Конспект урока по теме "От Австрийской империи – к Австро-Венгрии" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Конспект урока по теме "От Австрийской империи – к Австро-Венгрии"


    Конспект урока по теме "От Австрийской империи – к Австро-Венгрии"

План урока:

1. “Лоскутная империя”: австрийцы и венгры в составе империи.
2. “Лоскутная империя”: романские народы в составе империи.
3. “Лоскутная империя”: западные славяне в составе империи.
4. “Лоскутная империя”: южные и восточные славяне в составе империи.
5. Политическое устройство и национальная политика Австро-Венгрии.
6. Вклад народов Австро-Венгрии в сокровищницу мировой культуры.

Опережающее домашнее задание:

– класс делится на 5-6 групп, представители каждой группы изучают историю создания “лоскутной” Австрийской империи и ее развития в XIX в.: каким образом разные народы оказались в составе империи, каким было их положение, каким образом проявлялось национальное самосознание и развивалось национально-освободительное движение;
– изучить соответствующий материал в учебнике, составить хронологическую таблицу со следующими датами: 1814-1815 г.г., 1848-1849 г.г., 1860 г., 1861 г., 1866 г., 1867 г.
– посмотреть в учебной литературе значения слов: национальное самосознание, национально-освободительное движение.

Вводное слово учителя.

XIX век часто называют “веком национализма”. В то время этот термин не имел негативного оттенка. Европа, в которой развивались буржуазные отношения, считала совершенно естественным и разумным положение о том, что представители каждой нации имеют право жить в собственном государстве. Не случайно именно в это время активизируется борьба немцев и итальянцев за объединение и создание национального государства, что успешно решается в 1870 и 1871 г.г. Совсем другую задачу приходилось решать многочисленным народам, живущим в составе Австрийской империи. Различные по языковому и конфессиональному составу, традициям и экономическому укладу народы также мечтали создать свои национальные государства. Но для этого им надо было выделиться из состава “лоскутной” Австрийской (с 1867 г. – Австро-Венгерской) империи. Упopная борьба народов Австрийской империи за создание собственных государств продолжалась весь XIX век и успешно решилась в начале XX века, после Первой мировой войны. Давайте вспомним и восстановим весь ход событий – от того момента, когда каждый народ вошел в состав Австрийской империи и до кануна создания своего государства – до начала XX века.

1. Учитель объясняет учащимся, каким образом будет организована викторина. Игра состоит из четырех устных и одного письменного тура. Каждый устный тур, посвященный истории конкретного народа (или народов) в составе Австрийской империи, состоит из 18 заданий. На доске или на экране с помощью проектора выносится таблица с номерами заданий каждого тура. Капитаны всех групп тянут жребий, определяющий, в какой последовательности группы будут отвечать на вопросы игры. Комaнда выбирает номера двух вопросов в каждом туре, после чего озвучивается содержание заданий. На раздумье дается 30 секунд. Лучше всего, если текст каждого задания выводится на экран, поскольку только на слух выполнять задания тяжело. За каждый правильный ответ комaнда получает 1 балл. Если комaнда не находит решения задания или отвечает неправильно, право дать свой вариант ответа предоставляется той комaнде, которая первая выражает готовность ответить после неудачи “хозяев” вопроса.

1 тур 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
2 тур 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
3 тур 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
4 тур 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

2. Задания первого тура посвящены истории австрийцев и венгров. Текст заданий может сопровождаться иллюстративным рядом, данным в приложении как Рисунок 1 – 18.

1. Первый Габсбург, в 1273 г. избранный императором Священной Римской империи. Его родовые владения находились в Эльзасе и Ааргау в северной Швейцарии. Бpaк с Гертрудой Гогенберг принес обширные владения в Швабии. Далеко не самый могущественный правитель в Германии, этим он и привлек других князей во время выборов. Уже став императором, он присоединил к своим наследственным владениям Австрию, Штирию, Каринтию и Крайну. Назовите его.

2. На этот ровном поле к северо-востоку от Вены войска Священной Римской империи встретились с армией Пржемысла Оттокара II и союзными ему венграми и половцами. Сражение должно было решить, кому все-таки будут принадлежать потерянные два года назад чехами Австрия, Штирия, Каринтия и Крайна. В бою чешский король погиб. Император в 1282 г. официально передал Австрию и Штирию своим сыновьям Альбрехту I и Рудольфу II, Каринтия и Крайна в 1286 г. были переданы соратнику императора Мейнхарду II Тирольскому при условии, что по прекращении прямого мужского потомства Мейнхарда эти земли отойдут Габсбургам. Так сложилась Австрийская монархия Габсбургов. Где и когда произошла битва?

3. Правление этого австрийского герцога было совсем непродолжительным, однако за 7 лет он добился значительных успехов. Он был первым Габсбургом, рожденным в Австрии и именно ее, а не родовые владения в Швабии и Швейцарии, он считал своей родиной. Именно при нем правители Австрии получили титул эрцгерцогов, что ставило их на феодальной лестнице сразу за королями и курфюрстами (т.е. выше всех других князей). Он основал Венский университет. Именно ему безобразная герцогиня Маргарита Маульташ передала Тироль. Назовите его.

4. Первый Габсбург, которому удалось объединить под своей властью Австрию (наследственное владение), Германию (был избран императором), а также Венгрию и Чехию, которые ему принесла в приданое Елизавета Люксембургская, дочь императора Сигизмунда. При нем австрийские Габсбурги окончательно стали наследственными императорами Священной Римской империи и занимали престол империи вплоть до 1806 г. Назовите его.

5. 14 июля огромная турецкая армия, которую возглавлял великий визирь Кара Мустафа, осадила Вену. Два месяца держалась столица, лишенная любой помощи извне. В ее стенах были пробиты бреши, взорваны два бастиона. Осажденные готовились сражаться в самом городе, когда наконец подошли союзные войска Священной Лиги. Битва под стенами города длилась целый день, и ее исход решила грандиозная кавалерийская атака 20 тысяч польских воинов. Турки бежали, а предводитель поляков торжественно сказал: “Мы пришли, мы увидели, Бог победил”. Эта победа навсегда положила конец завоевательной экспансии Османской империи. Когда произошла Венская битва? Кто возглавлял войска Священной Лиги?

6. В тpaктате “Об управлении империей” Константин Багрянородный писал о вожде венгров (он называет их турками): “Турки предпочли, чтобы архонтом скорее оказался …, чем его отец Алмуц, как более достойный, более желанный из-за его разума, рассудительности и мужества и способный к такой власти. Его-то они и сделали архонтом, по обычаю – “закану” хазар подняв его на щите. До этого … турки никогда не имели другого архонта, и тех пор до сего дня они выдвигают архонта Туркии из этого рода. Через некоторое время пачинакиты [печенеги], напав на турок, изгнали их вместе с их архонтом… Поэтому турки, блуждая в поисках земли для поселения, явившись, прогнали обитателей Великой Моравии и поселились в их земле…” Назовите вождя венгров, под руководством которого в 895 г. произошло “обретение Родины” мадьярами.

7. Это вторжение полчищ мадьяр в Южную Германию потрясло современников. Кочевники похвалялись, что нет силы, способной остановить их, разве что под ними разверзнется земля или небо обрушится на них. Огнем и мечом они все опустошали на своем пути, не щадя церквей и монастырей. Узнав об осаде Аугсбурга, на помощь горожанам двинулся император Оттон I. В день святого Лаврентия состоялось сражение, которое по своему значению сопоставляли с битвой при Пуатье в 732 г. Европа навсегда была избавлена от страшных набегов мадьяр, полвека державших ее в страхе. Для венгров же поражение стало отправной точкой создания государства. Что это за битва?

8. Небесный покровитель Венгрии, которого первоначально в язычестве звали Вайк – “герой”. Сначала он принял крещение по византийскому образцу. Однако около 995 г. князя повторно крестил по римскому образцу посетивший Венгрию пражский епископ Адальберт-Войцех. Папа Сильвестр II с разрешения императора Оттона III прислал венгерскому правителю королевскую корону. На Рождество 1000 г. (или 1001 г.) он был коронован. Назовите первого венгерского короля, причисленного к лику святых, день которого празднуется в Венгрии 20 августа.

9. Сын Карла IV стал последним императором Священной Римской империи из Люксембургской династии. Он женился на Марии Анжуйской, старшей дочери польского и венгерского короля Лайоша I. Венгерские феодалы, видевшие успехи турок на Балканском полуострове и понимавшие неизбежность столкновения с ними, признали его королем, в результате чего это правление оказалось одним из самых продолжительных в Венгрии, хотя и не слишком успешным. Страшное поражение от турок-осман, Констанцский собор, гуситские войны не прибавляли императору, королю Венгрии и Чехии популярности. Назовите его.

10. Победы турок-осман над сербами и болгарами в конце XIV в. привели к тому, что граница между христианским миром и растущей Османской империей медленно, но неотвратимо приближалась к Венгрии. Папа римский объявил крестовый поход против турок, а венгерский король из Люксембургской династии стал его главным вдохновителем. Это была первая крупная битва, в которой турки-османы Баязида I встретились с западноевропейскими рыцарями, среди которых были французы, бургундцы, англичане, немцы, рыцари-госпитальеры, венгры, валахи, выходцы из Tрaнcильвании. Неорганизованность и спесь европейских рыцарей привели к тому, что в битве, продолжавшейся всего 3 часа, они потерпели страшное поражение. Большую часть пленников османы казнили, оставив лишь самых знатных для получения выкупа. Где и когда состоялось это сражение?

11. К концу XV в., после cмepти короля Матьяша Корвина, наблюдается упадок Венгрии. Натиск турок-осман усиливается. Судьба Венгрии была решена в 2-часовом сражении южнее Будапешта, где турецкие войска султана Сулеймана Великолепного встретились с армией 20-летнего венгерского короля Лайоша II. Разгром христиан был страшным, при отступлении король погиб. До 1699 г. на картах мира существовала Османская Венгрия, в которой к соборам были пристроены минареты. Сокрушительное поражение оказало влияние на историю всей Центральной Европы: в 1529 г. османы впервые осадили Вену, западная и северная Венгрия со столицей Пожонь (Братислава) перешла под власть Габсбургов. Где и когда произошла эта битва?

12. Младший брат правителя Священной Римской империи Карла V был женат на Анне Ягеллон, сестре венгерского и чешского короля Лайоша II. После гибели бездетного Лайоша II он заявил свои права на короны Венгрии, Чехии, Моравии и Силезии. В феврале 1527 г. он был коронован в Праге. За Венгрию же ему пришлось побороться – часть венгров признала королем Яноша Запольяи, воеводу Семиградья, часть поддержала Габсбурга. Его победа позволила включить не завоеванные турками районы Венгрии в состав Габсбургской державы. Назовите его.

13. На правом берегу Тисы состоялось сражение между вторгшейся в Венгрию 80-тысячной турецкой армией во главе с султаном Мустафой II и имперскими войсками (50 тысяч) под комaндованием принца Евгения Савойского. Это был крупный успех христиан – погибло около 25 тысяч турок, тогда как потери австрийцев составили 429 человек убитыми и 1598 ранеными. Битва стала поворотным пунктом в борьбе Австрии против Османской империи и основой Карловицкого договора 1699 г., согласно которому Венгрия, Tрaнcильвания и Тимишоара из-под турецкой власти перешли в состав Австрии. Где и когда произошла эта битва?

14. Министр финансов, глава революционного правительства Венгрии в 1848-1849 г.г. В условиях нашествия на Венгрию австрийских, хорватских и русских войск пытался проводить реформы. Провозгласил независимость Венгрии, отменил крепостное право. Не желая способствовать разногласиям в правительстве, добровольно сложил с себя власть и передал ее генералу Гёргею. Эмигрировал, был заочно приговорен к cмepтной казни, сражался вместе с Гарибальди, отказался от амнистии, получил звание почетного гражданина Пешта и был похоронен в Венгрии. Назовите его.

15. Вечером 14 марта 1848 г. в будапештскую кофейню “Пилвакс” ворвался юноша.

– Революция в Вене! – закричал он. Под куполообразные своды кофейни взметнулись ликующие возгласы. Юноша заговорил: “Пророческое вдохновение дало мне возможность понять, что Европа с каждым днем приближается к прекрасному насильственному потрясению. Об этом я не раз писал, еще больше говорил”. 15 марта молодежь начала составлять “12 пунктов” к австрийскому правительству. А в полдень юноша прочел: “Встань, мадьяр! Зовет Отчизна!”. Назовите национального поэта Венгрии.

16. Его отец основал Национальный музей в Будапеште, а сам он мечтал воплотить в жизнь идею: “Венгрия не была, а будет”. Он не боролся за независимость, считая национализм опасным из-за многонационального состава тогдашней Венгрии, а направлял свои усилия на экономическое, социальное и культурное развитие страны. Стремился упорядочить русло Дуная, был инициатором строительства цепного моста между Будой и Пештом, который носит его имя.

17. Юрист, президент Венгерской академии наук, “Отец Австро-Венгерского соглашения 1867 г.”.

18. Молодую императрицу недолюбливали в Вене, а венгры были покорены ее красотой и интересом к их стране. Она изучала венгерскую историю и язык, читала венгерскую литературу. Ее придворными дамами были венгерки. Императрице удалось повлиять на изменение позиции мужа, итогом чего стало заключение соглашение о преобразовании империи в конституционную дуалистическую Австро-Венгрию. 8 мая 1867 г. супруги были коронованы в Будапеште как король и королева Венгрии. Назовите ее.

Ответы:

1 – Рудольф Габсбург (1218-1291), император с 1273 г.;
2 – битва у Сухих Крут (на Моравском поле, на Мархекском поле) 26 августа 1278 г.;
3 – Рудольф IV Габсбург (1339-1365), герцог Австрии, Штирии и Каринтии с 1358 г.;
4 – Альбрехт II Габсбург (1397-1439), герцог с 1404 г., император с 1438 г.;
5 – 12 сентября 1683 г., Ян III Собесский (1629-1696), польский король с 1674 г.;
6 – Арпад, сын Альмоша (850/855 – 907), вождь венгров с 889 г.;
7 – битва на реке Лех 10 августа 955 г.;
8 – Иштван Святой (970/975 – 1038), венгерский князь с 997 г., первый король с 1000/1001 г.;
9 – Сигизмунд Люксембургский (1368 – 1437), император в 1410-1433 г.г., король Венгрии с 1386 г., король Чехии в 1419-1421 и в 1436-1437 г.г.;
10 – битва при Никополе 25 сентября 1396 г.; 11 – битва при Мохаче 29 августа 1526 г.;
12 – Фердинанд Габсбург (1503 – 1564), король Чехии и Венгрии с 1526 г., император с 1556 г.;
13 – битва при Зенте 11 сентября 1697 г.; 14 – Лайош Кошут (1802 – 1894);
15 – Шандор Петёфи (Александр Петрович) (1823 – 1849); 16 – Иштван Сечени (1791 – 1860);
17 – Ференц Деак (1803 – 1876); 18 – Елизавета Баварская, императрица Австрии (1837 – 1898).

Приложение

Рисунки


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

25 04 2024 7:21:54

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

24 04 2024 0:18:55

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

23 04 2024 11:26:39

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

22 04 2024 10:29:45

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

21 04 2024 13:15:44

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

20 04 2024 5:44:45

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

19 04 2024 17:49:18

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

18 04 2024 1:19:23

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

17 04 2024 1:41:27

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

16 04 2024 21:13:54

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

15 04 2024 10:12:24

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

14 04 2024 21:41:23

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

13 04 2024 1:52:14

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

12 04 2024 7:44:56

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

11 04 2024 12:40:56

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

10 04 2024 22:32:14

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

09 04 2024 10:58:28

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

08 04 2024 2:15:59

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

07 04 2024 17:40:39

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

06 04 2024 15:50:13

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

05 04 2024 12:48:57

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

04 04 2024 13:25:46

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

03 04 2024 0:37:13

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

02 04 2024 16:20:32

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

01 04 2024 8:48:17

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

31 03 2024 5:19:14

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

30 03 2024 9:22:31

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

29 03 2024 4:19:42

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

28 03 2024 20:46:29

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

27 03 2024 17:51:19

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

26 03 2024 7:46:35

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

25 03 2024 21:19:23

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

24 03 2024 12:33:15

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

23 03 2024 20:56:52

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

22 03 2024 22:15:43

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

21 03 2024 9:25:15

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

20 03 2024 11:18:21

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

19 03 2024 10:20:34

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

18 03 2024 4:53:58

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

17 03 2024 14:57:15

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

16 03 2024 12:48:44

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

15 03 2024 4:42:38

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

14 03 2024 4:55:46

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

13 03 2024 22:19:34

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

12 03 2024 6:32:50

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

11 03 2024 9:55:49

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

10 03 2024 11:48:25

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

09 03 2024 20:19:34

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

08 03 2024 13:19:50

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

07 03 2024 17:15:55

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::