Урок по теме "Становление и развитие антифашистской коалиции"
Цель: Способствовать созданию яркой и многоликой картины борьбы народов мира, ведущих мировых держав с угрозой фашистского порабощения.
Задачи:
- Познакомить учащихся с этапами становления и развития антифашистскойкоалиции;
- Раскрыть роль и историческое значение антифашистской коалиции в борьбе с фашизмом;
- Продолжить работу над формированием умения анализировать исторические документы, статистические данные; давать оценку историческим и политическим деятелям.
- Способствовать ориентации личности одиннадцатиклассников на гуманистические и демократические ценности, выступающие в роли консолидирующие фактора в критические моменты истории.
Оборудование: карта Второй мировой войны, презентация урока, учебник “Отечественная история XX – начала XXI в.” под ред. Чубарьяна, раздаточный материал.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: проблемный семинар.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Давайте познакомимся. Пожелаем друг другу удачи.
Правила нашего совместного проживания урока:
- Закон правой руки.
- Уважая себя, уважаем других.
- Слушаем выступление одноклассников до конца, не перебивая.
- Высказываем свою точку зрения по обсуждаемому вопросу аргументированно.
- Суждение и мнение каждого заслуживает уважение, даже если это суждение не совпадает с вашей точкой зрения.
2. Объявление цели и задачи урока.
3. Ознакомление с планом урока.
4. Актуализация знаний учащихся.
Вы пpaктически закончили изучение истории Второй мировой войны и ее составной – Великой Отечественной войны. Для того, чтобы более понятней и доступней стал изучаемый материал, нам необходимо вспомнить значение некоторых понятий. Задание по группам: в течение двух минут проговорить друг другу значение терминов, имеющихся на столах листах с глоссарием, затем оценить друг друга. Если вам встретится незнакомый термин, то вам необходимо об этом сказать, и тогда мы вместе вспомним все.
Глоссарий темы
- Коалиция
- Геноцид
- Холокост
- Арийская колонизация
- Гетто
- Лагеря cмepти
- Тотальная война
- Движение Сопротивления
- Партизанская война
- Национальный фронт
- Антифашистское сознание
- Коллаборационист
5. Изучение нового материала.
1) Что нес человечеству новый порядок?
Фашизм Германии, Италии и милитаристические планы Японии несли миру, всему человечеству идею “нового порядка”. В чем его сущность?
Задание: проанализируйте таблицу сделайте вывод, на чьи плечи легла основная тяжесть борьбы с фашизмом?
Вторая мировая война 1939 – 1945 гг.
Продолжительность дней |
2194 |
Число стран участниц |
72 |
Число нейтральных государств |
6 |
Число государств, на территории которых проходили боевые действия |
40 |
Численность населения стран-участниц войны |
1700 млн. чел. (80% населения Земли) |
Число мобилизованных |
119 млн. человек |
Число погибших в войне |
Более 60 млн. |
Число погибших граждан СССР |
Более 27 млн. |
2) Какую роль в становлении и развитии антифашистской коалиции сыграло движение Сопротивления?
- Вторую мировую войну называют тотальной, то есть задевшей все стороны жизни общества и все социальные группы.
- Подготовить ответ на вопрос: “Движение Сопротивления в годы второй мировой войны”. В качестве подсказки используйте фотографии с экрана. На подготовку ответа вам дается 5 минут. Лучший ответ оценивается “отлично”.
- Можно ли движение Сопротивления считать фронтом Второй мировой войны? Если да, то какова его роль в разгроме фашизма?
- В каком смысле о движении Сопротивления в годы второй мировой войны говорят как о движении без границ?
3) Какие этапы в становлении и развитии прошла антифашистская коалиция?
3.1. Задание: Проанализируйте заявление премьер-министра Великобритании У. Черчилля: “Любой человек или государство, которые борются против нацизма, получат помощь. Любой человек или государство, которые идут с Гитлером, - наши враги…, такова наша политика, таково наше заявление. Отсюда следует, что мы окажем помощь, какую только сможем” (1941 г.).
* Проанализируйте факты:
- 24 июня 1941 г.– заявление Рузвельта о поддержке СССР
- 12 июля 1941 г. – переговоры в Москве (СССР – Англия). Принято соглашение “О совместных действиях в войне против Германии”
- 14 августа 1941 г. – принятие “Атлантической хартии”
- 24 сентября 1941 г. – межсоюзническая конференция представителей СССР, Великобритании (включая ее доминионы – Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южно-Африканского Союза), Бельгии, Чехословакии, Греции, Польши, Голландии, Норвегии, Югославии, Люксембурга и “Свободной Франции”. Представители США присутствовали неофициально.
- 26 сентября – 1 октября 1941 г. – Московская конференция (СССР, США, Великобритания). Соглашение “О мобилизации ресурсов союзных государств для войны против фашистского блока.
- 7 декабря 1942 года – США стали воюющим государством.
- 11 декабря 1942 г. – Германия объявляет войну США.
Какой вывод вы можете сделать?
Работа в группах. Познакомьтесь с документом № 1.
Из текста Атлантической хартии, 12 августа 1941 г.
“Президент Соединенных Штатов Америки и премьер-министр Черчилль, представляющий правительство его величества в Соединенном королевстве, после совместного обсуждения сочли целесообразным обнародовать некоторые общие принципы национальной политики их стран – принципы, на которых они основывают свои надежды на лучшее будущее для мира:
- их страны не стремятся к территориальным или другим приобретениям;
- они не согласятся ни на какие территориальные изменения, не находящиеся в согласии со свободно выраженным желанием заинтересованных народов;
- они уважают право всех народов избирать себе форму правления, при которой они хотят жить; они стремятся к восстановлению суверенных прав и самоуправления тех народов, которые были лишены этого насильственным путем;
- соблюдая должным образом свои существующие обязательства, они будут стремиться обеспечить такое положение, при котором все страны, великие и малые, победители или побежденные, имели бы доступ на равных основаниях к торговле и к мировым сырьевым источникам, необходимым для экономического процветания этих стран;
- они стремятся добиться полного сотрудничества между всеми странами в экономической области с целью обеспечить для всех более высокий уровень жизни, экономическое развитие и социальное обеспечение;
- после окончательного уничтожения нацистской тирании он надеются на установление мира, которые даст возможность всем странам жить в безопасности на своей территории, а также обеспечить такое положение, при котором все люди во всех странах могли бы жить всю свою жизнь, не зная стpaxa и нужды;
- такой мир должен предоставить всем возможность свободно, безо всяких препятствий плавать по морям и океанам;
- они считают, что все государства мира должны по соображениям реалистического и духовного порядка отказаться от применения силы. Поскольку никакой будущий мир не может быть сохранен, если государства, которые угрожают или могут угрожать агрессией за пределами своих границ, будут продолжать пользоваться сухопутными, морскими и воздушными вооружениями, они считают, что впредь до установления более широкой и надежной безопасности должны быть разоружены. Они будут также помогать и поощрять все осуществимые мероприятия, которые облегчат миролюбивым народам избавление от бремени вооружения”
Задание.
- Проанализируйте отрывок из Атлантической хартии и подумайте, почему президент США и премьер-министр Великобритании “после совместных обсуждений сочли целесообразным обнародовать некоторые принципы национальной политики их стран”?
- В чем выразилась всемерная поддержка США и Великобритании в частности СССР?
Проанализируйте таблицу, иллюстрирующую роль ленд-лиза в ходе войны:
Оборудование |
Получено по ленд-лизу |
Построено в СССР |
Паровозы |
1981 |
92 |
Вагоны |
11156 |
1000 |
Металлорежущие станки |
44600 |
168700 |
Самолеты |
22195 |
122000 |
Танки |
25% от произведенного в СССР |
98300 |
Автомобили |
427000 |
219000 |
Используя дополнительную литературу и данные учебника на с.206 – 207, соотнесите полученные сведения с данными таблицы. Сопоставьте эти данные с мнениями западных и советских историков. Сделайте собственные выводы о роли ленд-лиза в годы Великой Отечественной войны для Советского государства.
Л.Роуз, Р. Лукас, Г. Моль, М. Говард, Г. Инфилд считали: “Решающую роль в победе СССР над гитлеровской Германии сыграл ленд-лиз”. “Без ленд-лиза Советский Союз не мог выстоять против натиска фашистских армий”.
Советские историки о ленд-лизе: “Поставки по ленд-лизу составляли всего 4% по отношению к продукции отечественной продукции”.
Вывод:
- Антифашистская коалиция сложилась в сравнительно короткий срок после того, как основные события второй мировой войне развернулись на территории СССР.
- Отечественная война СССР против фашистской Германии стала консолидирующей силой, которая сплотила многие государства в антифашистский военный блок.
Задание: запишите хронологические рамки первого этапа антифашистской коалиции.
3.2. II этап развития антифашистской коалиции
Факты:
- 1 января 1942 г. – Декларация 26 государств
- Август 1942 г. – визит У.Черчилля в Москву
- Октябрь 1943 г. – конференция министров иностранных дел СССР, США, Великобритании в Москве.
- Ноябрь 1943 г. – Тегеранская конференция (СССР, США, Великобритания).
- Май 1943 г. – роспуск Коминтерна.
- 4 – 11 февраля 1945 г. Ялтинская конференция (СССР, США, Великобритания).
- Июль – август 1945 г. – Потсдамская конференция (СССР, США, Великобритания).
Назовите главные события этого этапа развития антифашистской коалиции.
Работа с документами по группам.
1 группа: документ № 2 “Из Декларации двадцати шести государств (Объединенных Наций)” и документ №3 “Из Декларации об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства, принятой на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании”.
Документ. “Из Декларации двадцати шести государств (Объединенных Наций)”
1 января 1942 г.
“Общая Декларация Соединённых Штатов Америки, Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии, Союза Советских Социалистических Республик, Китая, Австралии, Бельгии, Индии, Канады, Коста-Рики, Кубы, Люксембурга, Чехословакии, Доминиканской Республики, Эль-Сальвадора, Греции, Гватемалы, Гаити, ГонДypaса, Голландии, Новой Зеландии, Никарагуа, Норвегии, Панамы, Польши, Южно-Африканского Сойма и Югославии. Правительства, подписавшие сие, ранее присоединившись к общей программе целей и принципов, воплощённой в общей Декларации Президента США и премьера Великобритании от 14 августа 1941 г., известной под названием Атлантической хартии, будучи убеждены, что полная победа над их врагами необходима для защиты жизни, свободы, независимости и религиозной свободы и для сохранения человеческих прав и справедливости как в их собственных странах, так и в других странах, и что они теперь заняты общей борьбой против диких и зверских сил, стремящихся покорить мир, заявляют:
- Каждое Правительство обязуется употребить все свои ресурсы, военные и экономические. Против тех члeнов тройственного пакта и присоединившихся к нему, с которыми это Правительство находится в войне.
- Каждое Правительство обязуется сотрудничать с другими Правительствами, подписавшими сие, и не заключать сепаратного перемирия с врагами.
К вышеизложенной Декларации могут присоединиться другие нации, которые оказывают или могут оказывать материальную помощь и содействие в борьбе за победу над гитлеризмом”
Документ. “Из Декларации об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства, принятой на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании”.
19 – 30 октября 1943 г.
“Таким образом, немцы, которые принимали участие в массовых расстрелах итальянских офицеров, или в казнях французских, нидерландских, бельгийских и норвежских заложников, или критских крестьян, или же те, которые принимали участие в истрeблении, которому был подвергнут народ Польши, или в истрeблении населения на территориях Советского Союза, которые сейчас отчищаются от врага, - должны знать, что они будут отправлены обратно на места их преступлений и будут судимы на месте народами, над которыми они совершали насилия…
Эта Декларация не затрагивает вопроса о главных преступниках, преступления которых не связаны с определением географическим местом и которые будут наказаны совместным решением правительств.
Рузвельт
Сталин
Черчилль”
2 группа. документ № 4 “Из Декларации трех держав, принятой на Тегеранской конференции”.
Документ. “… Мы выражаем нашу решимость в том, что наши страны будут работать совместно как во время войны, так и в последующее мирное время.
Никакая сила в мире не сможет помешать нам уничтожить германские армии на суше, их подводные лодки на море разрушать их военные заводы с воздуха.
Наше наступление будет беспощадным и нарастающим.
Закончив наши дружеские совещания. Мы уверенно ждём того дня. Когда все народы мира будут жить свободно. Не повергаясь действию тирании, и в соответствии со своими различными стремлениями и своей совестью.
Рузвельт
Сталин
Черчилль”
Документ № 5 “Из решения конференций руководителей трех союзных держав – Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании в Крыму от 13 февраля 1943 г.”:
“О результатах работы Крымской конференции Президент США, Председатель Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и Премьер-министр Великобритании сделали следующие заявления:
I. Разгром Германии.
Мы рассмотрели и определили военные планы трёх союзных держав в целях окончательного разгрома общего врага… Были полностью согласованы и детально спланированы сроки, размеры и координация новых и ещё более мощных ударов, которые будут нанесены в сердце Германии нашими армиями и военно-воздушными силами с востока, запада, севера и юга.
II. Оккупация Германии и контроль над ней.
Мы договорились об общей политике и планах принудительного осуществление безоговорочной капитуляции … вооруженные силы трёх держав будут занимать в Германии особые зоны … Франция будет приглашена тремя державами … взять на себя зону оккупации и участвовать в качестве четвёртого члeна.
Нашей непреклонной целью является уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда не будет в состоянии нарушить мир всего мира… В наши цели входит уничтожение германского народа.
III. Репарация с Германии.
Мы обсудили вопрос об ущербе, причинённом в этой войне Германией союзным странам, и признали справедливым обязать Германию возместить ущерб в натуре в максимально возможной мере.
IV. Декларация об освобождённой Европе.
… Договорились между собой согласовать в течение периода временной неустойчивости в освобождённой Европе политику своих трёх правительств в деле помощи народам, освобождённым от господства нацистской Германии, и народам бывших государств – сателлитов оси в Европе при разрешении ими демократическими способами их насущных политических и экономических проблем.
V. О Польше.
… Вновь подтвердили наше общее желание видеть установленной сильную, свободную, независимую и демократическую Польшу.
Главы трёх Правительств считают, что восточная граница Польши должна идти вдоль линии Керзона с отступлениями от неё в некоторых районах от пяти до восьми километров в пользу Польши… Окончательное определение Западной границы Польши будет отложено до мирной конференции.
VI. Единство в организации мира, как в ведении войны.
Наше совещание в Крыму вновь подтвердило нашу общую решимость сохранить и усилить в предстоящий мирный период то единство целей и действий, которое сделало в современной войне победу возможной и несомненной для Объединённых Наций.
Уинстон С. Черчилль
Франклин Рузвель
И. Сталин”
Группа № 3. Документ № 6 “Из протокола Берлинской конференции трех великих держав”:
“I. Политические и экономические принципы, с которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный период.
А. Политические принципы.
1. В соответствии с Соглашением о контрольном механизме в Германии верховная власть в Германии будет осуществляться главнокомaндующими Союза Советских Социалистических Республик, Соединённых Штатов Америки, Соединённого королевства и Французской Республики, каждая в своей зоне оккупации.
2. Целями оккупации Германии, которыми должен руководствоваться Контрольный совет, являются:
1) Полное разоружение и демилитаризация Германии и ликвидация всей германской промышленности. Которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней.
2) Убедить немецкий народ, что он понёс тотальное военное поражение и что не может избежать ответственности за то, что он навлёк на себя, поскольку его собственное безжалостное ведение войны и фактическое сопротивление нацистов разрушили германскую экономику и сделали хаос и страдания неизбежными.
3) Уничтожить национал-социалистическую партию и её филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечит, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность и пропаганду.
В. Экономические принципы.
II. В целях уничтожения германского военного потенциала производство вооружения, военного снаряжения и орудий войны, а также производство всех типов самолётов и морских судов должно быть запрещено и предотвращено.
III. Репарации с Германии.
Репарационные претензии ССССР удовлетворены изъятыми из зоны Германии, оккупированной СССР, и из соответствующих германских вложений за границей.
IV. Город Кёнигсберг и прилегающий к нему район.
Конфигурация согласилась … о передаче Советскому Сюзу города Кёнигсберга и прилегающего к нему района.
V. Военные преступники.
Три Правительства …. Считают делом огромной важности, чтобы суд над этими главными преступниками начался как можно скорее. Первый список обвиняемых будет опубликован до 1 сентября сего года.
VI. Заключение минных договоров и допущение в Организацию Объединённых Наций.
Три Правительства считают желательным, чтобы теперешнее аномальное положение Италии. Болгарии, Финляндии, Венгрии и Румынии было изменено заключением мирных договоров.
VIII. Переговоры по военным вопросам.
Во время конференции происходили встречи Начальников штабов трёх Правительств по военным вопросам, представляющим общие интересы.
И. Сталин
Гарри Трумэн
К.Р. Эттли”
Вопросы:
1. Какие решения принимались на каждой конференции и каково их значение?
2. Что общего в этих документах.
- Проверка самостоятельной работы.
- Оценка самостоятельной работы. (Аплодисменты).
Вывод:
- На втором этапе развития антифашистской коалиции были созданы основные условия для консолидации международных сил против фашизма.
- Вместе с тем решения многих вопросов требовали огромных усилий со стороны советской дипломатии.
3.3. III этап антифашистской коалиции
Факты:
- Июнь 1945 г. – создание Организации Объединенных Наций (ООН).
- 16 октября 1946 г. – международный трибунал в Нюрнберге вынес cмepтный приговор 12 высшим руководителям фашистской империи
- Международный военный трибунал в Токио приговорил к cмepтной казни 7 высших руководителей армии и флота Японии
Задание:
- Что вы знаете о Нюрнбергском процессе?
- Назовите хронологические рамки третьего периода антифашистской коалиции.
Вывод:
Международное сообщество пришло к выводу о необходимости сотрудничества государств с различными идеологиями и политическими системами в деле сохранения мира.
Подведем итоги.
Была ли альтернатива Второй мировой войне?
Оцените свое участие в уроке.
Домашнее задание.
П.24 с.137 – 140, творческие задания.
Используемая литература:
- Арасаланова О.В., Поздеев А.В. “Поурочные разработки по истории России. XX – начало XXI века”, Москва, “ВАКО”, 2005 г.
- Бухарева Н.Ю., “Поурочные планы к учебнику Н.В. Загладина, С.И. Козленко, С.Т. Минакова , Ю.А. Петрова. История России. XX – начало XXI века”. Волгоград, 2009 г.
- Кириллов В.В. Чернова М.Н. “История России. 1800 – 2002 гг. Поурочные разработки и сценарии уроков”. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2002 г.
- Коваль Т.В. “Конспекты уроков для учителя истории. История России.XX век”. Москва. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 г.
- Шитов Е.В. Элективный курс “Война Германии против Советского Союза. 1941 – 1945 гг.” поиск ответов на проблемные вопросы. Москва “Глобус”, 2007 г.
- Щетинов Ю.А., Л.В. Жуков “Новейшая история России. Дидактические материалы”.Москва. “Просвещение”, 2006 г.
Урок проводится в форме игры. Игра проводится аналогично телевизионной, но по группам. В ходе игры рассматриваются 6 тем: даты, лидеры государств, персоналии, отношение к войне, участники войны, итоги войны (каждая тема содержит 5 вопросов). Комaнда сообща выбирает тему и вопрос по стоимости. Представитель одной из комaнд – это может быть капитан – называет тему и цену вопроса. Кто будет отвечать на вопрос, решает комaнда. После правильного ответа комaнда засчитывает количество набранных баллов....
18 03 2024 4:52:16
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
17 03 2024 0:45:47
Цель путешествия - узнать и рассказать о жизни племени вятичей, проживавших на территории города Подольска (Московская область)....
16 03 2024 6:40:49
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
15 03 2024 4:41:24
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
14 03 2024 11:53:41
Предлагается к рассмотрению урок-викторина, посвященный истории России в XVI–XVII веках. Урок является плодом совместной деятельности учителя и учащихся, именно поэтому в некоторых заданиях указаны фамилии составителей – это фамилии детей, которые с полным правом могут считаться соавторами....
13 03 2024 7:51:54
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
12 03 2024 7:32:12
Разработка бинарного урока в 6-м классе позволяет организовать повторение и обобщение темы «Средневековый город» по истории и познакомить учащихся с эволюцией города на примере истории становления и развития родного города (данная тема изучается в курсе «Обществознание», программа А.И. Кравченко). Урок строится по схеме презентации, созданной в программе Power Point. Слайды содержат вопросы к каждому этапу урока, что позволяет организовать диалог учителя и учащихся, а также иллюстрации с видами родного города....
11 03 2024 18:52:53
На уроке рассматриваются способы интегрированного изучения смежных предметов как форма использования межпредметных связей для расширения и углубления знаний учащихся, формирования целостной картины мира. У ребят развиваются знания о демократическом политическом режиме на примере российского парламентаризма – одного из важнейших признаков и механизмов демократии....
10 03 2024 17:20:56
Использование технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию. Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков....
09 03 2024 23:48:38
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему экономического развития СССР после cмepти И.В. Сталина. С помощью самостоятельной работы в группах («шляпы мышления») формируется умение работать с документами, материалами учебника, умение высказывать свое мнение, делать выводы на заданную тему....
08 03 2024 0:13:51
Данный комбинированный урок может быть использован в курсе истории России 7-го класса или краеведения Адыгeи. На уроке используются различные методы и информационные технологии....
07 03 2024 23:32:49
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
06 03 2024 19:54:58
Урок разработан для 5-го класса на основе стандартов второго поколения по теме «Древняя Индия». Проходит в форме путешествия. Используются методы обучения: наглядный, словесный и пpaктический. Применяется презентация, а также музыка индийского народа....
05 03 2024 22:48:35
Урок истории в седьмом классе по теме «Народные движения» относится к открытым педагогическим технологиям. Он позволяет вовлечь учащихся в процесс поиска и анализа информации, что дает возможность ученикам самим добывать знания на уроке, а не быть пассивными слушателями. Сделан упор на самостоятельную работу по сбору и обработке информации, деятельность учителя носит консультативный хаpaктер. ...
04 03 2024 19:31:18
Программа рассчитана как на младших школьников, так и на учащихся 5–6-х классов. В игре используются отрывки из песен военных лет....
03 03 2024 19:20:10
Урок призван закрепить теоретические знания учащихся по семейному праву, развивать и формировать познавательный интерес к разным областям жизни человеческого общества, научить ориентироваться в семейном законодательстве. Урок воспитывает потребность осознанно пользоваться принципами семейного права, научиться принимать самостоятельные решения по пpaктическим правовым ситуациям. ...
02 03 2024 4:23:47
Урок построен на основе технологии проблемного обучения, основной целью которого является создание условий для формирования исследовательских, частично-поисковых навыков учащихся при изучении темы. В задачу урока входит раскрытие творческого потенциала учащихся через подводящие вопросы, дискуссии, оценивание исторических событий....
01 03 2024 14:48:16
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...
29 02 2024 10:30:15
Урок, разработанный для учащихся 11-х классов, дает массу возможностей как для анализа темы, различных подходов к ее осмыслению, так и для работы с информационными технологиями при подготовке к уроку учителя и обучающихся. В ходе урока используется проблемное задание, на которое обучающиеся должны ответить в конце урока. Также для закрепления материала применяются задания на хронологию и на причинно-следственные связи. ...
28 02 2024 11:13:44
Урок включает в себя освещение и ролевое проживание исторического события. Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей изучаемого периода, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
27 02 2024 7:49:40
Цели урока – охаpaктеризовать молодёжь как социально-демографическую группу; выявить функции молодёжи в современном обществе; подвести к пониманию огромных возможностей современной молодёжи в достижении и реализации социального статуса; рассмотреть молодёжную субкультуру, её значение в современном мире....
26 02 2024 6:26:41
Мероприятие для 11-го класса представлено в форме устного журнала состоящего из следующих страниц: 1. «Проявление экстремизма в крестовых походах»; 2. «Экстремизм. Фашизм. Нацизм»; 3. «Экстремизм и международный терроризм»....
25 02 2024 4:11:24
Глубокие изменения в европейском обществе шли рука об руку с переменами во взглядах и представлениях людей. Философы, а затем и социологи выдвинули ряд теорий, давших новый взгляд на процессы и явления общественной жизни. В данной статье мы остановимся на некоторых направлениях развития социологии в Новое время. ...
24 02 2024 23:13:42
Цели урока: повторить и закрепить с учащимися основные положения темы "Глобальные проблемы современности и пути их решения"; сформировать у учащихся навык по применению теоретических знаний на пpaктике....
23 02 2024 19:26:36
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
22 02 2024 8:14:47
Для активизации процесса познания, повышения интереса учащихся к историческому материалу на уроках истории используются разнообразные методические приёмы: работа с историческим текстом, дискуссия, мини-лекция, работа в группах, экспресс-опрос, работа с таблицей, составление развёрнутого и ситуативного плана, синквейна, проблемные задания, игра, таблицы. ...
21 02 2024 5:11:53
В методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта-схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта-схемы. ...
20 02 2024 11:44:41
В статье рассматриваются примеры реализации этнокультурной составляющей на уроках истории с учетом компетентностного подхода. Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации знаний, качеств, способностей, но и его готовность к использованию и применению знаний, умений, отношений, опыта в учебной или жизненной ситуации. Cоставной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании....
19 02 2024 16:16:11
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе. ...
18 02 2024 14:44:32
Урок по теме "Права ребенка" знакомит учащихся с основными правами детей. Данное занятие проводится в групповой форме, используются различные методы (исследовательские, аналитические, рефлексивные) и приемы: работа с документами, решение логических и творческих заданий ( например, пантомима). Урок способствует воспитанию сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их. Занятие можно провести не только как урок в 9-м классе, но и как внеклассное мероприятие....
17 02 2024 14:22:12
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
16 02 2024 22:11:52
Форма урока - путешествие во времени. Учащиеся представляют себя учениками древнеегипетской школы. Учитель проводит четыре урока: письмо, арифметика, геометрия, астрономия, на которых раскрываются особенности египетской письменности, показаны ее сложности. Дети знакомятся с историей ее дешифровки. Пятиклассники узнают особенности египетского счета и системы мер. Работают с таблицей, сравнивая древнеегипетский и современный календарь. ...
15 02 2024 13:37:23
Цели урока: через работу с историческими источниками познакомить учащихся с "новым" порядком, оценить его пагубность для народов, захваченных Германией; способствовать формированию умения учащихся извлекать первичную информацию о событиях; умения построения своей аргументации на основе источника....
14 02 2024 12:31:36
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
13 02 2024 11:51:51
Тема рассчитана на один урок. Так как объем материала достаточно большой, целесообразно организовать работу в группе и парами. Для работы на каждую парту раздаются листы с планом урока и заданиями. Ученикам даются рекомендации, как работать с листами в группах и в парах. Проверка знаний проводится в виде теста. Перед выполнением задания также даются рекомендации. ...
12 02 2024 19:30:50
Цели и задачи урока: продолжить знакомство учащихся с Петровской эпохой; определить роль Архангельска в истории русского военно-морского флота на рубеже XVII–XVIII веков, которую он сыграл благодаря Петру I; выpaбатывать навыки анализа исторических источников, умений работать с дополнительной литературой; содействовать воспитанию уважения к истории России....
11 02 2024 2:36:10
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
10 02 2024 22:34:18
Основная идея программы - изучение побед России в период с IX по XVIII век. Этот период истории России богат победами в самых различных областях жизни. Это победы русской дипломатии, внешней и внутренней политики, достижения в культуре, деятельность отдельных личностей и всего русского народа. Изучение этих побед пробуждает чувство гордости за свою историю и свою страну. ...
09 02 2024 9:33:39
Конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию. Занятие предполагает знакомство с различными взглядами на видение проблемы, прочтение некоторых статей «Всеобщей декларации прав и свобод человека», так как без навыков самостоятельного осмысления реальности окружающего мира невозможна активная гражданская позиция. ...
08 02 2024 12:34:25
Урок посвящён прекрасным и могущественным богам Древней Греции. Урок способствует формированию образного представления о божественном пантеоне Древней Греции. В ходе урока ребята используют карту самоконтроля, в карте ученики будут отмечать каждый этап урока, в котором они примут участие....
07 02 2024 5:46:22
Урок разработан в логике компетентностного подхода с использованием технологии критического мышления. Его суть заключается в разработке обучающимися аналитических моделей политической системы общества, ее функций путем анализа и структурирования текстового материала учебного пособия и документа. В проекте урока выделены стадии ТРКМ: вызов, осмысление, рефлексия, функции каждой стадии, приемы и методы, роль учителя, формы познавательной деятельности обучающихся, формируемые компетенции....
06 02 2024 23:26:26
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
05 02 2024 0:58:49
В данной методической разработке представлен урок по Новой истории для 7-го класса. Это урок повторения по теме "Эпоха Возрождения". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания, что позволяет им вспомнить основные достижения культуры и ярких представителей эпохи Возрождения. Урок построен в форме групповой работы....
04 02 2024 7:22:31
Игра-путешествие для учащихся 5-го класса. В этом возрасте дети начинают изучать курс всеобщей истории «История Древнего мира». Поэтому необходимо поддерживать и развивать к ней интерес. Для этого рекомендуем опираться на интересные исторические факты и различные варианты существующих мифов и легенд, используя научно-познавательную, художественную литературу и иллюстративный материал....
03 02 2024 14:30:58
Целью урока является знакомство учащихся с путем прихода к власти в России династии Романовых....
02 02 2024 12:53:41
В работе представлены тесты для контрольных и лабораторных работ "Средневековье", "Русь и Византия", схема опopного конспекта "Великие географические открытия", разработанные автором к учебнику Н.В Загладина для 10-го класса "Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века"....
01 02 2024 3:31:59
Урок проводится с целью развития познавательного интереса школьников к предмету и развития их коммуникативных и познавательных способностей. Это урок развивающего обучения. Презентации служат наглядной иллюстрацией материала. Элемент театрализации вносит оживление в урок. Предварительно подготовленное устное сообщение развивает у учащегося умение выступать перед аудиторией. ...
31 01 2024 21:38:58
Историческая игра рассчитана на учащихся 9‒11-х классов. Активизирует знания истории России ХХ века, может быть проведена на предметной декаде, уроках истории. Игра состоит из 5-и этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....
30 01 2024 23:37:38
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
29 01 2024 20:42:24
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::