Новая экономическая политика
Цели и задачи урока:
Образовательные задачи:
- Показать проявления кризиса политики военного коммунизма;
- Раскрыть причины перехода к Новой экономической политике;
- Рассмотреть основные события Кронштадтского восстания и решения Х съезда партии;
- Познакомить учащихся с основными мероприятиями НЭП, определить значение НЭП для дальнейшего развития страны;
- Установить причины свертывания НЭП.
- Сравнить НЭП и современную экономику России.
Развивающие задачи:
- развитие логического мышления, навыков сравнения и самостоятельной работы, умения добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.
- развитие умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;
- формирование навыков работы с текстом , документами;
- развитие навыков грамотной устной речи;
- развитие навыков групповой работы.
Воспитательные задачи:
- привить интерес к истории, уважение к труду и самостоятельности, уважение к правам человека.
- формирование умения формулировать и отстаивать свою точку зрения по любому вопросу.
- воспитание чувства гуманизма, уважения, толерантности, гражданской ответственности.
Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторной работы.
Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами и документами).
Формы работы: вступительное слово учителя, беседа, групповая работа по решению познавательных заданий, работа с текстами документов и материалов, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, заполнение опopного конспекта, общее обсуждение проблемных заданий,
Средства обучения: карточки-задания с познавательными материалами и заданиями.
ПЛАН УРОКА:
- Причины и необходимость перехода к НЭП.
- Кронштадтское восстание, его значение и итоги.
- Х съезд партии, его решения.
- Основные мероприятия НЭП.
- Итоги НЭП.
- Проблемы НЭП, причины свертывания НЭП.
- НЭП и современная экономическая политика России.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний:
- Когда и чем закончилась гражданская война?
- Почему в гражданской войне победу одержали большевики?
- Какую политику проводили большевики в годы гражданской войны, в чем ее смысл? Была ли она оправдана условиями войны?
III. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Итоги Гражданской войны
- население сократилось на 11 млн. человек
- сократились посевные площади
- понизились урожаи
- нарушены связи между городом и деревней
- объем промышленного производства – 12% от довоенного уровня
- производительность труда упала на 80 %
- топливный и энергетический кризис
- 80% поступлений в казну шло за счет продразверстки, план которой выполнять было все сложнее.
Недовольство населения экономической политикой большевиков породило крестьянские волнения, малую гражданскую войну и восстание в Кронштадте, все это вынудило большевиков отказаться от политики военного коммунизма.
Изучение нового материала происходит в форме групповой работы. Класс разбивается на 8 групп, каждая получает карточку-задание. Задание каждой группе: выполнив задания, указанные в карточке, рассказать о своих выводах классу. Время на работу с карточкой – 10-12 минут. Затем выступления представителей групп. (Материалы карточек-заданий см. в Приложении).
Во время выступления представителей групп остальные ребята делают пометки, записывают основные моменты в опopный конспект.
Вариант заполнения опopного конспекта:
Запись после выступления 1 и 2 группы:
В начале 20х гг. – в России был очевиден экономический и политический кризис.
Причины перехода к НЭП.
- Последствия Гражданской войны.
- Выпуск бумажных денег и расстройство финансов.
- Необходимость восстановления разрушенного.
- Массовые восстания крестьян, рабочих и армии.
- Крушение экономической системы военного коммунизма.
- Спад революционного движения на Западе.
ВЫСТУПЛЕНИЯ против политики большевиков:
- Крестьяне: отряды Антонова, Махно – “Малая Гражданская война”. Лозунги – “Долой продразверстку” “Даешь свободу торговли”, “Советы без коммунистов”
- “Крестьянская контрреволюция” – опаснее чем Деникин и Колчак вместе взятые”. В.И. Ленин.
- Рабочие: 1920-1921 г. – массовые выступления, митинги и забастовки рабочих в Москве и Петербурге. Требовали отмены спецпайков, выступали против политики большевиков.
- Кронштадтское выступление матросов – последняя капля в недовольстве большевиками.
Запись после выступления 3 и 4 группы:
Февраль – март 1921 г. – Кронштадтское восстание.
Требования восставших:
- Политические: предоставить свободу слова, печати, объединений для всех левых политических партий и объединений, освободить всех советских политических заключенных в связи с рабочими и крестьянскими выступлениями, провести перевыборы в Советы на основе многопартийности. “Советы без коммунистов”.
- Экономические: уравнение пайков для населения, предоставить право крестьянами распоряжаться своей землей и результатами своего труда.
Восставших пытались уговорить прекратить выступление лидеры большевиков (Калинин), но не добились результата.
В ночь с 17 на 18 марта – штурм крепости. Много погибших.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Часть восставших моряков ушла в Финляндию.
- Более 2100 человек было расстреляно.
- 6500 человек отправлено в лагеря.
- Все они реабилитированы в 1994 г.
- Восстание показало необходимость перемен в политике и экономике.
Запись после выступления 5 группы:
8-16 марта 1921 г. – Х съезд ВКП (б).
Вопросы:
1) о профсоюзах.
Спор между “рабочей оппозицией” (Шляпников, Коллонтай), которые считали, что вся власть в экономике должна принадлежать профсоюзам и “платформой десяти” (Ленин, Троцкий, Зиновьев, Каменев и др.), гл идея – народным хозяйством может управлять только партия.
2) о единстве партии.
“Резолюция о единстве партии” – запрет создания фpaкций внутри ВКП (б). Все фpaкции, платформы и группы внутри партии должны были быть распущены. Нарушение этих требований влекло исключение из партии. Запрет инакомыслия и свободы мнений внутри партии.
3) о замене продразверстки продналогом.
После долгих споров продразверстка была заменена продналогом, который был почти в два раза меньше.
На Х съезде был провозглашен курс на переход от политики военного коммунизма к Новой Экономической политике.
Запись после выступления 6 группы:
Точки зрения на НЭП:
- Ленин – сначала видел в НЭПе временную меру, но затем заявил, что НЭП – это всерьез и надолго, а коммунисты должны научиться торговать. После его cмepти усилились противники НЭПа.
- Часть рабочих и коммунистов воспринимала НЭП как отступление от завоеваний революции и стремилась к его уничтожению.
- После cмepти Ленина большинство члeнов партии выступало против НЭП.
Запись после выступления 7 группы:
Мероприятия НЭП:
- замена продразверстки продналогом. Объявлялся весной и не мог быть увеличен;
- излишки крестьяне могли продавать на рынке;
- разрешалась посредническая торговля;
- мелкие и средние предприятия возвращались прежним владельцам;
- увеличена зарплата рабочим;
- 1922 г. – денежная реформа. Вводится золотой червонец = 60 тыс. старых рублей. Червонец = 5 долларам 15 центам США и был выше английского фунта-стерлинга;
- отмену трудовой повинности, устройство на работу через биржу труда;
- прекращение бесплатных услуг населению;
- перевод государственных предприятий на хозрасчет;
- возможность аренды предприятий, помещений, земли, техники кооперативами, частными лицами;
- возможность открыть одному владельцу кустарное или промышленное производство (до 20 наемных рабочих);
- развитие кооперации (сельскохозяйственной, кредитной, потребительской);
- заключение договоров с зарубежными предпринимателями и создание совместных предприятий; привлечение иностранного капитала в экономику;
- налаживание экономического сотрудничества с капиталистическими странами.
Запись после выступления 8 группы:
ДОСТИЖЕНИЯ НЭП
- во-первых, посевная площадь достигла довоенного уровня, в 1925 г. валовой сбор зерновых на 20% превысил среднегодовой сборе 1909-1913 гг., через год на уровень тех лет вышло животноводство;
- во-вторых, к 1925 г. удалось достичь 75% выпуска продукции тяжелой промышленности; в 1,5 раза выросла производительность труда; начался выпуск новой техники; было построено 200 электростанций; резко поднялась мелкая и кустарная промышленность;
- в-третьих, конвертируемый рубль получил международное признание;
- в-четвертых, плодотворно развивалась культура.
ПРОБЛЕМЫ НЭП
- разные темпы развития промышленности и сельского хозяйства породили “ножницы цен” между городом и деревней 3 к 1. Сложился кризис перепроизводства сельскохозяйственных товаров в условиях дефицита товаров промышленности. В результата – Кризисы НЭПа (записать схему.)
Годы | Причины кризисов | Сущность | Последствия |
1923 | Политика большевиков, отдававших приоритет развитию промышленности. Неспособность промышленности обеспечить на достаточно качественном уровне потребности сельского хозяйства. | “Кризис сбыта”. Появление в народном хозяйстве т.н. “ножниц цен” - высоких цен на промышленные товары и низких на сельскохозяйственные продукты. Это затрудняло товарооборот между городом и деревней. | Товарный голод на промышленные изделия в деревне. Ликвидация кризиса путем сближения ценовых параметров. |
1925 | Отсутствие продуманной экономической политики развития НЭП. | Кризис хлебозаготовок. | Сохранение государственных заготовок хлеба и уменьшение его экспорта. |
1927-1928 | Противоречия между рыночными и административно-социалистическими началами в экономике. | Кризис хлебозаготовок. | Ликвидация кризиса при помощи административно-правовых мер. Свертывание НЭПа. |
Завершающее слово учителя
Точки зрения на проблемы выхода из кризиса:
- Троцкий – давление на крестьянство, увеличить налоги на частников.
- Бухарин – за развитие НЭП. Предоставить льготы крестьянам, скупать у них продукции по более высоким ценам.
- Сталин – предлагал совместить обе точки зрения.
В апреле 1925 г. Был взят курс на развитие НЭП – “Новый курс в НЭП”. Предполагалось развитие товарности, строительство социализма в рамках НЭПа. Но фактически новый курс был сорван после принятия на XIV съезде в 1925 г. курса на индустриализацию. 1926 г. – фактическое завершение НЭП.
Причины свертывания НЭП
- Недовольство крестьянской бедноты и рабочих, которые, имея небольшую зарплату, выступали за твердые цены.
- Принятие программы строительства 300 новых предприятий потребовало перекачки средств их сельского хозяйства в промышленности, что привело к давлению на крестьянство.
- Партийное руководство и члeны партии боялись угрозы реставрации капитализма.
- Поводом для полного отказа от НЭП стал кризис хлебозаготовок 1927 – 1928 гг.
IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
V. Домашнее задание.
Параграф 11 (А.Ф.Киселёв.История России XX-начала XXI веков)
Читать дополнительный материал.
Составить сравнительную таблицу
Мероприятия военного коммунизма | Мероприятия НЭПа |
Литература:
- Долуцкий И.И. отечественная история, ХХ век: Учебное пособие для 10 кл. Общеобразовательных учреждений. – М., 1996.
- Кириллов В.В., Чернова М.Н, История России 1800-2002 гг.: Поурочные методические разработки и сценарии уроков. – Ростов н/Д, 2002.
- Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России ХХ в.: 9 кл.: Методическое пособие. – М., 2001.
Вопросы | «Военный коммунизм» | НЭП | Современная экономика |
Сельское хозяйство | Продразверстка, ликвидация частной собственности. | Продналог, аренда земли. | Право частной собственности на землю, развитие фермерского хозяйства. |
Промышленность | Национализация промышленности, государственные формы собственности. | Аренда мелких и средних промышленных предприятий, создание концессий, государству принадлежит металлургия, станкостроение, энергетический комплекс, военные заводы. | Свобода предпринимательства, конкуренция, частная хозяйственная инициатива. |
Торговля | Запрещение частной торговли, снабжение через Наркомпрод, бесплатные коммунальные платежи. | Свобода торговли, денежная реформа Сокольникова. | Свободный рынок. |
Хаpaктер труда | Всеобщая трудовая повинность, уравнительность, карточная система. | Тарифная система оплаты, отмена карточной системы. | Рынок труда на основе конкуренции, большие различия в уровнях доходов. |
Тип экономики | Комaндно-административная. | Элементы рыночной экономики. | Рыночная экономика. |
Хаpaктер управления | Строгая централизация, система ВСНХ. | Использование самофинансирования, самоокупаемости, хозрасчета. | Рыночное саморегулирование, государственное вмешательство. |
Общество | Авторитаризм, государственная монополия на СМИ, отсутствие плюрализма. | Авторитаризм, государственная монополия на СМИ, отсутствие плюрализма. | Демократические свободы, гражданские права, плюрализм в экономике и политике. |
Урок способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам, формированию чувства гордости за историю России....
18 03 2024 12:27:32
Урок является первым из двух занятий в разделе "Первая мировая война и её итоги" и носит интегрированный хаpaктер. Данный урок показывает несправедливый хаpaктер войны, формирует чувства патриотизма, учит работать с картой....
17 03 2024 17:58:54
Урок-семинар в форме дидактической игры. На уроке происходит заседание исследовательских отделов института истории России. Целью урока является осмысление причин Смуты, которая явилась во многом следствием опричнины и вызванного ею экономического и социального кризиса в стране....
16 03 2024 3:37:52
Образовательная цель урока - формирование у учащихся представлений об условиях усиления католической церкви и причинах появления ересей. Урок включает поиск ответов на проблемные задания, работу с текстом учебника, работу в группах, сообщения учащихся на уроке, работу в тетрадях, самостоятельные выводы учащихся, высокую активность и интерес учащихся на уроке....
15 03 2024 20:41:46
Урок-путешествие. Изучение новой темы методом оживления картины "Продажа рабов в Древней Греции". Возможность дидактического театра позволяет "оживить, раскрасить" историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху....
14 03 2024 23:10:37
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
13 03 2024 4:11:44
Цели урока: создать условия для формирования представления, что такое группа людей и их виды, для развития умения выполнять "групповые нормы", навыков сотрудничества и сопереживания в группе; взаимопонимания, взаимовыдержки, доброжелательного отношения к окружающим людям....
12 03 2024 11:14:38
Урок истории по программе для общеобразовательных школ к учебнику "История древнего мира" для 5-го класса (авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая) издательства "Просвещение", 2003 год. Изложение нового материала – основная часть этого урока. Приёмы и методы, используемые на уроке: рассказ, беседа, творческие задания, работа по настенной карте и атласу, виртуальная экскурсия, применение ПК, мультимедиапроектора....
11 03 2024 23:17:58
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
10 03 2024 7:58:18
Основная задача современного российского образования – формирование умений и качеств человека XXI века. Важнейшим направлением в решении данной задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является метод проектов. ...
09 03 2024 12:53:57
Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....
08 03 2024 13:40:27
Представлена разработка урока-игры по обществознанию для учащихся 6-го класса. В ходе учебного занятия в игровой форме с использованием ИКТ (игра "Что? Где? Когда?") осуществляется повторение и обобщение изученного материала по теме "Родина", формируются умения работы учащихся в группе. При подготовке урока используются вопросы, сформулированные шестиклассниками....
07 03 2024 9:56:31
Значительную часть нашей жизни мы проводим за обеденным столом. Мы едим, лопаем, трескаем, вкушаем, уплетаем за обе щеки, глотаем... Какую бурю эмоций вызывает вид, запах, вкус аппетитной снеди, упоительных яств, восхитительных лакомств! Узнать о том, «что едали наши предки», помогает разработанная нами литературно-историческая викторина....
06 03 2024 19:26:11
Все задания, вошедшие в тетрадь, соответствуют программе МОН Республики Казахстана по курсу истории Древнего мира. Повторяется и закрепляется материала в пpaктическом применении знаний. В сборнике предлагаются различные типы заданий: работа с таблицами, схемами и картами, вопросы, тесты, – все это сделает занятия интересными и увлекательными, закрепит знания и расширит кругозор учащихся....
05 03 2024 13:30:21
Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....
04 03 2024 1:23:52
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
03 03 2024 14:19:56
Целью данного занятия является формирование представления о Древней Руси, о русских князьях; развитие устной монологической речи; воспитание любви к Родине и пробуждение интереса к истории как науки....
02 03 2024 15:32:41
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
01 03 2024 8:31:49
Урок истории преследует цель актуализировать имеющиеся знания у учащихся по этой теме и углубить представления школьников об ордынском иге. При подготовке к уроку используется дополнительная литература (сочинения Карамзина, Гумилева, Ключевского, исследования современных авторов в и другие). Форма урока позволяет создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, вести диалог....
29 02 2024 21:40:25
Что такое человек? Какое место он занимает в истории? В статье автор рассказывает об интересном человеке, который оставил свой след в древнейшей истории. Волею судьбы он становится первым русским князем, основателем государства русского, хоть и сам не был русского происхождения. В работе систематизированы знания о происхождение Рюрика, о его деятельности....
28 02 2024 3:54:59
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
27 02 2024 21:16:20
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
26 02 2024 0:35:10
Урок обществознания построен на основе проектно-исследовательской, а также групповой формы работы. Такие методы работы апробированы и всегда дают хорошие результаты по мотивации учеников к теме урока. Заполнение рабочих листов позволяет закрепить изученный материал и лучше его понять. Лицевые счета на уроках побуждают ребят к максимальному участию в работе....
25 02 2024 22:59:14
События 1894-1916 годов в истории России позволяют учащимся сформировать представления об особенностях развития Российской империи на рубеже ХIХ–ХХ веков, понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны....
24 02 2024 17:42:45
Цели урока: на основании исторического материала познакомить учащихся с особенностями быта, традициями и укладами жизни донских казаков; прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой родине....
23 02 2024 0:36:53
Задачи урока: систематизировать знания по истории и английскому языку по теме "США"; обучать навыкам исследовательской деятельности и представлять свой опыт аудитории; способствовать формированию навыков устной речи, аудирования, чтения, письма....
22 02 2024 13:25:52
Урок-суд над режимом репрессий по теме "История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР: Кубань в 1920—1930-е годы" призван обобщить и закрепить знания, полученные учащимися 9-го класса при изучении темы "Политическая система сталинизма". Он развивает мышление школьников, формирует полезные в социальном общении умения и нравственные ориентиры, в числе которых - способность сопереживать другим людям , воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личность и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов. ...
21 02 2024 22:34:26
Описание серии модульных уроков по теме и пример первого из них. ...
20 02 2024 10:54:58
На уроке создается образ эпохи Первобытного мира. Учащиеся учатся находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившееся со времен Первобытного мира; учатся сравнивать, формулировать вопросы, работать с текстом, картой, иллюстрацией....
19 02 2024 8:31:33
Для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения автором была разработана программа курса "В мире вспомогательных исторических дисциплин", конспекты занятий и дидактические материалы. Занятия ориентированы на пpaктическое применение исторических знаний, формирование различных умений работать с информацией....
18 02 2024 19:48:41
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
17 02 2024 7:21:46
Тестовый контроль может оценить уровень учебных достижений: качество и уровень усвоенных знаний, развитие определенных навыков и приобретение требуемых умений. В настоящей работе представлены различные виды тестовых заданий по курсу истории России с конца XVI до конца XVIII в. Разработано несколько вариантов каждого из видов тестовых заданий, что позволяет организовать эффективную работу учеников. Тестовые задания могут быть использованы учителем для текущего, тематического и итогового контроля....
16 02 2024 20:57:19
Информационное сопровождение учащихся – деятельность учителя по оказанию помощи школьнику в реализации его образовательных потребностей в предметной области. Оно может осуществляться двумя способами: как непосредственное взаимодействие учителя и учащихся в процессе учебных занятий, факультативов, элективных курсов, консультаций; с помощью информационно-коммуникационных технологий (e-mail, веб-сайт учителя, Skype)....
15 02 2024 21:23:16
Учащиеся 10–11-х классов изучают сложнейший период в истории России – ХХ век. Данное мероприятие позволит глубже осветить тяжелейший пласт в истории страны – период политических репрессий, направленных против собственного народа и оказавший влияние на дальнейшую судьбу страны; воспитать у обучающихся уважение к историческому прошлому своего народа через сопереживания к судьбам конкретных людей....
14 02 2024 23:27:23
На уроке рассматривается связь человека и природы, их взаимодействие. По схемам учащиеся работают в группах....
13 02 2024 6:36:36
Урок гражданственности и патриотизма, проводившийся в школах Краснодарского края в православный день святой Великомученицы Екатерины, приуроченный к 215-й годовщине основания города Екатеринодара - Краснодара. Работа представляет собой подробную методическую разработку урока, проводившегося автором в МОУ СОШ № 65 г. Краснодара. ...
12 02 2024 10:31:54
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
11 02 2024 15:11:31
Представленный урок проводился во время методической недели «Компетентностный подход в образовании» (январь 2011). Цель урока – обеспечить самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями, позволяющими понимать причины социального неравенства, необходимость перераспределения доходов, анализировать основные задачи и направления социальной политики государства для поддержания социальной стабильности и повышения жизненного уровня населения....
10 02 2024 21:28:32
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
09 02 2024 14:41:55
Ребята знакомятся с судьбой церквей г. Царевококшайска (Йошкар-Олы). Все они построены на пожертвования прихожан в XVIII в.: Троицкая (1736), Входоиерусалимская (1754), Вознесенская (1756), Воскресенская (1759), Тихвинская (1774) и Богородице-Сергиев монастырь (1888). Это места паломничества в городе. Храмы были разрушены или закрыты в первые годы Советской власти. В конце XX в. здания церквей были переданы общинам верующим. Сейчас 4 церкви из 5 – действующие....
08 02 2024 4:19:38
Правовая игра рассчитана на учащихся старших классов. Проводится с целью вовлечения их в политическую жизнь и формирование гражданской позиции. Основана на знании основных конституционных терминов. Даёт представление об управлении Российской Федерацией. Учит применять свои знания в жизни. Ориентирована на активное участие болельщиков. С новой стороны подходит к историческим и литературным персонажам. ...
07 02 2024 0:23:23
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
06 02 2024 10:32:18
Урок рассчитан на учащихся 9-го класса. Цель урока – сформировать представления о динамике взаимоотношений власти, творческой интеллигенции и общества, показать противоречия в развитии художественной культуры, познакомить учащихся с основными аспектами Конституции 1977 г., дать представление о диссидентском и правозащитном движении. ...
05 02 2024 5:49:22
Мастерская «Сальвадор Дали» проводится на уроках курса всеобщей истории в 10–11-х классах при изучении темы «Культура». Цель мастерской – стремление научить детей самостоятельно познавать мир, не бояться ставить сложные вопросы и искать ответы на них; научить детей получать наслаждение от живописи, не бояться красок и почувствовать себя творцом....
04 02 2024 17:40:15
В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
03 02 2024 17:24:40
На уроке формируются представления о третьеиюньской монархии как режиме, сочетавшем два направления во внутренней политике: подавление революционных выступлений и проведение реформ для расширения социальной опоры самодержавия. Учащиеся знакомятся с целями, основными направлениями, итогами аграрной реформы П.А. Столыпина....
02 02 2024 4:25:25
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
01 02 2024 2:59:42
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
31 01 2024 18:33:13
Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения. ...
30 01 2024 17:27:49
Программа курса по выбору "По следам древних людей" предназначена для учащихся 5-го класса. Цель курса является пробудить у учащихся 5-го класса интерес к истории посредством различных видов проектной деятельности. Основной задачей курса является освоить с пятиклассниками основы проектной деятельности, научиться разpaбатывать различные виды проектов по истории, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся. ...
29 01 2024 2:51:57
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::