"Я б в избиратели пошел - пусть меня научат!"
Источник:
|

Тема программы “Политическое развитие современной цивилизации. Политический статус личности”.
Цели урока:
- разъяснить особенности политической жизни общества;
- показать обучающимся различные формы участия граждан в политической жизни страны;
- формировать потребности социально – активного поведения;
- помочь обучающимся осмыслить свой собственный политический статус и связанные с ним их политические роли, возможности и условия их реализации.
После изучения темы обучающиеся должны:
- знать, что такое политическая жизнь общества;
- знать что понимается под избирательным правом гражданина, формы участия граждан в политической жизни страны;
- знать, кто может выступать в роли субъектов политической жизни;
- хаpaктеризовать различные модели поведения субъектов политической жизни, в том числе возможные варианты участия граждан страны в политике;
- получить навыки реализации своих избирательных прав.
План урока
- Политическая жизнь общества и ее хаpaктеристика.
- Субъекты политической жизни. Политический статус и политические роли личности.
- Если ты голосуешь впервые...
- Советы бывалого.
- Подведение итогов урока, выводы.
- Домашнее задание.
Оборудование и литература:
- Конституция Российской Федерации.
- Учебник “Обществознание”, параграф 21, 25.
- Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах. М., 2007.
Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю.. Уроки обществознания в 11 кл. М., 1996. Никитин А.Ф. Избирательное право, избирательный процесс. М., 1996 Очерки по истории выборов и избирательного права. М.. – Калуга, “Символ”, 2002. Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. М., ЦИК РФ, 2007 Образцы агитационной литературы прошлых выборов, образец избирательного бюллетеня.
1
.Со многими понятиями политической сферы жизни общества обучающиеся знакомы. Пусть каждый обучающийся приведет в качестве примера конкретный вариант поведения человека в политической жизни. (Иванов принял участие в выборах Президента; Петров выдвинул себя кандидатом в депутаты Госдумы; Сидоров вступил в ЛДПР и организует санкционированный митинг и т.д.) Что же такое политическая жизнь? Дать ответ на этот вопрос обучающиеся должны самостоятельно. В итоге обсуждения должно получиться примерно следующее:
Политическая жизнь – это взаимоотношения людей в ходе их участия в политической системе общества.
Задание обучающимся: используя учебник (стр. 287-290, 24) и свой опыт выписать в тетрадях три хаpaктерные черты политической жизни общества в России. После этого обсудить эти черты и составить обобщенную хаpaктеристику политической жизни общества.
2
.Рассмотрение второго вопроса целесообразно начать с повторения того, что обучающимся известно о формах участия граждан в политической жизни страны. Чем граждане страны отличаются от неграждан?
- Каким образом мы можем участвовать в политической жизни страны?
- Почему на ваш взгляд, многие люди являются аполитичными, т.е.стремятся уйти от участия в политической жизни государства? К чему это может привести?
Место человека в политической системе общества, его неотъемлемые политические права и свободы – это политический статус личности. Он определяет те функции, которые выполняет человек в политической жизни, его участие в принятии политических решений и управлении. Политических ролей у человека в течение жизни бывает много. Чтобы разобраться в этом давайте, выполним познавательные задания.
Задание 1
Ученые различают 4 вида политического участия личности: разовое, эпизодическое, временное, постоянное. Каким видам политического участия соответствует каждая из приведенных хаpaктеристик?
а) Избранный в городскую думу, он приложил все усилия для того, чтобы выполнить требования избирателей об изменении режима работы крупнейших промтоварных магазинов.
б) Однажды он принял участие в выборах районного совета депутатов и долго потом вспоминал об этом, удивляясь своей активности.
в) Всякий раз с приближением президентских выборов он переживал, читал аналитические статьи в газетах, не пропускал ни одной серьезной политической дискуссии в телевизионной студии. Выборы проходили, и его интерес к политике падал.
Комментарий
В первом описании речь идет о постоянном, во втором — о разовом, в третьем — об эпизодическом политическом участии.
Задание 2
Человек участвует в политической жизни по-разному. Выделяют, например, такие формы политического участия: образовательная, исполнительная, созидательная, управленческая. Приведите примеры политического участия личности, соответствующего этим формам.
Задание 3
Французский писатель Андре Моруа писал: “Равнодушие к политике — тоже одна из форм политической деятельности. Тот, кто не интересуется политикой, как бы говорит: “Мне наплевать на родной город, на родную страну, на весь мир”. Такой человек мелко плавает и на первое место ставит соображения личной выгоды и интересы минуты. От политики зависит и его собственная судьба, но ради того, чтобы его оставили в покое, он готов пожертвовать своим благополучием. Его можно сравнить с дохлой собакой, которая то плывет по течению, то кружится на месте в стоячей воде”. Не слишком ли резко, как вам кажется? Выскажите свое мнение и аргументируйте его. От каких факторов зависит хаpaктер политической активности личности?
Комментарий
Факторов много. Имеют значение обстоятельства, от человека мало зависящие: форма политического режима в стране, состояние экономики (чем оно хуже, тем острее политическая жизнь), от уровня полученного им образования, социальной среды, в которой он живет. Человек может сознательно отказываться от участия в политическом процессе: он не считает, что от него что-либо зависит в судьбах большой политики, или полагает, что его личная жизнь никакого отношения политической борьбе не имеет. Как правило, низкая политическая активность человека в демократическом обществе свидетельствует о его низкой культуре.
3
.При рассмотрении третьего вопроса организуется работа обучающихся с текстом Конституции РФ.
Участие в избирательном процессе – одна из основных политических ролей граждан. Право избирать и быть избранными принадлежат только гражданам государства. В нашей стране существует специальное законодательство, регламентирующее этот процесс. Это Конституция РФ (ст. 32) и “Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ”. Согласно этому законодательству выборы в РФ являются: а) равными, б) прямыми, в) при тайном голосовании, г) свободными, е) добровольными, ж) открытыми, з) гласными.
Всеобщее избирательное право. Согласно Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, причем высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Всеобщее избирательное право гарантирует гражданам России по достижении установленного законодательством возраста право избирать и быть избранными независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местожительства, убеждений и иных обстоятельств. Равное избирательное право означает, что каждый гражданин России, достигший 18- летнего возраста, на равных основаниях с другими гражданами может участвовать в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления, в референдумах.
Известно, что в древних Афинах периодически проводилась сверка гражданских списков; “Имена тех, кто не был рожден от отца-гражданина и матери-гражданки, должны были быть вычеркнуты...”
- Справедлив ли, па ваш взгляд, такой подход?
- Схоже ли это с законами нашей страны?
- Кто может быть включен в списки для избирателей?
- Имеют ли иностранцы право участвовать в выборах РФ?
Прямое избирательное право означает, что граждане России участвуют непосредственно (лично!) в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, в решении вопросов государственного и местного значения.
В различных странах закон устанавливает разные ограничения на пользование избирательным правом. Ограничение по объему имущества, находящегося в собственности, именуется имущественным цензом, ограничение по возрасту – возрастным цензом. Существует также религиозный ценз и пр.
В истории Древней Греции известно имя реформатора Солона. Объем политических прав граждан при Солоне зависел от уровня их богатства, т. е. существовал имущественный ценз: “На основании оценки имущества он ввел разделение на 4 класса, причем люди четвертого не имели доступа ни к какой государственной должности” (Аристотель “Афинская полития”).
Насколько была справедлива система Солона?
– Есть ли у нас имущественный ценз (ограничение) для избирателей?
– Какой ценз существует у нас в стране?
– Для людей какой национальности, вероисповедания, пола и т.д. существуют ограничения?
Интересен и пример из римской истории: “...было дано равное право голоса, и не все голоса имели равную силу, но были установлены степени... А именно: первыми приглашали к голосованию всадников, затем восемьдесят пехотных центурий первого разряда, если мнения расходились, что случалось редко, приглашали голосовать центурии второго разряда, но до самых низких не доходило почти никогда” (Тит Ливий “История Рима от основания города”).
Есть ли подобные правила в современной избирательной системе России?
– Существуют ли категории населения или территории, пользующиеся особыми льготами при голосовании?
– Каждый гражданин должен понимать, что, выбирая, он наделяет своего избранника властными полномочиями. И от того, как депутат или президент воспользуется данной властью, зависит жизнь избирателей и судьба всей страны.
Поэтому следует задумываться над вопросом: можно ли этому человеку давать власть в руки? Насколько чисты его помыслы и намерения? Есть ли у него опыт, который позволит не потерять чувства меры и ответственности за оказанное доверие, находясь на руководящем посту?
Тайное голосование избирателей на избирательном участке представляет по своей сути организационно-правовую гарантию свободы волеизъявления граждан.
Периодичность проведения выборов предполагает закрепление в избирательном законодательстве, обеспечивающих своевременное проведение выборов.
Выборные должности народные избранники занимают в течение периода времени, обозначенного в законе, и через определенный срок избирательные комиссии всех уровней (от центральной до участковой) организуют новую избирательную кампанию.
– Вспомните, как часто проводятся выборы президента, глав района, парламента и т.д. Почему так делается?
– Подумайте, каким должен быть оптимальный срок полномочий народных избранников?
Для избирателя должны быть понятны следующие хаpaктеристики выборов: свободные и добровольные. Демократические выборы предполагают свободное и добровольное участие граждан в выборах, с одной стороны. А с другой стороны, принуждение к участию или, наоборот, к неучастию в народном голосовании недопустимо, в каком-бы виде оно не проявлялось. Так, в целях обеспечения свободного хаpaктера народного волеизъявления в федеральном законодательстве предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование свободному осуществлению избирательных прав (статья 141 Уголовного кодекса РФ).
– Как вы понимаете термин “свободные выборы”?
– Могут ли граждане РФ, проживающие за пределами территории РФ, участвовать в федеральных выборах и референдуме?
Открытые и гласные. Открытые выборы предполагают, что избирательные комиссии не могут принимать свои решения за “закрытыми дверями”. Все нормативные акты избирательных комиссий, комиссий референдума органа государственной власти и органа местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов или референдума, подлежат официальному опубликованию. Во время голосования и подсчета голосов имеют право находится представители от кандидатов и политических партий, международные наблюдатели. Поинтересуйтесь, где и из каких источников избиратель может получить полную достоверную информацию о проведении выборов?
Выборы решают исход предшествующей предвыборной борьбы за власть. Вот почему создаются условия для свободного волеизъявления граждан и существуют формы контроля за процедурой голосования:
- кабины для голосования, обеспечивающие тайну голосования;
- наблюдатели на избирательных участках;
- выдача бюллетеней по паспортам, документам, удостоверяющим личность;
- опечатывание ящика для голосования;
- фиксация результатов подсчета голосов и т.д.
Осталось лишь рассмотреть вопрос: каков мотив участия в выборах? Каждый гражданин сам решает для себя вопрос: участвовать или не участвовать в выборах. Делая свой выбор, вы должны помнить о том, что, занимая активную позицию в обществе, граждане имеют возможность принять участие в государственных делах, в делах профессиональных ассоциаций и сообществ, воздействовать на деятельность парламента и правительства и требовать, от них отчета в их действиях.
4. Закрепление изученного материала. Советы бывалого.
Попробуйте смоделировать ситуации:
1. Как развивается демократическое государство, если активность граждан высока, если люди думают и действуют во имя общего блага?
2. Как развивается демократическое государство, если наступает период политической апатии (пассивности и неверия избирателей в изменение жизни общества в лучшую сторону)?
Объясните:
1.Почему шторы в кабинах для голосования короткие и не достают до пола на 40-50см?
2.Может ли в кабинах для голосования кроме голосующего находится кто-то еще?
Решите задачу:
“Что такое активный электорат” из 30 000 избирателей голосовать пришли 24000.
Какая часть электората оказалась активной? Почему остальная часть электората оказалась пассивной? Что посоветовать председателю избирательной комиссии на следующие выборы или на 2-й тур голосования?
Расшифруйте и обсудите:
Из данного набора слов составьте высказывание и выскажите свое мнение относительно предложенных мудрых мыслей:
“Голосуй меньше человека, который меньше всех, будешь всех за обещает разочарован”. Барух
“Неосведомленность ущерб одного в демократическом избирателя обществе наносит безопасности всех”. Дж. Кеннеди
“Там, ежегодные заканчиваются где рабство выборы, начинается”. Джон Адамс
“Управление мудрых подбора зависит от государством людей”. Конфуций
Слово предоставляется председателю территориальной избирательной комиссии Он делает анализ, как обучающиеся справились с предложенными заданиями, оценивают насколько они готовы к выборам. Даёт ребятам пpaктические советы, отвечает на вопросы.
5. Подведение итогов урока,
выводы.6. Домашнее задание:
а) Учебник §21,25
б) Убедить аполитичного соседа, зачем и почему надо ходить на выборы (в форме написания сочинения – эссе).
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
20 01 2021 1:59:57
Предлагаемые познавательные задания предназначены для закрепления учебного материала по российской государственной символике для учащихся. Разнообразный хаpaктер познавательных заданий позволит проверить и закрепить необходимые знания по истории становления и развития символики: понятий, терминов, дат, периодов, событий и фактов, исторических деятелей.
...
19 01 2021 14:38:38
Урок-путешествие рассчитан на учащихся 5-го класса. Игровая форма урока позволит заинтересовать учащихся и будет способствовать развитию образного мышления, умений и навыков работы с историческими источниками, картой, развитию умений делать выводы, сравнивать, воспитанию чувства уважения к законам, как правилам, обязательным для выполнения всеми людьми....
18 01 2021 16:41:25
Среди многих героических страниц истории нашей страны были и тёмные периоды. К таким периодам относится время репрессий. Урок рассказывает о Соловецком монастыре, месте, где много веков подряд, жили и молились монахи. А в 1918 году там был устроен первый лагерь в Советской России. И там начали уничтожать людей, живущих в СССР. Ученики должны задуматься: что следует сделать, чтобы эти события не повторились....
17 01 2021 9:44:15
В основе педагогической деятельности лежат три основополагающие педагогические технологии, которые позволяют реализовать цели компетентностного подхода в обучении. Это личностно-ориентированная технология, активное и проблемное обучение. Цель: использование комбинированных технологий в зависимости от типа и целей урока. Это важно для будущего профессионального образования и самообразования, для достойной жизни в обществе.
...
16 01 2021 0:24:52
При обучении учащихся – будущих слесарей по ремонту автомобилей преподавателем истории проводится серия взаимосвязанных уроков. Эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода истории, научно-технического прогресса.
...
15 01 2021 21:16:50
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
14 01 2021 11:58:58
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
13 01 2021 11:50:54
Данный урок проходит по образцу телевизионных передач КВН и "Что? Где? Когда?". Участвуя в конкурсах и отвечая на вопросы, ученики знакомятся с данной темой....
12 01 2021 17:36:39
История – это тот предмет, где через элементы краеведения можно более глубоко изучить тот или иной исторический факт или историческое событие. В старших классах при изучении истории, кроме констатации исторического факта, необходим ещё и анализ происходящего, его оценка. Поэтому необходимо привлекать учащихся к научной работе по изучению края и прививать умение правильно оформлять свои работы....
11 01 2021 2:23:22

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
10 01 2021 20:25:32
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
09 01 2021 21:37:14
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
08 01 2021 17:24:21
Благодаря стремлению к новому древний классический мир расширился со Средиземноморского региона, постепенно привлекая новые культуры и цивилизации. Этот урок посвящен Великим географическим открытиям середины XV – середины XVII века....
07 01 2021 19:33:37
Мероприятие является финальным соревнованием в конкурсе "Лучшие знатоки истории". Участие принимают три комaнды первого и второго курса. Игра включает пять конкурсов: "Историческая мозаика", "Маска, я вас знаю", "Исторические события", "Аукцион", Финал.
...
06 01 2021 1:37:54
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
05 01 2021 15:44:47

Цель: расширение знаний о традиционном хозяйстве, культуре, некоторых традициях и обычаях коренных жителей ХМАО–Югра – ханты и манси....
04 01 2021 17:14:36
Предлагаемая игра построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена 455-летию Бориса Годунова. Компьютерная презентация позволяет сделать игру более наглядной, занимательной, интересной, расширить кругозор детей и акцентировать внимание не только на слуховую, но и на зрительную память учащихся....
03 01 2021 20:11:27
В ходе урока учащиеся создают компьютерную презентацию. Интегрированные уроки позволяют сделать урок более динамичным, современным, личностно-ориентированным.
...
02 01 2021 22:21:49
В статье описывается методика написания эссе по обществознанию. Главной хаpaктеристикой работы является тот факт, что ее использование рассчитано на подготовку учащихся общеобразовательной школы, изучающих обществознание на базовом уровне. Автором определена четкая и ясная последовательность действий при выполнении заданий ЕГЭ уровня С. В качестве основы данной методической разработки использованы классические риторические приемы и основные логические законы мышления....
01 01 2021 1:26:25
В процессе подготовки учащиеся расширяют свои знания о людях и событиях начала XVIII века, в ходе игры выполняют задания познавательного и развлекательного хаpaктера, а также представляют собственный проект ассамблеи.
...
31 12 2020 23:21:19
Цели представленного мероприятия - способствовать формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины; способствовать формированию у школьников интереса к прошлому России, гордости за свою Родину и народ; воспитание у учащихся чувства патриотизма, долга, ответственности перед Родиной, уважения и чувства признательности к ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта....
30 12 2020 5:31:41
Урок направлен на то, чтобы расширить знания учащихся по истории политических репрессий, познакомить с лагерями на территории Казахстана, показать с каким мужеством переносили люди испытания, выпавшие на их долю, верили, что история все расставит по своим местам. У учащихся развивается чувство сопричастности и уважения к историческому прошлому своей Родины.
...
29 12 2020 5:16:28
Урок посвящен изучению периода эпохи дворцовых переворотов в истории России. На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся раскрывают причины череды дворцовых переворотов после cмepти Петра Великого, дают хаpaктеристику правителей Российской Империи, хаpaктеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и делают вывод о влиянии смены власти на развитее страны. Результатом учебного проекта является создание публикаций, сравнительных таблиц, дидактического материала....
28 12 2020 15:10:23
Элективный курс для учащихся 11-х классов направлен на познание глобального мира. Изучаемый мир быстро меняется действиями, желаниями и знаниями людей. Чтобы менять мир, нужно знать закономерности его развития. Чтобы управлять будущим, требуется хорошо разбираться в настоящем, зная, как оно возникло из прошлого....
27 12 2020 3:22:17
Автором представлена собственная система работы, нацеленная на формирование информационных компетенций учащихся 6–9-х классов с помощью проектной технологии....
26 12 2020 23:13:47
Что такое человек? Какое место он занимает в истории? В статье автор рассказывает об интересном человеке, который оставил свой след в древнейшей истории. Волею судьбы он становится первым русским князем, основателем государства русского, хоть и сам не был русского происхождения. В работе систематизированы знания о происхождение Рюрика, о его деятельности....
25 12 2020 18:53:21
Мероприятие призвано привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825 г., поможет раскрыть содержание мира русской культуры XIX века, сформировать представления о поэтах-декабристах.
...
24 12 2020 21:28:24
Урок соответствует ФГОС. Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья. На уроке используются индивидуальная и парная формы работы, метод кластера, проблемного изложения, работа с учебником....
23 12 2020 16:12:30
Рабочая программа учебного курса разработана с учётом национально-регионального компонента образовательного стандарта, рассчитана на 35 часов. Реализация программы способствует развитию интереса школьников к истории родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности, воспитанию патриотизма и гражданственности. Программа адаптирована к интегрированному обучению детей с задержкой психического развития....
22 12 2020 4:38:54
Повторительно-обобщающий урок с целью итогового повторения и проверки знаний. Повторение проводится в форме исторического турнира.
...
21 12 2020 17:46:41

Внеклассное мероприятие проходит в форме интеллектуальной игры. Викторина создана по аналогии со «Своей игрой», идущей на канале НТВ. Она задумана для того, чтобы пробудить интерес к истории, активизировать мыслительную деятельность кадетов, развивать познавательные способности. Игра адресована кадетам 8–11-х классов....
20 12 2020 12:55:56
Тема урока актуальна в наши дни. Граждане России имеют возможность свободного выезда за пределы страны. В этих условиях важно знать свои юридические права по вопросу приобретения гражданства. Материал урока способствует пониманию духовно-нравственного смысла понятия гражданства....
19 12 2020 0:17:12
Методическая разработка урока в 6-м классе, учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История Отечества. С древнейших времен до конца 16 века». Цель урока: раскрыть тему борьбы северо-русских земель с экспансией крестоносцев и шведов; оценить деятельность и полководческий талант Александра Невского....
18 12 2020 12:48:29
Цели урока – выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую хаpaктеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами....
17 12 2020 9:39:53
Данная работа предназначена для контроля и проверки знаний по теме «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.» учащихся 11-го класса. Формат заданий соответствует заданиям ЕГЭ по истории 2015 года. Контрольная работа составлена в двух вариантах. Материал может быть использован как в рамках изучения отдельной темы, так и при подготовке к экзамену по истории. При выполнении работы использовались сборники тренировочных материалов ЕГЭ по истории 2014–2015гг....
16 12 2020 4:56:46
Предлагается урок-презентация, который дает представление учащимся о развитии культуры Киевской Руси и ее мировом значении.
...
15 12 2020 15:16:41
Урок сочетает в себе знания из разных областей и должен познакомить учащихся с лучшими произведениями русской культуры; выяснить, в чем заключаются особенности древнерусской культуры; воспитывать патриотическое отношение к своей Родине; развить умение анализировать текст и делать выводы....
14 12 2020 20:47:57
В процессе изучения нового материала, обсуждения итогов Второй мировой войны,
событий послевоенного периода сформировать представление у учащихся о "холодной
войне". Подчеркнуть причинно-следственную связь между итогами Второй мировой
войны и последующими событиями "холодной войны"....
13 12 2020 2:45:39
Урок призван привлечь внимание учащихся к изучению истории политических репрессий и сопротивлению несвободе в СССР. Сохранение памяти о жертвах репрессий и необходимость мopaльно-правовой оценки советского режима. Воспитание чувств гражданской ответственности и патриотизма. Материал можно использовать на уроках истории и обществознания.
...
12 12 2020 20:12:51
Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации «Россия на рубеже веков», сайтов Интернета и модели «Шесть шляп мышления». На уроке совершенствуется работа с различными источниками, анализируется полученная информация. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....
11 12 2020 2:58:30
Урок способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам, формированию чувства гордости за историю России....
10 12 2020 18:18:32
Данная игра приурочена к годовщине контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941 г. и призвана в игровой форме познакомить учащихся с событиями этого периода. Она рассчитана на достаточно большое количество человек (от 25). Целевой аудиторией данной игры могут быть как 9-е классы (как до прохождения темы, так и после), так и 8-е классы....
09 12 2020 12:44:18
В разработке классного часа, посвященного изучению истории села Чернышевка, показано, как можно формировать личность учащихся, воспитывать патриотизм, развивать познавательный интерес, творческие способности ребят. Материалы можно использовать и на факультативных занятиях по истории Приморского края, и на внеклассных занятиях, приобщая учащихся к поисковой работе.
...
08 12 2020 6:58:39
В 2007 году был учрежден новый праздник – День героев Отечества. Для популяризации этого праздника предлагается проведение данной викторины, созданной по аналогии со «Своей игрой». Категории вопросов: герои Вов, героический поступок, герои-женщины, былинные герои, награды, киногерои.
...
07 12 2020 5:31:52
Предлагаемое занятие является интегрированным уроком (экономика + право (политическая сфера). Имеет место работа с документами, анализ задач, а также проблем, возникающих в обществе в рамках этих двух сфер деятельности. Учащиеся делятся на 4 группы, работа проводится в форме дискуссии. Разные взгляды могут быть у ребят по поводу решения задач. Перед организацией дискуссии учащиеся повторяют свой фактор производства, доказывают, чем привлекательнее данный ресурс....
06 12 2020 8:34:35
В 5-м классе необходимо вызвать и поддерживать интерес к предмету "История". Поэтому уроки должны сочетать различные формы работы, так как их сменяемость позволяет максимально долго удерживать внимание учащихся и способствует более глубокому усвоению материала. Большой интерес вызывают элементы театрализации....
05 12 2020 4:20:33
Урок может помочь ученикам глубже понять эпоху 60-х годов на основе повторения изученного в теме и самостоятельного подбора фактического материала по отдельным годам периода и его творческого осмысления. Цель: сформировать у школьников многоплановый стилевой образ 60-х годов, познакомить их с веяниями моды, повседневной жизнью, досугом и отдыхом людей в СССР....
04 12 2020 15:56:26
Учащиеся должны осознать сущность «Восточного вопроса», причины его обострения к середине ХIХ века, цели России и государств Западной и Центральной Европы при решении «Восточного вопроса», ход Крымской войны, героическое поведение русских военных моряков и защитников Севастополя, причины поражения России и последствия этого поражения для России как необходимый стимул для преобразований, реформ....
03 12 2020 14:20:35
Интеллектуальная игра для 6–7-х классов по истории. Составлена на основе популярной телевизионной передачи «Своя игра». В ней отражены темы: Киевская Русь, Новосибирск, спорт, космос, чудеса света, мифы, история вещей. Игра состоит из трех туров. В двух турах представлены шесть тем с вопросами различной степени сложности, что выражается в их стоимости. Цель игры – расширение кругозора, формирование устойчивого интереса к предмету, развитие навыка индивидуальной деятельности....
02 12 2020 21:22:46

Урок формирует у учащихся целостное представление о дружбе как высшей нравственной категории. На уроке используется презентация, электронное приложение к учебному пособию "Основы религиозных культур и светской этики"....
01 12 2020 10:16:14
Урок посвящен теме развития социальных отношений в современном мире. Школьники учатся высказывать свою собственную социальную позицию. На уроке формируются навыки сравнительного анализа явлений, процессов, мнений и доказательств, соотношения теоретических обобщений и реальных процессов....
30 11 2020 3:28:10
Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 11-х классов с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и пpaктических заданий. Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами в истории родного города, предполагает большую самостоятельную работу с архивными как опубликованными, так и неопубликованными источниками....
29 11 2020 14:11:24
Второй по численности народ России, имеющий здесь свои древние корни, оставшиеся в названиях, языке, традициях других народов России: тюрки, кимаки, болгары, кипчаки... Список этот можно продолжить, смотря о каком времени мы будем говорить…...
28 11 2020 1:39:33
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
27 11 2020 17:48:18
Целью урока является формирование умений учащихся работать с дополнительной литературой и учебником, умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей; формирование понимания причин возникновения и особенностей малых групп. Урок помогает воспитанию чувств коллективизма и толерантности.
...
26 11 2020 6:53:28
Урок способствует формированию у учащихся представлений о ходе и причинах бунтов и восстаний XVII века, о сложном внутриполитическом положении России в данный период, а также развитию креативных способностей учащихся....
25 11 2020 9:10:19
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
24 11 2020 1:25:24
Цели урока: формирование правильного представления о месте и роли России в мировом историческом процессе, формирование у старшеклассников гражданских идеалов, патриотизма, активной позиции, ответственности за свою страну....
23 11 2020 15:30:39
В работе вы найдете материалы об эпохе правления Николая I. Они свидетельствуют о достижениях и проблемах его тридцатилетнего царствования и позволяют ученикам после их исследования оценить эпоху Николая I. Для систематизации знаний все материалы сведены в таблицу. Предполагается ее заполнение учениками по ходу урока....
22 11 2020 0:11:54
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
21 11 2020 20:29:38
Повторительно-обобщающий урок может быть проведен в 8-х и 11-х классах. Разноуровневые задания предназначены для повторения темы. Вопросы-тесты можно использовать в различных комбинациях: устроить викторину, разбив класс на 3–5 групп и задавать вопросы каждой группе или ученику. В качестве примера приведено 50 вопросов-тестов простого уровня и 9 вопросов-тестов сложного уровня....
20 11 2020 8:17:41
Урок включает в себя освещение и ролевое проживание исторического события. Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей изучаемого периода, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
19 11 2020 14:46:25
В процессе изучения темы ребята узнают про основные направления внутренней политики царского правительства на Кавказе, причинах, последствиях и ходе войны. Учебное занятие формирует у учащихся навыки самостоятельной работы по тексту учебника и карте, развивая способности не получать готовую информацию от учителя, а трудом своих усилий выстраивать свою работу по определенному плану....
18 11 2020 12:56:46
Урок истории разработан для учащихся 5-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
17 11 2020 11:53:55
Целью урока является выявления причин Великой греческой колонизации, а также процесс освоения переселенцами новых земель. В ходе изучения истории учащиеся получают комплекс знаний по Древней Греции и греческим колониям. Представленный урок способствует формированию интереса к изучению истории....
16 11 2020 16:21:53
Урок истории преследует цель актуализировать имеющиеся знания у учащихся по этой теме и углубить представления школьников об ордынском иге. При подготовке к уроку используется дополнительная литература (сочинения Карамзина, Гумилева, Ключевского, исследования современных авторов в и другие). Форма урока позволяет создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, вести диалог....
15 11 2020 9:52:16
Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...
14 11 2020 16:53:14
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
13 11 2020 3:58:49
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с условиями зарождения фашизма в европейских странах, дает представление о лидерах европейского фашизма.
...
12 11 2020 2:38:25
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся в процессе пpaктической работы: итоги вооружённого восстания 14 декабря 1825 г., создает у школьников образное представление о восстании декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории Отечества.
...
11 11 2020 16:50:35
На уроке учащиеся знакомятся с историческим портретом Екатерины II. Целью урока является знакомство с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики. Показать роль дворянских привилегий и продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками....
10 11 2020 3:29:33
Использование преданий на уроках истории позволяет учащимся лучше узнать наше историческое прошлое, а учителю – сделать свои уроки интересными и запоминающимися....
09 11 2020 8:37:43
Урок обществознания в форме защиты проектов с использованием информационных технологий. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссии, умения грамотно и логично излагать свои мысли, работать в группах.
...
08 11 2020 1:15:37
Прологом Победы послужила Московская стратегическая оборонительная операция. Впереди еще три года войны, но именно 5 декабря 1941 года гитлеровская армия, находившаяся в зените своего могущества, понесла первое тяжёлое поражение.
...
07 11 2020 22:55:44
Урок построен в технологии системно-деятельностного обучения, предполагающей применение таких методов и форм работы на уроке, как: методы наглядной передачи информации и её зрительного восприятия, методы передачи информации с помощью пpaктической деятельности. Цель урока – повторить и закрепить ранее изученный материал, опираясь на основные понятия, термины и имена (Венский конгресс, консульство, континентальная блокада, Наполеон Бонапарт, реставрация Бурбонов, «Сто дней»)....
06 11 2020 17:49:50

Урок выстроен в логике технологии РКМЧП. Основные этапы урока традиционного наложены на этапы урока "Вызов", "Осмысление" и "Рефлексия". Тем самым подчеркивается не только преемственность подходов, но фактически их идентичность (новизна формы при сохранении смысла). Использование рабочих листов и интеpaктивной доски позволяет сэкономить время на уроке и полнее и нагляднее представить и сохранить материал по теме "Движение декабристов"....
05 11 2020 19:29:46
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
04 11 2020 4:40:50
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
03 11 2020 1:10:22
В уроке разобраны сущность и предпосылки появления опричнины, цели, которые преследовал Иван IV при её введении. Представление опричнины как одного из способов усиления центральной власти.
...
02 11 2020 23:13:30
Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету "Право" включает в себя вопросы, задания, которые в компактной форме раскрывают наиболее актуальные вопросы, а также содержит ряд дополнительных сведений, позволяющих учащимся расширить и углубить знания по предмету, получить более полное представление о правосознании.
...
01 11 2020 5:14:20
Урок является вторым в блоке «Древняя Индия». Формы и методы работы на уроке позволяют не только изучить новый материал, но также повторить и закрепить все изученное по теме. У учителя есть возможность оценить знания всех учеников класса. Использование игр вызывает интерес к теме и предмету. ...
31 10 2020 14:58:42
Данный урок проводится с целью обобщения знаний по теме "Международное гуманитарное право" и привлечения внимания учащихся к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов. Потребность в изучении вопросов международного гуманитарного права стала особенно актуальной в последние годы. Всеобщего мира добиться в один момент трудно, и поэтому нужно приложить все усилия, чтобы облегчить страдания людей, приносимые войной. Этому способствует международное гуманитарное право - одна из отраслей международного права....
30 10 2020 2:39:40
Данная разработка урока относится к разделу «История родного края». Проводится в форме открытого урока с изучением дополнительного материала и просмотра видеофильма....
29 10 2020 18:21:36
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
28 10 2020 21:14:51
Урок знакомит с историей Финикии, ее природными условиями и занятиями жителей. Развивает речь, память, логическое мышление, умение отбирать нужную информацию и кратко ее записывать. Призван воспитывать интерес к истории этой страны....
27 10 2020 10:48:48
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
26 10 2020 14:32:17
Данное мероприятие преследует, прежде всего, воспитательные цели: учащиеся должны гордится историей своей Родины, чтить память о патриотах - защитниках Отечества, ценить предмет " история" как источник знаний о наших великих традициях. Данная форма внеклассного мероприятия наиболее эффективной, так как позволяет охватить большой и яркий период героических событий из нашей истории. Форма 3-х лотов аукциона позволяет решить и образовательную задачу - повторить учебный материал последних тем курса истории 9-го класса....
25 10 2020 2:47:54
Игра для 5-7-х классов закрепляюет знания полученные на уроках истории, литературы знания об укладе жизни русского населения России XVII-XIX веков, об архаичных словах и понятиях, о смысле пословиц и поговорок, принципы составления загадок.
...
24 10 2020 18:10:53
Зачем человек учится? Зачем в школе преподается столько предметов? С одной стороны, на эти вопросы ответить легко, а с другой, сложно. Как было в далёком прошлом? Ученики переносятся в древние Афины, сравнивают, отвечают на волнующие вопросы....
23 10 2020 7:59:17
Урок для 10-го класса проводится в форме дискуссии групп обвинения и защиты с использованием информационных технологий. Его особенностью является то, что прения сторон сопровождаются показом презентаций. Это делает процесс обучения более увлекательным и понятным.
...
22 10 2020 17:58:52
Формирование толерантности - важная часть школьного образования, его целей, направленных на воспитание граждан новой, свободной России, на подготовку школьников к активному участию в становлении и развитии гражданского общества в своей стране. В данной статье описываются принципы обучения истории и условия формирования толерантного сознания, раскрывается данная проблема на методическом уровне.
...
21 10 2020 1:19:39

Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
20 10 2020 4:44:42
Посещение музея должно не повторять, а обогащать урок. Помощь музея школе не в дублировании урока, а в расширении представления ребят об окружающем мире, в формировании эстетического вкуса. Музейная экспозиция способствует особому восприятию темы, достоверной оценке исторической подлинности события или предмета.
...
19 10 2020 12:54:27
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
18 10 2020 23:19:59

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
17 10 2020 5:22:26
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «история» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нахождения интересного материала, ему удастся заинтересовать ученика в получении знаний. Цели урока: раскрыть причины войны; дать представление о подготовке войск к войне двух стран; сформировать представление о ходе военных действий; ознакомить учащихся с личностью народной героини Жанны д'Арк; рассмотреть итоги Столетней войны....
16 10 2020 6:43:45
Урок изучения нового материала с опорой на знания учащихся и использованием презентации PowerPoint. Цель урока – раскрыть проблему модернизации на конкретном материале, рассмотреть и проанализировать различные модели развития "центра" и "периферии"....
15 10 2020 18:57:14
Историческая викторина «Мир в начале нового времени» — это внеклассное мероприятие по истории для 7-х классов. Материал викторины охватывает события от начала Великих географических открытий до начала Реформации в Европе, поэтому его можно использовать и на уроке в ходе повторения пройденного материала. Историческая викторина повышает мотивацию к изучению истории, развивает любознательность, стремление к самоутверждению, позволяет обобщить и закрепить представления об эпохе Возрождения....
14 10 2020 7:44:37

Поинтересовавшись своим родным городом, вы будете не менее удивлены, сколько интересных событий происходило на родных местах и сколько впереди еще интересного. Поинтересуйтесь, почему улицы вашего населенного пункта именуются в чью-то честь. Погуляйте по улицам, скверам и паркам. Все они хранят историю, и это будет для Вас открытием. Эта разработка - интеллектуальное путешествие по городу Новосибирску для школьников....
13 10 2020 2:15:45
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::