Общественные движения в России начала XIX века
Цели урока.
Образовательные:
- формирование у учащихся представления об общественных организациях в период царствования Александра I;
- формирование понятий у учащихся: декабристы, тайное общество;
- знакомство с историческими личностями;
- уяснения учащимися исторического значения тайных обществ в России в начале XIX века.
Воспитательные:
- воспитание чувства патриотизма, любви к родине;
Развивающие:
- развитие у учащихся способностей делать выводы;
- продолжить развитие умений работать с историческими документами, умений анализировать исторические события.
Оборудование: иллюстрации, портреты лидеров декабристов, мультимедиа проектор, копии документов, учебники.
Основные даты:
- 1816 - образование "Союза спасения"
- 1818 - образование "Союза благоденствия"
- 1821-1822 - распад "Союза благоденствия" на "Северное общество" и "Южное общество"
Основные термины и понятия:
- декабристы
- Северное и Южное общества
- "Конституция"
- "Русская правда"
Эпиграфы:
Это какие-то богатыри, : вышедшие сознательно на явную гибель:
А.И.Герцен
: Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
А.С. Пушкин
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя.
- На протяжение нескольких последних уроков мы с вами изучаем темы, посвященные истории России I половины XIX века. Давайте вспомним основные моменты. Начнем с дат.
1. на экране проецируются даты по очереди - учащимся нужно назвать событие;
2. на экране проецируются понятии по очереди - учащимся нужно раскрыть их смысл;
3. 4 ученика выполняют в это время письменно тест по домашнему заданию.
4. фронтальная беседа. Мы с вами изучили одно из самых центральных событий во внешней политики России начала XIX века. Назовите его (Отечественная война 1812 года).
Вспомните, пожалуйста, а каково историческое значение Отечественной войны 1812 года для русского народа?
ОУ: - рост патриотического сознания;
- рост национального самосознания;
- развитие литературы и искусства;
- вера в перемены;
- сплочение представителей абсолютно разных сословий.
СУ: - Но почему в таком случае один из участников войны 1812 года вспоминал: " : войска от генералов до солдат, пришедши назад только и толковали: "Как хорошо в чужих землях!" Что могло им понравиться в чужих землях? (законы, отношение государства к человеку, Конституция, права и свободы и т.д.) Сравнение со своим, естественно, произвело вопрос: "Почему же так у нас?". А что было у нас не так? Где же люди искали ответы на этот вопрос?
ОУ: - В книгах, газетах - трудах русских и западноевропейских мыслителей эпохи Просвещения.
СУ: - А кому прежде всего эти сочинения были доступны в тогдашней России прежде всего?
ОУ: - Дворянам, офицерам:
СУ: Вывод: Дворянство, офицерство стало движущей силой общественного развития России в первой половине 19 века. А самым яркими представителями были декабристы.
III. Изучение нового материала.
Тема сегодняшнего урока: Общественные движения в России в первой половине 19 века.
Декабристы - небольшая часть молодых людей из аристократических семей, увлекшиеся либеральными идеями. В их мыслях Россия должна быть цивилизованным государством без рабства и с гражданскими и политическими правами. Это стало смыслом их жизни.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова классика русской литература А.С. Пушкина:
: Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Для начала нам нужно выяснить каковы были предпосылки создания движения декабристов. Прочитайте первый пункт параграфа 5 заполните схему:
Первыми организациями декабристов считают артели - офицерские собрания (неполитические). Александр I их запрещает. Но запрет толкает на создание подпольных (тайных) организаций.
СУ: - Как вы думаете, в чем причина такой большой разнице в количестве члeнов обществ?
Учитель обобщает ответы учащихся:
- В программе. А если быть точными, то в подходе к разрешению сложившейся ситуации в России. Члeны "Союза спасения" считали убийства царствующего императора необходимым, но у этой идеи не нашлось горячих поклонников в обществе. Так образовался "Союз благоденствия" в 1818 году. Он отличался от своего предшественника большей открытостью и способом достижение благоденствия - через воспитание общественного мнения, отвергающего деспотизм. (Как вы думаете какой зарубежный опыт их подтолкнул на эту мысль? - Революция во Франции конца 18 века)
Но жизнь "Союза благоденствия" была тоже не очень долгой. Этому есть ряд причин. Прочтите стр. 41, выделите основные причины распада "Союза благоденствия".
IV. Работа в группах.
Аналитическое задание группам: Сформулируйте основные положения программ Северного и Южного обществ, используя тексты документов и учебник.
Вопросы для сравнения:
- отношение к крепостному праву;
- отношение к сословиям;
- вопрос о земле;
- вопрос о правах;
- форма правления в России;
- административное устройство;
V. Подведение итогов.
Постарайтесь определить какая их этих программ (или её часть) могла быть реализована в тогдашней России. И почему.
История не терпит слагательного наклонения. но как вы думаете как было бы, если одно из этих обществ отстояло свою программу?
VI. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание: параграф 5, подготовить материал по проблеме: образ декабристов в произведениях литературы и искусства.
- рост патриотического сознания;
- рост национального самосознания;
- развитие литературы и искусства;
- вера в перемены;
- сплочение представителей абсолютно разных сословий.
СУ: - Но почему в таком случае один из участников войны 1812 года вспоминал: " : войска от генералов до солдат, пришедши назад только и толковали: "Как хорошо в чужих землях!" что могло им понравиться в чужих землях? (законы, отношение государства к человеку, Конституция, права и свободы и т.д.). Сравнение со своим, естественно, произвело вопрос: "Почему же так у нас?". Где же люди искали ответы на этот вопрос?
ОУ: - В книгах, газетах - трудах русских и западноевропейских мыслителей эпохи Просвещения.
Данный урок способствует дальнейшему развитию навыков исследовательской деятельности школьников. Цель урока: познакомить обучающихся с языческой культурой восточных славян, ставшей основой многих современных традиций. ...
18 03 2024 4:23:37
Урок является итоговым и ставит целью не только систематизацию материала, но и формирование компетенций: делать выводы, видеть причинно-следственные связи, находить ошибки, решать исторические задачи. Используются различные методы и способы освоения материала, технология критического мышления. Отpaбатываются навыки коллективной работы и работы с научным текстом. ...
17 03 2024 8:18:28
Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....
16 03 2024 15:38:57
Вашему вниманию предлагается статья на тему избирательной системы РФ....
15 03 2024 14:22:45
Тема урока является достаточно сложным материалом в истории России ХХ века, в то же время она актуальна для нашего времени, что позволяет связать урок с современностью. В подготовке к уроку участвует группа учащихся, получившая опережающее домашнее задание. Ценность урока в том, что обилие документального материала позволяет отработать навыки исследовательской деятельности учащихся, предложенные задания (дифференцированные вопросы) – включить в работу и слабых учеников....
14 03 2024 11:57:36
В 2000 г. в связи с «миллениумом» составлялись списки по номинациям: «Человек тысячелетия», «Открытие тысячелетия», «Событие тысячелетия». «Ошибка тысячелетия» была совершена в XIX веке, а потом повторена в XX веке. Урок посвящен повторению и обобщению знаний учащихся об Отечественной войне 1812 года. Применение информационных технологий и интеpaктивной доски SMARTboard делает урок эффективным, наглядным, динамичным, что, в свою очередь, повышает успеваемость учащихся и их заинтересованность предметом....
13 03 2024 23:54:47
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
12 03 2024 1:50:44
Варианты познавательных заданий по истории "Друзья Шерлока Холмса" для учащихся 6-го класса (тема "Образование и наука XI–XV веков", история средних веков) и учащихся 7-го класса (тема "Дворцовые перевороты", история России)....
11 03 2024 9:34:47
Сборник содержит набор инструкций и заданий, позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся с материалом учебника и источниками на уроках истории и обществознания. Материалы сборника можно использовать для работы на разных ступенях обучения....
10 03 2024 16:39:14
В материале представлен урок истории (Образовательная система "Школа-2100") по теме "Вставай, страна огромная". В ходе урока даётся образ ВОВ как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны полвека назад; показан образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма; воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков. ...
09 03 2024 8:21:36
На уроке через исторические сведения об орудиях Великой Отечественной войны автор статьи показывает учащимся влияние трудового порыва и творчества на героизм народа. Воспитывает патриотизм и уважение к истории России. В ходе урока представлены как индивидуальные, так и разные модели коллективной деятельности учащихся, воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков....
08 03 2024 16:55:38
Данный урок может проводиться для учащихся 9–11-x классов, а также как внеклассное мероприятие по немецкому языку. Урок проводится в форме музыкального путешествия, для этого необходимо создать творческую атмосферу урока: зажжённые свечи, музыкальные инструменты, возможно, костюмы, платья или элементы одежды XVII–XIX вв....
07 03 2024 21:54:17
Урок проводится в 9-м классе. На примере данной темы рассматриваются циклы мировой политики после Второй мировой войны. Учащиеся готовят материал о развитии арабо-израильского конфликта. Изученный материал связывается с современной обстановкой на Ближнем Востоке. На уроке затрагивается тема терроризма и последствий локальных конфликтов на мировое развитие. ...
06 03 2024 6:46:21
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
05 03 2024 4:41:36
Урок истории в 6-м классе обобщает и закрепляет знания учащихся по теме "Киевская Русь", дает оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси, а также пополняет знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления. ...
04 03 2024 13:24:22
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
03 03 2024 12:55:30
Игра основана на интеграции предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, музыки, ИЗО, МХК. Герой этой игры М.Ю. Лермонтов – не только гениальный поэт, но и человек многих талантов и интересов, свидетель и исследователь исторических и культурных событий, поэтому диапазон освещаемых здесь вопросов весьма широк. В мероприятии реализуются принципы педагогики сотрудничества, развивающего и проблемного обучения, игровые технологии....
02 03 2024 13:56:46
Используемая на уроке REAL-методика по форме является релаксационно-активной, т.е. предполагающей чередование этапов релаксации (накопление информации, работа правого творческого полушария) с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, структурирование информации). Она позволяет учащимся более эффективно и творчески усвоить и закрепить информацию о периоде Смутного времени в России начала XVII в., дает возможность ребенку уйти от перегрузок и стрессов на уроке, сохраняя тем самым его здоровье. ...
01 03 2024 5:14:54
На уроке закрепляется и обобщается материал темы, формируя у учащихся навыки анализа и сравнения исторического материала, умение рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях. Урок способствует осмыслению роли человека в истории, ответственности каждого за собственные действия; способствует утверждению устойчивых демократических убеждений, уважения к правам и свободам человека....
29 02 2024 0:38:19
На уроке учащиеся знакомятся с идеологией народничества; выясняют особенности идеологии, неразрывную связь народничества с предшествующими поколениями революционеров 60-х годов, ошибочные представления народничества. Урок учит извлекать из текста необходимую информацию, работать с основными понятиями темы, делать выводы по отдельным вопросам темы в целом, анализировать прослушанный текст....
28 02 2024 18:11:34
Урок изучения нового материала с модульной технологией изучает участие ограниченного контингента советских войск в Афганской войне 1979–1989 годов. Цель урока: осмыслить драматические события тех лет, проследить причины, ход и последствия для СССР Афганской войны. Урок воспитывает ответственность за принятые решения и честное исполнение долга....
27 02 2024 10:28:14
Урок приводит пример сотрудничества учителя истории коррекционной школы и Государственного Эрмитажа, выраженного в работе учащихся, использования авторского дидактического материала ‒ опopных карточек и презентации по теме «Древняя Греция»....
26 02 2024 1:23:28
Дискуссия одна из нетрадиционных форм урока, на котором учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами. Предлагается модель одного из уроков-дискуссий по теме «Что такое Петр? Чудо или чудовище?» ...
25 02 2024 20:56:34
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
24 02 2024 5:37:38
Цель урока: обобщить знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, полученные на уроках истории, литературы, и проследить связь древнегреческой культуры с культурой современной....
23 02 2024 23:20:51
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
22 02 2024 22:44:33
Урок, разработанный для учащихся 11-х классов, дает массу возможностей как для анализа темы, различных подходов к ее осмыслению, так и для работы с информационными технологиями при подготовке к уроку учителя и обучающихся. В ходе урока используется проблемное задание, на которое обучающиеся должны ответить в конце урока. Также для закрепления материала применяются задания на хронологию и на причинно-следственные связи. ...
21 02 2024 9:23:31
Урок обществознания построен на принципе обратной связи. Учитель не дает готовых знаний учащимся, активизирует в течение урока их умственную активность. Часть урока – схематизация и систематизация знаний у детей. В конце урока проводится игра "Что лишнее и почему?" Цель урока: формировать уважительное отношение к труду, раскрыть значение труда в жизни человека, воспитывать культуру труда....
20 02 2024 18:33:19
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
19 02 2024 7:25:24
Современные тенденции в историческом образовании дают возможность учителям использовать различные педагогические технологии. На уроке показана работа с различными источниками, решение познавательных задач по теме, анализ эпистолярного жанра, письма якутян, земляков к родным во время войны. Учтены индивидуальные различия учащихся, дифференцированный подход к каждому. ...
18 02 2024 14:47:17
Урок построен в виде групповой работы с использованием мультимедийной презентации. Обучающиеся разыгрывают сценку «Философский спор о свободе», выступают с сообщениями по вопросу «Зависит ли свобода от внешних условий», просматривают видеоролик «Философия свободы», обсуждают, анализируют, делают выводы....
17 02 2024 10:58:53
Занятие элективного курса для 9-го класса знакомит учащихся с гербами Амурской области, Магдагачинского района, посёлка Ушумун....
16 02 2024 4:53:50
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
15 02 2024 2:37:20
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
14 02 2024 15:35:24
В маленьком кубанском поселке лесорубов с поэтическим названием Михизеева Поляна расстреляли всех 207 жителей, больше половины из которых были дети, а также женщины и старики. Детишек до года вырывали из материнских рук, поддевали на штыки или, схватив за ножки, били головочками о деревья... Это произошло 13 ноября 1942 года. А поселок сожгли дотла, как Хатынь и каждую четвертую деревню Белоруссии. Называют это место в Краснодарском крае Кубанской Хатынью. Никто не имеет права забывать об этом, чтобы не допустить повторения такого варварства. ...
13 02 2024 23:24:51
Игровая программа по изобретениям, открытиям и быту Древнего Китая рассчитана на подготовительный период для начальной школы и после изученных параграфов по истории Древнего мира в 5-м классе (можно без предварительной подготовки). Презентация и один видеовопрос поддерживается текстовым файлом....
12 02 2024 1:40:52
Деятельностный подход ориентирован на активную познавательную деятельность школьников на всех этапах планирования и организации учебного процесса, в том числе пои организации и проведении контроля и оценке знаний. Вопрос оценивания остается сложной проблемой современной российской школы. В данной статье предлагается анализ подходов к решению проблемы оценивания по параметрам деятельности, по уровням обученности, где отправной точкой является образовательный стандарт. Приводится образец контрольной работы по истории и критерии оценки. ...
11 02 2024 17:33:34
В уроке рассматривается развитие внешней политики в мире в постсталинский период, поиски новой стратегии отношений с Западом, с социалистическим лагерем; урок развивает творческое мышление (анализ документов, самостоятельная работа с научной литературой, работа с новыми терминами и понятиями), самостоятельность мышления учащихся; чувство любви к Родине, толерантность, воспитывает интерес к истории Отечества. ...
10 02 2024 6:59:17
В ходе урока затронуты многие важные проблемы: отсутствие гарантий и механизма соблюдения права на жизнь, существование в нашей стране профашистских и экстремистских организаций, выявление причин способствующих росту экстремизма в России и т.д. Критический подход к рассмотрению темы позволил не только заинтересовать, но и пробудить в учениках стремление способствовать улучшению правового фона вокруг себя путем осознания прав человека и гражданина как важной общечеловеческой ценности. Это развивает гуманистичекое мышление у подростков – члeнов общества....
09 02 2024 6:27:58
Вряд ли есть тема в русской истории лучше освещенная, чем эпоха Петра I. Противоречивые оценки личности и деяний Петра Великого всегда делали эту тему привлекательной, и на этой ниве написано немало трудов, в том числе и методических разработок. У ребят есть прекрасная возможность не только углубить свои знания об императоре, но и, что наиболее ценно, использовать эти знания в новой для них ситуации – работая с предложенной литературой, анализируя ее, делая выводы, сравнивая разные точки зрения, формируя собственное мнение, учась аргументировать его....
08 02 2024 0:58:47
Цель урока: создать условия для формирования представлений о том, что человеку необходимо заниматься самообразованием, развивать свои способности; создать условия для овладения системой познавательных учебных действий, необходимых для применения в пpaктической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также формирования навыков самооценки....
07 02 2024 12:20:39
Автор знакомит учащихся с народной музыкой Кубани на примере репертуара местного хора "Надежда"....
06 02 2024 6:21:14
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу. ...
05 02 2024 14:49:13
Внимание учащихся акцентируется на понимании ценности прав человека, государственных гарантий на соблюдение прав гражданина, на методах отстаивания своих прав....
04 02 2024 1:34:38
Урок направлен на дальнейшее развитие у учащихся правовой грамотности семейных отношений. Урок сконструирован таким образом, что каждый ученик получает возможность для самореализации как будущий супруг....
03 02 2024 11:58:29
Представленный открытый урок несет такое содержание, которое поможет молодому человеку осмыслить значимость подвига Шарифзяна Казанбаева из с. Сараши Бардымского района Пермского края, единственного из Героев Советского Союза, награжденного за спасение полкового знамени....
02 02 2024 0:13:50
Интегрированный урок по МХК, ИЗО и истории содержат материалы по культуре и истории России XI-XVII веков, а также сведения о жизни Ге opгия Победоносца, причисленного Христианской церковью к лику святых. Проводится параллель между тремя всадниками России - Ге opгием Победоносцем, Юрием Долгоруким и Петром I. Их имена тесно связаны с историей и художественной культурой Руси. ...
01 02 2024 9:34:47
Цель урока: сформировать представление о Крещении Руси, причинах и значимости этого события для дальнейшего развития страны; развивать умение анализировать исторические источники и делать выводы....
31 01 2024 3:36:55
Урок проводится в 5-м классе для изучения нового материала. На протяжении всего урока продолжается формирование основных умений и навыков, углубление сведений по истории Древней Индии. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, тестами, заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссворда, нахождение ошибок в тексте) способствуют воспитанию интереса к предмету «История». ...
30 01 2024 19:46:23
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
29 01 2024 21:27:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::