Проверочные работы    

Интегрированный урок (история + литература) по теме "История села Кузайкино в годы Великой Отечественной войны"

Цели урока

  • ознакомление с историей родного села в годы Великой Отечественной войны,
  • воспитание патриотизма, любви к малой родине,
  • обучение приемам исследовательской деятельности,
  • развитие речи учащихся, устной и письменной, обучение написанию очерка,
  • обучение выразительному чтению стихов.

Оборудование: экспонаты школьного краеведческого музея, мультимедийный проектор.Урок сопровождается компьютерной презентацией.

Ход урока

Учащиеся выступают в роли экскурсоводов –ведущих, биографов, подготовивших в результате исследовательской работы рассказы о земляках-участниках войны, следопытов, написавших очерки о членах их семей-участниках войны и чтецов, исполняющих стихи поэтов-воинов Великой Отечественной.

1 экскурсовод: Россия… Необъятны ее просторы, велики природные богатства, поучительна история, творимая народами, населяющими ее территорию. История нашего села Кузайкино может затеряться в величии деяний Большой Родины. Однако постигнуть значимость великой страны можно и через Малую Родину. Для этого необходимо вернуться к истокам, к той земле, которая вскормила предков и растит нынешнее поколение.

Не знать историю своей Малой Родины - значит не уважать себя и своих предков.

Жители села Кузайкино переживали резкие повороты в общественном устройстве, участвовали в войнах, погибали в боях за Отечество. Село внесло свой вклад в историю государства. А как известно, история государства, складывалась и складывается из больших и малых дел своих граждан.

2 экскурсовод: 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Немалый вклад в победу над врагом внесли в годы Великой Отечественной войны жители села Кузайкино. (слайд №1)

1 чтец: Сурков А. «Присягаем Победой».

1 экскурсовод: 157 человек ушли на фронт из нашего села. (слайд № 2). На разных фронтах сражались наши односельчане. Среди них были и мужчины и женщины.

Биограф 1: Одной из таких героических женщин была наша односельчанка Клавдия Ефимовна Хаева.(слайд №3)

Клавдия Ефимовна 17- летней девчонкой ушла на фронт. 9 месяцев стояла их часть в Казани, охраняя пороховой завод. В апреле 1944 года,ее отправили в Западную Белоруссию. Девушка принимала участие в боях на реке Припять.

Фронт двигался дальше на запад, вместе с другими шагала юная Клавдия, освобождала город Брест.

В августе 1945 года вернулась на Родину в село Кузайкино. Прожив 1 год в Кузайкино, Клавдия Ефимовна уехала на Дальний Восток и там прожила до пенсии.

После выхода на заслуженный отдых вернулась в родное село.

Вспоминает Клавдия Ефимовна: «Когда наша часть подошла к реке, мост был взорван, 1000 человек восстанавливали его. Фашисты стремились уничтожить этот мост, чтобы помешать нашим войскам переправиться на другой берег и освобождать наши города и сёла. Но это им не удалось, наши бойцы зорко охраняли подступы к реке. Через несколько дней фашисты сбросили десант, десантники должны были взорвать мост. Но наутро они были уничтожены».

2 экскурсовод: Вот такая судьба была у этой девушки. Вам, наверное, известно, что она была последним живым ветераном нашего села. В даный момент у нас нет ни одного живого ветерана войны.

Чтецы 2 и 3 читают стихотворения Ю.Друниной «Я ушла из детства» и «Я только раз видала рукопашный»

1экскурсовод: Немаловажный вклад в победу над фашисткой Германией внес наш земляк Никон Иванович Кашаприн. (слайд № 4)

2 биограф. В августе 1942 года 18 – летним юношей Никон Иванович был призван в ряды Красной Армии. Учился на бронебойщика, на курсах младших командиров. Попал в 25-ю Гвардейскую минометную бригаду «катюш», где принял первое боевое крещение. Участвовал в разгроме фашистов во время Ржевско–Вяземской операции войск Западного фронта зимой – весной 1943 года. Был ранен в голову. Пролежал в госпитале 2 месяца. Летом 1943 года участвовал в разгроме фашистской армии в курско-орловской битве. Освобождал Орловщину, Смоленщину, Белоруссию. Ранен в ногу – опять госпиталь. В 1944 году вместе с бригадой воевал в составе войск Карельского фронта зимой на кандалакшском направлении, а летом форсировал реку Свирь. Прошел с боями всю Карелию – по рекам и озерам, по сопкам и горам. Осенью освобождал Советское заполярье, дошел до норвежского города Киркинес. В 1945 году в составе первого Белорусского фронта форсировал Вислу, освобождал Варшаву. Воевал с фашистами на территории Польши. Принимал активное участие в штурме Берлина, дошел до Эльбы, встретился с американцами. В Германии находился до февраля 1947 года. В феврале демобилизован, вернулся в родное село.

После войны долгое время работал трактористом - комбайнером, бригадиром тракторной бригады. За хороший, честный, добросовестный труд награжден орденом Октябрьской революции. Вырастил 10 детей.

В 1980 году был в Москве, на встрече ветеранов своего полка, где встретился с друзьями военных лет.

4 чтец читает стихотворение А.Твардовского «В тот день, когда окончилась война»

Летом 1988 года Никон Иванович умер

2 экскурсовод.Еще один наш односельчанин-ветеран - Александр Тимофеевич Шмонов.(слайд №5)

3 биограф: Александр Тимофеевич был непосредственным участником Великой Отечественной войны. В 2011 году ему исполнилось 96 лет. Сейчас он живет в городе Заинске Республики Татарстан.

Когда началась война, Александру Тимофеевичу шел 25–й год, к этому времени он уже отслужил в рядах Красной Армии. Известие о вероломном нападении фашистской Германии на СССР как и большинство людей страны застало труженика Кузайкинского МТС врасплох, в то время еще никто не знал, какая по масштабам трагедия разворачивается на их земле.

В июле Александру Тимофеевичу пришла повестка из Акташского райвоенкомата. Из Казани он, вновь надевший солдатскую форму был отправлен в Тулу, где располагался 653 батальон аэродромного обслуживания. Там он служил радистом, обслуживал истребители и бомбардировщики дальнего действия. Связь с ними держали с помощью азбуки Морзе.

Когда к Туле подошли вражеские части, их батальон перебазировали в Сталиногорск, а затем Александра Тимофеевича перевели в 142 авиадивизию, там и застала его весть о Победе.

«Узнали о ней по радио, радости не было предела, ликовали все. На этом закончилась и моя, волей судьбы растянувшаяся на восемь лет, армейская карьера», - вспоминает Александр Тимофеевич.

Далеко в прошлом остались лишения, связанные с войной и послевоенной разрухой, но и сегодня Александр Тимофеевич вспоминает, как пережили те неимоверно тяжелые годы, вкус лепешек из лебеды, гнилой картошки и болтушки с ржаной мукой.

Александр Тимофеевич имеет множество медалей и орденов, которые бережно хранит и, рассказывая о военных событиях, со слезами на глазах показывает их детям, которые часто приглашают его к себе в школу. За много лет не осталось у ветерана ненависти к врагу: «Они ведь просто выполняли приказ. А то, что случилась война, так это не военные виноваты. Войну начинают политики».

И сегодня Александр Тимофеевич не сомневается: «Армия нужна. Но главное, чтобы там дедовщины не было».

1 экскурсовод. Из 157 ушедших на фронт наших односельчан 99 погибли, защищая Родину. Многие остались лежать в братских и одиночных могилах в Подмосковье, под Сталинградом, на Украине, в Прибалтике, во многих странах Европы. Имена их занесены в Книгу Памяти.(слайд №6)
В войну похоронки приходили почти в каждый дом, для всех это было большим горем. Беда не обошла стороной ни одну сельскую избу. Где один – два погибших, а где – то четыре – пять – считай, весь род истреблен.

Пример тому семья Ванякиных, где погибли четыре сына – Петр Николаевич, Федор Николаевич, Илья Николаевич, Фрол Николаевич. Семья Нуждиных - трое погибших: Иван Алексеевич, Дмитрий Алексеевич, Степан Алексеевич.

В сквере Дома культуры села Кузайкино находится обелиск павшим в годы Великой Отечественной войны. На обелиске написаны фамилии воинов, жителей села Кузайкино, павших в годы войны.(слайд №7)

5 чтец читает стихотворение С.Орлова «Его зарыли в шар земной»

Объявляется минута молчания

2 экскурсовод. Особая страница военной истории – кузайкинский тыл. Трудоспособные мужчины уходили на фронт, на их место становились женщины и дети.Люди в тылу работали, не считаясь со временем, не зная отдыха, отдавая все силы на помощь фронту.

Женщины села вязали теплые вещи, ткали холсты, шили кисеты, сушили картофель и отправляли на фронт.

Бывало, что на себе пахали огород и боронили. Запрягались и тянули тяжёлый плуг. Работали летом по 20 часов в сутки, очень уставали, но понимали: на фронте еще тяжелее, и делали все, чтобы помочь победить нашим солдатам. Каждая семья отдавала фронту по 250 литров молока в год, по 100 яиц, по 40 кг мяса, кожу, по два килограмма шерсти с одной головы, картошку, также в фонд обороны платили налог со скотины, военный заем, налог с земли.

1 следопыт. Из воспоминаний жительницы села Кузайкино Токаревой Антонины Ивановны 1915 года рождения: « Я всю войну проработала на тракторе, но никогда не жаловалась на усталость. Самым трудным временем для меня было время, когда я проводила мужа на войну и осталась с пятью детьми. Но страшное испытание ждало меня впереди, когда в 1943 - 1944 гг от голода и болезни умерло трое моих детей».

2 следопыт. Из дневника учителя школы Василия Максимовича Кочемасова, который он вел с 1938 года до конца войны:

-Колхозница вела свою лошадь в упряжке, а лошадь не идет и вдруг падает. Женщина ее и так и сяк, но лошадь не встает. Подошли еще люди, чтобы помочь ей, но лошадь уже была мертва .Потом ее навалили сообща лошадь на сани, а другую впрягли, чтобы свезти труп с дороги. Но и вторую лошадь ждала такая же участь. Пришлось колхозникам самим запрячься и отвезти трупы обеих лошадей.

3 следопыт. Кормить скот в войну было нечем, все крыши раскрывались и скармливались скоту. Всю весну и лето дома протекали, а осенью после уборки хлебов их опять покрывали соломой. Весной лошадей и коров привязывали веревкой за перекладины, чтобы они не упали. Если они упадут или лягут, то сами уже не поднимутся.

2 экскурсовод. Особенно тяжелым для жителей села Кузайкино был 1943 год, они проработали весь год бесплатно, лишь в конце года им выдали по восемь килограммов муки. Но как - то выжили, даже трудно представить.

1 экскурсовод.В военное лихолетье хлебнули горя сполна и колхозники, и интеллигенция.

Учителя принимали самое активное участие во всех делах села. Они были не только агитаторами, но и трудились в поле, на току, в лесу на заготовке дров для школы, для матерей и вдов погибших на фронтах Отечественной войны.

Как только учителя услышали слово «война», буквально на второй - третий день все учителя школы были на месте, без всякого вызова вернулись на место работы. Шла мобилизация и все школьные дела легли на плечи учителей. Надеяться, что кто – то сделает ремонт школы и заготовит дрова, было нельзя. К тому же началась страда в поле. Хлеб уродился хороший, а убирать было нечем и некому. Все люди, что остались в Кузайкино, от детей до стариков, вышли в поле с серпами. Круглыми сутками люди работали в поле, на току, на сушилке. И вместе со всеми на сельхозработах трудились учителя.

Учителя ежедневно сообщали кузайкинцам сводки информбюро. Радио и газет не было. Сводки слушали в сельском Совете по телефону, записывали и затем распространяли среди населения.

Все виды работ, которые пришлось испытать учителю, не перечислить. Спали по 5- 6 часов в сутки, а остальное время работали в школе, в поле и среди населения.

Непосильные испытания легли на детские неокрепшие плечи в дни войны.

4 следопыт. Несмотря на трудности, дети с первого по седьмой классы ходили в школу. Много учеников было из соседних деревень. Тетрадей не было, писали на старых газетах и списанных книгах. Зимой было очень холодно, сидели в шапках . Хотя дрова летом готовили, но привезти их из леса было сложно, весь транспорт на школу – один бык. На нем и возили дрова. Весной свои сложности: распутица, все овраги заполнены водой, трудно и опасно пускаться в путь даже на лошади. Ученики же каждую субботу шли домой за 20 и более километров и возвращались в школу в понедельник к 9 часам в школу. Был случай с Галиной Глушковой из 10 класса, она жила в Полянках. Пришла в понедельник, сидит бледная на уроке, вся посинела. Из лаптей вода течет, а под партой лежит ее провизия на неделю: полведра картошки, полкаравая хлеба из суррогата. Даже не пожаловалась, что замерзла. Учеников с восьмого по десятый класс было мало, хотя учиться хотели многие, но не позволяли материальные условия. За обучение в старших классах надо было платить по 150 рублей.

5 следопыт – ученик школы рассказывает о своем дедушке, который был учеником школы в военные годы.

Я, Вотяков Антон, хочу рассказать о своем дедушке Вотякове Борисе Николаевиче.

Мой дедушка - Боря был ребёнком войны, жил он в селе Кузайкино. Когда началась война, ему было пять лет. Он жил с родителями и сестрой Наташей. После того как прадедушку Николая мобилизовали в армию, жить стало труднее. Когда прадедушка уходил на войну он прабабушке Марии наказывал: «Если будет трудно, всё продай, но корову не продавай, из последних сил готовьте корм для коровы, она вас выручит в трудное время».

В 1943г дедушка пошёл в школу, ему было 8 лет, в первом классе у них было 42 ученика. Хоть и было трудное время, дети охотно учились. Было и такое что, не в чем было ходить в школу, не было одежды, обуви, многие ходили в лаптях, осенью и весной к лаптям прибивали колодки, так спасались от воды и грязи, ведь асфальта не было. Дедушка часто вспоминает свою учительницу Анну Аркадьевну, которая ходила по домам и давала задание, а потом проверяла. В классах всегда было холодно, иногда писали в варежках. Карандашей и ручек почти не было. Часто не было чернил, насыпали сажу в воду и писали. Однажды одна бабушка - соседка в 1943году подарила дедушке карандаш за то, что он ей часто пригонял корову из стада. Это было для него большой радостью. Осенью при уборке урожая вся школа уходила собирать колоски, за каждый килограмм себе оставляли 100граммов. Часто дети приходили в школу расстроенные и заплаканные, потому что почтальон приносил им похоронки – это извещение о смерти их отцов или братьев. Так в первый год войны погиб мамин прадедушка Степан, а вскоре погиб и его сын. За войну похоронки приходили почти в каждый дом, для всех это было большим горем.

В школе для детей готовили обеды: брали две ложки муки, заваривали её в кипяченой воде, и давали каждому ребенку. По словам дедушки, это очень поддерживало.

Из воспоминаний дедушки я узнал, что многие дети голодали. Многодетным семьям было особенно тяжело. Летом переходили на подножный корм. Мешками с лугов приносили листья коневника и все варили в большем котле с двумя - тремя картофелинами. Садились за большой стол, если было молоко, то добавляли его в эту похлебку. Кроме этого, собирали молодые листья липы, сушили, терли, пекли лепёшки, их есть без молока было очень трудно. Однажды весной соседка тетя Нюра дала дедушке три картофелины, он их испёк и съел вместе с кожурой, было очень вкусно.

Иногда приходила помощь из Америки. Так однажды прабабушка ушла в соседнюю деревню Гулькино за продовольствием. Дедушка Боря просидел на мосту через реку Кичуй весь день, ждал маму, так сильно хотелось есть.

Шло время, война закончилась, и отцы начали возвращаться, жизнь начала налаживаться.

Вот такое трудное детство было у моего дедушки. Но это не помешало ему стать хорошим человеком, получить образование и всю жизнь посвятить детям, ведь он бывший учитель. Всю жизнь проработал в школе, где и я сейчас учусь, где все есть для хорошей учебы.

Чтец читает стихотворение М. Исаковского « Слово о России»

6 следопыт:Ученица рассказывает о своей бабушке, которая была девочкой в годы войны.

«Ах, война, война, война,
Чужая тетка, стерва она».

Как точно передают эти строчки войну, которая периодически приходит в разные уголки земного шара. Не холит, не лелеет она, а обижает всех подряд, не глядя. И сильнее всего страдают от нее дети. Эти беззащитные, слабые и прекрасные создания на земле. Сколько горя, страданий, нужды испытывают они во время этой страшной лихорадки.

Дети войны. Кто они? Что из себя представляют? Чем живут? Я никогда не задавала себе этот вопрос. Хотя видела по телевизору передачи, посвященные горячим точкам. Видела на экране тех детей, которые оказались в центре событий. Мне казалось, что они ничем не отличаются от нас. Разве только выражением глаз, выдающих страх, боль, грусть. Да слезами горечи, катящимися по щекам.

А еще я слышала рассказы о той далекой войне, которая была более полувека назад. И как-то не осознавала, что дети той далекой войны живут рядом с нами. Мы каждый день встречаемся с ними, общаемся или просто проходим мимо. Это они - больные, пожилые, с огромным жизненным опытом, прошедшие все ужасы страшной войны. Как же вам жилось? Задавшись этим вопросом, я решила подробнее узнать о них, об их жизни. Просмотрев материалы нашего школьного историко – краеведческого музея, расспросив свою бабушку Неклюдову Тамару Константиновну 1938 года рождения (ведь она тоже является ребенком войны), я ужаснулась всему. Тем непосильным испытаниям, которые легли на детские неокрепшие плечи. Дети постарше наравне с взрослыми выполняли все виды работ: пахали, сеяли, убирали хлеб, ходили на заготовку кормов и дров. И все это вручную, на себе. Единственная тяговая сила – это лошадь. Младшие же выполняли всю работу по дому. Очень трудно было в зимний период. Холодно, голодно. Не было одежды, чтобы выйти на улицу. Лапти да ветхая одежонка не спасали от холода. Единственное спасение – это печка. Но чтобы ее протопить, нужны дрова, а порой и их не хватало. Приходилось идти в лес и нести на себе вязанку дров. С нетерпением ждали лета, когда можно отогреться и хоть что-то поесть. Ведь еды не хватало, да и не из чего было ее сварить. А летом большое количество травы. Собирали лебеду, коневник, липовые листья. Мололи ильмовую кору и из нее пекли лепешки. Даже замерзшая гнилая картошка шла в пищу. Хлеб на столе был великим праздником. Теперь я понимаю бабулю, почему она всегда говорит, что хлеб нужно доедать. Она сама удивляется, как это они выжили в такое время, и плачет при воспоминаниях.

Послушав рассказ бабули, почитав воспоминания односельчан, я поняла какая это беда – война. Люди, давайте будем добрее друг к другу, терпимее. Давайте сделаем все, чтобы нас никогда не постигла злобная тетка. Я заклинаю вас!

1 экскурсовод: 9 мая 1945 года стал днем, когда закончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 27 миллионов советских людей погибли в этой войне. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь о войнах. Наши односельчане внесли огромный, незабываемый вклад в историю страны. (слайд 8 – 11)

Все участники поют песню «Хотят ли русские войны» на стихи Е. Евтушенко.

Презентация.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Интегрированный урок по Отечественной истории. XIX век. Тема урока "Движение декабристов"

Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....

06 08 2020 0:53:46

Развитие Казахстана в первой половине XVIII века

Статья представляет собой методическое пособие по истории Казахстана. Дается в авторском варианте оформления....

05 08 2020 17:17:34

Урок "Начало Первой мировой войны"

Содержание урока основано на актуализации предшествующей информации, чередовании изложения нового материала учителем с практическими заданиями для учеников при активном использовании презентации на основе программы PowerPoint. ...

04 08 2020 18:24:18

Урок-презентация по новой истории для 7-го класса на тему "Европейское Возрождение. Эпоха Титанов"

Урок строится по традиционной схеме урока-презентации. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах, подобранных в рамках презентации. В материале урока освещены все этапы и направления изучаемой эпохи: наука, литература, изобразительное искусство, музыка, архитектура....

03 08 2020 22:16:18

Модульный урок по теме "Россия в Первой мировой войне"

Описание серии модульных уроков по теме и пример первого из них. ...

02 08 2020 22:13:55

Урок, 8-й класс. "Социально-экономическое развитие России в 20–50 годах XIX века"

Урок истории для учащихся 8-го класса на тему показывает как шло развитие России в первой половине XIX в.; знакомит учащихся с основными тенденциями социально-экономического развития России....

01 08 2020 16:35:30

Интегрированный урок (математика + история) по теме "Путешествие по Московскому Кремлю" (5-й класс)

Занятие предназначено для учащихся 5-х классов. Целью является повторение и обобщение знаний по теме « Десятичные дроби», воспитание уважительного отношения к истории своей страны. На занятии развивается устная речи, творческие способности и интеллектуальный уровень учащихся....

31 07 2020 6:48:20

Урок истории в 8-м классе по теме "Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов"

Начало русского революционного движения, причины и источники выступления декабристов учащиеся изучают в традиционной технологии. Учащиеся работают в тетради, оформляя этапы обсуждения темы, самостоятельно делают выводы. ...

30 07 2020 14:58:53

Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"

Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая), рекомендованной М О и науки Р Ф ( М.: Просвещение, 2007). ...

29 07 2020 17:17:33

Разработка урока "События Октября 1917 года"

Данный урок - занятие интерактивного типа. Урок позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения на события. В ходе занятия проверяются словарный "багаж" по данной теме, знания дат с предыдущих уроков, развиваются мобильность мышления и навыки работы с документами. ...

28 07 2020 3:14:59

Урок истории в 11-м классе по теме: "Вятлаг - остров архипелага ГУЛАГ"

Изучение темы " Тоталитаризм. Сталинские репрессии" представляет определенные трудности для старшеклассников. Один из самых трагических периодов отечественной истории вызывает у них много вопросов: каковы причины этого явления, последствия, судьбы людей, попавших под колесо репрессивной машины. Урок посвящен истории Вятлага, одного из сталинских лагерей, расположенных в Кировской области в 1930–1950 годы. Краеведческий материал может помочь учащимся более глубоко осмыслить исторический материал. ...

27 07 2020 17:48:18

"Да будет мерой чести Ленинград", 11-й класс

Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе « Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....

26 07 2020 8:48:10

Проектная работа на тему "Дети Первой мировой войны" (английский язык)

Последнее десятилетие было отмечено повышением внимания отечественных исследователей к истории Первой мировой войны. Это обусловлено появившейся возможностью объективного всестороннего изучения указанного периода. Исследование участия детей в Первой мировой войне будет способствовать патриотическому, нравственному воспитанию суворовцев и укрепит чувство ответственности за свои деяния перед людьми старшего поколения и Отечеством....

25 07 2020 2:31:40

"Круглый стол" по дисциплине "История России" на тему "Кавказская война 1817-1864-х годов. Итоги и уроки"

В предлагаемом "круглом столе" рассматриваются различные точки зрения. Рассматривая Кавказскую войну как историческое явление, ее сущность, причины, ученики выясняют, возможно ли было избежать подобных трагических событий, стараются ответить на вопрос - нужны ли нам, живущим в XXI веке, знания о событиях той далекой эпохи и если нужны, то зачем?...

24 07 2020 17:19:27

Открытый урок-презентация по истории. Тема: "Исидор Барахов — выдающийся политический деятель, руководитель, ученый-экономист"

Урок посвящен выдающемуся политическому деятелю, руководителю, ученому-экономисту Республики Саха ( Якутия) Исидору Барахову. Целью урока является ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью И. Барахова. В ходе урока дети получают знания путем работы с источниками. Урок также способствует воспитанию уважения к истории родного края. ...

23 07 2020 15:36:51

Интегрированный урок (История + английский язык) по теме "Начало конфликта между Англией и ее североамериканскими колониями"

На уроке рассматриваются характерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....

22 07 2020 12:58:14

Познавательная игра "Отмена крепостного права в России"

Познавательная игра " Отмена крепостного права в России" может использоваться учителями истории на повторительно-обобщающих уроках по данной теме. Она построена с учетом тех знаний, которые учащиеся получили во время уроков, а также дополняет их новыми интересными фактами. В игре учащиеся не просто заучивают материал, а рассматривают его с различных сторон, раскладывая на многообразные логические ряды....

21 07 2020 0:40:19

Урок истории по теме "Эпоха дворцовых переворотов"

В работе представлен урок по теме " Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....

20 07 2020 11:11:33

Презентация кафедры истории

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспорно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....

19 07 2020 17:51:14

Урок обществознания "Зачем люди общаются?". 7-й класс

Урок обществознания в 7-м классе формирует понятие «общение», раскрывает его содержание, цели и средства; показывает важность общения для формирования социальной сущности человека; формирует умение анализировать различные формы общения; формирует навыки культурного и грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях....

18 07 2020 11:43:23

Методические рекомендации по выполнению задания С8 Единого государственного экзамена по обществознанию

В 2009/2010 учебном году в Единый государственный экзамен по обществознанию был включен новый вид задания – С8, которое проверяет умение учащихся составлять сложные планы. В статье предложены методические рекомендации для учащихся и педагогов по выполнению задания С8. При подготовке рекомендаций использовались источники, которые указанны в списке литературы....

17 07 2020 10:41:44

Урок по теме "Восстание Спартака". 5-й класс

Урок подводит учащихся к причинам восстания Спартака, поражения; формирует критическое мышление учащихся многоуровневым анализом исторического документа, иллюстративного материала, картографические, хронологические умения и навыки, умения выделять в тексте главное, делать элементарные выводы; воспитывает чувство справедливости, гуманного отношения к людям, интерес к предмету....

16 07 2020 18:40:29

"…Мудрость бо обретаем…"

Сценарий посвящается создателям славянской азбуки, святым братьям Кириллу и Мефодию. Учитель создает у учащихся представление об истоках славянской письменности, об особом характере древнерусской культуры, синтезировавшей в себе культурное наследие соседних народов с византийскими культурными традициями....

15 07 2020 23:16:48

Проект: "Столыпинская программа модернизации России"

" Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П. А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера практически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....

14 07 2020 20:54:42

Классный час на тему "Об уроженцах Цивильского района и их участии в судьбе блокадного Ленинграда"

Разработка занятия подготовлена к применению на уроках истории, обществознания и культуры родного края, а также в качестве национально-регионального компонента. Классный час посвящается теме участия жителей Цивильского района Чувашской Республики в обороне Ленинграда....

13 07 2020 1:16:16

"Победа греков над персами в Марафонской битве"

Данный урок относится к теме « Греко-персидские войны в V веке до н.э.» и дает представление учащимся о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков на примере Марафонской битвы. На уроке развиваются навыки устной и письменной речи; мышления, памяти и внимания. В ходе урока составляется опорный конспект....

12 07 2020 3:22:40

"О, Русь моя!" Урок-турнир итогового обобщения по истории России, 6-й класс

Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....

11 07 2020 19:57:26

Экономическое развитие России во второй половине XIX века

Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Характеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....

10 07 2020 0:17:43

Предпосылки петровских преобразований

Цели урока: вместе с учениками разобраться и доказать, что петровские преобразования заложены еще в XVII веке; познакомить с выдающимися личностями и вместе выделить их главные заслуги; обратить внимание на введение европейского реформирования России XVII века....

09 07 2020 2:20:26

"Да будет мерой чести Ленинград", 11-й класс

Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе « Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....

08 07 2020 22:48:44

Сценарий урока истории из курса истории Отечества "Человек на войне" с применением ТСО

Воспитание у учащихся чувства патриотизма на примере духовного становления человека в условиях многообразия и противоречивости событий в В О В. Пройдут годы... И последний фронтовик тихо, скромно и незаметно, без речей, салютов и маршей будет предан земле на каком-нибудь незнаменитом погосте. Сегодня мы должны быть патриотами. Хороша ли, плоха ли моя страна, но это моя Родина! ...

07 07 2020 15:43:18

Формирование оценочных суждений старшеклассников на уроках истории

Методической основой современных систем обучения является теория педагогики сотрудничества. Одним из важнейших приемов обучения становится апелляция к точке зрения учащихся. Одним из методов, позволяющим решить задачу адекватного оценивания знаний обучаемых, а также повышения качества образования, является система познавательных задач и заданий. Уроки истории должны учить школьников умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного. ...

06 07 2020 4:21:44

Иллюстрации и рисунки по истории России IX в. начало XVI в.

Пособие содержит разнообразный изобразительный материал, который предназначен для изучения отечественной истории в начальной и основной школы, а также найдет применение для работы учителя истории во внеклассной работе, на факультативных занятиях по предмету, для индивидуальных занятий по подготовке к олимпиаде по истории....

05 07 2020 3:52:36

Всеобщая декларация прав человека – идеал права

Данный урок посвящен изучению Всеобщей декларации прав человека как важного международного документа, открывшего целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы. Основными целями урока являются: раскрытие значимости для международного права Всеобщей декларации прав человека; формирование ценностных ориентаций и убеждений, основанных на современных правовых и моральных ценностях общества; воспитание правовой культуры учащихся....

04 07 2020 17:37:15

"Оттепель: изменения духовной жизни общества в 50–60 годы XX века"

Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода " Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....

03 07 2020 19:27:54

Разработка урока обощения в 5-м классе в курсе истории Древнего мира "Древний Египет"

Урок-конкурс проводится после изучения главы « Древний Египет» в разделе « Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....

02 07 2020 20:45:56

Урок-игра "Рыцарский турнир"

Урок для 6-го класса проводится по типу урока-игры или внеклассного мероприятия в рамках школьной декады истории. Урок способствует развитию интереса к предмету, поддерживает познавательную активность учащихся. ...

01 07 2020 13:18:11

Разработка урока по истории России в 7-м классе на тему "Присоединение Хакасии к России"

Данный урок разработан для курса " История России" в 7-м классе, по теме " Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...

30 06 2020 4:42:50

Урок граждановедения в 5-м классе: "Что такое общество?"

Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его членов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....

29 06 2020 17:55:59

Открытый урок ("Окружающий мир", 4-й класс) по теме "Путешествие в древнюю Москву. Иван III – господин всея Руси"

Изучение курса истории в начальных классах, по мнению специалистов, вызывает некоторую трудность, так как учащимся бывает сложно сориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. Цель данного урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля....

28 06 2020 16:32:16

Система использования ИКТ-технологий на уроках истории

Апробированный опыт применения пошагового использования на уроках истории презентаций, отражающих план урока. ...

27 06 2020 1:38:41

Урок истории и культуры Санкт-Петербурга". "Мимолетный архитектурный стиль или северный модерн в Петербурге". 8-й класс

Урок проводится как итоговый в разделе « Архитектурные стили Санкт- Петербурга». На уроке учащиеся могут применить полученные знания на практике в ходе блиц-турнира, изучение нового материала и закрепление объединяются. Урок формирует эстетические вкусы учащихся, воспитывает любовь к родному городу, формирует способность решать творческие задачи....

26 06 2020 2:56:49

Природа Греции и занятия древних греков

Урок соответствует Ф Г О С, проводится в 5-м классе. В ходе урока учащиеся знакомятся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями. Развиваются умения учащихся работать с исторической картой, текстом учебника и иллюстрациями....

25 06 2020 3:45:48

Урок в 6-м классе. "Завоевание Руси монголо-татарами"

Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...

24 06 2020 8:25:56

Лепка неолитической керамики (практическое занятие)

Лепка неолитической керамики - практическое занятие по истории первобытного общества в 5-м классе, насыщенное, интересное, увлекательное, познавательное. Все учащиеся класса получают за урок положительные отметки....

23 06 2020 22:43:37

Устный журнал по теме «Оборона Смоленска 1609–1611 гг.»

На протяжении многих веков Смоленская земля была ареной ожесточенной борьбы с врагами, рвавшимся к Москве. Именно у стен Смоленска противник не раз получал решительный отпор. Война с Польшей в 1609–1611 гг. тому пример. Почти на 2 года враг был остановлен и задержан у стен нашего города. За это время в городе Ярославле Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение, которое осадило Москву и изгнало чужеземцев....

22 06 2020 4:39:53

Методическая разработка к уроку "Истоки" "Святители и святые земли русской (местночтимые святые). Святитель Митрофан Воронежский", 4-й класс

Урок призван познакомить с жизнью святых людей, живших на земле русской; познакомить с жизнью святителя Митрофана Воронежского, проживавшего в п. Савино Ивановской области; расширить словарный запас обучающихся по предмету. ...

21 06 2020 16:13:40

Интегрированный урок (право + ИКТ) "Правовые основы правил жизни сообща"

Урок рассчитан на учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. В ходе урока учащиеся знакомятся с правовыми нормами толерантности, работают с Декларацией прав человека и Конституцией Р Ф, развивают умения и формируют навыки построения круговых диаграмм в Excel и поиска информации в сети Интернет. ...

20 06 2020 13:30:24

Средневековая литература и искусство

Урок знакомит учащихся с произведениями литературы, архитектуры, скульптуры средневековья и заставляет почувствовать, пережить вместе с героями произведений тот период времени, в котором они жили. На уроке присутствуют межпредметные связи с литературой, музыкой, М Х К, задания творческого характера. Для полного понимания эпохи средневековья используется презентация, аудиозаписи музыкальных произведений на стихи поэтов....

19 06 2020 18:50:28

Использование опорно-логических схем при изучении исторического материала

Сложность и объёмность материала, необходимого усвоить школьнику, существенно затрудняет целостное его восприятие и осмысление. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьниками проблему запоминания и усвоения теоретических и практических знаний, получаемых в школе. На мой взгляд, помогает решить данную проблему современного ученика и улучшить качество знаний по предметам гуманитарного цикла применение педагогического приёма " Своя опора". ...

18 06 2020 4:15:48

Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9-й класс)

Методическая разработка урока изучения нового материала, посвященного дню Конституции. ...

17 06 2020 6:33:54

От сталинизма к десталинизации. 11-й класс

Урок истории для 11-го класса по У М К Волобуева О. В., Клокова В. А., Пономарева М. В. На уроке рассматриваются альтернативы развития С С С Р после смерти И. В. Сталина и выделяются причины победы Н. С. Хрущева, выявляется значение XX съезда партии. Урок способствует развитию умения излагать оценку исторических личностей....

16 06 2020 1:59:48

Деловая игра "За честные выборы"

Урок проведён в курсе « Право и политика» в 9-м классе по теме « Избирательное право». Урок в форме ролевой игры знакомит учащихся с формами и видами политического участия, способствует формированию активной социальной и политической позиции, воспитывает политическую культуру. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссий, учатся грамотно и логично излагать свои мысли....

15 06 2020 13:35:57

Послевоенные репрессии в СССР

Урок посвящен теме « Советский Союз в последние годы жизни И. В. Сталина» в 9-х и 11-х классах. При изучении темы автор использовал разные источники. Работа с источником как учебная деятельность наиболее полно формирует важнейшие учебные компетенции: историко-познавательную и информационную; развивает мышление....

14 06 2020 18:51:59

Урок истории в 7-м классе по теме "Дворцовые перевороты"

Данная разработка рассчитана на 2 урока. В начале урока перед ребятами ставится проблема, решить которую можно, выполнив ряд заданий. Отведено время для работы с документами, терминами. Используются слайды с изображением императоров, их фаворитов (программа PowerPoint), одновременно выступают учащиеся, заранее получившие задания. На основе выступлений и слайдов учащиеся заполняют таблицу. Проверка полученных знаний осуществляется с помощью теста. ...

13 06 2020 2:17:38

Политические режимы и проблемы свободы личности

Урок способствовует формированию ключевых компетенций гражданского образования. ...

12 06 2020 4:29:39

"Право на образование". Урок обществознания в 9-м классе

Урок обществознания по теме « Право на образование» предназначен для обучающихся 9-го класса. У учеников формируется представление о необходимости существования школы и права на образование, они знакомятся с правовой базой образования в Р Ф, узнают об наиболее острых проблемах в этой области и путях их решения. ...

11 06 2020 22:26:11

Лекторий "Конституция РФ" с элементами игровой деятельности

Методическая разработка может быть использована на уроках обществознания при изучении данной темы, проведении внеклассных мероприятий, предметных недель. Предлагаемые для проведения после прослушивания лекции конкурсы концентрируют внимание, развивают память, формируют активность учащихся....

10 06 2020 12:17:16

Сталинградская битва - героическая Волга. 9-й класс

Урок разработан на основе учебной экскурсии по школьному музею « Волжской- Днепровской флотилий». Проблема урока – « Почему именно Сталинград стал целью захвата гитлеровской армии?» Главной артерией, по которой «черное золото» и донской хлеб поступали в центр страны, была Волга. Взять под контроль реку означало бы лишить двигатели топлива, промышленность – сырья, экономику - электроэнергии, население тепла и хлеба. Потому гитлеровцы основные удары летом–осенью 1942 г. нацелили на Сталинград....

09 06 2020 6:43:28

Урок обществоведения в 6-м классе "Права ребенка в семье"

Методическая разработка урока включает в себя разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету. Использование презентации, раздаточного материала, видеофрагмента, заданий творческого характера делают урок информативным, наглядным и интересным. ...

08 06 2020 12:26:44

Родословная московских князей. Конец монголо-татарского ига

На данном уроке учащиеся в игровой форме повторяют и закрепляют сведения о Московских князьях с момента первого упоминания о Москве в летописях и до конца монголо-татарского ига. Анализируют факты и делают вывод о том или ином вкладе московского князя в развитие, становление и укрепление Московского княжества вплоть до объявления Руси центром Христианства. Урок имеет образовательное, а также воспитательное значение для развития духовно-нравственных, патриотических и толерантных чувств....

07 06 2020 1:42:12

Сценарий торжественной части праздника – 4 ноября "День народного единства"

Сценарий урока был использован в проведении поселкового праздника. Его можно использовать на уроках истории при изучении темы « Смутное время» в 7–10-м классе и для проведения внеурочного мероприятия. В сценарий включена авторская поэма « Русская смута»....

06 06 2020 10:23:41

Создание личностно-ориентированных моделей обучения истории в 5-м классе с использованием разноуровнего тестирования

В статье даётся обоснование технологии личностно-ориентированного обучения в средней школе на уроках истории в 5-м классе. Теоретическое обоснование необходимости этой технологии подкреплено примерами диалогической познавательной деятельности школьника на уроках истории древнего мира. Приводится пример использования познавательных задач в форме разноуровневых тестов по типу Е Г Э....

05 06 2020 0:26:34

Проектная деятельность как средство формирования информационных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания в 6–9-м классах

Автором представлена собственная система работы, нацеленная на формирование информационных компетенций учащихся 6–9-х классов с помощью проектной технологии....

04 06 2020 21:56:58

Урок по истории России в 6-м классе "Солнечные боги славян"

На уроке истории по теме " Солнечные боги славян" рассматриваются религиозные представления древних славян эпохи язычества....

03 06 2020 9:21:34

Урок по истории России "Восточные славяне и их соседи". 6-й класс

Урок несет в себе воспитательный потенциал, так как на первый план выходят личностные результаты изучения темы: испытания чувства гордости за свою Родину, умение определять и высказывать свое мнение, умение слушать, оценивать ответы одноклассников. Урок построен в соответствии с требованиями нового Ф Г О С. Цель урока: показать взаимосвязь восточных славян с их соседями, раскрыть сущность образа жизни и религиозных верований....

02 06 2020 12:16:54

Классный час "Ямал – сокровищница России"

Классный час посвящен 80-летию Я Н А О, проходит в форме виртуального путешествия и носит информационно-познавательный характер. Мероприятию предшествовала исследовательская и творческая работа обучающихся (сбор информации по теме, создание иллюстрированной презентации " Путеводитель по родному краю"). Классный час направлен на расширение знаний обучающихся о Я Н А О, воспитание интереса и уважения к истории родного края, укрепление национально-нравственных качеств....

01 06 2020 13:45:13

Бесценный дружеский союз

Урок по обществознанию для 8-го класса поможет учащимся осознать смысл слова "дружба", показать, что понятие "дружба" и взаимоотношения между людьми сохраняют свою значимость, не потеряли глубину чувствования и восприятия в современном мире. ...

31 05 2020 19:41:46

Социальное неравенство и ее отражение в изолированных сообществах осужденных

В работе поднят актуальный для сегодняшнего дня вопрос социального неравенства. При этом особое внимание уделено проблеме неравенства в коллективах осужденных. ...

30 05 2020 0:33:16

И еще раз об общеучебных умениях и навыках

В статье представлены задания, направленные на развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, классификация и конкретизация....

29 05 2020 15:58:16

Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"

Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...

28 05 2020 12:57:35

Историческая викторина "Европа в XVI–XVII вв."

Историческая викторина представляет собой дидактическую игру. Автор мероприятия стремился показать ученикам уникальность исторических событий, роль личности в истории как основного двигателя исторического процесса, тем самым желая пробудить интерес детей к изучению предмета и развить творческий подход в изучении интересующих тем и предметной дисциплины....

27 05 2020 17:37:32

Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"

Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А. С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, характеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на характер его реформ в будущем....

26 05 2020 22:36:39

Использование электронного учебно-методического пособия "Государственные символы России: герб, флаг, гимн" в патриотическом воспитании студентов

Учебно-методическое пособие используется в рамках изучения предметов гуманитарного цикла: истории, литературы, обществознания, основ права, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф (раздел « Основы военной службы»); а также на факультативных занятиях, в кружковых занятиях, при проведении внеклассных мероприятий, в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России....

25 05 2020 16:52:23

Урок "Внутреннее положение России в середине ХVII века"

Урок по теме " Внутреннее положение России в середине XVII века" проводился в 7-м классе. Данная тема одна из наиболее важных и сложных для изучения. Сложность заключается в большом объеме материала и терминов, с которыми необходимо познакомить учащихся. Важно дать характеристику народных выступлений периода правления Алексея Михайловича и сформировать представление о причинах этих восстаний. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что "соляной бунт" в конечном итоге вызвал принятие нового свода законов - Уложения 1649 г. Важно подчеркнуть поведение царя в 1648 г., когда он практически не сопротивлялся требованиям восставших, и указать, как изменилась политика царя в период "медного" бунта....

24 05 2020 10:44:47

"Непокоренный Ленинград"

Работа посвящена одной из героических и трагических страниц военной поры блокаде Ленинграда. Благодаря беспримерному мужеству защитников и поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге жизни, удалось выдержать голод, болезни, бомбежки, морозы. Мужество ленинградцев вселяло уверенность в победе всему советскому народу....

23 05 2020 16:14:34

Героям Отечественной войны 1812 года посвящается…

Мероприятие посвящено 100-летию Отечественной войны 1812 года. Развивает у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за свое Отечество, интерес к истории своей страны, формирует активную гражданскую позицию и национальное самосознание. Речь идет о тех, кто выстоял во время войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю, кому посвящены произведения литературы и изобразительного искусства....

22 05 2020 12:41:35

Содержание и формы духовной деятельности

На уроке обсуждаются содержание, особенности и формы духовной деятельности. Учитель знакомит с особенностями сферы духовной деятельности, взглядами философов, трактовавших духовные явления, пути и методы сохранения, распространения и освоения духовных ценностей. В ходе урока учащиеся изучают новый материал в группах по заданиям, полученным на уроке....

21 05 2020 17:14:43

Открытый урок по истории по теме "Предпосылки образования Древнерусского государства"

Урок по истории России разработан для учащихся 10-го класса. Учащиеся должны уяснить, что образование государства является результатом длительных закономерных и объективных процессов внутри данного общества. Ребята должны выяснить, на каком этапе развития находились славяне в VII-IX вв. Необходимо формировать умение работать с картой; способствовать овладению исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников....

20 05 2020 23:18:27

Элективный курс «Семейное право»

Данный курс направлен на повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета; знакомство учащихся с основными вопросами семейного права; оказание учащимся помощи в подготовке к экзамену по обществознанию на повышенном уровне....

19 05 2020 9:58:26

Интегрированный урок английского языка и истории с использованием приемов ТРКМ и мультимедийных компонентов "Роль союзников СССР во Второй Мировой войне"

Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности Т Р К М, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....

18 05 2020 17:18:17

Элективный курс "История города Альметьевска: связь времён"

Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....

17 05 2020 7:12:25

Крещение Руси. Начало христианизации Коми края. Стефан Пермский

При проведении урока использован материал национально-регионального компонента, связанный с крещением зырянского края и деятельностью святителя Стефана Пермского....

16 05 2020 21:50:17

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

15 05 2020 12:58:48

Первый властелин единого Китая

Урок истории в 5-м классе по теме « Первый властелин единого Китая». Урок усвоения и первичного закрепления знаний. Цель урока: познакомить с историей возникновения Китая. На уроке используются приемы синквейн и кластер....

14 05 2020 15:27:56

Урок-исследование "Цена Победы"

На основе анализа документального материала автор учит учащихся определять роль, значение, а также давать оценку действиям советского руководства во главе со Сталиным в организации победы над фашистской Германией. На основании зарубежных источников изучать и сопоставлять различные оценки роли советского руководства в Великой Отечественной войне....

13 05 2020 7:14:46

Внеклассное мероприятие на тему "Битва за Москву" (к 68-летию разгрома немецко-фашистских войск в битве за Москву)

Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких моральных качеств будущих защитников Отечества....

12 05 2020 10:20:29

Разрушенный Сталинград

На основе анализа материалов Сталинградской областной комиссии по установлению ущерба, нанесенного немецко-фашистскими захватчиками, документов Сталинградского городского комитета обороны, свидетельств очевидцев учащиеся устанавливают, какой урон был нанесен городу и его жителям во время Сталинградской битвы, как масштабы разрушений повлияли на условия жизни сталинградцев, а также на их моральное состояние. ...

11 05 2020 3:32:12

Духовное развитие личности в школе (из опыта работы МОУ СОШ № 29 г. Ульяновска)

Особая роль школы состоит в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой. Становление такой личности достигается школой, если она станет для каждого ребенка развивающей его природные задатки, потребности и интересы. ...

10 05 2020 4:57:54

Уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн

Урок-исследование. В ходе урока у учащихся формируется национального самосознание, патриотизм и гражданственность, уважение к историческому прошлому своей Родины. Создается ценностно-значимая педагогическая ситуация, которая стимулирует активность старшеклассников по осмыслению и присвоению гуманистических ценностей. Урок способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности, умений обучающихся, повышению их культуры общения....

09 05 2020 3:43:57

Тема урока "Конституция – основной закон государства"

Урок завершает изучение темы " Конституция Республики Казахстан". Основными задачами урока являются повторение и закрепление содержания Основного закона, а также воспитание патриотизма, гражданственности, формирование навыков групповой работы. Используются такие формы организации учебной деятельности, как игра, решение познавательных заданий, применение знаний в нестандартной ситуации, выполнение тестов, опережающие задания....

08 05 2020 16:49:51

Урок по теме "Индустриализация и плановая экономика в СССР 1928–1940 гг."

В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости С С С Р. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...

07 05 2020 2:12:48

Исторический практикум Русь IX–XV веков. Новые задания части В в ЕГЭ по истории

В разработке предлагаются новые модели заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, такие, как карты, картины, схемы. Предлагаемые задания соответствуют демоверсии Е Г Э по истории 2013 года....

06 05 2020 3:28:12

Александр Невский

Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....

05 05 2020 17:24:41

Информационные технологии на уроках истории

Целями урока являются рассмотрение социально-экономического и политического развития Великобритании во второй половине XIX - начале Х Х веков; дальнейшее развитие умения переносить знания в новые ситуации; решать познавательные задания, аргументировать свою точку зрения, сравнивать, делать выводы; развивать коммуникативные умения в выступлениях. ...

04 05 2020 2:25:31

Обобщающий урок "Внешняя политика России. XIX–XX вв. ("Война бывает полезна главным образом побежденным"). 10–11-е классы

Обобщающий урок по теме " Внешняя политика России"; сравнительный анализ Крымской и Русско-японской войн для учащихся 10–11-х классов. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащиеся изучают документы, справочные материалы, заполняют аналитическую таблицу. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....

03 05 2020 6:11:13

Повторительно-обобщающий урок по теме "Буддизм"

Данная работа проведена в форме игры. Основные цели работы: проверить знания фактического материала, знание дат, понятий, имен; развивать навыки работы с картой, компьютером, делать самостоятельные выводы; воспитание толерантности, коллективизма, чувства сопереживания, активизировать интерес к мировой культуре и религии как ее составной части. ...

02 05 2020 3:35:11

Урок истории "Гражданская война"

На уроке изучаются следующие вопросы: три политических лагеря в годы войны; "красный" и "белый" террор; "военный коммунизм"; очаги гражданской войны и иностранной интервенции; причины поражения "белых" и победа "красных". Изучаемый материал способствует формированию ценностных ориентаций у учащихся, таких как человеческая жизнь, патриотизм....

01 05 2020 21:25:18

Урок в 8-м классе по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

Методическая цель урока: создание условий для личностного осмысления учебной информации о русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Задачи: выявить причины, ход, итоги войны; развить умения рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать материал; воспитать у учащихся уважительное отношение к памяти предков, чувство патриотизма....

30 04 2020 18:45:19

Древнегреческий театр

На уроке создается ситуация погружения в эпоху. Учащиеся в костюмах и масках представляют сцену по мотивам поэмы Гомера « Суд Париса», затем идет обсуждение всем классом особенностей древнегреческого театра. Знакомясь с видами представлений, учащиеся работают в группах и содержание трагедии или комедии представляют мимикой и жестами....

29 04 2020 23:33:18

Интерактивный урок «Древнеегипетские мастера». 5-й класс

Урок знакомит с уникальными памятниками культуры Древнего Египта (архитектуры, скульптуры, живописи). Изучая памятники культуры Египта, учащиеся объясняют связь архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта с религиозными представлениями древних египтян....

28 04 2020 12:58:49

Урок-дискуссия «Клио и кино» (по фильму «Ярослав. Тысячу лет назад»)

Урок истории посвящен становлению Древнерусского государства, русского общества, правовой системы. Совместная деятельность педагога и учащихся – дискуссия, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения последних в коллективный поиск разрешения поставленной на уроке проблемы....

27 04 2020 11:48:53

Технологическая карта урока по истории «Политическое развитие России в XVII веке»

Данный урок позволит формировать у учащихся навыки поиска социальной информации; формулирования собственного мнения и позиции; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем. На уроке учащиеся работают в группах с историческими документами, которые характеризуют органы государственной власти России данного периода. Весь урок посвящается поиску ответа на вопрос « Какие изменения произошли в политическом устройстве России в XVII веке?»....

26 04 2020 12:58:19

Методическая разработка урока обществознания по теме "Естественная и искусcтвенная среда"

В методической разработке урока обобщения и закрепления материала предполагается проведение практической работы с использованием различных литературных источников. ...

25 04 2020 6:46:35

Урок истории в 8-м классе по теме "Социально - экономическое развитие России в 20-30-е годы XIX веке"

Актуальность урока обусловлена тем, что учащиеся окончательно убеждаются в необходимости изменения существующих феодально-крепостнических порядков в России, на примерах видят разницу между российским и американским землевладением. ...

24 04 2020 12:31:11

Февральская революция 1917г. (11-й класс)

Ддля лучшего понимания механизма революционных процессов рассмотривается действительное место Февраля в истории нашей страны. ...

23 04 2020 16:47:23

Интегрированный урок (история + русский язык) "Средневековое рыцарство"

Урок обобщения знаний по теме " Рыцарь тоже человек, он без страха и упрека..." предполагает обобщение знаний по теме " Рыцари Средневековья" с привлечением исторического романа В. Скотта " Айвенго". Данный материал позволяет расширить познавательное пространство учащихся, развивать эмоциональный опыт учащихся, их творческие способности, умение на практике использовать полученные знания; совершенствовать речевую и коммуникативную компетентности....

22 04 2020 8:18:58

Интегрированный урок по истории и технологии на тему: "Путешествие в Средневековье"

Основной предмет данной работы составляет проблема пробуждения интереса к истории культуры (архитектуры, костюма). Представляем разработку интегрированного урока-экскурсии по истории-технологии на закрепление пройденного материала в рамках традиционной программы. Урок направлен на формирование образного мышления, развития творческой инициативы, эстетического вкуса. ...

21 04 2020 22:16:45

Интегрированный урок истории и литературы «Пореформенная Россия XIX века и поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"»

Цель урока - рассмотрение вопроса об «отношениях искусства и действительности» на основе историко-философской характеристики поэмы « Кому на Руси жить хорошо». Урок формирует поисковые навыки, умение видеть в произведении воплощённую эпоху, определять в работе с текстом и историческими источниками своеобразие поэмы, открытия автора, показывая связь эпохи Некрасова с сегодняшним днём, актуальность произведения....

20 04 2020 10:10:30

Деятельностный подход в изучении истории

Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опорных конспектов; составление древа понятий; составление характеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала. ...

19 04 2020 16:38:54

Тема урока "Поход дружины Ермака в Сибирь"

Тема " Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории Х М А О " Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....

18 04 2020 16:12:20

"Город древний нам дарован!" (к 855-летию основания Костромы)

Урок знакомит учащихся с событиями исторического прошлого нашего города, сохранившихся в памятниках культуры, воспитывает бережное отношение к историческому прошлому, формирует гражданскую позицию учащихся....

17 04 2020 23:26:50

Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"

Урок знакомит учащихся с основными положениями Конституции Р Ф о праве каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства. ...

16 04 2020 17:59:58

Обобщающий урок истории по Древнему миру в 5-м классе "Древний Восток"

Содержание урока направлено на развитие логического и творческого мышления, активизацию познавательной деятельности учащихся. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить более глубокое запоминание материала, формировать интерес к истории. Материал может быть использован и во внеклассной работе по предмету. ...

15 04 2020 0:16:51

Внеклассное мероприятие "Дорога жизни"

Внеклассное мероприятие содержит познавательный исторический материал. Учащиеся учатся применять комбинированные знания в области математики и краеведения. Мероприятие проводится для повышения интереса учащихся к учёбе. Решая задачи по математике, дети погружаются в историю блокадного Ленинграда, а сухие цифры и задачи приобретают живое звучание. Задания представлены разного уровня, преподносятся кратко и доступно....

14 04 2020 3:10:57

Июнь 1918 года в истории моего края

Так уж сложилось, что исторически и географически наш регион оказался в эпицентре трагических событий периода Гражданской войны, непосредственно связанных с мятежом чехословацкого корпуса. Цель статьи состоит в том, чтобы, используя исторические источники и литературу, раскрыть роль чехословацкого мятежа в событиях июня 1918 года в селе Большеустьикинское Златоустовского уезда Уфимской губернии....

13 04 2020 7:10:58

Викторина по истории Кубани

Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....

12 04 2020 9:45:18

Практические задания в работе учителя истории и обществознания

Практические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....

11 04 2020 22:41:22

Ментальная историческая карта на уроках истории

Автор формирует основные картографические знания и умения учащихся, учит узнавать и называть изображённое на карте географическое пространство: географические направления, части света. Определяет хронологический период, определяет последовательность событий и явлений. Читает легенду карты, представляет историческую информацию, представленную на карте в виде рассказа, отображает личные пространственно-исторические представления в виде ментальной карты....

10 04 2020 11:13:14

Мультимедийный урок по теме "Обобщение опыта работы военно-патриотического клуба «Родина»"

Прдеставлены четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная, военно-конструкторская. ...

09 04 2020 15:17:33

Люди и события Средневековья

Данная разработка может использоваться при проведении повторительно-обобщающего (итогового) урока по курсу Истории средних веков. В нетрадиционной форме осуществляется проверка знаний и умений учащихся. Использование мультимедийной презентации позволяет облегчить представления ребят о структуре игры, улучшить восприятие заданий и помогает при выполнения определенных видов заданий....

08 04 2020 0:14:56

Создание мотивационной среды при использовании интерактивных технологий на уроках истории и обществознания

Главным мотивом в изучении истории является интерес к предмету. Поэтому учитель должен развивать интерес через содержание урока, организацию учебного процесса, межличностные отношения с учениками, а использование интерактивных технологий на уроках позволяет наиболее ярко продемонстрировать возможности ребенка, помогает ему раскрыться, сделать собственные выводы....

07 04 2020 9:15:50

Внеклассное мероприятие по истории "Умники и умницы"

Представлено внеклассное мероприятие по истории для учащихся начальных классов. Урок позволит выявить сообразительных, находчивых, внимательных учащихся, умеющих логически мыслить....

06 04 2020 9:16:43

От Удельной Руси к Единой России

Урок проводится в форме игры " Звёздный час". В каждом классе создаётся по две команды игроков (по 6 человек каждая) и по две команды "родителей"(команды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....

05 04 2020 20:11:58

Изучение закона о защите прав потребителей

Урок формирует умение учащихся применять полученные знания в практических ситуациях, развивает умения работать в группе и индивидуально, сравнивать и сопоставлять, прививает интерес к изучению предмета....

04 04 2020 15:47:13

Российские профсоюзы. История и современность

Цель урока: определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества; дается определение понятия «профсоюз»; раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества; рассматривается ход развития профсоюзного движения России в различные социально-экономические периоды; актуализируются знания и личный опыт учащихся в отношении участия в профсоюзном движении....

03 04 2020 23:15:57

Урок по теме: "Борьба русских земель с агрессией немецких и шведских феодалов"

Урок знакомит учащихся с личностью Александра Невского, ходом Невской битвы и Ледового побоища. В завершающей части урока учащиеся делают выводы о значении побед великого полководца для русского народа. ...

02 04 2020 10:37:23

Интегрированный урок истории и обществознания по теме "Послевоенное развитие стран Восточной Европы". 11-й класс

Презентация посвящена теме " Послевоенное развитие стран Восточной Европы". Тип урока: комбинированный, т.к. в ходе учебного процесса не только изучается новый материал, но и углубляется и расширяется такое понятие, как тип экономической системы, изученное ранее на уроках обществознания. На уроке применяется системно-деятельностный подход, реализуется метод развития критического мышления, используется приём «постановка проблемного вопроса»....

01 04 2020 9:16:11

Обобщение по теме "Россия в ХХ веке". 9-й класс

Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...

31 03 2020 20:51:23

Открытый урок-игра по теме "Внешняя политика Александра II"

Урок проводится в форме игры. Занятие помогает познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Александра II; прививать навыки самостоятельной работы; воспитать любовь к родине....

30 03 2020 22:44:10

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. " В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

29 03 2020 22:27:27

Наскальные рисунки северной части Верхнего Приамурья

В данной работе рассказывается о наскальных изображениях, или, как их иначе называют, о петроглифах, писаницах, издавна привлекающих внимание не только исследователей древнего искусства, но и вообще любознательных людей. В результате многочисленных исследований стало ясно, что на территории Приамурья сохранились многочисленные и, по-своему, яркие, характерные образцы древнейшего наскального искусства. Таким образом, исследователями был собран и обработан определенный материал по искусству севера Приамурья, который представлял собственную семантику и хронологию, отличавшихся от других известных уже материалов по Северной и Центральной Азии. ...

28 03 2020 6:16:27

Внеклассное занятие по истории. Культура донских казаков в XVIII–XIX вв. Казачий свадебный обряд

Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....

27 03 2020 5:57:24

Город, носящий имя Святого

Занятие рассказывает об истории зарождения родного поселения, о славных трудовых традициях земляков, живших несколько сот лет назад. Предназначено для обучающихся 7-го класса, развивает интерес к родному краю и его истории. Занятие сопровождается наглядной презентацией, рассказом учителя....

26 03 2020 11:32:17

Внеклассное мероприятие на тему "Калужская земля – родина трех цариц"

Внеклассное мероприятие посвящено 400-летию династии Романовых. Новые материалы и исследования ученых доказывают причастность Калужского края к истории Российского государства, к первым царям Династии и их супругам. Мероприятие расширяет представление о Калужской земле, вызывает интерес к ее изучению, способствует развитию чувства патриотизма. Мероприятие предназначено для учащихся общеобразовательных учреждений, для студентов начального и среднего профессионального образования....

25 03 2020 20:25:23

Битва за Москву 30 сентября 1941 года – 20 апреля 1942 года

Цель: познакомить студентов с событиями связанными с битвой под Москвой; показать героизм и патриотизм нашего народа....

24 03 2020 9:34:21

Блочно-модульная технология по теме "Первая русская революция"

На изучение данной темы в 11-м классе отводится пять часов. Блочно-модульная система позволяет за счёт использования активных форм обучения, посредством работы с несколькими учебными пособиями, документами, монографиями расширить объём знаний по данной теме. ...

23 03 2020 13:58:42

Повторительно-обобщающий урок. Тема: "Что мы знаем о нашей родине?" 3-й класс

Урок проводится в форме командной игры " Знатоки истории". Игра состоит из трех этапов: каждой команде нужно найти и исправить ошибки в предложенном тексте; решить кроссворд; поочередно предлагается ответить на вопросы исторической викторины. Выигрывает та команда, у которой по окончании игры будет больше очков....

22 03 2020 3:22:38

Технология "Развитие критического мышления" на уроке истории "Реформы Александра II". 10-й класс

Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления ( Т Р К М). Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий....

21 03 2020 16:59:11

Открытый урок по обществознанию в 11-м классе по теме "Политическая система. Политические дебаты"

Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....

20 03 2020 11:18:11

Открытый урок по теме "Молодежь в современном обществе" (11-й класс)

Урок с использованием презентации рассчитан на учащихся 11-го класса. Цель урока – познакомить учащихся с молодежной субкультурой, способствовать воспитанию культуры, развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга, способствовать формированию логического мышления....

19 03 2020 9:43:37

План-конспект открытого урока "Архитектура и живопись в XIV—XVI вв."

Предлагаемый конспект урока предназначен для обучающихся 6-х классов. Урок был проведен дважды, во втором случае – усложненный конспект (ранее на уроке были рассмотрены вопросы методики подготовки и проведения экскурсии), и проведенные детьми экскурсии были с интересом приняты на уроке....

18 03 2020 13:58:19

Общественные дисциплины в предпрофильной подготовке

Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...

17 03 2020 6:18:38

Сценарий КВН "Путешествие в Древнюю Русь"

Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....

16 03 2020 21:55:57

Урок-практикум "Октябрьская революция и гражданская война"

Цель урока: повторение и закрепление материала по теме « Россия в эпоху войн и революций", подготовка к контрольной работе; воспитание патриотизма, формирование толерантных мировоззренческих установок....

15 03 2020 2:50:50

Урок истории в 9-м классе "Российская империя на рубеже веков и ее место в мире"

Разработка урока " Российская империя на рубеже веков и ее место в мире" поможет учителю в проведении первого урока в 9-м классе по курсу " История России". Для организации продуктивной работы на уроке использовались рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с учебником, картами, статистическим материалом. Организация урока, его ход могут быть успешно реализованы с учащимися любого уровня подготовки....

14 03 2020 12:27:32

Работа с одаренными детьми. Историческая лаборатория в общеобразовательных учреждениях района

Историческая лаборатория – это союз детей и педагогов. Целью её работы является формирование у учащихся познавательного интереса к исторической науке и к событиям российской истории, подготовка детей к олимпиадам по истории. В статье описан опыт работы учителей истории Верхнекетского района, перечислены мероприятия, проводимые в течение учебного года в рамках работы районной Исторической лаборатории. Прилагается рабочая программа с подробным тематическим планированием....

13 03 2020 1:56:31

Материалы элективного курса "Вспомогательные исторические дисциплины" — "Хронология и метрология"

Материалы к занятию исторического кружка или элективного курса « Вспомогательные исторические дисциплины» помогут учащимся понять, что история существует во времени и пространстве. ...

12 03 2020 21:26:42

Судебник 1550 года

При изучении курса « История государства и права» в профильной школе одна из основных форм работы – с текстом. Урок изучает права России в период образования централизованного государства на примере Судебника 1550 года. Документы, опережающие задания, эссе, И К Т значительно обогащают урок....

11 03 2020 12:24:38

Вероучение в мировых религиях

Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме « Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....

10 03 2020 0:10:17

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::