Исторические личности в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Цели урока:
- дать историческую оценку личностям XVIII века Е.Пугачеву и Екатерине II;
- уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы, оценивать свою работу.
Главное: какими человеческими качествами наделил их А.С.Пушкин.
Воспитательная цель: формирование интереса детей к истории России; общечеловеческие ценности, утверждаемые А.С.Пушкиным: добро, честь, благородство, верность любви, стойкость.
Оборудование: слайды по проектору, рабочие листы.
Учителя использовали метод проблемного изложения по технологии развивающего обучения: диалоговое обучение на фоне интеграции смежных предметов: литературы и истории; использование музыки и живописи как вспомогательных элементов в раскрытии художественного образа литературных героев. На уроке так же работают принципы развивающего обучения как опережающие задания, рефлексия – самооценка учащимися своей работы. Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.
План урока.
- Диалог Пугачева с Гриневым. Отрывок из главы повести “Капитанская дочка” Мятежная слобода.
- Введение. Целевая установка учителя
- Краткая хаpaктеристика истории России XVIII века.
- Оценка учащимися – литературоведами, искусствоведами хаpaктеристики Е.И.Пугачева
- Оценка деятельности Екатерины II
- Заключение
Ход урока
I. Введение. Диалог Пугачева с Гриневым. Пугачев рассказывает Гриневу калмыцкую сказку. (Алеша и Захар.)
Учитель литературы: Безумство храбрых – вот мудрость жизни. Мудрость жизни или бунт страдания? Смелому орлу дано жить недолго, зато он вечно свободен и силен своей мудростью, независимостью. Сегодня, на уроке каждый из нас попытается пропустить через себя эпоху II половины XVIII века, когда произошло крестьянское восстание под руководством Емельяна Пугачева. Мы составим переход от исторического факта к литературным образам.
Историческая тема проходит через всю повесть А.С.Пушкина, он интересовался прошлым, много ездил, копался в архивах, изучал “Историю государства Российского” Карамзина, русские летописи. “История народа принадлежит поэту”, – писал он.
Целевая установка учителя. На уроке будем работать в 3-х условных группах.
I группа – литературоведы , должны обсудить образы Екатерины II и Пугачева: какими людьми они обрисованы; II группа – историки, они дают беспристрастную оценку деятельности личностей; III группа – искусствоведы: образы великих людей в живописи, музыке.
Учитель истории: Итак, XVIII век. Величественный XVIII век! Век Екатерины II. Эпоха царствования Екатерины II по исторической оценке. (Приложение 1 Слайды.)
Ученик – историк : Императрица Екатерина II царствовала 34 года.
Что приобрела Россия за 34 года, которые назвали целой эпохой. Укрепление державы. Российская империя достигла такого влияния и могущества, что по меткому выражению современника, “без ее дозволения в Европе ни одна пушечка выпалить не смела”. Население страны увеличилось почти вдвое (с 19 до 36 млн.). Никогда больше в России такими темпами не строились города. За три десятилетия – 144 города! Государственная казна “потяжелела” в четыре раза. Россия производила чугуна и железа в два раза больше, чем Англия – мировой экономический лидер того времени. Россия отвоевала Кубань, Крым, все побережье Черного моря. Утвердилась на Балтийском море, на Дальнем Востоке, в Сибири и на Аляске.
Учитель истории: Но, в период царствования Екатерины II происходит восстание крестьян под предводительством Е.И.Пугачева. Кто назовет причины восстания? И расскажите о пугачевском восстании.
Ученик: Крестьянское восстание было вызвано резким ухудшением положения широких слоев населения. Выросли размеры барщины и оброка, а также государственные повинности. Крестьян продавали целыми деревнями.
Сообщение ученика – историка: Восстание Е.И. Пугачева началось в сентябре 1773г. на хуторе Толкачевых. Отряд Пугачева из 80 человек быстро вырос за счет казаков и солдат гарнизонов Яицкой линии. В “манифестах” от имени Петра III Пугачев жаловал казаков “реками и морями, денежным жалованьем и всякой вольностью”. К 1774г. восстанием была охвачена огромная территория Нижнего Поволжья, Оренбуржья, Южного Урала, Прикамья. Заводы Урала были охвачены восстанием. Простые люди с нетерпением ожидали прохода Пугачева. За июль – август 1774г. Пугачев овладел Саранском, Пензой, Саратовом и другими городами. После неудачного штурма Царицына, 24 августа в бою у Сальниковой ватаги войско Пугачева потерпело поражение. Яицкие казаки решили, что дальнейшая борьба бесполезна, и 8 сентября 1774г. схватили Пугачева, и выдали его властям. В начале сентября во главе войск, действовавших против пугачевцев, встал А.В.Суворов. И в 1775 г. восстание было подавлено.
Учитель литературы: Пушкин глубоко и исторически верно раскрыл причины, ход и хаpaктер крестьянских восстаний, вспыхивавших в Поволжье и на юге Урала. Причину восстания поэт справедливо видит в крепостном гнете, жестокости и самовластии правителей края и в политике царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала. Несмотря на стихийный хаpaктер восстания, социальная направленность его была ясна для каждого участника.
Учитель истории: Емельян Иванович Пугачев. (Слайд – Пугачев.) Какого его место в истории? (Историческая справка.)
Ученик – историк: Емельян Иванович Пугачев был казаком из донской станицы Зимовейская. К 30-ти годам у этого человека за плечами был немалый опыт: участие в двух войнах (Семилетней и русско-турецкой), попытка перебраться с Дона на Терек в поисках воли, несколько арестов и побегов из – под стражи. Во время русско-турецкой войны за храбрость произведен в хорунжие (младший офицерский казачий чин). В 1772г. появился на Яике и объявил себя императором Петром III. В своих манифестах Емельян Пугачев обещал земли, воды, леса, покосы. В армию Пугачева вливались казаки, рабочие Урала, крестьяне, калмыки, башкиры. Численность войск превысила 20 тыс. человек. Пугачев стремился придать своей армии подобие организованной структуры. Он учредил “Военную коллегию”, окружил себя гвардией, присваивал чины и титулы. В войске поддерживалась дисциплина, велось воинское обучение. Отличившиеся награждались “медалями” – рублями Петра III. В новых манифестах Пугачев “злодеев – дворян” приказал “ловить, казнить и вешать”. Всего пугачевцы казнили около 3 тыс. человек.
Учитель литературы: Дворянские писатели и публицисты видели в нем “изверга, не считающегося с законами, мошенника, убийцу.” Совершенно другим он предстает в повести. Он кровно связан с народом, пользуется его поддержкой. Именно он определяет судьбу и действующих лиц (Гринева, Машу Миронову), с ним связаны все сюжетные линии повести. Слово искусствоведам:
Ученик – литературовед: Пушкин пишет: Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалось проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.
Ученик – искусствовед: (По портрету Е.И.Пугачева.) Вероятно, художник работал по описанию Пушкина, портрет сходится с литературным воображением писателя: только на картине Пугачев изображен в тяжелый для него момент: он закован в кандалы. Глаза задумчивы, но в них нет раскаяния. Это глаза человека, с честью идущего по своей дороге. Он будет верен себе до конца!
Ученик – искусствовед: (По картине “ Уральцы преподносят”.) На картине Бунина Пугачев изображен в момент разговора с Гриневым. Он внимательно прислушивается к собеседнику, идет чисто мужской разговор, конкретный, честный: Пугачев предлагает Петру Гриневу вступить в его войско, но молодой офицер прямо дает отказ. Он сказал, что присягнул императрице, что не будет этого делать. Пугачеву понравилось честность, открытость Гринева и он сказал: “Казнить так казнить, миловать так миловать, отпускаю”.
Учитель литературы: Несомненно Пугачев в повести изображен сильным человеком, за которым шел народ, таким его видели и мастера кисти. Чтобы подчеркнуть близость Пугачева к народной массе, раскрывая его образ, Пушкин широко использует фольклор.
Ученик – литературовед: Речь Пугачева пересыпана народной мудростью, при разговоре с хозяином постоялого двора, он говорит такие пословицы и поговорки: “Будет дождик, будут и грибки”, “заткни топор за спину: лесничий ходит”, – он иносказательно говорил про грядущие события, когда он был в бегах, готовил восстание. А в общении с Гриневым он употрeбляет такие: “Долг платежом красен”, “Казнить так казнить, миловать так миловать”, “Послужи мне верою и правдою”. В речи Пугачева выражаются живой ум, смекалка, талант.
Учитель литературы: Пугачев великодушен, отзывчив: он спасает счастье Петрушу.
Ученик – литературовед: Несмотря на то, что Маша Миронова – дочь врага, Пугачев дал приказ освободить её, он одобрил решение Петра Гринева жениться на ней, он говорит: “Погуляем же мы вашей свадьбе!”. Он разрешил Гриневу уехать из крепости с дочерью капитана. “ Это была последняя встреча с Пугачевым…”
Учитель литературы: Пугачев неграмотен, но умен и талантлив, обладает незаурядными способностями полководца, во время сражений ведет за собой народ.
Ученик – литературовед: Он говорит о себе: “Я воюю хоть куда! Знают ли у вас в Оренбурге о сражении под Юзеевой? Сорок енаралов убито, четыре армии взято в полон”.
Учитель литературы: Пугачев милостив и добр. На всем протяжении повести один только раз показана суровая расправа с Мироновыми и Иваном Игнатьевичем. Однако,” на войне как на войне – это беспощадное отношение к своим врагам. А как расправилось царское правительство с мятежником Пугачевым?
Ученик историк: Приговор по делу государственного преступника, творившего разбойные злодеяния под именем императора Петра III
– Омельяна Пугачева – приговорить ко cмepтной казни через отсечение головы…
Учитель литературы: Образ Пугачева глубоко симпатичен А.С. Пушкину: он наделил его прекрасными человеческими качествами, и он предстает перед нами в живом образе истинно русского человека, душой и сердцем болеющего за судьбу родного народа.
Сейчас прозвучит музыкальная композиция. Чей это музыкальный образ?
(Звучит G.Marinello – Orchestra Words.)
Ученик – искусствовед: Это – умиротворение, красота, это утро в царскосельском парке, когда Маша Миронова в душевном смятении идет по дорожке сада.
Учитель литературы: В повести пейзаж играет значительную роль – буран, вожатый, постоялый двор, снежная буря как бы символизируют народное волнение. Это еще и завязка сюжетной линии – эта встреча сыграла большую роль в судьбе молодого дворянина Петра Гринева. А в сцене свидания Марьи Ивановны с Екатериной II пейзаж – другой, резко контрастирующий с первым. Там – “мpaк и вихорь”, здесь – прекрасное утро. (Слайд портрет Екатерины Второй.)
Учитель истории: Екатерина была просто умна, у неё был ум гибкий, осторожный и сообразительный. У неё был один счастливый дар, производивший наиболее сильное впечатление: памятливость, наблюдательность, догадливость, чутье положения, уменье быстро схватить и обобщить все наличные данные, чтобы вовремя принять решение. В обращении она старалась блистать разговором, чтобы не мешать высказываться собеседнику. Зато в ней удивлялись искусству слушать, долго и терпеливо выслушивать всякого, о чем бы кто ни говорил с ней. Так вместе со знанием людей Екатерина выработала себе и лучшее средство приобретать их – внимание к человеку, уменье входить в его положение и настроение, угадывать его нужды, задние мысли и невысказанные желания.
Ученик – литературовед: В повести перед нами встает образ милой, спокойной дамы, с которой Маша Миронова встретилась в Царском Селе. “Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет 40. Лицо её полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а гoлyбые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую.
Диалог. Екатерина II с Машей Мироновой.
Екатерина II: Вы, верно, нездешние? По каким-нибудь делам?
Мария Ивановна: Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне, просить
милости.
Екатерина II: Позвольте спросить, кто вы таковы?
Мария Ивановна: Я дочь капитана Миронова.
Екатерина II: Капитана Миронова? Того самого, что был комендантом в одной из
оренбургских крепостей?
Мария Ивановна: Точно так-с.
Екатерина II: А может я вам смогу помочь, я бываю при дворе.
(Мария Ивановна подает бумагу.)
Екатерина II: Вы просите за Гринева? Императрица не может его простить. Он –
безнравственный и вредный негодяй.
Мария Ивановна: Ах, неправда! Неправда, ей богу неправда! Я знаю всё, я всё вам
расскажу. Он для одной меня шёл на дело, он – не предатель! И если он не
оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел впутать меня. Я
клянусь именем своих родных : батюшки и матушки, погубленных самозванцем! (Мария
Ивановна стоит, опустив голову) Екатерина II выходит и заходит, подает бумагу.
Екатерина II: Я рада, что могла вам помочь. Дело ваше кончено. Я убеждена в
невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти отцу
Гринева.
Мария Ивановна: Благодарствую, я надеюсь на вашу милость.
Учитель литературы: Царица – благодетельница приказала освободить Гринева, но сделала это, убедившись в том, что он не был пугачевцем. Отпуская Машу, она сказала: “Знаю, что вы небогаты, но в долгу перед дочерью капитана Миронова. Я беру на себя устроить ваше состояние.” И своего обещания она не выполнила. Заканчивая повесть, Пушкин уже от своего имени пишет, что внуки Гриневых владеют только тем селом, которое принадлежало их деду и прадеду.
Слайд с изображением Екатерины II.
Ученик – искусствовед: Её величество Екатерина II изображена во всем величии: умное лицо, в руках – символы власти, видно, что она – сильная личность, целеустремленный человек.
Учитель литературы: Композиционно урок начался с разговора Пугачева с Гриневым. В чем смысл калмыцкой сказки? Кого символизирует Орёл? А кого – Ворон?
На слайде – Герб России.
Символика повести: свобода, независимость, мощь, сила и власть сливается в один геральдический знак – герб России.
Учитель истории: Информация к размышлению: ныне по каналу “Россия” проводился интеpaктивный проект – “ Имя Россия”. В финале вышло 12 кандидатов на “Имя России”. В числе выдающихся деятелей науки, искусства, военного дела, политики вышли и А.С. Пушкин и Екатерина II.
Комментарий ученика – литературоведа: Александр Сергеевич Пушкин – великий русский национальный поэт. В его личности и творчестве с большой силой проявились такие замечательные черты русского народа, как свободолюбие, многосторонняя одаренность, могучая творческая сила.
Он стал родоначальником великой русской классической литературы, которая сильна и прекрасна своей тесной связью с освободительным движением, подлинной народностью, верой в творческие силы народных масс. Пушкин явился и основоположником современного русского литературного языка. “Пушкин у нас – начало всех начал”, – утверждал Алексей Максимович Горький.
Комментарий ученика – историка: Великая Екатерина Вторая . Я хотел бы сказать, что Екатерина Вторая – все – таки дочь 18 века. Это был удивительный век, его недаром называют веком Просвещения. И она очень большое внимание уделяла просвещению в самом широком смысле этого слово. Она читала произведения Платона, Плутарха, Тацита, труды французских просветителей Монтескье и Вольтера, также интересовалась историей, традициями и обычаями России. Екатерина II была тонким психологом, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. Екатерина была убежденной противницей крепостного права, считая его антигуманным. Однако сделать что – либо в этой области она не решалась из – за боязни дворянского бунта и очередного переворота. Внешняя политика Екатерины II ознаменовалась территориальным расширением Российской империи. Правление Екатерины вошло в историю как время бурного градостроительства и многих начинаний в области искусства, науки и техники. Екатерининская Россия стала полноправной участницей европейской системы государств.
Итоги к уроку. Рефлексия трех групп.
Ученик – искусствовед: Группа наша выступала с точки зрения искусствоведов, мы описывали портреты исторических личностей, созданных художниками разных времен. По внешнему виду можно определить личность человека? Разумеется, можно! Например, Екатерина Вторая изображена сильным, волевым, умным человеком, а Пугачев обрисован истинным вожаком, руководителем народных масс. Определяли музыкальный образ, я, например видела в мелодии образ прекрасного утра, свежий воздух, вековые деревья, на зеркальной глади пруда – отражение величественного лебедя.
Ученик – историк: Наша группа – группа историков изучая крестьянскую войну Е.И.Пугачева, расширили знания об Екатерине II, о Е.И.Пугачеве, о судьбах крестьян. Мы самостоятельно изучали пособии, исторические материалы, работали с картами, сопоставляли и анализировали факты, делали выводы. Восстание Пугачева показало, что ситуация в стране требует перемен. Следствием Крестьянской войны стали новые реформы Екатерины II.
Группа – литературоведы: Группа литературоведов работала на основе повести, рассматривала литературные образы, созданные творческим воображением гениального писателя. Образы исторических лиц: Пугачева, Екатерины II в значительной мере обогащены писательской фантазией. Особенно часто автор останавливается на глазах Пугачева, через взгляд раскрывает хаpaктер, настроение героя. Ведь не зря говорят, что глаза – зеркало души. В зависимости от обстоятельств меняется выражение глаз Пугачева: у него то “сверкающие глаза”, то он смотрит “пристально”, “грозно”, то “выражением насмешливости”.
В документах, наверное, не было упоминаний о выражении глаз Пугачева, но читатель нисколько не сомневается в верности пушкинского описания. Такова сила художественного таланта писателя.
Опираясь на жизненную правду, Пушкин написал произведение, в котором убедительно и вместе с тем художественно выразительно отобразил эпоху XVIII столетия, её особенности, её проблемы, её людей, их поступки, поведение, чувства.
Учитель литературы: Недавно мы смотрели исторический фильм “Тайна Чингис Хана”. Один мудрец в фильме говорил: “История имеет две грани: правители оставляют след в истории своими великими делами и свершениями, а история человеческой жизни всегда остается тайной”.
О чем думал Пугачев, о чем мечтал, от чего страдал – мы же не можем знать, а гений Пушкина в его образе показал нам образ живого человека с его хаpaктером, поведением, поступками, чувствами, мыслями.
В этом сила искусства, в этом сила литературного слова.
Комментирование оценок.
Приложение 2. Александр Невский.
Использованная литература.
- Мастерство русских классиков Сборник. Советский писатель. М.1987.
- Русские писатели. Библиографический словарь М.П; 1990.
- “Учитель: творение я”. Якутск. 2001.
- Козлов С.А.Земледелие есть главный труд. – Первое сентября. 2009, № 22.
- Школьная энциклопедия. История России XVIII–XIX века. М. Олма Пресс 2003.
- Наш летописец. Екатерина II. – Первое сентября.2009, № 8.
Урок является составной частью темы "Демократия" и имеет следующие цели: углубить знания о демократическом политическом режиме; подвести учащихся к понятию совокупности действующих в политической системе механизмов и форм реализации ведущих демократических принципов....
18 03 2024 20:11:53
Данный урок истории можно проводить для учащихся 6-х классов, как повторительно-обобщающий. Урок проводится по образцу телевизионной игры «Умники и умницы». Он имеет два основных этапа: отборочный тур и сама игра. Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние....
17 03 2024 20:21:49
Урок повторяет, закрепляет и систематизирует знания учащихся по теме «Древний Восток», совершенствует навыки работы с картой, умения сравнивать исторические факты, события, работать с исторической лентой времени. Развивает устойчивый интерес учеников к истории Древнего мира....
16 03 2024 19:43:45
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
15 03 2024 11:44:14
В 2015 году наша страна будет отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, использовать ИКТ. Игра основана на межпредметных связях (литература, музыка, изобразительное искусство). Урок-игра воспитывает патриотизм учащихся....
14 03 2024 2:21:15
Внеклассное мероприятие воспитываеn ответственных граждан России. Итогом занятия должно стать понимание роли человека для государства и государства в жизни гражданина, воспитывается чувство гордости за свою родину....
13 03 2024 3:42:28
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
12 03 2024 19:54:15
Цель игры: воспитание патриотизма, повышение интереса и истории Вооруженных сил, развитее интеллектуальных способностей....
11 03 2024 11:49:20
Историю Древнего мира изучается для того, чтобы оглянуться в прошлое, сопоставить его с настоящим. Это помогает представить себе прошлое....
10 03 2024 0:46:24
Первые русские князья, крещение Руси, радости и невзгоды молодого государства Русь, набеги врагов, предания и легенды, боги и духи славян - вот что придется вспомнить учащимся на итоговом занятии "Русь в X – XІІІ веках". ...
09 03 2024 16:33:10
На уроке рассматриваются причины и ход смутного времени; просматривается связь изучаемых событий с предыдущим периодом истории России; учащиеся осмысливают значимость этих событий в истории нашего государства....
08 03 2024 0:22:41
Предлагаемый урок призван сформировать образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших предков....
07 03 2024 23:52:29
Работая в малокомплектной школе с детьми нерусской национальности, очень тяжело добиться понимания истории России из-за языкового барьера. В связи с этим учащимся иногда можно проводить урок-повторение в форме игры. Это помогает разрядить обстановку на уроке, дает возможность раскрыться детям и тем самым показать свои знания, которые они с трудом передают в устной речи....
06 03 2024 4:47:27
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
05 03 2024 6:12:39
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
04 03 2024 17:58:55
Игра-дискуссия, соревнование двух комaнд, в процессе которой учащиеся применяют знания, полученные по культуре России, учатся отстаивать комaндную точку зрения. Игра проводилась в 10-м гуманитарном классе. ...
03 03 2024 21:53:54
На уроке перед взором ребят предстаёт процесс перехода хаоса в порядок: маленькая деревушка среди соснового бора превращается в процветающий город. В конце урока закручивается интрига, требующая разгадки на следующем уроке – «уроке логического мышления»....
02 03 2024 21:58:52
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
01 03 2024 23:35:50
Урок изучает особенности культуры, традиций и обычаев древних китайцев; знакомит учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция. Формирует умения выделять главное, работать с текстом, картой, наглядными пособиями. Развивать умение воспроизводить информацию, ориентироваться в событиях истории Древнего Востока....
29 02 2024 2:36:52
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
28 02 2024 15:20:26
Цели урока: знакомство учащихся с преобразованиями, произошедшими в России в эпоху правления Петра I; рассказ о первых ассамблеях, порядке их проведения и отношении российского общества к этому новшеству; знакомство учащихся с традиционным русским костюмом на рубеже XVII-XVIII веков и преобразованиями в моде, введенными Петром I; знакомство учащихся с танцами, исполнявшимися на Петровских ассамблеях; изучение некоторых танцев Петровских ассамблей; проведение танцевального вечера в стиле Петровских ассамблей....
27 02 2024 8:40:24
Урок поиогает получить представление о сущности духовного мира личности и его значении для современного общества, формирует отношение к духовной жизни общества. Разнообразные формы и способы, используемые на уроке, повышают познавательную активность учащихся, воспитывает коммуникативность, толерантность в общении с другими, развивают умения сопоставлять, рационально решать познавательные и проблемные задачи....
26 02 2024 1:25:13
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
25 02 2024 19:25:11
Урок–презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе по теме «Культура Древней Греции»....
24 02 2024 22:38:56
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
23 02 2024 23:48:20
Вниманию учителей обществознания предлагается урок-диспут атеиста (учитель) и теиста (иерей Александр). Учащиеся 11-го класса присутствуют на своеобразном ток-шоу, имея возможность задать вопрос отцу Александру. Примерные подвопросы рассматриваемой темы: сущность религии и религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации, религия и мораль, религия в современном мире, свобода совести и вероисповеданий....
22 02 2024 13:55:21
Предложенный материал предполагает активные формы работы и может быть применим в сильных классах. Отличие урока в параллельном применении документов и зрительного ряда, звукового сопровождения и решения творческих заданий. Подобранные отрывки документов позволяют проводить урок и в курсе 10-го класса. ...
21 02 2024 23:16:47
Внеклассное занятие (КВН) с использованием презентации рассчитано на учащихся 5–6-го классов. Цели занятия: закрепить основные знания о государственных символах Российской Федерации и Республики Татарстан; воспитывать уважение к государственной символике, патриотизм и любовь к своей стране, республике, своему городу; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся....
20 02 2024 16:40:49
Урок с использованием интеpaктивных методов обучения в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII-XIX век». Особенности урока: акцент на самостоятельность учащихся; поиск аргументов для решения проблемы; на основе рефлексии выявление неизвестного; создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности. ...
19 02 2024 21:15:29
Своя игра проводилась с разновозрастными комaндами к 200-летию Бородинского сражения. Вопросы составлены по разным категориям: литература, искусство, оружие и обмундирование солдат в войне 1812 года, краеведение и история. Почти во всех заданиях содержится иллюстративный материал, это помогает отвечать на некоторые вопросы. Цель игры: расширить кругозор, повысить интерес учеников к истории и литературе, воспитывать патриотизм....
18 02 2024 15:32:47
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
17 02 2024 6:12:38
Основная цель - познакомить с историей Олимпийских игр, которые были связывающей нитью для всех эллинов; учить выделять главное, делать выводы, проводить параллель с современностью; развивать логическое мышление, развивать навыки коллективной работы; активировать деятельность ребят. Рефлексия является итогом урока, где дети способны оценить свою работу. ...
16 02 2024 9:58:24
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
15 02 2024 11:56:38
Урок служит развитию творческих способностей учеников и отработке умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями, историческими картами, формированию у подростков патриотического сознания, активной жизненной и гражданской позиций....
14 02 2024 1:57:39
Урок-пpaктикум, повторительно-обобщающий по теме "ВОВ". Выбранная система модульной технологии обусловлена ее направленностью: дифференцированный подход, формирование у учеников навыков самообразования, пошаговое решение ребятами поставленных учебных заданий. Задания подобраны в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта общего образования области "Обществознание"....
13 02 2024 12:32:36
Разработанный нами урок позволяет, используя теоретические знания по теме "Свобода в деятельности общества", рассмотреть особенность понимания свободы в русском обществе как явления и как фактора общественного развития и особенности развития истории Российского государства; при минимальном количестве учебных часов по истории рассмотреть тему "Смутное время в России" на проблемном уровне. Урок может применяться в профильных классах, социально-экономическом и социально-гуманитарном, в 10-м классе как урок изучения нового материала и в 11-м классе как урок повторения и обобщения. ...
12 02 2024 20:39:59
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...
11 02 2024 15:47:29
Структура урока выдержана в соответствии с методическими рекомендациями: М.А. Кубышева "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках разных типов в образовательном концентре 7–9-х классов основной школы. Учащиеся формируют способности к новому способу действия; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов....
10 02 2024 18:51:11
На уроке применяются различные педагогические технологии (ИКТ, игровые, здоровьесберегающие), что очень актуально для аттестуемого. Приводятся различные формы работы на уроке: с интеpaктивной доской, с учебником, индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос в виде игры, работа с учебником и документами....
09 02 2024 4:33:50
Готовясь к уроку, учащиеся получили индивидуальные задания. Группа «Операторов» готовила мультимедийную презентацию. Болельщики получили задание оформить тематические буклеты. Это способствовало созданию эмоционального фона игры. Особое место в уроке занимают информационные технологии. ...
08 02 2024 11:54:20
Урок расширяет знания учащихся по истории политических репрессий в СССР на основе краеведческого материала. Показывает пагубность тоталитарных режимов, культа личности. Содействовует пробуждению у учащихся чувства сострадания к невинно осужденным, а также неприятию тоталитарных методов руководства. ...
07 02 2024 21:39:58
Урок обществознания по теме «Право на образование» предназначен для обучающихся 9-го класса. У учеников формируется представление о необходимости существования школы и права на образование, они знакомятся с правовой базой образования в РФ, узнают об наиболее острых проблемах в этой области и путях их решения. ...
06 02 2024 4:11:30
Учащиеся знакомятся с политической лексикой, составляют монологические высказывания по теме, знакомятся с понятием "политическая идеология"....
05 02 2024 9:34:14
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
04 02 2024 4:54:46
Урок разделен на этапы, каждый учитель-предметник отвечает за определенный момент, время для каждого обозначено заранее. После каждого этапа проводится рефлексия. Учитель литературы освещает основные события России XIX века, связав их с литературным процессом и философской мыслью того времени. Учитель МХК рассказывает об основных направлениях русской живописи в России XIX века....
03 02 2024 9:16:24
Данное мероприятие преследует, прежде всего, воспитательные цели: учащиеся должны гордится историей своей Родины, чтить память о патриотах - защитниках Отечества, ценить предмет " история" как источник знаний о наших великих традициях. Данная форма внеклассного мероприятия наиболее эффективной, так как позволяет охватить большой и яркий период героических событий из нашей истории. Форма 3-х лотов аукциона позволяет решить и образовательную задачу - повторить учебный материал последних тем курса истории 9-го класса....
02 02 2024 0:42:38
Урок истории проводится на основе межпредметной интеграции (литература, краеведение, экономика, культурология). Противоречия общественно-политической жизни страны победившего социализма раскрываются в поисковой и творческой деятельности. Продолжением урока могут стать классные часы, исследовательская работа, элективные занятия, что не только повышает научный потенциал урока, но и формирует активную жизненную позицию подростков, воспитывая гуманное отношение к людям, чувство справедливости....
01 02 2024 19:36:27
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
31 01 2024 13:20:55
Проведение игры в формате Microsoft Office PowerPoint сопровождается рассказом учителя о возникновении и изменении герба, флага и гимна России в различные исторические периоды. В ходе игры учащиеся в соревновательной форме закрепляют полученные ранее знания по истории государственной символики России. Игра проводится для учащихся, имеющих хорошие знания по истории государственной символики РФ....
30 01 2024 20:28:22
В ходе изучения темы моделируются ситуации, которые формируют способы действий, анализа информации о роли партий в избирательном процессе, объясняюь причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов («партии», «выборы», «политические лидеры» и т.д.); раскрывают на примерах изученные теоретические положения и понятия, оценивать действия субъектов политической жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм....
29 01 2024 3:13:47
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::