Игра-путешествие "Культура и быт первой четверти XVIII века"
Изучение быта первой четверти XVIII века является составной и неотъемлемой частью изучения истории России. Несмотря на это материал отодвигается на второй план и уступает место экономическим и политическим процессам. Поэтому для наиболее активных и мотивированных учащихся стало возможно провести дополнительно занятие, посвященное изучению переломного момента культуры нашего прошлого.
Игра-путешествие по теме “Культура и быт первой четверти XVIII века” проводится в седьмом классе, организаторами и помощниками могут быть учащиеся десятого класса. Время прохождения указанной темы – второе учебное полугодие, поэтому возможно использовать игру-путешествие как внеурочное мероприятие в рамках школьной Недели социально-гуманитарных дисциплин. Учащимся заранее предлагается список литературы и отрывки из исторических источников, с помощью которых участники игры смогут подготовиться наиболее эффективно.
Цели занятия:
Образовательные: опираясь на полученные знания:
по истории Отечества, а именно на развитие экономики, внутренней политики, внешней политики (особенно торговли с западноевропейскими государствами), строительстве новой российской столицы – Санкт – Петербурга, появлении новых привычек, связанных с реформированием культуры и быта, обмирщением культуры, появлением первой печатной газеты, первого государственного музея – Кунсткамеры, изменении костюма как женского, так и мужского, выхода женщины в свет из закрытого от чужих глаз терема, выполнить следующие задачи:
- показать общую картину развития российского общества в первой четверти XVIII века;
- закрепить знания учащихся об особенностях развития и исторической обстановке появления реформы культуры и быта, особенно в среде господствующего класса;
- рассмотреть изменение роли, места, функции человека, в том числе уделить должное внимание роли женщины, проживавшей в первой четверти XVIII века;
- показать учащимся преемственность отношений во времена императора Петра I и провести параллели с современностью;
- обобщить знания учащихся для продолжения изучения истории XVIII века как одного из самых интересных периодов Российской истории.
Воспитательные: на основе изученного материала продолжить воспитание интереса учащихся к историческому процессу через ценности, важные для каждого человека.
Развивающие: опираясь на общеучебные умения по различным дисциплинам, способствовать развитию следующих конкретных знаний, которые могут пригодиться учащимся в дальнейшем процессе обучения и самообразования:
- оперировать полученными знаниями о важнейших изменениях в культуре и быту в первой четверти XVIII века;
- называть основные исторические памятники начала XVIII в.;
- работать со словарями и справочными пособиями при помощи учителя или родителей.
Правила игры:
Урок-путешествие можно проводить как в одном классе, так и в параллели. Комaнда – 5 игроков и капитан. В жюри можно пригласить учащихся 10-го класса, которым предоставляется возможность наблюдать за ходом игры и выставлять в протоколы баллы за правильно выполненные задания. Из каждого класса можно пригласить болельщиков, которые смогут помочь своей комaнде правильными ответами в “Конкурсе болельщиков”.
Необходимое оборудование:
- игральный кубик;
- фишки по числу комaнд;
- бланки протоколов (в качестве протокола – таблички с графами: название комaнды, задание, полученные баллы, активность болельщиков, итог);
- круг диаметром 10 см из плотной белой бумаги;
- прямоугольник 10х15 см из плотной бумаги;
- цветные карандаши.
Конкурсы для игры-путешествия:
1) Конкурс газет – каждая комaнда заблаговременно получает задание подготовить стенную газету на тему “Культура и быт первой четверти XVIII в.”. Во время конкурса нужно представить выполненное задание. Газета оценивается по следующим критериям:
- тематическое содержание;
- наличие интересных заданий;
- красочность и эстетичность оформления;
- умение представить (рассказать предложенный материал);
- соблюдение регламента выступления.
За каждый критерий жюри может выставить от 1 до 5 баллов.
На представление газеты каждой комaнде дается 3 минуты.
2) Конкурс “Решим тест”. На задание дается не более 5 минут. За каждый правильный ответ комaнда получает 1 балл, за неправильные ответы баллы не начисляются.
Задания:
- Указ о порядке проведения ассамблей был обнародован:
а) 26 ноября 1718 года; б) 21 января 1722 года; в) январь 1703 года; г) сентябрь 1708 года; - На ассамблею допускались
а) только мужчины; б) только женщины; в) только дети; г) мужчины, женщины и дети; - Поведение хозяина на ассамблее ограничивалось следующим:
а) встречал гостей; б) провожал гостей; в) ни встречал, ни провожал гостей, а только готовил комнаты; г) все вышеперечисленное; - За невыполнение указанных действий необходимо было
а) заплатить штраф; б) выпить кубок Большого (Великого) орла; в) уйти с ассамблеи; г) продолжать веселиться до указанного времени; - Лакеи, или служители, во время ассамблеи
а) были в сенях или тех помещениях, которые определит хозяин; б) оставались на улице; в) находились в комнате, где проходила ассамблея; г) отдыхали; - Иностранец, который наиболее полно описал поведение придворных во время
ассамблей в своем “Дневнике”
а) К. де Бруин; б) Юль Юст; в) Ф. Берхгольц; г) Вильбоа; - Историк-публицист, говоривший “о повреждении нравов в России”
а) Н. М. Карамзин; б) В. О. Ключевский; в) М. М. Погодин; г) М. М. Щербатов; - Генерал-прокурор, у которого Петр брал напрокат экипаж для поездки на
ассамблеи:
а) П. И. Ягужинский; б) А. Д. Меншиков; в) Ф. Лефорт; г) Ф. М. Апpaксин; - В чьем доме Петр I проводил в Петербурге церемониальные приемы?
а) Г. И. Головкин; б) А. Д. Меншиков; в) П. И. Ягужинский; г) Ф. Лефорт; - Заветы старого хлебосольства хранил князь Ф. Ю. Ромодановский. Кто
встречал гостей с водкой на подносе у него в доме?
а) медведь; б) сам Ф. Ю. Ромодановский; в) лакеи; г) никто; - “Польский” танец относился к:
а) английским; б) церемониальным; в) русским; г) китайским; - До самой середины XVIII века в особо торжественных случаях при парадных
церемониальных обедах дамы сидели:
а) вместе за столом с мужчинами; б) в отдельной комнате; в) за разными столами в одной комнате; г) на втором этаже или открытом балконе здания; - Сервировка блюд:
а) все блюда сразу стояли на столе; б) “шведский стол”, когда участники сами подходили к столу со своими тарелками; в) у каждого был личный лакей; г) блюда выносились из кухни и ими обносили всех гостей; - Ансамбль посуды, где каждый предмет имеет собственное назначение, а все
вместе представляют единое целое, называется:
а) набор; б) комплект; в) сервиз; г) компонент; - Рыбные кушанья подавали на блюдах
а) овальных; б) квадратных; в) круглых; г) треугольных; - Мясные кушанья подавали на блюдах
а) овальных; б) квадратных; в) круглых; г) треугольных; - Что из ниже перечисленного НЕ относилось к “мокрым” пирожным?
а) бланманже; б) зефиры; в) кисели; г) мороженое; - Что из ниже перечисленного НЕ относилось к “сухим” пирожным?
а) крем; б) оладьи; в) миндальное печенье; г) пирожки; - Летний дворец в Петербурге начали строить в
а) 1720 году; б) 1703 году; в) 1710 году; г) 1711 году;
Комaнда, получившая наибольшее количество баллов, начинает следующий конкурс.
3) Конкурс “Игра-путешествие”
После установления очередности выступления участников, фишки комaнд ставятся на старт. Ведущий объявляет, что в игре существуют несколько “хитрых” позиций – с некоторых номеров фишки могут отправиться назад, а с некоторых – вперед. Есть также позиция, на которой комaнда пропускает ход до тех пор, пока не ответит правильно на задание.
Позиции, с которых комaнда отправляется назад и пропускает ход: 7 (возвращение на 5) и 28 (возвращение на 19); позиции, с которых комaнда отправляется вперед: 9 (вперед на 12) и 21 (вперед на 24). Позиция для пропуска хода и получения дополнительного задания: 18.
Комaнды по очереди бросают кубик и получают вопросы. На обдумывание ответа дается 10 секунд. За каждый правильный ответ – 5 баллов, если отвечающий допустил ошибку, то право ответа передается другим участникам комaнда, в таком случае за верный ответ начисляется 3 балла.
Вопросы для игры:
- В какое время состоялось “Великое посольство” Петра 1 в Европу? (1697–1698)
- Какое событие в ходе реформы культуры и быта произошло 19 августа 1698 года? (Указ Петра I о запрещении ношения бороды и введении европейской одежды.)
- Какой календарь был введен с 1 января 1700 года? (Юлианский.)
- Когда состоялось открытие в Москве школы математических и навигацких наук? (1701)
- Когда вышел в свет первый номер печатной газеты и как она называлась? (2 января 1703 года, “Ведомости”.)
- В каком году состоялось основание Санкт – Петербурга? (1703, 16 мая.)
- 11 октября состоялась церемония, после которой всех царей Российской империи стали именовать именно так. (Принятие Петром 1 императорского титула.)
- Какое знаменательное событие произошло 13 января 1722 года, после чего все “работные люди” стали именоваться по специальному образцу? (Введение Табели о рангах, разделение всех государственных служащих на 14 рангов (чинов).)
- Какой новый обычай появился в связи с введением новой даты празднования Нового года? (Ворота стали украшаться сосновыми, еловыми, можжевеловыми ветками.)
- Район Москвы, который очень любил посещать Петр 1 в основном из-за того, что там проживали иностранные жители. (Немецкая слобода.)
- Когда были введены ассамблеи и где это происходило? (В 1718 году Девиер огласил указ Петра 1.)
- В каком случае в первой четверти XVIII века выдавался бородовой знак? (Бородовой знак выдавался тому, кто уплатил деньги за право не бриться.)
- Как при Петре I назывался билет в театр? (Ярлык.)
- Что такое “Кубок Большого Орла” и для чего он был необходим на ассамблеях? (Кубок Большого Орла – бокал с вином, который необходимо было выпить тому, кто нарушал правила поведения на ассамблеях.)
- С какого дня начинался Новый год в допетровское время? (С 1 января или 1 марта.)
- Петр I требовал ношения “европейского платья”. Что он имел под этим ввиду? (Платье, сшитое по западноевропейским образцам.)
- Для чего в первой четверти XVIII века применялся конский волос? (Конский волос применялся для изготовления париков для. придворных людей.)
- Что такое Кунсткамера? (Первый российский государственный музей.)
- Назовите автора первого русского учебника по точным наукам – “Арифметики”. (Леонтий Филиппович Магницкий.)
- Первый русский экономический тpaктат Ивана Тихоновича Посошкова назывался именно так. (Книга о скудости и богатстве.)
- Наставления для молодых людей, которые стали первыми правилами этикета, некоторые из них сохранились и в наши дни. (Юности честное зерцало.)
- Усадьба, благодаря каскаду фонтанов ставшая великолепным историческим памятником Санкт – Петербурга. (Петергоф.)
- Предмет придворного туалета, с помощью которого дама, молча, могла разговаривать со своими кавалерами. (Веер.)
- Эта прическа появилась еще в 90-е годы XVI века и была названа в честь одной из фавориток короля Франции. (“Фонтанж.”)
- Искусству проведения этих зрелищ Петр научился во время заграничного путешествия – после этого на всех торжественных мероприятиях гремели выстрелы залпов, небо озарялось разноцветными огнями. (Фейерверки.)
- Эти средства передвижения были большой роскошью, поэтому заказывались за границей. Но спустя какое-то время их стали делать и в России, качество же оставляло желать лучшего. (Карета.)
- “Непристойно на свадьбе в сапогах и в острогах быть, и тако танцевать от того, что тем одежду дерут у женского полу, и великий звон причиняют острогами, к тому же муж не поспешен в сапогах, нежели без сапогов”. В какой обуви необходимо было приходить на ассамблеи, чтобы учесть эти предписания? (На ассамблеи необходимо было приходить в парадных ботинках или туфлях.)
- Утвержденный Петром 1 законодательный акт, устанавливающий систему военных, гражданских и придворных чинов и порядок прохождения службы. (Табель о рангах.)
- Сколько денег необходимо было уплачивать за “бородовой знак”? (30–100 рублей)
- Что такое камзол? (Камзол – это вид мужской одежды, вошедший в моду в первой четверти XVIII века.)
- Что такое корсаж и для чего он служил? (Корсаж – часть женского платья от шеи до пояса. В швы корсажа вшивали косточки китового уса, обтянутые шелком.)
- Что такое блохоловки и для чего они служили? (Блохоловки – специальные приспособления, служившие для того, чтобы отпугивать насекомых, которые появлялись в прическах и париках придворных красавиц.)
- Как назывался двусторонний круглый плащ, который мог носиться мужчинами. (Епанча.)
- Запишите названия женской одежды в два столбика: в первый – одежда XVII века, во второй – XVIII века: повязка (1), мушки (2), маски (2), опашень (1), летник (1), веер (2), душегрея (1), сарафан (1), фижмы (2), табакерка (2), распашное платье (1), парик (2), кокошник (1), букли (2).
Задание для комaнды, которая попала на число “18”: учитель дает на выбор две карточки. Участники должны выбрать карточку и нарисовать тот предмет, который предложен: пригласительный билет на маскарад или бородовой знак (на заранее предложенном прямоугольнике или круге из плотной бумаги). На это задание отводится 1 минута.
План прохождения игры-путешествия можно подготовить самостоятельно.
Жюри подсчитывает набранные за конкурс баллы.
4) Конкурс капитанов. Задание для капитанов комaнд: составьте свое представление об ассамблее, следуя этим вопросам. (У кого получится интереснее). Время дл выполнения задания – 1 минута.
- В первой строчке тема АССАМБЛЕЯ.
- Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
- Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (три глагола).
- Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
- Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Пример:
- Ассамблея,
- Новое, красивое,
- Танцевать, веселиться, наряжаться,
- Не все общество приняло,
- Развлечение.
Конкурс для болельщиков.
Для болельщиков предлагается блиц – опрос по теме игры. Каждый правильный ответ приносит комaнде 1 балл. Время для обдумывания ответа – 10 секунд.
Примерные задания:
- Вспомните наставления для молодых людей, которые стали первыми правилами этикета. Какие из них сохранились и в наши дни?
- Назовите страны, из которых в Россию в начале XVIII века привозили товары, большей частью для потрeбления придворными.
- Какой обычай появился в связи с введением новой даты празднования Нового года?
- Вспомните из курса отечественной истории, как начиналось строительство Санкт – Петербурга. Чем оно отличалось от строительства Москвы? Назовите усадьбу, построенную при Петре I, благодаря каскаду фонтанов ставшую великолепным историческим памятником северной столицы.
- Каково назначение пудры в XVIII веке? Какая связь существует между пудрой и фарфором?
- Назовите три основных продукта питания, которые появились в России в домашнем обиходе после “Великого посольства”.
5) Подведение итогов. Жюри подсчитывает баллы, полученные комaндами, а сами участники тем временем выполняют задание “Свободное письмо” – ответить на предложенные вопросы:
- Было ли тебе интересно принимать участие в игре?
- Доволен ли ты результатами?
- Задай вопрос, на который ты не получил ответа во время игры.
На следующем уроке учитель, проанализировав работы учащихся, отвечает на вопросы.
По итогам подсчета баллов выявляется комaнда-победитель. Можно выбрать победителей в номинациях “Самый-самый капитан”, “Самый активный”, “Я – помощник” (для болельщиков).
Материалы для учителя и учащихся (дополнительно для подготовки к игре):
- Антонов В. Ф. Книга для чтения по истории России VI – XVIII век. Для учащихся 7-х класса общеобразовательных учреждений. – М., 1999.
- Зарин А. Е. Царские развлечения и забавы за 300 лет. – Л., 1991.
- Захарова О. Ю. Светские церемониалы в России. – М., 2001.
- Кишенкова О. В., Короткова М. В. История для любознательных. Задачник. – Ч. 2. – М., 1996.
- Короткова М. В. Город и горожане. – М., 1999.
- Короткова М. В. Культура повседневности: история костюма. – М., 2002.
- Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. – М., 1996.
- Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – XIX вв.). – СПб, 1994.
- Петрова Н. Г. “Веков азapтная игра…” Новый год, новый век… Быт, традиции, обряды. – М., 2000.
- Пыляев М. И. Старый Петербург. – М., 1990.
- Рябцев Ю. С., Козленко С. И. История русской культуры. XVIII век. Учебник для 8 класса. – М., 2001.
- Щербатов М. М. О повреждении нравов в России. – М., 1984.
Материалы для учителя:
- Борлакова Н. К. Методы и приемы изучения эпохи Петра 1 // ПИШ. – № 9. – 2001.
- Горбунов Б. В. Структура и содержание курса “Народоведение” // ПИШ. – № 8. – 1999. – С. 53.
- Кацва Л. А. Курс отечественной истории XVIII – первой половины XIX века// ПИШ. – № 4. – 1995
- Короткова М. В. Костюм на уроке истории. // Преподавание истории и обществознания в школе. – № 3. – 2003.
- Максимова Е. В. Урок-игра “Море деятельности Петра 1”// Преподавание истории и обществознания в школе. – № 3. – 2002.
- Нерсесов Я. Н. Школьникам об истории одежды и моды // Преподавание истории и обществознания в школе. – № 4. – 2001. – С. 55 – 60.
- Овсянников Ю. М. Картины русского быта: Стили. Нравы. Этикет. – М., 2001.
- Прохорова Г. А. Изучение истории повседневности в школьном курсе истории // ПИШ. – № 8. – 2000. – С. 31 – 35.
- Пушкарев Л. Н. Проблема менталитета и их место в школьном преподавании истории // ПИШ. – № 2. – 1995. – С. 2–6.
- Рябцев Ю. С. Методические рекомендации и программа школьного курса по истории русской культуры. – М., 1998.
- Рябцев Ю. С. Школьная отечественная история и русская культура // ПИШ. – № 7. – 1997.
- Скворцова Н. Г. Элементы смеховой культуры на уроках истории // ПИШ. – № 5. – 1998. – С. 42–43.
- Шишкин Л. Культурно-бытовые преобразования Петра Великого. Урок-игра // История. – №. 35. – 2000. – С. 10–11.
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
18 03 2024 9:32:57
На уроке учитель формирует представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта. Работа с историческими источниками, интеpaктивной картой, игровые моменты, познавательные задачи – основные методические моменты и этапы работы на уроке....
17 03 2024 7:49:20
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
16 03 2024 5:29:44
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
15 03 2024 13:33:41
Урок должен дать учащимся исторический портрет Екатерины II; познакомить с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики; показать роль дворянских привилегий; продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками. ...
14 03 2024 1:24:26
В ходе урока обучающиеся узнают о жителях родного края, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, функционировании секретной авиатрассы «Аляска–Сибирь», героической обороне Диксона, вкладе красноярцев-тружеников тыла в дело Победы. На основании изученного материала обучающиеся самостоятельно подводят итоги....
13 03 2024 5:56:25
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
12 03 2024 19:38:40
В статье раскрывается содержание урока обществознания. Цель: определение трaнcформации труда в XX–XXI вв., определяются качественные хаpaктеристики достойного труда и современного работника. Постиндустриальное общество изменило главный предмет труда и его главный конечный продукт. Вместо материалов и вещей им становится сам человек, его способности, интересы и потребности, его основные черты и хаpaктеристики....
11 03 2024 9:10:38
Урок систематизации знаний в 11-м классе призван охаpaктеризовать положение татар в Казанской губернии; рассмотреть процесс разработки мусульманского либерализма по национальному вопросу; проанализировать думскую деятельность либералов по разрешению национального вопроса в стране....
10 03 2024 14:28:23
Представлен конспект урока обществознания в 11-м классе "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории"....
09 03 2024 13:13:29
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
08 03 2024 10:29:45
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «История» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нестандартного подхода к учебе, ему удастся заинтересовать ученика в дополнительных знаниях. В викторине присутствует несколько творческих конкурсов, что поможет учащимся реализовать полностью свой потенциал. Также новым здесь будет и видеоконкурс, состоящий из отрывков мультфильмов на тему «Мифы Древней Греции»....
07 03 2024 20:13:44
Представлен конспект урока истории в 5-м классе по теме: "Древнее Междуречье - колыбель цивилизации"....
06 03 2024 21:35:56
Обобщающий урок в изучении курса истории России XIX века – урок комплексного применения знаний в новой ситуации: урок-взаимодействие, ориентированный на процесс общения, а также урок-дискуссия. Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления изученного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления. ...
05 03 2024 21:25:16
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
04 03 2024 4:44:19
Повторительно-обобщающий урок на выявление степени усвоения учащимися знаний о периоде правления Петра I и их проверка. Формирование у учащихся оценочных суждений о деятельности царя-реформатора, показать взаимосвязь его внешней, внутренней и культурной политики, сделать вывод о значении реформ для последующего развития России....
03 03 2024 5:23:23
В данной работе представлен сценарий экскурсии по теме «Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века». Цель данного мероприятия — приобщение учащихся к своим истокам, корням. ...
02 03 2024 12:52:56
Учитель показал тесную связь фронта и тыла, героический подвиг не только фронтовиков, но и работников тыла. В работе отражен материал о женщинах Тюменской земли, их трудовой и фронтовой подвиг....
01 03 2024 10:14:56
Интегрированное занятие (история-литература), посвященное очередной годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, рассчитано на учащихся 8-го класса. ...
29 02 2024 6:11:35
Открытый урок дает представление о том, что такое парламентаризм и какова его роль в России, общества и каждого российского гражданина. Цель урока: воспитание у школьников гражданских качеств патриотизма, активной жизненной позиции; формирование базисных знаний о государстве, парламентской власти, правах человека....
28 02 2024 17:16:29
Перед учителем стоят задачи: научить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, способствовать развитию желания работать над собой, воспитывать интерес к самому себе. ...
27 02 2024 8:10:13
В статье подробно рассказано, кто, как и для чего создавал в городе Междуреченске Центр патриотического воспитания и музей воинской славы. В приложении приведена презентация о музее....
26 02 2024 9:17:45
Интегрированный урок истории и изобразительного искусства проведён с использованием регионального компонента. Целью урока является знакомство с историей, легендами, использованием колоколов; обучение рисованию на объёмном предмете (колокольчике); воспитание гордости и любви к родному краю, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; формирование духовно-нравственного отношения к малой родине....
25 02 2024 0:35:45
Основной метод реализации цели события - сочетание пpaктической работы группы школьников с использованием различных источников информации с опорой на материал, размещенный на стендах музейной комнаты, кадрами из документальной хроники. Занятие способствует развитию внимания и интереса школьников к истории своей Родины, родного края, побуждает учащихся к исследовательской деятельности, формирует чувство взаимопомощи, умение работать в группе, распределять обязанности для решения общих задач....
24 02 2024 22:58:27
Цели урока: закрепить ранее изученный материал; обобщить знания учащихся о зарубежной истории 1800-1913 гг.; проверить уровень усвоения материала по новой истории 1800-1913 гг.; вспомнить основные факты, имена, даты, понятия; используя игровую форму урока, стимулировать интерес к изучению истории у учащихся....
23 02 2024 9:43:12
Урок посвящен "черной странице" российской внешней политики XIX века. Тип урока ‒ комбинированный. Приемы, использованные в ходе урока: беседа, анализ иллюстрации и кинофильма, самостоятельная работа учащихся. Педагогическая цель: изучение истории Крымской войны, усвоение ключевых понятий темы "Синопское сражение", "оборона Севастополя", "Парижский мир"....
22 02 2024 18:56:16
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века – проблеме начала Второй мировой войны. В процессе учебного занятия, построенного по технологии проблемного обучения в форме семинарского занятия с элементами дискуссии, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследователей о виновнике развязывания войны. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер. Используя учебную информацию из курса "Обществознание" об особенностях социального познания, учащиеся анализируют причины разночтений в освещении периода конца 30-х – начала 40-х годов, учатся выpaбатывать и аргументированно излагать собственную позицию....
21 02 2024 1:22:38
Открытый урок по теме «История древнерусского государства в исторических лицах». Цели урока: повторение основных этапов становления древнерусского государства и установление влияния князей-правителей (Святослав, Владимир Святославович, Ярослав Мудрый) на ход истории; обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Древнерусское государство. Расцвет древнерусского государства»; формирование умений анализа и обобщения на основе знаний об истории Руси....
20 02 2024 10:30:17
Урок повторения. Вопросы – разноуровневые, предназначены для проверки знаний учащихся в форме ЕГЭ в трёх частях – А, В и С. Задания для учащихся даны в большем количестве, чем можно использовать на одном уроке. Учитель сам определяет, какие вопросы соответствуют уровню подготовки учащихся конкретного класса и пройденному материалу и готовит проверочную работу по данной теме. В конце статьи приведён список использованной литературы....
19 02 2024 17:37:59
Несколько лет в школьной библиотеке для учащихся 2‒8-х классов ведутся уроки по программе «Основы информационной культуры». Представлены материалы к одному из таких интегрированных уроков по теме «Чудо, имя которому – книга. Из истории книгопечатания». Занятие связано по теме с уроком обществознания «Роль книгопечатания в развитии образования»....
18 02 2024 0:46:42
Урок знакомит учащихся с историей монголо-татарского нашествия на Русь. ...
17 02 2024 19:31:25
В работе главный акцент делается на такие понятия, как "разделение властей" и "система выборов" в РФ по Конституции 1993 г. Занятия (или уроки) проводятся в интеpaктивном режиме, с применением новейших методов активного обучения, способствующих взаимопониманию, демократизации и самоутверждению учащихся....
16 02 2024 2:10:10
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
15 02 2024 16:58:36
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
14 02 2024 4:45:57
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Реформы Петра I" строится по традиционной схеме урока-презентации с игровым моментом. Его особенностью является диалог учеников и учителя, основанный на вопросах и заданиях по предложенным историческим документам, схемам и таблицам....
13 02 2024 14:44:54
Программа дополнительного образования "Увлекательная нумизматика" предназначена для учащихся 7-9-х классов. Основное направление - исследовательская деятельность в области нумизматики. Отличительной особенностью программы является изучение монет по международным стандартам. Большое внимание уделено изучению монет Тверского княжества. ...
12 02 2024 13:44:14
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
11 02 2024 16:49:15
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
10 02 2024 0:29:10
Настоящая программа предназначена для учителей истории, осуществляющих профильную подготовку в кадетских классах казачьей направленности. Ознакомление кадетов с историей казачества является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма. Знания об историческом пути казачества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в развивающемся информационном прострaнcтве. ...
09 02 2024 2:11:55
Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание–литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 8-м классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания на материале повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось» и фильма И.Фреза, снятого по произведению. Задания, предложенные на уроке помогут учащимся в написании сочинения-рассуждения части С на итоговой аттестации. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике....
08 02 2024 5:24:23
Урок проводится в рамках программы изучения истории Древнего мира, раздел Древняя Греция. Форма проведения занятия призвана познакомить учащихся с традициями театральных постановок в древности, заинтересовать их истоками этих представлений, вызвать желание сравнить театр древний и современный....
07 02 2024 15:29:15
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
06 02 2024 16:26:17
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
05 02 2024 6:20:36
На уроке изучаются причины дворцовых переворотов XVIII века. Учащиеся знакомятся с ходом дворцовых переворотов; исследуются сущность и хаpaктер....
04 02 2024 22:51:18
В процессе подготовки учащиеся расширяют свои знания о людях и событиях начала XVIII века, в ходе игры выполняют задания познавательного и развлекательного хаpaктера, а также представляют собственный проект ассамблеи. ...
03 02 2024 4:32:52
Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, интеpaктивной доски и компьютера....
02 02 2024 15:57:24
Задания, предлагаемые учащимся, позволяют повторить и обобщить материал по изученной теме. Эмоциональный настрой в начале урока активизирует интерес ребят к истории Отечества, что задает, как правило, хороший темп урока. Использование компьютеров изменяет к лучшему взаимоотношение с учениками, далекими от истории, особенно с увлекающимися ПК. Они начинают видеть в преподавателе "родственную душу". ...
01 02 2024 16:12:28
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
31 01 2024 14:14:30
Программа дает возможность учащимся сформировать свой взгляд на историю России, ознакомиться с ее правовыми традициями, проследить развитие права с Древней Руси до начала ХХI в. Данный курс является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права. ...
30 01 2024 10:21:26
Тема рассчитана на два учебных часа, преподается в форме проблемной лекции с элементами лабораторной работы, с использованием учительской компьютерной презентации....
29 01 2024 2:24:26
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::