Жизнь и быт наших предков
Цели и задачи:
- развитие навыков логического мышления;
- развитие интереса к предмету;
- воспитание уважения к традициям и обычаям предшествующих поколений;
- постижение мудрости народной.
Оборудование: cкатерть, каравай, соль, икона, лампадка, рушник, проектор, экран, компьютер, иллюстрации по теме занятия.
Ход занятия
Класс поделен на несколько секторов; оформлен красный угол с иконой, лампадой; обеденное место с хлебом и солью на столе; по диагонали от красного угла размещается рисунок русской печи; стол с письменными принадлежностями (перо, бумага).
Презентация.
Слайд1
Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Прямо сейчас мы отправимся в путешествие, в котором нам предстоит узнать много нового о жизни и быте наших предков.
Предшествующие поколения донесли до нас и сделали понятными многие обычаи, однако многое было и забыто. Надеюсь, что некоторые тайны мы сможем открыть сегодня.
С нами в путешествие отправится знаток. Итак, путешествие начинается.
Когда мы задаем себе вопрос, что такое семья в нашем представлении, согласитесь, чаще всего возникает образ Дома, в котором живут папа, мама, каждый из нас, наши братья, сестры, а, может быть, и дедушка с бабушкой.
- В каком доме вы живете?
- В каменном или деревянном?
- Сколько окон в доме? Куда они смотрят?
- Является ли ваша квартира угловой?
Все это я спрашиваю не просто так, за каждым из вопросов, если задуматься, скрывается немало тайн. Хорошо ли вы знаете свой дом? Чем был дом для наших предков?
На эти вопросы мы попытаемся дать ответ.
Учитель: Дом для русского человека - это счастье, достаток, единство семьи и рода. Дом - защита, крепость. Это граница между внешним миром, который был враждебен человеку. Поэтому покупка, а чаще постройка дома, было большим событием в жизни русского человека.
Дома строили разные: избы, пятистенки, крестовики, но основа строительства была единой.
Слайд2, слайд3, слайд4
Особенности постройки русского жилища отмечали многие иностранцы, приезжавшие или жившие в России.
Нам повезло, и мы можем услышать, что пишет английский посол Джон Флетчер в своем донесении о русском жилище:
Сценка. "Письмо английского дипломата"
(Стол. Горит свеча. За столом с пером в руке сидит ученик в роли дипломата и пишет письмо).
"Моя королева, уже долгое время я живу в России. За этот период я увидел, что русские отличаются от нас, англичан, даже своими жилищами.
Дома их деревянные, без извести и камня, построены весьма плотно и тепло из сосновых бревен. Между бревнами кладут мох. Деревянная постройка русских, по-видимому, гораздо удобнее нежели каменная или кирпичная, потому что в последних больше сырости и они холоднее, чем деревянные дома, особенно из сухого леса".[6]
Учитель: Даже иностранцы признавали неоспоримые достоинства русского жилища.
- А как мы сегодня скажем: построить дом или срубить?
Наши предки дома рубили.
- Как, по-вашему, какая профессия, поэтому могла цениться ими?
Учащиеся: Ценилась профессия плотника.
Учитель: Почему так, нам расскажет наш знаток.
Знаток: Считалось, что плотники знаются с "нечистой" силой и поэтому старались им всячески угодить: получше накормить, рассчитаться. Иначе они могли навлечь на дом пожар, бурю или положить под матицу (главный брус дома) свиную щетку, отчего в доме заводились черти.[4]
Учитель: А теперь приглашаю всех заглянуть внутрь дома.
- Знаете ли вы, как выглядело русское жилище?
- Какие части дома считались главными?
- Какие предметы особенно ценились нашими предками?
(учащиеся предлагают свои варианты ответов на вопросы учителя)
Учитель: Одними из главных частей дома были: красный угол, матица, наиболее почитаемыми предметами - стол и печь.
- Почему эти места в доме и эти предметы были наиболее почитаемые?
(учащиеся предлагают свои варианты ответов на вопросы учителя)
Учитель: Красный угол - это священное место в доме.
Слайд5
- Что находилось в красном углу (переднем) дома, как украшался он?
(оформленный в классе красный угол помогает ответить на вопрос).
Знаток: Располагался красный угол в восточном углу избы, так как именно на востоке всходило солнце. Особое почтение оказывали этому месту в доме все входящие.
Учитель: Как же нужно было входить в дом, сразу обращаться к хозяину или существовали какие-то правила?
Посмотрите, нам повезло и в гости к своему соседу идет Андрей Иванович - наш гость из прошлого. Как он войдет в дом?
(ученики разыгрывают сценку приветствия).
Знаток: Человек, входящий в дом, прежде всего крестился глядя на иконы, а уже потом обращался к хозяевам дома.
Учитель: Посмотрите, какой предмет располагался рядом с красным углом?
Учащиеся: Стол.
Учитель: "Хлеб на столе, так и стол престол, а хлеба ни куска - и стол доска" - так говорили наши предки. И действительно, у них всегда на столе находились хлеб и соль.
"Без соли стол кривой", "Без соли хлеб не еда".
Ни в коем случае нельзя было стучать по столу, так как стол - ладонь Бога, протянутая людям.
Очень важным было размещение за столом во время еды.
Давайте проверим, знаете ли вы, как правильно нужно было сидеть за столом во время еды. В этом нам помогут наши гости из прошлого - Андрей Иванович и его семья, которую он сейчас нам представит.
Сценка
Андрей Иванович: Семья у меня небольшая. Старуху свою недавно схоронил. Но и радостей в жизни хватает: сыновей вот женил, хоть и непутевые, да жен взяли хороших, работящих. А у старшего уж и ребятенок есть.
- Цыц, дeвка, чего развертелась, скоро за стол сядем.
Учитель: Помогите Андрею Ивановичу правильно разместить семью за столом. Учтите, что за столом были более и менее почетные места.
(учащиеся рассаживают героев сценки, подводятся итоги конкурса).
Знаток: Наиболее почетным местом было место во главе стола, под иконами. Там должен был сидеть мужчина - глава семьи. Далее по сторонам от хозяина садились старшие мужчины, за ними - младшие; на самом нижнем конце сидели женщины. Но могло быть и по-другому: с одной стороны по старшинству садились мужчины, напротив - женщины.
Учитель: Но прежде, чем сесть за стол, еду нужно было приготовить.
- Посмотрите, где располагалась печь в русском доме?
Учащиеся: По диагонали от красного угла.
Знаток: В 6-7 вв. в древнерусских поселениях дома обогревались печами-каменками. Их просто складывали из камней без раствора. В 8-10 вв. появляются глиняные печи. И те, и другие не имели дымоотвода и топились "по- черному".
Слайд 6.
Учитель: С незапамятных времен люди связывали печь с понятием "дом". Появилось и понятие "домашний очаг", да и само название русского жилища - изба - связано с печью: изба - истьба - истопка, то есть отапливаемый дом.
Печь грела, кормила, лечила, мыла и спать укладывала. Уважительное отношение к печи нашло отражение во множестве поверий, примет, обрядов, поговорок.
- Какие пословицы и поговорки о печи вы знаете?
(проводится конкурс "Кто больше?" на знание пословиц и поговорок о печи)
Учитель: С печью связано много поверий и запретов: большим грехом, например, считалось плевать на печь или огонь. А один из обрядов, связанный с печью, мы знаем с детства. Какой?
Учащиеся: Прятать в печи или за печью молочные зубы.
Учитель: Итак, каждая часть дома ценилась нашими предками, но дом нужно было и охранять, защищать от враждебных сил. И в этом человеку помогали и потусторонние силы.
Посмотрите на рисунок дома.
Рисунок 1
Он разделен на три части:
Фундамент - это связь с подземным миром.
Сруб дома - это земное.
Крыша - это небесное.
- Как потусторонние силы могли попасть в дом - земное? Конечно, через трубу, помните как Баба - Яга вылетает или влетает в дом?
- А есть ли у дома защитник? Как его зовут?
Учащиеся: Домовой.
Слайд7.
Учитель: Можно ли видеть домового, описать его внешность?
(учащиеся предлагают свои варианты ответов на вопросы учителя)
В прошлом многие его видели и даже могут рассказать об этом. Послушаем наших гостей из прошлого:
Сценка. Разговор очевидцев
"- У нас во Владимирской губернии домовой живет почитай в каждом доме. И увидеть его можно. Хозяин мой так в обморок упал. А домовой был одет в свитку и всегда носит лохматую шапку, волоса на голове и на бороде у него длинные.
- А я-то из Пензы. У нас так тоже не раз домового видели. Он - старичок маленький, словно обрубок, но с большой седой бородой".
Учитель: Но и сегодня тоже многие способны видеть хозяина дома. Жители с. Троицкого Новохоперского района Воронежской области дали такое его описание:
"Домовой маленький и лохматый, а кричит к горю или счастью. Домовой кричит с визгом" [1].
Как мы видим, домовой мало изменился со временем, и его облик остался почти таким же, как и много веков назад.
Учитель: Из вас кто-нибудь видел домового? Помогал он вам или нет? А где, по-вашему, в доме место домового?
(учащиеся предлагают свои варианты ответов на вопросы учителя)
Мини-конкурс: ученикам даются фигурки домового, которые они прикрепляют к рисунку дома, где, по их мнению, мог бы жить хозяин.
Рисунок 2
Рисунок 3
Подводим итоги конкурса, определяем места, где живет по поверьям домовой: за печкой, на потолке, под полом.
Учитель: Итак, дом действительно становился крепостью, которую вместе с человеком охранял и добрый дух. Вспомним еще раз эти священные места, разгадываем кроссворд
Слайд 8.
1. Святилище для малого огня Перуна.
2. То, чего нет в доме Бабы-Яги.
3. Последняя граница перед опасным внешним прострaнcтвом
4. Предмет, по которому нельзя стучать.
5. Защитное сооружение, давшее начало русскому слову "город".
(по вертикали: порог).
Учитель: С порогом тоже связано много примет и обрядов: нельзя останавливаться на пороге, передавать вещи через порог и другие. Но главное, порог - это вход в жилище, но одновременно и выход во внешний мир, который был чужд и опасен для человека.
Таким был дом русского человека, дом-защитник. Надеюсь, что сегодня вам удалось немного приоткрыть тайну русского жилища и понять некоторые особенности, которые сегодня, возможно, выглядят как чудачества пожилых людей. А домашнее задание вам будет следующее: нарисовать дом русского человека, как вы его себе представляете после нашего "путешествия".
А наше путешествие подошло к концу, спасибо за участие в нем.
Литература:
1. Бадина Н. В. Изба как явление материальной и духовной культуры. Дипломная работа. Борисоглебск, 1993 г.
2. Иванов И. И. 300 вопросов и ответов о мифологии. Ярославль, Академия развития, 1997 г.
3. Даль В. И. Пословицы русского народа. М., 1984 г.
4. Даркевич В. Рубить добро и стройно/ Наука и жизнь, 1996, № 5. С. 90.
5. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., Наука, 1987 г.
6. Флетчер Д. О государстве Русском. Спб, 1905 г., 2-е изд.
В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
18 03 2024 19:35:20
Использование на уроке "Технологии развития критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП) позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, расширять их кругозор, побуждает детей критически мыслить, что в свою очередь способствует развитию их любознательности, умению ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов, позволяет проводить рефлексию на разных этапах урока, совершенствует умение самостоятельно формулировать выводы....
17 03 2024 11:30:50
С помощью наглядного материала закрепляются полученные знания, усиливается интерес к истории США и к предмету в целом. Минусы урока: затрата времени на подготовку. Плюсы урока: элементы проектной деятельности, использование презентации в не оснащенном компьютерной техникой кабинете. ...
16 03 2024 15:37:32
Урок по истории России для 9-го класса. Урок по данной теме является интегрированным с курсом всеобщей истории, содержит элементы лабораторной работы. Главная идея урока заключается в том, чтобы учащиеся самостоятельно добывали знания по представленной проблеме. ...
15 03 2024 10:51:22
Автор статьи на основе широкого привлечения многочисленных первоисточников, архивных документов и материалов Центрального государственного архива Республики Узбекистан (г. Ташкент) попыталась восстановить подлинный политический портрет крупнейшего государственного и политического деятеля Казахского ханства конца XVII – начала XVIII веков, глубокого знатока культуры и быта своего народа, оратора Толе бия. По достоинству оценен его вклад в укреплении Казахского государства....
14 03 2024 21:38:44
Проблемно-проектная дискуссия с элементами ролевой игры «Единство — основа независимости российского народа». Основная цель дискуссии — сформировать у учащихся многоплановый образ национальной идеи Российской Федерации. Данное мероприятие способствует воспитанию личности, для которой самыми «престижными» будут такие вечные ценности, как патриотизм, гражданственность, честность и ответственность....
13 03 2024 21:54:52
Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в процессе которой выявляются интеллектуальные возможности учащихся, активизируются их познавательные интересы, развиваются творческие способности. Игра создает яркое, образное представление об изучаемой эпохе. Предлагаемый урок делает попытку показать, каким образом с помощью игры можно организовать повторение пройденного учебного материала....
12 03 2024 19:38:22
Урок по основам мировых религиозных культур формирует понятие «священное книги», знакомит с культовыми книгами мировых религий. Цель: сформировать представление об основных священных книгах мировых религий – Трипитака, Коран; развивать речь, логическое и ассоциативное мышление, коммуникативные способности учащихся, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения; воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам....
11 03 2024 11:17:37
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
10 03 2024 9:33:23
Работа посвящена проведению урока, на котором учащиеся подводят итоги изучения Великой Отечественной войны. Причем особое место отведено тому, какой вклад в Победу внесла малая родина учащихся (г. Новокузнецк). ...
09 03 2024 16:45:30
На уроках автор использует индивидуальный и дифференцированный подход, многовариантность и многоуровневый хаpaктер творческих и проверочных работ (тестовые и проблемные задания различных видов), и в результате учащиеся имеют хорошую наполняемость оценок, создается ситуация успешности, эффективно используется все время урока....
08 03 2024 11:41:26
Интеpaктивная лекция – выступление преподавателя перед большой аудиторией с активными формами обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм. На основе интеpaктивных форм обучения сочетаются несколько методов обучения для решения проблемы, осмысления темы....
07 03 2024 6:48:30
Сценарий урока с использованием презентации. Целью данного урока является формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение ориентироваться в правовом прострaнcтве. На уроке у учеников формируются такие понятия, как юридический факт, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. ...
06 03 2024 3:56:47
Изучая свой край, ученики оценивают и сопоставляют события определенного исторического периода, систематизируют события, понимают историю, что является главным в работе учителя истории. ...
05 03 2024 18:27:57
Мастерская создаёт условия для "восхождения" каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Главная цель данной мастерской - проанализировать противоречивость экономического развития России. Использование мультимедийной технологии позволяет расширить информационное прострaнcтво. ...
04 03 2024 15:44:42
Публичный классный час для расширенной аудитории, посвященный теме с раскрытием понятия ГУЛАГ, общей хаpaктеристикой системы политического террора, завершаемый минутой молчания и рефлексией....
03 03 2024 20:45:32
Цель занятия – дать учащимся знания об одном из самых сложных периодов в истории России, раскрыть суть нэпа, развить умения учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени....
02 03 2024 10:20:53
Статья посвящена вопросам использования архивных документов в процессе преподавания уроков истории, элективных курсов, а также в исследовательской деятельности научного общества учащихся. В статье раскрывается методика работы с архивными документами и эффективность ее применения....
01 03 2024 10:50:59
При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью разных предметов можно сформировать целостные знания по теме. В этом случае отдельные знания, будут складываться в одну большую "картину-представление" для истинной системы знаний и правильного миропонимания. Интегрированное обучение развивает самостоятельность, познавательную активность и интересы учащихся....
29 02 2024 0:44:59
Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
28 02 2024 4:45:36
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
27 02 2024 5:26:26
В этой статье представлен опыт работы учителя по теме, работа по которой проводилась в течение нескольких лет. Интеграция во внеклассной работе по истории через такие формы, как кружок, музейная работа, проведение предметных недель и декад, показала, что происходит повышение познавательных интересов учащихся к курсу истории, обществознания и права....
26 02 2024 8:43:45
Представлен конспект урока, на котором учитель делится своими наработками в использовании системы ИОСО на уроках истории. Он представляет ИОУПы, оценочные листы и рефлексивные таблички, которыми пользуется в своей педагогической деятельности....
25 02 2024 1:26:26
В данной работе представлен конспект обобщающего урока по теме «Создание державы Александра Македонского». Этот урок позволяет систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции, закрепляет знания учащихся о причинах гибели Персидского царства и образовании державы А.Македонского. Продолжается формирование умений учащихся работать с исторической картой, делать выводы, обобщать....
24 02 2024 16:58:13
Проект содержит элементы проблемного, исследовательского, группового и индивидуального методов обучения, что обеспечивает интерес учащихся и достижение высокого уровня усвоения содержания учебного материала, проектирование собственной образовательной траектории в вопросе профессионального самоопределения с использованием современных источников информации и публичное представление результатов своей работы. ...
23 02 2024 2:59:31
Цель урока: выяснить значение выступления Мартина Лютера против продажи индульгенций, давшего толчок общенародному движению против католической церкви....
22 02 2024 19:22:37
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация PowerPoint позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. Цель урока: изучить историю Древней Руси и познакомиться с деятельностью князя - Ярослава Владимировича....
21 02 2024 10:23:23
Интегрированный урок имел своей целью показать идейную связь творчества Пушкина А.С. с декабристским движением в России, а также углубить знания по изученному в 8-м классе материалу о движении декабристов, показав историю с альтернативной точки зрения - политической и светской жизни общества первой половины XIX века. ...
20 02 2024 0:46:40
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
19 02 2024 16:23:31
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
18 02 2024 21:46:30
При изучении курса «История государства и права» в профильной школе одна из основных форм работы – с текстом. Урок изучает права России в период образования централизованного государства на примере Судебника 1550 года. Документы, опережающие задания, эссе, ИКТ значительно обогащают урок....
17 02 2024 16:29:38
Цели урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о завоевательных и разорительных походах монголо-татар на русские земли в XIII веке; совершенствовать умения работы с исторической картой и историческими источниками; развивать навыки сравнительного анализа и самостоятельной работы на уроке истории....
16 02 2024 10:30:34
Данная тема чрезвычайно важна для понимания процессов, происходивших в 20-е в России. Она помогает ответить на вопрос: чем был вызван резкий поворот в экономической политике государства, чем объясняются принятые решения и меры, каким образом осуществлялась новая экономическая политика? Какие изменения привнесла она в экономическую и социальную жизнь страны? ...
15 02 2024 16:42:28
Цели урока: познакомиться с основными событиями политической реформы эпохи перестройки; подойти к пониманию итогов политической реформы. ...
14 02 2024 17:23:27
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
13 02 2024 15:20:49
Урок развивает навыки работы с текстом. По форме урок представляет собой пpaктикум. При работе с текстом содержание усваивается эффективнее. Особенность урока состоит в помощи учителя, ориентировки к действиям. Оба текста одинаковы построены. Первый текст разделен на абзацы, второй – нет. Ученику необходимо перенести действия с первым текстом на второй....
12 02 2024 1:37:46
Урок, разработанный для учащихся 11-х классов, дает массу возможностей как для анализа темы, различных подходов к ее осмыслению, так и для работы с информационными технологиями при подготовке к уроку учителя и обучающихся. В ходе урока используется проблемное задание, на которое обучающиеся должны ответить в конце урока. Также для закрепления материала применяются задания на хронологию и на причинно-следственные связи. ...
11 02 2024 10:50:15
Проведенный устный журнал повествует о жизненном пути великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Это внеклассное мероприятие способствует воспитанию у учащихся патриотических чувств, любви к родному краю, милосердия, приобщает детей к культурным традициям России. ...
10 02 2024 7:41:38
На уроке изучается образ жизни в XIX веке: проявление Викторианской эпохи в технических усовершенствованиях, архитектуре, интерьере, одежде, в отношениях между людьми. Урок проводится в виде конкурса телевизионных передач с применением презентации, с демонстрацией первого фильма братьев Люмьер «1895 Baby's lunch» и фрагментами аудиокниги Т.Диттрич «Повседневная жизнь Викторианской Англии». ...
09 02 2024 9:19:27
Представленный материал предназначен для педагогов, преподающих в 5-м классе основной школы по курсу «История Древнего мира». В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся....
08 02 2024 1:43:40
Игра-путешествие для учащихся 5-го класса. В этом возрасте дети начинают изучать курс всеобщей истории «История Древнего мира». Поэтому необходимо поддерживать и развивать к ней интерес. Для этого рекомендуем опираться на интересные исторические факты и различные варианты существующих мифов и легенд, используя научно-познавательную, художественную литературу и иллюстративный материал....
07 02 2024 15:13:24
Опрос, как правило, вызывает у учащихся наибольшие трудности, в особенности при проверке домашнего задания. Как сделать из опроса-допроса опрос-игру, увлекательное занятие? С чего начать? В первую очередь следует изменить отношение к оценке учащихся. Такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам - это рейтинг, количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой....
06 02 2024 15:28:41
На уроке ведется рассказ о подвиге сотрудников Ленинградского зоопарка. Необходимо помочь детям осмыслить и понять мopaльную значимость их героических усилий, неоценимый вклад в дело борьбы за независимость своей Родины. ...
05 02 2024 19:33:23
Повторительно-обобщающий урок для 5-го класса дается в форме звездного часа. В самом уроке использованы: наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал, видеофрагменты, рисунки учащихся....
04 02 2024 9:29:12
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
03 02 2024 9:23:40
Урок предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. Учащимся предлагается поработать с текстом учебника, с историческими документами, выполнить задания в парах, высказать свою точку зрения по отдельным вопросам, проверить свои знания, выполняя тестовые задания. Прилагается презентация к уроку. При проведении урока используется диск «История России 862–1917», Ледовое побоище – анимация и фрагмент художественного фильма....
02 02 2024 2:43:27
Излагаются подходы к активизации познавательного процесса учащихся 6-х классов при изучении истории средних веков. ...
01 02 2024 12:56:18
Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного театра....
31 01 2024 17:42:31
Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений об истории и культуре Древней Ассирии и об изменениях в деятельности людей, связанных с освоением железа....
30 01 2024 1:34:16
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
29 01 2024 17:10:22
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::