Использование информационных технологий на уроке истории > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Использование информационных технологий на уроке истории


    Использование информационных технологий на уроке истории

Сегодня, когда информация и международное разделение труда становятся неотъемлемыми чертами мировой экономики, образование продолжает оставаться основой персонального и профессионального успеха любого человека. Его влияние на возможности трудоустройства и жизненный уровень стало намного выше, чем раньше. Конечно, требования, предъявляемые к образованию, изменились: помимо базовых знаний и постоянного овладения новыми знаниями современный работник должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы. Сегодня от него требуется умение творчески мыслить, принимать решения и учиться на протяжении всей жизни.

Информационные технологии (ИТ) уже прочно вошли в современную жизнь. Очевидно, что эффективная интеграция информационных технологий в образование является ключом к решению проблем, связанных с переходом к новой экономике, — ключом, который требует соблюдения четкого баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения. Такая интеграция зависит от использования ИТ для продвижения и углубления коммуникаций, а также для обеспечения нового уровня образования. Согласно концепции корпорации Microsoft мир является постоянно обновляемой средой обучения, в которой использование информационных технологий расширяет возможности обучения, предоставляя необходимый пpaктический опыт их внедрения.

С момента наступления века ИТ компьютеризация обучения охватывает все большее количество образовательных учреждений, естественно, включая школы. Компьютер, видеопроектор, телевизор, DVD-плеер давно уже стали привычными элементами интерьера классного кабинета. Недавно к этому списку добавилась смарт-доска.

Ни для кого не секрет, что для поддержания и развития познавательного интереса к предмету необходимо создание такой обстановки, которая постоянно побуждала бы учащихся к творческой умственной работе. Нельзя забывать и о психо-эмоциональной комфортности, влияющей на индекс качества обученности. Постоянно думая о поддержании интереса к своему предмету, о том, чтобы альтернативно одаренным детям было комфортно в стенах кабинета, мы попробовали подать новый материал с помощью презентации, сделанной в Power Point.

Тема урока: Нарастание международных противоречий в конце XIX - начале XX вв.

Тип урока: Изучение нового материала.

План урока:

  1. Борьба за расширение сфер влияния.
  2. Окончательное оформление враждебных друг другу военно-политических блоков.
  3. Обострение международных противоречий накануне Первой мировой войны.

Цель урока: Дать хаpaктеристику международной обстановке в конце XIX - начале XX вв.

Задачи урока.

Образовательные:

  • Выявить смысл борьбы ведущих стран за сферы влияния.
  • Раскрыть причины распределения колониальных владений между европейскими странами.
  • Познакомить с процессом формирования враждебных военно-политических блоков.

Коррекционно-развивающие:

  • Корректировка и развитие навыков устной речи.
  • Развитие мыслительной деятельности, установление причинно-следственных связей на основе нового материала.
  • Развитие логического мышления.

Воспитательные:

  • Подтвердить, что решение проблем должно осуществляться мирным дипломатическим путем, на принципах толерантности.

Здоровьесберегающие.

  • Создание благоприятного психологического климата на основе доброжелательности и учета индивидуальных особенностей учащихся.
  • Проведение физминутки для отдыха, чередование статической и динамической деятельности учеников на уроке.

Оборудование урока.

  • Компьютер для показа учебной презентации, где применяются карты и иллюстрации по теме урока.
  • Смарт-доска/проектор/экран.
  • А. Ведюшкин, С.Н. Бурин. Учебник по Новой истории зарубежных стран 8 класса. М., 2003 г.

Конспект урока

Вводное слово учителя (введение в проблему урока): “В конце XIX в. в мире сложилось непростая ситуация, связанная с Балканским полуостровом и борьбой за колониальные владения. Как и почему это происходило?”.

Учащиеся слушают учителя, смотрят 1-й слад (Балканы - “пороховая бочка Европы”).

Изучение нового материала 25 мин. Учитель говорит о стремлении европейских стран усилить свое влияние в Европе за счет ослабления Османской империи и начать деление ее территорий. Отмечает особенности географического положения Балкан.

Презентация

Слайд № 2. Учитель: “У всех европейских стран были свои интересы... “слетелись как коршуны на лакомый кусок добычи”.

Дети слушают учителя, смотрят слайд № 2, отвечают на вопрос слайда (Чем Балканский полуостров привлекал ведущие европейские страны?): “Балканы привлекают проливами Босфор и Дарданеллы для ведения торговли, Россия поддерживает славянские народы, и влияние ее важно в этом районе. Османская империя и Австро-Венгрия не хотят уступать своих позиций”.

(Вопрос носит опережающий хаpaктер, дает возможность размышлять, излагать свои версии.)

Слайд № 3 демонстрирует позицию Османской империи и Австро-Венгрии по карте. “Идет борьба за господство в мире и лидерство в Европе”.

Переход к следующему вопросу.

Учитель: “Особое значение в обострении противоречий играет изменение в Европе, т.е. создание новых государств. Кто помнит, каких именно?

(Ответ на вопрос: “В Европе были созданы два государства - Италия и Германия”.)

Особая роль в Европе принадлежит Германской империи, которая борется за лидерство в Европе против Франции и включается в соперничество за колонии. Борьба эта становится особенно острой.

Что такое колония?”.

(Ответ на вопрос: “Колония – это территория, которая зависит от другого государства экономии-чески и политически”.)

Слайд № 4, демонстрация карты “Мир в конце XIX – начале ХХ вв.”, на которой видны владения ведущих европейских стран, где возникают локальные конфликты, каждый из которых мог привести к мировой войне. Столкновение Англии–Франции за Судан и Египет в 1898 году. Марокканский кризис между Францией и Германией. Конфликт Англии и России.

Учитель: “Кто помнит, в чем причина спора двух стран?”

(Ответ на вопрос: “Конфликт между Англией и Россией был из-за территорий Ирана и Афганистана, за влияние в этих государствах, иными словами, за расширение колониальных владений”.)

Слайд № 5 (Слайд дает возможность провести сравнительный анализ и подумать, за что идет борьба европейских стран. Слайд также конкретизирует причину напряженности. Вопросы должны показать уровень усвоения нового материала, способствовать запоминанию и развитию памяти.

Отpaбатывается умение работать с историческими документами, выделять основную мысль в содержании. Вопрос из учебника выявляет понимание содержания документа, способствует развитию логического мышления.)

Таблица колониальных владений. Англия – лидер. Италия и Германия в 1887 г. колоний не имеют, а в 1900 г. уже имеются, и весьма значительные. Учитель задает вопрос слайда №5, расположенный вверху. Учащиеся отвечают.

Учитель задает вопрос, находящийся в нижней части слайда.

(Ответ: “Колония дает европейским странам богатый рынок сырья (полезные ископаемые), рынок сбыта продукции, т.е. выгодную торговлю, земли, недвижимость, дешевую рабочую силу. Идет рост производства в промышленности и в военной отрасли, колонии - поставщик сырья, рабочей силы, где создано производство, приносящее прибыль и возможность оказывать влияние, как в экономике, так и в политике.”)

Далее речь учителя: “Ни одна из стран не хочет упускать влияние в мире. рост экономики и производства - за счет колоний. Борьба приводит к подготовке к войне, к гонке вооружения. У Англии и Германии появляются новые корабли, подводные лодки, самолеты и другое оружие, которое испытывается в колониях под лозунгом “Кто хозяин на море, тот хозяин колоний.”

Подтверждает остроту борьбы и документ в учебнике: “О чем говорит нам содержание данного документа?”

Открывают учебник стр. 265, задание №2, читают вслух.

(Ответ на вопрос: “Германия использует любой повод для своего присутствия в Марокко, провоцируя конфликт, ведет агрессивную политику в колониях”.)

Переход к следующему вопросу плана урока.

Учитель: “Экономически страны были готовы к развязыванию войны, началась подготовка дип-ломатическая. На сцену международных отношений впервые выходят военно-политические блоки.”

Слайды № 6, №7 и № 8. В Тройственный союз вошли: Франц-Иосиф (Австро-Венгрия), Вильгельм I (Германия), Умберто I (Италия). Эти страны договорились на основе военного сотрудничества и помощи. Учитель задает вопрос, расположенный в нижней части слайда № 6. (Ответ на него: “Франция не стала ждать нападения и начала искать союзников, обратив внимание на Россию.”)

Учащиеся смотрят слайды № 6, № 7 и № 8, записывают в тетрадь даты создания Тройственного союза, названия стран, входящих в него.

(Ответ на вопрос слайда № 6: “Союз создан для борьбы против Франции и России, став неизбежным шагом к первой мировой войне.”)

Слайд № 9 (Вопросы слайдов №№ 6 и 9 должны подвести учеников к выводам о причинах создания военно-политических блоков и способствовать развитию умения делать выводы и подводить итоги, грамотно излагать свою мысль, логически строя предложения).

Учитель: “Создан союз Антанта в три этапа.”

Учащиеся записывают в тетрадь:

“1893 г. - соглашение между Францией и Россией.

1904 г. - соглашение между Англией и Францией.

1907 г. - соглашение между Англией и Россией.

В Антанту вошли: Франция, Англия, Россия.”

А именно: Э. Лубе, президент Франции; Эдуард VII, король Англии; Николай II, Российский царь.

Антанта создана с целью противостоять агрессии Германии.

Европа разделилась на два противоборствующих лагеря, что подтверждало неизбежность первой мировой войны, но вместе с тем стабилизировало ситуацию в Европе, сбалансировало силы сторон и не дало преимущества одного государства над другим. Таким образом, начало войны было отложено на неопределенный срок.

Учитель задает вопрос слайда.

(Ответ: “Создание двух противоборствующих лагерей привело к равновесию сил, а также к тому, что начало войны было отложено.”)

Слайд № 10

К началу войны уже окончательно сформировались два военных блока: слайд № 11 (схема). Учитель поясняет окончательный вид схемы.

Переход к следующему вопросу плана урока.

Учитель: “Наращивание экономической мощи военного потенциала стабилизировалось. Гонка вооружений продолжалась.

Экономическая и военная мощь Германии стала превышать мощь Франции и России вместе взятые. Это и убедило Германские верхи в возможности начать войну.

Усилились и противоречия на Балканах. 1908 г. – Боснийский кризис, захват Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины. Не зря Балканы называют “пороховой бочкой Европы”.

1-я Балканская война: Болгария, Сербия, Греция, Черногория против Османской империи.”

Учащиеся открывают учебник с. 264, карты №№ 1 и 2 “Балканские войны”.

(Развивает и закрепляет навык работы с картографическим материалом.)

Учитель: “Каждая из сторон стремилась расширить свои территории. Македония была разделена между Сербией и Болгарией. Албания получила независимость от Османской империи. Сербия не достигла своих целей, что стало причиной начала 2-ой Балканской войны. Сербия в союзе с Грецией развязала войну против Болгарии. Болгария терпит поражение и теряет все свои завоевания 1-ой войны.”

Учащиеся записывают в тетрадь:

“1912 г. – 1-я Балканская война

1913 г. – 2-я Балканская война”

Учитель: “Эти войны вызвали новый передел территорий на Балканском полуострове, что привело к новым обострениям в европейских отношениях. События на Балканах хаpaктеризуются полной неразберихой, которая подстегивается ведущими европейскими державами. Взрыв неминуемо должен состояться. И он состоялся в августе 1914 года, когда в Сербии был убит эрцгерцог Австро-Венгрии Франц-Фердинанд. Это стало поводом к началу Первой мировой войны”.

Закрепление нового материала 7-8 мин.

Главный вопрос урока: Можно ли было избежать Первой мировой войны?

Слайд № 12 (Главный вопрос подводит к логическому завершению обсуждению темы урока. Применен поисково-проблемный метод в решении проблемы. Данный метод показывает уровень усвоения нового материала. Вывод должен уточнить правильную формулировку ответа учащихся и убедить их в правильности своих ответов. Вопросы закрепления должны показать степень запоминания материала; уровень усвоения нового материала с учетом дифференцированного подхода к обучению; способствовать дальнейшему развитию навыков устной речи; стимулиро-вать желание высказывать свое мнение.)

Учащиеся отвечают на вопросы, в том числе на последний, главный: “Можно было бы избежать войны, если бы верхи европейских государств осознавали опасность мировой катастрофы и пошли бы на компромисс, т.к. условия для дипломатического решения проблем были созданы. Но жажда наживы и обогащения любой ценой в реальности взяла верх”, слушают вывод.

Вывод: Лидеры ведущих европейских стран совершенно не учитывали интересы других народов и действовали только с точки зрения своего экономического и военного превосходства, стремясь к мировому господству, что и приведет к Первой мировой войне.

Домашнее задание: (написано на доске) § 25 стр. 255-265, вопросы 1, 2, 4, задания 1, 2.

Для проведения данного урока использовались презентация и работа со смарт-доской. Во-первых, это позволяет обеспечить наглядность урока, не перегружая детей. Во-вторых, использовались карты, схемы, таблицы и вся та информация, которая должна быть записана на доске и у детей в тетради. Мелом ничего уже не пишем, только выводим нужный слайд на экран. Необходим удобный доступ учителя к компьютеру и доске, чтобы не ходить по классу. Доска позволяет осуществлять интеpaктивность, но в данном уроке ее почти не было, однако очень легко можно оживить ту же карту, взяв в руки фломастеры и проводить нужные стрелки движения или что-то обвести и т.п. Интеpaктивность всегда присутствует при проверке домашнего задания, легко проводить тесты на соотношение даты и события, или выбирать правильный ответ, подставляя его в нужную графу или раздел. На смарт-доске учитель может создавать урок и воспроизводить его в нужный для него момент. Также сохраняется самостоятельная работа детей, и в следующий раз ее легко восстановить, вспомнить или указать на те ошибки, которые дети совершили в предыдущем варианте своей работы. Сделать это можно функцией фотосъемки в программе смарт-доски.

При подготовке данного урока создавалась учебная презентация, наглядный материал для которой был взят исключительно из Интернета. Создание любой презентации – долгий кропотливый труд, требующий фантазии и творческого подхода, если учитель хочет сделать эту презентацию запоминающейся с точки зрения учебного материала. И, как показывает пpaктика, когда дети видят, а еще лучше, работают сами на доске, они запоминают уроки лучше. (Особенно это касается 5-7 классов.)

Есть возможность демонстрировать на уроке и видеофрагменты, выводить на экран исторические документы и работать с ними у доски. Можно проводить и внеклассные мероприятия, например, мы проводили историческую игру “Своя игра” для 5-9 классов по аналогии с телевизионной версией, опять же в Power Point. Времени, конечно, это занимает много, но это того стоит. Очевидно, что работать со смарт-доской могут и ученики-колясочники, необходимо только установить ее удобно для них. Учащиеся с гиперкинезом плохо держат ручку и, как правило, им трудно, а зачастую невозможно, писать в тетради. На доске же они могут писать даже пальцем, что активизирует их деятельность на уроке. Уже в течение двух лет нами используется смарт-доска на всех уроках истории. Интенсивность использования смарт-доски различна, иногда она используется не на всем протяжении урока, т.е. не подменяет собой работу учителя. Облегчает ли смарт-доска нашу работу? Скажу, что подготовки к урокам стало больше (говорим о технической стороне подготовки), много времени приходится проводить и за компьютером, иногда техника выходит из строя. Тогда приходится возвращаться к мелу и нашей старенькой проверенной временем доске. Кроме того, работа с презентацией может отнять необоснованно много времени на уроке, если навык обращения с техникой не доведен до необходимого уровня автоматизма. Нажатие кнопки не должно тормозить учебный процесс! И все же мы проводим уроки не для своих амбиций, а для того, чтобы ученикам было интересно на уроках, и чтобы знания их преумножались. Поэтому вряд ли стоит отказываться от прогресса и бояться его, не лучше ли научиться работать со смарт-доской и использовать ее?! Тогда, возможно дети на уроки будут ходить с еще большим желанием.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

26 04 2024 0:18:33

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

25 04 2024 0:38:36

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

24 04 2024 19:41:32

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

23 04 2024 7:22:44

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

22 04 2024 0:29:21

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

21 04 2024 23:24:44

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

20 04 2024 0:56:52

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

19 04 2024 22:37:32

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

18 04 2024 7:28:48

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

17 04 2024 3:16:20

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

16 04 2024 20:32:18

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

15 04 2024 6:58:56

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

14 04 2024 17:48:17

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

13 04 2024 15:19:54

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

12 04 2024 19:45:42

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

11 04 2024 21:24:21

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

10 04 2024 17:43:49

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

09 04 2024 11:29:46

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

08 04 2024 19:59:12

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

07 04 2024 1:24:43

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

06 04 2024 17:49:45

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

05 04 2024 21:58:49

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

04 04 2024 6:27:27

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

03 04 2024 16:32:49

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

02 04 2024 14:22:39

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

01 04 2024 4:28:13

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

31 03 2024 7:31:47

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

30 03 2024 10:42:37

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

29 03 2024 3:16:49

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

28 03 2024 17:45:21

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

27 03 2024 0:31:34

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

26 03 2024 18:47:45

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

25 03 2024 0:44:10

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

24 03 2024 20:51:23

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

23 03 2024 14:59:43

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

22 03 2024 18:46:29

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

21 03 2024 20:35:33

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

20 03 2024 18:20:47

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

19 03 2024 19:18:27

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

18 03 2024 9:24:29

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

17 03 2024 3:10:33

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

16 03 2024 2:32:19

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

15 03 2024 7:19:14

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

14 03 2024 23:30:10

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

13 03 2024 6:42:49

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

12 03 2024 0:30:36

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

11 03 2024 21:10:20

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

10 03 2024 0:45:48

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

09 03 2024 0:44:13

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

08 03 2024 16:28:30

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::