Литературно-музыкальная композиция "Души прекрасные порывы" (к 185-летию восстания декабристов). 7–10-й классы
Цели и задачи:
- Отражение подвига декабристов в литературе, кино, живописи; связь декабристов с А.С.Пушкиным; тема декабристов в творчестве Н.А.Некрасова.
- Нравственное воспитание на примере лучших людей эпохи начала XIX века.
- Эстетическое воспитание.
Ход мероприятия
Ведущий 1: Восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади – одна из незабываемых дат в российской истории.
Ведущий 2: Свыше 3 тысяч солдат при 30 комaндирах вышли на Сенатскую площадь, чтобы даровать стране демократию и свободу от крепостного рабства.
Ведущий 3: Мы листаем пожелтевшие страницы тронутых временем книг и разглядываем на старинных портретах одухотворенные и прекрасные черты.
Ведущий 1: Бескорыстие, отвага и благородство, убежденность и верность цели, понимание великого значения этого восстания и даже обреченности его для пробуждения России – все это рисует воображению нашему людей прекрасных и достойных. Кто они? Какими они были? Что привело лучших из дворян России к 14 декабря?
Ведущий 2: Александр Герцен писал о декабристах: “Все самое благородное среди русской молодежи – военные, как Пестель, Фонвизин, Нарышкин, Юшневский, Муравьев, самые любимые литераторы, как Рылеев и Бестужев, потомки славных родов, как князь Оболенский, Трубецкой, граф Чернышев, - поспешили вступить в ряды самой первой фаланги русского освобождения”. Вот лишь некоторые имена.
(Портреты – на экране, музыка - драматическая тема из фильма В.Мотыля “Звезда пленительного счастья”.)
Кондратий Федорович Рылеев. С 1821 года он служит в палате уголовного суда в Петербурге. О честности Рылеева-судьи ходят легенды, он, по выражению одного арестанта, “не дает погибать невинным”.
В 1823 году он был принят Иваном Пущиным в Северное общество. В его квартире происходят совещания, он принимает в тайное общество Александра и Николая Бестужевых, Александра Одоевского, Вильгельма Кюхельбекера, Петра Каховского, которому объявляет, что цель общества – “ истрeбление всей императорской фамилии и водворение правления народного”.
Рылеев был пружиной восстания, воспламенял всех своим воображением, возбуждал настойчивостью. “Он был небольшого роста, худощав, приятного лица, с пылким взором…” “Это был Шиллер заговора, элемент восторженный, отроческий, поэтический” (А.Герцен) Он и был поэтом.
Я ль буду в роковое время
Позорить Гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, не способен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.
Другу Александру Бестужеву он писал:
Моя душа до гроба сохранит
Высоких дум кипящую отвагу;
Мой друг! Недаром в юноше горит
Любовь к общественному благу!
Вместе с Бестужевым они сочиняли агитационные песни для солдат:
Царь наш – немец русский – носит мундир узкий.
Ай да царь, ай да царь, православный государь!
Враг хоть просвещенья, любит он ученья.
Школы все – казармы, судьи все – жандармы.
Только за парады раздает награды,
А за комплименты – гoлyбые ленты.
А за правду-матку прямо шлет в Камчатку.
Ай да царь, ай да царь, православный государь!
И песни эти были понятны простым людям, потому что говорили правду об их жизни:
Долго ль русский народ будет рухлядью господ,
И людями, как скотами, долго ль будут торговать?
По две шкуры с нас дерут, мы посеем – они жнут,
И свобода у народа силой бар задушена.
А что силой отнято, силой выручим мы то.
И в приволье на раздолье стариною заживем.
И в поэзии и в жизни Рылеев создавал трагический образ пылкого и честного гражданина-поэта, готового пожертвовать жизнью для “дела общего”.
Иван Иванович Пущин, Большой Жанно, как прозвали его друзья по Царскосельскому лицею. Он поступил в военную службу, потом ушел и был в Москве судьей. По тогдашним понятиям, это была должность низкая, не барская. Пущин выбрал эту должность по убеждению, как члeн Союза Благоденствия, одной из задач которого было упорядочить в России правосудие.
В тайное общество он вступил еще в 1817 году, сразу после окончания Лицея. В восстании на Сенатской площади принял самое деятельное участие, лишь по счастливой случайности не погиб – плащ его был несколько раз пробит пулями и картечью.
После восстания к Пущину приехал его товарищ по Лицею Горчаков с готовым загранпаспортом, уговаривая бежать на уходящем пароходе. Но Иван Пущин отказался, считая постыдным избежать участи, ожидавшей его товарищей.
У жандармов значились его приметы: рост 2 аршина
8 вершков, “лицом чист, смугловат, волосы …
темно-русые, глаза карие…”
Его арестовали через два дня после восстания.
Потом – крепость, каторга, поселение…
“Мой первый друг, мой друг бесценный!” -
обращался к нему Пушкин.
Нежная и строгая дружба связывала их. Последний
раз они увиделись в Михайловском, где поэт
отбывал ссылку:
…Поэта дом опальный
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.
А бывший лицеист Жанно известен еще и тем, что оставил знаменитые “Записки о Пушкине”.
Вильгельм Карлович Кюхельбекер. Сын немецкого дворянина, поселившегося в России при императоре Павле, он был воспитанником Царскосельского лицея, другом Пушкина, поэтом-романтиком. Этот вспыльчивый, обидчивый, странный молодой человек был лучшим учеником, эрудитом и в поэзии предпочитал идти своим путем, не подражая Пушкину. При выпуске из Лицея Кюхельбекер получил третью серебряную медаль и отличный аттестат. Потом он читал лекции по русской словесности в Благородном пансионе. Ученики вспоминали о нем как о “благороднейшем и добрейшем, честнейшем существе. Мысль о свободе и конституции была в разгаре. Кюхельбекер ее проповедовал на кафедре русского языка”. Он пишет статьи о литературе, замышляет свой журнал. Но он еще долго ищет себя: работает в Италии, путешествует по Германии, где близко знакомится с Гете, живет во Франции. Вернувшись в Россию, отправляется на Кавказ под начало генерала Ермолова. Здесь судьба сводит его с Грибоедовым.
Именно в день восстания его кипучая натура получила возможность наконец проявиться. Он посещает восставшие полки, пытается привести на площадь Трубецкого и вести за собой солдат Гвардейского экипажа, стреляет в великого князя Михаила Павловича. Ему единственному удалось бежать из Петербурга после восстания, его арестовали в Варшаве, узнав по словесному портрету. Пятнадцать лет одиночного заключения… В Шлиссельбургской крепости он пишет стихотворение “Тень Рылеева”:
“Несу товарищу привет
Из области, где нет тиранов,
Где вечен мир, где вечен свет,
Где нет ни бури, ни туманов.
Блажен и славен мой удел:
Свободу русскому народу
Могучим гласом я воспел,
Воспел и умер за свободу!
Счастливец, я запечатлел
Любовь к земле родимой кровью!
И ты – я знаю – пламенел
К отчизне чистою любовью.
Грядущее твоим очам
Разоблачу я в утешенье…
Поверь: не жертвовал ты снам;
Надеждам будет исполненье!”
Ведущий 1: Почти все они принадлежали к высшему свету, имели высокие военные награды, получили блестящее образование, были богаты, перед каждым открывалась широкая дорога военной, придворной или чиновничьей карьеры.
Ведущий 2: Исключительные качества натуры их и хаpaктера не раз доказывались на деле. В 1812 году Лунин просил Кутузова о назначении парламентером к Наполеону, чтобы иметь случай сразить его кинжалом.
Братья Муравьевы-Апостолы в 20 лет имели награды
– золотую шпагу “За храбрость” и орден
Владимира 4-ой степени.
Сергeй Волконский – генерал в 27 лет, знатный и
богатый. Всех их ожидала блестящая будущность, но
они избрали иной путь.
Ведущий 3: Восстание предполагалось начать весной или летом 1826 года. Но внезапная cмepть Александра 1 нарушила их планы. Организационно восстание не было готово, но другого случая могло не представиться.
Армия присягала старшему из братьев – Константину, но вскоре стало известно, что он отказался от престола. Нужно было срочно провести “переприсягу”. Этим моментом и решили воспользоваться руководители тайного общества. “С сей минуты,- пишет Бестужев,- дом Рылеева сделался сборным местом наших совещаний, а он – душой оных”.
Сцена 11 декабрист: Господа! Обстоятельства чрезвычайно важны и для нас решительны! 14-го числа присягают войска. 14-го и начнем!
2 д.: Да как же начинать, если ни один из проектируемых законов не готов?
3 д.: Пора, друзья, пора! Выступим мы, и южане нас поддержат!
1 д.: Наконец-то! Дожили! Вольность грядет! Вот она, Россия! Виват!
2 д.: Как вы думаете, с нами будут Сперанский, Ермолов, Раевский?
3 д.: Против воли народа они не пойдут!
1 д.: Сбор войск назначен на Петровской площади против Сената, коего не допустим до присяги Николаю и заставим выдать Манифест о созыве народных представителей всех сословий!
2 д.: Какие войска будут выведены на площадь?
3 д.: Измайловский, Финляндский, егерский, лейб-гренадерский и Московский – они, безусловно, не будут присягать Николаю.
2 д.: Пусть самовластье императора будет ограничено. Конституционное правление нашему отечеству необходимо. Господа, подумайте только, нам предстоит вершить судьбу России!
1 д.: Друзья, пора расходиться, завтра выступаем!
Ведущий 1: И день 14 декабря настал. (Репродукции картин – на экране)
Ранним утром к Сенатской площади стали выходить мятежные войска и выстраиваться вокруг памятника Петру. Сюда же по приказу Николая стягивались и правительственные войска.
Первый же залп картечи смешал ряды восставших.
Многие кинулись на лед Невы. Люди стали тонуть,
гибнуть от пуль.
Восстание закончилось трагически. Оно было
коротким, но ослепительным, как вспышка молнии.
Ведущий 2: Эхо Сенатской площади долетело до южных полков. 29 декабря выступил Черниговский полк, но намерение идти на Киев так и не было осуществлено.
Ведущий 3: Была создана Следственная комиссия. Многих декабристов допрашивал сам Николай 1. Всего по делу декабристов пострадали 1 700 человек. Арестованных разделили на разряды по степени их вины.
545 человек подверглись допросам, 289 были признаны виновными, 121 сосланы и пятеро – Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский – приговорены к cмepтной казни четвертованием, которая была заменена повешением.
(Сцена казни – фильм В.Мотыля “Звезда пленительного счастья” - на экране).
Ведущий 1: В июле 1826 года отправляли декабристов на каторгу, которую они отбывали в Благодатском руднике, на Нерчинском заводе и на поселении на просторах Восточной Сибири.
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!
– писал, обращаясь к ним, Пушкин.
(Фрагмент песни Б.Окуджавы “Не обещайте деве юной…” 1 куплет)
Ведущий 2: Вслед за декабристами отправились в Сибирь их жены, одиннадцать героических женщин. (Портреты – на экране)
24 июля из великолепного особняка на Английской набережной в Петербурге выехала в Сибирь 26-летняя дочь графа Лаваля, княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая.
Ведущий 3: Вскоре из дома Волконских на набережной Мойки выехала к мужу Мария Николаевна Волконская, дочь героя 1812 года генерала Раевского и внучки Ломоносова. Отец-генерал скажет ей вслед: “Вот самая удивительная женщина, какую я когда-либо знал!”
Та самая Машенька Раевская, воспетая, но не названная Пушкиным, которой, по мнению исследователей, он посвятил поэму “Бахчисарайский фонтан”, строфы “Евгения Онегина”, замечательные лирические стихотворения. Теперь поэт хотел, но не успел передать с ней стихи для своих друзей. (Звучат стихи “И.И.Пущину” и “Во глубине сибирских руд…”) Эти знаменитые стихотворения смогла привезти в Сибирь Александра Григорьевна, жена декабриста Никиты Муравьева.
Ведущий 1: Потянулись за ними по сибирскому тpaкту Нарышкина, Фонвизина, Давыдова, Ентальцева, Юшневская и Розен. Невестами декабристов отправились в Сибирь и две юные француженки : Полина Гeбль и Комилла Ле-Дантю. С Анненковым и Ивашевым они обвенчались уже на месте ссылки. (Портреты – на экране, портрета Ентальцевой не оказалось в Интернете).
Ведущий 2: В светском обществе сочувствовали несчастным. Многие женщины хотели разделить участь своих мужей, но Николай 1 больше никому не разрешил ехать.
Ведущий 3: Восхищение и сочувствие к осужденным и их женам сохранилось в русском обществе. В 70-ые годы девятнадцатого века Н.А.Некрасов написал поэмы о декабристах – “Дедушка” и “Русские женщины”.
В последней он изображает встречу княгини Трубецкой с губернатором Иркутска:
Сцена 2(Губернатор И.Б.Цейдлер и Екатерина Трубецкая. Сцена взята из поэмы Н.А.Некрасова “Русские женщины” с небольшими сокращениями со слов “В Нерчинск! Закладывать скорей…”).
Ведущий 1: Мария Волконская догнала Трубецкую в Иркутске. Она, не читая, подписала все бумаги, все отречения. Оказавшись подле рудника, она смогла проникнуть туда. Описанная Некрасовым сцена дана очень точно, так как поэт основывался на воспоминаниях самой Волконской:
Сцена 3(Монолог Волконской взят с сокращениями из поэмы Н.А.Некрасова “Русские женщины” со слов “Рыданьям моим часовой уступил…” и кадры из фильма – Волконская в руднике, встреча с мужем – без звука).
Все участники:
- 30 лет провели декабристы на каторге, и каждый день был для них днем борьбы и работы.
- Строили школы и преподавали в них Поджио, Бестужевы, Оболенский, Раевский, Юшневский.
- Братья Бестужевы учили коренных жителей, бурят, сеять хлеб, наладили производство удобных для гористой местности повозок.
- Николай Бестужев первый обнаружил и описал месторождение каменного угля, занимался метеорологическими, сейсмическими, астрономическими наблюдениями.
- Якубович собирал сведения о минералах и золотоносных реках Сибири.
- Вольф, Муравьев занимались врачебной пpaктикой, раздавали лекарства больным.
- Они проводили исследования по этнографии, археологии, фольклору.
- Были среди них и художники, которые писали портреты, иконы для местных церквей.
- Многие строили парники и теплицы, выращивали овощи и фрукты, строили мельницы, маслобойни, сельхозмашины.
- Благодаря им среди местной молодежи вошли в моду чтение, подписка на журналы, устройство домашних спектаклей, музыкальных и литературных вечеров.
На экране – читает один участник:
Лев Толстой: “Довелось мне видеть возвращенных из Сибири декабристов, и знал я их товарищей и сверстников, которые изменили им и остались в России и пользовались всяческими почестями и богатством. Декабристы, прожившие на каторге и в изгнании духовной жизнью, вернулись после тридцати лет бодрые, умные… и ясно стало, что счастье было не в Сибири и не в Петербурге, а в духе людей, и что каторга и ссылка, неволя, было счастье, а генеральство и богатство и свобода были великие бедствия”.
Литература.
- “Высок и свят их подвиг незабвенный” - “Воспитание школьников”, 2005, №5
- Гончарова Т.И. “Исторические вечера в школе” – М.: Просвещение, 1992.
- Кюхельбекер В.К. Сочинения. Вст. статья – Н.Романов. – Ленинград: Художественная литература,1989.
- Орлов А.С., Ге opгиев В.А., Ге opгиева Н.Г., Сивохина Т.А. “История России”. – М.: изд-во Проспект, 2008.
- Рылеев К.Ф. Сочинения. Вст. статья – А.М.Песков. – М.: Правда, 1983.
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
18 03 2024 18:56:13
Урок можно провести как на 1 час, так и на 2, но уже как интегрированный с информатикой (составление кластеров). Такая форма урока способна реализовать индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, а также способствовать профориентации учащихся....
17 03 2024 21:54:29
Цель урока: формирование представлений о политической раздробленности Древнерусского государства и особенностях развития главных политических центров Руси....
16 03 2024 20:23:22
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
15 03 2024 3:44:57
В приложении нашли отражение задания, которые можно предлагать учащимся за пределами урока – в кружковой и факультативной работе, внеклассных мероприятиях. Большинство заданий универсальны, доступны в урочной и внеурочной пpaктике....
14 03 2024 12:50:35
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
13 03 2024 3:48:17
Урок с целью укрепления представлений о сущности крестьянской реформы 1861 года. Разбор основных положений реформы, уяснение значения отмены крепостного права....
12 03 2024 21:12:29
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование пpaктических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала. ...
11 03 2024 23:29:55
Внеклассное мероприятие для старшеклассников проводится для развития интереса к истории своей Родины; расширения культурного кругозора; организации взаимодействия между советами старшеклассников разных школ. Мероприятие имеет соревновательный хаpaктер....
10 03 2024 20:12:17
История средних веков. Урок постановки и решения учебной задачи по технологии развивающего обучения с применением ИКТ. Приемы организации РО являются не только методом изучения новых знаний учащимися, но средством их развития: обучение выстраивается через самоконтроль, самооценку, самоанализ, учащиеся учатся управлять своим собственным развитием. Процесс познания и усвоения познаваемого проходит в самообучении, на основе и посредством активной субъектной позиции ученика....
09 03 2024 12:54:33
Урок истории и русского языка - поисковое занятие, раскрывающее не только историческое значение введения православия, но и неизбежные отрицательные черты этого болезненного процесса. В описании картины С.Иванова "Христиане и язычники", отражающей суть социального противостояния эпохи, глубоко постигается её хаpaктер, а также пpaктически применяются знания о роли причастия в русской речи, реализуются в игровой форме творческие способности детей. ...
08 03 2024 15:26:44
Урок посвящен 15-летию Совета Федерации. Основной целью являлось на основе статей Конституции Российской Федерации, а также дополнительного материала изучить деятельность, вопросы ведения и основные полномочия Совета Федерации. ...
07 03 2024 2:50:11
Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....
06 03 2024 17:55:16
Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности судьбе своего народа и судеб народов нашей страны. Формировать устойчивый интерес к истории позволяют нетрадиционные уроки. ...
05 03 2024 22:44:50
Авторы выдвигают свои гипотезы, предположения относительно того, что же происходило в Советском Союзе в предвоенный период и почему. Учащиеся должны сами разобрать ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выяснить, каким образом политика руководства СССР способствовала развязыванию войны, как страна готовилась к войне. ...
04 03 2024 6:33:35
Урок истории в 10-м классе объединил две эпохи: правление Александра Невского и сегодняшнее время. ...
03 03 2024 11:20:52
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
02 03 2024 18:40:56
Разработка урока будет интересна учителям истории, которые в своей работе используют материалы с сайта Цифровых образовательных электронных ресурсов. Приемы, использованные на уроке, позволяют ученикам почувствовать себя способными; понять, что наши усилия дают результат....
01 03 2024 2:27:24
Урок относится к мастерской типа «Построение знаний». Мастерская – это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новым знаниям. Обучение происходит методом самостоятельного изучения материала, позволяя участникам осознать движение истории, понять ее закономерности. Знания, приобретенные участниками в ходе данной мастерской, будут востребованы при изучении темы «Первая мировая война»....
29 02 2024 6:17:45
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
28 02 2024 11:20:10
Научные работники и педагоги Кузбасса выстроили систему комплексного мониторинга, которая позволяет отслеживать динамику показателей физического и психического здоровья каждого ученика, класса, курса в процессе обучения, а также осуществлять оценку качества знаний, влияния той или иной методики обучения на здоровье ребенка....
27 02 2024 16:19:53
Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....
26 02 2024 18:47:57
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
25 02 2024 17:58:39
Цель урока: повторение темы «Социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР при Н.С. Хрущеве»; развитие познавательных интересов учащихся, умений решать проблемные задания, работать в группе....
24 02 2024 6:56:11
Одна из целей преподавания религиоведения в школе – обучение школьников основам знаний об истории и мировых и традиционных религиях, их месте в обществе, свободе вероисповедания, формирование навыков и умений, применение полученных знаний в жизни, воспитание у учащихся толерантности и гуманистического мировоззрения на основе нравственно-духовных ценностей, а также неприятия идеологии экстремизма, терроризма и религиозного радикализма....
23 02 2024 3:42:59
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
22 02 2024 21:10:17
Интеpaктивное внеурочное занятие для учащихся 9-11-х классов экономическо-правовой школы "Академия делового успеха". Материалы занятия соотнесены с реальной жизнью, в течение урока учащиеся обобщают, анализируют, переживают конкретный социальный опыт. При выборе уровня сложности заданий учащиеся планируют результат собственной учебной деятельности. ...
21 02 2024 1:43:21
Интегрированное занятие по новой истории и английскому языку. Форма проведения урока – воображаемая пресс-конференция, на которой рассматриваются вопросы от основания первых английских колоний на территории Северной Америки до окончания Гражданской войны середины XIX века. Одним из ключевых вопросов является плантационное рабство....
20 02 2024 11:53:45
Урок формирует у учащихся целостное представление о дружбе как высшей нравственной категории. На уроке используется презентация, электронное приложение к учебному пособию "Основы религиозных культур и светской этики"....
19 02 2024 9:31:30
Цели урока: познакомиться с основными событиями политической реформы эпохи перестройки; подойти к пониманию итогов политической реформы. ...
18 02 2024 10:25:10
Объяснение нового материала на данном уроке сопровождается мультимедийной презентацией, выполненной в программе Microsoft Office PowerPoint. В ходе урока учащиеся определят причины, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель. ...
17 02 2024 19:22:40
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации. Представлена программа по обществознанию для 5-го класса....
16 02 2024 3:53:48
Мероприятие посвящено 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В основу литературно-музыкальной композиции легли материалы, подготовленные к IV научно-пpaктической конференции Заводского района города Новокузнецка по теме «Дети войны». Мы попытались на конкретных примерах показать судьбы детей военного поколения и отчасти детей блокадного Ленинграда, эвакуированных во время войны в наш город....
15 02 2024 19:14:23
Интегрированный урок позволяет сформировать у учащихся представление об образе мифического персонажа (на примере Аполлона), его изображении и значении в истории, литературе, искусстве....
14 02 2024 21:24:19
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...
13 02 2024 2:45:47
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
12 02 2024 13:10:34
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
11 02 2024 5:11:35
Урок повторения и обобщения изученного материала с использование игровых технологий. Оптимизировать работу на всех этапах урока позволяет оригинальная презентация. Устная отработка и обобщение изученного материала сопровождается заполнением учащимися систематизирующей таблицы «События и хаpaктеристика периодов Средних веков». Проверить степень усвоения учащимися изученного материала позволит выполнение тестовых заданий....
10 02 2024 23:44:16
В ходе конференции предусмотрена работа учащихся в группах «Топонимика», «Военная история», «Культурология», «Православные святыни Всеволожской земли», «Экономика края»....
09 02 2024 8:14:39
Цели проекта: формирование гражданско-правовой культуры учащихся; гражданской зрелости, гордости за достижения Отечества, бережного отношения к историческому прошлому и традициям....
08 02 2024 19:32:21
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. ...
07 02 2024 20:52:56
Урок предполагает самостоятельное изучение эпохи Н.С. Хрущева с последующим изучением документов на уроке. За 1–2 недели до предполагаемого занятия учитель предлагает школьникам список литературы для подготовки к уроку и перечень вопросов, которые будут обсуждаться....
06 02 2024 18:49:56
Урок раскрывает роль тыла как одного из факторов победы советского народа над фашистской Германией. Учащиеся получают представление о том, какое участие принимала БАССР в Великой Отечественной войне. В ходе лабораторной работы с источниками учащиеся знакомятся с развитием промышленности и сельского хозяйства Башкирии в годы войны....
05 02 2024 2:29:25
Интегрированный урок по теме «Возникновение общества массового потрeбления» для 9-го класса построен на основе межпредметных связей по новейшей истории и информационно-коммуникативным технологиям. Проводится совместно учителем истории и учителем информатики. Занятие проводится в форме исследования, которое позволяет учащимся углубленно изучить материал и закрепить навыки работы с информационными технологиями....
04 02 2024 8:24:28
Игровые методы на уроках используются для активизации познавательной деятельности студентов. Использование различных по сложности заданий позволяет вовлекать в работу пpaктически всех учащихся, при этом обеспечивается оптимальный уровень активности участников и выполняется такой объем работы, который в обычных условиях трудно реализуем. Игра, помимо образовательной цели, несет воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....
03 02 2024 19:45:29
Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой, работают над развитием умения анализировать и оценивать новые явления в экономическом и политическом преобразовании Европы. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала. ...
02 02 2024 1:51:28
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
01 02 2024 2:52:13
Внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игровые задания учитывают специфику и познавательную деятельность детей этого образовательного учреждения и способствуют углублению и расширению знаний, развитию умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. А также решается главная задача – развитие интереса учащихся к истории. ...
31 01 2024 16:37:26
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX века сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса....
30 01 2024 3:27:16
Представлен интегрированный урок в блоке тем по культуре Древней Греции. Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, изготавливают театральные маски, играют отрывки из комедий и трагедий античных авторов. ...
29 01 2024 6:43:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::