Семинар с элементами лабораторной работы в 8-м классе "Гражданская война в США и ее итоги"
Цель:
- Опираясь на ранее изученный школьниками материал, подвести учащихся к осмыслению истории Гражданской войны в США (причины, этапы, итоги).
- Сформировать представление о негативном и антигуманном проявлении
рабства, о роли А.Линкольна в решении важнейших проблем страны на данном
историческом этапе.
Урок призван способствовать развитию у школьников умений анализировать материал, комментировать источники, сравнивать явления, обобщать, формулировать теоретические выводы.
План.
- Причины и повод войны.
- Этапы Гражданской войны (начало; соотношение сил накануне войны; краткая хаpaктеристика каждого этапа в рамках материала параграфа).
- Меры правительства Линкольна, способствующие перелому в войне.
- Итоги Гражданской войны.
Задания.
- Хаpaктеристика А.Линкольна (индивидуальное задание по памятке).
- Работа со словарем: расизм, “неотвратимый конфликт”, аболиционизм, “черный пояс”, “подземная железная дорога”, Честный Эйб, “дело Трента”.
- Заполнить таблицу “Формы борьбы аболиционистов”.
Мирные формы борьбы | Военное противостояние |
1. Причины и повод войны.
Победа в Войне за независимость в 18 веке создала условия для быстрого развития капитализма в США. Однако в 60-е гг. 19 в. страна вновь была ввергнута в противостояние, носившее внутренний хаpaктер – гражданскую войну, в которой погибло 600 тыс. человек (по другим источникам до 1 млн.и 600 тыс. убитых). В чем причины этой войны?
- Противостояние Севера и Юга по вопросу рабства в стране.
- Земельный вопрос (по мнению ряда историков).
См. Приложение Текст 1.
В чарлстоунской газете (штат Южная Каролина) от 21 февраля 1825 г. можно было прочитать такое объявление:
“Paбы для домашних услуг. Продаются превосходные негры:
Молодая женщина, умеющая хорошо готовить, стирать и гладить и ее четверо детей – мальчик 12 лет, мальчик 9 лет, дeвoчка 5 лет умеющая шить и дeвoчка около 4 лет.
Семья – молодая женщина, умеющая хорошо стирать и гладить и ее дочь 14 лет, привыкшая к домашней работе.
Молодая женщина – домашняя прислуга и двое мальчиков: один 3 лет, другой 4 месяцев.
Хорошая портниха и домашняя прислуга с мальчиком 7 лет.
Три молодые женщины 18, 19 и 21 года, все три привыкшие к домашней работе.
Дeвyшка-мулатка 17 лет, хорошая портниха и горничная, со своей бабушкой.
Двое мужчин – один хороший кучер, другой – официант.
Обращаться в нашу контору или в контору на Хазелстрит № 19”.
Проанализируйте этот документ, актуализируйте ваши знания по проблеме рабства в США, рассмотрите рисунок на стр. 130 учебника и ответьте на вопросы:
1. Что такое расизм?
2. Как он проявлялся в повседневной жизни США?
1. Расизм – теория превосходства одной расы и неполноценности других.
2. Согласно переписи 1850 г., в сельском хозяйстве США было занято 2,5 млн.
рабов;
– использование рабов в качестве прислуги, мастеровых;
– рынки по продаже рабов, хотя еще в 1809г. стал действовать закон о запрещении
ввоза рабов;
Закон нарушали и рабов ввозили контpaбандой.
– разрушение негритянских семей.
– Что такое аболиционизм?
Политическое движение за отмену рабства.
– Что способствовало развитию данного движения?
Влияние идей Просвещения.
Наличие совестливых людей в стране.
– Какие формы приобретала борьба аболиционистов? Приведите примеры, привлекая данные таблицы, которую вы заполнили при подготовке к семинару.
Мирные формы борьбы | Военное противостояние |
|
|
– Нат Тернер всерьез воспринимал слова из Библии: “Первые станут последними, а последние станут первыми” – и считал, что предназначен Богом освободить свой народ.
Он при помощи семи братьев– рабов убил своего хозяина и его семью, а затем взбунтовал остальных негров. В течение суток они перебили еще около шестидесяти белых, в основном женщин и детей. Восставших уничтожили войсками, сам Тернер был казнен.
– В 1854 г. в состав США вошли два новых штата – Канзас и Небраска. Конгресс оставил на усмотрение населения решение вопроса: будет ли в этих штатах узаконено рабство? Большинство канзасцев сказало рабству: “Нет!”. Тогда рабовладельцы создали вооруженные банды и два года вели гражданскую войну. И все же Канзас не узаконил рабства.
См. Приложение Текст № 2.
Проанализируйте приведенные ниже документы и сформулируйте жизненные принципы и личностные качества Джона Брауна.
Последняя речь Джона Брауна 2 ноября 1859 г.
“Я должен сказать несколько слов. Во-первых, я отрицаю все, кроме того, в чем признался, т.е. моего намерения освободить негров. Я хотел осуществить это мирным путем, как это было сделано прошлой зимой, когда я пришел в Миссури, вывел оттуда рабов без единого ружья, провел их через всю страну и оставил в Канаде. Я хотел сделать то же самое, только в большем масштабе. Это все, что я задумал. Никогда не замышлял я ни убийства, ни предательства, ни уничтожения имущества…
Библия учит меня, что я не должен делать людям того, чего я не хочу, чтобы люди делали мне. Далее, она учит меня “помнить тех, кто в оковах, как будто бы и ты закован с ними”. Я пытался действовать согласно этому учению… Я верю, что мои действия… были правильными”.
Французский поэт Огюст Барбье посвятил Джону Брауну такие строки:
…А там, в Америке, на черный эшафот
Стопой недрогнувшей седой старик идет
Чтоб жизнь свою отдать за светлую идею!
И не за свой народ он проливает кровь,
Не за свою страну берет оружье в руки –
И сыновей своих благословил на муки
За племя горькое бесправных бедняков.
Жизненные принципы и личностные качества Джона Брауна:
– искать для решения проблемы мирные средства, только после этого брать в руки оружие;
– уважение к частной собственности;
– человек рожден быть свободным;
– относись к человеку так, как ты хотел бы, чтобы он относился к тебе;
– смелость, решительность, уверенность;
– религиозность, нравственность;
– честность, человеколюбие.
!Задание для хорошо подготовленного класса.
См. Приложение Текст № 3.
– Программным произведением аболиционистов Севера стал роман Г.Бичер-Стоу “Хижина дяди Тома”. Южане написали в ответ семь романов. Их главный идеолог Дж. Фитцхью отмечал, что свобода – это, конечно, хорошо, но нельзя освобождать рабов просто так, без подготовки. Негры – словно дети малые, а плантатор для них как отец родной, что дает работу, хлеб, кров, воду. Негры должны повзрослеть, научиться жить самостоятельно, иначе, освободившись, они предадутся разгулу, им негде будет жить, нечем кормить детей, негде работать. Попробуйте опровергнуть логические построения Фитцхью. Во всем ли он не прав?
Эксплуатация негров была нещадной, условия жизни невыносимы. После того как учитель Эли Уитни сконструировал модель хлопкоочистительной машины, заменившей труд 10 человек, рабов стали заставлять работать на плантациях затемно, лишь бы получить необходимое количество хлопка. Если надсмотрщик сдавал много хлопка, его никогда не наказывали за убийство негров.
Однако нельзя не согласиться с тем, что освобождение от рабства было непростым испытанием для людей, т.к. они не умели жить самостоятельно, способствовали криминализации обстановки и только целенаправленная политика государства могла решить эту серьезную проблему. Подобное наблюдалось в России при отмене крепостного права и при переходе российского общества в 90-е годы на новую ступень развития.
2-я причина. В первой половине 19в. в США имела место “земельная лихорадка”. На западные земли претендовали эмигранты из Старого Света, а также рабовладельцы Юга для расширения своих плантаций.
Повод к началу Гражданской войны: победа на президентских выборах 1860 г. А.Линкольна делала проблематичным дальнейшее существование системы рабства.
2. Этапы Гражданской войны (начало; соотношение сил накануне войны; краткая хаpaктеристика каждого этапа в рамках материала параграфа).
– Какие события считают началом Гражданской войны?
– Начало Гражданской войны – захват форта Самтер 14 апреля 1861 г.
– Каким было соотношение сил накануне Гражданской войны?
– Соотношение сил накануне войны: соотношение сил, сложившееся к началу Гражданской войны было в пользу Севера: 23 штата, обширные западные территории страны, в общей сложности 70% территории и 71% людских ресурсов, пpaктически вся промышленность, две трети железных дорог, развитая телеграфная сеть.
Но южане на первом этапе одерживали одну победу за другой.
Причины победы южан на первом этапе:
- переход на сторону Конфедерации значительной части офицерского корпуса;
- хорошая военная подготовка вооруженных сил юга;
- достаточное количество оружия, боеприпасов, продовольствия идейное сплочение;
- нерешительные действия северян. Сильные позиции умеренных политических сил, которые выступали за целостность страны, невмешательство в решение проблем рабства.
Дайте краткую хаpaктеристику этапов Гражданской войны.
Традиционно в Гражданской войне выделяют два этапа:
- конституционный (1861–1862 гг.);
- революционный (1863–1865 гг.).
Война велась на восточном и западном фронте. На восточном фронте северяне терпели поражение из-за пассивных действий комaндования. Более успешно военные действия шли на западном фронте, где отличились войска под комaндованием генералов У.Гранта и У.Шеридана.
Основные победы северян на втором этапе войны:
– взятие Виксберга;
– победа у Геттисберга;
– осада Ричмонда и Питерсберга;
– взятие Саванны.
– Какую позицию заняли европейские государства по отношению к Гражданской войне?
Франция и Англия, заинтересованные в американском хлопке, помогали южным штатам, а Россия оказывала поддержку северянам, т.к. она надеялась на союз с единым и сильным государством США против Англии и Франции. Осенью 1863 г. две русские эскадры прибыли в Нью-Йорк и Сан-Франциско, что было воспринято как дружеский жест в отношении Линкольна.
3. Меры правительства Линкольна, способствующие перелому в войне.
Назовите меры, предпринятые правительством Линкольна, способствующие перелому в Гражданской войне.
- 1862 г. – введены новые налоги на богачей; принят закон о конфискации имущества мятежников.
- Из армии удалили сторонников Конфедерации и шпионов.
- Выдвижение на руководящие посты способных офицеров.
- 20 мая 1862 г. – закон о гомстедах.
- 1 января 1863 г. – прокламация об освобождении рабов.
- Правильные дипломатические решения – “дело Трента”.
См. Приложение Текст № 4.
В 1862 году, в ходе Гражданской войны в США был принят так называемый гомстед-акт, провозгласивший право каждого американца на приобретение даром или за номинальную плату земельного надела (гомстеда). Человек, обpaбатывавший гомстед в течение пяти лет, становился его собственником. Определите место этого закона в американской истории. Почему именно с ним связывают переход войны по-конституционному к войне по-революционному?
Фермеры и рабочие, добивавшиеся земли десятки лет, поверили своему правительству. В армию северян, благодаря этому закону, было привлечено много людей, желавших получить землю. Этим законом были заложены основы современного американского фермерства.
См. Приложение Текст № 5.
Из декларации А.Линкольна об освобождении негров-рабов. 22 сентября 1862 г.
…С 1 января 1861 г. все лица, содержащиеся в рабстве в любом штате или определенной части штатов, охваченных мятежом против США, будут отныне и навсегда свободными, а исполнительная власть США, включая военные и морские силы, будет признавать и обеспечивать свободу таких лиц и не предпримет действий, могущих помешать таким лицам в их усилиях добиться своего действительного освобождения.
Далее я объявляю и довожу до всеобщего сведения, что такие лица, если они удовлетворяют надлежащим условиям, будут приниматься на военную службу США в состав гарнизонов фортов, в части, несущие охрану станций и других мест, а также для укомплектования личным составом судов всех видов…
Как вы думаете, почему указ об отмене рабства был издан в 1862 г.?
Какими мотивами руководствовался Линкольн, отменяя рабство в стране?
– Именно в 1862 г. необходимо было добиться перелома в ходе войны, а это значит пойти на решительные шаги именно в вопросе отмены рабства, т.к. этот вопрос являлся главной причиной Гражданской войны.
– Негры пополнили число солдат в армии Севера. Прокламация от 1 января 1863 г. освобождала лишь рабов мятежных штатов. Линкольн опасался, что в случае полной отмены рабства к мятежникам могут присоединиться те рабовладельческие штаты, которые не вышли из состава Союза. Но на последнем этапе войны по инициативе Линкольна была принята 13-я поправка к Конституции США, навсегда запретившая рабство.
Линкольн внес большой вклад в развитие подлинной свободы личности в США.
Хаpaктеристика А.Линкольна.
4. Итоги Гражданской войны.
Каковы на ваш взгляд, итоги Гражданской войны?
Итоги гражданской войны не могут быть оценены однозначно. Безусловно, доминируют среди итогов положительные, а именно:
– сохранение целостности государства;
– отмена рабства;
– решение земельного вопроса;
– создание предпосылок для быстрого развития капитализма в США.
Но как любая война и эта имела достаточно тяжелые последствия:
– 1 млн. раненных, 600 тыс. убитых;
– конфликты в семьях, представители которых оказались в разных воюющих лагерях;
– paбы оказались без средств к существованию;
– действие организации ку-клукс-клан и других террористических организаций;
– бытовой расизм, надолго укрепившийся в сознании американцев.
Объясните происхождение и смысл следующих слов и выражений:
– “неотвратимый конфликт” – противостояние защитников и противников рабства;
– “черный пояс – южные районы страны;
– “подземная железная дорога” – тайная организация, которая помогала беглым неграм – paбам скрыться от преследования;
– Честный Эйб – так называли А. Линкольна в народе (южные демократы называли его аболиционистом и черным республиканцем);
– “дело Трента” – на борту английского судна “Трент” два дипломата Конфедерации направились в Великобританию и Францию, чтобы склонить европейцев оказывать помощь Югу. Однако судно было задержано северянами, посланники южан арестованы. Линкольн освободил дипломатов, чтобы избежать конфликта с Великобританией.
Литература
- Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Всеобщая история. Новая история зарубежных стран Конец 18 – начало 20 века, 8-й класс, М.: “Дрофа”, п. 15.
- Школьная энциклопедия “Руссика”. История Нового времени.19 в. – М.: ОЛМА-ПРЕСС. Образование, 2003. – Стр. 106–114, 224–225, 362.
- Энциклопедия для детей: т. 1. Всемирная история. М.: Аванта +, 1997. Стр. 528–531.
- Юдовская А.Я. Новая история, 1800–1913: 8-й класс. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2003. п. 24.
Цели урока: способствовать формированию представлений о многообразии форм человеческой деятельности. Задачи урока: систематизировать знания учащихся о деятельности и потребностях человека; конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром; представить различные подходы к классификации деятельности человека....
18 03 2024 11:18:36
Во внеклассной работе заложены большие возможности формирования интереса к предмету "История". Творческая встреча "Под солнцем пламенной Эллады" нацеливает учащихся на углублённое изучение предмета, знание понятий и терминов, дат, имён, развитие умения делать выводы, а также способствует: закреплению знаний, умений и навыков, полученных на уроках истории по теме Древняя Греция; развитию творческих способностей личности, эмоциональному выражению своих чувств, умения видеть прекрасное; проявлению оформительских способностей, а также дружбе и сплоченности коллектива ребят, развитию чувства ответственности за себя и свою комaнду. ...
17 03 2024 1:54:40
Цели урока: выяснить причины отмены крепостного права, процесс подготовки ре-формы; познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе; развивать навыки работы с документами, статистическими данными, их анализа, учить выделять главное, определять и объяснять понятия, делать выводы; способствовать личностному развитию учащихся - работать в группах, вести диалог, публично выступать....
16 03 2024 16:39:14
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
15 03 2024 20:46:16
Цели урока: познакомить учащихся с первыми на планете законами, их несомненными отличиями от законов сегодняшнего времени. Попытаться наложить законы на сегодняшнее время. Проследить о ком заботился Хаммурапи в своих законах. Учиться «работать с картой», знакомство работать с документами....
14 03 2024 22:57:56
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
13 03 2024 13:12:26
Программа элективного курса по правоведению для 10–11-х классов. В конце курса ученики должны овладеть основными юридическими терминами и понятиями; уметь применять юридические знания в жизни; давать правовую оценку собственным действиям, окружающих явлениям жизни и правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования; логически и творчески мыслить; овладеть элементами исследовательских работ; адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности....
12 03 2024 23:24:44
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов. ...
11 03 2024 17:22:42
Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....
10 03 2024 2:18:11
Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа....
09 03 2024 17:48:46
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
08 03 2024 12:22:46
Предлагается конспект урока "Истоки" (региональный компонент учебного базисного плана Вологодской области). Может быть использован на уроках истории, во внеклассной работе. При разработке урока использована иллюстрация Валерия Карпущенко из личной коллекции Сизоненко Т.В. ...
07 03 2024 11:49:48
Урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению истории Московской Руси. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках – "Создание единого Русского государства", дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока "Государственные реформы середины XVI в. Опричнина". ...
06 03 2024 23:18:53
Основной задачей является разработка программы действий по реализации социального проекта. Если научить подростка находить решения, можно в дальнейшем совершенствовать работу по социальному проектированию на старшей ступени обучения....
05 03 2024 3:24:25
В центре данного урока - рассмотрение деятельности П.А. Столыпина, которая неоднозначно оценивается в исторической науке. Одновременно с процессом закрепления изученного материала ученики знакомятся с основными элементами судебного процесса....
04 03 2024 18:52:47
В статье автор приводит общие принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет эффективной, а также предлагает алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока....
03 03 2024 1:17:19
Важнейшей функцией изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личной ориентации молодого человека. Цель урока – охаpaктеризовать просветительскую деятельность славянских святых Кирилла (Константина) и Мефодия, влияние славянской письменности на культуру славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы. Современные историки и культурологи говорят о существовании определенной кирилло-мефодиевской традиции в культурном единстве славянского мира. Именно сейчас славянские народы, особенно Россия, нуждаются в том, чтобы эта традиция сохранялась и развивалась. Знание о том, как это происходило, поможет осмыслить и многие современные процессы, происходящие в нашем обществе....
02 03 2024 18:15:13
Экономическая политика всегда была и будет приоритетным направлением в развитии любого государства. Насколько продуманно проводятся мероприятия в этой сфере, зависит положение государства в мире. Россия в определенные периоды своего исторического пути имело разные направления в развитии экономики. Во времена Петра I начинаются коренные реформы, и экономика не стала исключением. Царь понимал, что Россия без этих преобразований могла бы остаться второстепенной в ряду великих держав....
01 03 2024 1:48:51
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...
29 02 2024 10:10:30
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
28 02 2024 10:24:14
Задачи урока: рассмотреть эволюцию города в развитии общества и его значение; дать определение селу и городу; сравнить село и город, заполнить таблицу "Плюсы и минусы городской жизни"....
27 02 2024 10:34:28
Урок с использованием презентации рассчитан на учащихся 11-го класса. Цель урока – познакомить учащихся с молодежной субкультурой, способствовать воспитанию культуры, развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга, способствовать формированию логического мышления....
26 02 2024 12:49:12
Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор учащихся, развить их эрудицию, умения и навыки XXI века, активизировать мыслительную деятельность школьников, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его. Проводится с учащимися 9–11-х классов. ...
25 02 2024 10:12:21
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
24 02 2024 14:12:48
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
23 02 2024 23:45:58
На уроке используются презентация, тестирование, индивидуальное, опережающее задание, работа с документом в парах, дифференцированные задания. Урок способствует формированию у учащихся представления о русском реформаторе М.М. Сперанском, о проектах, над которыми он работал. ...
22 02 2024 5:47:18
Творчество особенно ярко проявляется в ходе обучения и реализации полученных учащимися знаний на пpaктике. Пpaктическим примером данного подхода может служить разработка учащимися 11-го класса тестовых заданий по истории с использованием ИКТ. ...
21 02 2024 19:42:37
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
20 02 2024 21:23:42
Эта работа предназначена для учителей, испытывающих трудности в систематизации материала, для тех, кто только начал свою карьеру, и всем заинтересованным лицам. ...
19 02 2024 3:43:47
Проектно-исследовательская деятельность дает возможность для создания личностно развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия....
18 02 2024 21:16:50
В статье предложен сценарий викторины, проводившейся в рамках предметной декады по истории. Предложены различные виды заданий и вопросов. После проведения викторины подводятся итоги мероприятия, объявляются победители, награждаются поощрительными призами участники. ...
17 02 2024 3:42:19
Занятие построено на основе игры «Наши соседи», являющейся неролевой познавательной игрой. Задания основываются на краеведческом материале. Проведение игры способствует знакомству студентов с историей и культурой хакасского народа....
16 02 2024 3:55:31
Деловая игра позволяет поэтапно раскрыть содержание того, за что игроки отдают свои голоса в процессе выборов, а также освоить процесс выборов на основе личных предпочтений. Предоставляет возможность учащимся самим сделать политический выбор, предусмотрев при этом политические последствия. ...
15 02 2024 14:59:34
На уроке дается краткая хаpaктеристика эпохи Возрождения, раскрываются общественно-исторические предпосылки появления новой культуры, ее гуманистический хаpaктер; определяется ценность эпохи, рассматриваются разные жанры искусства....
14 02 2024 19:42:35
Цель урока: познакомить учащихся с воспитанием мальчиков и девочек в XVI–XVII веках в семье казаков; воспитывать взаимопомощь, любовь к близким, любовь к родному краю....
13 02 2024 21:12:33
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
12 02 2024 5:43:21
Игра явилась итоговым мероприятием в рамках проведения Дней гуманитарных наук. Участниками были разновозрастные комaнды 8–11-х классов. Данное мероприятие направлено на повышение учебной мотивации школьников, развитие познавательного интереса и помогло реализовать интеллектуальный потенциал учащихся....
11 02 2024 10:47:44
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
10 02 2024 1:37:20
Урок для 10-го класса – урок сообщения и первичного закрепления новых знаний. Урок рассчитан на 2 школьных часа. Позволяет сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Руси через межпредметные связи истории и МХК; сформировать умение критически анализировать документальные источники; способствует формированию чувства сопричастности к истории Родины....
09 02 2024 7:23:16
Целью урока является воспитание политической культуры, формирование активной гражданской позиции и развитие компетентности и компетенций через создание ситуации выбора. В ходе изучения темы учащиеся не только получают знания, но и развивают навыки работы с теоретическим материалом и анализа современных политических событий, определяют на сознательном уровне свою гражданскую позицию....
08 02 2024 14:26:59
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
07 02 2024 1:47:15
В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система». Дается хаpaктеристика институтам политической системы, выделяются подсистемы и проводится работа структурного анализа на примере политических институтов. ...
06 02 2024 11:26:50
Урок "Народническое движение" второй урок в изучении темы. На первом уроке учащиеся, работая в группах, определили основных представителей народнического движения, направления и методы их борьбы. На втором уроке звучит отчет групп и дальнейшее изучение темы. На уроке сопоставляется терроризм XIX века и современный терроризм....
05 02 2024 16:53:17
Интегрированный урок по истории и литературе посвящен одному из крупнейших поворотных моментов в истории Отечества – эпохе освобождения. Рассматривается эволюция идеи отмены крепостного права и последствия его отмены на основе исторических источников, литературных произведений второй половины XIX в....
04 02 2024 9:51:38
Работа содержит тематические задания для отработки заданий группы «А» ЕГЭ по истории. Тематические тесты «История России с древнейших времен до XVII в.». ориентированы на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче ЕГЭ. Задания акцентируют внимание на формулировках заданий, помогут избежать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене. Использовать предлагаемые тестовые задания можно в классе и дома....
03 02 2024 15:35:58
В ходе конференции предусмотрена работа учащихся в группах «Топонимика», «Военная история», «Культурология», «Православные святыни Всеволожской земли», «Экономика края»....
02 02 2024 12:31:13
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок посвящен изучению процесса объединения Древнего Китая при императоре Цинь Шихуане. Используются исторические источники и видеофрагмент, для активизации внимания учащихся и связи изучаемого материала с современностью....
01 02 2024 6:53:34
Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями развития Спартанского государства в сравнении с Афинским, а также изучение быта и нравов спартиатов. Для усиления познавательного интереса учащихся к истории Древнего мира, а также технологизации образовательного процесса использована презентация. Наличие кругограммы, опopных схем, исторических документов, загадок позволяют сделать процесс обучения более интересным, содержательным в плане развития умений учащихся анализировать, сопоставлять, обобщать. Героизация исторического прошлого, я считаю, — одна из важных задач исторической науки. На уроке есть возможность самореализации как сильным ученикам, так и более слабым. ...
31 01 2024 1:26:29
Данный урок проводится в курсе обществознания 6–11-х классов по теме "Общение". На этом уроке применяются психологические приемы, поэтому его можно использовать в работе психологической службы школы, при социальной работе с подростками. Если мероприятие проводится в виде урока открытого, класс небольшой по численности, то возможно участие присутствующих учителей....
30 01 2024 19:14:50
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
29 01 2024 7:21:32
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::