Актуальные возможности музея сельской школы
"Изучая предков, узнаем самих себя,
без знания истории мы должны
признать себя случайностями, не
знающими, как и зачем пришли
в мир, как и для чего живем,
как и к чему должны стремиться:"
(Ключевский В.О.)
Школьные музеи играют важную роль в культурно-просветительской работе среди учащихся и местного населения, в охране природы, памятников истории и культуры, в формировании идейно-нравственных качеств, активной жизненной позиции учащихся. Они могут иметь профили: исторический, этнографический, археологический, комплексный, краеведческий. Для музея сельской школы самым приемлемым вариантом, на мой взгляд, является краеведческий, включающий отделы природы, экономики, истории и культуры родного края.
После крушения тоталитарного общества образовался опасный мировоззренческий вакуум, и в этих условиях очевидны огромные воспитательные возможности музея, основанного на краеведческом материале. Он поможет растить гражданина не на абстpaктных идеалах, а на примерах из жизни родственников, односельчан, на событиях из истории своего села. В музее подобного профиля можно организовать научно-исследовательскую деятельность, способную увлечь учащихся.
Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории родного края. Он, как и государственный, выполняет образовательные и социальные функции. Поэтому занятия с детьми, впервые попавшими в музей, должны носить научный хаpaктер. Это настроит их на серьезность и ответственность деятельности. Важно, чтобы учащиеся обладали музейной терминологией, изучили официальные материалы "О музейном фонде Российской Федерации", принятые Государственной Думой 24 апреля 1996 года, примерное положение "О музее образовательного учреждения". При подготовке к научно-исследовательской деятельности следует научить ребят вести документы, такие, как полевая опись, полевой дневник, справочная карточка, тетрадь записи воспоминаний и рассказов.
С теоретически подготовленными учащимися ведется работа, которая зависит от профиля музея. В основном, конечно, школьные музеи носят направление краеведения, поэтому и научно-исследовательскую деятельность следует направить по этой теме. Начать эту деятельность необходимо с составления летописи своего поселения. Рекомендации о правильном написании летописи села с момента его возникновения до сегодняшнего дня приводятся в "Предметном положении о музее образовательного учреждения". Статистические данные приводятся за 1900, 1926, 1937, 1900, 1990, 2002, 2010 годы. Летописный свод должен иметь справочный аппарат, алфавитные и предметные указатели, хронику основных событий. В форме бесед, интервью, опросов, анкетирования старожилов дети под руководством педагога пишут летописный свод села согласно общепринятым нормам. Записи воспоминаний должны вестись без редактирований, даже если речь кажется безграмотной. Они должны отражать тот словарный запас, которым обладает рассказчик. Непонятные слова, если таковые встретятся в ходе беседы, уточняются, выясняется их лексическое значение. Создание летописи родного села является не только посильной и благородной задачей преподавателя истории и его учеников, это будет серьезной научной работой. Считаю, что назрела необходимость в масштабах каждого села организовать целенаправленную работу по фиксированию воспоминаний соотечественников по различным проблемам истории советского и постсоветского общества, создать уникальный источник по истории XX века.
Результатом такой работы должно быть не только написание летописного свода, но и формирование информационных банков по разным темам (Раскулачивание, создание колхозов, война и наше село, укрупнение и ликвидация неперспективных сел и т.д.), материал которых можно использовать для написания докладов, рефератов, при подготовке, к урокам, внеклассным мероприятиям.
Перспективы школьного музея огромны, важно лишь желание наставников и их умение заинтересовать учащихся и привлечь к работе. Правильно организованная работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения посредством исследовательской работы в музее. Кем бы ни стали в дальнейшем наши ученики, прошедшие школу краеведения, они всегда будут ощущать свою причастность к родному краю. Чтобы школьный музей стал научным центром школы и села, нужен комплексный подход, который предполагает сочетание исторического, литературного, географического и биологического направлений, систематическое, последовательное изучение различных материалов, связь теоретических вопросов с поисковой исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов на уроках и во внеклассной работе.
Научными руководителями должны выступать все учителя-предметники, а не только историки.
Под руководством учителя истории можно составить не только летопись села, но и этнографический атлас села. Кроме того, дети работают с музейной документацией, делают описание поступивших предметов и их назначения, готовят экскурсии, оформляют экспозиционные комплексы и пояса.
Учитель-филолог научно-исследовательскую деятельность может вести по русскому языку (запись диалектных слов нашей местности, диалектов тех мест, откуда были выселены или приехали добровольно). Проводя работу со словарем В.И.Даля, по диалектам можно установить местность, откуда прибыли в наше село переселенцы. Так, первыми жителями нашего села Бадажки Барабинского района Новосибирской области были люди с Вологодчины. Подтверждением этого стали не только рассказы старожилов, которые передавались им от предков, но и вологодские диалекты ("ажно", "що", "добре", "завсе" и "робить") "ша" вместо "ща"; "щт" вместо "щ", как произносят некоторые старые люди потомки переселенцев-вологодчан.
К работе по сбору и записи старинных песен, молитв, заговоров может подключиться учитель музыки. Творческие задания детям могут быть даны в форме собирания легенд, приданий, побасёнок, сказов, быличек, поверий, заговоров, произведений обрядовой и внеобрядовой лирики, сказок. Задания оформляются в виде докладов, сообщений, альбомов.
Учитель технологии восстанавливает совместно с детьми по образцам старинные вышивки, ведет работу по созданию истории одежды жителей села, выявлению рецептов превращения льна и конопли в белоснежное полотно, проводит исследовательскую работу по истории кухни с собранием рецептов прошлых лет.
Музейная деятельность влияет не только на качество исторических знаний школьников, но и на их общее интеллектуальное развитие. Школьные музеи способствуют активизации интереса учащихся к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности, овладению пpaктическими навыками поисковой исследовательской работы.
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
18 03 2024 12:26:21
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
17 03 2024 10:44:26
Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....
16 03 2024 13:45:33
Содержание урока включает в себя повторение основных событий Смутного времени, хронологии, исторических лиц, причин и хаpaктерных черт Смуты. Основные проблемы урока — сравнение позиции Василия Шуйского и Боярской думы, опирающихся в борьбе за власть на иноземные силы, и патриарха Гермогена, К.Минина, Д.Пожарского, олицетворяющих позицию выбора национальной независимости. Важная образовательная составляющая урока – социализация учащихся....
15 03 2024 0:48:14
Цель занятия – определить роль и место святого Ге opгия Победоносца в истории России. Работа осуществляется в группах. В ходе урока учащиеся знакомятся с основными фактами биографии Ге opгия Победоносца, выясняют, как сложился культ святого Ге opгия на Руси, изучают историю ордена Ге opгия Победоносца. На занятии присутствует краеведческий элемент – ученики знакомятся с церквами Святого Ге opгия в Волгограде. В ходе подготовки к уроку учащиеся подбирают иллюстрации, стихотворения, выполняют рисунки....
14 03 2024 2:26:52
Цель урока: совершенствование у учащихся приемов работы с текстом. Урок начинается с показа учащимися на карте государств, расположенных в Западной Азии. Учитель зачитывает описание персов, написанное Геродотом, а ученики формулируют тему урока «Персидская держава «царя царей». Далее составляются вопросы к теме урока. Учитель предлагает составить вопросы по изучаемой теме и самый интересный выбрать на домашнее задание....
13 03 2024 9:20:53
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся в процессе пpaктической работы: итоги вооружённого восстания 14 декабря 1825 г., создает у школьников образное представление о восстании декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории Отечества. ...
12 03 2024 2:37:29
Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений об истории и культуре Древней Ассирии и об изменениях в деятельности людей, связанных с освоением железа....
11 03 2024 16:16:34
В данном материале (статье) представлена методическая разработка урока по отечественной истории на тему "Аграрная реформа П.А. Столыпина". Урок рассчитан на учащихся общеобразовательной школы, работающих по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "История государства и народов России. ХХ век". ...
10 03 2024 3:13:20
Урок является частью курса "Обществознание" для 9-го и 11-го классов. Идея данного интегрированного урока возникла в связи с необходимостью усиления базовой части курса дополнительными знаниями по психологии. ...
09 03 2024 11:32:39
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
08 03 2024 17:56:10
Общешкольное мероприятие посвящено Победе советского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Цель: формировать чувство гордости за свою родину, хранить память о подвиге солдат в Великой Отечественной войне....
07 03 2024 3:20:59
Занятие ставит целью развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях....
06 03 2024 11:42:18
На данном уроке ребята через решение исторических задач, работы с текстом учебника, составление схем и таблиц изучают новый материал. Шестиклассникам дается возможность дать оценку каждого этапа работы, сделать выводы и оценить правильность своей работы. ...
05 03 2024 17:48:40
Интегрированный урок истории и литературы предназначен для учащихся 9–11-х классов. Создан на основе изучения материалов школьного историко-краеведческого музея и поисковой работы учащихся. Включает рассказ об односельчанах – участниках Великой Отечественной войны, об их фронтовой судьбе, о жизни села в годы войны, о детях войны, условиях учебы, об учителях....
04 03 2024 4:13:16
Урок "Религия в современном мире" разработан для учащихся профтехобразования по курсу Л.Н. Боголюбова "Обществознание" с использованием опережающего домашнего задания....
03 03 2024 21:12:41
Статья рассказывает о традиционных верованиях и обрядах эвенков-орочонов. Сделана попытка проследить преемственность сюжетов и обрядов древних и современных эвенков-орочонов. ...
02 03 2024 20:18:25
На уроках автор использует индивидуальный и дифференцированный подход, многовариантность и многоуровневый хаpaктер творческих и проверочных работ (тестовые и проблемные задания различных видов), и в результате учащиеся имеют хорошую наполняемость оценок, создается ситуация успешности, эффективно используется все время урока....
01 03 2024 5:58:37
Открытый урок с целью проверить знания по теме: "Революционная ситуация в 1905 году и изменения в политической системе Российской империи»; закрепить знания с помощью посещения музея «Политссыльные Романовки». Учащиеся должны узнать, какие революционные политссыльные проживали на территории Якутии....
29 02 2024 10:35:31
Каждый учитель хотел бы, чтобы его уроки были интересными и запоминающимися. Поэтому приходится искать новые решения для успешного обучения детей и повышения интереса к преподаваемому предмету. В данной разработке предлагается вариант проведения урока по истории средних веков в 6-м классе по теме "Самая долгая война" в форме презентации. В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде слайдов с текстом, содержащим ключевые моменты темы и web-сайта. Предложенный урок способствует более глубокому усвоению достаточно сложного и обширного материала с опорой не только на слуховую, но и на зрительную память, а также повышению интереса к истории. ...
28 02 2024 23:52:43
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
27 02 2024 3:21:20
Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....
26 02 2024 21:52:27
Урок проводится в форме конференции. В ходе урока у учащихся формируется представление о создании, структуре и деятельности ООН, а также об основных правах человека, закрепленных Всеобщей Декларацией прав человека, и способах их защиты на мировом уровне, совершенствуются умения работы с документами, развивается гражданственность и правовая культура....
25 02 2024 5:22:28
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
24 02 2024 21:32:20
Игра проходит в рамках "Недели Единства" перед государственным праздником 4 ноября. Участвуют обучающиеся 8–11-х классов. Каждый этап проходит одним днем, а итоги подводятся на заключительной линейке "Недели". Главная цель – смотивировать учащихся на более глубокое изучение исторического материала и показать историческую подоплеку государственных праздников. Игра используется для ретроспективного повторения исторической эпохи при подготовке к ЕГЭ....
23 02 2024 11:19:22
Главная цель музеев в исследовательских работах – это формирование интереса школьников к истории, к самостоятельной познавательной деятельности, развитие исследовательских умений. Все материалы, хранимые в музеях, служат основой для создания учащимися школы творческих исследовательских работ....
22 02 2024 1:12:11
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
21 02 2024 4:33:30
Урок расширения и закрепления знаний учащихся по истории и культуре Древнего Востока с целью повышения интереса к истории Древнего мира как к части мировой культуры....
20 02 2024 8:33:52
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...
19 02 2024 5:37:15
Урок-игра для учащихся 7-го класса. Материал можно использовать на уроке обобщения и закрепления знаний по истории Отечества XVII–XVIII веков или в ходе декады истории....
18 02 2024 21:56:55
Внеклассное мероприятие разработано на основе телевизионной игры «За семью печатями» и посвящено истории развития Норильского промышленного района. Учащиеся знакомятся с топонимикой, новыми фактами из истории города, освоением Норильского промышленного района. ...
17 02 2024 8:44:38
Представленное в методической разработке занятие по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" проводилось в группе параллельного обучения в рамках программы непрерывного образования "школа - техникум - вуз". Наилучшей формой проведения занятия в такой группе студентов - школьников был выбран интегрированный (бинарный) урок. Интегрирующим материалом стали темы эпохи Возрождения. ...
16 02 2024 16:27:51
Данная разработка может быть использована на уроках истории, уроках мировой художественной культуры, как внеклассное мероприятие....
15 02 2024 15:25:59
Данный урок формирует понятия «политическая раздробленность Руси», показывает закономерности этого процесса, причины обособления княжеств и их дальнейшую судьбу. Цель урока: раскрыть особенности развития Владимиро-Суздальского княжества; объяснить причины и последствия борьбы между князьями и боярами; показать хаpaктер деятельности князей....
14 02 2024 19:25:27
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
13 02 2024 9:26:41
Рассказ о зарождении городов в Средние века в Европе не обходится без красочных описаний тех мест, где они возникали, причин, по которым они возникли именно там, и происхождения их названий. Пробудить интерес к данной теме можно, использовав широкий арсенал методических приемов и средств не только учителя истории, но и учителя английского языка, дав детям возможность в наибольшей степени проникнуться атмосферой тех лет....
12 02 2024 7:56:56
Предлагается разработка проекта по теме "Дворянский быт второй половины XVIII века. Посещение дворянской усадьбы", 7-й класс и реализация его итогов на уроке "Один день из жизни дворян в усадьбе XVIII в.". На уроке используется метод проживания в эпохе с элементами театрализации. Учащиеся, работая в группах, готовят выступления по отдельным вопросам. Эта тема позволяет окунуться в эту эпоху: услышать музыку и речь; увидеть, а может быть, и попробовать меню из блюд дворянской кухни; оценить моду, вкусы, пристрастия людей того времени; приобщиться к культурным ценностям и народному достоянию. На уроке предполагается использование ИКТ учащимися....
11 02 2024 20:58:23
Урок изучения нового материала с использованием компьютерного учебника "История древнего мира" и мультимедийной презентации "Вечные города Римской республики". На уроке применяются маршрутные листы, листы самооценки и рефлексии, индивидуальные задания-карточки, таким образом, достигается большая индивидуализация в обучении истории....
10 02 2024 20:14:40
Предлагается сценарий гражданско-патриотической игры как один из примеров патриотического воспитания в игровой форме. В ходе игры у школьников появляется возможность проявить свои способности, продемонстрировать знания, почувствовать себя члeном комaнды....
09 02 2024 22:20:47
Цель урока: проанализировать завоевательные походы, причины образования державы Александра Македонского, дать оценку личности полководца, продолжить формировать умение работать с интеpaктивным материалом....
08 02 2024 19:48:42
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
07 02 2024 17:16:30
Повторительно-обобщающий урок закрепляет знания о личности Александра II, его реформах и их значении для развития России, формирует интерес к историческому прошлому, создает условия для развития у учащихся интеллектуальных и пpaктических умений в изучении истории. На уроке использованы различные контрольные задания: портретная галерея, кроссворд, деформированный текст, тест на знание фактов, понятий, на установление причинно-следственных связей. ...
06 02 2024 18:10:29
Цели урока: сформировать представление о ненаучных способах познания мира; развивать и совершенствовать навыки познавательной деятельности; способствовать воспитанию уважительного отношения к многогранности проявлений познавательных возможностей человека. Задачи урока решаются через работу в группах. Выводы оформляются в схему, систематизирующую новый материал. ...
05 02 2024 10:54:25
Целью урока является знакомство учащихся с историей происхождения имен, исследование происхождения своего имени. Урок направлен на развитие учебно-организационных, учебно-информационных умений и навыков, что закладывает основы для формирования технологической, информационной, исследовательской компетентностей. ...
04 02 2024 12:40:47
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
03 02 2024 0:52:11
Автор рассматривает особенности применения презентаций в своей каждодневной профессиональной деятельности, т.е. преподавании истории и английского языка....
02 02 2024 12:24:30
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
01 02 2024 6:21:22
Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....
31 01 2024 8:17:16
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
30 01 2024 1:20:53
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
29 01 2024 16:29:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::