Проверочные работы    

Урок по теме "Становление и развитие антифашистской коалиции"

Цель: Способствовать созданию яркой и многоликой картины борьбы народов мира, ведущих мировых держав с угрозой фашистского порабощения.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с этапами становления и развития антифашистскойкоалиции;
  • Раскрыть роль и историческое значение антифашистской коалиции в борьбе с фашизмом;
  • Продолжить работу над формированием умения анализировать исторические документы, статистические данные; давать оценку историческим и политическим деятелям.
  • Способствовать ориентации личности одиннадцатиклассников на гуманистические и демократические ценности, выступающие в роли консолидирующие фактора в критические моменты истории.

Оборудование: карта Второй мировой войны, презентация урока, учебник “Отечественная история XX – начала XXI в.” под ред. Чубарьяна, раздаточный материал.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: проблемный семинар.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Давайте познакомимся. Пожелаем друг другу удачи.

Правила нашего совместного проживания урока:

  • Закон правой руки.
  • Уважая себя, уважаем других.
  • Слушаем выступление одноклассников до конца, не перебивая.
  • Высказываем свою точку зрения по обсуждаемому вопросу аргументированно.
  • Суждение и мнение каждого заслуживает уважение, даже если это суждение не совпадает с вашей точкой зрения.

2. Объявление цели и задачи урока.

3. Ознакомление с планом урока.

4. Актуализация знаний учащихся.

Вы практически закончили изучение истории Второй мировой войны и ее составной – Великой Отечественной войны. Для того, чтобы более понятней и доступней стал изучаемый материал, нам необходимо вспомнить значение некоторых понятий. Задание по группам: в течение двух минут проговорить друг другу значение терминов, имеющихся на столах листах с глоссарием, затем оценить друг друга. Если вам встретится незнакомый термин, то вам необходимо об этом сказать, и тогда мы вместе вспомним все.

Глоссарий темы

  • Коалиция
  • Геноцид
  • Холокост
  • Арийская колонизация
  • Гетто
  • Лагеря смерти
  • Тотальная война
  • Движение Сопротивления
  • Партизанская война
  • Национальный фронт
  • Антифашистское сознание
  • Коллаборационист

5. Изучение нового материала.

1) Что нес человечеству новый порядок?

Фашизм Германии, Италии и милитаристические планы Японии несли миру, всему человечеству идею “нового порядка”. В чем его сущность?

Задание: проанализируйте таблицу сделайте вывод, на чьи плечи легла основная тяжесть борьбы с фашизмом?

Вторая мировая война 1939 – 1945 гг.

Продолжительность дней

2194

Число стран участниц

72

Число нейтральных государств

6

Число государств, на территории которых проходили боевые действия

40

Численность населения стран-участниц войны

1700 млн. чел. (80% населения Земли)

Число мобилизованных

119 млн. человек

Число погибших в войне

Более 60 млн.

Число погибших граждан СССР

Более 27 млн.

2) Какую роль в становлении и развитии антифашистской коалиции сыграло движение Сопротивления?

  • Вторую мировую войну называют тотальной, то есть задевшей все стороны жизни общества и все социальные группы.
  • Подготовить ответ на вопрос: “Движение Сопротивления в годы второй мировой войны”. В качестве подсказки используйте фотографии с экрана. На подготовку ответа вам дается 5 минут. Лучший ответ оценивается “отлично”.
  • Можно ли движение Сопротивления считать фронтом Второй мировой войны? Если да, то какова его роль в разгроме фашизма?
  • В каком смысле о движении Сопротивления в годы второй мировой войны говорят как о движении без границ?

3) Какие этапы в становлении и развитии прошла антифашистская коалиция?

3.1. Задание: Проанализируйте заявление премьер-министра Великобритании У. Черчилля: “Любой человек или государство, которые борются против нацизма, получат помощь. Любой человек или государство, которые идут с Гитлером, - наши враги…, такова наша политика, таково наше заявление. Отсюда следует, что мы окажем помощь, какую только сможем” (1941 г.).

* Проанализируйте факты:

  • 24 июня 1941 г.– заявление Рузвельта о поддержке СССР
  • 12 июля 1941 г. – переговоры в Москве (СССР – Англия). Принято соглашение “О совместных действиях в войне против Германии”
  • 14 августа 1941 г. – принятие “Атлантической хартии”
  • 24 сентября 1941 г. – межсоюзническая конференция представителей СССР, Великобритании (включая ее доминионы – Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южно-Африканского Союза), Бельгии, Чехословакии, Греции, Польши, Голландии, Норвегии, Югославии, Люксембурга и “Свободной Франции”. Представители США присутствовали неофициально.
  • 26 сентября – 1 октября 1941 г. – Московская конференция (СССР, США, Великобритания). Соглашение “О мобилизации ресурсов союзных государств для войны против фашистского блока.
  • 7 декабря 1942 года – США стали воюющим государством.
  • 11 декабря 1942 г. – Германия объявляет войну США.

Какой вывод вы можете сделать?

Работа в группах. Познакомьтесь с документом № 1.

Из текста Атлантической хартии, 12 августа 1941 г.

“Президент Соединенных Штатов Америки и премьер-министр Черчилль, представляющий правительство его величества в Соединенном королевстве, после совместного обсуждения сочли целесообразным обнародовать некоторые общие принципы национальной политики их стран – принципы, на которых они основывают свои надежды на лучшее будущее для мира:

  1. их страны не стремятся к территориальным или другим приобретениям;
  2. они не согласятся ни на какие территориальные изменения, не находящиеся в согласии со свободно выраженным желанием заинтересованных народов;
  3. они уважают право всех народов избирать себе форму правления, при которой они хотят жить; они стремятся к восстановлению суверенных прав и самоуправления тех народов, которые были лишены этого насильственным путем;
  4. соблюдая должным образом свои существующие обязательства, они будут стремиться обеспечить такое положение, при котором все страны, великие и малые, победители или побежденные, имели бы доступ на равных основаниях к торговле и к мировым сырьевым источникам, необходимым для экономического процветания этих стран;
  5. они стремятся добиться полного сотрудничества между всеми странами в экономической области с целью обеспечить для всех более высокий уровень жизни, экономическое развитие и социальное обеспечение;
  6. после окончательного уничтожения нацистской тирании он надеются на установление мира, которые даст возможность всем странам жить в безопасности на своей территории, а также обеспечить такое положение, при котором все люди во всех странах могли бы жить всю свою жизнь, не зная страха и нужды;
  7. такой мир должен предоставить всем возможность свободно, безо всяких препятствий плавать по морям и океанам;
  8. они считают, что все государства мира должны по соображениям реалистического и духовного порядка отказаться от применения силы. Поскольку никакой будущий мир не может быть сохранен, если государства, которые угрожают или могут угрожать агрессией за пределами своих границ, будут продолжать пользоваться сухопутными, морскими и воздушными вооружениями, они считают, что впредь до установления более широкой и надежной безопасности должны быть разоружены. Они будут также помогать и поощрять все осуществимые мероприятия, которые облегчат миролюбивым народам избавление от бремени вооружения”

Задание.

- Проанализируйте отрывок из Атлантической хартии и подумайте, почему президент США и премьер-министр Великобритании “после совместных обсуждений сочли целесообразным обнародовать некоторые принципы национальной политики их стран”?

- В чем выразилась всемерная поддержка США и Великобритании в частности СССР?

Проанализируйте таблицу, иллюстрирующую роль ленд-лиза в ходе войны:

Оборудование

Получено по ленд-лизу

Построено в СССР

Паровозы

1981

92

Вагоны

11156

1000

Металлорежущие станки

44600

168700

Самолеты

22195

122000

Танки

25% от произведенного в СССР

98300

Автомобили

427000

219000

Используя дополнительную литературу и данные учебника на с.206 – 207, соотнесите полученные сведения с данными таблицы. Сопоставьте эти данные с мнениями западных и советских историков. Сделайте собственные выводы о роли ленд-лиза в годы Великой Отечественной войны для Советского государства.

Л.Роуз, Р. Лукас, Г. Моль, М. Говард, Г. Инфилд считали: “Решающую роль в победе СССР над гитлеровской Германии сыграл ленд-лиз”. “Без ленд-лиза Советский Союз не мог выстоять против натиска фашистских армий”.

Советские историки о ленд-лизе: “Поставки по ленд-лизу составляли всего 4% по отношению к продукции отечественной продукции”.

Вывод:

  • Антифашистская коалиция сложилась в сравнительно короткий срок после того, как основные события второй мировой войне развернулись на территории СССР.
  • Отечественная война СССР против фашистской Германии стала консолидирующей силой, которая сплотила многие государства в антифашистский военный блок.

Задание: запишите хронологические рамки первого этапа антифашистской коалиции.

3.2. II этап развития антифашистской коалиции

Факты:

  • 1 января 1942 г. – Декларация 26 государств
  • Август 1942 г. – визит У.Черчилля в Москву
  • Октябрь 1943 г. – конференция министров иностранных дел СССР, США, Великобритании в Москве.
  • Ноябрь 1943 г. – Тегеранская конференция (СССР, США, Великобритания).
  • Май 1943 г. – роспуск Коминтерна.
  • 4 – 11 февраля 1945 г. Ялтинская конференция (СССР, США, Великобритания).
  • Июль – август 1945 г. – Потсдамская конференция (СССР, США, Великобритания).

Назовите главные события этого этапа развития антифашистской коалиции.

Работа с документами по группам.

1 группа: документ № 2 “Из Декларации двадцати шести государств (Объединенных Наций)” и документ №3 “Из Декларации об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства, принятой на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании”.

Документ. “Из Декларации двадцати шести государств (Объединенных Наций)”

1 января 1942 г.

“Общая Декларация Соединённых Штатов Америки, Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии, Союза Советских Социалистических Республик, Китая, Австралии, Бельгии, Индии, Канады, Коста-Рики, Кубы, Люксембурга, Чехословакии, Доминиканской Республики, Эль-Сальвадора, Греции, Гватемалы, Гаити, Гондураса, Голландии, Новой Зеландии, Никарагуа, Норвегии, Панамы, Польши, Южно-Африканского Сойма и Югославии. Правительства, подписавшие сие, ранее присоединившись к общей программе целей и принципов, воплощённой в общей Декларации Президента США и премьера Великобритании от 14 августа 1941 г., известной под названием Атлантической хартии, будучи убеждены, что полная победа над их врагами необходима для защиты жизни, свободы, независимости и религиозной свободы и для сохранения человеческих прав и справедливости как в их собственных странах, так и в других странах, и что они теперь заняты общей борьбой против диких и зверских сил, стремящихся покорить мир, заявляют:

  1. Каждое Правительство обязуется употребить все свои ресурсы, военные и экономические. Против тех членов тройственного пакта и присоединившихся к нему, с которыми это Правительство находится в войне.
  2. Каждое Правительство обязуется сотрудничать с другими Правительствами, подписавшими сие, и не заключать сепаратного перемирия с врагами.

К вышеизложенной Декларации могут присоединиться другие нации, которые оказывают или могут оказывать материальную помощь и содействие в борьбе за победу над гитлеризмом”

Документ. “Из Декларации об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства, принятой на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании”.

19 – 30 октября 1943 г.

“Таким образом, немцы, которые принимали участие в массовых расстрелах итальянских офицеров, или в казнях французских, нидерландских, бельгийских и норвежских заложников, или критских крестьян, или же те, которые принимали участие в истреблении, которому был подвергнут народ Польши, или в истреблении населения на территориях Советского Союза, которые сейчас отчищаются от врага, - должны знать, что они будут отправлены обратно на места их преступлений и будут судимы на месте народами, над которыми они совершали насилия…

Эта Декларация не затрагивает вопроса о главных преступниках, преступления которых не связаны с определением географическим местом и которые будут наказаны совместным решением правительств.

Рузвельт
Сталин
Черчилль”

2 группа. документ № 4 “Из Декларации трех держав, принятой на Тегеранской конференции”.

Документ. “… Мы выражаем нашу решимость в том, что наши страны будут работать совместно как во время войны, так и в последующее мирное время.

Никакая сила в мире не сможет помешать нам уничтожить германские армии на суше, их подводные лодки на море разрушать их военные заводы с воздуха.

Наше наступление будет беспощадным и нарастающим.

Закончив наши дружеские совещания. Мы уверенно ждём того дня. Когда все народы мира будут жить свободно. Не повергаясь действию тирании, и в соответствии со своими различными стремлениями и своей совестью.

Рузвельт
Сталин
Черчилль”

Документ № 5 “Из решения конференций руководителей трех союзных держав – Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании в Крыму от 13 февраля 1943 г.”:

“О результатах работы Крымской конференции Президент США, Председатель Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и Премьер-министр Великобритании сделали следующие заявления:

I. Разгром Германии.

Мы рассмотрели и определили военные планы трёх союзных держав в целях окончательного разгрома общего врага… Были полностью согласованы и детально спланированы сроки, размеры и координация новых и ещё более мощных ударов, которые будут нанесены в сердце Германии нашими армиями и военно-воздушными силами с востока, запада, севера и юга.

II. Оккупация Германии и контроль над ней.

Мы договорились об общей политике и планах принудительного осуществление безоговорочной капитуляции … вооруженные силы трёх держав будут занимать в Германии особые зоны … Франция будет приглашена тремя державами … взять на себя зону оккупации и участвовать в качестве четвёртого члена.

Нашей непреклонной целью является уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда не будет в состоянии нарушить мир всего мира… В наши цели входит уничтожение германского народа.

III. Репарация с Германии.

Мы обсудили вопрос об ущербе, причинённом в этой войне Германией союзным странам, и признали справедливым обязать Германию возместить ущерб в натуре в максимально возможной мере.

IV. Декларация об освобождённой Европе.

… Договорились между собой согласовать в течение периода временной неустойчивости в освобождённой Европе политику своих трёх правительств в деле помощи народам, освобождённым от господства нацистской Германии, и народам бывших государств – сателлитов оси в Европе при разрешении ими демократическими способами их насущных политических и экономических проблем.

V. О Польше.

… Вновь подтвердили наше общее желание видеть установленной сильную, свободную, независимую и демократическую Польшу.

Главы трёх Правительств считают, что восточная граница Польши должна идти вдоль линии Керзона с отступлениями от неё в некоторых районах от пяти до восьми километров в пользу Польши… Окончательное определение Западной границы Польши будет отложено до мирной конференции.

VI. Единство в организации мира, как в ведении войны.

Наше совещание в Крыму вновь подтвердило нашу общую решимость сохранить и усилить в предстоящий мирный период то единство целей и действий, которое сделало в современной войне победу возможной и несомненной для Объединённых Наций.

Уинстон С. Черчилль
Франклин Рузвель
И. Сталин”

Группа № 3. Документ № 6 “Из протокола Берлинской конференции трех великих держав”:

“I. Политические и экономические принципы, с которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный период.

А. Политические принципы.

1. В соответствии с Соглашением о контрольном механизме в Германии верховная власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими Союза Советских Социалистических Республик, Соединённых Штатов Америки, Соединённого королевства и Французской Республики, каждая в своей зоне оккупации.

2. Целями оккупации Германии, которыми должен руководствоваться Контрольный совет, являются:

1) Полное разоружение и демилитаризация Германии и ликвидация всей германской промышленности. Которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней.

2) Убедить немецкий народ, что он понёс тотальное военное поражение и что не может избежать ответственности за то, что он навлёк на себя, поскольку его собственное безжалостное ведение войны и фактическое сопротивление нацистов разрушили германскую экономику и сделали хаос и страдания неизбежными.

3) Уничтожить национал-социалистическую партию и её филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечит, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность и пропаганду.

В. Экономические принципы.

II. В целях уничтожения германского военного потенциала производство вооружения, военного снаряжения и орудий войны, а также производство всех типов самолётов и морских судов должно быть запрещено и предотвращено.

III. Репарации с Германии.

Репарационные претензии ССССР удовлетворены изъятыми из зоны Германии, оккупированной СССР, и из соответствующих германских вложений за границей.

IV. Город Кёнигсберг и прилегающий к нему район.

Конфигурация согласилась … о передаче Советскому Сюзу города Кёнигсберга и прилегающего к нему района.

V. Военные преступники.

Три Правительства …. Считают делом огромной важности, чтобы суд над этими главными преступниками начался как можно скорее. Первый список обвиняемых будет опубликован до 1 сентября сего года.

VI. Заключение минных договоров и допущение в Организацию Объединённых Наций.

Три Правительства считают желательным, чтобы теперешнее аномальное положение Италии. Болгарии, Финляндии, Венгрии и Румынии было изменено заключением мирных договоров.

VIII. Переговоры по военным вопросам.

Во время конференции происходили встречи Начальников штабов трёх Правительств по военным вопросам, представляющим общие интересы.

И. Сталин
Гарри Трумэн
К.Р. Эттли”

Вопросы:

1. Какие решения принимались на каждой конференции и каково их значение?

2. Что общего в этих документах.

  • Проверка самостоятельной работы.
  • Оценка самостоятельной работы. (Аплодисменты).

Вывод:

  • На втором этапе развития антифашистской коалиции были созданы основные условия для консолидации международных сил против фашизма.
  • Вместе с тем решения многих вопросов требовали огромных усилий со стороны советской дипломатии.

3.3. III этап антифашистской коалиции

Факты:

  • Июнь 1945 г. – создание Организации Объединенных Наций (ООН).
  • 16 октября 1946 г. – международный трибунал в Нюрнберге вынес смертный приговор 12 высшим руководителям фашистской империи
  • Международный военный трибунал в Токио приговорил к смертной казни 7 высших руководителей армии и флота Японии

Задание:

- Что вы знаете о Нюрнбергском процессе?

- Назовите хронологические рамки третьего периода антифашистской коалиции.

Вывод:

Международное сообщество пришло к выводу о необходимости сотрудничества государств с различными идеологиями и политическими системами в деле сохранения мира.

Подведем итоги.

Была ли альтернатива Второй мировой войне?

Оцените свое участие в уроке.

Домашнее задание.

П.24 с.137 – 140, творческие задания.

Используемая литература:

  1. Арасаланова О.В., Поздеев А.В. “Поурочные разработки по истории России. XX – начало XXI века”, Москва, “ВАКО”, 2005 г.
  2. Бухарева Н.Ю., “Поурочные планы к учебнику Н.В. Загладина, С.И. Козленко, С.Т. Минакова , Ю.А. Петрова. История России. XX – начало XXI века”. Волгоград, 2009 г.
  3. Кириллов В.В. Чернова М.Н. “История России. 1800 – 2002 гг. Поурочные разработки и сценарии уроков”. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2002 г.
  4. Коваль Т.В. “Конспекты уроков для учителя истории. История России.XX век”. Москва. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 г.
  5. Шитов Е.В. Элективный курс “Война Германии против Советского Союза. 1941 – 1945 гг.” поиск ответов на проблемные вопросы. Москва “Глобус”, 2007 г.
  6. Щетинов Ю.А., Л.В. Жуков “Новейшая история России. Дидактические материалы”.Москва. “Просвещение”, 2006 г.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Сценарий открытого урока, посвященного 70-летию Великой Победы

Методическая разработка направлена на содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию студентов, формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, к государственным праздникам России....

06 08 2020 14:57:17

Урок обществознания по теме "Демократические выборы и политические партии". 10-й класс

Актуальность изучения вопросов избирательного права и процесса в современной России трудно оспорить. Представлен один из возможных вариантов изучения вопроса в средней школе. Новизна урока состоит в том, что использованы материалы избиркома Алтайского края, участковой избирательной комиссии, закрепляются теоретические знания учащихся по избирательному праву и процессу на примере итогов голосования населения в регионе....

05 08 2020 22:45:15

Вершина Средневековья (обобщающий урок по истории Средних веков в 6-м классе)

Учебная игра остается одним из наиболее широко используемых средств обучения в практике преподавания истории. Игра дает возможность развивать интерес школьников к предмету, реализует интеллектуальный потенциал учащихся....

04 08 2020 3:48:27

Культура стран Запада в первой половине ХХ века

Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему « Культура стран Запада в первой половине XX века». ...

03 08 2020 15:24:19

Урок обществознания "Зачем нужна армия"

Автор на уроке выясняет, какая армия необходима нашему государству, определяет трудности комплектования армии в современных условиях. Способствует формированию у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою страну....

02 08 2020 7:17:21

Научно-проектная конференция по краеведению

В ходе конференции предусмотрена работа учащихся в группах « Топонимика», « Военная история», « Культурология», « Православные святыни Всеволожской земли», « Экономика края»....

01 08 2020 5:38:10

Урок обществознания "Вечные вопросы" (8-й класс)

Урок организован в форме дискуссии по вопросу: " В чём смысл жизни". Он сконструирован таким образом, что каждый ученик получил возможность для самореализации в процессе самостоятельной работы с " Рабочим листом"....

31 07 2020 18:23:25

Бородинская битва. 8-й класс

Практическое занятие по работе с историческими документами в 8-м классе призвано активизировать интерес учащихся к одной из ключевых тем истории России XIX века – Отечественной войне 1812 года, путем анализа исторического документа показать широкий спектр подходов к постижению тайн истории, оценке деятелей масштаба Наполеона и Кутузова, а также рядовых участников, познакомить учеников с прекрасным образцом мемуарной литературы воспоминаниями Ф. Н. Глинки....

30 07 2020 5:44:57

Урок истории по теме "Образование Древнерусского государства. Рюриковичи". 6-й класс

Цели урока: сформировать знания о создании Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей; тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность; тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в команде....

29 07 2020 16:31:50

Внутренняя политика Николая I

Урок изучения нового материала. В основе методики – сочетание рассказа учителя и работы учащихся с документами эпохи с последующим их обсуждением и комментариями. Особое внимание уделено краеведческому аспекту, тем зданиям и сооружениям в Санкт- Петербурге, с которыми связаны события правления Николая I....

28 07 2020 10:23:55

Урок-исследование: "Образование государства Русь"

Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....

27 07 2020 13:26:53

Урок истории в 4-м классе по теме "Итоги правления Петра I и Екатерины II"

Урок истории с использованием методов и приёмов личностно-ориентированного подхода: работа в парах, диспут, тестирование. Задачи урока: развитие в детях творческой активности, любознательности, инициативности, самостоятельности. На уроке, в результате повторения основных этапов правления Петра I и Екатерины II, раскрывается вопрос об их значимости и величии....

26 07 2020 17:29:32

Конспект урока истории на тему "Общественно-политическая и культурная жизнь в СССР после Великой Отечественной войны (1945–1953 гг.)". 11-й класс

На уроке учащиеся закрепляют знания о тоталитарном характере советского государства, учатся толерантному отношению к ошибкам истории и в ходе обсуждения проблемных вопросов дают свою оценку событиям этого периода. Учащиеся имеют возможность подготовить свои презентации по теме урока....

25 07 2020 9:56:38

Урок по истории для предпрофиля по теме "Неизвестное об известных. Из истории жизни семьи Ксении Николаевны Боратынской"

Материал собран учащимися 9-го класса в курсе предпрофильной подготовки. Урок явился итоговым в форме зачетной работы. Элективный курс связан с изучением основ профессии экскурсовода ...

24 07 2020 16:22:21

"Есть только миг между прошлым и будущим.."

Целью урока является создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления. Учащиеся читают тексты, выделяют главную мысль и работают с кластером. Они должны подойти к важному выводу, что жизнь человека недолговечна, и прожить ее надо не бесцельно. ...

23 07 2020 5:32:19

М.В. Ломоносов – великий человек России

Урок истории в 10-м классе (2 часа) через изучение различных источников информации способствует формированию у школьников целостного представления о личности Ломоносова, призван помочь задуматься над вечными философскими вопросами....

22 07 2020 17:14:24

Игра для учащихся 5-го класса "Умники и умницы"

Древний мир предстаёт перед нами таинственным и загадочным. Несмотря на проделанную огромную работу археологов, искусствоведов, историков, филологов, ещё много остаётся нераскрытым и неизученным. Но попробуем открыть для себя что-то новое и проверить имеющиеся знания по истории древних цивилизаций....

21 07 2020 15:56:36

Мышгород, или Путешествие в город Мышкин

Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....

20 07 2020 2:41:46

Урок на тему "Кавказская война" в 8-м классе

Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....

19 07 2020 6:15:29

Применение технологий развития критического мышления на уроке истории

Урок разработан на основе базовой модели технологии развития критического мышления. Тема – « Циклы мировой политики». Урок завершает и обобщает изучение международных отношений во 2-й половине Х Х в....

18 07 2020 23:49:24

"Гениальный предок гениального поэта" (А.П. Ганнибал в благодарной памяти потомков)

Воспитательный час посвящён сподвижнику Петра 1, прадеду А. С. Пушкина А. П. Ганнибалу, личности неординарной, всесторонне одаренной, легендарной. Знакомство с уникальной личностью через разнообразные виды деятельности, использование технических средств, интересный и доступный для понимания материал пробуждают в учениках "благодарную память", воспитывают уважение к "гениальному предку гениального поэта"....

17 07 2020 9:39:29

Урок истории с использованием информационных технологий

Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....

16 07 2020 7:46:46

Программа "Отечество"

Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего звена, в чем заключается ее универсальность. В свете нынешнего развития общества, когда утеряны идеалы, когда молодые люди мало чем интересуются, а много пьют, используют наркотические средства, эта программа способствует гармоничному развитию молодых людей, физически развитых, интеллектуально грамотных. Программу с удовольствием поддерживают родители, а дети с удовольствием ее осуществляют....

15 07 2020 22:41:32

Разработка внеклассного мероприятия по истории "Традициям отцов верны…" (аукцион знаний)

Данное мероприятие преследует, прежде всего, воспитательные цели: учащиеся должны гордится историей своей Родины, чтить память о патриотах - защитниках Отечества, ценить предмет " история" как источник знаний о наших великих традициях. Данная форма внеклассного мероприятия наиболее эффективной, так как позволяет охватить большой и яркий период героических событий из нашей истории. Форма 3-х лотов аукциона позволяет решить и образовательную задачу - повторить учебный материал последних тем курса истории 9-го класса....

14 07 2020 2:14:27

Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")

Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е. Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета « Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов М Г У им. М. В. Ломоносова по теме « Как преподавать историю: теория и методика»....

13 07 2020 6:20:53

Программа кружка по истории "Все тайны и загадки мира, или Тайна, о которой я хочу рассказать"

На уроке происходит отработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории....

12 07 2020 16:12:54

Опорные конспекты

Опорный конспект – это визуальная модель содержания учебного материала, построенная по специальным принципам, позволяющим существенно сократить учебный материал. Это наглядное свёрнутое знание, готовое развернуться в объёмное, созданное с помощью различных символов, дат и событий. Наглядность цветовых гамм создаёт положительный эмоциональный настрой при изучении и раскрытии материала в устной и письменной формах....

11 07 2020 21:18:47

Другие сборники материалов и примеров по теме История и обществознание на нашем сайте:
История и обществознание 1 ::

Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")

Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е. Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета « Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов М Г У им. М. В. Ломоносова по теме « Как преподавать историю: теория и методика»....

06 08 2020 9:14:37

Обобщающий урок "Внешняя политика России. XIX–XX вв. ("Война бывает полезна главным образом побежденным"). 10–11-е классы

Обобщающий урок по теме " Внешняя политика России"; сравнительный анализ Крымской и Русско-японской войн для учащихся 10–11-х классов. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащиеся изучают документы, справочные материалы, заполняют аналитическую таблицу. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....

05 08 2020 12:47:18

Система использования ИКТ-технологий на уроках истории

Апробированный опыт применения пошагового использования на уроках истории презентаций, отражающих план урока. ...

04 08 2020 7:12:16

Практические задания в работе учителя истории и обществознания

Практические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....

03 08 2020 9:51:37

Внеклассное мероприятие "Своя игра"

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....

02 08 2020 13:13:24

Конспект урока по истории в 11-м классе "Внешняя политика СССР накануне войны"

Авторы выдвигают свои гипотезы, предположения относительно того, что же происходило в Советском Союзе в предвоенный период и почему. Учащиеся должны сами разобрать ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выяснить, каким образом политика руководства С С С Р способствовала развязыванию войны, как страна готовилась к войне. ...

01 08 2020 6:45:53

История города Байконур в постсоветский период (1991–2014 гг.). Нормативная правовая база функционирования комплекса «Байконур» в условиях аренды

Урок формирует знания и представления о истории города Байконур и нормативных правовых основах его функционирования в условиях аренды. Урок – один из серии уроков, посвященных истории, традициям и быту представителей разных народов в городе Байконур и собственно истории города Байконур....

31 07 2020 3:48:11

Нестандартный урок "Никто не создан для войны"

Нестандартный урок " Никто не создан для войны" проводится в 9–11-х классах. Урок посвящен воинам-афганцам. Данный материал можно использовать и для внеклассных мероприятий. На уроке учащиеся учатся вырабатывать собственную точку зрения на причины и события афганской войны; воспитание гражданственности....

30 07 2020 17:22:13

Неделя истории в школе — одна из форм воспитания творческих способностей учащихся

Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....

29 07 2020 9:39:57

Внеклассное мероприятие по истории России "Афганистан – боль в душе моей". 10–11-й классы

Сценарий памятного вечера, посвященного выводу советских войск из Афганистана....

28 07 2020 17:57:53

Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"

Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...

27 07 2020 18:30:19

Путешествие по Cредневековью

Разработка представляет собой урок-игру с различными типами заданий на знания фактического материала, умения учащимися сопоставлять, анализировать, давать оценку историческим событиям, проявлять находчивость, смекалку; формируется умение работать в команде, анализировать допущенные ошибки. ...

26 07 2020 0:15:58

Июнь 1918 года в истории моего края

Так уж сложилось, что исторически и географически наш регион оказался в эпицентре трагических событий периода Гражданской войны, непосредственно связанных с мятежом чехословацкого корпуса. Цель статьи состоит в том, чтобы, используя исторические источники и литературу, раскрыть роль чехословацкого мятежа в событиях июня 1918 года в селе Большеустьикинское Златоустовского уезда Уфимской губернии....

25 07 2020 5:38:10

Использование инновационных образовательных технологий на уроках обществознания

Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме « Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....

24 07 2020 11:38:49

Урок по теме "Занятость и безработица"

Урок рассчитан на изучение в 11-м классе в рамках базового уровня. Представлен вариант организации урока на базе применения системно-деятельностного подхода и формирования у обучающихся У У Д. Урок предполагает использование современных образовательных технологий и подготовку обучающихся к Е Г Э....

23 07 2020 2:19:13

Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"

Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Однако не только общество служит источником опасностей для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное, выступает источником риска для окружающих людей....

22 07 2020 4:10:29

Культура и духовная жизнь общества

Урок обществознания, на котором объясняется новый материал по теме. На уроке учащимся дается понятие, что такое культура и каковы ее виды....

21 07 2020 8:21:17

Использование интерактивных методов в преподавании истории и обществознания

Статья содержит материалы об интерактивных методах, которых можно активно использовать на уроках истории и обществознания. Это: "мозговой штурм", дискуссия, ролевая игра, метод "синквейна", " Три предложения" и др. Применение в практике преподавания интерактивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся и эффективности урока. ...

20 07 2020 14:10:55

Контрольно-обобщающий урок истории по теме "Политическая сфера жизни общества". 9-й класс

Цель игры: повторить и обобщить знания учащихся по теме " Политика"; познакомиться с заданиями Г И А по этой теме; развивать навык групповой работы и с заданиями в форме Г И А....

19 07 2020 9:26:34

Урок "Столетняя война"

Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...

18 07 2020 15:33:29

Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе

Повторительно-обобщающий урок на тему " Древний Египет и Западная Азия в древности"....

17 07 2020 17:47:37

Урок "На фронтах Гражданской войны" с применением ИКТО. 9-й класс

Урок формирует у учащихся умение систематизировать, анализировать большой объем исторической информации, самостоятельно интерпретировать события. Ребята осмысливают трагические страницы новейшей отечественной истории....

16 07 2020 6:31:26

Учитель истории в сельской школе

Школа должна обучать детей не только определенным основам научных знаний, а учить их добывать знания самостоятельно. Если у ученика не сформирована мотивация к учению, то механическое запоминание большого объема информации никогда не приведет его к успеху. Один из способов решения проблемы несоответствия уровня выпускников потребностям современного общества – организация учебно-исследовательской работы обучающихся через различные формы краеведческой работы в школе. ...

15 07 2020 9:42:35

Обобщающее повторение по теме "Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация"

Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....

14 07 2020 7:18:10

Русские первооткрыватели и путешественники. 8-й класс

Как заставить учеников задуматься, прочувствовать учебный материал? Думаю, что на этом уроке будет к месту прием, который я назвала "размытая карта" - карта без четких границ, названий. Её предстоит дополнять во время урока, сравнивать с современной картой. Работать на уроке можно с использованием функции "шторка" интерактивной доски....

13 07 2020 18:57:50

Урок истории "Законы Хаммурапи", 5-й класс

Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....

12 07 2020 19:25:44

Урок-эссе по истории на тему «Роль Петра I в истории России»

Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах. В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки....

11 07 2020 23:33:35

Урок систематизации и обобщения знаний «По страницам истории Древнего Востока». 5-й класс

Урок систематизации и обобщения знаний в форме интеллектуальной игры. Ученики повторяют, закрепляют и приобретают новые знания, материалы, включенные в урок, выходят за рамки школьного учебника. Игра состоит из занимательных заданий с компьютерными программами, презентацией для групповой, индивидуальной и коллективной работы....

10 07 2020 1:21:16

Интегрированный урок (история России + литература) по теме "Русские" (7-й класс)

После изучения раздела " Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя Г О У средней школы № 170 Санкт- Петербурга с учащимися посетили экспозицию " Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт- Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок " Своя игра"....

09 07 2020 4:53:51

Урок-игра

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Мы считаем, что  применение  игровых форм обучения способствует развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся и помогает прочному усвоению учебного материала....

08 07 2020 15:53:52

«Исторический выбор Руси: противостояние Западу и осторожная политика в отношениях с Ордой». 10-й класс

Урок истории построен на сочетании двух педагогических технологий – педагогической мастерской и мультимедийной. Цель урока: самостоятельное или коллективное открытие, интеграция в информационное пространство....

07 07 2020 13:47:46

Разработка урока истории в 11-м классе по теме "Пути большевистской модернизации"

Урок истории в 11-м классе по теме « Пути большевистской модернизации проводится по программе О. В. Волобуева. Данный урок направлен на изучение путей большевистской модернизации, с целью определения установившегося политического режима в стране в 30-е годы Х Х века. ...

06 07 2020 14:51:23

Программа элективного курса "История качества"

Настоящая программа предназначена для учителей истории, осуществляющих профильную подготовку в кадетских классах казачьей направленности. Ознакомление кадетов с историей казачества является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма. Знания об историческом пути казачества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в развивающемся информационном пространстве. ...

05 07 2020 5:44:31

Люди, события. 1812 год

Цели урока: сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли свое отражение массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов; акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого....

04 07 2020 7:23:21

Урок-викторина «Мифы Древней Греции»

Цель урока: обобщать и систематизировать знания учащихся по теме; развивать внимательность, реакцию, образное и логическое мышление....

03 07 2020 18:31:38

Методическая разработка урока контроля знаний по Единому курсу отечественной истории XX–XXI веков. 9-й класс

Цель урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями....

02 07 2020 10:49:30

Урок исторического краеведения "Занятия бохайцев и их отношения с другими государствами"

Государство Бохай просуществовало более 200 лет и оставило заметный след в истории Дальнего Востока. Использование на уроке фрагментов рабочей тетради поможет сделать занятие интересным и увлекательным. Учащиеся узнают о занятиях бохайцев, о развитии образования, литературы, отправятся вместе с посольством Бохая к далёким берегам Японии. ...

01 07 2020 18:32:52

Сценарий мероприятия «Сталинград: 200 дней мужества и стойкости»

Внеклассное мероприятие посвящено наиболее славным страницам летописи Великой Отечественной войны – победе советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом....

30 06 2020 7:10:10

Методическая разработка урока по обществоведению "Международное гуманитарное право. Дети в вооруженных конфликтах"

Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....

29 06 2020 3:50:35

Человек среди людей. Товарищество и дружба

Люди нуждаются в доброжелательных, тесных и продолжительных отношениях. Это отношения товарищества и дружбы. Такие отношения дают людям почувствовать, что они нужны друг другу, что они могут надеяться на помощь, поддержку, сочувствие, сопереживание другого человека. Но тождественны ли эти понятия? Именно этой проблеме и посвящен данный урок....

28 06 2020 14:56:44

Итоговое повторение по курсу "История России конца XVI–XVIII вв."

Представлена разработка урока на повторение, обобщение, систематизацию знаний учащихся по курсу отечественной истории конца XVI–XVIII вв. в форме игры. Учащиеся делятся на команды в классе (3 большие команды) и мини-команды по 2 человека. Им предлагаются задания разного уровня сложности. Всего 8 туров и соответственно 8 групп заданий. Данная форма урока способствует повышению познавательного интереса к предмету, развитию умений работать в больших и малых группах, уважать мнение собеседников....

27 06 2020 14:58:59

Памяти огненных лет

Историко-познавательная игра (викторина) может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории нетрадиционного типа в старших классах. Викторина может проходить и как самостоятельное мероприятие (интеллектуальное соревнование) во время предметной недели или праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы....

26 06 2020 23:57:19

Урок истории в 10-м классе по теме "Ордынское иго"

Урок истории преследует цель актуализировать имеющиеся знания у учащихся по этой теме и углубить представления школьников об ордынском иге. При подготовке к уроку используется дополнительная литература (сочинения Карамзина, Гумилева, Ключевского, исследования современных авторов в и другие). Форма урока позволяет создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, вести диалог....

25 06 2020 17:57:36

Право гражданина на участие в выборах

Урок дает знания об основных положениях Конституции Российской Федерации о праве гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Иметь представления об основных принципах участия граждан в выборах. Понимание, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать свое право участвовать в управлении делами государства....

24 06 2020 8:34:32

Познавательная игра "Отмена крепостного права в России"

Познавательная игра " Отмена крепостного права в России" может использоваться учителями истории на повторительно-обобщающих уроках по данной теме. Она построена с учетом тех знаний, которые учащиеся получили во время уроков, а также дополняет их новыми интересными фактами. В игре учащиеся не просто заучивают материал, а рассматривают его с различных сторон, раскладывая на многообразные логические ряды....

23 06 2020 2:24:43

Экологическая обстановка села Садовое

Цель проекта: выявить наиболее актуальные для села экологические проблемы....

22 06 2020 9:23:11

Урок-дискуссия "Религия в современном мире" (урок по обществознанию)

Урок " Религия в современном мире" разработан для учащихся профтехобразования по курсу Л. Н. Боголюбова " Обществознание" с использованием опережающего домашнего задания....

21 06 2020 19:15:31

Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"

Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...

20 06 2020 23:35:45

Язычество восточных славян

Данный урок - лекция с элементами беседы и использованием компьютерных технологий для 6-го класса — знакомит учащихся с язычеством восточных славян. Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о пантеоне славянской религии, узнать о духах и существах, а также об обрядах восточных славян. ...

19 06 2020 13:19:55

Урок по теме: "Жизнь и быт египтян"

Разработка урока по истории Древнего мира для 5-го класса. На уроке используются различные формы работы, элементы игры. Методы и приемы: работа с учебником, картой, атласом, контурными картами, составление схемы " Структура древнеегипетского общества", словарная работа, рассказ, беседа, закрепление материала. Цель урока: познакомить с бытом, образом жизни представителей различных категорий населения Древнего Египта. ...

18 06 2020 10:25:39

Интегрированный урок (история + ИЗО) на тему "Страницы истории Москвы"

Интегрированный урок предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Урок позволяет учащимся глубоко понять эстетическую ценность русской культуры, воспитывать уважительное отношение к родному городу, чувство патриотизма, уважение к культурному наследию родного края....

17 06 2020 13:35:31

Урок истории по теме "Политические партии в России в условиях двоевластия. Борьба за влияние на массы"

Урок разработан на основе блочно-модульной технологии. Является логическим продолжением темы " Свержение самодержавия" — рассматривается вопрос о политической ситуации в стране после Февральской революции 1917 г. Модульный урок включает в себя следующие учебные элементы: мотивационную беседу, входной контроль, работу с новым материалом, завершающий контроль и рефлексию. ...

16 06 2020 12:55:49

Государственные преобразования Петра I, 7-й класс

Урок продолжает изучение темы « Эпоха Петра I». Используемые в ходе урока методы, приемы и средства обучения способствуют формированию представлений учащихся о государственных преобразованиях Петра I. Происходит реконструкция исторической эпохи. Ц О Ры - мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение создают положительный эмоциональный фон....

15 06 2020 14:46:32

Интегрированное мероприятие (устный журнал) "Казань юбилейная"

Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....

14 06 2020 2:26:13

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

Разработка урока кубановедения по теме " Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

13 06 2020 3:42:42

"О чем рассказывают вещи?" Интегрированный урок-путешествие (русский язык + история)

Урок представляет собой интегрированное занятие по русскому языку и истории, которое может быть использовано для повторения пройденного учащимися 5-х классов по курсу истории Древнего мира, закрепления знаний орфографии и фразеологии, а также для отработки навыков работы с текстом на уроках русского языка в рамках подготовки к Г И А....

12 06 2020 9:30:48

Проектная работа на тему "Дети Первой мировой войны" (английский язык)

Последнее десятилетие было отмечено повышением внимания отечественных исследователей к истории Первой мировой войны. Это обусловлено появившейся возможностью объективного всестороннего изучения указанного периода. Исследование участия детей в Первой мировой войне будет способствовать патриотическому, нравственному воспитанию суворовцев и укрепит чувство ответственности за свои деяния перед людьми старшего поколения и Отечеством....

11 06 2020 2:40:53

Историческая игра "В мире прекрасного" для учащихся 7-х классов

Урок-игра знакомит учащихся с выдающимися памятниками архитектуры и изобразительного искусства России XVIII века, показывает их значение. ...

10 06 2020 12:23:25

Внеклассное мероприятие по теме "Русские посиделки"

В воспитательное работе уделяется большое внимание приобщению учащихся к культурному наследию русского народа, бережного отношения к нему. Приобщение – это не только пассивное знакомство учащихся с традициями, обычаями, обрядами, забытыми словами, песнями, частушками, страданиями родного села, края, но и большая работа по собиранию материала учащимися. У учащихся воспитываются чувства гражданственности, патриотизма....

09 06 2020 20:48:16

Методическая разработка интеллектуального марафона "Отечественная война 1812 года"

Интеллектуальный марафон формирует устойчивый интерес к истории России XIX века, в частности истории Отечественной войны 1812 года. ...

08 06 2020 14:29:57

Интегрированный урок (история + литература + музыка) "Песнь о Роланде". Историческая реальность и поэтическое воплощение

Урок предназначен для учащихся 6-го класса с углубленным изучением гуманитарных предметов. Являясь по форме интегрированным, урок позволяет охватить разные аспекты жизни человека Раннего Средневековья в Западной Европе и увидеть истоки формирования сознания средневекового человека и условия возникновения литературы....

07 06 2020 4:50:48

Зачем нужны выборы. Урок по избирательному праву для 10–11-х классов

Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....

06 06 2020 18:28:13

Пример использования метода проектной деятельности через продукт PowerPoint на занятии по истории

Материал описывает проектную деятельность учащихся по дисциплине " История" на тему " Россия между реформами и контрреформами", реализованную через информационные технологии (презентация Power Point), раскрывает основные этапы исследования и подготовки к защите проекта. Приведены образцы основных методических материалов, необходимых для оптимальной реализации проектной деятельности учащихся....

05 06 2020 21:33:55

Урок "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны"

К середине 1942 г. стало очевидно, что Германии и ее союзникам не удалось осуществить свои первоначальные военные планы ни на одном из фронтов. Исход всей войны главным образом зависел от событий на советско-германском фронте. Контрнаступление советских войск под Сталинградом закончилось окружением и капитуляцией немецких войск. Летом 1943 г. поражением закончилась попытка немецкого командования наступления на Курск. После Курской дуги развернулось наступление по всему фронту. ...

04 06 2020 8:46:29

"Своя игра". Методическая разработка повторительно-обобщающего урока-игры по предмету «Обществознание»

Цель урока: пробудить интерес к изучаемому предмету; самореализация обучающихся: проявление личностных свойств; социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм общения....

03 06 2020 16:55:43

Маски из папье-маше по мотивам венецианских масок

В статье рассказывается, как вместе с учащимися начальной школы изготовить маски из папье-маше....

02 06 2020 13:53:26

Урок-игра "Государственные символы России"

Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный характер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....

01 06 2020 2:17:29

Преподавание истории. Тема «Франция. Долгий путь к единству»

Урок нацелен на знание вопроса об объединении страны, о значении объединения не только для самой страны, но и для ее жителей. Данный урок проводился по технологии Р К М Ч П. Материал, усвоенный на уроке, закрепит у детей мысль о том, что объединение и централизация государства – это необходимое условие для существования страны, это означает и сплоченность всего народа....

31 05 2020 2:41:21

Особенности и содержание образования в произведениях протопопа Аввакума

С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....

30 05 2020 14:14:15

Урок в 5-м классе "Жизнь египетского вельможи"

Цели урока: выяснить условия жизни знатных египтян; определить отношение фараона к вельможам; учить детей приемам самостоятельной работы....

29 05 2020 6:17:47

Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания средствами краеведения

От молодого поколения, его умения самостоятельно мыслить, понимать происходящие в мире события, активной гражданской позиции во многом зависит наше настоящее и будущее. Воспитание гражданственности и патриотизма - одно из главных направлений в работе с детьми. Использование краеведения на уроках и во внеурочное время дает возможность глубже познать культурные ценности, лучше узнать свой родной край, развить кругозор. Работа по краеведению помогает воспитывать в учащихся чувство патриотизма и гордости за свой край и свою страну. Данная статья является обобщением опыта учителя истории. ...

28 05 2020 3:53:45

Интегрированный интерактивный урок (история России + краеведениЕ + литература) "Бунт бессмысленный и беспощадный"

Урок по истории России, краеведению и литературе « Бунт бессмысленный и беспощадный» (крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва и её отражение в произведениях А. С. Пушкина и А. С. Маркова.) проводится по итогам изучения темы: « Социально- экономическое положение России во второй половине XVIII века». ...

27 05 2020 3:59:17

Урок-исследование "Цена Победы"

На основе анализа документального материала автор учит учащихся определять роль, значение, а также давать оценку действиям советского руководства во главе со Сталиным в организации победы над фашистской Германией. На основании зарубежных источников изучать и сопоставлять различные оценки роли советского руководства в Великой Отечественной войне....

26 05 2020 5:52:47

Знаменитый полководец Александр Суворов

Комбинированный урок с использованием слайд-презентации, позволяющей преподавателю максимально сосредоточить внимание на ходе урока и проиллюстрировать свой рассказ при создании исторических портретов, образов эпох, событий, исторической обстановки. Целью данного урока является показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Александра Васильевича Суворова....

25 05 2020 11:15:32

Формирование толерантного сознания в процессе обучения истории

Формирование толерантности - важная часть школьного образования, его целей, направленных на воспитание граждан новой, свободной России, на подготовку школьников к активному участию в становлении и развитии гражданского общества в своей стране. В данной статье описываются принципы обучения истории и условия формирования толерантного сознания, раскрывается данная проблема на методическом уровне. ...

24 05 2020 2:15:51

Обобщающий урок по теме "Древний Египет"

Урок помогает формировать у ребят умение читать карту, логическое мышление, организовать познавательную деятельность школьников путем составления отдельных воображаемых фрагментов из жизни древних египтян, учить самостоятельно строить рассказ, опираясь на известные факты из истории страны....

23 05 2020 1:59:17

Интегрированный урок (русский язык + история) "Я вам пишу…"

Урок создает условия для понимания ценности письменной речи как средства передачи информации, как документа эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений, сохраняется историческая память народа. ...

22 05 2020 8:41:10

Использование мультимедийных технологий в процессе обучения истории в современной школе

Современный педагог должен уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. Авторы делятся опытом применения современных компьютерных технологий в процессе обучения учащихся....

21 05 2020 16:38:42

Урок-спектакль "Ремесло в средневековом городе" (6-й класс)

Возможности урока-спектакля позволяют оживить, раскрасить историю. Обучающимся представляется уникальная возможность самим погрузиться в изучаемую эпоху, проявить свои творческие возможности. Такие уроки дают возможность развивать интерес к предмету....

20 05 2020 13:44:57

Урок в 7-м классе по теме "Петр I и его время"

Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на команды. Учащимся предлагаются конкурсы: « Крылатые выражения», « Исторический портрет», « Историческая мозаика», « Название на карте», « Историческая азбука», « Впервые в России», « Загадочные слова», « Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....

19 05 2020 13:10:13

Использование электронного учебно-методического пособия "Государственные символы России: герб, флаг, гимн" в патриотическом воспитании студентов

Учебно-методическое пособие используется в рамках изучения предметов гуманитарного цикла: истории, литературы, обществознания, основ права, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф (раздел « Основы военной службы»); а также на факультативных занятиях, в кружковых занятиях, при проведении внеклассных мероприятий, в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России....

18 05 2020 7:36:57

Внеклассное мероприятие по истории. Праздник "Рождество в средневековом городе"

Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов по курсу истории Cредних веков " Рождество в средневековом городе". Время проведения - конец декабря, после прохождения всего курса, в качестве итогового занятия. ...

17 05 2020 9:11:22

Игра "Знаешь ли ты Ярославль?"

Осенью 2010 года г. Ярославль праздновал 1000-летие. Данная работа представляет собой викторину в форме популярной телеигры, которая призвана проверить знания обучающихся о современном облике города. Игра может представлять интерес не только для ярославцев, но и для всех интересующихся его историей. Каждый тур состоит из трёх тем по четыре вопроса. В финале возможен выбор одного из четырех предложенных вопросов....

16 05 2020 1:26:29

Методическая разработка урока по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы". 5-й класс

Цели урока: познакомить учащихся с первыми на планете законами, их несомненными отличиями от законов сегодняшнего времени. Попытаться наложить законы на сегодняшнее время. Проследить о ком заботился Хаммурапи в своих законах. Учиться «работать с картой», знакомство работать с документами....

15 05 2020 21:13:55

Итоговый урок-путешествие по истории России в 7-м классе

Повторительно-обобщающие уроки являются важным элементом в работе любого учителя–предметника с точки зрения рефлексии. Именно на этих занятиях учитель может сделать выводы о знаниях учащихся, усвоении ими материала раздела или курса, уровне подготовленности к следующему этапу обучения....

14 05 2020 7:24:20

Внешняя политика России в XVIII веке

В разработке представлен модуль " Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....

13 05 2020 18:58:21

Современный этап развития России. Сказка о национальных проектах

Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....

12 05 2020 16:17:14

Итоговое факультативное занятие по истории "Морской бой". 7-й класс

Цель: популяризация исторических знаний в увлекательной форме – интеллектуальная командная игра, повторение материала, изученного в курсе истории Древнего мира, Средних веков и Нового времени на морскую тематику. Игра составлена с электронным табло, представляющим собой поле (наподобие известной игры " Морской бой")....

11 05 2020 7:32:33

Урок — ролевая игра по истории Древнего мира "В афинских школах и гимнасиях"

Урок проводится в форме ролевой игры. Ученикам предоставляется возможность на уроке через игровую деятельность побывать в роли учителя и учеников и ощутить особенности обучения в школах Древней Греции. ...

10 05 2020 17:31:35

Урок истории по теме "Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII–XVIII вв."

При изучении материала урока используется информационно-коммуникационная технология (мультимедийная презентация выполненной в PowerPoint, мультимедийный учебник " История России"), технология развивающего обучения. Через контроль выполнения внеаудиторной работы достигается развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом, развивается познавательный интерес к предмету, формируется гражданская позиция....

09 05 2020 10:32:35

Музыка и живопись времен Великой Отечественной войны

Во внеклассном мероприятии по истории, посвящённом Великой Отечественной войне, рассказывается о живописи и музыке этого периода. Учащиеся знакомятся с конкретными примерами и обсуждают их....

08 05 2020 11:24:13

Методическая разработка урока истории "Петр Великий. Значение его реформ"

На уроке происходит обобщение знаний учащихся о преобразовании России и общества в результате петровских реформ; их историческом значении и неоднозначной оценке. Урок способствует развитию умений учащихся работать с документами, таблицами, устанавливать причинно-следственные связи....

07 05 2020 5:10:47

Величественный Петербург

Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охарактеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....

06 05 2020 2:47:40

Обобщающий урок истории по Древнему миру в 5-м классе "Древний Восток"

Содержание урока направлено на развитие логического и творческого мышления, активизацию познавательной деятельности учащихся. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить более глубокое запоминание материала, формировать интерес к истории. Материал может быть использован и во внеклассной работе по предмету. ...

05 05 2020 20:29:15

Искусство Древнего Египта

Целью данного урока является познакомить учащихся 5-го класса с культурой Древнего Египта; с помощью наглядного материала показать своеобразие архитектуры, скульптуры, живописи; научить учащихся давать художественный анализ произведений искусства. ...

04 05 2020 10:10:39

Урок окружающего мира по теме "Бородино – поле русской славы". 4-й класс

Урок окружающего мира в 4-м классе по программе А. А. Плешакова к учебнику « Мир вокруг нас», часть 2. Цели урока: сформировать представления о войне 1812 года; развивать познавательный интерес, умение делать выводы; воспитывать чувство патриотизма к своей Родине....

03 05 2020 19:57:58

Урок истории Древнего мира в 5-м классе "В театре Диониса"

Урок представлен в нетрадиционной форме - "урок-путешествие", "урок-спектакль". Такая форма проведения урока дает богатые эмоциональные переживания, помогает лучше усвоить, воспринять материал, позволяет использовать дополнительную информацию в большом объеме. На этом уроке ученики имеют возможность познакомиться с театральным искусством Древней Греции, с фрагментами древнегреческой музыки и литературы. ...

02 05 2020 15:37:11

План-конспект классного часа в 4-м классе

Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....

01 05 2020 1:44:57

Активизация дополнительного чтения на уроках истории и обществознания

На уроке происходит применение полученных учащимся знаний на практике в ходе игры, при этом изучение нового материала и его закрепление объединяются в единый процесс. Перед учителем стоит проблема, как увлечь учащихся чтением. Дополнительная литература предусматривает осмысленное, а не механическое запоминание большого конкретно-исторического материала....

30 04 2020 21:29:27

Идеальный учебный параграф для нас. Предпринимательская деятельность

Цели урока: сформировать понятие предприниматель и предпринимательство, сформировать представления о роли предпринимательства в экономике, сформировать представления об организационно-правовых формах предпринимательства; познакомить обучающихся с процедурой создания фирмы;...

29 04 2020 9:48:51

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

Урок обществознания для учащихся 11-го класса ориентирован на расширенное изучение пенсионного законодательства в общеобразовательных учреждениях в рамках элективного курса « Пенсионный всеобуч» и соответствующих тем учебных предметов « Обществознание» и « Право» в 9−11-х классах....

28 04 2020 5:48:51

Заседание клуба "Россияне" по теме "Песня тоже была солдатом"

В плане деятельности школьного клуба « Россияне» отражены различные мероприятия, которые дают возможность оказывать большое эмоциональное воздействие на обучающихся. Наиболее эффективными являются литературные или литературно-музыкальные композиции. Сценарий заседания клуба продолжил цикл музыкально-литературных композиций, посвященных памятным датам отечественной истории....

27 04 2020 5:56:22

Анализ восприятия понятия "свобода" учащимися средней ступени обучения

Одним из центральных понятий в курсе " Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с морально-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...

26 04 2020 9:30:16

Общество и общественные отношения

Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....

25 04 2020 4:18:15

Развитие социально-личностных компетенций на уроках обществознания

Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником нравственности, гражданской позиции, различных социальных ролей в процессе обучения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....

24 04 2020 8:20:26

"Я – гражданин"

Проект является практическим руководством для тех учителей, кто хотел бы на своих уроках активно вовлечь учеников в учебный процесс, создать условия, в которых учащиеся получали бы новые знания, приобретали навыки и умения, формировали бы свою точку зрения по важнейшим вопросам. В результате проектной деятельности ученики представили анкеты, пять презентаций с опросами, выводами, графиками, буклет, эссе, web-сайт. Рекомендовано начать просмотр проекта с презентации « Я – гражданин». ...

23 04 2020 18:41:28

Сценарий торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда

Разработка сценария торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда....

22 04 2020 4:49:43

Урок истории в 5-м классе на тему "Первый властелин единого Китая"

Урок истории комбинированного типа с применением аудиовизуальных технических средств обучения: видеомагнитофона, телевизора, компьютера с мультимедийным проектором. Использование Т С О на данном уроке даёт возможность повысить эффективность преподавания путём налаживания систематического контроля знаний, сократить недостаток учебного времени, повысить наглядность, дать учащимся наиболее точную и полную информацию об изучаемом явлении....

21 04 2020 18:55:18

Первая российская революция. Причины революции

Вопрос о первой русской революции остается чрезвычайно сложным. Её понимание зависит от времени и готовности людей учиться у истории. Материал урока активизирует познавательный интерес учащихся к изучению этого исторического периода, дает возможность интегрировать знания, полученные на уроках истории и литературы, развивает заинтересованность историей своей страны, приобщает к культурному наследию прошлого, формирует представление о роли России в первой русской революции....

20 04 2020 5:21:24

Особенности преподавания истории в школе глухих

Необходимым условием и в то же время одним из результатов изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, созданных на основе ярких и впечатляющих образов событий прошлого. Особенно это важно для глухих учащихся, мышление которых носит преимущественно конкретный характер и которые в своём познании мира больше опираются на систему образов, нежели на систему абстрактных понятий....

19 04 2020 12:32:51

Россия в дореформенное время. Обобщающий урок, 8-й класс

Обобщающий урок в изучении курса истории России XIX века – урок комплексного применения знаний в новой ситуации: урок-взаимодействие, ориентированный на процесс общения, а также урок-дискуссия. Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления изученного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления. ...

18 04 2020 22:12:28

Активация познавательной деятельности учащихся в рамках нетрадиционного урока истории и обществознания

Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....

17 04 2020 10:56:39

Познавательные задания на уроках истории для 6–7-х классов "Друзья Шерлока Холмса"

Варианты познавательных заданий по истории " Друзья Шерлока Холмса" для учащихся 6-го класса (тема " Образование и наука XI–XV веков", история средних веков) и учащихся 7-го класса (тема " Дворцовые перевороты", история России)....

16 04 2020 6:33:40

Урок обществознания "Делу — время, потехе — час" (6-й класс)

Урок поможет шестиклассникам осознать смысл понятий "время", «хобби». Научит рационально и с пользой использовать свое свободное время. Занятие позволяет раскрыть творческие способности ребят, научит их вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения....

15 04 2020 11:32:30

Методическая разработка урока истории для 7-го класса "Эпоха Возрождения — неиссякаемый источник вдохновения"

В данной методической разработке представлен урок по Новой истории для 7-го класса. Это урок повторения по теме " Эпоха Возрождения". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания, что позволяет им вспомнить основные достижения культуры и ярких представителей эпохи Возрождения. Урок построен в форме групповой работы....

14 04 2020 3:53:54

Открытый урок по всеобщей истории в 7-м классе

Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....

13 04 2020 23:27:28

Открытый урок в 5-м классе по теме "Культура Древней Индии. Буддизм" (с использованием информационных технологий)

Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...

12 04 2020 3:45:59

Февральская буржуазная революция в 1917 г., 9-й класс

Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....

11 04 2020 17:19:24

Урок-исследование по теме "Становление Советской власти"

Урок построен на принципах развивающего обучения с применением методов формирования критического мышления на уроках истории. Для достижения поставленных целей на уроке применены методические приёмы: разминки-ассоциации, метод двойных дневников, тестирование, прием " Шесть шляп критического мышления", метод решения проблемных задач; разработаны рабочие листы, позволяющие проследить работу ученика, стимулирующие его активное участие. ...

10 04 2020 2:29:32

Разработка урока истории в 6-м классе

Урок способствует формированию представлений учащихся о выдающихся произведениях средневекового искусства, раскрывает содержание понятий "романский стиль", "готический стиль". Обратить внимание учащихся на процесс возникновения новых черт в архитектуре и живописи. ...

09 04 2020 15:29:29

Урок истории "Реформы в России. Отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Падение самодержавия"

Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....

08 04 2020 3:11:13

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

07 04 2020 3:19:13

Еще:
История -1 ::