История Древнего мира. "В городе богини Афины (или кого считать ослом)". 5-й класс
Тип урока: изучение нового материала в технологии исследования.
Цели: расширить знания об Афинах, формировать умение высказывать аргументированное мнение, создать условия для формирования ценностного отношения к культуре
Задачи: высказывать предположения, находить необходимую информацию в тексте, соотносить явление и факты и делать вывод.
Оборудование: учебник А.А.Вигасина «История Древнего мира», тетрадь, ручка, линейка, карандаш.
На уроке применяется рейтинговая система оценивания: каждое задание оценивается определённым количеством баллов (все баллы ставятся на полях в тетради для удобства подсчёта в конце урока), за урок набирается определённая сумма и баллов и в зависимости от количества баллов набранных учащимися ставится оценка.
Ход урока
I этап (мотивационный)
1. Актуализация опыта
Учитель: Современные люди довольно часто, давая оценку какому-либо человеку, употрeбляют названия животных. Каких животных можете назвать вы?
Учащиеся: Бapaн, козёл, овца, осёл, обезьяна и т.д.
Учитель: Такие слова обычно употрeбляют, когда хотят обидеть человека ли дать ему отрицательную оценку. Как вы думаете, какого человека называют ослом?
Учащиеся: Упрямого, глупого и т.д.
2. Создание проблемной ситуации
Учитель: А вот афиняне ослами считали других людей, они говорили: «Если ты был в Афинах и не восторгался ими, то ты осёл!» Как вы думаете, правы ли афиняне, считая, что их городом нужно восторгаться, т.к., судя по высказыванию, были люди, которые Афинами не восторгались.
Учащиеся: Афиняне правы; ничего особенного в городе нет, чтобы им восторгаться и т.д. (получаются противоречивые мнения).
Оценивание работы учащихся – по одному баллу за участие в обсуждении вопросов (всего 3 балла, т.к. три вопроса)
3. Осознание и формулирование проблемы
Учитель: Получается, что мы с вами не знаем, имеют ли право афиняне называть кого-либо ослами или нет?
II этап (построения знаний)
1. Выбор направления и методов исследования
Учитель: какие возможны варианты ответа на вопрос?
Учащиеся: 1) имеют право, 2) не имеют право, 3) в некоторых случаях имеют право (версии записать на доске)
Оценивается участие в обсуждении в 1 балл.
Учитель: У нас появилось три версии ответа на вопрос и я предлагаю вам провести по ним исследование. А это означает, что нужно выяснить, чем в Афинах можно восторгаться и есть ли то, чем восторгаться невозможно. Исследование проведём с помощью учебника на стр.168-172 и Приложения 1 (Рисунки 1-7). Все факты мы разделим на две части и запишем их в таблицу, работать будет 3 исследовательские группы (по количеству пунктов в параграфе).
2. Сбор информации
Учащиеся читают учебник и заполняют таблицу по группам, а после групповой работы заслушивают друг друга и заполняют таблицу полностью.
Чем можно восторгаться? |
Что не вызывает восторга? |
1. Великолепные расписные вазы с чернофигурным и краснофигурным рисунком, которые не тускнели от времени. 2. Различная посуда. 3. Свободные мастера получали за работу деньги и работали хорошо. 4. На Агоре (рыночной площади) можно купить всё. 5. Обычно покупки делают мужья. 6. Смотрители следят за порядком на рынке. 7. Для встреч с друзьями портики, которые спасают от солнца. 8. Храм бога Гефеста. 9. Когда над городом нависала военная угроза Совет не покидал свой пост. 10. Статуя Афины скульптора Фидия. 11. Храм богини победы Ники. 12. Парфенон. 13. Вместо колонн стояли кариатиды – каменные фигуры дeвyшек. |
1. Горожане выливают помои и отбросы прямо на улицу. 2. Грязь и зловоние на улицах. 3. Paбы выполняют однообразную и грубую работу. 4. Торговали paбами. 5. Толкотня и давка на рынке. 6. Афиняне пожелали оставить у себя богиню победы, поэтому сделали её бескрылой |
Оценивание работы: 3 балла, если работа выполнена соответственно заданию и в полном объёме, 2 балла – работа выполнена соответственно заданию, но не в полном объёме или допущены ошибки, 1 балл – работа выполнена, но не соответствует заданию, о баллов – работа не выполнена.
3. Обобщение информации и построение объяснения
Учитель: Что мы видим из таблицы?
Учащиеся: В Афинах есть чем восторгаться, но не всё вызывает восторг
Учитель: Какой версии это соответствует? Выпишите подтвердившуюся версию в тетрадь.
Учащиеся: Это больше похоже на третью версию.
Оценивается в 1 балл правильный выбор доказанной версии.
4. Сопоставление с культурным аналогом, формулирование вывода.
Учитель: Предлагаю прочитать по этому поводу Приложение 2
Учитель: Сформулируйте ответ на наш вопрос - имеют ли право афиняне называть кого-либо ослами? Ответ запишите в тетради.
Учащиеся: афиняне имеют право называть ослами людей в тех случаях, когда речь идёт о том, что записано в первой колонке, и не имеют право в случаях со второй колонкой.
Оценивается ответ на 1 балл – если ответ без объяснения (когда можно и нельзя называть ослом), 2 балла – если есть объяснение.
III этап (рефлексия)
Учитель: Предлагаю написать резюме, которое начинается так «Оказывается …».
Учащиеся пишут резюме и затем вслух зачитывают.
Оценивается любое резюме в 2 балла.
Подведение итогов за урок:
1) Подсчитать общее количество баллов за урок – максимально 12 баллов.
2) Назвать критерии выставления оценок: 11-12 баллов – «5», 9-10 баллов – «4», 6-8 баллов – «3»
Домашнее задание: составить рекламу экскурсии в Афины.
Данный урок является последним уроком в разделе «Политические системы западных демократий» по учебнику Кузовлева В.П. English 10–11. Представляет собой урок-соревнование, целью которого является повторение во всех видах речевой деятельности ранее изученные лексические единицы по теме «Политические системы России, Великобритании и США» и совершенствование умений и навыков устной и письменной речи, систематизация лексического и грамматического материала по данной теме....
18 03 2024 19:54:11
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
17 03 2024 5:36:34
Автор статьи разработала и провела урок истории в 5-м классе в форме ролевой игры, так как законы Хаммурапи являются наиболее ярким примером писаного права. Придерживаясь гендерного подхода в обучении, она учитывала то, что визуализация и интересное изложение материала, занимательность уроков истории увеличивают к ним интерес подростков, что позволяет им лучше усваивать учебный материал....
16 03 2024 9:23:33
Разработка урока дает возможность на занятии поработать с первоисточником, используя при этом индивидуальную форму работы по карточкам. Карточки разной сложности и предоставляются детям на усмотрение учителя. Изучение Конституции в 6-м классе - это первая попытка "по-взрослому" рассмотреть этот документ. ...
15 03 2024 7:18:55
Урок разработан на основе блочно-модульной технологии. Является логическим продолжением темы "Свержение самодержавия" — рассматривается вопрос о политической ситуации в стране после Февральской революции 1917 г. Модульный урок включает в себя следующие учебные элементы: мотивационную беседу, входной контроль, работу с новым материалом, завершающий контроль и рефлексию. ...
14 03 2024 2:47:41
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными. Например, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении данной работы. Также во время урока ученики работают с тетрадями, используя ранее выполненные задания; закрепляют понятия и термины....
13 03 2024 2:39:28
Методика использования урока в образовательном процессе: предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Урок строится на основе электронного учебника "История XX века". М.: Клио Софт. 2001....
12 03 2024 14:28:22
В данной разработке рассмотрены вопросы расселения и природных условий обитания ненцев, гипотезы об их происхождении, родовая организация. Через использование мультимедийной презентации и преданий повышается познавательный интерес обучающихся. ...
11 03 2024 8:50:44
Расширение знаний, представлений учащихся о Родине — России, Калмыкии через особенности и символы: суверенитет — независимость государства; язык как часть национальной культуры, государственный флаг, герб, гимн. Воспитание чувства патриотизма, гражданской позиции учащихся. Закрепление знания текста гимна, умения вести себя при поднятии флага и звучании гимна....
10 03 2024 22:58:28
Излагаются подходы к активизации познавательного процесса учащихся 6-х классов при изучении истории средних веков. ...
09 03 2024 8:13:10
Воспитательная цель урока: формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, любви и уважения к русской литературе и истории страны. Цель: показать обучающимся трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве; историю народного мученичества; культ личности Сталина; политику беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком....
08 03 2024 18:28:26
Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....
07 03 2024 20:34:42
Осенью 2010 года г. Ярославль праздновал 1000-летие. Данная работа представляет собой викторину в форме популярной телеигры, которая призвана проверить знания обучающихся о современном облике города. Игра может представлять интерес не только для ярославцев, но и для всех интересующихся его историей. Каждый тур состоит из трёх тем по четыре вопроса. В финале возможен выбор одного из четырех предложенных вопросов....
06 03 2024 15:55:10
Мастерская «Сальвадор Дали» проводится на уроках курса всеобщей истории в 10–11-х классах при изучении темы «Культура». Цель мастерской – стремление научить детей самостоятельно познавать мир, не бояться ставить сложные вопросы и искать ответы на них; научить детей получать наслаждение от живописи, не бояться красок и почувствовать себя творцом....
05 03 2024 8:47:44
На данном уроке учащиеся знакомятся с историей развития жилища, связью архитектуры с климатом, изменением типов жилища в ходе исторического процесса. Дети учатся видеть историю "вокруг себя", в домах, которые нас окружают, понимать, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций. Всё это ведётся в занимательной форме путешествия, с использованием ИКТ, что помогает подготовить ребёнка к восприятию знаний и приобрести навыки самостоятельной работы. ...
04 03 2024 6:26:17
С помощью наглядного материала закрепляются полученные знания, усиливается интерес к истории США и к предмету в целом. Минусы урока: затрата времени на подготовку. Плюсы урока: элементы проектной деятельности, использование презентации в не оснащенном компьютерной техникой кабинете. ...
03 03 2024 6:11:58
В созданном специально для обучения спортсменов подросткового и юношеского возраста Техникуме олимпийского резерва № 1 существуют проблемы и сложности, хаpaктерные только для этого типа образовательных учреждений. Поэтому учителю обществознания приходится ставить несколько иной акцент в решении задач для успешного достижения целей современного образования....
02 03 2024 17:48:46
Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения. ...
01 03 2024 7:49:15
В статье представлена система работы учителя, позволяющая при систематической самостоятельной деятельности учащихся на основе развивающих заданий сформировать активную позицию. Перевод обучения на субъект – субъектную основу перестраивает мышление учащихся со схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил». Меняется роль ученика и учителя. Ученик должен учиться сам, а учитель контролирует его учебу....
29 02 2024 10:40:15
Данная тема актуальна потому, что люди культуры ярко воплощают свою эпоху в достижениях, ценностях, художественных памятниках. Изучение культуры воспитывает у учащихся патриотизм, выpaбатывает гражданскую позицию, развивает интеллект, познавательные интересы и способности ученика. Хаpaктеристика достижений культуры формирует следующие умения: обоснование своей точки зрения, сравнение, анализ, учит делать выводы....
28 02 2024 6:58:37
Урок построен в виде семинарско-пpaктического занятия и предполагает как устное выступление учащихся с последующим коллективным обсуждением спopных вопросов, так и изучение исторических источников по данной теме. ...
27 02 2024 3:43:48
В работе обобщен опыт по применению различных приемов и методов обучения на уроках истории и обществознания. Рассматриваются следующие виды и формы деятельности, помогающие реализовать идеи проблемной и развивающей технологий: лекция; лабораторное занятие; пpaктическое занятие; семинарское занятие; уроки-диспуты, дискуссии; интегрированные уроки; уроки самоопределения и самореализации....
26 02 2024 11:37:41
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
25 02 2024 23:21:11
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
24 02 2024 10:50:40
Гуманизация образования предполагает активизацию интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Помимо данных составляющих, необходимо учитывать ряд психологических факторов, таких как стремление к успеху и победе. В связи с этим желательно использовать в ходе проверочных занятий различные формы опроса, при которых сама деятельность наполнялась бы определенным эмоциональным содержанием и интересом. Данное занятие помимо проверки знаний выполняет роль повторения и обобщения ранее изученного материала. ...
23 02 2024 13:44:19
Вступая в диалог с автором, учащиеся проникают в умонастроение и ментальность общества, изучаемой эпохи, чтобы понять действия и поступки людей, ушедших в прошлое. ...
22 02 2024 20:58:48
Ознакомление воспитанников с биографией Героя России Андрея Туркина. Воспитание патриотизма, чувства долга, преданности и любви к Родине. Расширение знаний о защитниках Отечества, не пожалевших собственной жизни ради безопасности сограждан....
21 02 2024 1:58:56
Урок-игра рассчитан на развитие познавательного интереса молодых избирателей к знаниям в области избирательного права. В виде наглядности выступают документальные материалы избирательной комиссии муниципального образования. Благодаря сочетанию конкурсов и деловой информации из реальной жизни поселения, а также дифференцированному домашнему заданию имеется возможность выбора индивидуальной траектории получения образования. ...
20 02 2024 11:20:10
На уроке учащиеся усваивают целостную картину изучаемого исторического периода знакомятся с социально-экономическими преобразованиями....
19 02 2024 2:22:42
Урок изучения нового материала с использованием активных форм работы. Элементы ролевой игры помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. Одна из главных задач урока — способствовать нравственному воспитанию. ...
18 02 2024 4:27:43
Урок призван сформировать представление о различных направлениях в живописи, показать идеи гражданственности, выраженные в творчестве живописцев данного периода. В ходе урока обучающиеся выполняют задания, анализируют информацию, делают выводы, готовят устные выступления, отражают гражданскую позицию. На уроке звучит классическая музыка XIX в., стихи....
17 02 2024 3:57:22
Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
16 02 2024 20:51:20
Урок позволяет расширить знания учащихся о стадиях, классификации, стратегиях разрешения социального конфликта. Промежуточная диагностика знаний, записи в рабочих листах, проблемное задание дают возможность накапливать необходимый материал для дальнейшей работы с заданиями ЕГЭ. Презентация наглядно показывает и объясняет сложную терминологию....
15 02 2024 4:37:46
Урок истории "Религия в современном мире" является подтемой входящей в состав основной темы "Духовные ценности современной цивилизации" по обществознанию за курс 10—11-х классов. Изучение подтемы требует от педагога особой тактичности, корректности, вдумчивого "дирижирования" ученической дискуссией, предупреждающего односторонность и предвзятость. ...
14 02 2024 21:13:22
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
13 02 2024 12:55:59
На уроке обсуждаются содержание, особенности и формы духовной деятельности. Учитель знакомит с особенностями сферы духовной деятельности, взглядами философов, тpaктовавших духовные явления, пути и методы сохранения, распространения и освоения духовных ценностей. В ходе урока учащиеся изучают новый материал в группах по заданиям, полученным на уроке....
12 02 2024 7:11:17
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....
11 02 2024 4:35:22
Создавая урок, автор надеялся показать, насколько увлекательными и интересными могут стать сорок пять минут повторения «сухой» темы «Деятельность». Для этого в ходе урока использовались фотоматериалы из жизни и деятельности самих школьников; привлекался сложный теоретический материал: философские теории И.Канта, Н.Макиавелли, Й.Хезинга....
10 02 2024 11:11:37
Урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению истории Московской Руси. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках – "Создание единого Русского государства", дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока "Государственные реформы середины XVI в. Опричнина". ...
09 02 2024 11:21:23
В ходе знакомства с учебным материалом учащиеся узнают, что Гражданская война не обошла стороной Царицын, и о том, какие кровопролитные бои шли на территории нашего посёлка, читая воспоминания очевидцев тех страшных лет. Познакомятся с историей сражений на северных подступах к Царицыну в годы Гражданской войны, изучат ход боевых сражений в п.Городище. Учащиеся познакомятся с памятными местами, посвящёнными Гражданской войне на территории Царицына....
08 02 2024 22:10:54
Урок проводится в форме игры. Занятие помогает познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Александра II; прививать навыки самостоятельной работы; воспитать любовь к родине....
07 02 2024 0:20:57
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
06 02 2024 5:22:51
Урок истории в 10-м классе, раскрывающий предпосылки, дающий хаpaктеристику, определяющий цели и итоги реформ Петра I. Урок представляет собой лекцию учителя, сопровождающуюся показом слайдов компьютерной презентации. В качестве закрепления материала учащимся предлагается тест. ...
05 02 2024 11:31:41
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
04 02 2024 10:28:24
Данная методическая разработка полезна прежде всего преподавателям истории и классным руководителям, ставящим перед собой цель патриотического воспитания детей. В основу материала легли художественные произведения, пословицы и поговорки, познавательные задания, посвященные Древней Руси перед нашествием монголо-татар. Сильное воздействие на детей оказывают стихи на сюжеты истории и исторические инсценировки. Знания о Руси IX–XII веков – важнейшем периоде складывания древнерусского государства – необходимы, так как эта эпоха определила дальнейшую судьбу страны и народов, ее населяющих. ...
03 02 2024 5:52:23
Рабочая программа по истории Отечества для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта. В данной рабочей программе приведены примеры структурных компонентов, кроме календарно-тематического планирования....
02 02 2024 6:18:55
Урок-проект разработан для учащихся 10-го класса с ограниченными возможностями здоровья. В период работы над проектом учащиеся находятся в тесном контакте со своими сверстниками, активно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, расширяется их круг общения, у школьников появляется чувство собственной значимости для окружающих. Знание исторического прошлого может укрепить в детях почитание традиций и человеческих ценностей: любви к Родине, доброты и справедливости....
01 02 2024 15:23:40
Урок гражданственности и патриотизма, проводившийся в школах Краснодарского края в православный день святой Великомученицы Екатерины, приуроченный к 215-й годовщине основания города Екатеринодара - Краснодара. Работа представляет собой подробную методическую разработку урока, проводившегося автором в МОУ СОШ № 65 г. Краснодара. ...
31 01 2024 16:57:37
Урок истории для 11-го класса по УМК Волобуева О.В., Клокова В.А., Пономарева М.В. На уроке рассматриваются альтернативы развития СССР после cмepти И.В. Сталина и выделяются причины победы Н.С. Хрущева, выявляется значение XX съезда партии. Урок способствует развитию умения излагать оценку исторических личностей....
30 01 2024 14:43:24
Русский народ до принятия христианства имел особое мировоззрение и свой племенной хаpaктер, и результатом религиозной реформы стало своеобразное и сложное соединение – православная вера русского народа. Статья о языческой вере восточных славян, ее отличительных чертах и влиянии на принятое христианство....
29 01 2024 10:43:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::