Реализация этнокультурной составляющей с учетом компетентностного подхода на уроках истории
Современное общество предъявляет к образовательной сфере новые требования, связанные с изменением государственного и социального заказа на образовательные услуги. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. [1] Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. [2] В сегодняшних условиях образованность начинает осознаваться, как умение владеть различными техниками работы с информацией, совершенствования навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности.
Организация образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. При этом собственно содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения таких проблем. Эти положения являются основополагающими в компетентностном подходе в образовании.
Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации чего-то (знаний, качеств, способностей), но и его готовность к использованию и применению всего накопленного: знаний, умений, отношений, опыта - в учебной или жизненной ситуации.
Основоположником компетентностного подхода принято считать Д.Равена и его исследовательский труд “Компетентность в современном обществе”. В настоящее время наиболее активно исследуются такие компетентности, как компетентность учения (перевода учения в самообучение, саморазвитие, работа с самим собой); коммуникативная компетентность; информационная компетентность; организационная компетентность; социальная компетентность.
Бесспopно, каждое из этих направлений “компетентностного существования” интересно и играет важную роль в формировании полноценной личности. [3] Немаловажной составной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании.
Цель изучения региональной истории - создать условия для формирования компетентного, высокообразованного, гуманного человека. Задачи: дать глубокие, прочные знания в области исторического краеведения; воспитать в личности важные для современного специалиста качества: широту мышления и мировоззрения, творческое воображение, гражданственность, толерантность; формировать готовность молодежи к самостоятельной жизни в противоречивом современном мире, учить взаимопониманию между людьми, представляющими различные культурные, этнические, лингвистические, религиозные традиции, помочь человеку осознать себя не только представителем региона, страны, но и гражданином мира.
Новые тенденции, наблюдаемые в исторической науке, все больше находят отклик и в школьном преподавании истории: возрастает интерес к локальной истории, к повседневной жизни людей, проблемам их отношений и восприятия мира, ибо фактор присутствия, т.е. ощущение, что происходившее или происходящее связано со знакомыми местами, делает учащихся своеобразными соучастниками того, о чем говорится на уроке. Немаловажную в этом роль играют ученические творческие работы-исследования истории улиц, памятных мест, жизни участников событий и т.д. Вся работа исследовательского хаpaктера проводится во внеурочное время. Реализация этнокультурной составляющей государственного стандарта общего образования удачно находит отражение и в мероприятиях, посвященных неделе истории. Так например, с целью активизации познавательной деятельности учащихся в ряде мероприятий по истории можно составлять кроссворды, в которых находят место события, как истории России, так и Хакасии.
Сложнее обращение к “местному” материалу непосредственно на уроке. И этому есть ряд причин: в основной школе количество часов, отведенных на весь курс всемирной истории и истории России всего 2 часа. Обращение к любой дополнительной информации при таких перенасыщенных курсах, на поиски которой еще и необходима затрата времени, кажется неприемлемым, и все же, смеем утверждать, возможным. Но это не должно происходить механически. Необходимо определить в рамках каких тем можно (или необходимо) обратиться к подобного рода материалу и с какой целью; определить методы и формы работы; так как программа перенасыщена, важно в истории региона найти события или явления, раскрывающие хаpaктерное государству в целом. В связи с введением с 2008-2009 учебного года в нашей школе учебных рабочих программ, мною были разработаны рабочие программы по истории России, в которые были внесены вопросы, касающиеся нашего региона. Так, например, в 7 классе при изучении темы “Внешняя политика России в XVII в.” предусмотрено изучение таких вопросов, как Присоединение и начало освоения Восточной Сибири. Русские первопроходцы. С.И. Дежнёв, Е.П. Хабаров. Борьба за господство над Хакасией. Ассимиляция красноярских качинцев и аринцев русским населением; в 8 классе при изучении темы “Восстание декабристов” - “Минусинский округ – место политической ссылки”; в 10 классе при изучении темы “Монголо-татарское нашествие на Русь” рассматриваем вопрос “Борьба древних хакасов с монголо-татарским нашествием”, а при изучении темы, посвященной внутренней политике императора Николая I – Кризис феодально-крепостнической системы в России и его проявление в Хакасии. Классовое расслоение хакасов.
Реализация приоритетных линий регионального компонента направлена на развитие умений учащихся самоопределяться в социуме, в мире культуры, ориентироваться на этнокультурные, общенациональные (российские) и общечеловеческие, ценности. Важнейшим средством выступает локальная история. Современный взгляд на локальную историю рассматривает ее как глобальную; начинаясь в одном конкретном месте, она охватывает и проявляется в других событиях и явлениях, так как все районы связаны между собой. Локальная история знакомит учащихся с историческими источниками и способствует развитию исследовательских умений. Продуктом деятельности может стать история семьи, рода, школы. Использование местных, семейных свидетельств создает связи между прошлым и настоящим, помогает прививать интерес к истории. Локальная история сосредоточена на жизни простых людей, на повседневности, пронизывая все слои общества. Это расширяет представления учащихся о реальной жизни человека в конкретной местности, стимулирует воображение учащихся. В ряду эффективных средств исторического образования, используемый мною, можно назвать исследовательский метод (социальные опросы, интервьюирование). Предмет и проблемы опроса, как правило, могут быть связаны с прошлыми историческими эпохами и современностью. Интервьюирование родственников и знакомых хаpaктеризуется следующим: во-первых, ученик получает возможность непосредственного общения с носителем исторического опыта (бабушки, дедушки, родители, соседи); во-вторых, интервью является средством получения данных о состоянии общественного мнения, уровне сознания и поведении людей; в-третьих, важное достоинство этого метода – широта охвата разнообразных сфер социальной пpaктики. Тематика интервью должна иметь конретную проблему, связанную с программными установками курса истории России. Например, в 9 классе для изучении темы “Коллективизация сельского хозяйства” (Процеес коллективизации в СССР и в нашей “малой Родине”) привлекаю разные источники: История Хакасии Чебодаев П.И.; Хакасия в XX веке: хозяйственное и социальное развитие. / отв. ред. Шекшеев А.П.; Из истории советской Хакасии/ отв. ред С.П. Ултургашев.; Очерки истории Хакасии советского периода 1917 – 1961 годы. К тому же в качестве домашнего задания рекомендую учащимся дополнительную литературу. Так, например, ценнейшим и интереснейшим источником для изучения периода коллективизации может служить повесть молодого хакасского писателя Олега Петровича Шулбаева “Год кровавой лисицы”, в которой автор описывает реальные события, происходившие в период коллективизации в одной маленькой деревеньке Тлаxах Таштыпского района. Главный герой повести крестьянин Албынах. Одни учащиеся могут прочитать эту повесть, другие расспросят своих родственников о событиях тех времен в Аршаново. Такая работа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся. В 11 классе проблема “Судьба Отечества и моей семьи в эпоху Горбачева” рассматривалась на основе интервьюирования родителей, бабушек и дедушек, которые отразили главные противоречия тех лет. Благодаря такой работе, учащиеся учатся видеть место “малой Родины” в контексте мирового прострaнcтва. Восприятие мира, в котором живут ученики, усложняется, и они глубже понимают исторические процессы, происходившие в стране и в мире.
В заключение хотелось бы отметить, что одной из линий реализации компетентностного подхода является усиление прикладного, пpaктического хаpaктера всего школьного образования, в том числе и предметного обучения. Эта линия обусловлена необходимостью ответа на вопрос о том, какими результатами полученного школьного образования выпускник школы может воспользоваться вне школы. Учащихся необходимо мотивировать на самостоятельный поиск путей решения различных проблем.
Литература
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: “Дрофа”, 2003 г. – С.4.
- Там же. – С. 7.
- Yandex, Мачехина О.Н. Социальная компетентность старших школьников.
- Baгин А.А. Методика обучения истории в школе. - М., 1972. - 351 с.
- Равен Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. – М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002.
- Yandex, Е.И. Пометун, Г.О.Фрейман. Компетентностный подход и оценивание результатов обучения истории в школах Украины.
- Yandex, Ермилова А.Д. Возможные подходы в преподавании региональной истории. - г. Муравленко, Тюменская область
Автор учит учащихся составлять переход от исторического факта к литературным образам. Ученики дают историческую оценку личностям XVIII в. Е.Пугачеву и Екатерине II. Анализируют, сопоставляют, делают выводы, оценивают свою работу....
18 03 2024 21:31:28
Цель урока – изучение истории древнерусского государства середины Х века, знакомство с тем, как на Руси распространялись идеи христианства; углубление представления о русской летописи как особой литературной форме отражения исторических событий; закрепление умения работать с историческими документами, умения собирать материал для хаpaктеристики героя, выявлять авторскую позицию. Использованы такие методы обучения как эвристическая беседа, самостоятельная работа, решение ситуативных задач, ролевая игра. ...
17 03 2024 12:18:10
Познавательно-спортивное мероприятие проводится в два этапа. В первой части мероприятия учитель знакомит ребят 4–6-х классов с историей праздника, рассказывает о героях России. Второй этап праздника проходит в спортивном зале школы. Цель мероприятия: развитие творческих способностей учащихся, совершенствование двигательных умений и навыков, расширение знаний учащихся в области истории России, истории Кольского Заполярья, воспитание патриотизма....
16 03 2024 11:59:26
Урок является вторым в блоке «Древняя Индия». Формы и методы работы на уроке позволяют не только изучить новый материал, но также повторить и закрепить все изученное по теме. У учителя есть возможность оценить знания всех учеников класса. Использование игр вызывает интерес к теме и предмету. ...
15 03 2024 12:36:18
Урок проводится в нестандартной форме устного журнала на последней неделе первой четверти в 5-м классе. Применение интеpaктивных технологий дает возможность подать материал о возвышении и крушении Ассирийской державы ярко, многогранно; способствует формированию представления учащихся, что история - наука развивающаяся, живая, полная тайн и открытий. ...
14 03 2024 15:54:31
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...
13 03 2024 8:19:57
Выбирая тему работы, обращала внимание на ее актуальность: в настоящее время проводится множество различных конкурсов, викторин по избирательному праву. Урок является повторительным, вызывает интерес у учащихся, несмотря на сложность заданий. Данную разработку можно использовать не только как урок, но и как внеклассное мероприятие. ...
12 03 2024 22:47:39
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
11 03 2024 11:32:13
Работа посвящена систематизации пройденного материала по теме "История объединения Руси"....
10 03 2024 3:10:57
Целью игрового занятия является создание яркого представления о Великой Отечественной войне. Игровое занятие способствует возникновению личностных аналогий у школьников, формированию умений выдвигать простейшие гипотезы на основе изученного, аргументировано защищать свою позицию, а также объяснять новую терминологию....
09 03 2024 22:42:33
Представлен сценарий вечера "Из истории русского романса". Своим происхождением в России романс был обязан русской песне и вначале мало чем от нее отличался. В сценарии показаны романсы с момента их возникновения вплоть до нашего времени....
08 03 2024 4:32:10
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
07 03 2024 18:38:13
Урок с использованием интеpaктивных методов обучения в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII-XIX век». Особенности урока: акцент на самостоятельность учащихся; поиск аргументов для решения проблемы; на основе рефлексии выявление неизвестного; создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности. ...
06 03 2024 5:19:11
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
05 03 2024 14:15:13
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
04 03 2024 12:37:11
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
03 03 2024 19:10:37
Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной хаpaктеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....
02 03 2024 0:41:50
Сценарий урока включает в себя различные игровые формы работы с учащимися, такие как: экономический аукцион, экономическая перестрелка, экономическое лото, юридическая консультация, а также задания, способствующие формированию навыков решения несложных проблем экономического хаpaктера....
01 03 2024 0:24:48
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
29 02 2024 8:24:51
Урок раскрывает причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств, дает хаpaктеристику военных событий на Западном и Восточном фронтах. На конкретных примерах учащимся показан трагизм и бессмысленность войны. ...
28 02 2024 12:51:41
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
27 02 2024 1:33:42
Представлен сценария урока, посвященного Великой Отечественной войне. Урок представлен в форме урока-суда, на котором слушается дело по обвинению фашизма в преступлениях против человечества, в общем, и против русского народа в частности. ...
26 02 2024 2:53:30
Вопросы-тесты задаются учащимся по мере просмотра телевизионного фильма. Учителю необходимо предварительно просмотреть фильм, чтобы задавать вопросы перед их ответом в фильме. Монтаж вопросов можно сделать на компьютере. Вопросы-тесты даны последовательно, по ходу просмотра телефильма. Правильные ответы выделены жирным шрифтом. Количество вопросов может быть увеличено или уменьшено в зависимости от классов и их подготовленности....
25 02 2024 13:15:42
Урок "Культура древнегреческого полиса" предназначен для учащихся 10-го класса в курсе "Всеобщая история". Данный урок замыкает блок, посвященный античной цивилизации Греции периода Рассвета. Познавательная, дидактическая, аксиологическая цели урока соответствуют требованиям ФОС. Урок построен с учетом возрастных особенностей учащихся. Предусматривает подготовку к ЕГЭ к форме тестов. В ходе урока варьируются виды самостоятельной работы учащихся с учебником. Домашнее задание предусматривает задание по выбору. ...
24 02 2024 15:41:15
Правовая игра рассчитана на учащихся старших классов. Проводится с целью вовлечения их в политическую жизнь и формирование гражданской позиции. Основана на знании основных конституционных терминов. Даёт представление об управлении Российской Федерацией. Учит применять свои знания в жизни. Ориентирована на активное участие болельщиков. С новой стороны подходит к историческим и литературным персонажам. ...
23 02 2024 21:24:15
Игра "Древний Восток" составлена для учащихся 5-х классов. Её можно использовать не только на уроках повторения, но и во внеклассной работе для проведения интеллектуальных игр. При организации игры желательно подготовить презентацию, выполненную в PowerPoint. Если такой возможности нет, то применять карты, иллюстрации с изображением исторических деятелей, памятников архитектуры и живописи....
22 02 2024 13:57:40
Диагностика и оценивание результатов учебной деятельности школьников важны для учителя, работающего в профильной школе. Неотъемлемой частью этой системы должны стать письменные работы (аннотация, эссе и др.). В сочетании с различными формами оценивания предметных результатов учебной деятельности они будут прекрасным инструментом для диагностики метапредметных результатов обучения учащихся....
21 02 2024 17:18:26
Представлен урок-экскурсия по территории Московского Кремля. Он поможет учащимся побывать за Кремлевской стеной и увидеть своими глазами все великолепие архитектуры московского Кремля. А также познакомит с историей создания памятников....
20 02 2024 7:43:41
Цель урока – актуализация представлений о возникновении и становлении государственности на Руси в с IХ века по ХIII век, попытка осмысления национальной идеи нашего государства, выработанной тысячелетней историей. У учащихся формируются представления об антинорманской теории возникновения государственности на Руси; закрепляются знания о политическом устройстве Новгородской республики....
19 02 2024 22:59:11
История 20–30-х гг. прошлого столетия нашей страны полна событиями, вокруг которых остаётся много вопросов и неоднозначных оценок. Этот урок позволяет обобщить и закрепить тему "Сталинская модернизация в России", способствует формированию у учащихся самостоятельных убеждений как основы их мировоззрения через умения сопоставлять события с их описанием в художественной литературе. ...
18 02 2024 18:41:17
Урок формирует у учащихся знания об основных периодах политической истории Казанского ханства и знакомит с населением ханства....
17 02 2024 9:22:49
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
16 02 2024 1:44:27
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности....
15 02 2024 5:27:49
Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме игры по обществознанию. Мероприятие проводится с целью проверить и закрепить знания по теме: «Конституция РФ. Основы Конституционного строя РФ». С помощью игры удается закрепить умение раскрывать теоретические положения; сформировать у учащихся умение выполнять познавательные и пpaктические задания, оценивать свои учебные достижения; формировать правовую культуру обучающихся....
14 02 2024 15:46:44
Интегрированный урок обществознание и информатика в 10-м классе. Представлен один из уроков, на котором увидеть результаты проектной деятельности учащихся - журналы, созданные как на компьютере в разных программных средах, так и на бумажном носителе. ...
13 02 2024 15:45:54
При подготовке к уроку учащиеся делают слайды с биографиями исторических личностей периода, учитель проверяет, корректирует и объединяет слайды в единую презентацию, которая будет использована на уроке. Учащиеся делают на уроке сообщения с опорой на презентацию, заполняют обобщающую хронологическую таблицу....
12 02 2024 2:23:40
Разработка урока по истории для 9-го класса. Хаpaктер материала урока способствует не только повторению, закреплению пройденного материала, но и более активному его усвоению, так как в процессе урока акцент делается на визуальное и слуховое восприятие информации личностью. Активизируется индивидуальная и групповая работа учащихся. ...
11 02 2024 16:33:53
Цель: познакомить студентов с событиями связанными с битвой под Москвой; показать героизм и патриотизм нашего народа....
10 02 2024 22:35:53
На уроке предлагается в процессе дискуссии попробовать разобраться в первичных, основных чертах национального хаpaктера русского народа....
09 02 2024 23:10:44
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
08 02 2024 9:17:30
Представлены дополнительные материалы из художественной литературы, презентация к уроку. Применяется рабочая тетрадь А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной при подготовке домашнего задания. Задачи, выполняемые на уроке: привлечение внимания учащихся к личности Павла I, показываются причины и особенности его внутренней и внешней политики, оцениваются противоречивые итоги правления Павла I....
07 02 2024 15:39:54
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
06 02 2024 18:11:30
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
05 02 2024 13:51:11
Семинар с элементами ток-шоу, основанный на технологии проектной деятельности. Урок посвящен событиям и последствиям периода 20–30-х годов XX века в истории России и рассчитан на работу в течение двух академических часов (спаренный урок истории) в 11-м классе....
04 02 2024 15:12:36
В работе представлена методическая разработка урока истории в игровой форме, которая способствует активизации познавательных способностей, творческой самореализации детей, повышает интерес к предмету....
03 02 2024 13:46:20
Интегрированный урок обществознания, географии, информатики в 11-м классе. Целью данного урока является хаpaктеристика мировых и национальных религий. На уроке учащиеся расширят и углубят знания, полученные ранее, смогут высказать своё отношение к тому, какую роль религия играет в современном обществе. ...
02 02 2024 5:49:51
Композиция приурочена к 200-летию открытия Царскосельского лицея. Учащиеся знакомятся с историей создания Царскосельского лицея, его основателями и первыми выпускниками, обратившись к страницам книги Тынянова Ю. «Пушкин», «Кюхля», к публицистическим статьям, написанным к 200-летию лицея, и статьям, посвященным истории и современности Российского образования....
01 02 2024 10:21:58
В статье представлена разработка конспекта урока для 7-го класса, посвященная рассмотрению специфики Тридцатилетней войны (1618-1648) как первого общеевропейского конфликта, продемонстрировавшего на пpaктике изменение средневековых представлений о военных конфликтах и положившего начало войнам эпохи Нового времени. ...
31 01 2024 14:59:59
Работа-исследование по теме на основе материалов прифронтовых регионов Ярославской и Костромской областей. ...
30 01 2024 17:18:47
Проведение урока-лекции по данной теме позволяет обратить внимание учащихся на новые аспекты становления и развития демократического общества, ещё раз показать влияние сильной личности на ход политических и экономических процессов, происходящих в обществе. Урок такого плана дает возможность нестандартно и интересно раскрыть изучаемую тему. ...
29 01 2024 4:55:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::