"Деятельность Елецких гимназий в конце XIX – начале XX века"
Социально-экономические изменения в стране, вызванные радикально-либеральными реформами 60-х - 70-х годов XIX века, обусловили формирование в России новых общественных отношений. Они произвели подлинный переворот в социальной сфере жизни всех россиян, живших в конце XIX - начале XX века. Данные изменения не могли не затронуть сферу образования Российского государства. Низкий уровень грамотности основной массы населения и острая нехватка квалифицированных специалистов в административном аппарате, промышленности, торговле, сельском хозяйстве вынуждали правительство предпринимать решительные меры в сфере образования.
Наряду с начавшими действовать в стране воскресными школами для рабочих и работающих детей, получили свое развитие и гимназии. Согласно Большому энциклопедическому словарю «Гимназия» - это средняя общеобразовательная школа в дореволюционной России»[1]. Именно данная форма образовательного учреждения являлась основной формой получения молодежью среднего образования в пореформенную эпоху. «Устав гимназий и прогимназий», утвержденный 19 ноября 1864 года, устанавливал равенство приема для детей всех сословий и вероисповеданий. Но одновременно с этим вводилась высокая плата за обучение. Данный подход к решению проблемы поднятия уровня грамотности населения, в целом позволил увеличить к концу XX века этот показатель в 10 раз. Затронул данный процесс и систему образования города Ельца, основу которого составляло гимназическое образование. Именно в стенах гимназий юные ельчане в конце XIX - начале XX века учились не только грамоте, но и быть нужными и полезными обществу. Нет ничего удивительного в том, что в гимназиях города Ельца в свое время учились, делая свои первые шаги к вершинам знаний, будущие писатели: М.М. Пришвин, И.А. Бунин, Н. Задонский, будущий народный комиссар здравоохранения Н.А. Семашко[7]. В конце XIX века учился в мужской гимназии И.К. Недокучаев, впоследствии ставший крупнейшим специалистом по агрохимии, профессором Московского сельскохозяйственного института. Получили необходимые знания в стенах Елецкой мужской гимназии и такие видные деятели отечественной науки и культуры, как профессор С.И. Ростовцев, ставший крупнейшим ботаником, профессор медицины Д.Г. Горохов, академик М.С. Соловьев - известный специалист по глазным болезням, юрист А. Бутягин, Н.Н. Жуков - народный художник, Н. Дорохин - артист MX AT А и многие другие известные не только городу Ельцу, но и всей стране люди.
В том, что они добились выдающихся успехов в деле служения обществу, есть немалая заслуга Елецких гимназий и их педагогических коллективов. «В 80-е годы XIX века в Елецкой гимназии преподавал В.В. Розанов»[6], В.Н. Ферри, Н.К. Казанцев, В. Овечников и другие. Добросовестный труд преподавателей неоднократно отмечался и оценивался по достоинству. Так «в 21-й день декабря 1874 года государь император соизволил пожаловать за отличие по службе преподавателя Елецкой гимназии Лукашова П.С. денежною наградой в количестве 100 рублей»[6]. Учитель истории и географии В.В. Розанов, награжденный орденом Святого Станислава, «по ходатайству директора гимназии в 1890 году был произведен в чин коллежского советника». О своей учебе вспоминает A.M. Кричевский, выпускник гимназии 1918 года: «Гимназия давала глубокие и прочные знания, которые пригодились мне на всю жизнь. Строжайшая дисциплина и порядок дали мне для жизни большую закалку, которую чувствую и ныне»[7].
Тема развития гимназического образования в России в общем и в городе Ельце в частности достаточно интересна и поучительна. Она явилась объектом исследований многих ученых; в данном случае таких научных деятелей как В.Н. Мезинов, Т.Г. Кирющенко, Т.А. Семенец, Ю.В. Иванова. В своих исследованиях данной темы они не только восстанавливают детали ушедшей эпохи, но и пытаются найти и часто находят ответы на многие вопросы сегодняшнего дня, касающиеся темы воспитания современной молодежи. Знакомясь с работами, посвященными истории Елецких гимназий, невольно задаешь себе вопрос: «Как, за счет чего, удавалось преподавательскому составу гимназий, в условиях действовавшего с июля 1887 года знаменитого циркуляра «о кухаркиных детях», сплотить в единое целое гимназистов, принадлежащих к различным сословиям? Что сближало их, стирая между ними сословные различия, которые постепенно «размывались» самой логикой развития событий в России в конце XIX -- начале XX века?»
Согласно статье Т.Г. Кирющенко «Елецкие гимназии» в конце XIX - начале XX века в городе Ельце было несколько гимназий: «мужская казенная, женская казенная, частные гимназии Павловского, Лысенко, Парамонова»[7].
Видное место среди них занимала открытая в 1871 году на пожертвования Елецких купцов и железнодорожного предпринимателя С.С. Полякова - мужская гимназия. Это двухэтажное здание сохранилось до наших дней, и по-прежнему служит делу воспитания и обучения детей. Расположено оно на пересечении улиц 9-го декабря и Советской и известно как средняя школа № 1.
В данной гимназии в 1872 - 73 учебном году «обучалось 190 человек. Детей дворян и чиновников - 73 человека, детей духовного звания - 20 человек, детей городских сословий - 87 человек, детей сельских сословий - 9 человек, детей иностранцев - 1 человек»[6].
Данный факт подтверждает существование в России на рубеже веков деление людей на сословия. Но то, что они обучаются вместе, в стенах одной для всех гимназии, безусловно говорит о происходящем процессе их сближения. Во время учебы гимназистов сближало, объединяло в единое целое многое, в том числе и условия жизни и учения, существовавших в Елецких гимназиях.
Обучение было платным, но это вовсе не означало, что талантливые дети из малообеспеченных семей не имели возможности обучаться в стенах гимназий. Для обучения детей из малообеспеченных и бедных семей существовали различные пожертвования. Так «бывший члeн окружного суда П.В. Болотников собрал в 1872 году 363 рубля для оплаты за право обучения детей из бедных семей»[7]. Причем сумма оплаты за ученика в те времена составляла от 14 до 21-го рубля в год. За вспомогательный класс платили 15 рублей в год. От оплаты освобождались воспитанники малоимущих сословий и бедных семей, которым назначались пособия. Пособия на форменную одежду, книжные пособия, питание, лечение. Отдельные воспитанники содержались за счет богатых и почетных граждан, а также купцов города Ельца. Главным в вопросе поступления в гимназии, были не деньги, а знания. Для поступления в подготовительный класс необходимо было держать экзамены по арифметике, русскому языку и Закону Божьему. О своем поступлении в мужскую гимназию вспоминал следующее будущий Нобелевский лауреат, писатель И.А. Бунин: «Три года готовили меня к этому знаменательному дню, ... заставили помножить пятьдесят на тридцать; рассказать - кто такие «амаликитяне»; попросили четко и красиво написать «Снег бел, но не вкусен»; прочесть наизусть «Румяной зарей покрылся восток»[6]. На первый взгляд просто, но сколько нужно было знать будущему гимназисту для того, чтобы поступить только в подготовительный класс. Достаточно много, иначе не уходило бы на подготовку столь продолжительное время. В данном случае - три года.
Сближению представителей различных сословий в стенах гимназий способствовала и единая форма. Каждый гимназист обязан был соблюдать установленную для всех форму одежды: «Костюм из серого сукна, фуражку темно-синего цвета с кокардой «Е.Г.», что означало «Елецкая гимназия», поясной ремень с пряжкой, на которой значились те же буквы и серую шинель»[7]. Во всем требовалась опрятность и вежливое обращение друг к другу только на «Вы». Это обращение на «Вы» является неоспоримым доказательством сближения в стенах гимназий представителей различных сословий.
По-своему интересна и своеобразна была в гимназиях система поощрений и наказаний гимназистов, стимулировавшая в них желание лучше познавать науки. Из истории женской гимназии города Ельца известно, что лучшие ученицы «за «Благонравие и успехи в науках» награждались золотыми и серебряными медалями»[6]. Так с золотой медалью закончила женскую гимназию в конце XIX века первая любовь И.А. Бунина -Варвара Пащенко.
И наоборот - за чтение популярных в 1909 году книг о Шерлоке Холмсе, Джоне Вильсоне гимназисты несли наказание в виде заключения в так называемый «карцер». Суть этого наказания заключалась в том, что провинившийся гимназист помещался на несколько часов в воскресное время в закрытый на замок пустой класс. Существовало и другое наказание в виде занесения записи о нарушении в журнал «Кондуит», что приводило в конечном итоге к снижению оценки за поведение. Строгость и справедливость во всем - эти принципы воспитания и обучения гимназистов соблюдались во всем. В докладной записке на имя директора Н.А. Закса, написанной В.В. Розановым, сообщалось об инциденте, случившемся на уроке географии 18 марта 1889 года. По этой докладной записке было принято следующее решение: «За нарушение дисциплины, выразившееся в угрозах и грубости учителю в присутствии всего класса, решением Педагогического совета ученик 4 класса Михаил Пришвин был отчислен из гимназии»[7].
В торжественные дни праздников или по окончании курса советом гимназии проводились балы. На балы приглашались воспитанницы женской гимназии. В красиво оформленном зале организовывались не только столы с угощениями, хоровое пение, но и танцы. Гимназисты в парадной форме и в белых перчатках кружились в парах с приглашенными на бал дeвyшками. «Первым танцем был - вальс, вторым - па - де -спань, затем па - де - труа и далее - па - де - катр, полька, мазурка»[7] . Кто помнит их и знает их суть сейчас? Пpaктически никто. А в то время знали и прекрасно танцевали названные танцы как представители обеспеченных, так и представители малообеспеченных сословий.
Елецкие гимназии конца XIX - начала XX века, в стенах которых учились И.А. Бунин, П.П. Пришвин, С.Н. Булгаков и другие выдающиеся деятели русской культуры, являлись носительницами славных традиций классицизма. До 17 года XX столетия они успешно выполняли свою задачу - подготовка детей разных сословий к усвоению университетского курса, а затем - к государственной службе.
В условиях сегодняшнего времени, когда происходит ломка общественных устоев, переоценка духовных и материальных ценностей, наши современники для решения возникших проблем в вопросах образования и воспитания молодежи все чаще обращаются к опыту прошедших лет. Ибо в новом тысячелетии «необходимость учиться у истории в усвоении исторических уроков возрастает»[3].
Использование опыта воспитания и обучения детей, подготовке их к служению обществу, существовавшего в Елецких гимназиях, сегодня на Елецкой земле вновь возрождается.
«В 1993 году с благословения митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия было принято решение об открытии в городе Ельце православной гимназии в честь святителя Тихона Задонского»[3]. И дело не только в открытии данной гимназии. Если внимательно посмотреть на светские учебные заведения, возникшие в последнее время в Ельце, то в большинстве случаев без труда заметим их единообразие, что подчеркивает в своей работе «Православная гимназия в Ельце. Из опыта работы» В.Н. Мезинов. « Похожи программы, похожи учебные планы. Православная гимназия имеет свое лицо в городе»[4], утверждает автор данной работы. И это действительно так. «Добродетель, положительное нравственное качество, высокая нравственность - понятие, к сожалению, пpaктически утерянное современным образованием, занимает одно из первых мест в православном образовании»[5]. Сделать «делание добра качеством личности», главная задача, к которой призвана в настоящее время православная гимназия города Ельца.
Сегодня в стенах этой гимназии «обучается 88 гимназистов и работают 23 преподавателя»[3]. Вновь возрождена гимназическая форма, нагрудный знак, вежливое отношение и обращение друг к другу. Опыт работы данной гимназии за 7 лет стал предметом научных исследований, некоторые образовательные новации используются в целом ряде иных учебных заведений. Иными словами деятельность православной гимназии доказывает свою состоятельность в вопросах воспитания и обучения молодежи. А это значит, что процесс возрождения гимназического образования вновь «пришел» на Елецкую землю и набирает силу. Хочется верить в то, что в недалеком будущем мы станем свидетелями открытия в Ельце мужской и женской гимназий, гимназий государственных и частных, светских и духовных.
СПИСОК использованной литературы и источники
- «Большой советский энциклопедический словарь» под редакцией A.M. Прохорова, Издательство «Москва» 1990 год.
- Учебник «История России» М.Н. Зуев, Издательство «Дрофа» 2000 год.
- Т.А. Семенец «Православное образование детей г. Ельца на современном этапе (конец XX - начало XXI веков).
- В.Н. Мезинов «Православная гимназия в Ельце. Из опыта работы».
- Ю.В. Иванова «Православная гимназия в культурно-образовательной среде г. Ельца».
- В.Н. Мезинов «Гимназическое образование в Ельце».
- Т.Г. Кирющенко «Елецкие гимназии».
Повторительно-обобщающий урок, проводимый в форме игры, позволяет выявить и развить возможности каждого учащегося, формирует навык работы в парах, содействует формированию исторического воображения, развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, событиями, датами. Различные методы работы обеспечивают чёткий ритм урока, активность учащихся в течение всего урока. ...
18 03 2024 13:51:11
«Терминологический тест-тренажер по истории» предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. В нем представлены основные термины и понятия курса истории России с древнейших времен до конца XVI века. Может быть использован учащимися при подготовке к урокам, для самостоятельной работы на уроке, а также при проведении итогового повторения по истории России в 6-м классе....
17 03 2024 11:24:56
Цели занятия: познакомить с концепцией гражданского образования и объяснить, что такое гражданство, а также рассмотреть существующие точки зрения по поводу конфликта: знать и уметь описать права и обязанности граждан, а также помогать всем людям, начиная с тех, кто живет в ближайшем окружении, реализовывать их права: брать инициативу на себя, с тем чтобы активно участвовать в управлении своим обществом....
16 03 2024 13:44:33
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
15 03 2024 23:57:33
Обзорно-аналитическая статья по теме с учетом пpaктического опыта автора....
14 03 2024 5:30:29
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
13 03 2024 8:40:40
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
12 03 2024 8:20:59
Итоговый урок по теме "Русь изначальная" позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся о происхождении, расселении восточных славян, их занятиях, верованиях, образе жизни. Для осознания усвоенного материала используется компьютер....
11 03 2024 1:48:13
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
10 03 2024 7:23:24
Занимаясь одним предметом (историей) длительное время, применяя метод погружения (концентрированного обучения), можно смело заниматься проектированием, моделированием и т.д. Моделирование исторической ситуации на уроках истории является важным фактором развития творческих способностей учащихся. Новые подходы требуют и изменения структуры учебной программы. Не зажатые узкими рамками урока, объединенные общей идеей, дети не просто изучают историю, а, общаясь, занимаются любимым делом. ...
09 03 2024 21:34:28
Вашему вниманию предлагается статья, в которой повествуется о блокаде Ленинграда....
08 03 2024 19:56:35
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
07 03 2024 8:11:26
Цель урока: показать исторические предпосылки политических перемен в стране, альтернативы развития СССР после cмepти И.В. Сталина, борьбу за власть между партийными и государственными лидерами, роль Н.С. Хрущева в демократизации политической системы....
06 03 2024 10:28:26
Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс "Культура, литература и история родного края". Урок "Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса. ...
05 03 2024 13:26:33
Урок проводится в 11-м классе, после изучения темы "Россия в первой Мировой войне". Этот урок дополняет материал § 8–9 учебника Н.В. Загладина, С.И. Козленко "История России ХХ — начала ХХI века". Урок знакомит учащихся с героями Первой Мировой войны, обратив внимание, что они известны далеко не всем. Рассматриваются главные военные награды начала ХХ века, которые являются и ценным историческим источником, и памятью, и символом мужества и гордости....
04 03 2024 5:51:38
Цели урока: создание условий для применения предметных умений (совершенствования языковых и речевых навыков) и формирования первичных предметных умений по теме «Семья. Родственные связи»....
03 03 2024 8:19:48
Данный материал предназначен для урока истории в 10-м классе. Учащиеся узнают о роли первых князей в складывании русского государства. Пятеро учащихся заранее готовят презентации, демонстрируют на уроке, класс, по ходу демонстрации, заполняет таблицу: «Деятельность первых русских князей». Далее учащиеся оценивают каждую презентацию по 5-балльной системе. Стихи заранее раздаются ученикам. Иллюстрации взяты в сети Интернета, стихи русских поэтов из разных источников....
02 03 2024 6:28:22
Урок развивающего обучения проводится с целью систематизации и обобщения большого объёма полученной информации, формирует прострaнcтвенное и логическое мышление, имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ, любовь к Родине. На уроке реализуются разные формы работы: дискуссия, самостоятельная работа, работа в парах. ...
01 03 2024 6:42:34
Уроки, посвященные особенностям российской цивилизации, культуры, можно провести как вступительные к теме «Модернизирующееся общество», перед изучением истории России в 10-м классе (перед темой «Россия в XIX в.») или как вводные к изучению отечественной истории в 11-м классе. ...
29 02 2024 22:52:18
Данная игра построена по принципу популярной игры «За семью печатями», идущей на телеканале «Культура». В процессе игры, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, игроки разгадывают его имя. Кроме знаний истории и теории литературы, игрокам придется проявить свое знание географии....
28 02 2024 12:45:35
Программа «Музейная педагогика» рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10–16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая. Программа воспитывает человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою родину....
27 02 2024 13:29:58
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
26 02 2024 13:47:42
Рабочая программа разработана к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. «Обществознание. 6 класс» (2013) в соответствии с требованиями ФГОС и рассчитана на 34 часа, включая часы на промежуточный и итоговый контроль и 1 резервный час. Календарно-тематическое планирование включает развернутые домашние задания....
25 02 2024 9:51:26
Цель данного урока – показать нравственную природу власти, отметить важность участия каждого субъекта в политической жизни страны. Материал этого учебного занятия дает возможность формировать нравственные убеждения, что, на наш взгляд, очень важно в работе с обучающимися. Психологическими особенностями контингента обусловлен и выбор технологии встречных усилий учителя и ученика. ...
24 02 2024 18:11:35
Урок продолжает изучение темы «Эпоха Петра I». Используемые в ходе урока методы, приемы и средства обучения способствуют формированию представлений учащихся о государственных преобразованиях Петра I. Происходит реконструкция исторической эпохи. ЦОРы - мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение создают положительный эмоциональный фон....
23 02 2024 17:33:22
Эту викторину можно применять на уроках истории для повторения и более глубокого изучения темы в 6-м классе, с целью развития интеллектуальных способностей, расширения исторического кругозора, мотивации к познавательной деятельности. Как подсказывает опыт, более прочные и глубокие знания учащиеся получают именно в ходе интеллектуальных соревнований. У учителя появляется уникальная возможность заинтересовать историей всех своих учеников....
22 02 2024 0:56:10
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....
21 02 2024 14:16:39
Семинар с элементами ток-шоу, основанный на технологии проектной деятельности. Урок посвящен событиям и последствиям периода 20–30-х годов XX века в истории России и рассчитан на работу в течение двух академических часов (спаренный урок истории) в 11-м классе....
20 02 2024 0:27:51
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
19 02 2024 14:11:10
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
18 02 2024 23:59:28
Урок-игра рассчитан на развитие познавательного интереса молодых избирателей к знаниям в области избирательного права. В виде наглядности выступают документальные материалы избирательной комиссии муниципального образования. Благодаря сочетанию конкурсов и деловой информации из реальной жизни поселения, а также дифференцированному домашнему заданию имеется возможность выбора индивидуальной траектории получения образования. ...
17 02 2024 1:42:38
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
16 02 2024 16:18:46
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
15 02 2024 2:30:38
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
14 02 2024 20:10:10
На этот урок обществознания в 9-м классе отведен один час (программа Боголюбова Л.Н.). На уроке использован метод индивидуальной работы, который не только повышает интерес учеников к предмету, но и обеспечивает более глубокое усвоение материала, выработку гражданских навыков. Урок помогает осмыслить существование школы и права на образование....
13 02 2024 21:32:55
Предлагаемые уроки разработаны на основе системно-деятельностного подхода, в нём обозначены планируемые результаты: предметные умения, личностные качества, метапредметные универсальные учебные действия; ключевые компетенции; сформулированы педагогические цели. Сценарий урока содержит тесты из авторской рабочей тетради на печатной основе, что позволяет использовать их для подготовки учащихся к итоговой аттестации....
12 02 2024 16:55:53
Урок истории в 5-м классе по теме «Первый властелин единого Китая». Урок усвоения и первичного закрепления знаний. Цель урока: познакомить с историей возникновения Китая. На уроке используются приемы синквейн и кластер....
11 02 2024 10:59:58
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
10 02 2024 7:59:28
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
09 02 2024 14:21:10
Цели урока: сформировать представление о ненаучных способах познания мира; развивать и совершенствовать навыки познавательной деятельности; способствовать воспитанию уважительного отношения к многогранности проявлений познавательных возможностей человека. Задачи урока решаются через работу в группах. Выводы оформляются в схему, систематизирующую новый материал. ...
08 02 2024 3:55:16
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
07 02 2024 1:14:31
Урок является первым из двух занятий в разделе "Первая мировая война и её итоги" и носит интегрированный хаpaктер. Данный урок показывает несправедливый хаpaктер войны, формирует чувства патриотизма, учит работать с картой....
06 02 2024 10:42:28
Материал к уроку дополнен мультимедийными презентациями и литературными переработками сцен трагедий Софокла "Царь Эдип" и "Одиссеи" Гомера. Сцены из трагедий изложены автором сценария урока доступным для восприятия современным языком в стихотворной форме. Терминология, свойственная изучаемой эпохе, тем не менее, сохранена. Содержание слайд - фильмов делает возможным их использование в обучении наряду или вместо учебника, а элементы театрализации дают возможность детям творчески осмыслить учебный материал. ...
05 02 2024 21:45:13
Урок помогает формировать у ребят умение читать карту, логическое мышление, организовать познавательную деятельность школьников путем составления отдельных воображаемых фрагментов из жизни древних египтян, учить самостоятельно строить рассказ, опираясь на известные факты из истории страны....
04 02 2024 23:22:14
Понятие "свобода" является одним из центральных понятий в курсе "Обществознание". Его сложность и многогранность, связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Составной частью урока является ролевая игра "Мини-дебаты: Свободное общество-какое оно?"....
03 02 2024 19:46:21
В процессе выполнения игровых упражнений учащиеся получают непосредственный опыт поведения в условно-конфликтных ситуациях. Они осуществляют самостоятельный поиск аргументов в пользу собственного мнения через пpaктическое освоение информации. На уроке происходит формирование навыков самостоятельной работы, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
02 02 2024 20:19:34
Цель урока: повторение и систематизация знаний по истории России с древнейших времен до конца XVII века; воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; повышение интереса к изучению предмета....
01 02 2024 3:15:15
Урок занимает особое место в курсах истории России и всеобщей истории. Перед старшеклассниками на уроке ставится проблема неизбежности войны, ученики предлагают свое видение мирного урегулирования накопившихся разногласий между странами. Ученики изучают документы эпохи, работают с историческими картами, подводят итоги Первой мировой войны, рассматривают последствия для России и для мира....
31 01 2024 17:30:39
Урок способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам, формированию чувства гордости за историю России....
30 01 2024 2:31:12
Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....
29 01 2024 10:22:24
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::