История для молодежи    

Новая экономическая политика

Цели и задачи урока:

Образовательные задачи:

  • Показать проявления кризиса политики военного коммунизма;
  • Раскрыть причины перехода к Новой экономической политике;
  • Рассмотреть основные события Кронштадтского восстания и решения Х съезда партии;
  • Познакомить учащихся с основными мероприятиями НЭП, определить значение НЭП для дальнейшего развития страны;
  • Установить причины свертывания НЭП.
  • Сравнить НЭП и современную экономику России.

Развивающие задачи:

  • развитие логического мышления, навыков сравнения и самостоятельной работы, умения добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.
  • развитие умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;
  • формирование навыков работы с текстом , документами;
  • развитие навыков грамотной устной речи;
  • развитие навыков групповой работы.

Воспитательные задачи:

  • привить интерес к истории, уважение к труду и самостоятельности, уважение к правам человека.
  • формирование умения формулировать и отстаивать свою точку зрения по любому вопросу.
  • воспитание чувства гуманизма, уважения, толерантности, гражданской ответственности.

Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторной работы.

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами и документами).

Формы работы: вступительное слово учителя, беседа, групповая работа по решению познавательных заданий, работа с текстами документов и материалов, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, заполнение опорного конспекта, общее обсуждение проблемных заданий,

Средства обучения: карточки-задания с познавательными материалами и заданиями.

ПЛАН УРОКА:

  1. Причины и необходимость перехода к НЭП.
  2. Кронштадтское восстание, его значение и итоги.
  3. Х съезд партии, его решения.
  4. Основные мероприятия НЭП.
  5. Итоги НЭП.
  6. Проблемы НЭП, причины свертывания НЭП.
  7. НЭП и современная экономическая политика России.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний:

  1. Когда и чем закончилась гражданская война?
  2. Почему в гражданской войне победу одержали большевики?
  3. Какую политику проводили большевики в годы гражданской войны, в чем ее смысл? Была ли она оправдана условиями войны?

III. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Итоги Гражданской войны

  • население сократилось на 11 млн. человек
  • сократились посевные площади
  • понизились урожаи
  • нарушены связи между городом и деревней
  • объем промышленного производства – 12% от довоенного уровня
  • производительность труда упала на 80 %
  • топливный и энергетический кризис
  • 80% поступлений в казну шло за счет продразверстки, план которой выполнять было все сложнее.

Недовольство населения экономической политикой большевиков породило крестьянские волнения, малую гражданскую войну и восстание в Кронштадте, все это вынудило большевиков отказаться от политики военного коммунизма.

Изучение нового материала происходит в форме групповой работы. Класс разбивается на 8 групп, каждая получает карточку-задание. Задание каждой группе: выполнив задания, указанные в карточке, рассказать о своих выводах классу. Время на работу с карточкой – 10-12 минут. Затем выступления представителей групп. (Материалы карточек-заданий см. в Приложении).

Во время выступления представителей групп остальные ребята делают пометки, записывают основные моменты в опорный конспект.

Вариант заполнения опорного конспекта:

Запись после выступления 1 и 2 группы:

В начале 20х гг. – в России был очевиден экономический и политический кризис.

Причины перехода к НЭП.

  1. Последствия Гражданской войны.
  2. Выпуск бумажных денег и расстройство финансов.
  3. Необходимость восстановления разрушенного.
  4. Массовые восстания крестьян, рабочих и армии.
  5. Крушение экономической системы военного коммунизма.
  6. Спад революционного движения на Западе.

ВЫСТУПЛЕНИЯ против политики большевиков:

  • Крестьяне: отряды Антонова, Махно – “Малая Гражданская война”. Лозунги – “Долой продразверстку” “Даешь свободу торговли”, “Советы без коммунистов”
  • “Крестьянская контрреволюция” – опаснее чем Деникин и Колчак вместе взятые”. В.И. Ленин.
  • Рабочие: 1920-1921 г. – массовые выступления, митинги и забастовки рабочих в Москве и Петербурге. Требовали отмены спецпайков, выступали против политики большевиков.
  • Кронштадтское выступление матросов – последняя капля в недовольстве большевиками.

Запись после выступления 3 и 4 группы:

Февраль – март 1921 г. – Кронштадтское восстание.

Требования восставших:

  • Политические: предоставить свободу слова, печати, объединений для всех левых политических партий и объединений, освободить всех советских политических заключенных в связи с рабочими и крестьянскими выступлениями, провести перевыборы в Советы на основе многопартийности. “Советы без коммунистов”.
  • Экономические: уравнение пайков для населения, предоставить право крестьянами распоряжаться своей землей и результатами своего труда.

Восставших пытались уговорить прекратить выступление лидеры большевиков (Калинин), но не добились результата.

В ночь с 17 на 18 марта – штурм крепости. Много погибших.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Часть восставших моряков ушла в Финляндию.
  • Более 2100 человек было расстреляно.
  • 6500 человек отправлено в лагеря.
  • Все они реабилитированы в 1994 г.
  • Восстание показало необходимость перемен в политике и экономике.

Запись после выступления 5 группы:

8-16 марта 1921 г. – Х съезд ВКП (б).

Вопросы:

1) о профсоюзах.

Спор между “рабочей оппозицией” (Шляпников, Коллонтай), которые считали, что вся власть в экономике должна принадлежать профсоюзам и “платформой десяти” (Ленин, Троцкий, Зиновьев, Каменев и др.), гл идея – народным хозяйством может управлять только партия.

2) о единстве партии.

“Резолюция о единстве партии” – запрет создания фракций внутри ВКП (б). Все фракции, платформы и группы внутри партии должны были быть распущены. Нарушение этих требований влекло исключение из партии. Запрет инакомыслия и свободы мнений внутри партии.

3) о замене продразверстки продналогом.

После долгих споров продразверстка была заменена продналогом, который был почти в два раза меньше.

На Х съезде был провозглашен курс на переход от политики военного коммунизма к Новой Экономической политике.

Запись после выступления 6 группы:

Точки зрения на НЭП:

  • Ленин – сначала видел в НЭПе временную меру, но затем заявил, что НЭП – это всерьез и надолго, а коммунисты должны научиться торговать. После его смерти усилились противники НЭПа.
  • Часть рабочих и коммунистов воспринимала НЭП как отступление от завоеваний революции и стремилась к его уничтожению.
  • После смерти Ленина большинство членов партии выступало против НЭП.

Запись после выступления 7 группы:

Мероприятия НЭП:

  • замена продразверстки продналогом. Объявлялся весной и не мог быть увеличен;
  • излишки крестьяне могли продавать на рынке;
  • разрешалась посредническая торговля;
  • мелкие и средние предприятия возвращались прежним владельцам;
  • увеличена зарплата рабочим;
  • 1922 г. – денежная реформа. Вводится золотой червонец = 60 тыс. старых рублей. Червонец = 5 долларам 15 центам США и был выше английского фунта-стерлинга;
  • отмену трудовой повинности, устройство на работу через биржу труда;
  • прекращение бесплатных услуг населению;
  • перевод государственных предприятий на хозрасчет;
  • возможность аренды предприятий, помещений, земли, техники кооперативами, частными лицами;
  • возможность открыть одному владельцу кустарное или промышленное производство (до 20 наемных рабочих);
  • развитие кооперации (сельскохозяйственной, кредитной, потребительской);
  • заключение договоров с зарубежными предпринимателями и создание совместных предприятий; привлечение иностранного капитала в экономику;
  • налаживание экономического сотрудничества с капиталистическими странами.

Запись после выступления 8 группы:

ДОСТИЖЕНИЯ НЭП

  • во-первых, посевная площадь достигла довоенного уровня, в 1925 г. валовой сбор зерновых на 20% превысил среднегодовой сборе 1909-1913 гг., через год на уровень тех лет вышло животноводство;
  • во-вторых, к 1925 г. удалось достичь 75% выпуска продукции тяжелой промышленности; в 1,5 раза выросла производительность труда; начался выпуск новой техники; было построено 200 электростанций; резко поднялась мелкая и кустарная промышленность;
  • в-третьих, конвертируемый рубль получил международное признание;
  • в-четвертых, плодотворно развивалась культура.

ПРОБЛЕМЫ НЭП

  • разные темпы развития промышленности и сельского хозяйства породили “ножницы цен” между городом и деревней 3 к 1. Сложился кризис перепроизводства сельскохозяйственных товаров в условиях дефицита товаров промышленности. В результата – Кризисы НЭПа (записать схему.)
Годы Причины кризисов Сущность Последствия
1923 Политика большевиков, отдававших приоритет развитию промышленности. Неспособность промышленности обеспечить на достаточно качественном уровне потребности сельского хозяйства. “Кризис сбыта”. Появление в народном хозяйстве т.н. “ножниц цен” - высоких цен на промышленные товары и низких на сельскохозяйственные продукты. Это затрудняло товарооборот между городом и деревней. Товарный голод на промышленные изделия в деревне. Ликвидация кризиса путем сближения ценовых параметров.
1925 Отсутствие продуманной экономической политики развития НЭП. Кризис хлебозаготовок. Сохранение государственных заготовок хлеба и уменьшение его экспорта.
1927-1928 Противоречия между рыночными и административно-социалистическими началами в экономике. Кризис хлебозаготовок. Ликвидация кризиса при помощи административно-правовых мер. Свертывание НЭПа.

Завершающее слово учителя

Точки зрения на проблемы выхода из кризиса:

  • Троцкий – давление на крестьянство, увеличить налоги на частников.
  • Бухарин – за развитие НЭП. Предоставить льготы крестьянам, скупать у них продукции по более высоким ценам.
  • Сталин – предлагал совместить обе точки зрения.

В апреле 1925 г. Был взят курс на развитие НЭП – “Новый курс в НЭП”. Предполагалось развитие товарности, строительство социализма в рамках НЭПа. Но фактически новый курс был сорван после принятия на XIV съезде в 1925 г. курса на индустриализацию. 1926 г. – фактическое завершение НЭП.

Причины свертывания НЭП

  • Недовольство крестьянской бедноты и рабочих, которые, имея небольшую зарплату, выступали за твердые цены.
  • Принятие программы строительства 300 новых предприятий потребовало перекачки средств их сельского хозяйства в промышленности, что привело к давлению на крестьянство.
  • Партийное руководство и члены партии боялись угрозы реставрации капитализма.
  • Поводом для полного отказа от НЭП стал кризис хлебозаготовок 1927 – 1928 гг.

IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

V. Домашнее задание.

Параграф 11 (А.Ф.Киселёв.История России XX-начала XXI веков)

Читать дополнительный материал.

Составить сравнительную таблицу

Мероприятия военного коммунизма Мероприятия НЭПа
   

Литература:

  1. Долуцкий И.И. отечественная история, ХХ век: Учебное пособие для 10 кл. Общеобразовательных учреждений. – М., 1996.
  2. Кириллов В.В., Чернова М.Н, История России 1800-2002 гг.: Поурочные методические разработки и сценарии уроков. – Ростов н/Д, 2002.
  3. Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России ХХ в.: 9 кл.: Методическое пособие. – М., 2001.
Вопросы «Военный коммунизм» НЭП Современная экономика
Сельское хозяйство Продразверстка, ликвидация частной собственности. Продналог, аренда земли. Право частной собственности на землю, развитие фермерского хозяйства.
Промышленность Национализация промышленности, государственные формы собственности. Аренда мелких и средних промышленных предприятий, создание концессий, государству принадлежит металлургия, станкостроение, энергетический комплекс, военные заводы. Свобода предпринимательства, конкуренция, частная хозяйственная инициатива.
Торговля Запрещение частной торговли, снабжение через Наркомпрод, бесплатные коммунальные платежи. Свобода торговли, денежная реформа Сокольникова. Свободный рынок.
Характер труда Всеобщая трудовая повинность, уравнительность, карточная система. Тарифная система оплаты, отмена карточной системы. Рынок труда на основе конкуренции, большие различия в уровнях доходов.
Тип экономики Командно-административная. Элементы рыночной экономики. Рыночная экономика.
Характер управления Строгая централизация, система ВСНХ. Использование самофинансирования, самоокупаемости, хозрасчета. Рыночное саморегулирование, государственное вмешательство.
Общество Авторитаризм, государственная монополия на СМИ, отсутствие плюрализма. Авторитаризм, государственная монополия на СМИ, отсутствие плюрализма. Демократические свободы, гражданские права, плюрализм в экономике и политике.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок обобщение по теме "Россия в 1900–1914 годах"

Урок построен на основе модульной технологии, состоит их 5 модулей, три из которых предполагают исследовательскую работу с документом. Урок предусматривает все виды работ, которые учащиеся должны уметь выполнять на Е Г Э: тест, работа с документом, написание эссе. Достоинством урока является его высокая результативность, все учащиеся получают оценки в процессе урока и после него за написание эссе. ...

12 07 2020 10:31:40

Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"

Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...

11 07 2020 1:27:33

Формы контроля знаний на уроках истории по теме "Древняя Русь" в 6-м классе

Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме « Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса « История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....

10 07 2020 15:59:37

Общественные дисциплины в предпрофильной подготовке

Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...

09 07 2020 12:15:53

Нетрадиционные формы уроков истории (урок-аукцион)

Урок-аукцион по теме « Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....

08 07 2020 7:25:47

Повышение эффективности учебной деятельности учащихся на уроках истории при помощи технологических карт

Технологическая карта позволяет учащимся не получать знания как готовый продукт для пассивного восприятия, а вырабатывает потребность в непрерывном саморазвитии, подготавливает к ситуации постоянных изменений, создает условия для самостоятельной деятельности учащихся. Работа с технологическими картами позволяет повысить мотивацию к изучению истории, управлять учебным процессом, отработать умения и навыки, необходимые для успешного выполнения заданий Е Г Э....

07 07 2020 4:28:58

Восточные славяне

Изучение курса всеобщей истории и истории России по историческим блокам позволяет активизировать умения учащихся и перейти на уроках истории от репродуктивного подхода к компетентностному. Данный подход показывает параллельность курсов всеобщей истории и истории России, развивает навыки аналогии, сравнительного мышления, умение применять ранее полученные знания с добавлением фактического материала по данной теме....

06 07 2020 4:48:28

Распад СССР. Становление новой российской государственности

На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....

05 07 2020 0:24:48

Урок истории по теме "Борьба Руси с иноземными завоевателями в XIII веке". 10-й класс

На уроке использованы технологические приёмы: концептуальная таблица, инсерт, акростих. Наряду с технологическими использованы традиционные приёмы: актуализационная беседа, работа с исторической картой....

04 07 2020 19:58:58

Урок по пропедевтическому курсу "Введение в историю, 5-й класс. Измерение времени"

Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....

03 07 2020 23:18:57

Проектная деятельность на уроках истории

При изучении тем по истории России результатом проектной деятельности обучающихся является готовая компьютерная презентация, сайт, видеоролик. Презентации и проекты учащихся могут быть использованы учителем на уроках достаточно широко, как итог самостоятельного исследования, как формирование информационной компетенции, позволяют обучающимся развивать свои творческие способности, мышление....

02 07 2020 5:41:34

Классный час для учащихся 9–11-х классов. Тема: "Д.С. Лихачев. Человек и Гражданин"

На примере жизни, деятельности Д. С. Лихачева, а также использовании его сочинений, донести до кадетов примеры добра, человеческого счастья, справедливости, истинной толерантности....

01 07 2020 11:53:47

Маршрут выходного дня

Урок помогает привить учащимся основы безопасного поведения, умение ориентироваться в среде обитания, вырабатывать экологическую культуру, любовь к туризму и краеведению....

30 06 2020 13:24:22

Методическая разработка урока народоведения "У каждой двери свои поверья"

Преподавание спецкурса " Мы - славяне" ведется в школе с 2000 года. Курс способствует формированию у обучающихся чувства национального самосознания через изучение мифологии, фольклора, быта наших предков - древних славян. Предложенный урок относится к изучению раздела " Жилище" и содержит элементы поисковой краеведческой деятельности. Занятие имеет большое значение для понимания того, что жилище является воплощением мифологического мировоззрения наших предков. В процессе преподавания осуществляется межпредметное взаимодействие уроков истории, литературы, изобразительного искусства, с науками: филологией, этимологией и фольклором и этнографией. ...

29 06 2020 8:12:18

Классный час на тему "Об уроженцах Цивильского района и их участии в судьбе блокадного Ленинграда"

Разработка занятия подготовлена к применению на уроках истории, обществознания и культуры родного края, а также в качестве национально-регионального компонента. Классный час посвящается теме участия жителей Цивильского района Чувашской Республики в обороне Ленинграда....

28 06 2020 0:42:16

Урок истории в 3-м классе по теме "Сельские поселения. Русская изба"

Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....

27 06 2020 20:28:32

Международное гуманитарное право (повторительно-обобщающий урок)

Пробудить у учащихся чувство сострадания, гуманности и уважения к человеческому достоинству - это основная цель и главный результат изучения Международного гуманитарного права в школе. ...

26 06 2020 3:28:19

Урок обществознания в 6-м классе "Как победить зло на Земле?"

Тема « Добро и зло» не является обязательной для изучения в 6-м классе. Однако я провожу такой урок, где мы еще раз возвращаемся к этим базовым проблемам этики. Цель данного урока — попытаться найти ответ на вопрос: « Как победить зло?». Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка. ...

25 06 2020 23:51:25

Выбор между добром и злом (на материале рассказа "Молодняк" и глав из книги "Архипелаг ГУЛаг" А.Солженицына)

Нетрадиционный интегрированный урок-размышление в 10-м классе (история, литература, обществознание) служит формированию у учащихся представлений о добре и зле, решению нравственных проблем. Продолжительность – 2 часа....

24 06 2020 12:21:59

Урок-игра по теме "Заочное путешествие в страны Востока". 5-й класс

Урок-игра проводится как повторно-обобщающий урок по истории Древнего мира и показательно-развлекательное мероприятие на неделе истории», которая стала традиционной в учебно-образовательных учреждениях. Урок включает в себя 2 этапа. Первый – отборочный. Уместно проводить его по изученным материалам двух государств Индии и Китаю, второй – заключительный, может включать в себя полученные знания по всем странам Востока или выборочно....

23 06 2020 9:20:45

Урок истории Средних веков "Расцвет итальянских городов"

Урок закрепляет знания учащихся о средневековом городе, его устройстве, занятиях населения, управлении городами, борьбе городов с сеньорами. Знакомит учащихся с историей некоторых итальянских городов и их расцветом в период Крестовых походов. Элементы театрализованной игры урока развивают творческие способности учащихся....

22 06 2020 5:10:56

Учебный терминологический словарь по философии как средство развития учебно-позновательной компетенции студентов педагогического колледжа

Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины действительности. Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей. В результате был разработан « Учебный терминологический словарь по философии» как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии....

21 06 2020 20:44:57

Образование и самообразование. 2-й урок по теме

Цель урока: создать условия для формирования представлений о том, что человеку необходимо заниматься самообразованием, развивать свои способности; создать условия для овладения системой познавательных учебных действий, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также формирования навыков самооценки....

20 06 2020 8:57:49

Образование державы Маурьев в Индии

Конспект урока-презентации с полным методическим сопровождением для учащихся 5-х классов. В нем формируется представление о социальном и политическом устройстве Индии. Используя интернет-ресурсы, учащиеся знакомятся с религиозными верованиями индийцев, сравнивают природные условия нашей страны с природными условиями Древней Индии, работают в творческих группах. ...

19 06 2020 8:50:41

Поход Александра Македонского на Восток

Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....

18 06 2020 1:54:21

Урок обществознания в 8-м классе по теме "Конфликт"

Конспект открытого урока по обществознанию из раздела " Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как " Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...

17 06 2020 15:58:33

Либеральные реформы 60–70-х г. XIX века и их вклад в модернизацию России

Урок направлен на формирование представления о значимости либеральных реформ в модернизации общества, о неоднозначных последствиях для общества в случае их незавершенности, об исторических альтернативах для страны. Также у учащихся формируется умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и аргументировать свою точку зрения....

16 06 2020 16:48:33

Урок по обществоведению для 10–11-го класса "Политические режимы"

По курсу обществознание с использованием интерактивных методов обучения. Основная деятельность на уроке - работа в малых группах, ролевая игра. Данное занятие позволяет познакомиться с типами политических режимов, учащиеся смогут называть основные режимы и их характеристики, анализировать политическую ситуацию в странах....

15 06 2020 8:23:38

Урок по праву на тему "Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности". 11-й класс

Предмет « Право» дает обучающимся не только теоретические знания, но и предоставляет возможность применить эти знания на практике (в учебнике предусмотрено решение правовых задач), что призвано помочь адаптироваться выпускникам школ во взрослой жизни. Я предлагаю презентационное обеспечение одной из лекций в цикле темы « Собственность», « Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности». Следующий урок по данной теме направлен на решение правовых задач....

14 06 2020 15:45:14

Урок истории в 6-м классе "Феодальная раздробленность"

В настоящее время для работающего учителя выпускается огромное количество методической литературы, поурочного планирования, дидактические материалы к урокам, но всегда бывает интересно узнать, как эту или иную тему изучает коллега в другой школе, в другом городе. Целями урока являются изучение особенностей государства в период феодальной раздробленности; выяснение причины феодального раздробления, объяснение закономерности феодальной раздробленности, создание представлений о феодальной морали и обычаях, формирование умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий....

13 06 2020 6:46:12

"Люди эпохи викингов". Урок истории Средних веков в системе развивающего обучения с применением ИКТ

История средних веков. Урок постановки и решения учебной задачи по технологии развивающего обучения с применением И К Т. Приемы организации Р О являются не только методом изучения новых знаний учащимися, но средством их развития: обучение выстраивается через самоконтроль, самооценку, самоанализ, учащиеся учатся управлять своим собственным развитием. Процесс познания и усвоения познаваемого проходит в самообучении, на основе и посредством активной субъектной позиции ученика....

12 06 2020 16:14:31

Викторина по Великой Отечественной войне "Достойные славы"

Представленную викторину можно проводить как обобщающий урок по теме: " Великая Отечественная война" или как внеклассное мероприятие, приуроченное к 9 мая. Участники викторины: 9-11-е классы. Цель викторины: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны; воспитание чувства патриотизма и гражданственности; воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения....

11 06 2020 14:55:14

"Путешествие с Клио". 5-й класс

Урок по пропедевтическому курсу истории в доступной форме рассказывает о событиях истории....

10 06 2020 5:44:27

Мышгород, или Путешествие в город Мышкин

Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....

09 06 2020 12:15:38

Классный час "Путешествие по необыкновенным музеям мира"

Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...

08 06 2020 4:22:14

Урок истории России в 11-м классе на тему: "Правление Александра I (1801—1825 гг.)"

Урок носит обобщающий характер. Проводится подготовительная работа с учащимися по группам: характеристика России в начале XIX века, о личности императора, деятельности М. Сперанского и А. Аракчеева, реформах в странах, завоеванных французской армией, о возможном развитии России в случае поражения в войне 1812 г., роль крестьянства в Отечественной войне 1812 г., надежды на изменения жизни после войны. ...

07 06 2020 20:13:53

Интегрированный урок истории и русского языка на тему "О, светло украшена Земля русская!"

Цель урока: приобщение учащихся к опыту человечества, духовным ценностям предков, воплощенных в архитектуре Древней Руси; воспитывать интерес к историческому прошлому Отечества; развивать навыки анализа текста....

06 06 2020 7:51:48

Память хранящие (образовательное путешествие по микрорайону родной школы)

В статье представлена разработка образовательного путешествия по микрорайону родной школы. Главный вопрос, на который предстоит ответить «путешественникам», исследующим объекты городской среды (адресная табличка, мемориальная доска, культовое сооружение, мемориал, городская скульптура) - что такое памятник и какова его роль в пространстве современного города....

05 06 2020 16:55:19

Занятие-реквием, посвященное памяти жертв политических репрессий, "Этапом шли навстречу злой судьбе…"

30 октября в России отмечается День Памяти жертв политических репрессий. Кровавый террор, смерчем пронесшийся над страной, обрушился страшной трагедией и на марийский народ, уничтожив его цвет, богатство и достояние нации. Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о том, что такое репрессии и кого называют жертвами политических репрессий, целостное представление о сущности политических репрессий в Республике Марий Эл....

04 06 2020 7:18:34

Внедрение инновационных технологий для достижения результатов по истории

Образовательные технологии помогают школьникам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, аргументировать, т. е. организовать самостоятельную, познавательную, исследовательскую, творческую деятельность, эффективно использовать учебное время. Выбираемая технология должна быть безопасна для здоровья ребенка. Автор описывает технологии, которые использует в своей практике....

03 06 2020 14:37:10

Тема: "Средневековое европейское общество: Феодалы"

Цели: ознакомить обучающихся с понятиями, характеризующими средневековое общество; показать положение, условия жизни и быта феодалов....

02 06 2020 14:29:39

Повторительно-обобщающий урок по истории в 5-м классе "Древний Восток"

Цель урока - проверить знания учащихся по теме " Древний Восток"; выявить умения учащихся систематизировать полученные знания; умение находить сходства и различия; соотносить исторические события с временем, когда они происходили, с историческими личностями. ...

01 06 2020 9:31:52

История общества через призму закона диалектики

Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....

31 05 2020 8:33:25

Классный час "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!". 3–5-е классы

Сегодня рушатся ценности, которые всегда казались стабильными. Центральной стала дискуссия о пагубном влиянии на подрастающее поколение телевизионных передач, фильмов, рекламы, наркотических средств. На улице слышны нецензурные выражения, молодые люди без стеснения курят, пьют спиртные напитки. Очень хочется противопоставить этому то, что отвлечет детей от вредного для них, не нужного им. Стараюсь воспитывать у учеников чувство долга перед семьёй, школой, чувство ответственности перед своим коллективом, учу детей самостоятельно решать некоторые ученические проблемы. Серия классных часов под названием " Давайте, люди, никогда об этом не забудем!" выполняет как раз задачи патриотической направленности. ...

30 05 2020 22:42:51

Межпредметный урок (история + литература) по теме "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Цель урока: формирование системы знаний учащихся о причинах возникновения движения декабристов, целях участников тайных организаций, итогах и историческом значении восстания декабристов. Статья содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный характер, рассчитана на 90-минутный объем учебного времени....

29 05 2020 16:53:53

Формирование когнитивной (познавательной) компетентности учащихся при изучении истории

В приложении нашли отражение задания, которые можно предлагать учащимся за пределами урока – в кружковой и факультативной работе, внеклассных мероприятиях. Большинство заданий универсальны, доступны в урочной и внеурочной практике....

28 05 2020 16:14:28

Урок-исследование по теме "Становление Советской власти"

Урок построен на принципах развивающего обучения с применением методов формирования критического мышления на уроках истории. Для достижения поставленных целей на уроке применены методические приёмы: разминки-ассоциации, метод двойных дневников, тестирование, прием " Шесть шляп критического мышления", метод решения проблемных задач; разработаны рабочие листы, позволяющие проследить работу ученика, стимулирующие его активное участие. ...

27 05 2020 1:39:45

Программа факультативного курса "История Черноярского края"

Программа факультативного курса « История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, практическое применение собранных и накопленных материалов....

26 05 2020 9:48:18

Урок на тему "Кавказская война" в 8-м классе

Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....

25 05 2020 21:35:22

Модульный урок истории в 11-м классе "Российская революция. 1917 год. Октябрь"

Представлен конспект модульного урока истории в 11-м классе по теме: " Российская революция 1917 год. Октябрь". Модульный урок дает возможность учащимся усвоить новые знания на доступном для них уровне, когда сам ученик выбирает те задания, которые он выполняет. Обязательным условием проведения модульного урока предоставление каждому ученику отпечатанного материала и учебных пособий. Модульное обучение является одним из способов активизации деятельности учащихся....

24 05 2020 11:48:19

Открытый урок обществознания по теме "Европейский Союз и его миссия". 11-й класс

Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, для развития критического мышления, самостоятельности. На занятии учащимся предстоит выяснить структуру, организацию, проблемы Е С, позиции Е С по отношению к России....

23 05 2020 10:25:27

Урок истории в 8-м классе по теме "Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов"

Начало русского революционного движения, причины и источники выступления декабристов учащиеся изучают в традиционной технологии. Учащиеся работают в тетради, оформляя этапы обсуждения темы, самостоятельно делают выводы. ...

22 05 2020 21:24:43

Мультимедийная компьютерная презентация "Древний Восток. Зрительные образы цивилизаций"

Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и пространстве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы " Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...

21 05 2020 22:16:23

Фашистское нашествие. Первые неудачи

Цели и задачи урока: используя интерактивные видеоматериалы и иллюстрации, отобразить основные моменты в первый период войны; сформировать представление об основных периодах войны; показать причины и итоги неудач Красной армии в начальный период войны....

20 05 2020 11:46:53

Урок-презентация "Возвышение Москвы". 10-й класс

Объяснение нового материала на данном уроке сопровождается мультимедийной презентацией, выполненной в программе Microsoft Office PowerPoint. В ходе урока учащиеся определят причины, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель. ...

19 05 2020 18:49:14

Влияние инновационных педагогических технологий на уровень активности учащихся на уроках истории (на примере открытого урока в 6-м классе)

На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....

18 05 2020 10:17:57

Урок истории по теме "Внутренняя политика Александра I"

Методическая разработка урока включает в себя элементы интерактивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения. Составление синквейна пробуждает интерес к изучаемой теме. ...

17 05 2020 11:36:16

Политико-правовая игра "Выборы"

В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания " Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного пространства, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....

16 05 2020 7:17:36

Контроль знаний в 8-м классе по теме "Личность и общество"

Урок предназначен для оценки результатов обучения, уровня усвоения обучающимися теоретического материала, сформированности умений и навыков, установления диагностики уровня обученности для дальнейшей коррекции неусвоенного материала. Разработанные контрольные измерительные материалы представляют собой письменную работу в виде теста. Педагогический тест по обществознанию – это система заданий разного уровня сложности, позволяющих качественно оценить структуру и измерить уровень знаний. Работа состоит из 2 вариантов, включающих 9 заданий. Помимо заданий с выбором ответа, имеются задания на соотнесение, а также написание эссе....

15 05 2020 0:23:10

Урок истории в 7-м классе по теме "Дворцовые перевороты"

Данная разработка рассчитана на 2 урока. В начале урока перед ребятами ставится проблема, решить которую можно, выполнив ряд заданий. Отведено время для работы с документами, терминами. Используются слайды с изображением императоров, их фаворитов (программа PowerPoint), одновременно выступают учащиеся, заранее получившие задания. На основе выступлений и слайдов учащиеся заполняют таблицу. Проверка полученных знаний осуществляется с помощью теста. ...

14 05 2020 8:28:25

Что в имени твоем, Новосибирск!

Поинтересовавшись своим родным городом, вы будете не менее удивлены, сколько интересных событий происходило на родных местах и сколько впереди еще интересного. Поинтересуйтесь, почему улицы вашего населенного пункта именуются в чью-то честь. Погуляйте по улицам, скверам и паркам. Все они хранят историю, и это будет для Вас открытием. Эта разработка - интеллектуальное путешествие по городу Новосибирску для школьников....

13 05 2020 6:55:56

Интегрированный урок история + литература "Личность княгини Ольги"

Цель урока – изучение истории древнерусского государства середины Х века, знакомство с тем, как на Руси распространялись идеи христианства; углубление представления о русской летописи как особой литературной форме отражения исторических событий; закрепление умения работать с историческими документами, умения собирать материал для характеристики героя, выявлять авторскую позицию. Использованы такие методы обучения как эвристическая беседа, самостоятельная работа, решение ситуативных задач, ролевая игра. ...

12 05 2020 19:40:10

Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина

Тема урока является достаточно сложным материалом в истории России Х Х века, в то же время она актуальна для нашего времени, что позволяет связать урок с современностью. В подготовке к уроку участвует группа учащихся, получившая опережающее домашнее задание. Ценность урока в том, что обилие документального материала позволяет отработать навыки исследовательской деятельности учащихся, предложенные задания (дифференцированные вопросы) – включить в работу и слабых учеников....

11 05 2020 19:15:44

Внеклассное мероприятие по истории с информационными технологиями. Игра "Кто хочет стать историком"

Игра с информационными технологиями « Кто хочет стать историком» в форме телепередачи « Кто хочет стать миллионером». Цель мероприятия: в игровой форме повторить и закрепить материал по истории своего города....

10 05 2020 16:34:45

Использование групповых технологий при обучении истории

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику....

09 05 2020 0:32:20

СССР в 1953–1964-м годах

В ходе урока проводится анализ деятельности Н. С. Хрущёва на посту руководителя государства и даётся оценка роли личности в истории через его политический образ. Также закрепляются навыки работы с заданиями части А, В и С Е Г Э по истории....

08 05 2020 1:53:19

Игра-состязание "Россия XIX века в портретах императоров"

Предлагаю вариант урока итогового повторения в 8-м классе с целью обобщить и систематизировать знания учащихся, подвести итоги изучения истории России XIX века. ...

07 05 2020 13:56:18

Урок-игра "Государственные символы России"

Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный характер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....

06 05 2020 8:45:24

Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по главе "Как права человека и гражданина связаны с государством"

Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интерактивными. Например, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении данной работы. Также во время урока ученики работают с тетрадями, используя ранее выполненные задания; закрепляют понятия и термины....

05 05 2020 9:20:41

Разработка урока "Движение и выступление декабристов"

Урок истории в 8-м классе " Движение и выступление декабристов" является первым в разделе " Начало правления Николая I", поэтому важным было проявить интерес учащихся к яркому и в то же время жестокому событию начала его правления - восстанию декабристов. Подготовка к уроку дала возможность учащимся реализовать свои возможности при самостоятельной работе с научной, мемуарной, справочной литературой, а также и при подготовке презентации. ...

04 05 2020 10:36:41

Подготовка проектов, посвященных празднованию 200–летия Отечественной войны 1812 года

Тема Отечественной войны 1812 года является одной из ключевых тем истории России XIX в. Данный урок представляет собой мастер-класс по разработке и написанию проектов. Применение метода проекта на уроке позволяет мотивировать учащихся к более глубокому изучению предмета самостоятельно, то есть развивает предметные компетенции....

03 05 2020 6:25:58

Великая депрессия: выход и уроки

Главной международной проблемой сегодня является мировой экономический кризис. Прецеденты этого процесса есть в мировой истории. Мы с учениками 11-го класса решили проанализировать процесс выхода из « Великой депрессии» 1930-х гг. в С Ш А, Германии и Франции и вывести уроки Великой депрессии применительно к сегодняшней ситуации в мире. Урок строится на основе кейс-технологии, интерактивных методов обучения, использования И К Т-технологий. ...

02 05 2020 15:50:16

Конкурс знатоков истории Древней Греции

Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....

01 05 2020 15:50:33

Урок истории в 10-м классе по теме "Галицко-Волынское княжество и Господин Великий Новгород"

Данный урок продолжает изучение социально-экономических, этнических, внутри- и внешнеполитических особенностей и культурных процессов княжеств-государств периода феодальной раздробленности. Дана характеристика своеобразия их политического устройства. ...

30 04 2020 22:57:20

Урок истории в 8-м классе по теме "Социально - экономическое развитие России в 20-30-е годы XIX веке"

Актуальность урока обусловлена тем, что учащиеся окончательно убеждаются в необходимости изменения существующих феодально-крепостнических порядков в России, на примерах видят разницу между российским и американским землевладением. ...

29 04 2020 3:32:25

Урок обществознания по теме "Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних"

Цель урока: способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений....

28 04 2020 1:25:49

Внеклассное мероприятие "Кубань — моя, степная дочь России"

Одной из главных позиций воспитательной работы в школе является воспитание гражданственности. Материал данного мероприятия используется для углубленного изучения своего края, родного села. Методическая разработка предназначена для урочной и внеклассной работы с учащимися 5–11-х классов. Является частью серии занятий, посвящённых изучению родного края в региональном предмете " Кубановедение"....

27 04 2020 1:36:38

Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен"

Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному пространству. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....

26 04 2020 17:16:39

Интегрированный повторительно-обобщающий урок по истории Англии и английскому языку. 6-й класс

Цель урока: формировать целостное представление об истории древней Британии и средневековой Англии....

25 04 2020 2:15:11

Активные формы обучения как средство повышения эффективности уроков истории

В статье автор приводит общие принципы, при соблюдении которых групповая практическая работа на уроке будет эффективной, а также предлагает алгоритм планирования индивидуальной практической работы как формы урока....

24 04 2020 13:35:47

Форма и структура права

Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме " Форма и структура права" в курсе " Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд практических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...

23 04 2020 14:34:33

Урок-обобщение по истории Отечества в 10-м классе

Урок " Русь в Х- ХVв.в." занимает место в системе повторительно-обобщающих уроков в курсе истории России в 10-м классе по учебнику А. Н. Сахарова, В. И. Буганова. Урок спланирован и проводится по технологиям К С О, на групповой и концептуальной основах. Обучающиеся предварительно разделены на учебные группы, каждая из которых выбирает вопрос для подготовки и защиты, получает задание прочитать дополнительную литературу и подготовить выступление, в котором прозвучат несколько точек зрения по теме для защиты....

22 04 2020 22:58:42

Интеллектуальная игра "За семью печатями"

Предлагаемая игра построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом « Культура». Данная игра посвящена 455-летию Бориса Годунова. Компьютерная презентация позволяет сделать игру более наглядной, занимательной, интересной, расширить кругозор детей и акцентировать внимание не только на слуховую, но и на зрительную память учащихся....

21 04 2020 21:47:31

Урок-игра

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Мы считаем, что  применение  игровых форм обучения способствует развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся и помогает прочному усвоению учебного материала....

20 04 2020 20:31:22

Классный час "Ямал – сокровищница России"

Классный час посвящен 80-летию Я Н А О, проходит в форме виртуального путешествия и носит информационно-познавательный характер. Мероприятию предшествовала исследовательская и творческая работа обучающихся (сбор информации по теме, создание иллюстрированной презентации " Путеводитель по родному краю"). Классный час направлен на расширение знаний обучающихся о Я Н А О, воспитание интереса и уважения к истории родного края, укрепление национально-нравственных качеств....

19 04 2020 0:57:33

Урок-лекция по теме "Древний Рим"

Урок разработан с целью обобщения пройденного материала по истории Древнего Рима от времени ранней Республики до правления императора Константина Великого. Урок дан в форме обобщённой лекции с широким привлечением карт, дополнительного мультимедийного материала....

18 04 2020 18:47:38

Средь бела дня, или по Средневековой Москве с фразеологическим словарем

Подборка материалов и презентация могут быть использованы на уроках истории, литературы, на классных часах, при подготовке к пешим экскурсиям. В средние века в Москве прошли яркие события русской истории. Со многими событиями связаны крылатые выражения. Задача презентации: помочь школьникам увидеть родной город, узнать и понимать образные выражения о Москве. На экскурсии идёт знакомство с бытом, традициями и деятельностью москвичей в Средние века....

17 04 2020 15:14:38

Литературно-музыкальная композиция "Час мужества пробил на наших часах" (Курская битва)

Работа представляет собой сценарий внеурочного занятия, а также может быть применена и на уроке истории. Посвящена одному из знаменательных событий в ходе Великой Отечественной войны — битве под Курском. ...

16 04 2020 16:47:41

Урок обществознания "Правовой статус несовершеннолетнего. Конвенция о правах ребенка"

Урок обществознания в 7-м классе призван обеспечить усвоение учащимися того, что детство является предметом особой заботы и защиты государства и мирового сообщества; добиться понимания того, что основным документом, содержащим нормы международного права по защите детей, является Конвенция о правах ребенка. Проводился в рамках предметной недели правовых знаний....

15 04 2020 22:49:38

По страницам истории древних цивилизаций Востока

Урок в 5-м классе проводится в форме игры-турнира по знанию истории, религии и культуры древневосточных цивилизаций Египта и Азии. Урок построен на повторении и закреплении у учащихся знаний исторических фактов и имен, их сопоставлении и обобщении; позволяет развивать умение работы с исторической картой и источниками, дает возможность учащимся проявить находчивость и юмор. ...

14 04 2020 10:19:10

Интегрированный урок (история + литература) в 11-м классе "Три цвета гражданской войны. Гражданская война: правомерны ли стереотипы?"

Задача интегрированного урока (история + литература): выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий отечественной истории – гражданскую войну....

13 04 2020 2:31:49

Отечественная война 1812 года

Урок-презентация, показывающий Отечественную войну 1812 года как одно из ярчайших событий в истории России. Ученики знакомятся с легендарными русскими полководцами и военачальниками, лидерами французской армии....

12 04 2020 0:59:53

Интегрированный урок по истории и технологии в 6-м классе "Музей средневековой культуры и быта"

На уроке ученики знакомятся с разными стилями и направлениями в архитектуре, литературе, одежде, прослеживают влияние культуры, быта Средневековья в современной жизни. Различные творческие задания способствуют развитию учащихся. Итог – создание виртуального музея средневековой культуры и быта. ...

11 04 2020 15:53:29

Конспект урока по истории России на тему: "Итоги и уроки Гражданской войны"

Урок подводит итоги изучения темы " Гражданская война", затрагивает нравственный аспект этой темы. ...

10 04 2020 11:21:28

Урок по теме "Высокое Возрождение. Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы (конец XV - первая половина XVII вв.)

Урок направлен на подробное знакомство с высшими достижениями в области духовной культуры, подводит учащихся к пониманию того, что эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бессмертными творениями изобразительного искусства. ...

09 04 2020 1:40:30

Урок истории по теме "СССР накануне Великой Отечественной войны". 11-й класс

Цель урока: помочь учащимся выявить степень готовности Германии и С С С Р к войне; сформировать личностную оценку по вопросу внезапности нападения Германии....

08 04 2020 5:24:17

Внеклассное мероприятие по теме "Русские посиделки"

В воспитательное работе уделяется большое внимание приобщению учащихся к культурному наследию русского народа, бережного отношения к нему. Приобщение – это не только пассивное знакомство учащихся с традициями, обычаями, обрядами, забытыми словами, песнями, частушками, страданиями родного села, края, но и большая работа по собиранию материала учащимися. У учащихся воспитываются чувства гражданственности, патриотизма....

07 04 2020 10:24:35

Права ребенка: проблемы и перспективы

Проект " Право - компас в моей жизни" способствует развитию личности, создаёт условия для организации деятельности детей по созданию воспитывающей и развивающей среды, формирует правовое самосознание и активную гражданскую позицию. Решаемая проблема: формирование правовых, гражданских, патриотических и нравственных позиций у детей....

06 04 2020 4:25:33

Интегрированный урок (история + литература) по теме "Идея сверхчеловека" (Философия Ницше и герои М.Горького)

В работе рассматриваются основные положения философского учения Ницше о «сверхчеловеке» и его влияние на взгляды русской интеллигенции начала Х Х в. На примере произведений Горького прослеживается эволюция взглядов писателя на свободу человека, показывается поиск Героя от романтических произведений до рассказов позднего периода. Показаны губительность и разрушительное воздействие идеи «сверхчеловека» на формирование личности, необходимость ответственного выбора каждым своей «концепции человека». ...

05 04 2020 3:30:15

Разработка курса по выбору по истории Древнего мира "По следам древних людей" с использованием метода проектов

Программа курса по выбору " По следам древних людей" предназначена для учащихся 5-го класса. Цель курса является пробудить у учащихся 5-го класса интерес к истории посредством различных видов проектной деятельности. Основной задачей курса является освоить с пятиклассниками основы проектной деятельности, научиться разрабатывать различные виды проектов по истории, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся. ...

04 04 2020 18:35:30

Внеклассное мероприятие по истории

Игра " Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках " Недели истории". Могут участвовать разновозрастные команды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...

03 04 2020 13:58:13

Урок по обществознанию "Современный терроризм: поиск решения проблемы"

Урок является составной частью темы " Глобальные проблемы современности" и призван расширить знания учащихся одиннадцатых классов о международном терроризме. Урок проводится с использованием проектной технологии обучения. На уроке раскрываются основные понятия, организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона Р Ф " О противодействии терроризму", статьями Уголовного кодекса. Важным этапом является презентация проектов учащихся, с предложениями путей решения проблемы современного терроризма....

02 04 2020 11:40:13

Музейный квест «История одного героя, или Хроники Великой Победы»

Основной метод реализации цели события - сочетание практической работы группы школьников с использованием различных источников информации с опорой на материал, размещенный на стендах музейной комнаты, кадрами из документальной хроники. Занятие способствует развитию внимания и интереса школьников к истории своей Родины, родного края, побуждает учащихся к исследовательской деятельности, формирует чувство взаимопомощи, умение работать в группе, распределять обязанности для решения общих задач....

01 04 2020 15:30:32

Урок истории Древнего мира на тему "Греки и критяне". 5-й класс

Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....

31 03 2020 13:16:39

"Живая летопись Кавказа"

Урок знакомит с выдающимся деятелем кубанской исторической науки Е. Д. Фелицыным. Уроженец Ставрополя, офицер Кубанского казачьего войска, Фелицын всю жизнь посвятил очень мирному и доброму занятию – изучению родного края....

30 03 2020 8:54:25

Урок в 5-м классе по теме "Ассирийская держава"

Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интерактивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...

29 03 2020 6:32:13

Русско-турецкая война 1877–1878 гг. 10-й класс

Урок на примере доблести и мужества армии воспитывает чувство любви и гордости за свою Родину; направлен на развитие навыков работы с источниками, документами, исторической картой, умений обобщить и систематизировать материал, активно воспринимать информацию. Работа содержит документы и выполнена в виде презентации Microsoft PowerPoint....

28 03 2020 12:13:45

Интегрированный урок по теме "Россия на рубеже веков (конец XVII – начало XVIII в.). 10-й класс

Базовым учебником является учебник по истории России под ред. А. Н. Сахарова. Учащиеся имеют возможность рассмотреть данный период в истории, анализируя не только статьи учебника, но и такие произведения искусства, как оперу М. П. Мусоргского " Хованщина", картину В. И. Сурикова " Утро стрелецкой казни", а также повесть В. С. Соловьева " Царь-девица"....

27 03 2020 15:26:46

Деловая игра "Мы — участники школьного референдума"

Урок обществознания в форме ролевой игры " Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....

26 03 2020 3:14:52

Урок-экскурсия "Шелест времени в Большом Кремлевском сквере"

Урок является уроком-экскурсией, который можно проводить как виртуальную экскурсию (в рамках учебного процесса), так и непосредственно на территории Большого Кремлёвского сквера. Урок-экскурсия интерактивен, т.к. в процессе его проведения учащиеся составляют свою карту Кремлёвского сквера. У учащихся формируется представление о Московском Кремле как уникальном комплексе архитектурных и исторических памятников, части всемирного культурного и природного наследия Ю Н Е С К О....

25 03 2020 9:29:28

Открытый урок по географии в 8-м классе по теме "Растительный и животный мир России"

На уроке формируются знания о растительном и животном мире России. Урок продолжает формировать практические умения учащихся работы с картами атласа, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи. ...

24 03 2020 8:50:42

Урок развивающего обучения по теме "Древняя Финикия"

Урок, выстроенный в форме эвристической беседы, нацелен на развитие образного, логического и творческого мышления учащихся. Изучение нового материала происходит в процессе решения познавательных и проблемных задач. Личностно ориентированный аспект обучения показан на примере индивидуального творческого задания. ...

23 03 2020 15:43:42

Активация познавательной деятельности учащихся в рамках нетрадиционного урока истории и обществознания

Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....

22 03 2020 15:29:54

Северное и Южное общества. Декабристы на Сенатской площади

Урок-семинар показывает учащимся историю создания Северного и Южного обществ; раскрывает содержание программ декабристов и их отличие, революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное развитие; объясняет историческое значение восстания декабристов....

21 03 2020 22:26:46

Отечественная война 1812 года

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем истории, является воспитание патриотизма, гордости за свою Родину. Урок позволяет на основе личностно-ориентированного подхода обеспечить качественно-новый уровень образования детей с патологией зрения. ...

20 03 2020 5:55:59

Интегрированный урок литературы и истории в 6-м классе по теме "Илиада - поэма Гомера"

Интегрированный урок русского языка и истории позволяет расширить уже известные знания из курса 5-го класса по истории Древнего мира, а также актуализировать знания по фразеологии русского языка, по развитию речи. Групповые задания, предлагаемые на уроке, направлены на развитие логического мышления, умения сопоставлять исторические факты с эпизодами художественного произведения, обеспечивая более полный комплексный анализ текста поэмы. ...

19 03 2020 16:20:30

История Красноярского края через использование ИКТ в программе 5-х классов

Целью урока является рассказ о значение Красноярского края для России, его роли в экономическом развитии страны; знакомство с историей освоения территории края; воспитание патриотизма, через ознакомление с краевой символикой....

18 03 2020 16:20:33

Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")

Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е. Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета « Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов М Г У им. М. В. Ломоносова по теме « Как преподавать историю: теория и методика»....

17 03 2020 10:59:59

Поражение России в Крымской войне: позор и крах внутренней и внешней политики самодержавия или стимул к возрождению страны?

Учащиеся должны осознать сущность « Восточного вопроса», причины его обострения к середине ХI Х века, цели России и государств Западной и Центральной Европы при решении « Восточного вопроса», ход Крымской войны, героическое поведение русских военных моряков и защитников Севастополя, причины поражения России и последствия этого поражения для России как необходимый стимул для преобразований, реформ....

15 03 2020 2:25:53

Разработка урока по истории Древнего мира на тему: "Природа Древнего Египта и занятия его жителей". 5-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с местоположением, природными условиями Древнего Египта и занятиями его жителей. ...

14 03 2020 23:40:47

Интегрированный урок истории России и права "Казачий мир"

Спорна и интересна история казачества его роль в истории России. А если в каждом классе данный субэтнос представлен довольно многочисленно, учитель обязан обратиться к вопросам рождения Войска донского, волжского воровского казачества и волжского государева казачьего войска. Тема благодатная и для активизации родительского социума. ...

13 03 2020 12:19:12

Классный час "Традиции и обычаи русского народа"

Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края. Осознание причастности истории братских народов к исторической судьбе России. Это должно стать целью данного классного часа. ...

12 03 2020 22:56:25

Урок по теме "Владимиро-Суздальская Русь и Новгородская земля". 6-й класс

Учащиеся получаются представлений о развитии различных регионов Руси периода раздробленности на примере исследования природно-географических условий, занятий населения, политического устройства Владимиро- Суздальского княжества и Новгородской земли. Изучаются причинно-следственные связи между географическими особенностями региона и его политическим развитием....

11 03 2020 0:33:48

Элементы социального проектирования на уроках обществознания. Тема: "Современная семья"

Основной задачей является разработка программы действий по реализации социального проекта. Если научить подростка находить решения, можно в дальнейшем совершенствовать работу по социальному проектированию на старшей ступени обучения....

10 03 2020 9:44:26

Конспект внеклассного мероприятия: "Политические партии РФ"

Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....

09 03 2020 14:12:43

Цивилизации эпохи Средневековья: европейская. 10-й класс

В статье представлен вариант методической разработки нестандартного урока в 10-м классе по теме « Цивилизации эпохи Средневековья: европейская» по курсу " История России". Предлагаемый материал поможет формировать навыки индивидуальной и групповой деятельности учащихся; формировать их гражданскую позицию и развивать ключевые компетентности учащихся на основе проблемных, поисковых и практических методов; ориентирует на практико-ориентированный подход в обучении....

08 03 2020 9:58:26

Урок истории в 10-м классе по теме "Реформы середины XVI века. Опричнина"

Урок проводится в 10-м классе по разделу « Российское государство во второй половине XV–XVII вв.». Проблемно-поисковый метод предполагает, прежде всего, создание проблемной ситуации, поэтому в начале урока перед учащимися поставлены проблемные вопросы. При исследовании причин и итогов опричнины Ивана Грозного применяется метод « Фишбоун», который развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы....

07 03 2020 8:58:41

Урок по теме "Методы социального познания"

Урок проводится после изучения темы « Социальное познание» и посвящен изучению и практическому применению методов социального познания. Задания подобраны таким образом, чтобы показать неразрывную взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Урок направлен на подготовку к Е Г Э, так как практически все задания подготовлены по экзаменационным материалам предыдущих лет. ...

06 03 2020 21:35:53

Тесты по истории России (конец XVI – конец XVIII века). 7-й класс

Тестовый контроль может оценить уровень учебных достижений: качество и уровень усвоенных знаний, развитие определенных навыков и приобретение требуемых умений. В настоящей работе представлены различные виды тестовых заданий по курсу истории России с конца XVI до конца XVIII в. Разработано несколько вариантов каждого из видов тестовых заданий, что позволяет организовать эффективную работу учеников. Тестовые задания могут быть использованы учителем для текущего, тематического и итогового контроля....

05 03 2020 22:32:17

Урок КВН по истории Древнего мира на тему "Моя Греция"

Урок- К В Н углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....

04 03 2020 15:39:41

Интегрированный урок истории с материалами по литературе на тему "Английская революция середины XVII в. Творчество Джона Мильтона"

Интегрированный урок истории и литературы с информационными технологиями сочетает в себе элементы повторения и освоения новых знаний; строится на основе работы учащихся с исторической информацией об Английской буржуазной революции (1640−1653) и биографической справкой о поэте Английской революции Джоне Мильтоне. Учащиеся отрабатывают навыки отбора информации, ее обработки и анализа; развивают навык работы с историческими и биографическими источниками....

03 03 2020 23:14:50

Курс по выбору для 9 класса "Славные страницы истории родного города"

Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить практические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....

02 03 2020 6:15:40

Н.И. Новиков - ревнитель русского просвещения

Презентация посвящена одной из крупнейших фигур русского просвещения Н. И. Новикову. Она расширяет кругозор учащихся, способствует формированию чувства любви к Родине, к ее людям и историческому прошлому родной земли. Материал урока рекомендуется для учащихся 7–8-х классов....

01 03 2020 22:15:38

Интегрированное внеклассное познавательно-спортивное мероприятие "День героев Отечества"

Познавательно-спортивное мероприятие проводится в два этапа. В первой части мероприятия учитель знакомит ребят 4–6-х классов с историей праздника, рассказывает о героях России. Второй этап праздника проходит в спортивном зале школы. Цель мероприятия: развитие творческих способностей учащихся, совершенствование двигательных умений и навыков, расширение знаний учащихся в области истории России, истории Кольского Заполярья, воспитание патриотизма....

29 02 2020 9:31:49

Обобщение по теме "Россия в ХХ веке". 9-й класс

Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...

28 02 2020 21:14:34

Интегрированный урок по истории России и МХК в 6-м классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославле Мудром"

Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после смерти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охарактеризовать духовную составляющую периода становления государства....

27 02 2020 16:26:30

Железнодорожный пассажирский транспорт. 7-й класс

Представленный конспект урока С Б О в 7-м классе " Железнодорожный пассажирский транспорт" в специальной (коррекционной) школе VIII вида способствует формированию коммуникативной и социальной компетентности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Урок способствует формированию знаний по железнодорожному транспорту, учит определять виды железнодорожного транспорта....

26 02 2020 3:50:47

"Афинская демократия при Перикле". 5-й класс

Урок использует И К Т, предполагает анализ визуальных материалов, включенных в презентацию, и анализ текста исторических источников. Большое внимание уделено анализу судьбы исторических деятелей – Перикла, Фемистокла, Солона....

25 02 2020 4:59:26

Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва»

Методическая разработка урока истории по теме « Крайний Север в десятилетие Н. С. Хрущёва» включает технологическую карту и комментарий. Материал предназначен для проведения урока-экскурсии в 10-м классе (XX – начало XXI века). Цель: знакомство с историей родного края в десятилетие Н. С. Хрущёва....

24 02 2020 15:35:49

Конспект внеклассного мероприятия: "Политические партии РФ"

Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....

23 02 2020 2:18:26

Внутренняя политика Александра I (1815–1825 гг.)

Занятие с целью ознакомления с основными направлениями внутренней политики Александра I в период 1815‒1825 годов, выяснение причин отказа от дальнейших реформ....

22 02 2020 2:41:48

Изучение истории через личности императоров. История России XIX в. 8-й класс

Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....

21 02 2020 0:18:44

Новая экономическая политика

Цель урока: выяснить причины, приведение к кризису политики «военного коммунизма» и приведение к смене экономической политики в стране; рассмотреть первые шаги Н Э П А в промышленности и сельского хозяйства; сравнить с началом перестройки при Горбачеве....

20 02 2020 20:56:11

Сценарий внеклассного мероприятия "Судьба казачества в истории России"

Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....

19 02 2020 10:57:46

Организация работы с научным текстом в процессе преподавания истории и обществознания

Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье характеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме " Социальная система общества"....

18 02 2020 6:43:53

Урок истории по теме "Историческая метрология"

Для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения автором была разработана программа курса " В мире вспомогательных исторических дисциплин", конспекты занятий и дидактические материалы. Занятия ориентированы на практическое применение исторических знаний, формирование различных умений работать с информацией....

17 02 2020 7:31:33

Проблемно-поисковые образовательные технологии на уроке истории в 10-м классе по теме "Образование государства Русь"

Урок посвящен 1150-летию Российской государственности. На уроке учащиеся приводят найденные ими в источниках необходимые сведения, комментируют их. Под руководством учителя анализируют разные точки зрения и формулируют выводы. Важно организовать работу на уроке так, чтобы у учащихся формировалась информационная компетенция и воспитывался интерес к историческому прошлому страны....

16 02 2020 0:49:31

Внеклассное мероприятие по краеведению

Игра по краеведению для учащихся 6-х классов представляет собой обобщение знаний по краеведению: традиций, культурных особенностей, Архангельской области, связанных с именами людей, которыми гордится северный край. Является логическим завершением курса по истории России с древнейших времен до конца XVI в....

15 02 2020 18:56:47

Общественные движения в России начала XIX века

На уроке происходит формирование у учащихся представления об общественных организациях в период царствования Александра I; формирование понятий у учащихся: декабристы, тайное общество; знакомство с историческими личностями; уяснения учащимися исторического значения тайных обществ в России в начале XIX века....

14 02 2020 2:17:40

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.