Поражение России в Крымской войне: позор и крах внутренней и внешней политики самодержавия или стимул к возрождению страны?
Класс: 10 (2часа).
Ожидаемые результаты:
- Учащиеся должны осознать сущность «Восточного вопроса», причины его обострения к середине ХIХ века», цели России и государств Западной и Центральной Европы при решении «Восточного вопроса», ход Крымской войны, героическое поведение русских военных моряков и защитников Севастополя, причины поражения России и последствия этого поражения для России как необходимый стимул для преобразований, реформ.
- Развитие коммуникативных умений учащихся, навыков выделять главное, сопоставлять, обобщать факты, знания. Развитие навыков вести дискуссии, общественные дебаты, аргументировать свою точку зрения, уважая при этом мнение оппонента.
Узнать:
- Расширить представления учащихся о сущности и причинах обострения «Восточного вопроса» к середине XIX века.
- Выделить главные направления внешней политики России в середине XIX века.
- Обобщить знания учащихся по сущности «Восточного вопроса».
- Сопоставлять интересы различных государств, в первую очередь России, в решении «Восточного вопроса».
- Оценить результаты внешней политики России в период правления Николая I, проследить последствия поражения России в Крымской войне.
Анализировать:
- Опредлить круг проблем, стоящих перед Россией в середине XIX века во внешней политике.
- Проследить ход событий, причин поражения и последствий Крымской войны.
- Мотивировать вовлечение учащихся в дискуссию, дебаты по оценке результатов Крымской войны для России: поражение России - это национальная трагедия или стимул к возрождению.
- Продолжить обучение учащихся умению приводить аргументы, отстаивать свою точку зрения.
- Развивать умения выделять основные мысли в документальных источниках и отрывках из Севастопольских рассказов Толстой Л.Н..
Понять:
- Установить коммуникативные связи при работе учащихся в группах.
- Уважать мнение оппонентов.
- Сформировать свою точку зрения на результаты Крымской войны для России: поражение России – это позор и крах внутренней и внешней политики самодержавия или стимул к возрождению страны?»
Краткое описание идеи занятия: Организация самостоятельной работы учащихся с документами в группах, вовлечение учащихся в дебаты для формирования своей аргументированной точки зрения по главной проблеме урока «Чем стало наше поражение в Крымской войне: позором России и крахом внешней политики самодержавия или стимулом к возрождению страны?»
Основные понятия и словарь занятия:
«Восточный вопрос» дипломатическая война «вооружённый нейтралитет» иностранная интервенция традиционное общество индустриальное общество модернизация палестинские святыни кризис традиционного общества конвенция повод |
Евпатория р. Альма Бахчисарай Балаклава Карс Кронштадт Крым Соловки Кавказ Малахов курган |
Англия Франция Сардинское королевство Османская империя Австрия Синоп Босфор Палестина Дарданеллы Пруссия |
Петропавловск-Камчатский |
Персоналии:
Николай I Н.И. Пирогов Э.И. Тотлебен В.И. Истомин В.А. Корнилов Н.И. Костомаров |
Александр II Дарья севастопольская Матрос Кошка Л.Н. Толстой Капитан 2-го ранга П.С. Нахимов |
|
Французский маршал Канробер |
Основные даты:
Первый этап войны (ноябрь 1853 – апрель 1854 гг.) – русско-турецкая война.
- Синопское сражение – 18 ноября 1853 г.
Второй этап войны (апрель 1854-февраль 1856 гг.) – Крымская война
- Англо-французская интервенция в Крым, появление военных кораблей Западных держав на Балтийском и Белом морях, на Камчатке.
- Высадка англо-французско-сардинских войск у Евпатории – сентябрь 1854 г.
- Сражение на р. Альма – 8 сентября 1854 г.
- Героическая оборона Севастополя – (октябрь 1854 - август 1855 гг.)
Парижский мирный договор – март 1856 г.
Вопросы:
- Причины обострения «Восточного вопроса», причины русско-турецкой войны (ноябрь 1853 – апрель 1854гг.).
- Причины дипломатического поражения России, «вооружённого нейтралитета», вступления Англии, Франции, Сардинского королевства в вооруженный конфликт между Россией и Турцией на стороне последней.
- Примеры мужества и героизма защитников Севастополя.
- Причины поражения России в Крымской войне.
- Последствия поражения России в Крымской войне.
Раздаточные материалы:
- Вроченский М.А. Севастопольский разгром.
- Арбузов Е.В.. Воспоминания о кампании на Крымском полуострове в 1854 и 1855 годах./ Военный сборник.1874. № 4 (Родина. Весна 1995. №№ 3-4).
- Дельвиг А.И. Мои воспоминания. Т.II. М. 1913 (Родина. Весна 1995. №№ 3-4)
- Из письма капитан-лейтенанта П.И. Лесли.
- Из воспоминаний французского маршала Канробера.
- Толстой Л.Н. Севастопольские рассказы. М. Советская Россия. 1981. Стр. 18-19,22-24.
- Иллюстрированный листок Тимма.
- Бейтнер В. Действия в Альминском сражении Московского пехотного полка.// Сборник рукописей представленных ЕИВ Государю Наследнику Цесаревичу о Севастопольской обороне севастопольцами. Т. III. СПБ, 1873. (Родина. Весна 1995. №№ 3-4)
- Зарубаев В. Воспоминание о Севастополе.
- Алабин П.В. Походные записки в войну 1853, 1854, 1855 гг. Ч.II. Вятка.1861 г. (Родина. Весна 1995. №№ 3-4)
- Гравюра Симпсона. Первая железная дорога в Крыму.
- Иллюстрация картины художника К.Н. Филиппова «Большая дорога между Симферополем и Севастополем».
- Гравюра Симпсона. Атака британской Лёгкой бригады под Балаклавой.
- А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов. История России. XVI – XIX века. Часть II. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.6-е издание. §§ 27, 28. (экспертиза РАН и РАО 2006 г.) М., 2009. «Русское слово».
а) Стр. 324-333 «Государство и капиталистическое предпринимательство».
б) Стр. 335-339.Россия и европейские державы.
в) Стр. 339-343.Крымская война.
г) Стр. 343-344.Итоги Крымской войны. - В.И. Буганов, П.Н. Зырянов. История России конец XVII – XIX век. Под редакцией Сахарова А.Н. М., Просвещение. § 62.
а) Восточный вопрос. Стр. 166-167.
б) Спор из-за палестинских святынь. Стр. 167-168.
в) Начало войны. Стр. 168-169, 172.
г) Cмepть Николая I. Стр. 174-175.
д) Парижский мир. Стр. 176-177. - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина история России. XIX век. М., Просвещение, 2008. §14.
а) Обострение восточного вопроса. Стр.84-85.
б) Начальный этап войны. Стр.85-86.
в) Вступление в войну Англии и Франции. Стр.86-87.
г) Борьба на Кавказе. Стр. 88-89.
д) Парижский мир 1856г. Итоги войны. Стр.89. - В.С. Антонов, М.Б. Огнянов, Н.И. Пирумова. Книга для чтения по истории СССР XIX век. Пособие для учащихся под редакцией профессора П.А. Зайончковского. М. Просвещение 1978 г. Стр. 10-103.
- Гравюры Симпсона «Русский флот», «Англо-французская эскадра».
Оборудование:
- Настенная карта «Крымская война 1853-1856 гг.».
- Схемы «Синопское сражение», «Оборона Севастополя».
- Атласы по истории России.
- Видеохрестоматия по истории России. Ожившая история. «Синопское сражение».
- Портреты Николая I, Александра II, Н.И. Пирогова, Э.И. Тотлебена, П.С. Нахимова, В.И. Истомина, В.А. Корнилова, матроса Кошка, Л.Н. Толстого.
- Картина «На старом уральском заводе».
- Картина «Молотобойный цех Нижне-Тагильского завода».
Этапы занятия
I. Мотивация. Вводная часть.
Задание: почему cмepть императора Николая I озадачила русское общество?
Зачитывается отрывок из документа «При дворе двух императоров. Воспоминания» А.Ф. Тютчева.
II. Обновление полученных результатов и хода занятия.
III. Новая тема.
Учитель предлагает учащимся составить план работы над темой. Учащиеся используют алгоритм изучения военных событий.
IV. Интеpaктивная часть занятия.
Работа учащихся в группах с дидактическими материалами. Класс делится на пять групп по 5-6 человек.
Группы 1, 2 работают с документами № 14, 15, 16, картой, атласами и выполняют задание на выявления причин обострения «Восточного вопроса». Группа даёт объяснение термина «Восточный вопрос» и раскрывает его сущность.
Группа 3 работает с документами № 14, 15, 16, картой, атласами и в тетради в виде таблицы выписывает цели каждой стороны (России, Англии, Франции, Австрии, Османской империи).
Группы 4, 5 работают с документами № 14, 15, 16 и выполняют задание на выявления причин дипломатического поражения России, «вооружённого нейтралитета», вступления Англии, Франции, Сардинского королевства в вооруженный конфликт между Россией и Турцией на стороне последней.
Общее задание 1: работая с атласом карт и документами № 14, 15, 16 определить хронологические рамки Крымской войны, два её этапа, составить хронологическую таблицу, найти на карте основные сражения каждого этапа, передвижения войск и военного флота антироссийской коалиции.
Общее задание 2: Просмотр видеохрестоматии по истории России: «Синопское сражение». Работа с настенной картой и атласами, с заданиями к видеохрестоматии «Синопское сражение».
Общее задание 3: используя основные понятия и словарь занятия, а также список персоналий, собрать пазлы «основные события Крымской войны».
Продолжение работы в группах.
Группы 1, 2 работают с документами № 2, 5, 6, 9, 10, 13, 14, 15, 16, портретами П.С. Нахимова, В.И. Истомина, В.А. Корнилова, матроса Кошка, Н.И. Пирогова, Э.И. Тотлебена, схемой «Оборона Севастополя» и выполняют задание на выявления примеров мужества, героизма, стойкости защитников Севастополя (домашнее задание: краткие сообщения учащихся о П.С. Нахимове, В.И. Истомине, В.А. Корнилове, матросе Кошка, Н.И. Пирогове, Э.И. Тотлебене, Дарье севастопольской).
Группы 3 работает с документами № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, картинами «На старом уральском заводе», «Молотобойный цех Нижне-Тагильского завода», картой, атласом и выполняет задание на определение причин поражения России.
Группа 4 работает с документами № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, картой, атласом и выполняет задание на определение причин поражения России и составляет сравнительную таблицу «Состояние российских и союзнических вооруженных сил в ходе Крымской войны».
Группа 5 работает с документами № 14, 15, 16, картой и атласом, выполняет задание на выявления итогов Крымской войны.
V. Подведение итогов занятия.
Организация общественных дебатов по главной проблеме урока «Чем стало наше поражение в Крымской войне: позором России и крахом внешней политики самодержавия или стимулом к возрождению страны?».
На доске – высказывания:
- «Мы с болью воспринимали сведения о поражении России, зная, что известия о победах привели бы нас в пропасть» С.М. Соловьев.
- «Россия в целом устояла под ударами объединенной Европы. Почему же до сих пор продолжают твердить о «разгроме царской России в Крымской войне?!» Д.И. Иловайский.
Класс делится на три группы:
- сторонники точки зрения, что поражение России в Крымской войне явилось позором России и крахом внешней политики самодержавия;
- сторонники точки зрения, что поражение России в Крымской войны явилось стимулом к возрождению страны;
- аналитики (заранее подготовленные учащиеся).
Подводим итоги общественных дебатов по главной проблеме урока «Чем стало наше поражение в Крымской войне: позором России и крахом внешней политики самодержавия или стимулом к возрождению страны?». Формулирование вывода.
VI. Рефлексия.
Оценивание занятия и своего личного участия.
Критерии | Оценка |
1. Доступность. Оценка своего личного участия на занятии и его полезность изучения нового материала. |
Высокая – 5 баллов Средняя – 3 балла Низкая – 1 балл |
2. Полученные знания. | · Останутся невостребованными – 1 балл · Смогу применить на занятиях – 3 балла · Смогу применить в будущем на пpaктике – 5 баллов |
3. Объём нового материала | · Недостаточный – 1 балл · Достаточный – 3 балла · Оптимальный – 5 баллов |
4. Работа в группе | · Мешала – 1 балл · Не имела значения – 3 балла · Помогала – 5 баллов |
5. Своё личное участие в работе группы, общественных дебатах | · Недостаточный – 1 балл · Достаточный – 3 балла · Активный – 5 баллов |
20 и выше баллов – высокий уровень участия учащихся и полезности занятия.
19-10 баллов – средний уровень участия учащихся и полезности занятия.
5-9 баллов – низкий уровень участия учащихся и полезности занятия.
Оценивание учителем деятельности учащихся на занятии.
Умения | Критерии (в баллах) |
1. Работа с ключевыми понятиями | · Чётко и полностью выделяют и определяют важные ключевые понятия – 4 · Чётко выделяют, но не всегда полностью определяют важные ключевые понятия – 3 · Отбирается незначительное количество важных ключевых понятий, не всегда полностью их определяют балл – 0 |
2. Логика изложения | · Использование правильной структуры ответа – 4 · Частичное нарушение правильной структуры ответа – 2 · Нарушена последовательность изложения – 0 |
3. Манера подачи учебного материала | · Речь грамотная, соблюдена последовательность изложения, развито умение говорить – 4 · Небольшая логическая неточность, повтор слов – 2 · Недостаточно развита – 0 |
4. Ценности | · Оценка и самооценка, умение слушать, применение знаний на пpaктике – 4 · Знает, но не использует другие точки зрения – 2 · Не имеет своей точки зрения или легко отказывается от неё – 0 |
16 баллов – «отлично»
10-15 баллов – «хорошо»
4-9 баллов – «удовлетворительно
Современный педагог должен уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. Авторы делятся опытом применения современных компьютерных технологий в процессе обучения учащихся....
18 03 2024 4:51:55
Урок по истории России в 8-м классе. Цель урока: раскрыть причины движения декабристов, показать его объективную закономерность, обусловленность ходом исторического развития России; рассмотреть содержание программ обществ декабристов, их революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное преобразование России....
17 03 2024 11:58:11
Урок для 11-го класса разработан с применением метода проектной технологии при полной самостоятельной деятельности учащихся. К данной разработке прилагается технологическая карта (памятка) для самостоятельной деятельности и тесты для первичного контроля. Такая методика позволяет при полной самостоятельной деятельности учащихся усвоить новый материал в большем объеме с хорошими результатами усвоения. ...
16 03 2024 2:30:18
Терминология является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к ЕГЭ. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Многие специалисты считают, что обучение понятиям – это самое первое, чему учитель должен научиться сам....
15 03 2024 2:45:44
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
14 03 2024 16:28:33
Урок является первым в блоке "Времена Российской империи. XVIII – начало XIX в.". Его главная цель – сформировать у учащихся образ преобразований Петра Великого. Реформы Петра I коснулись всех сторон общественной и экономической жизни России. Россию стали уважать, с ней стали считаться, она получила выход ("прорубила окно") в Европу. Россия стала великой державой. ...
13 03 2024 2:57:19
Представлена разработка выступления агитбригады для молодежи 13-18 лет. Необходимо формировать у молодежи активную жизненную позицию, готовность участвовать в общественной политической жизни страны. Очень важным, по нашему мнению, распространять знания в области избирательных прав среди подрастающего поколения самой молодежью, а так же повышать значимость выборов в глазах будущих избирателей. ...
12 03 2024 10:42:55
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...
11 03 2024 1:45:15
Ребята знакомятся с судьбой церквей г. Царевококшайска (Йошкар-Олы). Все они построены на пожертвования прихожан в XVIII в.: Троицкая (1736), Входоиерусалимская (1754), Вознесенская (1756), Воскресенская (1759), Тихвинская (1774) и Богородице-Сергиев монастырь (1888). Это места паломничества в городе. Храмы были разрушены или закрыты в первые годы Советской власти. В конце XX в. здания церквей были переданы общинам верующим. Сейчас 4 церкви из 5 – действующие....
10 03 2024 1:59:53
В начальной школе на уроках истории происходит активная словарная работа на основе использования наглядности представленной в пособии "Иллюстрации и рисунки по отечественной истории с IX века по начало XVI века" с применением ИКТ. Применение наглядности носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер и способствует развитию учащихся, умению работать с полученной информацией и применять ее в пpaктической деятельности....
09 03 2024 10:20:13
Урок знакомит с выдающимся деятелем кубанской исторической науки Е.Д. Фелицыным. Уроженец Ставрополя, офицер Кубанского казачьего войска, Фелицын всю жизнь посвятил очень мирному и доброму занятию – изучению родного края....
08 03 2024 19:21:39
В статье предложена система работы при подготовке учащихся 8–9-х классов к ГИА по предмету. Система на каждом из этапов формирует у выпускников адекватную самооценку и приемы самоанализа своей деятельности на экзамене. Структура подготовки к Г(И)А отpaбатывалась и изменялась на протяжении нескольких лет....
07 03 2024 7:21:24
Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до границ государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Это край, где родился ты и вырос, свет отчего дома, тепло родного очага. ...
06 03 2024 12:41:38
Урок посвящен особенностям формирования европейского общества под влиянием античной и варварской культур. В ходе урока используются различные информационные технологии; его особенностями являются активная смена деятельности учащихся, чередование проверочных заданий, тестов, видеоряда, что позволяет повысить интерес к теме и развить навыки самостоятельной работы. ...
05 03 2024 20:17:17
В ходе исследования, выполняемого на основе дополнительных материалов, выясняется сущность и значимость направления «энергии борьбы» публициста, писателя и философа А.И. Герцена. Занятие направлено на формирование критического мышления, совершенствование исследовательских компетентностей в процессе работы с различными информационными источниками....
04 03 2024 20:29:14
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
03 03 2024 13:35:24
Вопросы-тесты задаются учащимся по мере просмотра телевизионного фильма. Учителю необходимо предварительно просмотреть фильм, чтобы задавать вопросы перед их ответом в фильме. Монтаж вопросов можно сделать на компьютере. Вопросы-тесты даны последовательно, по ходу просмотра телефильма. Правильные ответы выделены жирным шрифтом. Количество вопросов может быть увеличено или уменьшено в зависимости от классов и их подготовленности....
02 03 2024 23:43:25
Урок по теме: «Какой ценой?» проводится в 8-м классе после изучения на уроке литературы рассказа Роберта Шекли «Абсолютное оружие». На занятии и в ходе подготовки к нему у учащихся воспитывается отношение к человеческой жизни как главной ценности общества. В ходе коллективной работы дети приходят к выводу, что не всегда цель оправдывает средства....
01 03 2024 3:48:36
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
29 02 2024 17:35:14
Статья рассказывает о создании в школе "Книги памяти" и её роли в патриотическом воспитании школьников. Воспоминания людей, переживших войну, помогают детям лучше понять события Великой Отечественной войны, учат сопереживать людям, пережившим войну, гордиться подвигами своих родных и близких. Страницы Книги используются на уроках истории и во внеклассной работе....
28 02 2024 12:12:27
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
27 02 2024 7:17:10
Урок создает представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. Урок способствует совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности при исследовательской работе с историческими источниками. Также у учеников формируются представления об участии саратовцев в войне....
26 02 2024 23:18:10
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
25 02 2024 4:40:24
Музыкально-литературная композиция посвящена творчеству поэтов-фронтовиков, многие из которых не вернулись с полей Великой Отечественной войны. Цель урока – раскрыть глубину, многогранность, своеобразие произведений поэтов разных поколений и разных национальностей, посвящённых теме Великой Отечественной войны. У учащихся на жизненном примере и произведениях поэтов воспитываются лучшие нравственные качества: порядочность, благородство, беззаветная преданность Родине, чувство долга....
24 02 2024 10:32:55
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
23 02 2024 2:37:46
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
22 02 2024 9:36:22
В статье представлен сценарий общешкольного внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию битвы под Москвой «Поклонимся великим тем годам»....
21 02 2024 1:31:24
Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности ТРКМ, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....
20 02 2024 20:38:36
Одним из приемов формирования исторической эмпатии являются приемы повествования, и в частности, сюжетный повествовательный рассказ. Другим приемом формирования исторической эмпатии является персонификация. В его основе - придуманный сюжет о судьбе, действиях, условиях жизни, поступках вымышленного человека....
19 02 2024 3:46:54
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
18 02 2024 2:53:25
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
17 02 2024 8:25:20
Особенностью этого урока является самостоятельное составление учащимися логических схем и умозаключений для решения поставленных учителем учебных задач. Также в ходе урока используются заранее подготовленные учащимися сообщения по дополнительному материалу. ...
16 02 2024 13:11:46
Урок-повторение по истории в 5-м классе проходит в форме викторины с целью систематизировать пройденный материал. Данная форма работа позволяет развить у учащихся умения работать с проблемными заданиями, с текстом с историческими ошибками, с картиной; сформировать навыки группового взаимодействия....
15 02 2024 5:18:42
Ознакомление воспитанников с биографией Героя России Андрея Туркина. Воспитание патриотизма, чувства долга, преданности и любви к Родине. Расширение знаний о защитниках Отечества, не пожалевших собственной жизни ради безопасности сограждан....
14 02 2024 1:46:44
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
13 02 2024 4:34:21
С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....
12 02 2024 11:55:41
Цели мероприятия: актуализация знаний учащихся по истории формирования УТДК и его вкладе в победу над фашизмом; показать боевой путь УТДК; продолжить расширять кругозор учащихся по истории Урала; способствовать формированию уважительного отношения к родной стране, к ее истории и трудовому подвигу народа....
11 02 2024 6:35:59
Программа дает возможность учащимся сформировать свой взгляд на историю России, ознакомиться с ее правовыми традициями, проследить развитие права с Древней Руси до начала ХХI в. Данный курс является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права. ...
10 02 2024 18:57:44
В статье представлен урок по истории для 8-х классов. Листая героические страницы войны 1812 года, работая по алгоритму, учащиеся определяют хаpaктер войны и главную причину победы....
09 02 2024 2:46:19
Проектно-исследовательская деятельность дает возможность для создания личностно развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия....
08 02 2024 10:43:48
Предлагаемое занятие является интегрированным уроком (экономика + право (политическая сфера). Имеет место работа с документами, анализ задач, а также проблем, возникающих в обществе в рамках этих двух сфер деятельности. Учащиеся делятся на 4 группы, работа проводится в форме дискуссии. Разные взгляды могут быть у ребят по поводу решения задач. Перед организацией дискуссии учащиеся повторяют свой фактор производства, доказывают, чем привлекательнее данный ресурс....
07 02 2024 0:27:22
Предлагаемый урок входит в элективный курс «Выборы: путь к власти» (образовательная область обществознание) и ставит своей целью способствовать формированию у учащихся убеждений, что только сам человек через свою политическую активность может не допустить скатывания общества к тоталитарному режиму....
06 02 2024 16:17:27
Планирование урока построено на базе изучения нового материала. Творческий хаpaктер заданий на опережение изучаемого материала предполагает знакомство с историческим и литературным процессом 50–60-х годов XX века. Усиленная работа над речевой деятельностью обучающихся направлена на обучение монологической речи, умению вести полемику, на развитие креативных способностей, умение видеть мир во всем его многообразии....
05 02 2024 13:24:42
В данной работе освещаются отдельные страницы из истории развития г. Буинска и Буинского района Республики Татарстан в XVI-XVIII веках. Основной задачей работы является выявление путей образования первых поселений Буинского района и города Буинска. Для этого были использованы печатные работы, а также ряд документов....
04 02 2024 18:35:25
Интегрированный урок истории и литературы предназначен для учащихся 9–11-х классов. Создан на основе изучения материалов школьного историко-краеведческого музея и поисковой работы учащихся. Включает рассказ об односельчанах – участниках Великой Отечественной войны, об их фронтовой судьбе, о жизни села в годы войны, о детях войны, условиях учебы, об учителях....
03 02 2024 12:41:19
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
02 02 2024 20:13:14
Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....
01 02 2024 14:58:26
Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан. Данная разработка может быть полезна начинающим педагогам....
31 01 2024 10:58:26
Представляется конспект проблемного урока истории в 10-м классе. Данный урок позволяет учащимся развивать исследовательские навыки (работа с документами, статистическим материалом), самостоятельность и творчество в изучении исторического материала (подготовка презентации к уроку). Использование информационных технологий ликвидирует перегрузку учащихся (обобщения в свернутом виде после обсуждения проблемы) способствует прочному усвоению знаний, приобщает учащихся к современной информационной культуре. ...
30 01 2024 21:30:40
Урок обществознания в 5-м классе является 16-м и 17-м уроками по рабочей программе, знакомящими с процессом самообразования, его формами и результатами. На уроке дается представление о том, как занимались самообразованием в прошлом; объясняются значения понятий "самообразование", "самоорганизация"....
29 01 2024 10:33:32
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::