Урок истории на тему "Коллективизация крестьянского хозяйства"
Цель: Дать представление о проведении коллективизации крестьянского хозяйства в СССР.
Задачи:
Образовательная:
- показать сущность преобразований в сельском хозяйстве и последствий коллективизации.
Коррекционно-развивающие:
- корригировать и развивать произвольное внимание при выполнении инструкций учителя;
- развивать восприятие посредством повторения пройденного материала;
- способствовать усвоению причинно-следственных связей через постановку проблемных вопросов;
- развивать смысловую догадку при разгадывании тематического кроссворда;
- работать над коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения при работе со словарными словами;
- развивать умение выражать свои чувства при оценке поступков героев произведений, фильмов.
Воспитательная:
- воспитывать адекватное отношение к историческим событиям страны.
Словарь: коллективизация, колхоз, кулак, раскулачивание.
Оборудование: учебники по истории России, видеосюжет «Коллективизация в СССР», кроссворд на каждого ученика, исторические атласы, карта «Союз Советских Социалистических Республик».
Тип урока: Комбинированный.
Ход урока
Деятельность | |
учителя | учащихся |
Оргмомент | |
Приветствие Отметка отсутствующих учащихся |
|
Повторение пройденного материала | |
Беседа по вопросам: Что такое индустриализация? Когда в СССР началась индустриализация? Какова основная задача индустриализации? Что вы можете сказать о стахановском движении? Где проходили стройки первых пятилеток? Показать на карте. Назовите основные источники получения средств для проведения индустриализации. |
Пользуясь записями в тетрадях, учащиеся отвечают на вопросы Дают развернутый ответ Дают ответ (показывают на карте) |
Актуализация знаний учащихся | |
Вводное слово учителя Главным источником получения средств для проведения индустриализации был экспорт сельскохозяйственной продукции за границу. Хотя продуктов самим советским гражданам не хватало. Чтобы увеличить выпуск продовольствия, необходимо было провести преобразование в сельском хозяйстве. После перехода к НЭПу крупных хозяйств почти не было. А именно крупные хозяйства могли давать необходимое количество продукции для экспорта. И тогда советское правительство объявило о необходимости создания крупных коллективных хозяйств. Создание таких хозяйств называется коллективизацией. |
|
Объявление новой темы | |
Сообщение темы урока: «Коллективизация крестьянского хозяйства» План (на доске): 1. Начало коллективизации. 2. Создание коллективных хозяйств. 3. Борьба с кулаками. 4. Завершение коллективизации. Ее последствия. |
Записывают тему и план урока в тетрадь |
Изучение нового материала | |
Рассказ учителя. В 1929 г. в стране началась коллективизация. Было объявлено о проведении преобразований в деревне. Одним из преобразований было создание коллективных хозяйств, то есть создание колхозов. |
Слушают рассказ учителя |
(работа со словарем: колхоз) Как называется коллективное хозяйство крестьян? |
Находят объяснение слова в уч-ке Дают полный ответ |
Все крестьяне обязаны были вступать в колхозы. Весь свой домашний скот, сельскохозяйственные орудия они должны были сдать в колхоз. Земли крестьян тоже объединялись в единые колхозные поля. Теперь крестьяне ничем не должны были лично владеть, все стало общим. Многие крестьяне не хотели идти в колхозы. Как вы думаете, почему? |
Дают аргументированный ответ |
Разбор предварительного задания по роману М.А. Шолохова «Понятая целина» (учитель зачитывает отрывок из произведения) Как отнесся Кондрат Майданников к тому, что ему предстоит отдать собственную скотину в общее колхозное стадо? |
Дают развернутый ответ (Слабоуспевающие уч-ся зачитывают ответ из текста произведения) |
Задание: прочитайте отрывок из текста учебника, дайте ответ на вопрос: что предпринимали крестьяне, чтобы их имущество не досталось колхозу? Продолжение рассказа учащимся о создании колхозов и борьбе с кулаками. На подавление крестьянских бунтов были направлены лучшие части Красной армии и отряды рабочих. Рабочие помогали создавать колхозы и сами вставали во главе этих колхозов. Они были против всякой собственности и начали вести непримиримую борьбу с кулаками. |
Читают указанный абзац, дают аргументированный ответ на вопрос |
(словарная работа: кулак) как назывался владелец крепкого хозяйства? Кулаками могли объявить любого крестьянина, если у него была хоть какая-нибудь собственность. Все имущество у кулака отбирали и передавали в колхоз. Отобранное имущество свозилось в общественный сарай, часто его не использовали и оно портилось. Такая борьба с кулаками называлась раскулачиванием. |
Находят объяснение слова в уч-ке Дают полный ответ |
(словарная работа: раскулачивание) как называлась борьба с кулаками? |
Находят объяснение слова в уч-ке Дают полный ответ |
Рассматривание иллюстрации учебника (с. 130) «Раскулачивание». Задание: - что изображено на иллюстрации; - найдите в тексте описание того, как проходило раскулачивание; - сравните описание с изображением. |
Рассматривают иллюстрацию, находят нужный текст, зачитывают его и сравнивают с изображением (слабоуспевающие уч-ся пользуются подсказкой уч-ля) |
Физминутка | |
(физические упражнения для снятия усталости и восстановления мозгового кровообращения). | Выполняют движения стоя |
Установочные вопросы перед просмотром видеосюжета: - Что произошло с героями сюжета во время коллективизации? - В каких условиях им пришлось выживать? |
|
Просмотр видеосюжета из документального фильма «Коллективизация» Повтор установочных вопросов. |
Смотрят видеосюжет Дают ответы на вопросы |
Вопросы для активизации знаний учащихся: 1. Когда началась коллективизация? 2. Что должны были сделать крестьяне, чтобы вступить в колхоз? 3. Что такое раскулачивание? 4. Как поступали рабочие с имуществом кулаков? 5. Как поступали с раскулаченными крестьянами? |
Дают полные и развернутые ответы |
Рассказ учителя о завершении коллективизации В начале 1930-х годов коллективизация завершилась. Большинство крестьянских хозяйств было объединено в колхозы. |
Слушают рассказ учителя |
Как вы считаете, можно ли назвать объединение крестьянских хозяйств в колхозы насильственным? Если да, то почему? Насильственное объединение крестьян в колхозы привело к массовому разорению деревни. Начался невиданный голод, так как все зерно у колхозов отбирали и оправляли за границу. На эти средства строили промышленные предприятия. |
Отвечают на вопрос, высказывают своё мнение |
Работа с атласом. Какие советские территории (республики и регионы) были охвачены голодом в 1932-1933 годах. |
Дают полный ответ, используя исторический атлас |
Вопросы для активизации знаний учащихся: - Когда завершилась коллективизация? - К чему привело насильственное объединение крестьян в колхозы? |
Дают полные ответы (Слабоуспевающие уч-ся пользуются текстом учебника) |
Первичное закрепление знаний нового материала | |
Закрепление знаний с помощью кроссворда Крестьянин - владелец крепкого хозяйства. Борьба с кулаками Создание коллективных хозяйств Ключевое слово: 4 коллективное хозяйство (колхоз) |
Разгадывают кроссворд, записывают ответы |
Взаимопроверка правильности заполнения кроссворда. | Выполняют взаимопроверку |
Вопросы для закрепления изученного материала 1. Какую тему изучали на уроке? 2. Что такое коллективизация? 3. Назовите годы проведения коллективизации в СССР? 4. Какие преобразование были проведены в деревне? |
Дают полные ответы на вопросы |
5. Как вы считаете, пользу или вред принесла коллективизация сельского хозяйства в стране? Докажите свою точку зрения. | Дают аргументированный ответ |
Подведение итогов | |
Комментарии Объявление оценок за работу на уроке. |
Слушают комментарии учителя |
Домашнее задание | |
Сообщение домашнего задания. (Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы учебника с. 132) |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальное задание | |
Сообщение индивидуального задания. Прочитать указанные учителем абзацы, дать ответы на 1, 2 вопросы учебника с.132. |
Презентация к уроку составлена с использованием гиперссылок. При наведении курсора на отдельные участки карты показываются основные события, планы оборонительных рубежей, ход наступательных операций, данные об участниках сражений. Приводятся материалы об участии уроженцев Чувашии в Курской битве. Такая форма урока дает возможность наглядно продемонстрировать большой объем материала за короткий промежуток времени и заинтересовать им учащихся....
18 03 2024 21:46:34
Учебное занятие проводится в форме комaндной интеллектуальной игры. В игре принимают участие три комaнды. Задания предполагают повторение, систематизацию и обобщение полученных знаний. А урок-игра способствует активизации познавательного интереса к истории, развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков учащихся. Данные материалы могут быть использованы в качестве внеклассного мероприятия во время школьной декады истории. ...
17 03 2024 5:24:31
В процессе подготовки учащиеся расширяют свои знания о людях и событиях начала XVIII века, в ходе игры выполняют задания познавательного и развлекательного хаpaктера, а также представляют собственный проект ассамблеи. ...
16 03 2024 17:30:43
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
15 03 2024 11:38:36
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан России. Проблема отношений между юношами и дeвyшками, любви, создания семьи всё чаще возникает перед молодыми людьми, достигших 15–17 лет. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность (презентация) позволят учащимся ближе познакомиться с российским законодательством, с правами и обязанностями супругов....
14 03 2024 12:15:30
Цель урока: повторить и закрепить основы правовой культуры; воспитывать навыки правовой культуры; развивать навыки работы с нормативными документами, дополнительной литературой, работой на компьютере....
13 03 2024 0:56:37
Урок семинарского типа способствует развитию умений учащихся самостоятельно подбирать информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать собственную позицию, внимательно выслушивать противоположное мнение; учит культуре ведения спора, поиску компромиссного решения проблемы. ...
12 03 2024 10:54:26
Внеклассное мероприятие по избирательному праву формирует активную гражданскую позицию, стимулирует явку на выборы, инициирует домашнее (семейное) обсуждение важности активного голосования с последующим совместным походом на избирательные участки для учащихся, еще не обладающих активным избирательным правом....
11 03 2024 3:37:51
Открытый урок с целью проверить знания по теме: "Революционная ситуация в 1905 году и изменения в политической системе Российской империи»; закрепить знания с помощью посещения музея «Политссыльные Романовки». Учащиеся должны узнать, какие революционные политссыльные проживали на территории Якутии....
10 03 2024 0:25:36
Предлагаемая программа предусматривает подробное и последовательное изучение истории развития культуры Москвы с древнейших времён до наших дней. В каждом периоде выделены такие темы, как развитие архитектуры, науки и искусства, быта, нравов москвичей. Большое внимание уделяется людям, так много сделавшим для развития культуры Москвы, для сохранения её исторических, архитектурных, мемориальных памятников....
09 03 2024 15:39:31
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
08 03 2024 12:53:42
Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», «Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....
07 03 2024 23:33:37
Урок обществознания предполагает создание синквейна по теме, достаточно сложной для понимания учащихся. Урок рассчитан на сильный класс. Планом-конспектом предполагается включенность всех учащихся класса в учебно-познавательный процесс, способствующая развитию представлений учащихся о партийной системе нашего государства. ...
06 03 2024 4:23:40
На уроке учащиеся знакомятся с внешней политикой СССР в 1945–1953 гг., выясняют ее основные цели и направления. У учеников формируется представление о принципах, методах и подходах внешней политики СССР....
05 03 2024 22:19:49
Деловая игра - это пьеса, разыгрываемая учениками, в основном импровизированная. Её цель - оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Данная ролевая игра основывается на конкретной ситуации продажи рабочей силы на рынке труда и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Игра проводится для последующей рефлексии и обсуждения. Именно они, а не сам процесс игры имеют основную ценность для обучения. Игра рассчитана на 2 учебных часа. ...
04 03 2024 12:54:56
На этом уроке рассматриваются действия с информацией и хранение информации. Урок является интегрированным с предметами история и литература. Для наглядности используется презентация....
03 03 2024 7:56:14
Урок, посвященный XVIII веку – переломному периоду в истории России, очень насыщенному событиями. Особенности данного периода – частая смена правителей, сильные личности во главе государства, главенствующее положение дворянства в государстве. Государство Российское подвело черту под прошлым, перевернуло страницу своей истории и начало переход к новым рубежам. ...
02 03 2024 20:25:38
В ходе урока учащиеся создают компьютерную презентацию. Интегрированные уроки позволяют сделать урок более динамичным, современным, личностно-ориентированным. ...
01 03 2024 7:24:41
Представлен сценарий вечера "Из истории русского романса". Своим происхождением в России романс был обязан русской песне и вначале мало чем от нее отличался. В сценарии показаны романсы с момента их возникновения вплоть до нашего времени....
29 02 2024 21:49:40
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
28 02 2024 17:41:14
Урок призван познакомить учащихся с ролью Церкви в становлении государства, развивать мышление (умение обобщать, систематизировать изученный материал, развитие речи учащихся, попытка формулирование выводов, расширение словарного запаса речи)....
27 02 2024 19:38:53
Проблема генезиса феодальных отношений на Руси. Специфика по сравнению с проявлениями феодальных черт в странах Западной Европы. ...
26 02 2024 5:44:21
«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
25 02 2024 1:35:19
Внеклассное мероприятие "Поле ратной славы", посвященное Прохоровскому танковому сражению, сопровождаемое компьютерной презентацией. Данная методическая разработка Урока мужества призвана познакомить юных граждан с военной историей малой Родины, ее духовным наследием, рассказать о героях, мужественно защищавших Отечество. ...
24 02 2024 14:40:28
Урок является одним из способов организации исследовательской деятельности учащихся, способствует выработке активной гражданской позиции и оценке исторических событий с позиций конкретно-исторического подхода. Помогает раскрыть индивидуальные способности каждого учащегося и развить коммуникативную компетенцию....
23 02 2024 1:44:12
Данная разработка может использоваться на уроках обществознания в школах, училищах, отдельные ее элементы на уроках экономики и права, а также на классных часах в старших классах по проблеме выбора профессии. Основная идея урока заключается в предоставлении возможности ученикам самим сделать анализ рынка труда (по отдельным направлениям) на основании предложенной выборки реклам по местным газетам....
22 02 2024 21:44:49
Уроки в форме деловой игры требуют от учителя творческого подхода и активизируют познавательную деятельность учащихся. История как наука чаще всего затрагивает социально-экономический спектр вопросов, изучая культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков, учащиеся знакомятся с внутренним миром этих людей, их образом жизни. ...
21 02 2024 13:29:51
Разработка урока истории в 7-м классе с использованием технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала и информационно-коммуникационной технологии. Во время проведения урока учащиеся были активны на всех этапах урока (работали с документами, материалами учебника, картами, ОК, сравнивали, выполняли тесты и проблемные задания). Составление заданий для учеников было ориентировано на типы заданий ГИА, ЕГЭ....
20 02 2024 14:27:43
Целью данного занятия является формирование представления о Древней Руси, о русских князьях; развитие устной монологической речи; воспитание любви к Родине и пробуждение интереса к истории как науки....
19 02 2024 20:21:21
Разработка урока по праву для 11-го класса к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. Изучение темы рассчитано на два академических часа, при этом предпочтителен вариант спаренных часов. Важнейшую роль в просвещении в области прав человека по-прежнему играют школьные уроки, которые закладывают базу правовой культуры у будущих члeнов гражданского общества правового российского государства. ...
18 02 2024 19:39:54
Историческая наука рассматривает события прошлого человечества в индивидуальном облике и многообразии. Тема "Древний Египет" особенно увлекает пятиклассников. Сохраняя и поддерживая этот интерес, игра развивает стремление узнать как можно больше об истории и культуре одной из самых удивительных цивилизаций древности, формирует восприятие культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим. ...
17 02 2024 9:38:19
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
16 02 2024 7:42:14
Данная работа предназначена для контроля и проверки знаний по теме «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.» учащихся 11-го класса. Формат заданий соответствует заданиям ЕГЭ по истории 2015 года. Контрольная работа составлена в двух вариантах. Материал может быть использован как в рамках изучения отдельной темы, так и при подготовке к экзамену по истории. При выполнении работы использовались сборники тренировочных материалов ЕГЭ по истории 2014–2015гг....
15 02 2024 6:41:22
В школе проводится диагностика ценностных ориентаций старшеклассников по методикам М.Рокича, Фридмана, О.Е. Лебедева. Исследования показали, что произошли изменения в выборе ценностных ориентаций ребят. На уроках учащиеся вступают в прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с историческим персонажем, чем отличаются, как бы они поступили на его месте участников....
14 02 2024 9:26:32
Женщина в политике - явление редкое. В работе анализируется роль женщины в современной политике. Раскрывается положительное влияние женщин-политиков на решение различных вопросов, сравнивается их государственная деятельность, показана их женская судьба жены, матери, бабушки. Жизнь женщины-политика - это ее работа. Некоторые люди работают, чтобы жить. Женщины-политики живут, чтобы работать....
13 02 2024 23:16:29
Цели урока: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории; овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации и применение на пpaктике полученные знания....
12 02 2024 13:10:47
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
11 02 2024 18:36:56
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
10 02 2024 11:19:28
Современный урок истории и обществознания немыслим без документов, первоисточников. Я часто использую в своей системе работы уроки-пpaктикумы, пpaктические занятия, построенные на изучении документов. Ведущей дидактической целью пpaктических занятий является формирование пpaктических умений. В своей работе я поделилась опытом организации самостоятельной работы с документами, с применением информационных технологий. ...
09 02 2024 23:17:28
Задания по историческим персоналиям середины X - второй половины XVI века можно использовать на уроках обобщения пройденного материала и повторения в старшей школе. Десять хаpaктеристик каждого исторического деятеля по десять вопросов в каждом "портрете". ...
08 02 2024 1:19:14
Внеклассное мероприятие ставит своей целью закрепление и систематизацию знаний, приведение их в систему. Формирование основ гуманитарных знаний по истории России. Закрепление умений анализировать и систематизировать полученные знания. Через игровые элементы занятия развивается чувство патриотизма, прививается интерес к истории Отчизны. Понятнее и ближе становятся события далекого времени, смысл празднования Дня народного единства....
07 02 2024 8:58:30
Урок права, посвященный формированию компетенций учащихся в вопросах бpaка и семьи. ...
06 02 2024 19:10:55
Урок раскрывает основные причины усиления королевской власти в Европе на примере Англии и Франции. Раскрывает основное понятие абсолютизма. Рекомендуемые учащимся проблемные задания на уроке позволяют развивать историческое мышление, повышать мотивацию к предмету. ...
05 02 2024 15:10:52
Образовательная цель курса состоит в овладении опытом и знаниями, взаимосвязь событий и направлений в истории Хакасии. Воспитательная цель курса: формирование у учащихся национального сознания, их самоидентификация, чувство гордости и патриотизма за свой народ, развитие толерантности. Развивающая цель: формирование исторического мышления у учащихся, получение социально значимой информации для себя, умение ориентироваться и применять их для определения собственной позиции....
04 02 2024 21:51:10
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
03 02 2024 22:22:49
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
02 02 2024 20:37:21
Данный урок краеведческий. Цель урока: формирование образного представления у обучающихся об истории и развитии родного края в XVII веке. В конце урока ребятам предлагается разгадать кроссворд, с помощью которого определяется уровень освоения материала....
01 02 2024 14:50:32
Цель ролевой игры в жизни человека. Классификация игр по сфере деятельности и по хаpaктеру педагогического процесса и применяемых методик....
31 01 2024 2:17:48
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
30 01 2024 8:42:48
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
29 01 2024 0:57:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::