Тема урока "Была ли неизбежна 1-я мировая война?" (11-й класс)
Пояснительная записка
С этого урока начинается изучение темы «Первая мировая война». Он занимает особое место в курсах истории России и всеобщей истории. В конце – XIX начале ХХ веков сформировались геополитические интересы великих держав, оказавшие влияние на судьбы мира, наметился круг проблем, которые человечество решало в ХХ столетии. Чтобы определить мотивы внешнеполитической деятельности государств, необходимо изучить экономические, политические и социально-культурные аспекты их развития.
Учитывая важность темы и большой объем анализируемого материала, в классах с высоким уровнем познавательных возможностей желательно затратить 2 часа на изучение данных проблем, использовав время уроков, где подается в основном информативный материал, овладеть которым учащиеся могут самостоятельно.
Поскольку урок предназначен для учащихся второго концентра исторического образования, то он позволяет при повторном обращении к прошлому развивать познание в глубину, вычлeнять актуальные проблемы, рассуждать об альтернативах исторического пути отдельных стран, регионов, мира, о роли объективных и субъективных факторов в истории, о случайностях и общих закономерностях. Таким способом легче убедить учащихся в актуальности исторических знаний, в пользе истории как науки, научить старшеклассников критически анализировать учебные и документальные тексты.
При подготовке и проведении урока используются элементы исследовательской деятельности и игровой технологии.
Нетрадиционная форма урока – деловая игра под условным названием «Совещание разведчиков» – стимулирует познавательную активность. Образ разведчика покрыт ореолом романтики, тайны, быть приобщенным к тайне для ребят интересно.
Этапы игры
I. Подготовительный
– с учетом интересов и индивидуальных особенностей ребят формируются рабочие группы по З человека (один отвечает за сбор информации, другой оформляет отчет, третий представляет отчет на «совещании»);
– каждая разведывательная группа «забрасывается» в одну из выбранных стран (Англия, Франция, Германия, Австро-Венгрия, США, Япония) для сбора информации, ее анализа и выводов;
– перед группами ставится цель: найти союзников России, чтобы предотвратить войну или обеспечить победу. Для достижения цели необходимо решить задачи:
- узнать экономическую и военную мощь государства;
- выяснить особенности государственного устройства для определения возможности союза;
- определить социальную стабильность возможного союзника,
- выявить основные внешнеполитические мотивы деятельности государства.
Создается группа экспертов для оценки собранного материала, сделанных выводов (возможно предварительное знакомство с материалом). Этот этап занимает примерно 2 недели.
II. Подготовка аудитории
Формируется цель игры, решаемая проблема, определяются правила
III. Проведение игры
– Выступления участников совещания.
– Ответы на вопросы, возникающие в процессе обсуждения.
– Защита учащимися своих решений, выводов.
– Эксперты определяют результативность работы группы, объективность выводов
IV. Анализ, обсуждение и оценка результатов игры.
Работа оценивается по пятибалльной системе Приложение 1.
Роль учителя заключается в организации игры, в консультациях при сборе материала, в координации действий участников на уроке, если они отклоняются от цели, в контроле, разборе ошибок.
Обсуждение проблемы идет по пути моделирования различных геополитических ситуаций, в ходе которого ведется поиск основ для межгосударственных союзов. В процессе игры не стоит торопиться с формулировкой точных ответов на каждый задаваемый вопрос. Гораздо важнее заставить ребят мыслить, так как навыки геополитического анализа очень пригодятся в дальнейшем.
Внутренняя логика занятия – активизация учащихся и концентрация их внимания с помощью вопросов – подводит учеников к нужным выводам. Считаю, что данный урок цели достигает.
Тема урока: «Была ли неизбежна Первая мировая война?»
Цели урока:
- Воспитывать критичность и самостоятельность мышления, независимость оценок и суждений, терпимость к иным точкам зрения, формировать представление о возможности существования других взглядов и оценок.
- Развивать умения собирать и анализировать материалы из различных источников, относясь к ним критически, рассматривая в конкретном историческом контексте.
Формулировать независимые и взвешенные суждения, делать обоснованные заключения на основе анализа источников. - Дать конкретные знания об экономическом, политическом и социальном развитии ведущих стран мира в начале ХХ века.
Выявить наиболее значимые мотивы внешнеполитической деятельности государств.
Формировать представление о геополитических интересах великих держав.
Тип урока: формирование новых знаний
Форма урока: деловая игра «Совещание разведчиков»
Основные методы: работа с печатными источниками, словесный метод с элементами наглядности
Основные понятия: геополитика, национальные интересы, имперские интересы, «блестящая изоляция», план «Натиск на Восток», «лоскутная империя», политика «изоляционизма», планы «Великая Азия».
Наглядные пособия: настенная карта «Территориальный раздел мира 1876 – 1914 гг.», атласы «Новейшая история»
Ход урока
I. Изучение нового материала
План
- Англия
- Германия
- Австро-Венгрия
- Франция
- США
- Япония
Оформление доски
Геополитика. Начало ХIХ века
Проблемное задание
Противостояние двух блоков породило первую мировую войну. Но была ли она неизбежной?
Может быть, если европейские державы сгруппировались как-то по-иному, создали бы другие по составу коалиции, войны можно было избежать. Как могло случиться, что Россия заключила союз с недавними противниками?
Задача разведывательных групп: найти те государства, с которыми союз России был бы возможен и нужен
Отчет группы, работавшей с источниками по истории Англии
Вспомогательные вопросы учителя, учеников |
Тезисы выступающих |
– Почему Англия
предпочитала положение «блестящей изоляции»? – Мог ли сложиться естественный союз держав, в которых правили Николай II, Вильгельм II, Эдуард VII – близкие родственники? – Почему подданным Великобритании мог не понравиться союз с Россией? – Почему Лондону лучше было видеть Россию в Константинополе, чем Германию в Персидском заливе? – Какие общие цели могли объединить Англию и Россию? |
• Англия – одно из самых могущественных государств мира (особенно в 1837-1901 гг.) • Социальные реформы Ллойд Джорджа делали английское общество стабильным • Особую роль играла колониальная политика: а) успешная англо-бурская война 1899-1902 гг. б) но нерешенный ирландский вопрос мог всплыть в период войны и ослабить Англию • Англия сначала предпочитала сохранять положение «блестящей изоляции», но активные действия Германии на Балканах, строительство железной дороги Берлин – Багдад – Персидский залив заставили отказаться от «блестящей изоляции» Англия будет воевать чтобы: 1) защитить подступы к своим колониям и сферам влияния (Ирану, Индии) 2) усилить свое влияние во владениях слабевшей Османской империи (в Иране, Аравии, Палестине) |
Вывод. Союз с Англией выгоден для России и возможен 1) Англия – могучее государство с самым сильным флотом 2) монархические государства 3) Николай II и Эдуард VII – родственники (кузены) 4) англо-русские противоречия на Ближнем Востоке можно урегулировать, т.к. в Лондоне считали, что «лучше видеть Россию в Константинополе, чем Германский военный арсенал в Персидском заливе» |
Отчет группы, работавшей с источниками по истории Германии
– В чем опасность для Германии союза Франции, России и Австро-Венгрии? – Почему война с Россией приведет, по мысли Бисмарка, Германию к поражению? – Канцлер Брюлов заявил: «Мы требуем и для себя места под солнцем». Что означает это высказывание? – Почему геополитические интересы Германии и России важнее династических, экономических и традиционных политических связей? – Почему Вильгельм II не боялся войны на два фронта? |
• После франко-прусской войны образовалась единая Германская империя, усиленная за счет аннексии Эльзаса и Лотарингии • Темпы экономического развития выше, чем у Англии • Создание Пангерманского союза, объединившего консерваторов и национал-либералов с военщиной и шовинистическими кругами • Строительство стратегической железной дороги Берлин – Багдад – Персидский залив и необходимость обеспечить безопасность этой трассы, включая ее сербский участок и Черноморские проливы. Здесь неминуемо произойдет столкновение геополитических интересов России и Германии • Милитаризм (в 1913г. – 1/2 всех расходов - военный бюджет) • Строительство флота (вторая после Англии морская держава) • Экспансия в Переднюю Азию и на Ближний Восток • Реформы Бисмарка и «эра рабочего законодательства» делали общество достаточно устойчивым • Бисмарк – осторожный политик, главной целью своей дипломатии ставил недопущение союза Франции, России и Австро-Венгрии • Бисмарк предупреждал об опасностях войны с Россией • Разработан план «натиск на Восток» («Дранг нах Остен»), направлен и против России с целью захвата её плодородных земель и полезных ископаемых. |
Вывод. До 1888 г. союз с Россией был возможен в силу тесных экономических, династических и традиционных политических связей. С приходом к власти Вильгельма П и отставки Бисмарка союз становится невозможным. |
Отчет группы, работавшей с источниками по истории Австро-Венгрии
– Почему союз России и Австро-Венгрии невозможен? – На чем может быть основан союз Германии и Австро-Венгрии? |
Союз с Австро-Венгрией для России невыгоден. • Австро-Венгрия отставала от великих держав в области экономики • В наиболее развитых землях Австрии и Чехии ведущую роль играл немецкий капитал, а это неминуемо ориентировало Австро-Венгрию на союз с Германией • Австро-Венгрия оставалась «лоскутной империей», а это порождало межнациональные и межрелигиозные конфликты и ослабляло империю • Экспансия Австро-Венгрии на Балканы для упрочения единства государства • Октябрь 1908 г. присоединены к Австро-Венгрии Босния и Герцеговина – бывшие турецкие провинции, населенные в основном сербами и хорватами. • Стремление подчинить Сербию, к которой тяготели многие южные славяне, обитавшие на территории империи. |
Вывод. Балканы, а особенно Сербия (православное государство), были стратегическим плацдармом России в борьбе за овладение Черноморскими проливами, за свободный выход в Средиземное море. Столкновение России и Австро-Венгрии в случае войны неминуемо. |
Отчет группы, работавшей с источниками по истории Франции
– Смогла бы Россия остаться нейтральной в случае войны? – Почему Россия была уверена, что не останется в одиночестве в войне с Германией и Австро-Венгрией? – Существовали ли между Францией и Россией серьезные конфликты геополитических интересов? – Почему Франции был выгоден союз именно с Россией? – Был ли союз России и Франции взаимовыгодным? |
• В конце ХIХ – начале ХХ в.в. темпы экономического развития Франции снизились, но все же она сохраняла статус великой державы. • Республиканская форма правления должна затруднить контакты с монархической Россией. • Многопартийность, приводившая к созданию коалиционных правительств, делала политическую систему Франции неустойчивой (с 1900 по 1914 гг. во Франции сменилось 13 правительств). Союз России и Франции был невозможным и невыгодным После поражения во франко-прусской войне и потере Эльзаса и Лотарингии, во Франции широко распространилась идея «реванша», за проигранную войну. Именно в это время начинается сближение Франции и России в области культуры (французы, познакомились с русской литературой и музыкой). С 70-х годов ХIХ в. началось активное проникновение французского капитала в Россию, который занял первое место среди иностранных предприятий. Естественно, это было взаимовыгодное сотрудничество, настораживает другое. В 1888 г. подписано первое соглашение о русском золотом займе во Франции. К 1904 г. долг России достиг огромной суммы (5,5 млрд. франков). Одновременно с соглашением о займе шли переговоры о подписании секретной конвенции о взаимной военной помощи. В свете этого становится понятно, почему Александр Ш на церемонии встречи французской военной эскадры слушал исполнение французского национального гимна «Марсельеза», которая была запрещена в России как революционная песня. |
Вывод. Считаем, что союз с Россией Франция купила за 5,5 млрд. франков. России следовало сохранять нейтралитет |
Отчет группы, работавшей с источниками по истории США
– Могли ли США стать
гарантом мира? На сторону какого блока должны были встать США, чтобы предотвратить войну? – «Изоляционизм» является стратегией или тактикой внешнеполитической деятельности США? |
• В конце ХIХ – начале ХХ вв. бурный подъем американской экономики. США превращались в экономически сильное государство. • Высокая заработная плата рабочих делала американское общество свободным от социальных потрясений. • Внешнеполитическая экспансия привела к созданию мощных армии и флота. |
Вывод. Союз с таким государством был бы очень выгоден, но, к сожалению, невозможен. • Экономическая и военная экспансия в направлении Латинской Америки: – 1898 г - испано-американская война; – строительство Панамского канала; – займы Панаме, Мексике, Гватемале и другим странам Латинской Америки. • Политика «изоляционизма» предполагала невмешательство США в дела Европы. |
Отчет группы, работавшей с источниками по истории Японии
– Могла ли Япония
воспользоваться военными действиями в Европе, чтобы продолжить осуществление планов
создания «Великой Азии»? – Действительно ли важны были русско-японские соглашения 1907, 1911 – 1912 гг. для России? |
• Япония в последней трети ХIХ века выходит из международной изоляции. • Развивается экономически, наращивает военную мощь. • Внешнеполитическая экспансия Японии в Азии становится национальной стратегией. • Реализация планов «Великая Азия»: – японо-китайская война 1895-1898 гг. – русско-японская война 1904-1905 гг. – англо-японское соглашение 1902 г. – тайные соглашения (1907, 1911-1912 гг.) между Россией и Японией о разделе «сфер влияния» в Китае |
Вывод. Учитывая экономическое и военное усиление Японии, особенности государственного строя двух стран, веротерпимость, менталитет японского солдата, союз с таким государством был бы выгоден, но не нужен. Театр предстоящих военных действий будет развертываться в Европе. Необходимо было просто обезопасить себя со стороны Японии и заключить соглашение, что и сделала Россия в 1907, 1911-1912 гг. |
Выступление экспертной группы
Решение проблемного задания
Почему ведущие промышленные страны в конце ХIХ – начале ХХ вв. стремились расширять свои владения, захватывать или ставить под контроль все новые территории? | Ни личные отношения правителей, ни экономические и культурные связи между великими державами не смогли стать решающими факторами в их стратегическом притяжении или отталкивания. Поиск новых источников сырья, дешевых рабочих рук, рынков сбыта и сфер приложения капиталов приводили в движение столь большие деньги, такие мощные интересы, с которыми не могло не считаться любое правительство. Ни одно из крупных европейских государств не могло остаться в стороне от войны. России нужны союзники. Ими могли быть только Англия и Франция, противоречия, с которыми были разрешимы, в то время как отношения с Австро-Венгрией и Германией вели к военному конфликту |
II. Закрепление (сопутствующее)
Термины: геополитика национальных интересов; имперские интересы; политика «изоляционизм»; планы «Великая Азия»; «лоскутная империя»; план «Натиск на Восток»; «блестящая изоляция»
III. Домашнее задание
Выяснить: Как сработал механизм развязывания Первой мировой войны?
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
18 03 2024 5:17:58
Данный урок краеведческий. Цель урока: формирование образного представления у обучающихся об истории и развитии родного края в XVII веке. В конце урока ребятам предлагается разгадать кроссворд, с помощью которого определяется уровень освоения материала....
17 03 2024 18:30:30
В данной статье дается обоснование подхода к преподаванию истории в школе. Раскрыты способы активизации познавательной деятельности учащихся, отражена роль школьного историко-краеведческого музея в историческом образовании и формировании гражданина и патриота своей Родины. ...
16 03 2024 11:34:33
Урок посвящен теме развития социальных отношений в современном мире. Школьники учатся высказывать свою собственную социальную позицию. На уроке формируются навыки сравнительного анализа явлений, процессов, мнений и доказательств, соотношения теоретических обобщений и реальных процессов....
15 03 2024 14:40:43
Цели урока: знакомить учащихся с понятием, принципами избирательного права, основными законами и структурой избирательной системы РФ; формировать навыки самостоятельной работы с законодательством по вопросам избирательного права и умения его анализировать; воспитывать гражданскую позицию в жизни человека и правовую культуру учащихся на примере выборов....
14 03 2024 7:50:47
Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания пройденного материала по теме в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала; развитие интереса к предмету и расширение кругозора учащихся, воспитание любви к Родине....
13 03 2024 10:23:11
Цель бинарного урока: знакомство с достижениями М.В. Ломоносова в разных областях наук: истории, литературе, языкознании, искусствоведении. На примере жизни и творчества М.В. Ломоносова воспитывается в учащихся положительная мотивация к учению, чувство патриотизма и любви к родине. Особенность урока заключается в наличии метапредметных связей в области литературы, истории, языкознания, МХК, искусствоведения....
12 03 2024 4:39:47
Конспект урока истории в 10-м классе с использованием мультимедийной презентации. Урок разработан по технологии развивающего обучения. Применение информационных технологий на уроке расширяет возможности творчества учителя, учащихся, повышает интерес к предмету. При некоторой корректировке возможно использование презентации в 8-х классе при изучении данной темы. ...
11 03 2024 19:24:44
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе. ...
10 03 2024 9:25:14
Этот литературный и краеведческий материал, музыкальное сопровождение (адажио Альбиони, песня о партизанке Ларисе) пробудил у участников и зрителей в зале чувство сопереживания, помог по-новому взглянуть на Великую Отечественную войну (глазами детей), создал скорбно-торжественную атмосферу в зале. ...
09 03 2024 0:39:22
Автор статьи разработала и провела урок истории в 5-м классе в форме ролевой игры, так как законы Хаммурапи являются наиболее ярким примером писаного права. Придерживаясь гендерного подхода в обучении, она учитывала то, что визуализация и интересное изложение материала, занимательность уроков истории увеличивают к ним интерес подростков, что позволяет им лучше усваивать учебный материал....
08 03 2024 14:45:30
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
07 03 2024 3:36:36
Устный журнал "Дню гародного единства посвящается..." проведен 2 ноября 2006 г. для учащихся 8—11-х классов МОУ "Воротынская СОШ" накануне этого нового для России праздника. Мероприятие сопровождалось демонстрацией компьютерных презентаций, выполненных учащимися. Возможен вариант построения мероприятия на основе картины С.Малиновского "Нижегородский подвиг. 1611 год" и статьи искусствоведа Л.И. Помыткиной. ...
06 03 2024 13:53:15
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
05 03 2024 19:39:30
C чего начинается Родина? Каждый человек имеет свой ответ на этот вопрос. Для меня Родина начинается с ее прошлого: истории своей страны, своего края… История Орловского края берет свое начало с VIII века, когда по берегам реки Оки расселилось одно из племен восточных славян. Это было племя вятичей....
04 03 2024 23:17:49
Урок истории в 11-м классе по теме «Пути большевистской модернизации проводится по программе О.В. Волобуева. Данный урок направлен на изучение путей большевистской модернизации, с целью определения установившегося политического режима в стране в 30-е годы ХХ века. ...
03 03 2024 0:38:13
Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи. ...
02 03 2024 20:31:18
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
01 03 2024 1:54:11
Урок по данной теме рассчитан на 2 часа и проводится после изучения темы «Предпосылки петровских преобразований». Цель урока: показать приход к власти Петра I. Учить анализировать ответ и оценивать ответы других учащихся. Данный урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ДЦП (с нарушением опopно-двигательного аппарата). Предлагаемая опора «Эксперт» «Ответчик», дает возможность ученику самому выбрать объем домашнего задания и заранее оценить свои возможности....
29 02 2024 5:32:34
Урок-игра составлен для учащихся 6-х классов. Данный материал можно использовать на уроках повторения, а также в текущей работе в качестве занимательных вопросов и заданий, для проведения школьных исторических олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов. ...
28 02 2024 0:15:57
Данная игра приурочена к годовщине контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941 г. и призвана в игровой форме познакомить учащихся с событиями этого периода. Она рассчитана на достаточно большое количество человек (от 25). Целевой аудиторией данной игры могут быть как 9-е классы (как до прохождения темы, так и после), так и 8-е классы....
27 02 2024 21:33:26
Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей декабристов, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
26 02 2024 0:50:27
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
25 02 2024 16:39:54
Литературно-музыкальная композиция одной из своих основных задач ставит воспитание чувства патриотизма, гордость за свою Родину и граждан, которые ценою своей жизни готовы были спасти свой любимый город. При подготовке к данному мероприятию студенты знакомятся с кинохроникой военных лет, документами, изучают героико-патриотическую литературу, что дает возможность ещё больше погрузиться в историю родного города. При подготовке сценария использованы материалы из различных интернет-ресурсов....
24 02 2024 13:53:56
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
23 02 2024 15:29:32
Предлагаемый урок является заключительным и обобщающим в блоке "Эпоха Петра I". Форма занятия преследует цель не только систематизировать знания учащихся, но и включить их в поисковую деятельность, дать ребенку возможность проявить себя, сыграв определенную роль. Урок в форме ролевой игры позволяет глубже пережить изучаемые события и ведет к более детальному запоминанию материала. ...
22 02 2024 11:26:55
Данный урок помогает обобщить знания учащихся по теме "Музыка русского народа", выявить "западающие" места в данной теме и ликвидировать проблемы в знаниях через различные виды деятельности на уроке....
21 02 2024 2:29:39
Урок является одним из способов организации исследовательской деятельности учащихся, способствует выработке активной гражданской позиции и оценке исторических событий с позиций конкретно-исторического подхода. Помогает раскрыть индивидуальные способности каждого учащегося и развить коммуникативную компетенцию....
20 02 2024 16:26:45
Представлено портфолио учителя истории. Состоит из семи разделов....
19 02 2024 3:46:33
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
18 02 2024 2:41:36
Исполнилось 25 лет падения Берлинской стены в Германии. На открытом мероприятии мы говорили с учащимися об уроках Берлинской стены. Разрушение символа «холодной войны» стало одним из важных событий ХХ века....
17 02 2024 15:55:35
Цель урока: познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян....
16 02 2024 14:38:40
На уроке учащиеся знакомятся с внешней политикой СССР в 1945–1953 гг., выясняют ее основные цели и направления. У учеников формируется представление о принципах, методах и подходах внешней политики СССР....
15 02 2024 0:28:41
Представлен сценария урока, посвященного Великой Отечественной войне. Урок представлен в форме урока-суда, на котором слушается дело по обвинению фашизма в преступлениях против человечества, в общем, и против русского народа в частности. ...
14 02 2024 23:47:10
Урок по обществознанию в 11-м классе "Социальная структура и социальные отношения" проводится с использованием ИКТ. Данный урок позволяет раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний, а также помогает школьникам осознать свою собственную позицию. Урок состоит из двух частей: презентации и диспута....
13 02 2024 21:49:46
В ходе урока учащиеся знакомятся с ситуацией, сложившийся в обществе после Отечественной войны 1812 года; знакомятся с личностями, входившими в тайные общества; анализируют основные идеи документальных проектов устройства России; прослеживают ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу декабристов....
12 02 2024 1:59:37
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
11 02 2024 5:30:34
Цели: закрепление знаний о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усвоение основополагающих принципов, составляющих суть религиозных представлений древних египтян (культ животных и культ природы; знакомство с древнеегипетским мифом об Осирисе и Исиде; знакомство с древнеегипетской "эннеадой": имена богов, их значение и символика....
10 02 2024 18:14:53
Данный урок рассматривает процесс вхождения Древнерусского государства в период раздробленности. Цель урока – формирование у обучающихся знаний о развитии Древнерусского государства во II половине 12 века, выявление причин раздробленности. Работа с историческими документами способствует развитию критического мышления, коммуникативных, исследовательских навыков обучающихся....
09 02 2024 6:16:20
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
08 02 2024 14:14:12
Среди многих героических страниц истории нашей страны были и тёмные периоды. К таким периодам относится время репрессий. Урок рассказывает о Соловецком монастыре, месте, где много веков подряд, жили и молились монахи. А в 1918 году там был устроен первый лагерь в Советской России. И там начали уничтожать людей, живущих в СССР. Ученики должны задуматься: что следует сделать, чтобы эти события не повторились....
07 02 2024 20:40:16
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
06 02 2024 23:27:21
Лепка неолитической керамики - пpaктическое занятие по истории первобытного общества в 5-м классе, насыщенное, интересное, увлекательное, познавательное. Все учащиеся класса получают за урок положительные отметки....
05 02 2024 8:11:26
Тюменская область - это колыбель богатых и самобытных культур. Территория стала осваиваться человеком в конце палеолита - древнего каменного века – примерно 15–20 тысяч лет назад, на исходе ледникового периода. ...
04 02 2024 17:22:45
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
03 02 2024 10:28:32
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Знакомит с истоками духовной культуры на основе регионального компонента. Целью урока является способствовать развитию у обучающихся уважения к своим предкам, как хранителям обрядового наследия, и побудить к работе над составлением своих родословных....
02 02 2024 22:51:58
Автор знакомит с опытом подготовки школьников к ЕГЭ по истории, начиная с 6-го класса основной школы. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую прострaнcтвенно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох. ...
01 02 2024 8:13:46
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
31 01 2024 10:26:48
Комaндная форма игры даёт возможность наибольшей активности всех учеников. Материал заданий сформирован по разным уровням сложности, что позволит непроизвольно провести внутреннюю дифференциацию групп самими же учащимися. Учебные задания полностью отвечают материалу учебника, не требуют дополнительного поиска материала со стороны учителя. За время урока учащимися проpaбатывается наибольший объем материала, что позволяет полноценно его усвоить. ...
30 01 2024 5:18:47
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
29 01 2024 12:31:59
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::