Урок истории по теме "Историческая метрология"
План урока
- Метрологические сведения в исторических источниках и задачи их правильной идентификации.
- Русская метрология (меры длины, площади, меры сыпучих тел и жидкостей веса) в X – XX вв.
мера, измерительный инструмент и от др. греч. – мысль, причина) – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. Предметом метрологии является извлечение количественной информации о свойствах объектов с заданной точностью и достоверностью. Средством метрологии является совокупность измерений и метрологических стандартов, обеспечивающих требуемую точность.
– мера, измерительный инструмент) – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая употрeблявшиеся в прошлом меры – длины, площади, объёма, веса – в их историческом развитии. Часто единицы измерения не образовывали метрической системы, их относят к традиционным системам измерения.
Историческая метрология изучает историю генезиса и развития различных систем измерений, названий отдельных мер, их количественных соотношений, устанавливает их реальные величины, то есть соответствия современным метрическим системам. Метрология находится в тесной связи с нумизматикой, так как у многих народов в прошлом меры веса совпадали с денежными единицами и имели одинаковое название.
Задача исторической метрологии – выяснение соотношений между единицами и их выражение в современных единицах, а также изучение происхождения названий единиц. Историческая метрология необходима при изучении истории экономики и права, материальной культуры и контактов между народами, т.к. развитие систем единиц обусловлено ростом производительных сил и сопутствует расширению международных связей.
В литературных произведениях, в устном народном творчестве мы часто встречаем такие выражения:
Слышно за версту.
Бешеной собаке семь вёрст не крюк.
Косая сажень в плечах.
Мерить всех на свой аршин.
От горшка два вершка.
Сто пудов.
Семь пядей во лбу.
Мал золотник, да до?рог.
Идти семимильными шагами.\
Узнать, почём фунт лиха.
Ни пяди земли (не уступить).
Понять, что они означают, нам поможет историческая метрология.
В старинных советах и рецептах часто встречаются меры, сейчас основательно забытые. Чтобы облегчить читателям пользование такими материалами, приводим соотношение старых русских и современных мер.
Квадратные меры
Десятина – 2400 кв. саженей – 1,092 га.
Десятина – прямоугольник в 80 саженей длиной и 30
саженей шириной.
Кв. сажень – 9 кв. аршин – 0,045 ар (соток).
Кв. аршин – 256 кв. вершков – 5055 кв. см.
Кв. фут – 144 кв. дюйма – 930 кв. см.
Меры веса
Кадь = 12(14) пудам;
Четверть = 2 осьминам = 3 пудам;
Пуд = 40 фунтам;
Фунт = 409 г
Бочка = 40 ведрам
Ведро = 10 (12) кружкам;
Кружка = 1 л;
Штоф = 2 бутылкам = 1,2 л
Бутылка = 0,6 л
Берковец – 10 пудов – 163,8 кг.
Пуд – 40 фунтов – 16,38 кг.
Фунт – 32 лота – 410 г.
Лот – 3 золотника-12,7.97 г.
Золотник – 96 долей – 4,266 г. Доля – 4,44 миллиграмма.
Унция – 8 драхм – 29,896 г.
Драхма- 3,737 г.
Меры вместимости для сыпучих тел
Четверть – 2 осьмины = 209,7 литра.
Осьмина – 4 четверика -104,9 л.
Четверик – 8 гарнцев – 26,21 л.
Четверик содержит 64 фунта (26,24 кг) чистой воды.
Гарнец – 30 частей – 3,277 л.
Меры объема для жидкостей.
Бочка = 40 ведер = 491,6 л.
Ведро = 16 бутылок = 8 штофов = 10 кружек = 4 четверти
=12,20 л. Ведро содержит 30 фунтов (12,3 кг) чистой воды.
Штоф = 1,536 л = 2 бутылки.
Полуштоф = бутылка
Чарка = 1/10 штофа
Полчарки =60 г.
Четверть = 3,07 л.
Кружка = 10 чарок = 1,229 л.
Бутылка = 3 стакана = 0,769 л.
Кварта = 1,14 л.
Шкалик = 2/3 штофа = 1,024 л.
<Рисунок1>
Линейные меры
Сажень – 3 аршина – 2,143 м – 7 футов – 213,4 см.
Аршин – 16 вершков -71,1 см.
Вершок – 1,75 дюйма – 4,445 см. два верхних сустава
пальца
Фут – 12 дюймов – 30,48 см.
Дюйм – 10 линий – 2,54 см. ширина большого пальца
Линия – 2,54 мм.
Локоть – расстояние от конца вытянутого
среднего пальца руки до локтя (от 38 до 46 см)
Пядь – между вытянутым большим и указательным
пальцем руки (от 19до 23 см), максимальное
расстояние от большого пальца до мизинца;
Малая пядь – 19 см
Большая пядь – между большим и мизинцем
Пядь с кувырком – к малой пяди еще 2-3 сустава
указательного пальца
Ладонь – ширина ладони со сведенными пальцами;
эта единица до сих пор применяется в Англии для
измерения высоты лошадей;
<Рисунок 2>
Закрепление. Назовите лишнее в ряду и кратко
объясните свой выбор
Аршин, пядь, берковец, вершок
Ответ: берковец – мера веса, а не мера длины;
ЗАДАНИЕ 1.
Прочитайте фрагменты из произведений А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, из былины “Алеша Попович и Тугарин”. Найдите упоминания единиц измерения. Каковы эти единицы? Можете ли вы их показать при помощи рук?
1. Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем как он далеко
Бьется долго и жестоко
Наступает срок родин
Сына Бог им дал в аршин
(А.С.Пушкин)2. Вижу один островок небольшой-
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
(Н.А.Некрасов)3. – Гой вы еси, удалы добры молодцы!
Видел я Тугарина Змеевича,
В вышину ли он, Тугарин, трех сажень,
Промежду глаз калена стрела.
Конь под ним как лютый зверь.
(“Алеша Попович и Тугарин”)
Решите еще несколько задач.
4. … В то же время поставил Васька
Чан среди двора,
Наливал чан полон зелена вина,
Опущал он чару в полтора ведра.
(“Василий Буслаев и мужики новгородские”)
Сколько литров входило в чару Василия Буслаева?
5… Он ведь мечет все палицу тяжелую,
Он ведь мечет-то палицу сорока пудов. (“Бой Ильи Муромца с сыном”).
Сколько килограммов весила палица богатыря Ильи Муромца?
ЗАДАНИЕ 2.
Пронумеруйте русские меры длины в порядке их возрастания:
…большая пядь
…дюйм
…палец
…ладонь
…пядь с кувырком
…фут
…маховая сажень
…малая пядь
ЗАДАНИЕ 3.
Установите соотношение древнерусских мер веса и объема:
Кадь =…пудам
Штоф = …литрам
Золотник = …граммам
Штоф = … бутылкамбочка = …ведрам
пуд = … фунтам
бутылка = … литрам
кружка = …литрамфунт = … граммам
ведро = … кружкам
пуд = … килограммам
ЗАДАНИЕ 4.
Измерьте:
свой рост в вершках…, в футах…, в аршинах…, в дюймах…, в пядях…
свой вес в фунтах…, в пудах…, в золотниках…
свою маховую сажень = … см,
свою большую пядь = … см,
свой локоть = … см,
свой вершок = … см,
свой дюйм = … см,
Сравните свои результаты с результатами других и скажите, чем были удобны и неудобны древние меры длины.
ЗАДАНИЕ 5.
Такие задачи решали наши пpaбабушки и прадедушки в начале XX века. Попробуйте и вы.
- Длина бревна – 5 аршин. В одну минуту от этого бревна отпиливают по одному аршину. За сколько минут будет распилено все бревно?
- Канат длиной 11 аршин рабочие разрезали на 2 части так, что в одной оказалось столько вершков, сколько в другом дюймов. Какой длины получился каждый кусок каната?
- Никита добежал от дома до школы за 15 секунд, отмахивая по 1 сажени и 2 аршина в секунду. Сколько времени понадобится червячку, чтобы проползти это же расстояние, если в минуту он может продвинуться лишь на 1 фут?
- Для приготовления микстуры аптекарю нужно 4 золотника растительного сырья на 1 штоф лекарства. Сколько фунтов сырья нужно для приготовления 1636 бутылок микстуры?
- “Ест как птичка” говорят о человек, который мало ест. А так ли это? Вот пример: воробей весом в 20 золотников за день съедает такое количество червей, что, если их выложить в одну линию, то получилась бы дорожка длиной в 2 сажени. Сколько же еды нужно воробью в сутки? (Каждый червяк весит ? золотника и имеет длину 1 дюйм.)
ЗАДАНИЕ 6.
В пословицы и поговорки вставьте пропущенные слова, обозначающие единицы измерений.
Семь … во лбу. … … в плечах. Коломенская … . … проглотил. От горшка два … . Для друга и семь … не околица. Мал … да дорог. Вместе … соли съесть. Узнать, почем … лиха. Мелкая … .

Задачи урока: рассмотреть эволюцию города в развитии общества и его значение; дать определение селу и городу; сравнить село и город, заполнить таблицу "Плюсы и минусы городской жизни"....
27 01 2023 7:31:16
Терминология является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к ЕГЭ. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Многие специалисты считают, что обучение понятиям – это самое первое, чему учитель должен научиться сам....
26 01 2023 0:45:21
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе.
Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
25 01 2023 13:10:15
Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....
24 01 2023 16:20:12
Воспитание у учащихся чувства патриотизма на примере духовного становления человека в условиях многообразия и противоречивости событий в ВОВ. Пройдут годы... И последний фронтовик тихо, скромно и незаметно, без речей, салютов и маршей будет предан земле на каком-нибудь незнаменитом погосте. Сегодня мы должны быть патриотами. Хороша ли, плоха ли моя страна, но это моя Родина!
...
23 01 2023 5:34:35
Данный урок является составной частью раздела «Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....
22 01 2023 0:26:36
Этот урок продолжает тему курса «Коммуникации в глобальной сети Интернет» и является его составной частью, позволяющей с помощью языка HTML создавать простейший web-документ. Этот урок закрепляет ранее полученные знания, расширяя их. На данном уроке учащиеся рассматривали одни и те же события с разных сторон, глубже вникали в проблематику вопроса, анализировали информацию, выделяли главное, отстаивали свою точку зрения, слушали друг друга....
21 01 2023 13:44:20
Цель урока: обсудить вопрос важности мopaльного выбора в жизни человека и общества; расширить кругозор учащихся о экологических проблемах, связанных с ситуацией ленточных боров в мире....
20 01 2023 5:37:34
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными.
...
19 01 2023 3:30:50
Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....
18 01 2023 9:42:21
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
17 01 2023 23:37:20
Пpaктическое занятие - форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей пpaктической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого....
16 01 2023 22:27:38
Цель методической разработки состоит в определении основной хаpaктеристики семьи и семейных отношений, определить сущность семьи, назвать и охаpaктеризовать ее функции....
15 01 2023 22:19:51
Урок истории проходит с использованием компьютера, медиатеки, энциклопедической литературы. Он посвящен изучению эпохи Петра I.
...
14 01 2023 23:30:17
Завершающий урок при изучении главы «Россия в XVI века» в курсе «История России с древнейших времён до конца XVII века» подводит итог данному разделу, так как культурное развитие страны в определенный период является едва ли не главным качественным показателем развития эпохи, о которой идёт речь. В то же время, занятие является системообразующим, так как в XVI веке складываются предпосылки перехода от средневековья к Новому времени....
13 01 2023 22:52:54
В статье представлены два варианта урока-размышления с элементами эвристической беседы, в ходе которых учащиеся на основе базовых знаний учатся выявлять причины определенной исторической ситуации, сложившейся в нашей стране в тот или иной период....
12 01 2023 16:56:46
Внеклассное мероприятие по избирательному праву формирует активную гражданскую позицию, стимулирует явку на выборы, инициирует домашнее (семейное) обсуждение важности активного голосования с последующим совместным походом на избирательные участки для учащихся, еще не обладающих активным избирательным правом....
11 01 2023 20:49:25
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
10 01 2023 6:29:35
Урок знакомит учащихся с произведениями литературы, архитектуры, скульптуры средневековья и заставляет почувствовать, пережить вместе с героями произведений тот период времени, в котором они жили. На уроке присутствуют межпредметные связи с литературой, музыкой, МХК, задания творческого хаpaктера. Для полного понимания эпохи средневековья используется презентация, аудиозаписи музыкальных произведений на стихи поэтов....
09 01 2023 3:10:46
Урок "Гражданско-правовая ответственность" в 11-м классе разработан с использованием компьютерных технологий (интеpaктивная доска, презентация в системе Power Point) на основе самостоятельной деятельности учащихся и работы с нормативно-правовыми актами. Технология урока с использованием ИКТ поддерживает и обеспечивает развитие мотивационной сферы и самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности, повышает качество знаний учащихся....
08 01 2023 8:11:25
Урок-взаимодействие двух предметов: истории казачества и информатики помогает глубже усвоить исторический материал ИКТ-средствами. Пробуждает интерес к истории казачества, делает ее доступнее и понятнее....
07 01 2023 5:25:18
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся в процессе пpaктической работы: итоги вооружённого восстания 14 декабря 1825 г., создает у школьников образное представление о восстании декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории Отечества.
...
06 01 2023 10:10:32
Программа позволяет рассмотреть процесс исторического развития России во
взаимосвязи с другими государствами, понять необходимость проведения реформ,
проанализировать положительные итоги реформ и неудачи некоторых реформаторов....
05 01 2023 9:27:47
Повторительно-обобщающий урок разработан в технологии критического мышления, которая предполагает перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа передачи знаний, на подходы, отдающие приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися. Цель урока: способствовать закреплению ранее изученной информации о правах и свободах, ее применению и определению уровня усвоения материала об основах правового статуса человека и гражданина....
04 01 2023 22:18:55
В статье рассказывается, как вместе с учащимися начальной школы изготовить маски из папье-маше....
03 01 2023 13:41:37
Элективный курс для учащихся 11-х классов направлен на познание глобального мира. Изучаемый мир быстро меняется действиями, желаниями и знаниями людей. Чтобы менять мир, нужно знать закономерности его развития. Чтобы управлять будущим, требуется хорошо разбираться в настоящем, зная, как оно возникло из прошлого....
02 01 2023 17:46:15
В статье рассказывается о положительном опыте внедрения метода проектов в школьную деятельность.
...
01 01 2023 5:33:22
Урок помогает привить учащимся основы безопасного поведения, умение ориентироваться в среде обитания, выpaбатывать экологическую культуру, любовь к туризму и краеведению....
31 12 2022 7:22:35
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
30 12 2022 20:36:17
Использование технологии критического мышления позволяет посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс создать условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело....
29 12 2022 4:56:51
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки.
...
28 12 2022 23:23:12
Мероприятие проводится в форме игры "брейн-ринг". Участники делятся на две комaнды. Каждой комaнде выдаются различные задания на карточках. В конце игры жюри оценивает ответы ребят в баллах....
27 12 2022 13:31:53
В статье описан опыт применения современных технологий на уроках и обозначены те проблемы, с которыми приходится сталкиваться во время работы учителю....
26 12 2022 1:43:27
Урок для 7-го класса построен по технологии развития критического мышления. На каждой стадии урока решались конкретные учебные задачи путем использования разных форм работы. Материалы этого урока могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования....
25 12 2022 2:22:51

Урок проводится в форме конференции. В ходе урока у учащихся формируется представление о создании, структуре и деятельности ООН, а также об основных правах человека, закрепленных Всеобщей Декларацией прав человека, и способах их защиты на мировом уровне, совершенствуются умения работы с документами, развивается гражданственность и правовая культура....
24 12 2022 19:22:55
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
23 12 2022 15:23:36
Всякий раз, когда речь заходит об оружии, при помощи которого СССР одержал победу в Великой Отечественной войне, на ум приходят несколько боевых машин, которые стали легендами....
22 12 2022 8:45:58
В центре данного урока - рассмотрение деятельности П.А. Столыпина, которая неоднозначно оценивается в исторической науке. Одновременно с процессом закрепления изученного материала ученики знакомятся с основными элементами судебного процесса....
21 12 2022 18:43:54
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
20 12 2022 1:19:57
Учащиеся обсуждают причины установления определенного прожиточного минимума в России, его особенности для каждого региона, а также формируют представление об уровне жизни в Российской Федерации по сравнению с другими странами....
19 12 2022 15:24:14
Изучение нового материала осуществляется на основе презентации, содержащей схемы, таблицы, документы и др. дидактические материалы. Ряд заданий предусматривает использование Smart-доски.
...
18 12 2022 2:15:26
Цель урока: формирование образного представления об эпохе «Дворцовых переворотов». Рассмотрены предпосылки и причины дворцовых переворотов, выясняется значение понятия «дворцовые перевороты». Ученики знакомятся историческими фигурами, работают с историческим источником. Отмечается индивидуальная работа каждого, что находит отражение в рабочей карте к уроку....
17 12 2022 1:37:35
Интегрированный урок проводится как изучение нового материала по предмету история Татарстана (региональный компонент). Используется форма комбинированного урока с элементами интегрирования истории и татарской литературы. Интеграция даёт возможность показать учащимся историю памятников Казани, развивать познавательный, творческий интерес к предметам, патриотизм, гордость за свой город, подкрепление мотивации в обучении....
16 12 2022 9:16:10
Человек и путешествия... Издавна они стоят рядом. Что заставляет человека и в давние времена, и в наши дни, забывания об опасностях, выходить в открытое море, проходить неведомыми тропами, взбираться высоко в поднебесье? Может быть, человека гнала и гонит тяга к знаниям? А может быть просто романтика?
...
15 12 2022 19:57:38
Учитывая в личностно-ориентированный подход к обучению, предполагается вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, выполнение ими целого ряда самостоятельных заданий с целью осмысления, обобщения и систематизации знаний. Данный урок связан с предыдущими, на которых ученики познакомились с понятиями демократия, научились выявлять её признаки. Урок призван подготовить учащихся к более трудным вопросам управления в древних государствах....
14 12 2022 23:44:27
Цель урока: закрепление и обобщение знаний об истории и культуре арабов. Учитель стремится привить уважение и интерес к арабо-мусульманской цивилизации, закрепить умения и навыки работы с дополнительной литературой и картой. Учитель воспитывает чувство сопричастности к истокам современной мировой цивилизации, и желание объяснить современные события на Востоке старинными цивилизационными особенностями....
13 12 2022 12:12:56
Урок посвящен выдающемуся политическому деятелю, руководителю, ученому-экономисту Республики Саха (Якутия) Исидору Барахову. Целью урока является ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью И.Барахова. В ходе урока дети получают знания путем работы с источниками. Урок также способствует воспитанию уважения к истории родного края.
...
12 12 2022 5:41:21
Исследовательская деятельность, подкрепленная использованием программного продукта, подобного PowerPoint или Microsoft Publisher, связанная с работой в Интернет-сети, позволяет проявить творческий потенциал, раскрыть индивидуальность, сделать научную и учебную работу неповторимой, незабываемой....
11 12 2022 13:50:58

Урок посвящен изучению нового материала по теме "Крещение Руси. Владимир Святославович". Развивается критическое мышление. После вступительного слова учителя проводится пpaктическая работа с историческими текстами о крещении Руси. Для контроля используется игра "Веришь – не веришь"....
10 12 2022 3:44:45
Задержка психического развития проявляется в медленном темпе усвоения учебного материала ребенком, сниженной его способности к волевым усилиям, неумении самостоятельно организовать деятельность, что сказывается на обучении. Вместе с тем, ребенок может удовлетворительно усваивать общеобразовательную программу. Динамика развития детей с ЗПР возможна, если обучение ведется с учетом сложности развития личности этой категории детей....
09 12 2022 17:11:26
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::