Политическая жизнь современного общества". В теме занятия выделяется шесть блоков, две отрасли права были заданы в опережающем домашнем задании двум учащимся, остальные получили задание по этим же отраслям подготовить вопросы. На занятии студенты вступают в дискуссию. ...
28 02 2024 10:42:31
На данном уроке используются различные формы деятельности учащихся: работа с учебником, документами, исторической картой, схемой, ПОПС-формулой, разными видами творческих заданий. Автор сознательно ограничился использованием только «традиционных» форм, так как применение различного вида «технологических инноваций» пока еще ограничивается ситуативными возможностями многих образовательных учреждений. ...
27 02 2024 13:48:25
Урок построен в технологии системно-деятельностного обучения, предполагающей применение таких методов и форм работы на уроке, как: методы наглядной передачи информации и её зрительного восприятия, методы передачи информации с помощью пpaктической деятельности. Цель урока – повторить и закрепить ранее изученный материал, опираясь на основные понятия, термины и имена (Венский конгресс, консульство, континентальная блокада, Наполеон Бонапарт, реставрация Бурбонов, «Сто дней»)....
26 02 2024 0:26:48
Цель урока: формировать и воспитывать гуманистическое мировоззрение, гражданственность, любовь к Родине, политическую и правовую культуру; научить получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней, применять полученные знания. Познакомить учащихся с положениями Конституции РФ и доказать, что они соответствуют нормам международного права; с Информационно-правовой системой, показать её пpaктическое применение. ...
25 02 2024 23:58:10
Общешкольное мероприятие для учащихся 7–11-х классов. Его педагогическая целесообразность его заключается в обеспечении формирования творческой деятельности, формировании нравственно-патриотического воспитания, умения работать в комaнде. Мероприятие достаточно ценно и актуально в наше время, так как военная тема не интересна современным подросткам 13–15 лет и, чтобы привлечь их внимание, необходимо чаще и больше говорить о прошлом нашей Родины, гордиться её героями....
24 02 2024 6:13:18
Учащимся 6-х классов трудно усвоить понятия «свобода», «закон», «парламент», поэтому на уроке используется большое количество наглядного материала: презентация учителя, презентации учеников; устанавливается связь с современностью (например, с российским парламентом). Уровень усвоения материала урока проверяется тестом....
23 02 2024 14:43:18
В качестве домашней работы был предложен социологический опрос, который помог заинтересовать учащихся темой еще до начала урока. Основной формой работы учащихся стала работа с документами. Данная форма работы позволяет самостоятельно анализировать и обобщать имеющуюся информацию, определять свое отношение к ней, формировать свою гражданскую позицию. ...
22 02 2024 21:33:59
Урок истории в 6-м классе посвящен эпохе правления Ивана IV (Грозного)....
21 02 2024 21:32:28
Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....
20 02 2024 16:50:48
Урок по теме: «Какой ценой?» проводится в 8-м классе после изучения на уроке литературы рассказа Роберта Шекли «Абсолютное оружие». На занятии и в ходе подготовки к нему у учащихся воспитывается отношение к человеческой жизни как главной ценности общества. В ходе коллективной работы дети приходят к выводу, что не всегда цель оправдывает средства....
19 02 2024 0:30:52
Занятие призвано продолжить знакомство с одним из наиболее важных политических прав граждан РФ – правом на участие в управлении делами государства, направлено на повышение интереса к институту выборов школьников; воспитание у подростков активной жизненной позиции....
18 02 2024 8:26:45
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
17 02 2024 3:50:47
В методической разработке представлен повторительно-обобщающий урок в 7-м классе. Урок направлен на отработку умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями; используются разнообразные формы и методы проверки знаний учащихся. Различные формы работы обеспечивают хороший ритм урока, активность учащихся в течение всего занятия. Каждый учащийся имеет возможность проверить свои знания по данной теме и проявить творческие способности. Урок направлен на развитие понимания и осознания зависимости самостоятельной деятельности учащихся и возможности роста....
16 02 2024 15:49:24
Проблемно-проектная дискуссия с элементами ролевой игры «Единство — основа независимости российского народа». Основная цель дискуссии — сформировать у учащихся многоплановый образ национальной идеи Российской Федерации. Данное мероприятие способствует воспитанию личности, для которой самыми «престижными» будут такие вечные ценности, как патриотизм, гражданственность, честность и ответственность....
15 02 2024 13:35:26
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
14 02 2024 19:59:44
Комбинированный урок в игровой форме изучает события русской истории XVI века, деятельность Ивана Грозного, понятия «крепостное право», «опричнина», «опала», «всполье». Учащиеся овладевают исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками, учатся применять знания, высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию. Форма обучения – групповая....
13 02 2024 15:32:54
Семинар с элементами ток-шоу, основанный на технологии проектной деятельности. Урок посвящен событиям и последствиям периода 20–30-х годов XX века в истории России и рассчитан на работу в течение двух академических часов (спаренный урок истории) в 11-м классе....
12 02 2024 21:29:10
Урок дает представление о событиях начала XVII века. Во время урока дети прикасаются к священным страницам истории, к героическому прошлому нашей Родины, переносятся на четыре века назад, узнают, что за событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года в России....
11 02 2024 20:41:58
На уроке рассматриваются актуальные проблемы молодежи. Обсуждаются такие вопросы, как особенности молодежи как социальной группы, социализация молодежи и нравственные ценности, хаpaктерные для нее как для молодого поколения. Учащиеся выполняют задания ЕГЭ (части А, В, С) разного уровня сложности. Урок представляет собой синтез семинарского занятия с элементами дискуссии (анализ текстов, афоризмов о молодежи и юношестве, ценностных ориентиров и нравственных идеалов молодежи и т. д.)....
10 02 2024 21:58:59
Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Цели урока: расширить представление учащихся о рабстве, помочь им осознать положение рабов в Древнем Риме; формировать непримиримое отношение к угнетению человека человеком; развивать у школьников критически анализировать информацию. ...
09 02 2024 8:25:39
Урок–представление «Защита десятилетия», где даются экономическая, политическая хаpaктеристики, а также особенности культурного развития исторического периода страны с 1980 по 2008 г., способствует более глубокому осознанию эпохи и позволяет акцентировать внимание учащихся на важнейших достижениях страны. ...
08 02 2024 0:35:34
Проблемный урок с элементами исследования первоисточников и элементами мультимедиа по теме итогов войны за независимость в США. Исследуются такие важные документы в истории США, такие как «Декларация независимости США», «Билль о правах», Конституция 1787 года. ...
07 02 2024 5:38:19
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...
06 02 2024 5:27:48
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
05 02 2024 9:43:58
В статье определяется сущность понятия «холодная война», выясняются причины этого явления, определяется влияние внешних факторов на внешнюю политику СССР в послевоенный период, отpaбатываются лексико-грамматические навыки и переработки информации....
04 02 2024 10:51:51
Здоровье детей можно рассматривать как педагогическую категорию. Создание условий здоровьесбережения детей на уроке позволит оптимизировать процесс формирования ключевых компетенций учащихся. Целью работы является достижение качественного образовательного результата (формирования ключевых компетенций учащихся) через обеспечение условий сохранения здоровья детей. ...
03 02 2024 6:17:15
Урок является вторым в блоке «Древняя Индия». Формы и методы работы на уроке позволяют не только изучить новый материал, но также повторить и закрепить все изученное по теме. У учителя есть возможность оценить знания всех учеников класса. Использование игр вызывает интерес к теме и предмету. ...
02 02 2024 23:59:36
Задания помогут студентам ответить на дискуссионные вопросы по теме "Первая мировая война", обратившись к соответствующим историографическим и конкретно-историческим источникам. При этом предлагаемые для анализа документов примерные вопросы и задания имеют своей целью помочь формированию умений и навыков исследовательской работы....
01 02 2024 20:28:47
Автор использует чувственную рефлексию через ассоциации, рисунки, символы, стихи, синквейны. Составление кластера и его осмысление развивает критическое мышление, ученик анализирует информацию, активен в учебной деятельности. В процессе формирования культуры познавательной компетентности учащиеся учатся учиться. ...
31 01 2024 8:22:53
Урок является первым в блоке "Времена Российской империи. XVIII – начало XIX в.". Его главная цель – сформировать у учащихся образ преобразований Петра Великого. Реформы Петра I коснулись всех сторон общественной и экономической жизни России. Россию стали уважать, с ней стали считаться, она получила выход ("прорубила окно") в Европу. Россия стала великой державой. ...
30 01 2024 2:29:19
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...
29 01 2024 4:22:56
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::