Организация исследовательской работы учащихся по краеведению
Дворянское землевладение в уездах Саратовской губернии
Площадь Балашовского уезда | 952916 десятин |
Удобная земля Балашовского уезда Аткарский уезд Сердобский уезд |
84% 83% 79% |
Число прошений дворян за 1785-1790 гг. | 65 на 132432 десятин земли |
Помещичья земля по итогам генерального
межевания - Балашовский уезд Аткарский уезд Сердобский уезд |
622333 десятин - 65,3% ко всей территории
уезда 69,3% 78,3% |
Платонова Т.В. Провинциальное дворянство в конце XVIII- первой половине XIX века (по материалам Саратовской губернии). Дисс. : канд.ист.наук.- Саратов, 2002, С.82
Размещение имений владельцев более 1000 душ мужского пола в 1843 году
Ф.И.О. | Количество душ |
Лев Кириллович Нарышкин | 4498 |
Статский советник Александр Абаза | 2203 |
Коллежский советник Михаил Андриянович Устинов | 1868 |
Князь Сергeй Григорьевич Гагарин | 1694 |
Действительная статская советница Чихачева | 1417 |
Коллежский советник, камергер Александр Николаевич Львов | 1308 |
Статская советница Кривцова | 1254 |
Княжна Татьяна Васильевна Васильчикова | 1129 |
Князь Борис Александрович Лобанов-Ростовский | 1134 |
Генерал-майор Салов | 1094 |
Действительный статский советник Талызин | 1078 |
Наследник князя Сергея Федоровича Голицына | 1068 |
Областное государственное учреждение государственный архив Саратовской области (ОГУ ГАСО), ф.407, оп.2, д.1897, л.242
Выдержка из письма С.Ф.Голицына
генерал-губернатору Саратовского и Кавказского
наместничества С.Потемкину
"В Саратовском наместничестве нынче мода просить земель: Прошу мне побольше и получше оной отвести и княгине В.В.Голицыной:"
Приписка В.В.Голицыной
"Если не останутся земли за нами, тогда я с вами более не знакома".
Хованский Н.Ф. Помещики и крестьяне Саратовской губернии.// Материалы по крепостному праву. Саратовская губерния.- Саратов, 1911, С.4
Дворяне Нарышкины
К 1861 году Нарышкины были самыми крупными помещиками в уезде, имели около 9 тысяч крепостных душ мужского пола. К этому времени владельцем Падовского имения был Василий Львович Нарышкин (1841-1906 гг.) - камер-юнкер, чиновник министерства иностранных дел. Ему принадлежали села Репная Вершина, Новопокровка, Лада, Муромка, Гусевка, Кирилловка, Котоврас, Арзянка, Малый Мелик в нынешнем Балашовском районе, а так же Львовка и Сергиевка - в Калининском; Воронино и Красавка - в Самойловском; Литяжевка и Чиганак - в Аркадакском районе.
Владения Василия Львовича Нарышкина занимали громадную площадь в 85000 десятин. Эти земли находились почти по середине Балашовского уезда и образовывали полосу, направляющуюся с северо-запада на юго-восток на протяжении 80-ти верст.
Госькова Н. Дворяне Нарышкины.//Балашовская правда.-1997.- 17 января
Геометрический специальный план
Саратовской губернии Балашовского уезда
Падовской волости села Покровского (Пады тож)
1844 год
Усадебный комплекс состоит из парковой зоны, дома владельца усадьбы, конюшен, манежа, фруктового сада.
Госьков Д. Нарышкинские деревни.//Балашовская правда.- 1988.- 15 марта
Воспоминания А.П.Беляева
"В оранжереях усадьбы плодоносили персики и абрикосы, лимонные и померанцевые деревья. На заезжем дворе стояли всевозможные экипажи: кареты, коляски, дроги, дрожки. Здесь было сосредоточено все необходимое для проживания высокородного вельможи".
Беляев А.П. Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном.//Русская старина.- 1886.- №2.- С.377-378
Заявление В.Л.Нарышкина в Балашовскую уездную земскую управу
В БУЗУ
7 июля 1883 г. Землевладельца В.Л.Нарышкина
Заявление
Желая придти на помощь бывшим крестьянам моего имения в делах народного образования имею честь предложить Земскому Собранию:
Уплачивать ежегодно 1500 рублей на содержание Падовской школы и увеличение содержания учителей других школ
Падовскую школу, пришедшую в ветхость, желаю заменить новой, на что жертвую 1000 рублей единовременно и, кроме того, на постройку лес и кирпич.
БФ ОГУ ГАСО, ф.3-ИА, оп.1, д.18, л.35
Образование и здравоохранение
Училище с.Пады Обучающиеся
Мальчики - 60 Дeвoчки - 6
Всего грамотных Мужчины - 110 Женщины - 3
Сборник статистических данных по Саратовской губернии. Т.12.- Саратов, 1893,С.222-223
1902-1905 гг. Оказана помощь Падовская амбулатория 13978 больных
БФ ОГУ ГАСО, ф.3-ИА, оп.1, д.818, л.162-174
Описание имения "Пады" В.Л.Нарышкина в начале XX века
":Всей земли более 77 тыс. десятин, в том числе леса, расположенного по реке Хопру, свыше 6,5 тыс. десятин. Имение разделено на одно лесничество и 6 экономий; причем последние в свою очередь разделены на 3-4 хутора каждая.
Установленная ныне система хозяйства - многопольная с травосеянием, 4- и 3-польная с удобрением, последняя на землях, лежащих вблизи хуторов.
:зерновых хлебов засеивается ежегодно за счет имения свыше 15 тыс. десятин. Ввиду такого большого посева в имении содержится до 2000 волов и до 5000 голов рабочих лошадей:
в имении заслуживает особенное внимание овцеводство, которое состоит из стада: летом свыше 50 тыс. и зимою в 42-43 тыс. голов мериносовых овец: за качество шерсти падовское овцеводство на Парижской всемирной выставке 1900 года премировано большою золотою медалью.
На реке Хопре имеются три водяные мельницы: При станции Пады имеется паровой маслобойный завод, переpaбатывающий более 1000 пудов подсолнечника в сутки:
Мельничные продукты - мука всех сортов - сбываются в С.-Петербурге, Москве, Ростове, Новочеркасске, а в 1900г. открыт сбыт в Сибири, а отруби - в Кенигсберг, Данциг и другие места".
История Саратовского края (с древнейших времен до 1917 года).//Под общей редакцией В.П.Тотфалушина.- Саратов, 1996, С.206
Возможные вопросы и задания
- Просмотрите предложенные документы и материалы, попробуйте сформулировать тему исследования.
- В чем актуальность данной темы?
- Сформулируйте цель и задачи исследования.
- Какие виды источников вам предложены? Можно ли судить о степени изученности данной проблемы?
- Попробуйте составить план исследования, опираясь на предложенные материалы.
- Каковы предпосылки формирования дворянского землевладения в Саратовском Поволжье?
- Каково значение дворянских усадеб для развития культуры в провинции?
- Какие отрасли хозяйства были развиты в имении Нарышкиных?
- Какие выводы можно ожидать в конце исследования?
- Может ли данное исследование послужить началом для другого исследования? Есть ли перспективы дальнейшей работы? Попробуйте сформулировать возможные темы.
Материалы работы помогут осознать связь истории малой родины с историей страны. В статье рассматривается происхождение названий некоторых населённых пунктов Угличского района. Приводимые сведения могут использоваться в курсе истории России XX–XXI века и в курсе исторического краеведения. Презентацию можно предложить использовать учителям литературы и краеведения, а также во внеклассной работе по патриотическому воспитанию....
18 03 2024 16:26:33
Смутное время относят к числу наиболее трудных и переломных эпох в истории России. Поэтому итоговый урок для десятиклассников ставит целью не только систематизацию материала по теме с учётом сложности исторического подхода, а и формирование навыков умения искать пути решения задач (в данном случае - пути выхода из кризиса начала XVII в.). Урок проводится в нетрадиционной форме с применением элементов выборной технологии, игры, видеоматериалов, инсценирования, что повышает интерес учащихся....
17 03 2024 9:46:38
Презентация к уроку составлена с использованием гиперссылок. При наведении курсора на отдельные участки карты показываются основные события, планы оборонительных рубежей, ход наступательных операций, данные об участниках сражений. Приводятся материалы об участии уроженцев Чувашии в Курской битве. Такая форма урока дает возможность наглядно продемонстрировать большой объем материала за короткий промежуток времени и заинтересовать им учащихся....
16 03 2024 13:11:38
Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности ‒ главная цель изучения истории в школе и в достижении этой цели поможет школьный музей....
15 03 2024 11:45:12
Урок обобщает знания учащихся о глобальных проблемах современности. Показывает их взаимосвязь и взаимодействие, акцентирует внимание на необходимости совместных усилий для их решения....
14 03 2024 13:29:43
Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С.В. Колпакова, Н.А. Селунской "История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с члeнами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма. ...
13 03 2024 0:58:55
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
12 03 2024 13:45:24
Данное внеклассное мероприятие своей многогранностью и объемом материала, сочетающего в себе общие сведения о России и краеведческий материал, подводит детей к осознанию своей причастности к судьбе страны, воспитывает гордость за свою родину, любовь к отчизне....
11 03 2024 17:47:32
Правовая игра рассчитана на учащихся старших классов. Проводится с целью вовлечения их в политическую жизнь и формирование гражданской позиции. Основана на знании основных конституционных терминов. Даёт представление об управлении Российской Федерацией. Учит применять свои знания в жизни. Ориентирована на активное участие болельщиков. С новой стороны подходит к историческим и литературным персонажам. ...
10 03 2024 6:53:10
Учащиеся на уроке нравственно оценивают и осмысливают подвиг героев обороны Севастополя и жителей города, проводя большую предварительную самостоятельную подготовку к уроку: поиск дополнительной информации, построение устного речевого высказывания, выдвижение гипотез, составление презентаций. Ученики работают с контурной картой Севастополя: отмечают положение города с военной точки зрения, определяют сильные и слабые стороны обороны; комментируют планы обороны города, предложенные Тотлебеным....
09 03 2024 8:20:15
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
08 03 2024 12:10:10
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире. ...
07 03 2024 8:37:30
Цели урока: обобщить и систематизировать знания об этапах философии, формировать навыки самостоятельно делать выводы, анализировать и проецировать знания о проблемах «того» времени на современность; выделить узловые положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов, событий; провести проверку и учет знаний, навыков и умений по изучаемым темам, разделам, всему изученному разделу....
06 03 2024 22:28:56
Сценарий к 70-летию битвы под Москвой можно использовать как внеклассное мероприятие в 7–9-х классах, а также при проведении декады истории или нетрадиционных уроков....
05 03 2024 22:59:16
В статье рассматривается повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги, украшения и дополнения к костюму, взаимопроникновение культур народов Северо-запада проявляющиеся в костюме ладожан....
04 03 2024 17:18:25
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
03 03 2024 7:21:12
Урок помогает сформировать у учащихся представление о роли Вологодской области в борьбе с фашизмом, познакомить с историей области в годы войны, с подвигами вологжан на полях сражений и в тылу, развивает умение работать с различными источниками информации, анализировать их, оценивать исторические события, аргументированно отстаивать свою точку зрения, способствовать воспитанию патриотизма, чувства долга и глубокого уважения к землякам, боровшимся с фашизмом....
02 03 2024 11:55:27
Урок посвящен выдающемуся политическому деятелю, руководителю, ученому-экономисту Республики Саха (Якутия) Исидору Барахову. Целью урока является ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью И.Барахова. В ходе урока дети получают знания путем работы с источниками. Урок также способствует воспитанию уважения к истории родного края. ...
01 03 2024 2:30:50
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
29 02 2024 3:54:39
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
28 02 2024 10:10:24
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
27 02 2024 13:57:47
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
26 02 2024 10:46:31
Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....
25 02 2024 11:13:16
Урок истории обобщает и систематизирует знания учащихся о внутренних социальных процессах, которые происходили в Древнерусском государстве; на основе правовых документов учащиеся выявляют источники формирования населения, зависимого от земельной собственности феодала. ...
24 02 2024 2:54:45
На данном мероприятии обобщались знания детей о Лодейном Поле. Ученики, систематизировав краеведческий материал, создали книгу по истории города. Использование технологий сотрудничества и сотворчества позволило поддержать интерес ребят к истории через потребность самостоятельно получать знания из различных источников....
23 02 2024 20:30:22
Урок показывает связь исторических событий с современностью, что весьма актуально. Высокую мотивацию на уроке обеспечивает связь прошлого с настоящим. На уроке проводится индивидуальная и коллективная работа класса с целью обобщения и изучения нового материала. Достоинством урока является формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Отчизне. ...
22 02 2024 9:53:26
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
21 02 2024 18:23:49
Урок проводится в 5-м классе для изучения нового материала. На протяжении всего урока продолжается формирование основных умений и навыков, углубление сведений по истории Древней Индии. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, тестами, заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссворда, нахождение ошибок в тексте) способствуют воспитанию интереса к предмету «История». ...
20 02 2024 4:54:58
На уроке закрепить первоначальные знания учащихся об истоках антигитлеровской коалиции и ее деятельности в 1941–1943 годах. Учащиеся знакомятся с материалом о причинах сотрудничества между странами Запада и СССР, встречах «большой тройки» и их историческом значении....
19 02 2024 21:56:31
Данный материал может быть использован как на уроке, так и на внеклассном мероприятии. Он способствует формированию познавательной деятельности, приобретению навыков самостоятельной работы. В занятии используется краеведческий материал, который помогает воспитать у школьников чувство гражданственности, уважения и любви к малой Родине, Отечеству....
18 02 2024 2:16:46
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...
16 02 2024 5:12:48
Уроку предшествовала долгая подготовительная работа, в ходе которой была подготовлена анкета "Мое свободное время" и проведено анкетирование среди старшеклассников школы. В результате занятия учащиеся смогли узнать, какие формы культуры существуют, и сравнивать их; давать определение таким понятиям, как "элитарная", "народная" и "массовая культура"; определить, к какому типу культуры относятся произведения; выступать публично в ходе пресс-конференции; проводить анкетирование и анализ результатов....
15 02 2024 1:56:48
На уроке учащиеся знакомятся с архитектурой главного города Афинского государства, формируется умение составлять рассказ, описывать памятники культуры, правильно употрeбллять и объяснять исторические термины, понятия....
14 02 2024 12:38:20
Цель урока - рассмотрение вопроса об «отношениях искусства и действительности» на основе историко-философской хаpaктеристики поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Урок формирует поисковые навыки, умение видеть в произведении воплощённую эпоху, определять в работе с текстом и историческими источниками своеобразие поэмы, открытия автора, показывая связь эпохи Некрасова с сегодняшним днём, актуальность произведения....
13 02 2024 18:22:40
Возможности дидактического театра позволяют «оживить, раскрасить» историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху. Спектакль «Виват, Россия!» позволяет достичь этого путем слияния двух искусств: театра и музыки. Спектакль посвящен эпохе Петра I. Показано его детство, реформы, их влияние на судьбы отдельных людей и всей России. ...
12 02 2024 14:56:55
Урок разработан для учащихся 11-го класса. Цель данного урока: выяснить причины проведения военной реформы 1874 года, определить сущность этой реформы, показать значение реформы для дальнейшего развития страны. Для лучшего усвоения темы на уроке используется компьютерная презентация, где представлены основные этапы проводимой реформы и текст документа «Из устава о воинской повинности» 1874 года. Работа с документом позволяет развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы по имеющемуся материалу....
11 02 2024 19:44:59
Урок призван дать понятие о передвижных выставках русских художников середины XIX века; познакомить с участниками первой выставки 1871 года, обратить внимание учащихся на роль живописи в формировании гражданского самосознания русского народа....
10 02 2024 11:55:11
Урок формирует у учащихся знания об основных периодах политической истории Казанского ханства и знакомит с населением ханства....
09 02 2024 20:22:39
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
08 02 2024 13:58:51
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
07 02 2024 21:45:37
Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие творческого мышления, формирование навыков коммуникабельности....
06 02 2024 14:28:49
На занятии у учащихся воспитывается патриотизм, уважение к истории родины, гражданственность, мировоззренческие убеждения на основе осмысления исторически сложившихся культурных традиций, нравственных и социальных установок, осознание себя как представителей исторически сложившегося гражданского сообщества, способности определять собственные позиции по отношению к явлениям общества....
05 02 2024 21:56:50
Урок дает представление о событиях начала XVII века. Во время урока дети прикасаются к священным страницам истории, к героическому прошлому нашей Родины, переносятся на четыре века назад, узнают, что за событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года в России....
04 02 2024 20:29:37
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
03 02 2024 21:48:25
Урок посвящен изучению нового материала по теме "Крещение Руси. Владимир Святославович". Развивается критическое мышление. После вступительного слова учителя проводится пpaктическая работа с историческими текстами о крещении Руси. Для контроля используется игра "Веришь – не веришь"....
02 02 2024 23:13:24
Учащиеся в группах или индивидуально выбирают тему для исследования. Материал урока расширяет изучаемый по программе материал. Особенность подхода – в повышении интереса к изучению истории края через рассмотрение многих слов и понятий, через быт людей. Разработку можно использовать как на уроке краеведения, истории, литературы, так и во внеклассной деятельности....
01 02 2024 2:29:43
Цель данного занятия — показать, что изменения во времени, в прострaнcтве и по субъекту нормативных норм указывают на изменения, произошедшие в государстве, которое не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть, определяет его монополию на физическое принуждение, регулирует систему налогообложения, но и право не может существовать без государства, так как последнее санкционирует действие правовых норм. ...
31 01 2024 18:46:43
Историческая реконструкция московских балов XIX в. является одновременно и инсценированным экскурсом в историю и литературно-музыкальной композицией. В сочетании с тематически связанными с ними экскурсиями и интеллектуальными играми, они помогают школьникам более полно представлять себе картину той или иной исторической эпохи, расширить знания об истории и культурной жизни Москвы....
30 01 2024 11:21:18
Методической основой современных систем обучения является теория педагогики сотрудничества. Одним из важнейших приемов обучения становится апелляция к точке зрения учащихся. Одним из методов, позволяющим решить задачу адекватного оценивания знаний обучаемых, а также повышения качества образования, является система познавательных задач и заданий. Уроки истории должны учить школьников умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного. ...
29 01 2024 9:16:18
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::