История для молодежи    

Семинар с элементами лабораторной работы в 8-м классе "Гражданская война в США и ее итоги"

Цель:

  • Опираясь на ранее изученный школьниками материал, подвести учащихся к осмыслению истории Гражданской войны в США (причины, этапы, итоги).
  • Сформировать представление о негативном и антигуманном проявлении рабства, о роли А.Линкольна в решении важнейших проблем страны на данном историческом этапе.
    Урок призван способствовать развитию у школьников умений анализировать материал, комментировать источники, сравнивать явления, обобщать, формулировать теоретические выводы.

План.

  1. Причины и повод войны.
  2. Этапы Гражданской войны (начало; соотношение сил накануне войны; краткая характеристика каждого этапа в рамках материала параграфа).
  3. Меры правительства Линкольна, способствующие перелому в войне.
  4. Итоги Гражданской войны.

Задания.

  1. Характеристика А.Линкольна (индивидуальное задание по памятке).
  2. Работа со словарем: расизм, “неотвратимый конфликт”, аболиционизм, “черный пояс”, “подземная железная дорога”, Честный Эйб, “дело Трента”.
  3. Заполнить таблицу “Формы борьбы аболиционистов”.
Мирные формы борьбы Военное противостояние
 

1. Причины и повод войны.

Победа в Войне за независимость в 18 веке создала условия для быстрого развития капитализма в США. Однако в 60-е гг. 19 в. страна вновь была ввергнута в противостояние, носившее внутренний характер – гражданскую войну, в которой погибло 600 тыс. человек (по другим источникам до 1 млн.и 600 тыс. убитых). В чем причины этой войны?

  1. Противостояние Севера и Юга по вопросу рабства в стране.
  2. Земельный вопрос (по мнению ряда историков).

См. Приложение Текст 1.

В чарлстоунской газете (штат Южная Каролина) от 21 февраля 1825 г. можно было прочитать такое объявление:

“Рабы для домашних услуг. Продаются превосходные негры:

Молодая женщина, умеющая хорошо готовить, стирать и гладить и ее четверо детей – мальчик 12 лет, мальчик 9 лет, девочка 5 лет умеющая шить и девочка около 4 лет.

Семья – молодая женщина, умеющая хорошо стирать и гладить и ее дочь 14 лет, привыкшая к домашней работе.

Молодая женщина – домашняя прислуга и двое мальчиков: один 3 лет, другой 4 месяцев.

Хорошая портниха и домашняя прислуга с мальчиком 7 лет.

Три молодые женщины 18, 19 и 21 года, все три привыкшие к домашней работе.

Девушка-мулатка 17 лет, хорошая портниха и горничная, со своей бабушкой.

Двое мужчин – один хороший кучер, другой – официант.

Обращаться в нашу контору или в контору на Хазелстрит № 19”.

Проанализируйте этот документ, актуализируйте ваши знания по проблеме рабства в США, рассмотрите рисунок на стр. 130 учебника и ответьте на вопросы:

1. Что такое расизм?
2. Как он проявлялся в повседневной жизни США?

1. Расизм – теория превосходства одной расы и неполноценности других.
2. Согласно переписи 1850 г., в сельском хозяйстве США было занято 2,5 млн. рабов;
– использование рабов в качестве прислуги, мастеровых;
– рынки по продаже рабов, хотя еще в 1809г. стал действовать закон о запрещении ввоза рабов;
Закон нарушали и рабов ввозили контрабандой.
– разрушение негритянских семей.

– Что такое аболиционизм?

Политическое движение за отмену рабства.

– Что способствовало развитию данного движения?

Влияние идей Просвещения.

Наличие совестливых людей в стране.

– Какие формы приобретала борьба аболиционистов? Приведите примеры, привлекая данные таблицы, которую вы заполнили при подготовке к семинару.

Мирные формы борьбы Военное противостояние
  1. 1831 г. – восстание рабов во главе с чернокожим проповедником Натом Тернером
  2. Гражданская война в Канзасе (1854–1856)
  3. Восстание Джона Брауна
  1. Организация “подземной железной дороги”
  2. Деятельностьь Гарриет Табмен

– Нат Тернер всерьез воспринимал слова из Библии: “Первые станут последними, а последние станут первыми” – и считал, что предназначен Богом освободить свой народ.

Он при помощи семи братьев– рабов убил своего хозяина и его семью, а затем взбунтовал остальных негров. В течение суток они перебили еще около шестидесяти белых, в основном женщин и детей. Восставших уничтожили войсками, сам Тернер был казнен.

– В 1854 г. в состав США вошли два новых штата – Канзас и Небраска. Конгресс оставил на усмотрение населения решение вопроса: будет ли в этих штатах узаконено рабство? Большинство канзасцев сказало рабству: “Нет!”. Тогда рабовладельцы создали вооруженные банды и два года вели гражданскую войну. И все же Канзас не узаконил рабства.

См. Приложение Текст № 2.

Проанализируйте приведенные ниже документы и сформулируйте жизненные принципы и личностные качества Джона Брауна.

Последняя речь Джона Брауна 2 ноября 1859 г.

“Я должен сказать несколько слов. Во-первых, я отрицаю все, кроме того, в чем признался, т.е. моего намерения освободить негров. Я хотел осуществить это мирным путем, как это было сделано прошлой зимой, когда я пришел в Миссури, вывел оттуда рабов без единого ружья, провел их через всю страну и оставил в Канаде. Я хотел сделать то же самое, только в большем масштабе. Это все, что я задумал. Никогда не замышлял я ни убийства, ни предательства, ни уничтожения имущества…

Библия учит меня, что я не должен делать людям того, чего я не хочу, чтобы люди делали мне. Далее, она учит меня “помнить тех, кто в оковах, как будто бы и ты закован с ними”. Я пытался действовать согласно этому учению… Я верю, что мои действия… были правильными”.

Французский поэт Огюст Барбье посвятил Джону Брауну такие строки:

…А там, в Америке, на черный эшафот
Стопой недрогнувшей седой старик идет
Чтоб жизнь свою отдать за светлую идею!
И не за свой народ он проливает кровь,
Не за свою страну берет оружье в руки –
И сыновей своих благословил на муки
За племя горькое бесправных бедняков.

Жизненные принципы и личностные качества Джона Брауна:

– искать для решения проблемы мирные средства, только после этого брать в руки оружие;

– уважение к частной собственности;

– человек рожден быть свободным;

– относись к человеку так, как ты хотел бы, чтобы он относился к тебе;

– смелость, решительность, уверенность;

– религиозность, нравственность;

– честность, человеколюбие.

!Задание для хорошо подготовленного класса.

См. Приложение Текст № 3.

– Программным произведением аболиционистов Севера стал роман Г.Бичер-Стоу “Хижина дяди Тома”. Южане написали в ответ семь романов. Их главный идеолог Дж. Фитцхью отмечал, что свобода – это, конечно, хорошо, но нельзя освобождать рабов просто так, без подготовки. Негры – словно дети малые, а плантатор для них как отец родной, что дает работу, хлеб, кров, воду. Негры должны повзрослеть, научиться жить самостоятельно, иначе, освободившись, они предадутся разгулу, им негде будет жить, нечем кормить детей, негде работать. Попробуйте опровергнуть логические построения Фитцхью. Во всем ли он не прав?

Эксплуатация негров была нещадной, условия жизни невыносимы. После того как учитель Эли Уитни сконструировал модель хлопкоочистительной машины, заменившей труд 10 человек, рабов стали заставлять работать на плантациях затемно, лишь бы получить необходимое количество хлопка. Если надсмотрщик сдавал много хлопка, его никогда не наказывали за убийство негров.

Однако нельзя не согласиться с тем, что освобождение от рабства было непростым испытанием для людей, т.к. они не умели жить самостоятельно, способствовали криминализации обстановки и только целенаправленная политика государства могла решить эту серьезную проблему. Подобное наблюдалось в России при отмене крепостного права и при переходе российского общества в 90-е годы на новую ступень развития.

2-я причина. В первой половине 19в. в США имела место “земельная лихорадка”. На западные земли претендовали эмигранты из Старого Света, а также рабовладельцы Юга для расширения своих плантаций.

Повод к началу Гражданской войны: победа на президентских выборах 1860 г. А.Линкольна делала проблематичным дальнейшее существование системы рабства.

2. Этапы Гражданской войны (начало; соотношение сил накануне войны; краткая характеристика каждого этапа в рамках материала параграфа).

– Какие события считают началом Гражданской войны?

– Начало Гражданской войны – захват форта Самтер 14 апреля 1861 г.

– Каким было соотношение сил накануне Гражданской войны?

– Соотношение сил накануне войны: соотношение сил, сложившееся к началу Гражданской войны было в пользу Севера: 23 штата, обширные западные территории страны, в общей сложности 70% территории и 71% людских ресурсов, практически вся промышленность, две трети железных дорог, развитая телеграфная сеть.

Но южане на первом этапе одерживали одну победу за другой.

Причины победы южан на первом этапе:

  • переход на сторону Конфедерации значительной части офицерского корпуса;
  • хорошая военная подготовка вооруженных сил юга;
  • достаточное количество оружия, боеприпасов, продовольствия идейное сплочение;
  • нерешительные действия северян. Сильные позиции умеренных политических сил, которые выступали за целостность страны, невмешательство в решение проблем рабства.

Дайте краткую характеристику этапов Гражданской войны.

Традиционно в Гражданской войне выделяют два этапа:

  • конституционный (1861–1862 гг.);
  • революционный (1863–1865 гг.).

Война велась на восточном и западном фронте. На восточном фронте северяне терпели поражение из-за пассивных действий командования. Более успешно военные действия шли на западном фронте, где отличились войска под командованием генералов У.Гранта и У.Шеридана.

Основные победы северян на втором этапе войны:

– взятие Виксберга;

– победа у Геттисберга;

– осада Ричмонда и Питерсберга;

– взятие Саванны.

– Какую позицию заняли европейские государства по отношению к Гражданской войне?

Франция и Англия, заинтересованные в американском хлопке, помогали южным штатам, а Россия оказывала поддержку северянам, т.к. она надеялась на союз с единым и сильным государством США против Англии и Франции. Осенью 1863 г. две русские эскадры прибыли в Нью-Йорк и Сан-Франциско, что было воспринято как дружеский жест в отношении Линкольна.

3. Меры правительства Линкольна, способствующие перелому в войне.

Назовите меры, предпринятые правительством Линкольна, способствующие перелому в Гражданской войне.

  1. 1862 г. – введены новые налоги на богачей; принят закон о конфискации имущества мятежников.
  2. Из армии удалили сторонников Конфедерации и шпионов.
  3. Выдвижение на руководящие посты способных офицеров.
  4. 20 мая 1862 г. – закон о гомстедах.
  5. 1 января 1863 г. – прокламация об освобождении рабов.
  6. Правильные дипломатические решения – “дело Трента”.

См. Приложение Текст № 4.

В 1862 году, в ходе Гражданской войны в США был принят так называемый гомстед-акт, провозгласивший право каждого американца на приобретение даром или за номинальную плату земельного надела (гомстеда). Человек, обрабатывавший гомстед в течение пяти лет, становился его собственником. Определите место этого закона в американской истории. Почему именно с ним связывают переход войны по-конституционному к войне по-революционному?

Фермеры и рабочие, добивавшиеся земли десятки лет, поверили своему правительству. В армию северян, благодаря этому закону, было привлечено много людей, желавших получить землю. Этим законом были заложены основы современного американского фермерства.

См. Приложение Текст № 5.

Из декларации А.Линкольна об освобождении негров-рабов. 22 сентября 1862 г.

…С 1 января 1861 г. все лица, содержащиеся в рабстве в любом штате или определенной части штатов, охваченных мятежом против США, будут отныне и навсегда свободными, а исполнительная власть США, включая военные и морские силы, будет признавать и обеспечивать свободу таких лиц и не предпримет действий, могущих помешать таким лицам в их усилиях добиться своего действительного освобождения.

Далее я объявляю и довожу до всеобщего сведения, что такие лица, если они удовлетворяют надлежащим условиям, будут приниматься на военную службу США в состав гарнизонов фортов, в части, несущие охрану станций и других мест, а также для укомплектования личным составом судов всех видов…

Как вы думаете, почему указ об отмене рабства был издан в 1862 г.?

Какими мотивами руководствовался Линкольн, отменяя рабство в стране?

– Именно в 1862 г. необходимо было добиться перелома в ходе войны, а это значит пойти на решительные шаги именно в вопросе отмены рабства, т.к. этот вопрос являлся главной причиной Гражданской войны.

– Негры пополнили число солдат в армии Севера. Прокламация от 1 января 1863 г. освобождала лишь рабов мятежных штатов. Линкольн опасался, что в случае полной отмены рабства к мятежникам могут присоединиться те рабовладельческие штаты, которые не вышли из состава Союза. Но на последнем этапе войны по инициативе Линкольна была принята 13-я поправка к Конституции США, навсегда запретившая рабство.

Линкольн внес большой вклад в развитие подлинной свободы личности в США.

Характеристика А.Линкольна.

4. Итоги Гражданской войны.

Каковы на ваш взгляд, итоги Гражданской войны?

Итоги гражданской войны не могут быть оценены однозначно. Безусловно, доминируют среди итогов положительные, а именно:

– сохранение целостности государства;

– отмена рабства;

– решение земельного вопроса;

– создание предпосылок для быстрого развития капитализма в США.

Но как любая война и эта имела достаточно тяжелые последствия:

– 1 млн. раненных, 600 тыс. убитых;

– конфликты в семьях, представители которых оказались в разных воюющих лагерях;

– рабы оказались без средств к существованию;

– действие организации ку-клукс-клан и других террористических организаций;

– бытовой расизм, надолго укрепившийся в сознании американцев.

Объясните происхождение и смысл следующих слов и выражений:

– “неотвратимый конфликт” – противостояние защитников и противников рабства;

– “черный пояс – южные районы страны;

– “подземная железная дорога” – тайная организация, которая помогала беглым неграм – рабам скрыться от преследования;

– Честный Эйб – так называли А. Линкольна в народе (южные демократы называли его аболиционистом и черным республиканцем);

– “дело Трента” – на борту английского судна “Трент” два дипломата Конфедерации направились в Великобританию и Францию, чтобы склонить европейцев оказывать помощь Югу. Однако судно было задержано северянами, посланники южан арестованы. Линкольн освободил дипломатов, чтобы избежать конфликта с Великобританией.

Литература

  1. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Всеобщая история. Новая история зарубежных стран Конец 18 – начало 20 века, 8-й класс, М.: “Дрофа”, п. 15.
  2. Школьная энциклопедия “Руссика”. История Нового времени.19 в. – М.: ОЛМА-ПРЕСС. Образование, 2003. – Стр. 106–114, 224–225, 362.
  3. Энциклопедия для детей: т. 1. Всемирная история. М.: Аванта +, 1997. Стр. 528–531.
  4. Юдовская А.Я. Новая история, 1800–1913: 8-й класс. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2003. п. 24.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Программа элективного интерактивного предпрофильного курса "Твой выбор: право или бесправие" для 8–9-х классов

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на житейских повседневных проблемах. ...

29 05 2020 7:16:38

Международное гуманитарное право

Урок ставит своей целью понимание учащимися сущности международного гуманитарного права и необходимости регулирования отношений между участниками вооруженных конфликтов. Для наиболее полного «проживания» темы основная часть урока проводится в форме дебатов....

28 05 2020 9:33:23

Урок-практикум по биологии в 6-м классе. Тема: "Мышечная и нервная ткани животных"

Урок-практикум посвящён закреплению знаний об особенностях строения и функций нервной и мышечной тканей животных. Для активизации познавательного интереса в начале урока учащимся предлагается стать сотрудниками школьной лаборатории. В ходе урока определяются степень владения учащихся теоретическим материалом по теме, сформированность у них необходимых умений и навыков. Наиболее активные ребята получают от одноклассников рекомендательные письма на имя директора лаборатории. ...

27 05 2020 19:11:29

Тема урока "Поход дружины Ермака в Сибирь"

Тема " Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории Х М А О " Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....

26 05 2020 17:17:44

Итогово-обобщающий урок-викторина в 11-м классе по теме "Россия в начале XX века"

Урок проводится как заключительный после изучения темы " Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа " Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....

25 05 2020 23:20:27

Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь

Задачи урока: выяснить ход исторических событий указанного периода с учетом современных, крайне противоречивых, точек зрения; на примере событий ХIII века показать, что нравственный выбор всегда присутствует, что гражданская позиция личности не зависит от времени принятия решения....

24 05 2020 2:18:28

Урок истории по теме "Правление Ярослава Мудрого". 7-й класс

В ходе урока доказывается, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII веке. Подчеркивается значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; раскрывается сущность « Русской Правды»....

23 05 2020 23:43:57

Занятие элективного курса "Край, в котором ты живешь", 9-й класс. "Герб — отражение истории"

Занятие элективного курса для 9-го класса знакомит учащихся с гербами Амурской области, Магдагачинского района, посёлка Ушумун....

22 05 2020 3:23:20

Урок-панорама "По историческим вехам романа В.С. Пикуля «Богатство»"

Историко-литературный урок-панорама призван помочь научить учащихся сравнивать историческую реальность и художественный вымысел в изображении исторической действительности литературными произведениями, заинтересовать в нравственных и духовных проблемах, особенностях творчества В. С. Пикуля. ...

21 05 2020 7:13:41

Авторская программа элективного курса "Основы конституционного строя РФ"

Становление гражданского общества и правового государства в России, новые геополитические реалии определяют значимость формирования социально ориентированного поколения россиян. В связи с этим современное воспитание ориентировано на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Необходимо воспитывать новую, демократического типа личность, сочетающую в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру....

20 05 2020 10:51:12

"Путешествие с Клио". 5-й класс

Урок по пропедевтическому курсу истории в доступной форме рассказывает о событиях истории....

19 05 2020 3:51:25

Авторская программа по правоведению "Мы в мире прав!"

Программа элективного курса по правоведению для 10–11-х классов. В конце курса ученики должны овладеть основными юридическими терминами и понятиями; уметь применять юридические знания в жизни; давать правовую оценку собственным действиям, окружающих явлениям жизни и правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования; логически и творчески мыслить; овладеть элементами исследовательских работ; адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности....

18 05 2020 6:15:49

Повторительно-обобщающий урок по истории в 5-м классе "Древний Восток"

Цель урока - проверить знания учащихся по теме " Древний Восток"; выявить умения учащихся систематизировать полученные знания; умение находить сходства и различия; соотносить исторические события с временем, когда они происходили, с историческими личностями. ...

17 05 2020 5:48:20

«Ученье – свет…»

Основатели Тейковской мануфактуры Каретниковы внесли свой вклад не только в развитие промышленности края и страны, они принесли славу Родине своими тканями, которые неоднократно получали награды на международных выставках. Это были люди, которые заботились не только о своих доходах, но и о нуждах села. Благодаря их стараниям в селе стали появляться учебные заведения, доступные для простого народа....

16 05 2020 23:11:43

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

15 05 2020 1:33:49

Внутренняя политика Николая I. 8-й класс

Данный урок ставит своей целью формирование межпредметных знаний и умений у учащихся. Анализ различных видов текстовой информации по некоторым направлениям внутренней политики Николая I способствует формированию у учащихся навыков определения проблемы, постановки задач, обобщения, выявления и разрешения противоречий, а также навыков работы с информацией. Музыкальные произведения, используемые в ходе урока, создают эмоциональный настрой....

14 05 2020 13:46:16

Отечественная война 1812 года

На уроке учащиеся должны рассмотреть и проанализировать ход военных действий Отечественной войны 1812 года, познакомится с планами обеих сторон и причинами победы России. Урок развивает у учеников навыки самостоятельной работы с материалом, анализа исторических документов, работы с картой, на примере героической обороны русских войск прививает учащимся чувство патриотизма и долга перед страной....

13 05 2020 13:16:26

Урок по истории Отечества в 6-м классе. Тема: "Государственные реформы середины XVI в."

Урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению истории Московской Руси. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках – " Создание единого Русского государства", дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока " Государственные реформы середины XVI в. Опричнина". ...

12 05 2020 6:20:48

Методическая разработка урока истории "Защита Отечества - общее дело"

Задача уроков истории – показать события прошлого и их связь с настоящим. Особенное место занимает изучение периодов, во время которых происходили важные для патриотического воспитания события....

11 05 2020 18:24:22

Урок истории в 7-м классе "Дворцовые перевороты"

Цели урока – выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами....

10 05 2020 14:38:25

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Индия и Древний Китай"

Данный урок проводится для подведения итогов по изучению раздела " Древнейшие государства Индии и Китая". По аналогии можно подготовить итоговые или повторительно-обобщающие уроки по всем темам и для всех классов, усложняя содержание и задания в зависимости от возрастной группы....

09 05 2020 5:11:35

Урок-семинар по истории России. 10-й класс

Открытый урок по теме « История древнерусского государства в исторических лицах». Цели урока: повторение основных этапов становления древнерусского государства и установление влияния князей-правителей ( Святослав, Владимир Святославович, Ярослав Мудрый) на ход истории; обобщение и систематизация знаний учащихся по теме « Древнерусское государство. Расцвет древнерусского государства»; формирование умений анализа и обобщения на основе знаний об истории Руси....

08 05 2020 15:24:22

Литературная игра на тему «Древняя Русь» для учащихся 8-го класса

Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домокатные полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси....

07 05 2020 8:42:19

Аукцион выпускников

Внеурочное мероприятие проводится выпускниками М К О У « Унъюганская С О Ш № 2» для учащихся школы, жителей поселка Унъюган. Благотворительный аукцион выпускников воспитывает человечность, доброту, сочувствие, дает помощь детям с онкологическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями с перечислением средств на предметный адрес фонда « Подари жизнь»....

06 05 2020 2:33:11

Состояние русского народа в эпоху появления "раскола" и роль в нем протопопа Аввакума

К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....

05 05 2020 18:23:39

Урок-игра по истории на тему: "Эпоха Петра Первого"

Игра для учащихся по образцу телеигры " Счастливый случай". В игре участвуют две команды или от одного класса, или из разных классов. Каждая команда придумывает себе название, девиз. Игра состоит из геймов, за каждый из которых команда получает очки. В конце игры подводятся итоги, вручаются награды и призы " Лучшей команде", " Лучшему игроку" (призами могут служить книги). ...

04 05 2020 7:27:37

Конспект урока истории по теме "Культура Руси XIV–XV вв."

В настоящее время актуален вопрос сохранения духовного и культурного наследия. Каждый человек хоть немного должен разбираться в архитектуре и живописи и понимать их своеобразный язык. Данные сведения вызовут интерес как у обучающихся, так и у учителя, который можно использовать на уроках истории, М Х К. Урок насыщен дополнительной информацией по культуре Руси, наглядностью, сопровождается презентацией. Предусматривается использование музыкальных фрагментов: церковный благовест и акапельное духовное песнопение....

03 05 2020 4:21:48

Информационные технологии на уроках истории

После урока учащиеся способны охарактеризовать социально-экономическое положение России в начале XX века. ...

02 05 2020 8:43:47

Урок истории по теме "Смутное время"

Педагогическая идея урока заключается в сочетании различных организационных способов и форм проверки знаний учащихся (карточки-задания, тестовое задание, карточки по хронологии и историческим деятелям; компьютер, цветокод; устный ответ) и самостоятельной работы с текстом учебника. ...

01 05 2020 16:59:24

Программа элективного курса "История России в вопросах и ответах"

Программа составлена для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения....

30 04 2020 1:50:24

Урок по теме "Древнее Двуречье". 5-й класс

Урок соответствует Ф Г О С. Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья. На уроке используются индивидуальная и парная формы работы, метод кластера, проблемного изложения, работа с учебником....

29 04 2020 9:13:41

Урок-игра

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Мы считаем, что  применение  игровых форм обучения способствует развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся и помогает прочному усвоению учебного материала....

28 04 2020 23:23:46

Интегрированный урок (литература + ОБЖ) по теме «Образ стихии в поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"»

Использование на уроке " Технологии развития критического мышления через чтение и письмо" ( Р К М Ч П) позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, расширять их кругозор, побуждает детей критически мыслить, что в свою очередь способствует развитию их любознательности, умению ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов, позволяет проводить рефлексию на разных этапах урока, совершенствует умение самостоятельно формулировать выводы....

27 04 2020 11:30:39

Литературно-музыкальная композиция "Час мужества пробил на наших часах" (Курская битва)

Работа представляет собой сценарий внеурочного занятия, а также может быть применена и на уроке истории. Посвящена одному из знаменательных событий в ходе Великой Отечественной войны — битве под Курском. ...

26 04 2020 8:12:30

Интерактивная ролевая образовательная игра "Время выбрало нас"

Ролевая игра будет интересна школьникам и педагогам, реализующим программы гражданско-правовой направленности. Рассчитана игра на 8-11-х классов. Это успешно апробированная, эффективная технология, позволяющая сформировать актив класса, школы, учреждения дополнительного образования. ...

25 04 2020 1:49:42

Урок — заочная экскурсия "Индустриализация в Кузбассе"

Цель урока - дать представление о процессе индустриализации в Советской России на примере строительства К М К; обеспечить усвоение причин, целей, источников, особенностей индустриализации; познакомить с достопримечательностями Центрального района г. Новокузнецка; формировать умение работать с картой города изучаемого периода; воспитывать интерес к истории родного города. ...

24 04 2020 21:14:30

Роль Старой Ладоги в истории Древней Руси

В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....

23 04 2020 9:15:54

Урок истории в 9-м и 11-м классах по теме "Культура и искусство после Октября 1917 года"

В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А. А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет. ...

22 04 2020 3:20:10

Внеклассное мероприятие по истории на тему «Этот День Победы»

Цель мероприятия: расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа. Обобщить и систематизировать знания....

21 04 2020 2:16:59

Многонациональная викторина

« Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме « Нации и межнациональные отношения». Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....

20 04 2020 1:20:26

Религия спасения. Буддизм

В 5-х классах изучение мировой религии - буддизм включено в программу " История древнего мира". В разделе " Древний Восток" на изучение темы отводится 2 урока. Данные разработки содержат в себе историю Древней Индии, информацию о кастовом строе в Древней Индии и совсем небольшая информация о религии - буддизм. Автор предлагает свой вариант прохождения материала....

19 04 2020 14:42:30

Правовое лото "Права и свободы человека и гражданина"

Игра может проводиться в связи с датами принятия Всеобщей декларации прав человека и Конституции Р Ф для учащихся 9–10-х классов. Расширяет правовой кругозор учащихся и осознание того, что Р Ф является частью мирового сообщества, доступна для ученика любого уровня подготовленности....

18 04 2020 17:48:30

Урок истории и культуры Башкортостана на тему "Загир Исмагилов – жизнь и творчество". 7-й класс

В ходе урока расширяются знания и кругозор учащихся в области композиторского искусства. Урок знакомит с жизнью и творчеством одного из первых профессиональных композиторов Загира Исмагилова – народного артиста С С С Р, лауреата Государственной премии Р Б имени Салавата Юлаева, Государственной премии Р С Ф С Р имени Глинки. В течение урока учащиеся заполняют таблицу, слушают выступления товарищей....

17 04 2020 7:49:46

Интегрированный урок "История письменности" по истории и информатике для 5-го класса

Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интерактивной доске, составляют опорный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....

16 04 2020 20:29:44

Сценарий устного журнала "Дети суровых военных лет"

Этот литературный и краеведческий материал, музыкальное сопровождение (адажио Альбиони, песня о партизанке Ларисе) пробудил у участников и зрителей в зале чувство сопереживания, помог по-новому взглянуть на Великую Отечественную войну (глазами детей), создал скорбно-торжественную атмосферу в зале. ...

15 04 2020 2:58:55

Культура стран Запада в первой половине ХХ века

Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему « Культура стран Запада в первой половине XX века». ...

14 04 2020 21:53:36

Классный час "Путешествие по необыкновенным музеям мира"

Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...

13 04 2020 4:16:41

Крестьянский вопрос в России (с древнейших времен – середина XIX века)

На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...

12 04 2020 5:16:35

Развитие критического мышления на уроках обществознания

За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....

11 04 2020 3:16:51

Великая Отечественная война в судьбе малой родины

В ходе работы над проектами ребята изучают литературу по истории Великой Отечественной войны и истории Ставропольского края, Георгиевского района и станицы Подгорной. Ребята периодически ведут записи бесед с тружениками тыла. Учащиеся анализируют отобранную информацию, создают компьютерные презентации....

10 04 2020 14:21:12

Интегрированный урок по истории России и МХК в 6-м классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославле Мудром"

Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после смерти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охарактеризовать духовную составляющую периода становления государства....

09 04 2020 8:41:28

Урок обществознания

Урок проводится в форме тренинга, диалога. Данный урок может быть проведён как внеклассное мероприятие в старших классах. Создание полюсной матрицы счастья является авторской «находкой» и основой для интерактивного упражнения « Выбери одну составляющую из пары». Само задание на выбор создаёт интригу диалога, обсуждения, дискуссии, во время которой ребята в одной составляющей счастья могут быть единомышленниками, а в другой оппонентами....

08 04 2020 22:22:11

Внеклассное мероприятие по теме "Древняя Русь"

Мероприятие расширяет знания учащихся о славянах, образе жизни, быте, традициях....

07 04 2020 4:30:28

Народные традиции убранства донского куреня. Быт XVI–XVII веков

Прекрасен Донской край! Прекрасен он всем: весенней цветущей степью, поразительным золотом июньский хлебных полей, своеобразием станиц и хуторов с расписными хатами – мазанками и резными куренями! Прекрасен Донской край культурой, гармонично сочетающей в себе все лучшие традиции народов, когда-либо проживавших и приходивших сюда искать работу, службу и приключения!.. Прекрасен Донской край мастерами – умельцами, прославившими свой край и род!...

06 04 2020 21:52:26

Урок-исследование в 6-м классе "Верования восточных славян"

Данный урок способствует дальнейшему развитию навыков исследовательской деятельности школьников. Цель урока: познакомить обучающихся с языческой культурой восточных славян, ставшей основой многих современных традиций. ...

05 04 2020 1:37:43

Программа элективного курса в 9-х классах "История глазами компьютера"

Цели курса: научить учащихся работать с компьютерными дисками по истории Отечества и на этой основе углубить их знания по предмету, расширить круг знаний по национально-региональному компоненту. ...

04 04 2020 20:11:51

Урок истории и английского языка. 6-й класс. Средневековый город и его обитатели"

Комбинированный урок истории и английского языка в 6-м классе. ...

03 04 2020 11:55:33

Игра на уроке москвоведения в начальной школе

Игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Игры развивают инициативу, самостоятельность и волю ребенка, учат детей работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на помощь, приучают к дисциплине, соблюдению установленных правил. Игра по своей природе эмоциональна и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. ...

02 04 2020 21:31:59

Обобщающее повторение по теме "Время великих реформ. Российская империя в годы царствования Александра II"

Урок разработан для учащихся 8-го класса. Форма проведения: урок-турнир. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, ликвидировать имеющиеся пробелы. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащимся предлагаются различные задания, которые развивают логическое мышление, память, внимание, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....

01 04 2020 4:59:10

Полиперспективность в практике преподавания региональной истории

На примере изучения темы " Гражданская война на Кубани и Черноморье" показан принцип полиперспективности в преподавании региональной истории. Формирует собственное представление об этом сложном периоде отечественной истории. Особое внимание уделяется преодолению стереотипа оценки Гражданской войны только с точки зрения победителей....

31 03 2020 18:11:35

Обобщающий урок-викторина "Своя игра" по истории Отечества в 10-м классе

Первая половина XIX века - один из наиболее интересных и сложных периодов истории России. Задача урока - в игровой форме проверить знания учеников по теме, осмыслить значение роли личности в истории, помочь разобраться в сложных вопросах, заинтересовать и пробудить в них стремление к дальнейшему изучению истории. ...

30 03 2020 5:47:46

Смутное время: а была ли альтернатива?

За 300 лет своего правления Романовы оставили глубочайший след в истории не только России, но и всего мира. Любопытно, как бы могла развиваться история нашего государства, если бы так, и не суждено было наступить 21 февраля 1613 года, когда боярина Михаила Федоровича Романова, "ближайшего по крови к угасшему царственному роду Рюрика и Владимира Святого", избрали на царство Великим земским собором в Москве....

29 03 2020 1:34:20

Внеклассное мероприятие по теме "Русские посиделки"

В воспитательное работе уделяется большое внимание приобщению учащихся к культурному наследию русского народа, бережного отношения к нему. Приобщение – это не только пассивное знакомство учащихся с традициями, обычаями, обрядами, забытыми словами, песнями, частушками, страданиями родного села, края, но и большая работа по собиранию материала учащимися. У учащихся воспитываются чувства гражданственности, патриотизма....

28 03 2020 18:30:14

Афганистан болит в моей душе

Уже больше четверти века прошло с тех пор, как последний советский солдат покинул Афганистан. У тех, кому тогда было за двадцать, взрослые дети, которые должны знать и помнить о том, что их отцы, также как деды в Великую Отечественную войну, достойно выполнили приказ Родины. Они должны знать и чтить имена тех, кто не вернулся с той войны, как это делают их отцы, создав организацию « Боевое братство»....

27 03 2020 5:25:21

План урока "В рыцарском замке". 6-й класс

Учащиеся знакомятся с условиями жизни рыцарей, их бытом и занятиями. Формируется умение учащихся работать с текстом учебника, делать выводы, отвечать на сквозные вопросы темы, работать в группе; развивается культура здорового образа жизни....

26 03 2020 20:40:36

Духовный мир личности

Урок поиогает получить представление о сущности духовного мира личности и его значении для современного общества, формирует отношение к духовной жизни общества. Разнообразные формы и способы, используемые на уроке, повышают познавательную активность учащихся, воспитывает коммуникативность, толерантность в общении с другими, развивают умения сопоставлять, рационально решать познавательные и проблемные задачи....

25 03 2020 23:43:28

Проектная деятельность учащихся на уроках курса "Обществознание" на примере изучения темы "Занятость населения. Трудоустройство" в рамках тематической единицы ГОС ФК "Правовое регулирование общественных отношений"

Проект содержит элементы проблемного, исследовательского, группового и индивидуального методов обучения, что обеспечивает интерес учащихся и достижение высокого уровня усвоения содержания учебного материала, проектирование собственной образовательной траектории в вопросе профессионального самоопределения с использованием современных источников информации и публичное представление результатов своей работы. ...

24 03 2020 17:33:27

Урок истории по теме "СССР накануне Великой Отечественной войны". 11-й класс

Цель урока: помочь учащимся выявить степень готовности Германии и С С С Р к войне; сформировать личностную оценку по вопросу внезапности нападения Германии....

23 03 2020 20:24:34

Повторительно–обобщающий урок по истории Древнего Египта по теме "В стране большого Хапи"

Урок в 5-м классе проходит в форме игры. Ребята делятся на три команды, которые в ходе урока соревнуются, выполняя творческие, практические, эвристические познавательные задания. В конце урока команда-победитель, набравшая большее количество фиников, получает пятерки....

22 03 2020 6:32:14

Урок по теме "СССР в 50–60-х г. ХХ в. Социально-экономическая деятельность Н.С. Хрущева" с презентацией

На уроке учащиеся усваивают целостную картину изучаемого исторического периода знакомятся с социально-экономическими преобразованиями....

21 03 2020 17:38:56

Сценарий конференции "Судьба семьи в судьбе страны"

Материалы данного сценария могут быть использованы полностью или частично при подготовке мероприятий гражданско-патриотической направленности....

20 03 2020 7:28:40

Грани культуры

Проект направлен на формирование у студентов духовно-нравственной культуры, толерантности, инициативы и самостоятельности, призван развивать творческие способности студентов и интерес к творческой деятельности. Материалы данной разработки могут быть использованы на внеклассных мероприятия и уроках, посвященных воспитанию, культуре, творчеству. В проекте участвуют студенты разных групп и преподаватели разных дисциплин....

19 03 2020 4:47:26

В театре Диониса. 5-й класс

Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного театра....

18 03 2020 20:52:11

"Аз, буки, веди…" Школа, образование письменность в древнерусском государстве"

Урок истории " Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....

17 03 2020 4:21:16

Вопросы и ответы к уроку-зачету по теме "Россия в XIX веке!"

Представлены материалы к уроку-зачёту по истории в 11-м классе вечерней школы....

16 03 2020 21:57:39

Мультимедийная презентация на уроках истории в 7-м классе по теме "Экономическое развитие России в XVII веке"

В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...

15 03 2020 0:23:59

Интегрированный урок (технология + история) по теме "Кулинария - это наука или искусство?"

Урок в рамках элективного курса « Основы кулинарии» в 11-м классе профильной группы является интегрированным (история и обществознание). Цели урока: познакомить с историей кулинарного ремесла; показать тесную связь кулинарии с историей, химией, биологией, физикой, и др. науками; показать влияние оформления блюд на аппетит человека; научить готовить изысканное блюдо из заварного теста....

14 03 2020 0:52:59

Мультимедийный урок по теме "Обобщение опыта работы военно-патриотического клуба «Родина»"

Прдеставлены четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная, военно-конструкторская. ...

13 03 2020 18:13:18

Авторская историко-краеведческая программа "Начало"

Предлагаю вашему вниманию авторскую историко-краеведческую программу « Начало», которая может быть использована для краеведческой и внеурочной деятельности. Содержит материал по истории родного края села Сергиевск Самарской области Сергиевского района. Программа имеет рецензию Самарского Областного центра детско-юношеского туризма и краеведения. ( О Ц Д Ю Т К Ц С М). В программе содержится теоретический и практический материал....

12 03 2020 9:45:28

Реализация идей личностно-ориентированного образования на уроках истории через применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Творчество учителя проявляется в самосовершенствовании, в поиске наиболее эффективных приемов работы, в создании собственной системы работы. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее Р К М Ч П) соответствует приоритетам современной жизни. Применять технологию начала с 5-го класса. Для 5-го класса получился набор приемов технологии критического мышления для уроков истории....

11 03 2020 15:36:29

Внеклассное мероприятие на тему "Битва за Москву" (к 68-летию разгрома немецко-фашистских войск в битве за Москву)

Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких моральных качеств будущих защитников Отечества....

10 03 2020 13:26:34

Урок "Можно ли считать реформы 60–70-х годов XIX века великими?" Дискуссионная игра-дебаты

В основе разработки урока проблемно дискуссионная игра, которая строится по сценарию вокруг обсуждения проблемы. Роль учителя сводится к минимуму, а ученики решают проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Данный урок расширяет рамки изучения темы " Реформы Александра II". ...

09 03 2020 5:10:39

Интеллектуальная игра "За семью печатями"

Предлагаемая игра построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом « Культура». Данная игра посвящена 455-летию Бориса Годунова. Компьютерная презентация позволяет сделать игру более наглядной, занимательной, интересной, расширить кругозор детей и акцентировать внимание не только на слуховую, но и на зрительную память учащихся....

08 03 2020 13:25:23

Урок истории по теме: "Великая Отечественная война"

Данный урок является вводным в теме " Великая Отечественная война". Это урок-образ: он должен дать опережающее целостное символическое начало всей темы и способствовать осознанному восприятию учащимися учебного материала. На уроке применяются принципы личностно-ориентированного обучения и групповая работа. Также используется музыкальное сопровождение для создания атмосферы и настроя на будущее изучение темы. ...

07 03 2020 13:23:38

Урок по теме "Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики»"

Интегрированный урок литературы и истории: « Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич « Цинковые мальчики». (11класс). Цель данного урока - расширить знания учащихся по истории Афганской войны, показать ее агрессивный характер, рассмотреть войну через судьбы ее отдельных участников. Эмоциональную насыщенность придает анализ литературного произведения С. Алексиевич « Цинковые мальчики». Данный урок способствует развитию коммуникативной и информационной компетенции....

06 03 2020 6:41:39

Реферат "Воспитание правовой культуры и гражданского самосознания на уроках обществоведческого цикла"

Философы и юристы ХIX века считали Российскую самобытность несовместимой с торжеством правового начала. Правовой нигилизм наблюдается и сегодня, что объясняется как незнанием законов, так и корыстным использованием их в личных целях. Из этих факторов исходит задача воспитания правовой культуры и гражданского самосознания учащихся. В данном реферате представлены основные формы уроков, методы и приемы работы по формированию у учащихся У У Д....

05 03 2020 11:23:21

Модельные задачи по истории как средство формирования и оценивания образовательных достижений учащихся в процессе реализации требований ФГОС ООО

Подводя итог, следует отметить, что модельные задачи по истории являются удобным инструментом, позволяющим одновременно формировать и оценивать образовательные результаты учащихся. Таким образом, более широкое использование их в урочной деятельности может стать важнейшим условием реализации познавательной потребности школьников, развития их личностных качеств и средством активизации их познавательной деятельности....

04 03 2020 9:11:54

Россия на историческом переломе. Адаптированная программа спецкурса для учащихся 11-го класса гуманитарного профиля

Данный спецкурс охватывает переломный этап в отечественной истории - с 1894 по 1920 годы. Данный период включает в себя целый ряд важнейших исторических событий - возникновение революционной ситуации в начале XX века, революцию 1905–1907 гг., период "успокоения и реформ" 1907–1914 гг., участие России в первой мировой войне, революционный 1917 год, первые мероприятия большевистской власти и гражданскую войну 1918–1920 гг....

03 03 2020 6:33:25

Урок истории в 5-м классе по теме "Рабство в Греции в V веке нашей эры"

Урок-путешествие. Изучение новой темы методом оживления картины " Продажа рабов в Древней Греции". Возможность дидактического театра позволяет "оживить, раскрасить" историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху....

02 03 2020 13:50:48

Крымская война 1853—1856 гг.

Урок по истории России XIX в. в 8-м классе, на котором создается эмоциональное настроение при помощи музыкальных средств. Разговор с учителем создает у школьников представление о войне как о страшном событии в жизни человека. В течение урока идет составление алгоритма на тему «война». ...

01 03 2020 14:45:33

Проблемы нравственного воспитания на уроках обществознания

Обзорно-аналитическая статья по теме с учетом практического опыта автора....

29 02 2020 23:20:36

Урок новой истории в 7-м классе по теме "Английские колонии в Северной Америке в XVII веке"

Этот урок проводится с использованием опорных сигналов, национально-регионального компонента и элементов интеграции истории и английского языка. В процессе объяснения нового материала идет сравнение двух культур: ненецкой и индейской. Целью урока является сформирование у учеников представления об основании колоний в Северной Америке....

28 02 2020 18:26:41

Внеклассное мероприятие по истории "Живым и мертвым, тебе, Ленинград, посвящается"

Открытое внеклассное мероприятие с применением информационных технологий с целью воспитания патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Место проведения: актовый зал, кабинет, оснащенный средствами современных информационных технологий. Привлеченные участники мероприятия — инициативная группа....

27 02 2020 8:33:59

"…Откуда взялась мода на Британию?"

На уроке изучается образ жизни в XIX веке: проявление Викторианской эпохи в технических усовершенствованиях, архитектуре, интерьере, одежде, в отношениях между людьми. Урок проводится в виде конкурса телевизионных передач с применением презентации, с демонстрацией первого фильма братьев Люмьер «1895 Baby's lunch» и фрагментами аудиокниги Т. Диттрич « Повседневная жизнь Викторианской Англии». ...

26 02 2020 23:26:28

Урок по теме "Владимиро-Суздальская Русь и Новгородская земля". 6-й класс

Учащиеся получаются представлений о развитии различных регионов Руси периода раздробленности на примере исследования природно-географических условий, занятий населения, политического устройства Владимиро- Суздальского княжества и Новгородской земли. Изучаются причинно-следственные связи между географическими особенностями региона и его политическим развитием....

25 02 2020 2:52:32

Урок обществознания по теме "Самопознание"

Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно характеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...

24 02 2020 19:40:48

Открытый урок по теме "Начало Великой Отечественной войны"

Урок по истории России для учащихся 9-х классов можно использовать и при проведении внеклассного мероприятия. На уроке используется компьютерная презентация. В презентации используются: таблица со статистическими данными, анимированные карты, фотографии времен войны, материал о наших земляках. ...

23 02 2020 8:52:44

Первые киевские князья

Урок разработан в технологии развивающего обучения с использованием И К Т. В ходе работы учащиеся знакомятся с деятельностью первых русских князей; учатся работать с материалами Интернета, давать характеристику историческому деятелю; выясняют, как деятельность первых русских князей отразилась на авторитете Древнерусского государства. План составления вывода подведет учащихся к пониманию алгоритма написания сочинений-рассуждений, эссе. Материал может быть использован для проведения дистанционных уроков....

22 02 2020 2:46:21

Этапная игра "Средневековое общество"

Урок-обобщение по разделу « Средневековое общество» проводится в форме этапной игры. В ходе урока дети обобщают и систематизируют знания о жизни средневекового общества, повторяют основные понятия и термины, а также работают с текстом средневековой поэмы....

21 02 2020 0:20:47

Предпосылки петровских преобразований

Цели урока: вместе с учениками разобраться и доказать, что петровские преобразования заложены еще в XVII веке; познакомить с выдающимися личностями и вместе выделить их главные заслуги; обратить внимание на введение европейского реформирования России XVII века....

20 02 2020 1:30:36

Открытый урок по всеобщей истории в 7-м классе

Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....

19 02 2020 19:14:25

"Война в Афганистане в 1979–1989 годах". Урок изучения нового материала с модульной технологией. 11-й класс

Урок изучения нового материала с модульной технологией изучает участие ограниченного контингента советских войск в Афганской войне 1979–1989 годов. Цель урока: осмыслить драматические события тех лет, проследить причины, ход и последствия для С С С Р Афганской войны. Урок воспитывает ответственность за принятые решения и честное исполнение долга....

18 02 2020 13:30:55

Программа дополнительного образования по краеведению "Мой край северный"

Представлена программа дополнительного образования по краеведению " Мой край северный", рассчитанная на пять лет, включенная во внеурочную деятельность для учащихся 5–8-х классов. Она представляет достаточные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, эстетического и нравственного воспитания учащихся. Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Ямала как части России....

17 02 2020 1:47:29

Золотой век русской культуры. Живопись первой половины XIX в.

Урок призван сформировать представление о различных направлениях в живописи, показать идеи гражданственности, выраженные в творчестве живописцев данного периода. В ходе урока обучающиеся выполняют задания, анализируют информацию, делают выводы, готовят устные выступления, отражают гражданскую позицию. На уроке звучит классическая музыка XIX в., стихи....

16 02 2020 4:19:31

"Туристический фестиваль". Внеклассное мероприятие по истории

Внеклассное мероприятие предлагается как вариант обобщения и закрепления изученного материала по определенной теме в игровой форме. Игра предназначена для учащихся с 5-го по 11-й класс включительно. ...

15 02 2020 14:37:27

Проект как инновационный метод учебной деятельности

Актуальной проблемой современной педагогики становится использование методов, которые формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания новых знаний. Для работы над проектом создается группа из учащихся, мотивированных на исследование. Инициатором проектной деятельности может быть учитель, но именно учащиеся определяют тему исследования. Основой для формирования темы может стать краеведческий материал, факты истории науки, политическая история России, родословная семьи и т.д....

14 02 2020 8:55:18

Проблемно-дискуссионный урок "Русь в XIII веке: между Западом и Ордой"

Представлен материал проблемно-дискуссионного урока истории в 6-м классе. Структура урока предполагает обсуждение факторов и альтернатив исторического выбора Руси в XIII веке, а также последствий этого выбора. Показана сложность морально-нравственной позиции и личной ответственности Александра Невского....

13 02 2020 21:19:30

Повышение качества образования на основе использования информационных технологий на уроках истории

Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала. ...

12 02 2020 12:58:31

Урок истории в 9-м классе по теме "Первая Российская революция 1905–1907 гг."

Основа урока – работа с историческими документами. На уроке формируются навыки работы с историческими документами, самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации. А также умение выразить своё отношение к поставленной проблеме....

11 02 2020 15:18:22

Урок истории "Политическая система и российское общество в начале ХХ в."

Содержание урока предполагает рассмотреть особенности политического развития и социальную структуру российского общества в начале Х Х века, историческую необходимость их реформирования. Дети учатся искать и анализировать историческую информацию в источниках разного типа....

10 02 2020 19:32:52

Гуситское движение в Чехии

Урок-презентация. Метод погружения в историческую эпоху. Сочетание индивидуальных и групповых заданий, работа по алгоритму развивает у учащихся навыки самостоятельной мыслительной деятельности....

09 02 2020 5:54:22

"Бунташный век" (10-й класс)

Урок с использованием презентации PowerPoint и летописных данных. Цель урока: на примере народных восстаний доказать, что XVII век был действительно "бунташным". Опора на знания учащихся, смена видов деятельности и логические вопросы позволят подвести учащихся к пониманию причин и итогов социальной борьбы в XVII веке. ...

08 02 2020 18:17:39

Урок обществознания "Толерантность"

Урок обществознания представляет собой третий урок по теме « Мораль. Религия» в 10-м классе по учебнику под редакцией Л. Н. Боголюбова. Данный урок предполагает развитие исследовательских навыков учащихся, умения анализировать полученную информацию, размышлять на животрепещущую тему современного мира – толерантное отношение к друг другу....

07 02 2020 17:37:50

Интегрированный урок истории и обществознания в 11-м классе по теме "Достижения цивилизации античного мира"

Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...

06 02 2020 10:14:11

Интеллектуальная игра, посвященная 200-летию Царскосельского лицея "Вы помните: когда возник лицей…"

Участвуя в школьных интеллектуальных играх, повышается степень эстетического, историко-культурного, духовного развития, расширение кругозора. Проведение интеллектуальных игр представляет собой целую систему. Представленная работа является лишь ее частью. Все темы, входящие в систему, подбираются с учетом их актуальности в обществе....

05 02 2020 1:36:51

Патриотическое воспитание школьников на уроках истории и во внеурочной деятельности. "Люди, покуда сердца стучатся, помните"

Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....

04 02 2020 2:16:51

Историческая игра "Битва титанов"

Повторение изученного материала в форме исторической игры развивает умение практического использования теоретических знаний. Класс делится на группы: географы – по описанию узнать, о какой стране идет речь, и показать ее на карте; интеллектуалы – работают над разгадыванием кроссвордов; искусствоведы – рассматривают иллюстрации и определяют, к какой стране относится то или иное изображение; расшифровщики – работают с текстом, в котором допущены ошибки; знатоки – работают с разными заданиями....

03 02 2020 12:11:23

Великие победы россиян

На занятии у учащихся воспитывается патриотизм, уважение к истории родины, гражданственность, мировоззренческие убеждения на основе осмысления исторически сложившихся культурных традиций, нравственных и социальных установок, осознание себя как представителей исторически сложившегося гражданского сообщества, способности определять собственные позиции по отношению к явлениям общества....

02 02 2020 21:27:19

Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века

Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...

01 02 2020 10:15:44

Урок – сравнительный анализ "Русь и Золотая Орда. Иго или союз?" (10-й класс)

Творчески работающие учителя истории ищут способы совершенствования преподавания истории. Педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда ученики сами становятся соучастниками познания. Уроки, на которых исторические события и факты выстроены в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, способствуют развитию творческого мышления, всестороннему развитию личности, позволяют ученику проявлять свою индивидуальность и формировать прочные системные знания....

31 01 2020 14:32:50

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем " Жизнь и быт египтян" и " Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

30 01 2020 13:43:45

Русская Голгофа

Цель урока является формирование у школьников негативного образа репрессий, актуализация знаний о ее разрушительных последствиях для личности, общества, страны, культуры. На фоне "отрицательного портрета" убедительнее звучат призывы к диалогу, толерантности, разумным компромиссам, сотрудничеству. ...

29 01 2020 15:10:24

Целеполагание — ключевая компетентность современного старшеклассника

Цель проекта состоит в разработке методической системы развития учащимися профильной школы такой компетенции как целеполагание....

28 01 2020 19:28:48

Открытый урок в 7-м классе по теме "Изменения в культуре и быте при Петре I"

Урок-путешествие по Санкт- Петербургу - городу, основанному Петром Великим. По ходу экскурсии ребята знакомятся с основными достопримечательностями города и при заочном посещении некоторых объектов узнают об изменениях, внесенных в быт русского народа первым российским Императором. Урок имеет познавательную направленность. ...

27 01 2020 8:12:37

Разработка урока в 6-м классе в курсе истории Средних веков "Начало столетней войны"

Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....

26 01 2020 17:45:54

Мышгород, или Путешествие в город Мышкин

Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....

25 01 2020 0:17:31

Внеклассное мероприятие для 9-х классов "Исторический марафон" на тему "Великая Отечественная война"

Урок для 9-го класса по теме « Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....

24 01 2020 0:44:12

Игра-викторина по теме "Растим патриотов России"

Представленная разработка игры-викторины может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых воспитанию гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны....

23 01 2020 21:28:55

Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11-й класс

Элективный курс построен на содержательном материале отечественной истории. Цель курса: расширение знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной истории....

22 01 2020 12:33:34

Конституция – этапы становления и ее задачи

Главный законодательный документ страны в её нынешнем виде носит переходный характер, закрепляет первостепенные условия вхождения новой России в систему рыночных отношений с учетом традиций и опыта западных демократий. Вместе с тем это - "одежда на вырост", т.е. о действительных гарантиях многих декларируемых Конституцией прав и свобод можно будет говорить лишь тогда, когда нашему обществу удастся вырваться из тисков настигшего его кризиса....

21 01 2020 21:30:14

"Гражданско-правовая ответственность" — урок в 11-м классе по предмету "Основы правоведения"

Урок " Гражданско-правовая ответственность" в 11-м классе разработан с использованием компьютерных технологий (интерактивная доска, презентация в системе Power Point) на основе самостоятельной деятельности учащихся и работы с нормативно-правовыми актами. Технология урока с использованием И К Т поддерживает и обеспечивает развитие мотивационной сферы и самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности, повышает качество знаний учащихся....

20 01 2020 17:14:14

Разработка урока по обществознанию в 11-м классе по теме "Патриотизм: знак вопроса?"

Урок обществознания в 11-м классе посвящен проблеме, которая на фоне последних событий, произошедших в Москве, становится очень актуальной, тем более что патриотизм – это и нравственная категория. В ходе урока учащиеся сравнивают понятия патриотизм и национализм, находят в них общее и различие, должны прийти к выводу, что патриотизм, перешедший в национализм, может принести страдания и боль, привести к геноциду, ксенофобии, антисемитизму, религиозной нетерпимости....

19 01 2020 10:32:38

Урок по теме "Рыночное общество"

Представленный урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу " Обществознание". Основная цель - сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия. В процессе изучения материала используются технические средства обучения....

18 01 2020 1:22:57

Уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн

Урок-исследование. В ходе урока у учащихся формируется национального самосознание, патриотизм и гражданственность, уважение к историческому прошлому своей Родины. Создается ценностно-значимая педагогическая ситуация, которая стимулирует активность старшеклассников по осмыслению и присвоению гуманистических ценностей. Урок способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности, умений обучающихся, повышению их культуры общения....

17 01 2020 10:49:28

Интегрированный урок (история + география) по теме "Великие географические открытия". 7-й класс

Урок позволяет педагогу увлечь школьников учебным предметом, повышает познавательную мотивацию учащихся через рассказ учителя истории, инсценированных диалогов учеников и выполнение практических заданий, которые проводит учитель географии. Учащиеся совершенствуют свои умения и навыки работы с географической и исторической картой и углубляют полученные в курсе географии знания о путешествиях средневековых мореплавателей....

16 01 2020 1:12:33

Образование державы Маурьев в Индии

Конспект урока-презентации с полным методическим сопровождением для учащихся 5-х классов. В нем формируется представление о социальном и политическом устройстве Индии. Используя интернет-ресурсы, учащиеся знакомятся с религиозными верованиями индийцев, сравнивают природные условия нашей страны с природными условиями Древней Индии, работают в творческих группах. ...

15 01 2020 7:43:36

Итоговый урок по теме "Древняя Греция"

Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме " Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....

13 01 2020 23:29:52

Правовая игра "Мой взгляд" для учащихся 8–9-х классов

Внеклассное мероприятие по обществознанию по курсу 8–9-х классов. Можно использовать как итоговое занятие. Урок помогает ознакомиться с основами российского законодательства; проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних; выяснить причину этих правонарушений и указать причину этих правонарушений; указать способы поведения в критических ситуациях....

12 01 2020 4:33:46

Педагогическая мастерская по теме "Этнос: нации и народности". 8-й класс

Данный урок является продолжением целой серии подобных уроков в 8-м классе по общей проблеме « Социальная сфера». Здесь мы продолжаем знакомство с понятиями социальной сферы и учимся добывать знания самостоятельно. Цель урока носит реальный характер и является достижимой. Она включает в себя комплекс развивающих компонентов, которые формируют аналитические способности, творческое мышление, а также умения применять личные знания для достижения знаний на уроке....

11 01 2020 4:15:28

Урок-викторина для учащихся 9-го класса. Тема: "Избирательное право. Избирательный процесс"

Выбирая тему работы, обращала внимание на ее актуальность: в настоящее время проводится множество различных конкурсов, викторин по избирательному праву. Урок является повторительным, вызывает интерес у учащихся, несмотря на сложность заданий. Данную разработку можно использовать не только как урок, но и как внеклассное мероприятие. ...

10 01 2020 11:55:59

Черная планета (из цикла "Репрессии 30–50-х гг. Казахстан в системе ГУЛАГа")

Урок направлен на то, чтобы расширить знания учащихся по истории политических репрессий, познакомить с лагерями на территории Казахстана, показать с каким мужеством переносили люди испытания, выпавшие на их долю, верили, что история все расставит по своим местам. У учащихся развивается чувство сопричастности и уважения к историческому прошлому своей Родины. ...

09 01 2020 14:30:15

Железнодорожный пассажирский транспорт. 7-й класс

Представленный конспект урока С Б О в 7-м классе " Железнодорожный пассажирский транспорт" в специальной (коррекционной) школе VIII вида способствует формированию коммуникативной и социальной компетентности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Урок способствует формированию знаний по железнодорожному транспорту, учит определять виды железнодорожного транспорта....

08 01 2020 1:51:27

Тема: "Подростковая культура" (7-й класс)

С подростковой культурой сталкивается практически каждый из нас. Если такое количество подростков упорно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....

07 01 2020 4:33:14

Разработка урока "Уроки Карибского кризиса"

Урок раскрывает понятие «холодная война» и её влияния на международную обстановку; подводит учащихся к пониманию того, что, несмотря на продолжение «холодной войны», в целом был снижен уровень противостояния между Востоком и Западом. На примере Карибского кризиса показывает, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....

06 01 2020 19:26:25

Интегрированный урок (информатика + история) "Права человека: и жизнь, и слезы, и любовь"

Материал к уроку подобран с учетом возрастных особенностей учащихся, имеет большое воспитательное значение. <br> Важнейшей составляющей воспитания школьника является правовое воспитание. Научить детей уважать права человека и помнить о своих обязанностях – задача современной школы. Материал представляет разработку комбинированного урока изучения нового материала и закрепления полученных знаний в ходе практической работы (поиск информации в Интернете). Содержание учебного материала и формы работы рассчитаны на учащихся 9-х классов.</p> ...

05 01 2020 4:56:44

Открытый урок по обществознанию в 11-м классе по теме "Политическая система. Политические дебаты"

Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....

04 01 2020 23:59:13

Крестьянский вопрос в России (с древнейших времен – середина XIX века)

На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...

03 01 2020 0:35:23

Урок "Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века"

В статье представлен урок истории, который может быть проведён с учащимися 7-го класса общеобразовательной школы. Используемые формы работы: рассказ учителя, работа с учебником, картой, с документами, схемами, решение исторических задач. ...

02 01 2020 0:11:52

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища " Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

01 01 2020 5:42:10

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.