Создание единого Русского государства
Цель урока: опираясь на исторические документы и фактический материал, способствовать получению учащимися понятия о необходимости объединения страны для свержения монголо-татарского владычества
Задачи урока:
- Выявить личностные хаpaктеристики Ивана 3, органически завершившего объединение русских земель.
- Показать процесс формирования единого Российского государства с центром в Москве.
- Отметить, что централизованное Российское государство с самого начала складывалось как многонациональное.
- Развивать навыки работы с исторической картой; с историческими документами разных типов, продолжить формирование умений оценивать исторические факты, анализировать и обобщать данные источников.
- Способствовать развитию у школьников интереса к истории, чувства гордости за принадлежность к российскому народу.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок с элементами ролевой игры.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, экран, дидактический раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент.
Обучаемые делятся на три группы: "Москвичи", "Новгородцы", "Тверчане".
Изучение нового материала:
- Феодальная раздробленность на Руси.
Русь конца 15 века.
Давайте вспомним, что из себя по политическому устройству представляло это государство?
Итак, мы вспомнили, что Русь переживала период феодальной раздробленности.
"Иван 3 освободил Москву от татарского ига не путем решительного удара, а посредством упopного, почти 20- летнего труда: Изумленная Европа, которая в начале царствования Ивана 3 едва подозревала о существовании Московского государства, вдруг была огорошена внезапным появлением колоссальной империи на ее восточных границах"
К. Маркс. (слайд 2)
Давайте назовем крупнейшие княжества на Руси (работа с картой) (слайд 3)
Отметьте разными знаками территории этих княжеств.
Прием "оживления карты".
Сегодня вы не ученики, а представители этих княжеств.
Какая внешнеполитическая опасность существовала у Руси?
Были ли попытки сбросить с себя ненавистное иго?
Назовите главное препятствие, мешавшее этому процессу?
Прием с ветками: учащимся предлагается несколько веток и просьба сломать их по отдельности. Вот так было и с русскими землями, отсутствие единства приводило к печальным последствиям.
Сегодня мы проследим процесс создания единого русского государства и нам нужно выяснить, в процессе работы с историческими документами, как Иван 3 собирал русские земли.
- Крупнейшие русские княжества.
А теперь давайте дадим краткую хаpaктеристику каждому из княжеств: Московское (слайд 4, 5), Новгородское (слайд 6, 7), Тверское (слайд 8, 9).
Летописец 15 века писал: "И князья, и бояре, и ремесленники, и гости торговые - один род и имя Адамово, а забывшим, друг на друга враждуют, и ненавидят, и грызутся, и кусаются. И от этого случилась великая трагедия". (слайд 10)
А теперь забудем о том, что вы представители княжеств.
- Личность Ивана III
В 1462 году княжеский престол занял Иван 3. (слайд 11)
В учебниках даты правления Ивана 3 выделены жирным шрифтом. Это значит, их надо запомнить. Почему?
Давайте на основе исторического документа познакомимся с личностью московского князя (приложение 1).
Подчеркните в документе слова, которыми можно дать хаpaктеристику исторического деятеля. Какими же качествами обладал Иван 3?
- Политическая деятельность великого русского князя.
Перед Иваном 3 стояла сложная задача: завершить процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Безусловно, Москва в тот период обладала несомненным первенством среди княжеств Руси. Однако, по-прежнему сильны были Новгород и Псков, сохраняли самостоятельность удельные князья. Нельзя было принимать поспешных решений, поэтому в первые годы правления он не только уклонялся от резких проявлений своей цели полного объединения Руси, но и оказывал при всяком случае видимое уважение к правам князей и земель. Сохраняя видимость признания прав удельных князей, Иван Васильевич в то же время заставлял чувствовать как силу тех прав, какие давала уже давала ему старина, так и ту степень значения, которую сообщал ему великокняжеский сан.
1463 году Иван 3 немедля покончил с Ярославским княжеством, где ему оказали никакого сопротивления. Рязанский великий князь уже прежде был в руках Москвы: Иван Васильевич в 1464 году женил его на своей сестре, признал самостоятельным владетелем. (слайд 12)
Но не так относился князь к более сильным князьям. С тверским князем Иван 3 заключил договор, не в политике Ивана Васильевича было раздражать без нужды соседа, жившего на перепутье между Москвой и Новгородом:
Подумайте, о чем свидетельствует легкость присоединения территорий княжеств к Москве? Что, на основании данного факта, можно сказать о роли Москвы и московского князя?
Итак, давайте на несколько секунд расслабимся, закроем глаза, а когда откроем - вы опять представители княжеств.(слайд 13)
Перед нами москвичи. Чувствуют себя уверенно. Почему?
Новгородцы. А как вы настроены по отношению к Москве?
А тверчане молчат. Почему?
Какая главная политическая задача стояла перед Иваном 3?
Как вы думаете, присоединение какой территории Руси было главной задачей?
- Борьба с Новгородом.
Итак, на первом месте стоял вопрос о присоединении огромной территории Новгорода Великого. Князь придавал особое значение усиление своего влияния в Новгороде, старшейшем центре русского государства. Исторический документ (приложение 2)
Что было использовано Иваном 3 как повод первого похода на Новгород?
Великому князю оказывали помощь и поддержку повсеместно. Новгороду не помог никто.
Представьте себя князем одного из небольших русских княжеств. Как бы поступили в данной ситуации? Кого бы поддержали? Свой ответ обоснуйте.
Познакомимся с высказыванием историка В.О. Ключевского о причинах падения Новгорода. Читая документ, подчеркните эти причины.
Какие внутренние причины потери политической независимости выделяет историк?
Среди самих новгородцев не было единства. (слайд 14)
Какие категории населения выступали за единство с Москвой, а какие против?
Рассказ учителя о Марфе Борецкой.(слайд 15)
Что же выставил Новгород против княжеской рати? (слайд 16)
После этих событий Иван 3 заключил с Новгородом договор.(слайд 17) Город признал себя "отчиной" великого князя. Новгород заплатил за свой "проступок" и свою просьбу к великому князю - перестать жечь и разорять новгородскую землю -15 тыс. рублей.
Что значили эти деньги в тот период: за 2-3 рубля можно было купить деревню, за 100 рублей - большое село с крестьянскими дворами.
Иван 3 приобрел контроль и над судебной деятельностью новгородских властей. Князь потребовал введение великокняжеского суда, но новгородцы отвергли это, и тогда Иван 3
двинулся в поход. Взяв город в осаду, он предъявил свои требования: "..вечю и колоколу в отчине нашей в Новгороде не бытии. Посаднику не быти. А государство нам свое держати." Новгородцам пришлось капитулировать.(слайд 18, 19)
Вечевой колокол - символ новгородской вольницы увезли в Москву, посадничество ликвидировали. Новгородом стали управлять московские наместники. (слайд 20)
Исторический документ (приложение 3)
Каковы были результаты московского похода на Новгород в1478 г?
Какие шаги предпринял Иван 3 после потери городом независимости и почему?
Определите по карте: какое княжество сохраняло свою независимость?
- Завершение объединения русских земель в единое государство.
Давайте проследим присоединение Твери к Московскому княжеству по "Никоновской летописи" (приложение 4) (слайд 21)
Как вы думаете, в чем причина столь быстрого мирного присоединения Твери?
Почему бояре и местные князья добровольно присягнули московскому князю, по сути изменив своему тверскому князю? (проиграть ситуацию)
В начале 16 века Тверская земля, которая на протяжении двух столетий была главным соперником Москвы, окончательно вошла в состав единого русского государства.
Это означало создание единого русского государства.(слайд 22, 23)
Самым главным последствием этого процесса было свержение монголо-татарского ига.
11 ноября 1480 года принято считать днем освобождение земли русской от ордынского владычества.(слайд 25) Об этом поподробнее вы поговорите на следующих занятиях.
Посмотрите, какие обширные территории вошли в состав единого государства. Можем ли мы отметить княжества также, как сделали это в начале урока? Почему?
Закрепление изученного материала.
Давайте вернемся к проблеме нашего урока (слайд 26)
Перечислим факторы, способствующие собиранию русских земель в единое государство.
(слайд 27)
Повторить прием с ветками, но предложить сломать те же ветки, но уже сложенные вместе. Какой вывод можно сделать?
Русское государство складывалось как многонациональное, его стали называть Россией или Российским государством. В письменных источниках уже в 15 веке впервые появляются слова "Россия", "Российская земля", "российский". В 16 веке рядом с ними, почти как однозначащие, существуют названия "Русь", "русский". Но все больше утверждается понятие "Россия" с производным от него "российский" для определения всей страны в целом всего народа. "Российский" обозначает принадлежность к определенному государству.
Прошлое связано с настоящим неразрывной цепью событий. Подумайте, как мы можем связать нашу сегодняшнюю тему с современностью.
Домашнее задание. (слайд 28)
Обратимся к "горе знаний": (слайд 29)
Ответьте на вопросы: Я узнал: Я понял: Я убедился.
Почему мы с вами не добрались до вершины?
Приложения.
Урок повторяет материал и расширяет знания о Древнем Востоке. Развивается познавательный интерес, учащиеся ищут необходимую информацию для выполнения учебных заданий с учебной литературой, учатся выступать перед аудиторией....
18 03 2024 8:47:22
Занятие является одним из серии уроков по истории России, изучающих отношения светской и духовной власти на протяжении веков. Представляется важным разработка методических приемов преподавания уроков, связанных с ролью Православной церкви в истории России, а также христианских подвижников, просиявших на земле русской. В центре внимания занятия - противостояние позиций царя и митрополита Филиппа в 60-е годы правления Ивана Грозного. Каким был митрополит Филипп, осмелившийся дать нелицеприятную нравственную оценку жестокому царю? Чем был его подвиг — эмоциональным порывом или закономерным итогом всей жизни? Что вообще нам известно о его жизни?...
17 03 2024 4:35:18
На каждом уроке необходимо обращать внимание на формирование гражданской позиции учащихся. Необходимо ярко показывать достижения наших прадедов. Для этого стараюсь, чтобы ни один урок не проходил без изучения достойных личностей. Вот и получается, что история – это и есть учитель. Учитель, помогающий понимать действительность, искать достойные примеры и в прошлом, и в настоящем. Учитель, помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины....
16 03 2024 18:30:41
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся 6-го класса с целью формирования целостного представления об истории и языке римской и средневековой Англии. Урок составлен в игровой форме, что повышает мотивацию учащихся к изучению обоих предметов. Некоторые задания имеют дифференцированный уровень сложности....
15 03 2024 9:45:32
Историко-литературный урок-панорама призван помочь научить учащихся сравнивать историческую реальность и художественный вымысел в изображении исторической действительности литературными произведениями, заинтересовать в нравственных и духовных проблемах, особенностях творчества В.С. Пикуля. ...
14 03 2024 19:49:32
Статья содержит материалы об интеpaктивных методах, которых можно активно использовать на уроках истории и обществознания. Это: "мозговой штурм", дискуссия, ролевая игра, метод "синквейна", "Три предложения" и др. Применение в пpaктике преподавания интеpaктивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся и эффективности урока. ...
13 03 2024 10:41:13
Урок по обществознанию "Человек в мире экономических отношений" рассчитан на учащихся 8-го класса. Составлен на основе учебника "Введение в обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, является третьим по теме "Человек в обществе". ...
12 03 2024 17:32:26
Урок обществознания в 6-м классе по учебнику Кравченко А.И. – урок получения новых знаний, на котором рассмотрена экономическая сфера общественной жизни. Ученики знакомятся с понятием «экономика», его многозначностью....
11 03 2024 9:47:25
Цели урока: расширить знания учащихся о причинах, сущности и результатах буржуазных реформ П.А. Столыпина; сформировать умение давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей; закрепить навыки оформления конспекта, умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; пробудить интерес учащихся к пополнению знаний на основе изучения дополнительной литературы. ...
10 03 2024 11:33:24
На данном уроке учащиеся знакомятся с историей развития жилища, связью архитектуры с климатом, изменением типов жилища в ходе исторического процесса. Дети учатся видеть историю "вокруг себя", в домах, которые нас окружают, понимать, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций. Всё это ведётся в занимательной форме путешествия, с использованием ИКТ, что помогает подготовить ребёнка к восприятию знаний и приобрести навыки самостоятельной работы. ...
09 03 2024 6:31:36
Цели доклада: изучить особенности познавательной деятельности учащихся; апробировать методы и технологии, с помощью которых удастся наиболее эффективно спланировать и активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках истории. При планировании познавательной деятельности учащихся на уроках, необходимо учить ребят уважать мнение собеседника; продуктивно усваивать учебный материал; анализировать факты и информацию; творчески подходить к изучаемому материалу....
08 03 2024 1:49:20
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
07 03 2024 14:17:59
Урок посвящен 50-летию первого полета Ю.А. Гагарина в космос. У учащихся формируются лексико-грамматические навыки чтения, аудирования и устной речи по изучаемой теме, расширяются знания и представления об исследовании космоса и проживания в космосе....
06 03 2024 13:55:46
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Мы считаем, что применение игровых форм обучения способствует развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся и помогает прочному усвоению учебного материала....
05 03 2024 17:36:26
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
04 03 2024 19:17:14
Данная разработка может быть использована на уроках истории, уроках мировой художественной культуры, как внеклассное мероприятие....
03 03 2024 4:43:29
Цели урока: познакомить с причинами и предпосылками объединения Франции; объяснить причины и особенности учреждения Генеральных штатов; дать целостное представление о централизации государств Европы; совершенствование навыков работы с информацией; создание условий для самовыражения личности; формировать устойчивую мотивацию к изучению нового материала....
02 03 2024 4:12:30
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
01 03 2024 21:59:34
Повторительно-обобщающий урок с целью итогового повторения и проверки знаний. Повторение проводится в форме исторического турнира. ...
29 02 2024 14:16:54
В статье предложена система работы при подготовке учащихся 8–9-х классов к ГИА по предмету. Система на каждом из этапов формирует у выпускников адекватную самооценку и приемы самоанализа своей деятельности на экзамене. Структура подготовки к Г(И)А отpaбатывалась и изменялась на протяжении нескольких лет....
28 02 2024 22:22:27
Презентация выполнена в виде известной интеллектуальной игры: “Своя игра”. Участие принимают 4 комaнды. Проводится игра в два тура. В I туре четыре категории вопросов: картография, замени выражение, страноведение, ребусы. Во II туре три категории вопроса: Маска, я тебя знаю, мифология, волшебный ларец. В каждой категории по пять вопросов, от пяти до двадцати пяти баллов. По итогам подсчёта голосов, выигрывает комaнда, набравшая наиболее большое количество баллов....
27 02 2024 4:38:40
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
26 02 2024 5:12:45
Урок формирует адекватную самооценку и социальные навыки у подростков, дает понятие «цель», понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание собственных целей и стремлений....
25 02 2024 10:23:43
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
24 02 2024 12:28:36
Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения. ...
23 02 2024 7:37:12
Начало русского революционного движения, причины и источники выступления декабристов учащиеся изучают в традиционной технологии. Учащиеся работают в тетради, оформляя этапы обсуждения темы, самостоятельно делают выводы. ...
22 02 2024 12:13:15
Изучение курса позволит учащимся глубже погрузится в изучение истории родного края, изучить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании курса исторического краеведения. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России и родного края. ...
21 02 2024 2:38:31
Программа рассчитана на 17 часов. Изучается основной закон страны, который определяет, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан. В ходе элективных занятий используется групповая форма работы, предлагаются различные задания, развивающие логическое мышление, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....
20 02 2024 15:28:54
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
19 02 2024 4:36:32
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
18 02 2024 21:33:45
На уроке формируются представления о третьеиюньской монархии как режиме, сочетавшем два направления во внутренней политике: подавление революционных выступлений и проведение реформ для расширения социальной опоры самодержавия. Учащиеся знакомятся с целями, основными направлениями, итогами аграрной реформы П.А. Столыпина....
17 02 2024 6:51:27
На уроке учащиеся знакомятся с названиями греческих колоний и их расположением, анализируют причины основания колоний древними греками, повторяют основные термины, сравнивают образ жизни древних греков и местных жителей. Одновременно с усвоением нового материала повторяются пройденные ранее темы – «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Финикийские мореплаватели». На уроке учащиеся активно работают с картами и иллюстрациями в учебнике, применяется метод драматической интриги....
16 02 2024 18:27:17
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории позволяет не только поставить вопросы и обозначить проблемы, но и подкрепить свой индивидуальный подход к их решению убедительной аргументацией, реализовать свои творческие замыслы через синквейны и даже рисунки, которые не имеют ничего общего с данной технологией....
15 02 2024 0:32:23
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
14 02 2024 18:50:52
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
13 02 2024 6:51:45
Задачи урока: обобщение, повторение пройденного материала; осмыслить важнейшие закономерности причинно-следственных связей в истории стран Древнего Востока; развивать умения по пpaктическому использованию полученных знаний, усвоению информации по текстам учебных пособий и дополнительной литературе; учиться сопоставлять факты и делать выводы....
12 02 2024 6:45:24
"Политическое развитие страны" — урок к учебнику Данилова А.А. "История России. Конец XVI—XVIII вв". Презентация к уроку помогает выбрать объем и уровень сложности материала и заданий. Для закрепления материала используются задания из рабочей тетради к учебнику, которые отражены в презентации....
11 02 2024 0:40:46
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
10 02 2024 4:18:21
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
09 02 2024 14:36:53
В статье описывается опыт работы по технологии создания системы учебных задач в условиях сельской школы в классах с малой наполняемостью. Используемая технология нацелена не на создание новых форм обучения, а на более качественное использование уже существующих на основе всем известных психолого-возрастных особенностей учащихся. ...
08 02 2024 1:17:37
Одной из главных позиций воспитательной работы в школе является воспитание гражданственности. Материал данного мероприятия используется для углубленного изучения своего края, родного села. Методическая разработка предназначена для урочной и внеклассной работы с учащимися 5–11-х классов. Является частью серии занятий, посвящённых изучению родного края в региональном предмете "Кубановедение"....
07 02 2024 1:11:42
В статье рассказывается о сталинской дороге cмepти....
06 02 2024 3:56:13
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
05 02 2024 2:50:47
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся в процессе пpaктической работы: итоги вооружённого восстания 14 декабря 1825 г., создает у школьников образное представление о восстании декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории Отечества. ...
04 02 2024 4:27:56
Задачи урока: охаpaктеризовать изменения внешнеполитического курса СССР и США; раскрыть противоречивость международных отношений в 1950–1960-х гг., показать возрастание опасности «горячей» ядерной войны в результате Берлинского и Карибского кризисов; сопоставить цели и методы соперничества сверхдержав за влияние в «третьем мире»....
03 02 2024 18:13:30
Данная игра приурочена к годовщине контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941 г. и призвана в игровой форме познакомить учащихся с событиями этого периода. Она рассчитана на достаточно большое количество человек (от 25). Целевой аудиторией данной игры могут быть как 9-е классы (как до прохождения темы, так и после), так и 8-е классы....
02 02 2024 19:19:30
Целью урока является систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции, формирование умения работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения....
01 02 2024 7:39:57
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
31 01 2024 18:29:38
В статье автор поднимает проблему познания природы человека через самопознание. Актуальность данного исследования в формировании «Я – концепции», представлении человека о самом себе через мнения других людей и соотнесении себя с другими. В процессе дискуссии у старшеклассников развиваются навыки самоанализа, изучения себя через образы и ситуации с учетом мнения других людей....
30 01 2024 9:58:39
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
29 01 2024 23:16:57
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::