"Я б в избиратели пошел - пусть меня научат!"
Источник:
|

Тема программы “Политическое развитие современной цивилизации. Политический статус личности”.
Цели урока:
- разъяснить особенности политической жизни общества;
- показать обучающимся различные формы участия граждан в политической жизни страны;
- формировать потребности социально – активного поведения;
- помочь обучающимся осмыслить свой собственный политический статус и связанные с ним их политические роли, возможности и условия их реализации.
После изучения темы обучающиеся должны:
- знать, что такое политическая жизнь общества;
- знать что понимается под избирательным правом гражданина, формы участия граждан в политической жизни страны;
- знать, кто может выступать в роли субъектов политической жизни;
- хаpaктеризовать различные модели поведения субъектов политической жизни, в том числе возможные варианты участия граждан страны в политике;
- получить навыки реализации своих избирательных прав.
План урока
- Политическая жизнь общества и ее хаpaктеристика.
- Субъекты политической жизни. Политический статус и политические роли личности.
- Если ты голосуешь впервые...
- Советы бывалого.
- Подведение итогов урока, выводы.
- Домашнее задание.
Оборудование и литература:
- Конституция Российской Федерации.
- Учебник “Обществознание”, параграф 21, 25.
- Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах. М., 2007.
Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю.. Уроки обществознания в 11 кл. М., 1996. Никитин А.Ф. Избирательное право, избирательный процесс. М., 1996 Очерки по истории выборов и избирательного права. М.. – Калуга, “Символ”, 2002. Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. М., ЦИК РФ, 2007 Образцы агитационной литературы прошлых выборов, образец избирательного бюллетеня.
1
.Со многими понятиями политической сферы жизни общества обучающиеся знакомы. Пусть каждый обучающийся приведет в качестве примера конкретный вариант поведения человека в политической жизни. (Иванов принял участие в выборах Президента; Петров выдвинул себя кандидатом в депутаты Госдумы; Сидоров вступил в ЛДПР и организует санкционированный митинг и т.д.) Что же такое политическая жизнь? Дать ответ на этот вопрос обучающиеся должны самостоятельно. В итоге обсуждения должно получиться примерно следующее:
Политическая жизнь – это взаимоотношения людей в ходе их участия в политической системе общества.
Задание обучающимся: используя учебник (стр. 287-290, 24) и свой опыт выписать в тетрадях три хаpaктерные черты политической жизни общества в России. После этого обсудить эти черты и составить обобщенную хаpaктеристику политической жизни общества.
2
.Рассмотрение второго вопроса целесообразно начать с повторения того, что обучающимся известно о формах участия граждан в политической жизни страны. Чем граждане страны отличаются от неграждан?
- Каким образом мы можем участвовать в политической жизни страны?
- Почему на ваш взгляд, многие люди являются аполитичными, т.е.стремятся уйти от участия в политической жизни государства? К чему это может привести?
Место человека в политической системе общества, его неотъемлемые политические права и свободы – это политический статус личности. Он определяет те функции, которые выполняет человек в политической жизни, его участие в принятии политических решений и управлении. Политических ролей у человека в течение жизни бывает много. Чтобы разобраться в этом давайте, выполним познавательные задания.
Задание 1
Ученые различают 4 вида политического участия личности: разовое, эпизодическое, временное, постоянное. Каким видам политического участия соответствует каждая из приведенных хаpaктеристик?
а) Избранный в городскую думу, он приложил все усилия для того, чтобы выполнить требования избирателей об изменении режима работы крупнейших промтоварных магазинов.
б) Однажды он принял участие в выборах районного совета депутатов и долго потом вспоминал об этом, удивляясь своей активности.
в) Всякий раз с приближением президентских выборов он переживал, читал аналитические статьи в газетах, не пропускал ни одной серьезной политической дискуссии в телевизионной студии. Выборы проходили, и его интерес к политике падал.
Комментарий
В первом описании речь идет о постоянном, во втором — о разовом, в третьем — об эпизодическом политическом участии.
Задание 2
Человек участвует в политической жизни по-разному. Выделяют, например, такие формы политического участия: образовательная, исполнительная, созидательная, управленческая. Приведите примеры политического участия личности, соответствующего этим формам.
Задание 3
Французский писатель Андре Моруа писал: “Равнодушие к политике — тоже одна из форм политической деятельности. Тот, кто не интересуется политикой, как бы говорит: “Мне наплевать на родной город, на родную страну, на весь мир”. Такой человек мелко плавает и на первое место ставит соображения личной выгоды и интересы минуты. От политики зависит и его собственная судьба, но ради того, чтобы его оставили в покое, он готов пожертвовать своим благополучием. Его можно сравнить с дохлой собакой, которая то плывет по течению, то кружится на месте в стоячей воде”. Не слишком ли резко, как вам кажется? Выскажите свое мнение и аргументируйте его. От каких факторов зависит хаpaктер политической активности личности?
Комментарий
Факторов много. Имеют значение обстоятельства, от человека мало зависящие: форма политического режима в стране, состояние экономики (чем оно хуже, тем острее политическая жизнь), от уровня полученного им образования, социальной среды, в которой он живет. Человек может сознательно отказываться от участия в политическом процессе: он не считает, что от него что-либо зависит в судьбах большой политики, или полагает, что его личная жизнь никакого отношения политической борьбе не имеет. Как правило, низкая политическая активность человека в демократическом обществе свидетельствует о его низкой культуре.
3
.При рассмотрении третьего вопроса организуется работа обучающихся с текстом Конституции РФ.
Участие в избирательном процессе – одна из основных политических ролей граждан. Право избирать и быть избранными принадлежат только гражданам государства. В нашей стране существует специальное законодательство, регламентирующее этот процесс. Это Конституция РФ (ст. 32) и “Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ”. Согласно этому законодательству выборы в РФ являются: а) равными, б) прямыми, в) при тайном голосовании, г) свободными, е) добровольными, ж) открытыми, з) гласными.
Всеобщее избирательное право. Согласно Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, причем высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Всеобщее избирательное право гарантирует гражданам России по достижении установленного законодательством возраста право избирать и быть избранными независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местожительства, убеждений и иных обстоятельств. Равное избирательное право означает, что каждый гражданин России, достигший 18- летнего возраста, на равных основаниях с другими гражданами может участвовать в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления, в референдумах.
Известно, что в древних Афинах периодически проводилась сверка гражданских списков; “Имена тех, кто не был рожден от отца-гражданина и матери-гражданки, должны были быть вычеркнуты...”
- Справедлив ли, па ваш взгляд, такой подход?
- Схоже ли это с законами нашей страны?
- Кто может быть включен в списки для избирателей?
- Имеют ли иностранцы право участвовать в выборах РФ?
Прямое избирательное право означает, что граждане России участвуют непосредственно (лично!) в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, в решении вопросов государственного и местного значения.
В различных странах закон устанавливает разные ограничения на пользование избирательным правом. Ограничение по объему имущества, находящегося в собственности, именуется имущественным цензом, ограничение по возрасту – возрастным цензом. Существует также религиозный ценз и пр.
В истории Древней Греции известно имя реформатора Солона. Объем политических прав граждан при Солоне зависел от уровня их богатства, т. е. существовал имущественный ценз: “На основании оценки имущества он ввел разделение на 4 класса, причем люди четвертого не имели доступа ни к какой государственной должности” (Аристотель “Афинская полития”).
Насколько была справедлива система Солона?
– Есть ли у нас имущественный ценз (ограничение) для избирателей?
– Какой ценз существует у нас в стране?
– Для людей какой национальности, вероисповедания, пола и т.д. существуют ограничения?
Интересен и пример из римской истории: “...было дано равное право голоса, и не все голоса имели равную силу, но были установлены степени... А именно: первыми приглашали к голосованию всадников, затем восемьдесят пехотных центурий первого разряда, если мнения расходились, что случалось редко, приглашали голосовать центурии второго разряда, но до самых низких не доходило почти никогда” (Тит Ливий “История Рима от основания города”).
Есть ли подобные правила в современной избирательной системе России?
– Существуют ли категории населения или территории, пользующиеся особыми льготами при голосовании?
– Каждый гражданин должен понимать, что, выбирая, он наделяет своего избранника властными полномочиями. И от того, как депутат или президент воспользуется данной властью, зависит жизнь избирателей и судьба всей страны.
Поэтому следует задумываться над вопросом: можно ли этому человеку давать власть в руки? Насколько чисты его помыслы и намерения? Есть ли у него опыт, который позволит не потерять чувства меры и ответственности за оказанное доверие, находясь на руководящем посту?
Тайное голосование избирателей на избирательном участке представляет по своей сути организационно-правовую гарантию свободы волеизъявления граждан.
Периодичность проведения выборов предполагает закрепление в избирательном законодательстве, обеспечивающих своевременное проведение выборов.
Выборные должности народные избранники занимают в течение периода времени, обозначенного в законе, и через определенный срок избирательные комиссии всех уровней (от центральной до участковой) организуют новую избирательную кампанию.
– Вспомните, как часто проводятся выборы президента, глав района, парламента и т.д. Почему так делается?
– Подумайте, каким должен быть оптимальный срок полномочий народных избранников?
Для избирателя должны быть понятны следующие хаpaктеристики выборов: свободные и добровольные. Демократические выборы предполагают свободное и добровольное участие граждан в выборах, с одной стороны. А с другой стороны, принуждение к участию или, наоборот, к неучастию в народном голосовании недопустимо, в каком-бы виде оно не проявлялось. Так, в целях обеспечения свободного хаpaктера народного волеизъявления в федеральном законодательстве предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование свободному осуществлению избирательных прав (статья 141 Уголовного кодекса РФ).
– Как вы понимаете термин “свободные выборы”?
– Могут ли граждане РФ, проживающие за пределами территории РФ, участвовать в федеральных выборах и референдуме?
Открытые и гласные. Открытые выборы предполагают, что избирательные комиссии не могут принимать свои решения за “закрытыми дверями”. Все нормативные акты избирательных комиссий, комиссий референдума органа государственной власти и органа местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов или референдума, подлежат официальному опубликованию. Во время голосования и подсчета голосов имеют право находится представители от кандидатов и политических партий, международные наблюдатели. Поинтересуйтесь, где и из каких источников избиратель может получить полную достоверную информацию о проведении выборов?
Выборы решают исход предшествующей предвыборной борьбы за власть. Вот почему создаются условия для свободного волеизъявления граждан и существуют формы контроля за процедурой голосования:
- кабины для голосования, обеспечивающие тайну голосования;
- наблюдатели на избирательных участках;
- выдача бюллетеней по паспортам, документам, удостоверяющим личность;
- опечатывание ящика для голосования;
- фиксация результатов подсчета голосов и т.д.
Осталось лишь рассмотреть вопрос: каков мотив участия в выборах? Каждый гражданин сам решает для себя вопрос: участвовать или не участвовать в выборах. Делая свой выбор, вы должны помнить о том, что, занимая активную позицию в обществе, граждане имеют возможность принять участие в государственных делах, в делах профессиональных ассоциаций и сообществ, воздействовать на деятельность парламента и правительства и требовать, от них отчета в их действиях.
4. Закрепление изученного материала. Советы бывалого.
Попробуйте смоделировать ситуации:
1. Как развивается демократическое государство, если активность граждан высока, если люди думают и действуют во имя общего блага?
2. Как развивается демократическое государство, если наступает период политической апатии (пассивности и неверия избирателей в изменение жизни общества в лучшую сторону)?
Объясните:
1.Почему шторы в кабинах для голосования короткие и не достают до пола на 40-50см?
2.Может ли в кабинах для голосования кроме голосующего находится кто-то еще?
Решите задачу:
“Что такое активный электорат” из 30 000 избирателей голосовать пришли 24000.
Какая часть электората оказалась активной? Почему остальная часть электората оказалась пассивной? Что посоветовать председателю избирательной комиссии на следующие выборы или на 2-й тур голосования?
Расшифруйте и обсудите:
Из данного набора слов составьте высказывание и выскажите свое мнение относительно предложенных мудрых мыслей:
“Голосуй меньше человека, который меньше всех, будешь всех за обещает разочарован”. Барух
“Неосведомленность ущерб одного в демократическом избирателя обществе наносит безопасности всех”. Дж. Кеннеди
“Там, ежегодные заканчиваются где рабство выборы, начинается”. Джон Адамс
“Управление мудрых подбора зависит от государством людей”. Конфуций
Слово предоставляется председателю территориальной избирательной комиссии Он делает анализ, как обучающиеся справились с предложенными заданиями, оценивают насколько они готовы к выборам. Даёт ребятам пpaктические советы, отвечает на вопросы.
5. Подведение итогов урока,
выводы.6. Домашнее задание:
а) Учебник §21,25
б) Убедить аполитичного соседа, зачем и почему надо ходить на выборы (в форме написания сочинения – эссе).
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Все этапы построения урока (мотивация, целеполагание, повторение опopных знаний,
приобщение учащихся к получению новых знаний, обеспечение их осознанности и
прочности, контроль эффективности обучения и указания по разноуровневому домашнему
заданию) психологически оправданы, обеспечивают необходимые условия для
продуктивного учебного труда....
19 04 2021 1:45:46
История средних веков. Урок постановки и решения учебной задачи по технологии развивающего обучения с применением ИКТ. Приемы организации РО являются не только методом изучения новых знаний учащимися, но средством их развития: обучение выстраивается через самоконтроль, самооценку, самоанализ, учащиеся учатся управлять своим собственным развитием. Процесс познания и усвоения познаваемого проходит в самообучении, на основе и посредством активной субъектной позиции ученика....
18 04 2021 19:46:10
Учащиеся анализируют собственные и чужие политические симпатии и определяют факторы, способствующие политической активности населения. Узнают, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения....
17 04 2021 22:40:52
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
16 04 2021 16:35:11
Урок способствует формированию у учащихся представлений о ходе и причинах бунтов и восстаний XVII века, о сложном внутриполитическом положении России в данный период, а также развитию креативных способностей учащихся....
15 04 2021 1:59:43
Материал урока дает возможность учителю совершенствовать навыки работы с историческим источником, отpaбатывать умения формулировать свои мысли, работать в группе. Наличие большого количества иллюстраций помогает "оживить" историю, сделать ее персональной. Подача вопросов в компьютерном варианте направлена на совершенствование тестовой культуры, а обратная связь помогает формированию критического отношения к информации, развитию историко-логического мышления....
14 04 2021 21:30:17

На уроке использовались ИК-технологии. Фрагменты ролевой игры помогли детям ощутить себя участниками событий того времени. Деятельностный подход, работа в парах сделали урок продуктивным....
13 04 2021 4:16:45
Урок в 6-м классе "Нашествие с Востока". Интегрированный урок (история + литература) с элементами анализа и сопоставления документов. Данный урок эмоционально насыщен, ибо широко используется чтение стихотворений, фрагментов литературной прозы, элементы театрализации. Ярким дополнением к уроку служат медиаиллюстрации....
12 04 2021 2:20:36
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время золотым веком. Капиталистические идеи в экономике усилили потребность в грамотных и образованных людях. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный хаpaктер. Именно эти аспекты рассматриваются на уроке....
11 04 2021 13:56:38
Урок-консультация позволит решить сразу несколько важных задач: отработка умений классифицировать, работа с текстом, схемой, составление плана и т.п....
10 04 2021 21:33:45
Факультативное занятие по обществоведению для 10—11-х классов. Данное занятие направлено на то, чтобы, участвуя в разработке символики на местном, локальном уровне, формировать в дальнейшем неравнодушное отношение и уважение к государственным и национальным символам.
...
09 04 2021 21:16:13
Пpaктическое занятие - форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей пpaктической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого....
08 04 2021 18:34:10
Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охаpaктеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года....
07 04 2021 20:50:24
Представлена разработка выступления агитбригады для молодежи 13-18 лет. Необходимо формировать у молодежи активную жизненную позицию, готовность участвовать в общественной политической жизни страны. Очень важным, по нашему мнению, распространять знания в области избирательных прав среди подрастающего поколения самой молодежью, а так же повышать значимость выборов в глазах будущих избирателей.
...
06 04 2021 4:16:55
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
05 04 2021 22:18:37
Урок в 10-м классе призван уяснить, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян в VI–VII веках; учащиеся должны уметь определить по карте территорию древних славян, охаpaктеризовать особенности занятий, отношения с соседскими племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития....
04 04 2021 13:58:39
На уроке раскрывается деятельность первых Государственных дум, формируются представления о правительственной программе П.А. Столыпина, уясняются политические, экономические и социальные задачи аграрного законопроекта, его направления и итоги....
03 04 2021 18:29:18
Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе содержит цели и задачи урока, наглядность. В конспекте отражены: подготовка к уроку, подробная беседа по картине, примерный план к сочинению....
02 04 2021 9:12:56
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
01 04 2021 5:35:38
На занятии происходит актуализация и систематизация знаний учащихся по теме «Древний Египет»....
31 03 2021 2:55:16
Нетрадиционные уроки развивают познавательный интерес и являются залогом успешного овладения историческими знаниями. Уход от обычных форм обучения, привлечение дополнительных знаний и проявление разнообразных умений, которые широко используются в повседневной жизнедеятельности (но не находят места на обычном уроке), дают возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, служат началом для самовыражения личности школьника. Театрализованная игра на уроке позволяет выработать у учащихся чувства коллективизма и взаимопомощи, научить их деловому общению, сформировать коммуникативные умения.
...
30 03 2021 6:59:19
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
29 03 2021 18:19:51
Вниманию учителей предлагается сценарий урока о судейской профессии. Ведущий и учащиеся задают приглашённым гостям много вопросов, связанных с ней. Подобные уроки расширяют кругозор школьников о работе правоохранительных органов и способствуют формированию у них правовой культуры....
28 03 2021 5:39:29
Разнообразие форм работы, частая смена деятельности делают урок динамичным, постоянно поддерживают познавательный интерес и не дают ученикам заскучать. Цель нашего путешествия по Древнему Египту – вспомнить основные факты из жизни этого государства, проверить, насколько глубоко усвоен изученный материал....
27 03 2021 1:45:48
Предлагаемый урок истории в 5-м классе на тему "Олимпийские игры" построен на основе презентации, выполненной с использованием приложения Power Point. Демонстрация слайдов повышает интерес учащихся и степень усвоения исторического материала.
...
26 03 2021 20:36:39
Гражданская война – один из самых трагичных этапов в истории России. В её период погибло более десяти с половиной миллионов человек. Из них погибло во время действий около 2,5 млн. человек, все остальные – в результате террора (2 млн.), голода и эпидемий (6 млн.). В эти дни братоубийственной войны люди одной страны шли грабить, убивать и разорять своих же соотечественников, ближайших знакомых, родственников....
25 03 2021 19:57:42
Цели урока: формирование ключевых компетенций на уроке; ознакомление обучающихся с причинами и хаpaктером феодальных войн, с организацией феодального войска (его вооружением и тактикой); хаpaктеристика основных этапов Столетней войны; героическая роль Жанны Д'Арк в освобождении Франции....
24 03 2021 10:37:33
Урок для 5-го класса является повторительно-обобщающим, представлен в виде урока-путешествия. В самом уроке использованы наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал (чайнворд, кроссворд, криптограмма, а также различные вещи). ...
23 03 2021 9:26:54
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
22 03 2021 23:25:50
Урок истории в 6-м классе основан на использовании элементов технологии критического мышления. Данный урок проходит в форме групповой работы учащихся (УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен…» издательства «Просвещение»)....
21 03 2021 4:29:36
Предлагается контрольная работа по пройденному материалу: жизнь первобытных людей, жизнь жителей Египта и Древнего Двуречья: их внешность, занятия, отношения между людьми....
20 03 2021 14:12:43
Урок по истории России для учащихся 9-х классов можно использовать и при проведении внеклассного мероприятия. На уроке используется компьютерная презентация. В презентации используются: таблица со статистическими данными, анимированные карты, фотографии времен войны, материал о наших земляках.
...
19 03 2021 10:40:24
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы.
...
18 03 2021 22:46:17
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
17 03 2021 4:54:36
Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва» включает технологическую карту и комментарий. Материал предназначен для проведения урока-экскурсии в 10-м классе (XX – начало XXI века). Цель: знакомство с историей родного края в десятилетие Н.С.Хрущёва....
16 03 2021 6:38:26
Методическая разработка направлена на содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию студентов, формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, к государственным праздникам России....
15 03 2021 16:35:30
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
14 03 2021 10:21:20
Мероприятие является финальным соревнованием в конкурсе "Лучшие знатоки истории". Участие принимают три комaнды первого и второго курса. Игра включает пять конкурсов: "Историческая мозаика", "Маска, я вас знаю", "Исторические события", "Аукцион", Финал.
...
13 03 2021 17:50:53
Урок проводится в 10-м классе по разделу «Российское государство во второй половине XV–XVII вв.». Проблемно-поисковый метод предполагает, прежде всего, создание проблемной ситуации, поэтому в начале урока перед учащимися поставлены проблемные вопросы. При исследовании причин и итогов опричнины Ивана Грозного применяется метод «Фишбоун», который развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы....
12 03 2021 0:58:57

В статье приводится разработка урока по истории Древнего мира на тему «Культура Древнего Египта», ориентированная на учащихся 5-го класса. Это объемный по содержанию материал, т.к. культура охватывает многие стороны развития человеческой жизни. В данном случае рассматриваются и религия древних египтян, и различные виды искусства (архитектура, живопись, скульптура), и письменность, здесь также можно получить ответ на вопрос, какие науки существовали в Древнем Египте....
11 03 2021 12:28:26
Фрагмент рабочей тетради представляет собой дополнение к учебнику. Данное пособие важно тем, что значительно облегчает (но не упрощает) работу учителя и ученика, экономит время проверки знаний. С помощью рабочей тетради проще организовать дифференцированное обучение: есть возможность варьировать набор заданий.
...
10 03 2021 5:57:22
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
09 03 2021 9:13:12
Урок разработан в технологии развивающего обучения с использованием ИКТ. В ходе работы учащиеся знакомятся с деятельностью первых русских князей; учатся работать с материалами Интернета, давать хаpaктеристику историческому деятелю; выясняют, как деятельность первых русских князей отразилась на авторитете Древнерусского государства. План составления вывода подведет учащихся к пониманию алгоритма написания сочинений-рассуждений, эссе. Материал может быть использован для проведения дистанционных уроков....
08 03 2021 10:59:21
Предлагаемый урок разработан на основе учебной программы курса "Историческое краеведение" и учебника В.В. Сухова "История Московской области". Урок может быть дан в 7-м классе, сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....
07 03 2021 19:36:45
Предлагаемый урок краеведения, входит в раздел изучения истории России по теме "Социально-экономическое развитие России в XIX века" в 8-х классах. При подготовке к уроку учащиеся получили опережающее задание. Учитель оказывал помощь в использовании различной литературы по краеведению для подготовки сообщений. Урок состоит из трех частей. Первая - историко-ознакомительная развитие торговли. Вторая - представление инсценировки Ефремовской ярмарки, где дети разного хаpaктера и темперамента могли проявить свои творческие способности. В третьей части учащиеся знакомятся возникновением Ефремовского купеческого сословия и его деятельностью....
06 03 2021 8:16:15
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
05 03 2021 19:14:53
Цели урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о завоевательных и разорительных походах монголо-татар на русские земли в XIII веке; совершенствовать умения работы с исторической картой и историческими источниками; развивать навыки сравнительного анализа и самостоятельной работы на уроке истории....
04 03 2021 11:50:25
<p>Использование информационных технологий позволяет эффективно решать много методических задач, стоящих перед учителем. Решать эти задачи в комплексе могут мультимедийные пособия по отдельным темам истории.</p>
...
03 03 2021 8:36:37
Представленный урок знакомит учащихся с особенностями процесса модернизации в Японии в конце XIX — начале XX века, раскрывает содержание «эпохи Мейдзи» - эпохи просвещенного правления императора Муцухито.
...
02 03 2021 7:58:41
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
01 03 2021 3:26:47
В воспитательное работе уделяется большое внимание приобщению учащихся к культурному наследию русского народа, бережного отношения к нему. Приобщение – это не только пассивное знакомство учащихся с традициями, обычаями, обрядами, забытыми словами, песнями, частушками, страданиями родного села, края, но и большая работа по собиранию материала учащимися. У учащихся воспитываются чувства гражданственности, патриотизма....
28 02 2021 15:55:39
Цель урока: изучить основные события начала Великой Отечественной войны. Задачи: познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный период войны; причинами неудач Красной Армии; содержанием приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомaндования от 16 августа 1941 г.; ходом оборонительных сражений под Москвой....
27 02 2021 3:58:51
Для данного урока выбрана живая интеpaктивная форма проведения – урок-спектакль. Через игру, творческое воплощение происходит погружение учеников в историческую эпоху, осмысление вечных философских понятий и истин. Важным является период подготовки урока: разучивание ролей, подбор костюмов и образов....
26 02 2021 15:43:38
Урок знакомит с историей Финикии, ее природными условиями и занятиями жителей. Развивает речь, память, логическое мышление, умение отбирать нужную информацию и кратко ее записывать. Призван воспитывать интерес к истории этой страны....
25 02 2021 3:38:47
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся. Задачи, поставленные на начальном этапе урока, решаются в самостоятельной работе с различными источниками информации. Иллюстративный материал урока приобщает учеников к культурному наследию Древней Греции....
24 02 2021 23:48:35
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
23 02 2021 22:26:42
Глубокие изменения в европейском обществе шли рука об руку с переменами во взглядах и представлениях людей. Философы, а затем и социологи выдвинули ряд теорий, давших новый взгляд на процессы и явления общественной жизни. В данной статье мы остановимся на некоторых направлениях развития социологии в Новое время. ...
22 02 2021 23:38:30
В ходе урока учащиеся сравнительно сопоставляют основные тенденции экономического развития России первой половины XIX века; выделяют своеобразие экономического развития России; участвуют в дискуссиях по актуальным историческим проблемам....
21 02 2021 19:46:39
В ходе урока рассматриваются различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе, раскрываются черты самобытности России и влияние западной цивилизации.
...
20 02 2021 16:42:49
Урок из курса "Древний мир" в 5-м классе, раздел "Древний Рим". Цель урока: изучить процесс завоевания Римом Западного Средиземноморья.
...
19 02 2021 8:27:23
Внеклассное мероприятие посвящено наиболее славным страницам летописи Великой Отечественной войны – победе советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом....
18 02 2021 4:25:31
Уважение к Конституции, к её основополагающим принципам, их непреложное соблюдение происходит не само по себе. Его необходимо воспитывать. В преддверии важной даты в школе прошёл открытый урок, посвящённый юбилею Основного Закона страны. Учитель предлагает конспект урока, показывающий, что Конституция РФ – современный закон, который имеет значительный потенциал развития....
17 02 2021 1:17:15
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
16 02 2021 4:14:38
Конкурс дает возможность проверить знания по теме Великая Отечественная война благодаря тестовым задания, кроссворду, вопросам; способствует сохранению связи поколений, воспитывает чувство патриотизма....
15 02 2021 11:10:32
В статье приведены примеры применения деятельностно-пpaктического способа обучения при изучении темы войны. 5-й класс: «Военные походы фараонов», 8-й класс: «Крымская война»....
14 02 2021 9:48:12
Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....
13 02 2021 7:48:51
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
12 02 2021 21:33:22
Методическая разработка урока по теме «Северо-Восточная Русь в XII веке» предполагает помочь учащимся понять суть перемен, происходящих не только в Ростово-Суздальском крае, но и в Киевской Руси в целом; оценить значение деятельности ростово-суздальских князей, особенно сущность политических перемен, совершенные потомками Юрия Долгорукого. Тема изучается учащимися самостоятельно в группах методом сопоставления и анализа ряда фактов....
11 02 2021 15:30:26
Урок является завершающим при изучении темы «Гражданское право» в курсе "Право" в 11-м классе. Урок разработан по учебнику «Право. 11 класс» под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. Одной из основных задач, поставленных на уроке, является формирование углубленного интереса к праву и создание основы для становления правовой компетенции выпускников.
...
10 02 2021 22:16:11
Комбинированный урок с использованием слайд-презентации, позволяющей преподавателю максимально сосредоточить внимание на ходе урока и проиллюстрировать свой рассказ при создании исторических портретов, образов эпох, событий, исторической обстановки. Целью данного урока является показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Александра Васильевича Суворова....
09 02 2021 19:59:56

Представлен классный час «Птица-Слава», который можно использовать при проведении внеклассных мероприятий. 200 лет прошло с тех пор, как огромная, полумиллионная армия французского императора Наполеона напала на нашу родину. Много смелости, мужества, сыновней преданности своей Отчизне потребовалось ее защитникам – нашим прадедам....
08 02 2021 7:43:52
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
07 02 2021 10:23:28
Урок помогает разъяснить учащимся сущность "общения" в обществе людей, его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения людей, научить элементарным приемам делового, бытового и других форм общения....
06 02 2021 21:43:45
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
05 02 2021 2:14:57
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
04 02 2021 1:11:13
Целю данного интегрированного урока является повторение изученного материала по истории, географии с использованием литературных произведений и воспитание патриотизма и гордости за свое Отечество. Предложенная игровая форма способствует увлекательной и непринужденной обстановке на уроке. Задания разработаны в виде загадок и шарад (на знание географии), викторин (по истории), также интересны лингвистические задания....
03 02 2021 14:55:25
В ходе урока учащиеся вспоминают месторасположение географических объектов, указывают их на карте. Посмотрев сцену из жизни paба, попавшего волею случая в Вавилон, учащиеся понимают необходимость жизни государства и общества согласно законам. На заключительном этапе школьники выступают в качестве детективов и восстанавливают испорченный мошенниками исторический документ....
02 02 2021 14:44:47
Урок помогает привить учащимся основы безопасного поведения, умение ориентироваться в среде обитания, выpaбатывать экологическую культуру, любовь к туризму и краеведению....
01 02 2021 18:26:44
Урок-исследование проводится для учащихся 2-го курса. Методическая цель – отработка методики развития способов умственных действий: обобщение, классификация, суждение, умозаключение, анализ, систематизация. Урок построен на самостоятельном анализе учащимися исторических документов (в приложении указаны отдельные примеры )....
31 01 2021 19:23:20
Урок разработан в соответствии с концепцией модернизации российского образования. При планировании урока применялись модульные технологии, основанные на компетенциях. Интеграция дисциплин дает возможность преодолеть дисциплинарную разобщенность научного знания, высвобождается учебное время, усиливаются внутрипредметные и межпредметные связи, расширяются сферы получаемой информации, подкрепляется мотивация в обучении. Цель урока – исследование развития абсолютизма в России и Англии в XVI веке....
30 01 2021 23:14:22
Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....
29 01 2021 8:57:59

Урок для 10-го класса – урок сообщения и первичного закрепления новых знаний. Урок рассчитан на 2 школьных часа. Позволяет сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Руси через межпредметные связи истории и МХК; сформировать умение критически анализировать документальные источники; способствует формированию чувства сопричастности к истории Родины....
28 01 2021 7:33:53

В ходе урока ученики знакомятся с мальчиком Микитой, который отправился в Москву Ивана Грозного. Учащиеся в ходе урока отгадывают кроссворды, тесты, помогают мальчику составить письмо. Своей работой ученики оказывают помощь и поддержку Микитке и входят с ним в Москву....
27 01 2021 0:53:43
Тема отражает положения программы курса «История религии», версии происхождения религии: подходы на основе позиции «извне» и «изнутри» религии. В статье приведены план лекции с элементами дискуссии; иллюстрации; фрагменты текстов-первоисточников – работ религиоведов, философов, теологов, историков религии, культурологов.
...
26 01 2021 2:55:20
Организация современного урока истории предполагает использование педагогических технологий, основанных на разных видах активности учащихся. Примером такого урока является проблемно-лабораторное занятие. В его основе изучение и обсуждение учащимися документального материала, составленного на основе принципа противоречия.
...
25 01 2021 2:41:52
Создавая урок, автор надеялся показать, насколько увлекательными и интересными могут стать сорок пять минут повторения «сухой» темы «Деятельность». Для этого в ходе урока использовались фотоматериалы из жизни и деятельности самих школьников; привлекался сложный теоретический материал: философские теории И.Канта, Н.Макиавелли, Й.Хезинга....
24 01 2021 14:25:50
На уроке ребята работают в группах, решают кроссворд; выполняют пpaктические задания в программах Microsoft Word и Microsoft PowerPoint (составляют презентацию); работают с историческими документами и таблицами....
23 01 2021 6:55:35
Урок формирует познавательные навыки учащихся, расширяет кругозор, формирует умение анализировать информацию, работать с текстом по плану, высказывать свою точку зрения. Учтены возрастные особенности учащихся (сочетание различных видов деятельности)....
22 01 2021 17:56:34
Учащиеся на основе примеров обсуждают роль государства в создании и решении экологических проблем; анализируют связи между целями и принципами государственной политики защиты окружающей среды и применяемыми для их достижения правовыми, экономическими и неформальными инструментами; учатся принимать решения по экологически грамотному поведению, предлагают меры по решению экологических проблем для развития....
21 01 2021 5:19:31
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в индивидуальном подходе и учете особенностей развития ребенка, его интересов, способностей. Дифференциация и разнообразные формы уроков способствуют формированию знаний, содействуют воспитанию культуры общения, помогают эффективно осуществлять интеграцию таких детей в образовательное прострaнcтво школы....
20 01 2021 6:34:16
Урок формирует обобщённое представление учащихся о жизни средневекового крестьянина, его роли в обществе, учит различать повинности крестьян. Занятие запланировано в форме пpaктической работы....
19 01 2021 16:39:36
Представлено портфолио учителя истории. Состоит из семи разделов....
18 01 2021 15:55:48
Данная работа – взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа – один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее.
...
17 01 2021 22:34:41
Изучение темы «Международное гуманитарное право» дает огромный пласт знаний по защите жизни и достоинства человека в условиях войны. Учащиеся осознают, что международное гуманитарное право не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной, а также знакомятся с запретами и нормами, которые дают возможность осудить тех, кто их нарушает....
16 01 2021 2:18:19
Автор знакомит учащихся с основными явлениями, происходящими в державе Александра Македонского и в Греции после его cмepти....
15 01 2021 20:38:55
Урок создает условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с царствованием императора Павла I, выяснением причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране и мотивами его убийства....
14 01 2021 17:15:25
Традиционный урок с элементами ролевой игры из регионоведческого курса "Кубановедение" воспитывает у учащихся чувства патриотизма, гордости за славное прошлое предков. На уроке дети узнают причины, основные события и результаты походов Святослава, а также учатся работать с картой, иллюстративным материалом, монологическим повествованием.
...
13 01 2021 8:13:33
Разработка представляет собой интеpaктивную экскурсию на краткосрочной музейной выставке. Учебный материал адаптирован для начальной школы. Время экскурсии – один учебный час. В экскурсионной программе задействован кукольный театр, представляющий добрых и злых духов. Учащиеся становятся активными участниками экскурсии, работая на интеpaктивной доске....
12 01 2021 15:33:15
Целью данного занятия является формирование представления о Древней Руси, о русских князьях; развитие устной монологической речи; воспитание любви к Родине и пробуждение интереса к истории как науки....
11 01 2021 4:46:42
На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....
10 01 2021 2:32:28
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::