Церковь и государство в XV–XVI вв.
Цели урока:
- сформировать представление о создании нового централизованного государства и роли церкви в объединении земель.
- актуализировать знания учащихся
- рассказать о взаимоотношениях Русской православной церкви с государством.
Задача. Продемонстрировать, как сообразно тому времени создается централизованное государство, что является го стержнем и основой. Обратить внимание ни средства, которыми служили: духовность, народность и православие.
Основные понятия: церковь, икона, ересь, иосифляне, нестяжатели, Москва – 3 Рим.
Выдающиеся личности: Ивана III, Филофей, Василий III.
Оборудование: мультимедийный проектор, карта «Российское государство в XVI веке», учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «История России с древнейших времен до конца XVIв.» Под ред. А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 2006 г, раздаточный материал, схема саморефлексии.
План изучение новой темы:
- Работа с эпиграфом.
- Проверка домашнего задания и повторение изученного материала.
- Роль церкви в истории российского государства.
- Нестяжатели и иосифляне. Работа с текстом учебника. Заполнение таблицы.
- Закрепление знаний. Тест.
- Работа с раздаточным материалом. Создание синквейна.
- Вывод по уроку и домашнее задание, рефлексия.
«Мы божьею милостию государи на своей земле изначале»
Иван III (на приеме послов 1488 г.)
Ход урока
Добрый день ребята. Сегодня на уроке, мы с ВАМИ рассмотрим, как создавалось единое государство московское. Тема «Государство и церковь в XV веке», очень интересная и важная для понимания последующих событий в истории России.
Обратите внимание, у каждого на столах лежит раздаточный материал, работать с ним мы тогда, когда придет время. Хорошо? Отложите его пока в сторону.
Эпиграфом к уроку служат слова Ивана III, сказанные им самим же на приеме послов в 1448 г. «Мы божьею милостию государи на своей земле изначале». Как вы это понимаете, вы мне скажите чуть позже.
А сейчас все внимание на экран. Слайд 2 (Презентация)
Давайте вместе вспомним, кто же такой Иван III, а поможет нам в этом цитата Карла Маркса?
Вопросы:
Всем понятно слово колоссальный??? Подберите к нему синонимы?(мощный, огромный.)
О каком царстве-государстве идет речь?
Где оно расположено, как понимать, между татарами и литовцами?
Что мы знаем о политике Ивана III?
Подскажите мне два главных дела всего его царствования, решением каких проблем он занимался всю свою жизнь? Самые важные, самые главные внешнеполитические задачи: Слайд 3
После cмepти Ивана III, великим московским князем стал его сын Василий III, который правил с 1505 по 1533 г. За это время завершил процесс собирание русских земель в одно государство.
Ребята, а какие земли присоединились к Москве к 1521г.?
Да, верно, Псков 1510, Смоленск 1514, Рязань 1521 г. Тем самым, предопределил окончательное собирание русских земель, одолев в нелегкой борьбе независимых и сильных соперников Москвы – Тверь, Новгород, Псков.
Слайд 4
Ликвидируются княжества, а их некогда безоговорочные хозяева один за другим «склоняются» под руку Москвы.
Слайд 5
Какой вывод напрашивается сам собой? Что произошло?
Образуется государство со столицей. При Иване III, первом по настоящему национальным властителе, представители Московской династии Рюриковичей появился герб в виде двуглавого орла, единая монета, на великокняжеской печати была надпись «государь всея Руси». Территория Московского княжества выросла примерно в шесть раз.
Слайд 6
Зародившемуся государству нужна основа, которой стала религия.
А сейчас мы с ВАМИ попробуем смоделировать, сконструировать, создать образ.
Построим пирамиду (детский конструктор пирамидки, с держателем и без него), это наше государство, отдельные части, бывшие княжества.
Моя рука – это ветер перемен.
Как-то качается, неустойчиво. Пытаемся!!!!!
Разваливается!!!! Падает!!!!!! А почему мы так легко ее разламываем? Нет стержня, опоры?
А что служит опорой в государстве? На кого опирается государь, имеющий полноту светской власти?
Что с точки зрения средневековых людей было важным? Без чего жизнь общества невозможна? Что составляет главный духовный мир человека?
Трудно, хорошо, подберите мне ассоциации к слову ВЕРА.
Икона, верно.
Преподобный Андрей Рублёв, автор величайшего творения церковной живописи – иконы «Троица».
Слайд 7
Церковь, правильно.
Зачем она нужна? Какую функцию она выполняет в обществе?
Разбираем Икону.
Что такое Троица? Это три путника, 3 ангела, которые пришли возвести о рождении Христа.
То ли они вкушают пищу, то ли ведут беседу, то ли просто задумались?
В иконе передано и действие (один из ангелов протягивает руку за жертвенная чашей на столе), и беседа (ангелы склоняют друг к другу головы, словно погружены в разговор), и задумчивое созерцание (лица их задумчивы, словно унеслись они в мир светлой мечты). Здесь господствует мир тишина и покой.
Посмотрите внимательно Ребята, как они сидят? Что можно сказать по этому поводу?
Круг по природе своей вызывает впечатление неподвижности и покоя. Удобно, всех видно, можно рассмотреть лица!!
А какие тона, цвета вы видите?
Чистые тона, особенно васильково-гoлyбой, прозрачно-зеленый, золотистый сливаются. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это – указания на первое лицо Святой Троицы. Отец. Творец.
Ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зеленого цвета. Это ипостась Святого Духа, именуемого животворящим. Древо – за спиной среднего ангела (Сын есть Жизнь).
По толкованию греков, образ Троицы – не только воплощение Триединого Божества, но и образ веры, надежды и любви. Для Руси образ Троицы всегда имел особенное звучание. В творении преподобного Андрея Рублева, помимо высочайших богословских истин, люди увидели и призыв к объединению страны, сложившейся из трех основных народов. Призыв этот не потерял актуальности и по сей день.
Какие чувства вызывает у ВАС эта икона?
Что с точки зрения средневековых людей было важным? Без чего жизнь общества невозможна? Что составляет главный духовный мир человека?
Церковь, правильно.
Зачем она нужна? Какую функцию она выполняет в обществе?
Обогащает внутренний мир человека, устанавливает правила, нормы жизни, да?
Глава византийской церкви – Константинопольский патриарх, назначил главу русской церкви – митрополита. К началу XV века Византия пришла в упадок, ей угрожали завоеванием турки – сельджуки. Византийцы обратились за помощью к Папе Римскому. Тот обещал помочь, но при условии объединения 2 церквей – католической и православной. В 1439 г. заключена уния, союза, которую не признала Русская православная церковь и объявила независимость от Константинополя.
Подскажите мне, Какую роль церковь играла на Руси? Вспомните, когда было принято христианство?
988г. Владимир пытался объединить языческие племена в одну народность для укрепления государства и международного положения Руси. Улучшились нравы, исчезло многоженство, кровная месть, люди стали больше помогать бедным.
Помогла ли церковь в борьбе с монголо – татарами?
Церковь связывала русский народ, даже во время раздробленности, вдохновляла, защищала. Она поддержала гибкую политику Александра Невского с Золотой Ордой, вдохновляла Дмитрия Донского в Куликовской битве. Сергий Радонежский благословил князя и дал ему в помощь Дмитрию двух монахов – Пересвета и Ослаблю. Таким образом, церковь способствовала становлению Российского государства.
К изучаемому времени относится теория псковского монаха Филофея о предназначение Российского государства. В послании Василию III он утверждал, что «Москва – это 3 РИМ», 1 пал из – за ересей, второй (Константинополь) из – за унии к католичеству.
«Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», – писал Филофей, обосновывая крепость веры.
Теория признаёт русское государство защитником истинной веры – православия, закрепляет за ней особое историческое призвание. Москва - политический и церковный центр мирового значения. Московские князья провозглашались преемниками римскихи и византийских императоров.
Слайд 8
Но это ВАМ рассказала я, а историки верят документам, давайте же найдем подтверждение моим словам из текста документа на стр. 191-192 учебника.
Слайд 9
- Что за тревога охватила общество?
- Почему или за что был низложен митрополит Исидор?
- Как к этим сборам отнеслись москвичи и великий князь? Кто такой митрополит Иона? Почему так называется документ?
- Последствия, вывод из документа?
Возросло влияние русской православной церкви, она перестала зависеть от греческой, хотя считалась её правопреемницей.
Все правильно, верно, спасибо.
Но это мы говорим об официальной церкви, о служителях, которые выступали на стороне государя. Но мнения некоторых не совпадают с вышеозвученным, есть учения, которые спорят с официальной версией церкви, из курса средневековой Европы вы должны уже знать. Кто это такие?
Не помните, как они называются?
Ересь – течение, отклонившееся от официальной церковной доктрины.
У всех у них свой взгляд на официальные версии, на нормы, установленные церковью. Их действительно было великое множество, но мы остановимся в сравнительной хаpaктеристике лишь 2. Я предлагаю рассмотреть в виде таблицы и заполнить её из учебника на раздаточном материале. 2 колонки, 3 строки.
Стр. 185, 188-189 вашего учебника. У Вас есть 3 минуты. Первый вариант заполняет Иосифлян, второй вариант – нестяжателей.
- Лидер, его имя, можно и в миру, и после крещения сана.
- Как представляли себе церковь НИЛ Сорский и ИОСИФ Волоцкий? Какой она должна быть? Что в ней должно быть?
- Отношение церкви к власти, как выстраиваются они? Внимательно читайте пункты.
- Имя великого князя, кто покровительствовал тем и ли иным ересям
Нестяжатели | Иосифляне | |
Нил Сорский | Лидер | Иосиф Волоцкий |
Бедность церкви | Идеал церкви | Богатство церкви |
За сильную власть великого князя | Отношение церкви к власти | Власть церкви выше власти князя |
Иван III покровительствовал | Покровитель | Василий III поддерживал |
Вот так должна выглядеть заполненная таблица. Слайды 10-11
Иван III поддерживал нестяжателей, потому что они выступали за бедную церковь, он хотел отобрать монастырские владения, чтобы раздать их своему войску. Иосифляне же защищали монастырские владения и утверждали, что церковь подобна солнцу. Их лидер Иосиф Волоцкий писал в начале XVI века о царе Василии III, что он подобен Богу. А Василий 3 поддерживал их, считая, что церковь должна быть богатой, чтобы заниматься благотворительностью.
Давайте повторим и закрепим наши знания, выполнив тест.
Слайды 12-17
ВЫВОД:
- Воссоединение всех частей русской земли.
- Прочная духовная основа и преемственные традиции.
- Появление сильной духовной власти.
Русская православная церковь играла важную роль в жизни московского государства. Среди духовенства существовали разные течения, идеи по устройству церкви. Но никто из них неумолял ее значения в процессе объединения земель, в становлении духовности русского народа и особого колорита культуры.
Урок основан на активном участии ребят. Автор рекомендует провести предварительный опрос, чтобы выяснить отношение к темнокожему населению России в присутствующей аудитории. Таким образом, перед ребятами изначально ставится проблема: «Как я отношусь к этому вопросу?» Проблема усиливается, когда учащиеся, разбившись на группы, получают для работы противоположные точки зрения из источников СМИ и интернет-форумов....
18 03 2024 7:30:19
Необходимым условием и в то же время одним из результатов изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, созданных на основе ярких и впечатляющих образов событий прошлого. Особенно это важно для глухих учащихся, мышление которых носит преимущественно конкретный хаpaктер и которые в своём познании мира больше опираются на систему образов, нежели на систему абстpaктных понятий....
17 03 2024 12:41:22
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
16 03 2024 2:58:26
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
15 03 2024 15:15:40
Представлен вариант изучения истории Древнего Рима через личности римских императоров. Урок – попытка взаимосвязи и взаимовлияния двух личностей – учителя и ученика - через третью личность – историческую – проникнуть в прошлое и познать его. ...
14 03 2024 15:44:24
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...
13 03 2024 7:53:40
При написании сценария поставили перед собой цель: сформировать у учащихся культуру мира понимания и осознать исторического прошлое и будущее в нем; привить чувство гражданской ответственности, достоинства, уважение к истории и культуре своей страны; уважению старшему поколению. Знать и понимать значение слов: война, хлеб, холод. Учащиеся должны знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа. Не зная истории, мы не сможем узнать настоящего, а тем более будущего нашей Родины....
12 03 2024 5:10:52
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
11 03 2024 15:15:47
Урок с использованием ИКТ и яркого визуального ряда позволяет повысить интерес учеников к изучению истории своей Родины, а также применить свои ранее полученные знания в исследовании исторического документа, его анализе. Работа над ранее изученным материалом и новой темой, позволяют построить логическую цепочку событий, которая по аналогии может быть в дальнейшем перенесена и в настоящее время, что позволяет проследить связь между историей и современностью в развитии общества, избежать ошибок прошлого, сделать выводы....
10 03 2024 5:59:22
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
09 03 2024 23:24:16
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
08 03 2024 3:42:17
Урок "Русь в Х-ХVв.в." занимает место в системе повторительно-обобщающих уроков в курсе истории России в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, В.И. Буганова. Урок спланирован и проводится по технологиям КСО, на групповой и концептуальной основах. Обучающиеся предварительно разделены на учебные группы, каждая из которых выбирает вопрос для подготовки и защиты, получает задание прочитать дополнительную литературу и подготовить выступление, в котором прозвучат несколько точек зрения по теме для защиты....
07 03 2024 16:28:54
Учащиеся получаются представлений о развитии различных регионов Руси периода раздробленности на примере исследования природно-географических условий, занятий населения, политического устройства Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли. Изучаются причинно-следственные связи между географическими особенностями региона и его политическим развитием....
06 03 2024 9:54:15
На уроке данная тема рассматривается с использованием таких педагогических технологий, как кластер, RAFT-технология, эвристическая беседа, «мозговой штурм». В увлекательной форме происходит изучение нового материала: представляя себя журналистами, ребята дают хаpaктеристику новым явлениям в экономике России и сами делают выводы о начале развития капитализма в России XVII в....
05 03 2024 10:23:53
Хочу предложить игру по обществознанию в виде презентации, которая называется «Общество – не простая сумма индивидов…», по всем разделам курса. Игра позволяет вовлечь в работу всех учеников и является ценным средством воспитания умственной активности детей, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний....
04 03 2024 13:35:49
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
03 03 2024 8:45:36
Урок формирует представление о Европе и Востоке на основе фактов, причин, целей и итогов Крестовых походов. Учащиеся анализируют изменение образа жизни европейской и мусульманской цивилизаций при влиянии церквей, устанавливают причины, следствия и значение....
02 03 2024 23:31:43
Данный урок рассчитан на 80 минут учебного времени и состоит из двух этапов: урок-викторина и защита презентаций по данной тематике комaндами-участницами. Материалы раздаются комaндам-участницам и высвечиваются на интеpaктивной доске. Раздаточный материал может также использоваться отдельно на различных уроках повторительно-обобщающего хаpaктера....
01 03 2024 12:14:21
Цель урока: формирование представлений о политической раздробленности Древнерусского государства и особенностях развития главных политических центров Руси....
29 02 2024 16:13:34
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
28 02 2024 15:30:28
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
27 02 2024 3:43:17
Представленный урок позволит узнать много интересного и полезного об истории денег, их роли в жизни человека и общества. Применение активных приемов, форм и методов работы по развитию речи, обогащению словарного запаса, развитию умения высказывать свою точку зрения позволит учителю реализовать цели и задачи урока, а ученикам – продемонстрировать свои знания по конкретной теме. ...
26 02 2024 19:50:56
Данная работа проведена в форме игры. Основные цели работы: проверить знания фактического материала, знание дат, понятий, имен; развивать навыки работы с картой, компьютером, делать самостоятельные выводы; воспитание толерантности, коллективизма, чувства сопереживания, активизировать интерес к мировой культуре и религии как ее составной части. ...
25 02 2024 0:39:50
Приоритетной целью образования стало развитие способности студента самостоятельно ставить учебные цели и задачи, контролировать и оценивать достижения. Комплект Рабочих тетрадей по обществознанию, о котором идет речь, должен обеспечить выполнение и этой функции....
24 02 2024 4:10:54
На примере изучения истории Великой Отечественной войны рассказывается об опыте патриотического воспитания школьников. ...
23 02 2024 9:32:14
На уроке использованы методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Показать наличие в послевоенном СССР двух альтернатив общественно-политического развития: демократической и тоталитарной, определить причины возрождения первой и победы второй; раскрыть причины и хаpaктер изменений в структурах власти после окончания войны, нового витка репрессий....
22 02 2024 3:59:10
Программа элективного курса ориентирована на кадетские образовательные учреждения. Рекомендуется для учащихся 8-9-х классов, так как предлагаемый курс хорошо синхронизируется с курсом по отечественной истории....
21 02 2024 12:39:36
Методическая разработка урока по теме «Северо-Восточная Русь в XII веке» предполагает помочь учащимся понять суть перемен, происходящих не только в Ростово-Суздальском крае, но и в Киевской Руси в целом; оценить значение деятельности ростово-суздальских князей, особенно сущность политических перемен, совершенные потомками Юрия Долгорукого. Тема изучается учащимися самостоятельно в группах методом сопоставления и анализа ряда фактов....
20 02 2024 9:15:11
В связи с уменьшением количества учащихся в классах снижаются отдельные виды мотивации обучения: соревновательная, сравнительная; снижается познавательная активность учащихся. Для преодоления этого приходится перестраивать учебную работу в классе, делая основной упор на те виды деятельности, которые позволяют заинтересовать учащихся, обеспечить усвоение учебного материала....
19 02 2024 9:50:12
Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....
18 02 2024 23:18:27
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
17 02 2024 14:40:50
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
16 02 2024 1:17:30
Урок разработан в соответствии с концепцией модернизации российского образования. При планировании урока применялись модульные технологии, основанные на компетенциях. Интеграция дисциплин дает возможность преодолеть дисциплинарную разобщенность научного знания, высвобождается учебное время, усиливаются внутрипредметные и межпредметные связи, расширяются сферы получаемой информации, подкрепляется мотивация в обучении. Цель урока – исследование развития абсолютизма в России и Англии в XVI веке....
15 02 2024 1:45:35
"Блокада" - это страшное слово стало настоящим приговором для ленинградцев. 900 дней и ночей они, изолированные от всего мира, жили в настоящем аду, между жизнью и cмepтью. Тяжелые испытания выпали на долю города Петра. Но он выстоял, они выстояли, не сломились, не сдались врагу! От понимания значимости этого события зависит наше будущее, будущее нашей страны....
14 02 2024 9:55:18
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
13 02 2024 23:10:33
Цель данного занятия — показать, что изменения во времени, в прострaнcтве и по субъекту нормативных норм указывают на изменения, произошедшие в государстве, которое не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть, определяет его монополию на физическое принуждение, регулирует систему налогообложения, но и право не может существовать без государства, так как последнее санкционирует действие правовых норм. ...
12 02 2024 0:55:11
Урок позволит учащимся познакомиться с избирательным правом. Основные понятия, вводимые на уроке, подкрепляются пpaктическими примерами. Анализ документов, знакомство со стенограммой заседания Госсовета по вопросам развития политической системы, речь президента РФ Д.Медведева сделают урок более наглядным и действенным. Главная задача - воспитание гражданской активности....
11 02 2024 14:11:44
При инновационном стиле преподавания спектр образовательных программ намного шире, что ставит учащегося перед выбором индивидуальной образовательной траектории. Так на уроке показаны некоторые приемы активизации учебно-познавательной деятельности суворовцев на основе использования элементов информационно-коммуникационных технологий....
10 02 2024 0:41:58
Урок раскрывает сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота. ...
09 02 2024 7:43:40
Урок является органическим продолжением предыдущего урока в 7-м классе. Ряд слайдов с текстом, картами, таблицами, иллюстрациями, позволяет оживить рассказ учителя и организовать повторение, обсуждение, закрепление предлагаемых вопросов. Презентация дает возможность работать самостоятельно тем учащимся, которые имеют навыки работы на компьютере. ...
08 02 2024 11:48:58
Урок истории в 10-м классе (2 часа) через изучение различных источников информации способствует формированию у школьников целостного представления о личности Ломоносова, призван помочь задуматься над вечными философскими вопросами....
07 02 2024 18:40:31
Урок выстроен в логике технологии РКМЧП. Основные этапы урока традиционного наложены на этапы урока "Вызов", "Осмысление" и "Рефлексия". Тем самым подчеркивается не только преемственность подходов, но фактически их идентичность (новизна формы при сохранении смысла). Использование рабочих листов и интеpaктивной доски позволяет сэкономить время на уроке и полнее и нагляднее представить и сохранить материал по теме "Движение декабристов"....
06 02 2024 22:22:51
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
05 02 2024 7:47:29
В настоящее время в современной школе уделяется большое внимание научно-исследовательской деятельности учащихся. Настоящая статья предлагается в помощь учителям истории для правильной организации научно-исследовательской деятельности своих учеников....
04 02 2024 10:50:17
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...
03 02 2024 18:18:50
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
02 02 2024 19:27:29
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
01 02 2024 17:28:41
«Терминологический тест-тренажер по истории» предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. В нем представлены основные термины и понятия курса истории России с древнейших времен до конца XVI века. Может быть использован учащимися при подготовке к урокам, для самостоятельной работы на уроке, а также при проведении итогового повторения по истории России в 6-м классе....
31 01 2024 6:23:26
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
30 01 2024 12:13:50
Представляемый урок – урок повторения и обобщения пройденного материала по теме "Становление средневекового общества: христианский и исламский мир". Урок проводится в игровой форме, в форме интеллектуальной викторины. Учащиеся закрепляют пройденный материал в ходе интеллектуального соревнования, используются все виды навыков мышления, навыки работы в малых группах....
29 01 2024 0:44:30
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::