Великая Отечественная война в судьбе малой родины
Сегодня совершенно очевидно, что нравственные болезни общества отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, в первую очередь на детей и молодёжь. Современное падение нравов это страшное следствие оскудения духовной традиции в нашей жизни. Трагедия состоит в том, что из-под ног человека выбиты твёрдые основы нравственности, духовности, патриотизма. Поэтому бессильны становятся подчас родители, школа, правоохранительные органы и органы правосудия, которые не в состоянии уберечь детей и подростков от падения. В этих условиях учителя находят в себе силы, знания, мудрость, чтобы исполнить задачу духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Педагогический коллектив Подгорненской средней школы, в котором я работаю 18 лет учителем истории и обществознания, использует все имеющиеся возможности для плодотворной воспитательной работы в этом направлении. Если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо вернуться к тому, чем жил наш народ тысячу лет, усвоить душой высокие идеалы добра, красоты, любви к людям и Отечеству. Духовное воспитание школьников, усвоение ими нравственных ценностей на уроках истории, внеклассных мероприятиях начинается с рассказов о событиях российской истории. Одним из главных моментов является изучение истории малой Родины. Изучение истории родного края воспитывают в детях бережное отношение к родной земле, уважение к старшим, трудолюбие, терпение и милосердие, чувство долга, память о предках -историческую память, национальное самосознание, преемственность в делах семейных, государственных на основе гармонии, единства красоты, добра и справедливости.
Одним из приоритетных направлений можно назвать изучение истории Великой Отечественной войны на примере участия в ней жителей станицы. Региональные исследования о Великой Отечественной войне призваны показать учащимся незабываемый с годами героизм и патриотизм жителей нашей станицы, роль и значение отдельной личности в общем ходе войны; обратить внимание учащихся на то, что лучшие нравственные качества, проявленные нашими соотечественниками, и совершенный ими подвиг не могут и не должны быть девальвированы в нашей памяти. Воспитательное значение региональных исследований велико, ибо задачи, поставленные в исследовании, еще раз обращают внимание молодежи к героизму и патриотизму предков, к лучшим традициям нашего народа. А когда речь идет о жителях станицы, в которой они проживают, может быть даже о их родственниках.
Цели и задачи региональных исследований состоят в следующем:
- приобщить учащихся к истории своей страны, малой Родины;
- расширить знания учащихся по истории Великой Отечественной войны;
- сформировать целостное представление о месте и роли их земляков в Великой Отечественной войне;
- совершенствовать методы проектной и исследовательской работы учащихся.
В ходе работы над проектами ребята изучают литературу по истории Великой Отечественной войны и истории Ставропольского края, Ге opгиевского района и станицы Подгорной. Ребята периодически ведут записи бесед с тружениками тыла. Учащиеся анализируют отобранную информацию, создают компьютерные презентации. В течение ряда лет учащиеся средней общеобразовательной школы № 20 станицы Подгорной Ге opгиевского района, под руководством Монаковой Ирины Руслановны принимают участие в туристско-краеведческом конкурсе “Отечество”. Неоднократно учащиеся становились дипломантами данного конкурса. В 2009-2010 учебном году учащаяся 10А класса Поротова Елена стала лауреатом данного конкурса, в краевом этапе Елена заняла первое место. В 2010-2011 учебном году защищала честь края на Всероссийских краеведческих чтениях юных туристов краеведов и стала дипломантом.
В районе впервые учащимися была поднята проблема детей войны, как свидетелей этого чудовищного периода в истории нашей страны.
Дети войны. Такого понятия ни в лексиконе, ни в общественном сознании, ни в специальных программах, связанных с памятью о Великой Отечественной войне не было пpaктически до 1995 года.
Когда с годами число ветеранов Великой Отечественной войны неумолимо сокращается, тогда и приходит мысль о так называемом втором поколении войны – подростках и детях. На их слабые плечи легла непосильная ноша испытаний грозных военных лет. Они – не только свидетели, жертвы, но и активные участники событий, многие из них – полноправные защитники Родины.
С годами подвиг военного детства был несправедливо предан забвению. Мы сочли своим долгом восстановить историческую справедливость, сделать хотя бы первые шаги в этом направлении. Мы считаем необходимым воздать по заслугам самим детям войны и пробудить в сердце и сознании юных современников интерес, уважение, любовь и благодарность к своим дедушкам и бабушкам, прадедушкам и пpaбабушкам.
Актуальность темы заключается в том, что урок, который следует усвоить молодёжи – необходимость обеспечения неразрывной связи поколений, усвоения опыта, передаваемого нам теми мудрыми людьми, которые, пережив войну, стремятся уберечь нас от новой.
Дети войны – это целая героическая легенда, неотъемлемая от великой народной эпопеи Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Мы не можем, не должны обойти памятью их поколение. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, пионерском лагере, на переднем крае и глубоком тылу. Какие они - уже поседевшие, пожилые люди, пережившие в юном возрасте немецкую оккупацию:
Горин Виктор Фёдорович – родился в 1933 году в Кемеровской области, поселке Заково. Педагог, всю свою жизнь посвятивший детям. Именно его воспоминания легли в основу нашей работы. Полуголодное, полное лишений детство. Несмотря на все это Виктор Федорович до сих пор полон оптимизма.
Кутейников Александр Ге opгиевич – родился в станице Подгорной в 1935 году. Очень ярким воспоминанием о войне являются воздушные налеты немецкой авиации на город Ге opгиевск с целью уничтожения железнодорожных путей. Сначала войны отца забрали на фронт и маленький Саша остался главным помощником в семье.
Годы войны были тяжелыми для подгорненских ребятишек. Чтобы помочь семье, они ходили в лес за ягодами и фруктами, собирали кизил, дикие груши. В 1943 году начал обучение в школе. В школе было очень холодно, дети сидели в верхней одежде, снимая только головной убор.
Огарков Михаил Дмитриевич – родился в станице Подгорной в 1935 году. Очень хорошо помнит период оккупации, который длился шесть месяцев с августа 1942 года по январь 1943 года. Когда гитлеровцы вошли в станицу, многие жители были парализованы страхом. Оккупанты стали устанавливать свои порядки, ввели комендантский час.
По словам Огаркова Михаила Дмитриевича: ”Несмотря на все трудности бытия, мы с удовольствием ходили в школу, прилежно учились, помним всех своих одноклассников и учителей”.
Никифорова Мария Андреевна – родилась в станице Подгорной в 1924 году. С началом войны ребят постарше, женщин и стариков забирали рыть окопы в селе Отказном. Немцы пришли в станицу в начале августа 1942 года. Расположились по дворам.
В нашем доме проживало человек 10 немцев. Забирали всё: от яиц до молока и мяса, выгрeбли из сундуков всё зерно. Были ужасно боязливыми, опасались вшей, поэтому обмазывались специальными мазями с сильнодействующим запахом.
Во время отступления захватчики оставили часть техники и инвентаря, так как бежали. Мы со слезами радости на глазах встречали наших освободителей.
Как пишет в заключении наша ученица: “Как-то я, рассматривала в журнале старые фотографии наших солдат, дошедших до Берлина. У всех потрепанные воинские гимнастерки, у всех счастливые молодые лица. Трудно сказать, о чем они думают – но ясно, что не о тяжести пройденного пути: у всех улыбка на устах и в глазах неистребимая вера в грядущее. Только с этой верой и можно было пройти тот путь, без неё он был бы непосилен.
Как дальше сложится жизнь – не знал никто, но после свирепого ужаса войны жизнь в будущем не могла не казаться сплошным праздником. Раны заноют завтра, контузии схватят за горло потом, осознание разорения, неимоверности потерь придет позже. А сейчас жизнь обещает им быть лазурной. Ведь отстояли, победили, выжили.
Так и дети, пережившие войну. С победой перед ними открывалось счастливое, светлое будущее, в котором осуществятся все заветные мечтания”.
Великая Отечественная война и современное развитие – это этапы, ступени единого всемирно- исторического процесса. В прошлом коренятся черты настоящего, в нем закладываются предпосылки дальнейшего развития исторического процесса.
Особое место занимает урок, который является одновременно и утверждающим и обязывающим, и напоминающим: это сила патриотизма, готовность к защите Родины – на фронте, у станка, на школьной скамье. О патриотизме важно напомнить сегодня.
Как в годы Великой Отечественной, так и теперь, патриотизм – огромная сила в укреплении единства общества, формировании общенациональной идеи, решении экономических, социально-политических, правовых и других насущных проблем. Все мы вышли из прошлого, в котором наши прадеды защищали Родину, строили и укрепляли страну.
Задача нашего исследования оказалась совсем непростая. Если ветераны Великой Отечественной войны имеют свои организации, советы и даже структуры, то здесь перед нами оказался в полном смысле слова, белый лист. Тем не менее, встреча состоялась. Для нас стало чрезвычайно важным и значительным то, что отчетливо была обозначена забытая категория народа–победителя – дети войны.
Впереди предстоит ещё долгая многоплановая работа: популяризация самой идеи среди детей и взрослых, поисковые походы, активизация семей, утверждение нового в нравственной жизни школы, создание общественного формирования подростков. Есть, конечно, и творческий замысел, и просто человеческая мечта о создании новой традиции встреч детей войны и детей настоящего времени. Большая часть из поставленных целей уже выполняется. Ребята из нашей школы, начиная от младших школьников и заканчивая старшеклассниками, неоднократно проводили и проводят так называемые “Неслучайные встречи” не только с ветеранами Великой Отечественной войны, но и с представителями того поколения, кто в годы войны являлся их сверстниками, детьми войны. Ребята стараются оказать посильную помощь пожилым теперь уже людям: помогают выполнить посильную работу по дому, поздравляют с праздниками. Ведь немного участия и человеческого тепла - вот что нужно нашим “невоевавшим ветеранам”. А дети имеют возможность узнать о войне не из книг, а от непосредственных очевидцев.
В работе “ Память сердца” мы пытались поднять проблему патриотического воспитания. Мы говорим о том, что в нашу жизнь возвращается понятие “патриотизм”. Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики, отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга. Это понятие тесным образом связано с уважением истоков своей семьи. Сегодня речь должна идти в первую очередь о возрождении российских нравственных ценностей, укреплении института семьи. Семья была и остается главной сферой становления духовности. Духовность в этой связи рассматривается во взаимосвязи с генеалогической культурой. Способности, талант и лучшие качества в человеке не появляются из ниоткуда - они передаются по наследству.
Целью исследования ученица нашей школы Поротова Елена ставила: собрать материалы о члeнах своей семьи, являющихся участниками глобальных или локальных войн или отдавших долг своей Родине через службу в рядах Вооруженных Сил страны. Работа обусловлена осознанием обществом необходимости духовно-нравственного, патриотического воспитания. Патриотические идеалы и ценности требуют воспитания чувства достоинства, самоуважения и ответственности.
Целесообразным становится формирование на этой основе духовно богатой и нравственно чистой внутренней и внешней культуры личности. Важно, в новых условиях, стремиться сохранять традиции своей семьи, помнить своих прадедов и передавать эту информацию из поколения в поколение, чтобы не потерять важную связующую нить между ними.
Все региональные исследования проводятся в станице Подгорной.
Поскольку описание не дает целостной и яркой картины, в работы ребята включают фотографические снимки, их копии, репродукции.
Естественно, что при поиске материалов возникает ряд трудностей: мало фотографических материалов, относящихся к периоду войны, находится в семейном архиве, в станице мало архивных материалов, относящихся к данному периоду. И тем не менее, ребята находят материалы и изучая историю войны поражаются ее влиянию на судьбу нашей страны.
Мы говорим о том, что в истории нашей страны не было более трагического испытания, чем война, начавшаяся 22 июня 1941 года. Задуманная, как война на истрeбление, она поставила вопрос о нашем историческом выживании.
На первый план выдвинулись следующие задачи: пробуждать патриотизм и вдохновлять армию героическими примерами.
Преступления нацистов на оккупированной территории пробуждали ненависть к захватчикам. Эта ненависть накапливалась, возрастала и – в сочетании с постепенно усиливавшейся верой в конечный успех – становилась мощным стимулом воевать самоотверженно, стойко.
Очень важно в условиях изменяющегося мира не забывать о вкладе любой семьи в нашей стране в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.
Так в работе “Память сердца” Елена останавливается на двух персоналиях ее семьи. Вот выдержки из её работы: “Когда загремели первые залпы войны не остались в стороне и мои прадедушки – Поротов Семен Иванович и Мальцев Федор Трофимович. Поротов Семен Иванович.
Семен Иванович воевал под Сталинградом. В февральские дни 1943 года на берегах Волги была одержана великая победа, положившая начало коренному перелому в войне. Когда фашисты прорвались к реке Волге севернее Сталинграда и пытались ринуться на город, мужественно отражали их атаки “сталинградцы” и советские воины, среди которых был и мой прадедушка Семен Иванович. А погиб Поротов Семен Иванович, как нас стало известно, в ходе наступления Юго-Западного и Донского фронтов в декабре 1942 года.
Другой мой прадедушка Мальцев Федор Трофимович был призван в армию с начала войны. Его отправили на Дальний Восток, где он и принял присягу на верность служения Отечеству, на специальных курсах получил военную профессию стрелка-радиста боевых самолетов. По стечению обстоятельств Федор Трофимович был отправлен на защиту Сталинграда. Конечно, на этом фронте они не встретились, мои два прадедушки, но оба героически сражались. Разница лишь в том, что один так и остался лежать в земле Сталинграда, а другой продолжал дело защиты Отчизны, неся это бремя за двоих.
Мною движет простое уважение к исторической истине. Судьба Второй мировой войны решилась на русских полях, а не в африканской пустыне и не на тихоокеанских атоллах. Я принадлежу к поколению, детство которого пришлось на конец ХХ века. Я не была свидетелем войны и восстановительного периода, а также репрессий и строек первых пятилеток. Но мои близкие родственники, мои прадедушки и дедушки видели все это, и не только видели, но и были участниками всего перечисленного.
Мне отрадно осознавать, что свой вклад в дело победы внесли и мои прадеды, став примером для своих детей, внуков и правнуков. Служение Отечеству в нашем роду – дело чести”.
Одна из ученических краеведческих работ была посвящена истории казачества станицы Подгорной. Часть истории казачества непосредственно связана с Великой Отечественной войной. В ней говорится о создании добровольных сотен. На сборные пункты казаки прибывали на колхозных лошадях со своим обмундированием и холодным оружием. Вновь сформированные части были слабо вооружены. У них не было дивизионной артиллерии, танков, противотанковых и зенитных средств, подразделений связи и саперов. В боях с хорошо вооруженным противником они несли большие потери. Были случаи, когда комaндование посылало казаков в атаку на вражеские танки в конном строю. В листовках военного времени можно прочитать о героизме казаков: “Они прыгали с седел на броню танков, закрывали смотровые цели бурками и шинелями, поджигали машины бутылками зажигательной смесью”. Не упоминалось только о потерях, которые они при этом несли.
В 1943 году кавалерийские дивизии стали объединять с танковыми частями. Так появлялись конно-механизированные группы. Они обладали большой подвижностью и успешно использовались во время наступательных боев Красной Армии. В это время атаки в конном строю были крайне редки. Как средство передвижения использовали в основном лошадь, в бою же кавалеристы, как правило, спешивались и действовали как обычная пехота.
Наряду с кавалерийскими были сформированы “пластунские дивизии”, которые также героически сражались с врагом. За подвиги в войне казачьи корпуса и дивизии получили звания гвардейских. Вместе с другими – победоносными полками Красной Армии казачьи части – прошли по Красной площади во время Парада Победы 24 июня 1945 года.
Человек… А что значит быть человеком? Как прожить жизнь, чтобы не бояться смотреть людям в глаза? Вопросы без ответа, но на них мы отвечаем ежедневно и ежечасно.
Прошла годовщина празднования Дня Победы. Прошло много лет, сменились поколения, что-то подвергается едкому скепсису, но если есть в нашей жизни что-то настоящее, так это то, что мы выиграли в самой жестокой из войн, во Второй мировой войне. Наши воины победили, отомстив за униженные жертвы Порт-Артура и Брест-Литовска, за погибших в окружении под Киевом и Вязьмой, за угасших от голода в Ленинграде, за сброшенных в Бабий Яр, за повешенную школьницу Зою, за выбитых напрочь войной призывников 1920-х годов рождения, за не жалующихся наших соотечественников, которых постигла лихая судьба в ХХ веке.
Мы никогда не победили бы, если бы приказы Родины не восприняли как свои солдат в окопах, летчик в небе, танкист.
Нам отрадно осознавать, что свой вклад в дело победы внесли жители нашей станицы, деды и прадеды, став примером для своих детей, внуков и правнуков. Служение Отечеству для жителей нашей станицы – дело чести.
Урок по истории России, краеведению и литературе «Бунт бессмысленный и беспощадный» (крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва и её отражение в произведениях А.С. Пушкина и А.С. Маркова.) проводится по итогам изучения темы: «Социально- экономическое положение России во второй половине XVIII века». ...
18 03 2024 5:52:41
Целью урока является систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции, формирование умения работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения....
17 03 2024 23:59:36
Автор рассматривает особенности применения презентаций в своей каждодневной профессиональной деятельности, т.е. преподавании истории и английского языка....
16 03 2024 7:58:47
Программа представляет интерес с точки зрения преподавания музыки как искусства. Опираясь на достижения отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, программа предлагает принципиально новые, эффективные педагогические технологии по музыкальному развитию ребенка. В их основе - опора не на слово о музыке, а на интонационный смысл. Введение ребенка в мир музыки на основе приобщения его к шедеврам мирового музыкального искусства как целостным явлениям развивает объем его памяти, остроту восприятия, формирует ассоциативные механизмы мышления, что особенно ценно на начальном этапе обучения. ...
15 03 2024 6:29:14
Урок позволяет сформировать у учащихся яркое, образное, полное представление об основных исторических фактах изучаемой темы. Предоставляет учащимся фактологический банк данных, необходимый для самостоятельных выводов и обобщений на завершающем этапе урока. Помогает ученикам осознать различия, которые существовали между странами и обществами, и научить понимать их. ...
14 03 2024 15:17:51
Урок посвящен изучению периода эпохи дворцовых переворотов в истории России. На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся раскрывают причины череды дворцовых переворотов после cмepти Петра Великого, дают хаpaктеристику правителей Российской Империи, хаpaктеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и делают вывод о влиянии смены власти на развитее страны. Результатом учебного проекта является создание публикаций, сравнительных таблиц, дидактического материала....
13 03 2024 14:15:23
Основной целью интегративного урока является закрепление и систематизация знаний о развитии европейской цивилизации во второй половине XX века, изменении концептов «гражданского общества» и «правового государства» в связи с глубокими технологическими и научными изменениями....
12 03 2024 4:10:30
В статье даётся методическая разработка урока истории России или МХК. Дан список оборудования урока, разноуровневые задания - 3 уровня сложности. Во второй части урока учащимся предлагаются задания: составить пояснительный текст к одной из картин (приводится пример выполнения такого задания). В третьей части приводятся фрагменты документов к картинам (выдержки из источников) и разноуровневые вопросы и задания к ним. ...
11 03 2024 15:32:11
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
10 03 2024 11:12:39
Данное занятие может быть проведено в рамках элективного курса по истории России в профильном 10–11-м классе. Предлагаемые методы обучения основаны на критическом мышлении. Познавательные задания подготовлены на основе приемов перспективного подхода к изучению истории, многоуровневого анализа исторических источников....
09 03 2024 1:36:27
Урок "Религия в современном мире" разработан для учащихся профтехобразования по курсу Л.Н. Боголюбова "Обществознание" с использованием опережающего домашнего задания....
08 03 2024 14:54:15
Исполнилось 25 лет падения Берлинской стены в Германии. На открытом мероприятии мы говорили с учащимися об уроках Берлинской стены. Разрушение символа «холодной войны» стало одним из важных событий ХХ века....
07 03 2024 0:27:52
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
06 03 2024 23:40:21
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация PowerPoint позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. Цель урока: изучить историю Древней Руси и познакомиться с деятельностью князя - Ярослава Владимировича....
05 03 2024 21:10:17
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
04 03 2024 7:25:18
Урок позволит учащимся познакомиться с избирательным правом. Основные понятия, вводимые на уроке, подкрепляются пpaктическими примерами. Анализ документов, знакомство со стенограммой заседания Госсовета по вопросам развития политической системы, речь президента РФ Д.Медведева сделают урок более наглядным и действенным. Главная задача - воспитание гражданской активности....
03 03 2024 21:37:45
В ходе урока учащиеся знакомятся с ситуацией, сложившийся в обществе после Отечественной войны 1812 года; знакомятся с личностями, входившими в тайные общества; анализируют основные идеи документальных проектов устройства России; прослеживают ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу декабристов....
02 03 2024 21:45:12
Интегрированный урок истории, обществознания и литературы в 10-м классе служит формированию у обучающихся понятия о значимости роли народа и личности в историческом процессе. На уроке ученики учатся составлять сравнительную хаpaктеристику, систематизируют материал по образам Кутузова и Наполеона. Урок имеет большое значение в подготовке к написанию экзаменационного сочинения....
01 03 2024 0:34:14
Цели урока: проследить основные события греко-персидских войн; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с картой, понятиями и датами; воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся. ...
29 02 2024 16:53:11
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
28 02 2024 4:51:51
Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин". Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12". ...
27 02 2024 20:47:16
Повторительно-обобщающий урок может быть проведен в 8-х и 11-х классах. Разноуровневые задания предназначены для повторения темы. Вопросы-тесты можно использовать в различных комбинациях: устроить викторину, разбив класс на 3–5 групп и задавать вопросы каждой группе или ученику. В качестве примера приведено 50 вопросов-тестов простого уровня и 9 вопросов-тестов сложного уровня....
26 02 2024 10:25:44
Цель проекта: выявить наиболее актуальные для села экологические проблемы....
25 02 2024 13:22:33
Факультативное занятие, помогающее учащимся раскрыть причины реформ Никона, развивающее умение анализировать и оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекая их из исторических источников....
24 02 2024 4:12:15
Целью любой игры является тренировка или упражнение в определенном виде деятельности. Игру можно рассматривать как универсальный способ пробуждения и поддержания интереса к изучаемому материалу. В игровой форме целесообразно проводить обобщающие уроки и турниры не только в подготовленных классах, но и для детей, плохо справляющихся с программами общеобразовательной школы. Представленные игры способствуют развитию познавательного интереса к истории. ...
23 02 2024 17:24:34
Урок по истории древнего мира в 5-м классе по теме «Зарождение демократии в Афинах» знакомит учащихся с реформами Солона; развивает навыки и умения работы с текстом учебника, анализировать и оценивать события прошлого и делать собственные выводы; создает благоприятный психологический климат на уроке и атмосферу доверительных отношений с учащимися....
22 02 2024 6:50:32
Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
21 02 2024 4:14:19
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
20 02 2024 3:47:38
Каждый ученик России должен знать историю страны, вопрос в том, как сохранить интерес к предмету в условиях массовой школы. Для решения этой задачи учитель может использовать активные и интеpaктивные методы обучения. Конспект внеклассного мероприятия для 9-го класса поможет формированию интереса к истории. Материал может использоваться и как повторительно-обобщающий урок....
19 02 2024 23:34:25
Урок составлен для учащихся 11-го класса, использующих учебное пособие «Москва» при изучении элективного курса. В течение урока учащиеся определяют тему урока (исходя из полученной информации), комментируют наиболее интересные факты, подбирают дополнительный материал, выполняют грамматические и лексические упражнения, обсуждают наиболее яркие страницы истории Москвы....
18 02 2024 3:44:36
Вашему вниманию предлагается урок-подарок (на уроке учащиеся дарят другу знания), который способствует развитию логического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах, умение выступать перед аудиторией, воспитывает уважительное отношение к истории других народов, формирует навыки критического отношения к себе и своим товарищам. Необходимым элементом учебной деятельности всех учащихся была работа с контурной картой. ...
17 02 2024 4:14:47
"Политическое развитие страны" — урок к учебнику Данилова А.А. "История России. Конец XVI—XVIII вв". Презентация к уроку помогает выбрать объем и уровень сложности материала и заданий. Для закрепления материала используются задания из рабочей тетради к учебнику, которые отражены в презентации....
16 02 2024 4:21:46
Цель урока: формировать и воспитывать гуманистическое мировоззрение, гражданственность, любовь к Родине, политическую и правовую культуру; научить получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней, применять полученные знания. Познакомить учащихся с положениями Конституции РФ и доказать, что они соответствуют нормам международного права; с Информационно-правовой системой, показать её пpaктическое применение. ...
15 02 2024 6:26:12
Урок по теме "Права ребенка" знакомит учащихся с основными правами детей. Данное занятие проводится в групповой форме, используются различные методы (исследовательские, аналитические, рефлексивные) и приемы: работа с документами, решение логических и творческих заданий ( например, пантомима). Урок способствует воспитанию сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их. Занятие можно провести не только как урок в 9-м классе, но и как внеклассное мероприятие....
14 02 2024 0:50:43
Вашему вниманию предлагается электронное обучающее средство, выполненное в формате презентация по курсу "Государственные символы России". Курс рассчитан на 17 часов и может быть использован как элективный курс, факультатив, спецкурс....
13 02 2024 21:57:32
После урока учащиеся способны охаpaктеризовать социально-экономическое положение России в начале XX века. ...
12 02 2024 6:18:37
Автор статьи разработала и провела урок истории в 5-м классе в форме ролевой игры, так как законы Хаммурапи являются наиболее ярким примером писаного права. Придерживаясь гендерного подхода в обучении, она учитывала то, что визуализация и интересное изложение материала, занимательность уроков истории увеличивают к ним интерес подростков, что позволяет им лучше усваивать учебный материал....
11 02 2024 12:31:48
Урок предполагает самостоятельное изучение эпохи Н.С. Хрущева с последующим изучением документов на уроке. За 1–2 недели до предполагаемого занятия учитель предлагает школьникам список литературы для подготовки к уроку и перечень вопросов, которые будут обсуждаться....
10 02 2024 5:56:33
Урок формирует у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, хаpaктере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д’ Арк и какую роль она сыграла в этой войне....
09 02 2024 7:44:36
Настоящая программа предназначена для учителей истории, осуществляющих профильную подготовку в кадетских классах казачьей направленности. Ознакомление кадетов с историей казачества является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма. Знания об историческом пути казачества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в развивающемся информационном прострaнcтве. ...
08 02 2024 10:26:21
Бинарный урок по истории и иностранному языку, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной – Второй Мировой войне, разработан в форме пpaктического занятия. Урок направлен на формирование уважения к старшему поколению, интереса студентов к боевому прошлому нашей страны - СССР и стран-союзников, Великобритании и США. Развитие исторических и языковых компетенций студентов достигается через использование информационных технологий....
07 02 2024 16:14:15
Оргкомитет игры занимается разработкой вопросов брейн ринга, решает организационные вопросы. Учителя - руководители комaнд организуют работу с учащимися: изучение музейных материалов, краеведческой литературы, готовят творческое домашнее задание....
06 02 2024 7:49:43
Учащиеся анализируют собственные и чужие политические симпатии и определяют факторы, способствующие политической активности населения. Узнают, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения....
05 02 2024 2:18:49
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
04 02 2024 12:50:30
Цель урока – проанализировать причины, этапы Гражданской войны, действия «белых» и «красных» в период Гражданской войны и сделать вывод, почему в Гражданской войне победили большевики. У учащихся развивается умение работать с фактическим материалом, документами, картой....
03 02 2024 6:14:19
Урок проводится в 9-м классе. На примере данной темы рассматриваются циклы мировой политики после Второй мировой войны. Учащиеся готовят материал о развитии арабо-израильского конфликта. Изученный материал связывается с современной обстановкой на Ближнем Востоке. На уроке затрагивается тема терроризма и последствий локальных конфликтов на мировое развитие. ...
02 02 2024 21:36:51
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
01 02 2024 17:18:36
Материалы данного сценария могут быть использованы полностью или частично при подготовке мероприятий гражданско-патриотической направленности....
31 01 2024 23:50:33
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
30 01 2024 15:17:44
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
29 01 2024 17:50:40
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::