Внешняя политика Советского государства в 20-е годы XX века. 11-й класс
1. Структура урока:
I этап: мотивация.
II этап: объявление прогнозируемых результатов, целеполагание.
III этап: предоставление необходимой информации.
IV этап: интеpaктивное упражнение.
V этап: рефлексия - собеседование.
2. План урока:
1. Противоречивость внешней политики.
2. Урегулирование дипломатических отношений с сопредельными государствами.
3. Генуя, Рапалло. Полоса признания.
4. Ухудшение отношений с капиталистическим миром.
5. Итоги.
Оборудование урока:
- карта "Европа после первой мировой войны"; портреты дипломатов Г.В. Чичерина, М.М. Литвинова, Л.Б. Красина, П.Л. Войкова;
- таблица с терминами "де-факто, де-юре, концессии, прагматизм, ратификация";
- комплект учебников, сборники документов, справочная литература.
Ход урока
I этап: мотивация.
Притча о важности взаимопонимания и умения обсуждать проблемы, не боясь возможных конфликтов.
Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За завтpaком жена подумала: "Вот уже 50 лет, как я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю часть хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне". Она намазала себе верхнюю половину хлеба, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал: "Моя дорогая, ты доставила мне сегодня самую большую радость. Вот уже много лет я не ел самую любимую мной нижнюю половину хлеба. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты ее так любишь".
Вопрос учителя о смысле притчи.
Выслушав ответы, обобщаю сказанное:
Взаимопонимание, умение обсуждать проблемы не боясь возможных конфликтов важно не только в семье, но и в обществе в целом. И особенно значимость этого вопроса повышается, когда речь идет о деятельности государства и его политических институтов на международной арене, т. е. во внешней политике.
Таким образом, мы подошли к теме нашего урока (называю тему урока, цели урока, план урока).
II этап: объявление прогнозируемых результатов, целеполагание.
1. В результате занятия учащиеся смогут (запись на доске):
- повторить термины внешняя политика, концессии, ратификация, де-факто, де-юре;
- вспомнить и закрепить основные события внешней политики 20 годов;
- закрепить опыт работы с документами, схемами, таблицами;
- определить свою гражданскую позицию к хаpaктеру внешнеполитической деятельности советского государства.
III этап: предоставление необходимой информации.
Вариант: мини-лекция учителя.
"Два противоречивых фактора, определяющих внешнюю политику СССР".
После победы революции в октябре 1917 года Россия оказалась в тяжелейших условиях экономической и политической блокады. Именно этот фактор, а также то, что до революции Россия была выгодным экономическим партнером для Европейских стран, все это заставило и Советскую Россию, и Верховный Совет Антанты сделать шаг навстречу друг другу, т. к. стороны нуждались во взаимовыгодном сотрудничестве.
16 января 1920 г Верховный Совет Антанты принял резолюцию, согласно которой разрешался обмен товарами между Советской Россией, союзными и нейтральными странами. Данная резолюция формально снимала экономическую блокаду с Советской России. Не осталась в стороне и Советская Россия. 23 ноября 1920г СНК принял декрет "О концессиях".
Так был сделан первый шаг к признанию Советской России де-факто. С 1920 - 1921гг договоры о концессиях были подписаны с 11 капиталистическими державами. Но, пожалуй, самым важным событием в деле признания Советской России считается подписание советско-английского торгового соглашения.
Второй фактор исходил из идеи мировой революции, поддержки коммунистического движения. Революции в Венгрии, Германии, создание центра по руководству мировой революцией, советские войска у границ Польши - все это порождало эйфорию о победе мировой революции, о создании Федерации Советских республик всего мира. В качестве главного средства была предложенa "красная интервенция".
С ослаблением революционного движения на Западе идеологический фактор отошел на второй план. На первый план выступил прагматический - т. е. налаживание взаимовыгодного сотрудничества, нормализация отношений с мировыми державами.
Работая в группах, мы вспомним, как складывались отношения советского государства с капиталистическим миром.
IV этап: интеpaктивное упражнение:
- инструкция учителя к работе в группах;
- деление на группы;
- работа в группах.
1 группа работает над вопросом "Отношения с сопредельными государствами".
До октября 1917 года Российская империя имела дипломатические отношения с 31 государством. На момент принятия первой Конституции, провозгласившей РСФСР, новое государство не признало ни одно западноевропейское, за исключением Германии.
Задание группе.
Используя, указанную литературу, ответьте на вопросы:
1) С какими сопредельными государствами были урегулированы отношения в начале 20 годов?
2) В чем заключалась сложность этого урегулирования для советского государства? Какие цели и интересы преследовала каждая из стран?
2 группа. "Дебют советской дипломатии".
С 10 апреля по 19 мая 1922 года в Италии, Генуе, проходила Международная экономическая конференция, куда получило приглашение и Советское правительство. Это был дебют советской дипломатии. Г.В.Чичерин, М.М. Литвинов, Л.Б. Красин, П.Л. Войков - лучшие из лучших, цвет советской дипломатии, представляли нашу страну.
Возглавлял делегацию Ге opгий Васильевич Чичерин.
Задание группе.
Используя указанную литературу, ответьте на вопросы:
- С какой целью созывалась конференция и приглашалась Советская Россия?
- Какие вопросы были подняты советской делегацией?
- Почему переговоры сорвались? Дайте оценку действиям советской делегации.
3 группа. "Рапалло. Дипломатический прорыв".
Задание группе.
Используя указанную литературу, ответьте на вопросы:
- Почему советская делегация подписала свой дипломатический договор именно с Германией?
- На каких условиях был подписан договор? Почему 1924-1925 гг. вошли в историю как полоса признания, дипломатический прорыв?
- Какие вопросы обсуждались на Гаагской, Московской, Лозаннской конференциях? Почему ни одна из мирных инициатив не получила поддержки?
4 группа "Ухудшение отношений с капиталистическими странами".
Задание группе.
Используя указанную литературу, ответьте на вопросы
- В чем причины возникновения напряженной ситуации в Европе?
- Кто и почему выступил инициатором проведения антисоветской политики?
- Как вы считаете, обоснованы ли эти претензии? Используя предоставленные документы, подумайте, какое влияние имели решения Коминтерна на принципы внешней политики СССР?
Презентация результатов каждой группы. Корректирование ответов учителем.
Подведение итогов, возвращаясь к целеполаганию.
Домашнее задание.
Используемая на уроке литература:
1. А.А Левандовский "Россия в XX веке" - учебник для 10 -11 класса. М., 2006г.
Альтернативные учебники:
- "Отечественная история XX - нач. XXI века" под редакцией А.О. Чубарьяна. М., 2004г.
- О.В. Волобуев "История России" - учебник 11 класса. М., 2007г.
2. Хрестоматия по истории СССР 1900-конец-30-х. М., 1988 г:
- Из доклада Н.И. Бухарина на IV конгрессе Коминтерна.
- Из договора между Советской Россией и Афганистаном.
- Из договора между Советской Россией и Ираном.
- Из заявления советской делегации на первом заседании генуэзской конференции
- Из инструкции В.И. Ленина советской делегации в Генуе.
3. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие М, 2010г:
- Нота Правительства СССР Правительству Великобритании 26 февраля 1927г.
- Нота Правительства СССР Правительству Польши 14 июня. 1927г.
- Из ответа правительства СССР на предложение присоединится к пакту Бриана - Келлога, 31 августа 1928г.
- Из тезисов VI Конгресса Коминтерна 17 августа - 1 сентября 1928г. "Меры борьбы с опасностью империалистических войн".
4. А.Громыко. История Внешней политики СССР 1917- 1980 гг.- "Ультиматум Керзона".
Цель: популяризация исторических знаний в увлекательной форме – интеллектуальная комaндная игра, повторение материала, изученного в курсе истории Древнего мира, Средних веков и Нового времени на морскую тематику. Игра составлена с электронным табло, представляющим собой поле (наподобие известной игры "Морской бой")....
27 01 2023 9:35:41
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника.
...
26 01 2023 6:26:37
Отправной точкой является карта Древней Греции, на ней обозначены полисы, о которых идет речь на уроке. Переход на нужный слайд происходит через щелчок на один из городов. Точно также можно перейти от одного состязания к другому. Подробные описания переходов через гиперссылку описаны в разработке урока....
25 01 2023 17:47:16
Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....
24 01 2023 18:19:21
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
23 01 2023 1:20:20
Использование преданий на уроках истории позволяет учащимся лучше узнать наше историческое прошлое, а учителю – сделать свои уроки интересными и запоминающимися....
22 01 2023 10:24:18
Интегрированный урок позволяет сформировать у учащихся представление об образе мифического персонажа (на примере Аполлона), его изображении и значении в истории, литературе, искусстве....
21 01 2023 19:42:57
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории позволяет не только поставить вопросы и обозначить проблемы, но и подкрепить свой индивидуальный подход к их решению убедительной аргументацией, реализовать свои творческие замыслы через синквейны и даже рисунки, которые не имеют ничего общего с данной технологией....
20 01 2023 18:58:17
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
19 01 2023 12:26:50
Урок истории в 10-м классе объединил две эпохи: правление Александра Невского и сегодняшнее время.
...
18 01 2023 20:35:26
Представлен конспект отрытого урока по истории в 5-м классе по теме: "Древнейшая Греция. Греки и критяне". Урок разработан на основе учебно-методического комплекса Г.И. Годера "История Древнего мира"....
17 01 2023 12:54:11

На уроке использовались ИК-технологии. Фрагменты ролевой игры помогли детям ощутить себя участниками событий того времени. Деятельностный подход, работа в парах сделали урок продуктивным....
16 01 2023 15:47:37
Содержание урока основано на актуализации предшествующей информации, чередовании изложения нового материала учителем с пpaктическими заданиями для учеников при активном использовании презентации на основе программы PowerPoint.
...
15 01 2023 22:20:27
Цель урока – дать представление учащимся о детстве Петра; охаpaктеризовать причины, которые формировали личность будущего царя; ознакомить с началом правления Петра, его первыми преобразованиями. Продолжить работу по подготовке к ЕГЭ.
...
14 01 2023 23:13:42
Один из способов развития одаренности детей – урок-турнир. Турниры – это не только состязания духа, силы и интеллекта, но и увлекательное романтическое приключение, погружение в исторические или фантастические реалии той или иной культуры. На таких уроках дети имеют возможность раскрыть свои способности, таланты, проявить самостоятельность и создать что-то свое. Такие занятия требуют тщательной подготовки, продумывания заданий с учетом возможностей учащихся....
13 01 2023 6:34:33
Неуспеваемость - острейшая проблема современной школы. Поэтому в каждой школе необходима специальная глубоко продуманная повседневная деятельность всего педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся.
...
12 01 2023 14:38:35
Становление в Российской Федерации школы, включающей предпрофильную ориентацию учащихся, является перспективой развития российского образования. Данная форма обучения позволяет более полно учитывать склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами. В данной статье представлен некоторый опыт освоения элективных курсов, которые являются важнейшей составляющей профильного обучения....
11 01 2023 17:50:18
Учащиеся в группах или индивидуально выбирают тему для исследования. Материал урока расширяет изучаемый по программе материал. Особенность подхода – в повышении интереса к изучению истории края через рассмотрение многих слов и понятий, через быт людей. Разработку можно использовать как на уроке краеведения, истории, литературы, так и во внеклассной деятельности....
10 01 2023 20:34:39
Интегрированный урок "How Different the World Is" по английскому языку и истории систематизирует страноведческий материал, позволяет расширить знания учащихся об истории, культуре и особенностях англоязычных стран и России. Широко используется дополнительный материал, не содержащийся в УМК, песни и стихи на английском и русском языках.
...
09 01 2023 6:47:57
Урок расширяет знаний учащихся о правлении Бориса Годунова и начале правления Лжедмитрия I. Учитель объясняет причины возникновения Смутного времени, причин и хаpaктера восстания И.Болотникова.
...
08 01 2023 22:24:22
Поскольку история Древнего мира изучает особенности различных цивилизаций, то ключевыми моментами в теме урока «Индийские касты» являлась социальная структура общества, изобретения и открытия древних индийцев, зарождение мировой религии буддизма и его нравственные основы. Урок строится с использованием иллюстраций, слайдов, а также словесных методов....
07 01 2023 1:43:36

Цель урока: выяснить причины обращения А.С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали писателя; познакомить с историей создания произведения; рассмотреть образ Пугачева на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного воплощения....
06 01 2023 13:51:15
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
05 01 2023 9:11:51
Урок разработан на основе блочно-модульной технологии. Является логическим продолжением темы "Свержение самодержавия" — рассматривается вопрос о политической ситуации в стране после Февральской революции 1917 г. Модульный урок включает в себя следующие учебные элементы: мотивационную беседу, входной контроль, работу с новым материалом, завершающий контроль и рефлексию.
...
04 01 2023 12:32:11
Представлен текст экскурсии, подготовленной и проведенной для учеников 11-го класса, о городе Тарусе. Этот городок в Калужской области с конца XIX века играет важную роль в нашей культурной жизни. На этом материале ученики учатся постигать значение провинции в истории России....
03 01 2023 18:11:56
Изучение основ православия дает возможность приобщиться к истокам культуры нашего народа, помогает себя осознать человеком, знающим свою историю. Для России в ее историко-культурном развитии проблема духовности всегда имела особый смысл, определяемый своеобразием становления ее государственности и формирования....
02 01 2023 10:54:59
Методическая разработка урока корректировки, применения и совершенствования знаний с использованием групповой работы и технологии критического мышления. Цели урока: раскрыть причины реформ 60—70-х годов XIX века в России; учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.
...
01 01 2023 11:19:32
Презентация у уроку знакомит учащихся с причинами отступления Красной армии в начале войны....
31 12 2022 22:40:45
Интеpaктивное внеурочное занятие для учащихся 9-11-х классов экономическо-правовой школы "Академия делового успеха". Материалы занятия соотнесены с реальной жизнью, в течение урока учащиеся обобщают, анализируют, переживают конкретный социальный опыт. При выборе уровня сложности заданий учащиеся планируют результат собственной учебной деятельности.
...
30 12 2022 6:34:43
Статья рассказывает о недолгом пребывании русского композитора М.П.Мусоргского в Тульской губернии. Летом 1868 г. в Шилове он проводит музыкальный эксперимент – пишет оперу на текст комедии Н.В.Гоголя «Женитьба». Изучает тульский фольклор, речь крестьян, создает на их основе музыкальные хаpaктеристики героев своей оперы. Но опера так и останется незаконченной, уступив место замыслу композитора создать оперу «Борис Годунов»....
29 12 2022 22:11:32
Предлагаемый урок является заключительным и обобщающим в блоке "Эпоха Петра I". Форма занятия преследует цель не только систематизировать знания учащихся, но и включить их в поисковую деятельность, дать ребенку возможность проявить себя, сыграв определенную роль. Урок в форме ролевой игры позволяет глубже пережить изучаемые события и ведет к более детальному запоминанию материала.
...
28 12 2022 14:57:49
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
27 12 2022 1:13:31
Интегрированный урок предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Урок позволяет учащимся глубоко понять эстетическую ценность русской культуры, воспитывать уважительное отношение к родному городу, чувство патриотизма, уважение к культурному наследию родного края....
26 12 2022 14:31:16
При сдаче ЕНТ одним из обязательных предметов является история Казахстана. Хотя учащиеся обладают неплохими теоретическими знаниями, они часто не умеют применять их. Одним из проблемных вопросов является хронология. Чтобы правильно отвечать на тестовые вопросы, касающиеся хронологии, учащимся необходимо уметь применять знание хронологии в различных ситуациях. Хронологические таблицы станут надежными помощниками в формировании хронологических компетенций....
25 12 2022 3:53:20
Интегрированный урок cлужит закреплению знаний о средневековом городе через погружение в исторический период, формированию образного представления о жизни средневекового города, развитию единого информационного прострaнcтва, коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся. Презентация к уроку может быть использована в качестве наглядного пособия на уроках иностранного языка и истории....
24 12 2022 8:27:10
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
23 12 2022 21:44:53
Интегрированный урок-викторина с целью закрепления и обобщения знаний по истории и математике может представлять интерес для учителей истории и математики. Был проведен во II четверти.
...
22 12 2022 16:57:32
Представлен конспект урока по теме "Столыпинская модернизация России" в 11-м классе....
21 12 2022 18:31:47
Внеклассное мероприятие, призванное повысить интерес к предмету, способствовать развитию логического мышления. Разнообразие творческих заданий способствуют развитию не только находчивости и сообразительности, но и развивает интерес к учебному учреждению, в котором они учатся. В ходе игры студенты повторяют материал школьного курса и знакомятся с занимательными фактами из области истории....
20 12 2022 11:39:13
Цель работы: сбор материала о выпускниках Юрьевской школы, участниках боевых событий в Афганистане, сохранение его в памяти молодого поколения как части истории родного края, так и истории своего Отечества. Материал знакомит с разными периодами Афганской войны, рассказывает о жизненных периодах, службе в Афганистане воинов-интернационалистов - братьев Холиных Александра Васильевича и Михаила Васильевича. Статья содержит материал о жизни братьев Холиных, об их службе в Афганистане....
19 12 2022 23:34:20
Использование регионализма и этнических элементов в обучении и воспитании младших школьников способствует эмоционально-ценностному отношению учащихся к государственным языкам в нашей республике, чувству их сопричастности к сохранению уникальности и чистоты обоих языков. Оно пробуждает в детях познавательный интерес к двуречью, к стремлению совершенствовать свою речь на адыгeйском и русском языке....
18 12 2022 22:24:26
Урок предусматривает обсуждение проблемы на основе метода учебного проекта.
На примере произведений А.П. Чехова, Н.А. Некрасова изучается влияние на судьбу героев отсутствие правовых механизмов защиты детей и сравнивается положение детей в XIX веке с положением нынешних детей, происходит знакомство с «Конвенцией о правах ребенка». В ходе урока класс разбивается на группы. Каждая группа готовит свой мини-проект, выpaбатывает обращение к персонажам, нарушающим права ребенка.
...
17 12 2022 11:31:31
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
16 12 2022 7:26:31
Бинарный урок выдвигает версию притчи Феликса Кривина "Два камня". Цель: научить фиксировать смысловые версии каждого ребенка, обогащать их за счет ответов других детей, научить детей схематизации и коллективной коммуникации....
15 12 2022 23:15:22
Цели урока: обобщение материала, изученного пятиклассниками на уроках по теме "Древняя Греция", углубление их представлений о древнегреческом полисе, о росте гражданского самосознания греков, хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации....
14 12 2022 6:18:47
Представленная работа является уроком - историческим портретом феномена русской истории Саввы Ивановича Мамонтова.
...
13 12 2022 5:12:16
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
12 12 2022 5:17:48
В статье представлена разработка образовательного путешествия по микрорайону родной школы. Главный вопрос, на который предстоит ответить «путешественникам», исследующим объекты городской среды (адресная табличка, мемориальная доска, культовое сооружение, мемориал, городская скульптура) - что такое памятник и какова его роль в прострaнcтве современного города....
11 12 2022 1:38:41

Урок посвящен 50-летию первого полета Ю.А. Гагарина в космос. У учащихся формируются лексико-грамматические навыки чтения, аудирования и устной речи по изучаемой теме, расширяются знания и представления об исследовании космоса и проживания в космосе....
10 12 2022 6:37:23
Основными задачами урока являются: развитие исследовательской мыслительной деятельности на примере спopных вопросов Смутного времени; развитие умения самостоятельно выбирать из вариантов правильный ответ, доказывать его состоятельность; на примере возрожденного национального самосознания 17 века воспитание личной ответственности за судьбу страны.
...
09 12 2022 23:25:21
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::