Формирование информационной грамотности в условиях работы в рамках развивающих личностно-ориентированных образовательных систем и федеральных государственных образовательных стандартов образования второго поколения.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет в качестве основных ряд направлений, в том числе:
- личностную ориентацию содержания образования,
- деятельностный хаpaктер образования, направленность содержания образование на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, пpaктической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности,
- формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения пpaктических задач.
Большое внимание формированию информационной грамотности уделяется в примерных программах основного общего образования, которые создаются в рамках проекта “Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения”.
В свою очередь результаты исследований PISA, ЕГЭ и мониторинга образовательных достижений российских школьников обращают внимание на следующие тревожные тенденции развития образования в нашей стране:
1) снижение уровня образовательных достижений учащихся основной школы,
2) снижение качества таких основных образовательных умений, как:
– умение эффективно и грамотно, с опорой на полученные в школе знания и умения, решать пpaктические, социально– и личностно-значимые проблемы,
– умение “увязывать” с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт, дополнительные сведения, полученные из различных источников,
– умение работать с информацией, читать и анализировать тексты, анализировать и интерпретировать данные, представленные в иной нетекстовой форме,
– умение проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения.
Таким образом, низок в целом уровень сформированности умений работать с различными источниками информации, коммуникативных и общеучебных умений. Целенаправленная работа в данном направлении отсутствует.
Такие результаты развития российского образования были достигнуты в условиях господства традиционной системы учебно-воспитательного процесса, которая продолжает играть существенную роль в школьной системе образования до сих пор. Сама по себе эта система неплоха. Она вполне была приемлема и давала положительные результаты в условиях индустриального этапа развития общества. Однако современные реалии, указывающие на необходимость перехода нашей страны на информационную стадию развития, предъявляют серьёзные требования к системе образования, профессиональной подготовки, требуют перехода к использованию технологий личностно ориентированного развивающего образования.
В современных условиях одной из подобных технологий личностно ориентированного развивающего образования в массовой школе является образовательная система “Школа 2100”. Её цель – “выращивание” функционально грамотной личности.
Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненно-пpaктических задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношениях, действовать в соответствии с общественными ценностями.
Отвечают основным положениям Концепции модернизации российского образования, требованиям времени и примерных программ основного общего образования федеральных государственных образовательных стандартов образования второго поколения следующие принципы, пути и способы обучения образовательной системы “Школа 2100”: комфортность, формирование целостного образа мира, обучение деятельности, минимакса, проблемно-диалогическая технология, технология формирования типа правильной читательской деятельности, проектная деятельность, технология оценивания учебных успехов.
Рассмотрим преимущества данной системы на примере урока истории в 5-ом классе по теме “Великая греческая колонизация”.
В начале урока учитель в ходе подводящего диалога с учениками создает проблемную ситуацию. При этом используется иллюстрации, карта и схема учебника как один из видов нетекстовой информации. Учащиеся на основе проделанной работы формулируют учебную проблему – основной вопрос урока: Почему граждане греческих полисов покидали свою родину и уезжали в дальние страны?
На основе предварительно прочитанного дома материала учебника учащиеся выдвигают свои версии (гипотезы) решения учебной проблемы. При этом личностно ориентированный подход выражается как в форме опоры на индивидуальный уровень предварительного восприятия материала каждым из учащихся, так и возможностью предложить версии с опорой на личный житейский опыт ребенка. При этом принимаются (не отвергаются) любые версии.
Затем ученики актуализируют имеющиеся у них знания необходимые для решения для учебной проблемы (открытия нового материала) в ходе решения тестов. Осуществляется проверка выполнения заданий и определяется, каких знаний недостаточно и что нужно узнать (сделать), чтобы найти решение проблемы. Таким образом выpaбатывается умение составлять план действий.
Далее выполняя план, ученики с помощью учителя осуществляют поиск решения проблемы и открывают новое знание, которое представляет собой минимум содержания по данной теме. Максимум, имеющийся в тексте учебника, позволяет ученику удовлетворять свои, личностные запросы и интересы.
Для развития умения работать с информацией из разных источников хорошим подспорьем на этом этапе урока является использование фрагмента диска из серии образовательная коллекция “1С: Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс”, Кордис & Медиа. Учащиеся просматривают и прослушивают данный материал, который построен в форме иллюстрированной лекции. Таким образом, развивается умение извлекать информацию, используя не только зрительный, но и слуховой анализаторы.
Последующая работа с картой по вопросу “Направления колонизации” позволяет, с одной стороны, продолжить открытие нового знания, с другой стороны, продолжить развитие умения извлекать информацию из нетекстового источника.
Применение нового знания осуществляется через формулировку вывода о том, какое решение учебной проблемы найдено (какие версии подтвердились) и через выражение этого решения в виде словесного (или письменного) тезиса. Затем формулируется ответ на дополнительный вопрос (максимум) “Каковы последствия греческой колонизации для жителей метрополий, колоний, народов, с которыми контактировали колонисты?”.
Перечисленные этапы позволяют развивать логику учащихся: умение выделять причины, суть и последствия исторических явлений и процессов.
В качестве домашнего задания выступает предложение написать рассказ от имени греческого гражданина – переселенца в одну из греческих колоний. Использование приема персонификации позволяет преобразовать изучаемый материал в плоскость личностных интересов и приводит к осознанию связи человека со своей Родиной (элемент гражданского воспитания).
В заключении учитель обращает внимание учащихся на название следующего параграфа и предлагает познакомиться с теми событиями, которые произошли в жизни греческих полисов в VI – V веках до нашей эры.
Литература и источники.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: Просвещение, 2002.
- Примерные программы основного общего образования. История. – М.: Просвещение, 2010.
- Образовательная система “Школа 2100” – качественное образование для всех. Сборник материалов – п/р Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006.
Мероприятие для 11-го класса представлено в форме устного журнала состоящего из следующих страниц: 1. «Проявление экстремизма в крестовых походах»; 2. «Экстремизм. Фашизм. Нацизм»; 3. «Экстремизм и международный терроризм»....
18 03 2024 16:21:36
Цели: обобщить и закрепить в игровой форме знания учащихся по изученной главе "История Древнего мира: Древняя Греция"; привить интерес к самостоятельному изучению истории. ...
17 03 2024 15:43:42
Данный материал поможет учителю в проведении урока по теме «Типология обществ» в курсе «Человек и общество» (8-й класс, учебник под редакцией А.И. Кравченко). В презентации даны тестовые задания для подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме («Сборник заданий для проведения экзамена в 9-м классе» издательства «Просвещение», 2009)....
16 03 2024 15:48:52
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
15 03 2024 3:28:47
Целью урока является систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции, формирование умения работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения....
14 03 2024 22:36:10
В ходе урока используется системно-деятельностный подход. Цель урока: познакомить учащихся с реформами Солона, сформировать понимание об их значении; развивать умение давать хаpaктеристику конкретным событиям на основе текста; формировать умения работать со схемой, таблицей....
13 03 2024 1:27:12
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
12 03 2024 14:28:41
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
11 03 2024 4:33:50
Цели урока: закрепить ранее изученный материал; обобщить знания учащихся о зарубежной истории 1800-1913 гг.; проверить уровень усвоения материала по новой истории 1800-1913 гг.; вспомнить основные факты, имена, даты, понятия; используя игровую форму урока, стимулировать интерес к изучению истории у учащихся....
10 03 2024 3:40:17
В центре данного урока - рассмотрение деятельности П.А. Столыпина, которая неоднозначно оценивается в исторической науке. Одновременно с процессом закрепления изученного материала ученики знакомятся с основными элементами судебного процесса....
09 03 2024 0:17:20
Урок проводится с целью развития познавательного интереса школьников к предмету и развития их коммуникативных и познавательных способностей. Это урок развивающего обучения. Презентации служат наглядной иллюстрацией материала. Элемент театрализации вносит оживление в урок. Предварительно подготовленное устное сообщение развивает у учащегося умение выступать перед аудиторией. ...
08 03 2024 10:26:30
Творчески работающие учителя истории ищут способы совершенствования преподавания истории. Педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда ученики сами становятся соучастниками познания. Уроки, на которых исторические события и факты выстроены в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, способствуют развитию творческого мышления, всестороннему развитию личности, позволяют ученику проявлять свою индивидуальность и формировать прочные системные знания....
07 03 2024 4:13:54
Обобщающий урок построен в игровой форме. Использование игры на уроке дает возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, поддерживать интерес к предмету....
06 03 2024 9:22:49
При написании сценария поставили перед собой цель: сформировать у учащихся культуру мира понимания и осознать исторического прошлое и будущее в нем; привить чувство гражданской ответственности, достоинства, уважение к истории и культуре своей страны; уважению старшему поколению. Знать и понимать значение слов: война, хлеб, холод. Учащиеся должны знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа. Не зная истории, мы не сможем узнать настоящего, а тем более будущего нашей Родины....
05 03 2024 3:50:39
Урок дает возможность раскрыть духовный облик людей, воевавших под Сталинградом, показать, как каждый из писателей, видевших битву своими глазами, пытается провести своих героев через испытание войной с целью выявления их подлинной человеческой сущности....
04 03 2024 2:37:16
Урок истории России по теме «Русь между Востоком и Западом»....
03 03 2024 15:33:36
День Победы – самый дорогой памятник нашей памяти, совести и чести. Единственный праздник, который отмечают со слезами на глазах, с огромной гордостью за нашу страну, нашу Родину, нашу армию. Праздник, который вселяет надежду на жизнь, заставляет сердце учащенно биться, вспоминая историю нашей Победы....
02 03 2024 21:21:43
Разработка занятия подготовлена к применению на уроках истории, обществознания и культуры родного края, а также в качестве национально-регионального компонента. Классный час посвящается теме участия жителей Цивильского района Чувашской Республики в обороне Ленинграда....
01 03 2024 13:57:43
Актуальность курса обусловлена тем, что развитие военного искусства не изучают на уроках истории, учебников по данному направлению нет. Ребята, готовящиеся в будущем связать себя с государственной и военной службой, должны разбираться в вопросах: как возникла армия, в чем прочность армии, каковы законы ведения войны, какая основа военной науки....
29 02 2024 22:37:59
30 октября в России отмечается День Памяти жертв политических репрессий. Кровавый террор, смерчем пронесшийся над страной, обрушился страшной трагедией и на марийский народ, уничтожив его цвет, богатство и достояние нации. Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о том, что такое репрессии и кого называют жертвами политических репрессий, целостное представление о сущности политических репрессий в Республике Марий Эл....
28 02 2024 21:26:18
Данный материал представляет собой сценарий историко-литературной игры "Колесо истории" для учащихся 8-9-х классов по теме: "Исторические произведения А.С. Пушкина". Мероприятие проводилось в рамках предметной недели гуманитарной направленности. Этапы внеклассного мероприятия соответствуют телевизионной версии. Проведению мероприятия предшествует большая творческая подготовка участников. ...
27 02 2024 11:21:28
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
26 02 2024 18:48:30
Цель мероприятия: расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа. Обобщить и систематизировать знания....
25 02 2024 12:57:25
Данный урок является составной частью раздела «Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....
24 02 2024 9:31:59
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
23 02 2024 4:13:23
Устный журнал "Отсюда начиналась Россия" может быть полезен для учителей истории и для организаторов внеклассной работы с учащимися 5–7-х классов. Устный журнал расширяет знания школьников по истории Родины, знакомит с новыми произведениями и их авторами....
22 02 2024 23:42:40
Урок-исследование. В ходе урока у учащихся формируется национального самосознание, патриотизм и гражданственность, уважение к историческому прошлому своей Родины. Создается ценностно-значимая педагогическая ситуация, которая стимулирует активность старшеклассников по осмыслению и присвоению гуманистических ценностей. Урок способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности, умений обучающихся, повышению их культуры общения....
21 02 2024 0:21:35
Урок разработан в соответствии с концепцией модернизации российского образования. При планировании урока применялись модульные технологии, основанные на компетенциях. Интеграция дисциплин дает возможность преодолеть дисциплинарную разобщенность научного знания, высвобождается учебное время, усиливаются внутрипредметные и межпредметные связи, расширяются сферы получаемой информации, подкрепляется мотивация в обучении. Цель урока – исследование развития абсолютизма в России и Англии в XVI веке....
20 02 2024 22:39:22
Учащиеся определяют основное содержание понятия «этикет»; знакомятся с историей этикета. Расширяется представление детей о правилах и видах этикета; развивается умение правильно оценивать себя и других. Совершенствуются этические нормы поведения в обществе....
19 02 2024 13:50:19
Сценарий урока был использован в проведении поселкового праздника. Его можно использовать на уроках истории при изучении темы «Смутное время» в 7–10-м классе и для проведения внеурочного мероприятия. В сценарий включена авторская поэма «Русская смута»....
18 02 2024 12:10:35
Одним из способов усиления интереса к предмету являются внеклассные мероприятия. На конкурс предложен сценарий для учащихся 5-го класса "Восточное путешествие". Он рассчитан на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагает различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
17 02 2024 0:30:19
В данной работе представлен конспект обобщающего урока по теме «Создание державы Александра Македонского». Этот урок позволяет систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции, закрепляет знания учащихся о причинах гибели Персидского царства и образовании державы А.Македонского. Продолжается формирование умений учащихся работать с исторической картой, делать выводы, обобщать....
16 02 2024 12:37:17
Учащиеся обобщают, закрепляют и систематизируют знания о российском государстве XVII века посредством урока-игры «Умники и умницы». Участники распределяются на категории: три комaнды, ареопаг, зрители. В ходе игры дети приходят к выводу, когда, как и почему проявились новые черты в истории России в политической, экономической и социальной сфере. ...
15 02 2024 11:45:35
В данной методической разработке представлен урок по Новой истории для 7-го класса. Это урок повторения по теме "Эпоха Возрождения". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания, что позволяет им вспомнить основные достижения культуры и ярких представителей эпохи Возрождения. Урок построен в форме групповой работы....
14 02 2024 7:26:33
Предлагается конспект урока "Истоки" (региональный компонент учебного базисного плана Вологодской области). Может быть использован на уроках истории, во внеклассной работе. При разработке урока использована иллюстрация Валерия Карпущенко из личной коллекции Сизоненко Т.В. ...
13 02 2024 11:15:44
В процессе обучения умению устанавливать причинно-следственные связи учащиеся должны уметь отвечать на два вопроса: "Почему произошло это событие? Что произойдет, если?.." (т.е. уметь высказывать гипотезу). Следовательно, задача учителя - помочь ученику освоить это умение. ...
12 02 2024 4:32:31
Программа элективного предмета "Основы политологии" рассчитана на обучающихся 10—11-х классов, интересующихся политической теорией, предусматривает пpaктическую направленность их деятельности. Учебное время - 68 часов. Основная цель программы: сформировать целостную совокупность знаний об основных проблемах, сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли. ...
11 02 2024 6:50:56
Урок завершает изучение темы "Конституция Республики Казахстан". Основными задачами урока являются повторение и закрепление содержания Основного закона, а также воспитание патриотизма, гражданственности, формирование навыков групповой работы. Используются такие формы организации учебной деятельности, как игра, решение познавательных заданий, применение знаний в нестандартной ситуации, выполнение тестов, опережающие задания....
10 02 2024 17:53:54
Защитники России разных времен прошли нелегкий ратный путь, познали величие и радость победы, с честью выполнили свой долг перед народом, историей. Проходят годы, но не меркнет подвиг во славу Родины. Нынешнее поколение российских людей с большой признательностью воздает дань глубокого уважения своим героям, всем тем, кто в пору военного лихолетия, не щадя жизни, бесстрашно сражался с врагом....
09 02 2024 22:55:46
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
08 02 2024 4:32:22
Эту викторину можно применять на уроках истории для повторения и более глубокого изучения темы в 6-м классе, с целью развития интеллектуальных способностей, расширения исторического кругозора, мотивации к познавательной деятельности. Как подсказывает опыт, более прочные и глубокие знания учащиеся получают именно в ходе интеллектуальных соревнований. У учителя появляется уникальная возможность заинтересовать историей всех своих учеников....
07 02 2024 21:40:35
Элективный курс «История России в лицах» предназначен для учащихся 10–11-х классов, изучающих историю на профильном уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества....
06 02 2024 23:18:10
Все задания, вошедшие в тетрадь, соответствуют программе МОН Республики Казахстана по курсу истории Древнего мира. Повторяется и закрепляется материала в пpaктическом применении знаний. В сборнике предлагаются различные типы заданий: работа с таблицами, схемами и картами, вопросы, тесты, – все это сделает занятия интересными и увлекательными, закрепит знания и расширит кругозор учащихся....
05 02 2024 18:53:31
Урок по истории Древнего мира в форме игры-путешествия для обучающихся 5-го класса. Через использование мультимедийной презентации повышается познавательный интерес обучающихся. Разработка может быть использована как начинающими педагогами, так и учителями-стажистами....
04 02 2024 10:43:23
В данной статье содержится разработка урока по теме "СССР от сталинизма к "оттепели" (1945-1964 гг.) (всемирная история, 11-й класс), в котором использованы современные интеpaктивные и мультимедийные технологии....
03 02 2024 10:11:43
В данной работе представлен конспект урока по предмету "История". Урок проводится с использованием элементов развивающего обучения и сопровождается презентацией в программе PowerPoint. ...
02 02 2024 18:16:35
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
01 02 2024 4:16:57
Пpaктическое занятие по работе с историческими документами в 8-м классе призвано активизировать интерес учащихся к одной из ключевых тем истории России XIX века – Отечественной войне 1812 года, путем анализа исторического документа показать широкий спектр подходов к постижению тайн истории, оценке деятелей масштаба Наполеона и Кутузова, а также рядовых участников, познакомить учеников с прекрасным образцом мемуарной литературы воспоминаниями Ф.Н. Глинки....
31 01 2024 20:35:16
Открытое внеклассное мероприятие с применением информационных технологий с целью воспитания патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Место проведения: актовый зал, кабинет, оснащенный средствами современных информационных технологий. Привлеченные участники мероприятия — инициативная группа....
30 01 2024 4:50:13
Обобщаются знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека. Акцентируется внимание на социальных аспектах этих проблем: необходимость совместных усилий для их разрешения, значение и роль различных общественных институтов в их решении....
29 01 2024 5:21:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::