Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"
На доске плакат:
“Имеет каждый век отличительную черту. Нынешний ознаменовался революционными
идеями.
Дух преобразования заставляет… везде умы клокотать.
П.Пестель”
Цели урока:
- воссоздать колорит эпохи, показать факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма;
- раскрыть понятие высокого в истории и поэзии;
- показать героику подвига, воссоздать их групповой портрет;
- раскрыть романтику их творчества, углубить понятие революционного романтизма;
- ввести понятие революционного романтизма.
Оборудование:
- портреты декабристов, их высказывания, анализируемые тексты, дневники, письма, произведения поэтов-декабристов; толковые словари;
- Библия, исторические документы(программные документы “Союза благоденствия и др.)
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Декабризм можно рассматривать как антиправительственный мятеж офицеров, т.е. вести речь об идеологических взглядах участников “Союза Спасения”, “Союза благоденствия”, о подготовке и ходе вооружённого выступления на Сенатской площади 14.12.1825 года, о казни, ссылке. Но декабризм можно рассматривать и как фактический исторический поступок. Яркой особенностью поведения декабристов было то, что это были люди действия, реального поступка. Готовность к поступку – самая заметная черта в облике декабристов. Литературным центром декабристов было “Вольное общество любителей российской словесности”, в сфере влияния декабристских идей находилась “Зелёная лампа”, свою литературную политику”(Н.Тургенев,М.Орлов, Н.Муравьёв) пытались проводить в “Арзамасе”, а когда эта попытка окончилась неудачей, Н.И.Тургенев создаёт “Журнальное общество”.Их печатными органами были “Труды “Вольного общества любителей словесности “, альманах А.Бестужева и К.Рылеева“Полярная звезда”(1823-1825г.г.), “Мнемозина” В.Кюхельбекера(1824г.),“Русская старина” А.Корниловича и В.Сухорукова(1825г.)Среди декабристов-литераторов были и разногласия, но было и принципиальное сходство, позволяющее говорить о системе декабристских эстетических идей. Поэты-декабристы способствовали развитию русской гражданской поэзии. Они с большей поэтической силой говорили о революционной роли поэзии, о преобладающем значении идеи в художественном произведении . В лирике и поэмах они показали образ положительного героя, который должен стать образцом патриотизма, мужества, свободолюбия. Наследство декабристов перешло к людям 60-х годов. Н.Шелгунов помещает статью К.Рылеева “Гражданин” в своей прокламации “К молодому поколению”. Некрасов откликается на рылеевскую формулу гражданского служения своими прославленными словами: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”– и пишет поэму о декабристах. При очевидной общностидекабристской поэзии каждый поэт шёл своим путём и сказал своё слово. Среди них В. Раевский, В.Кюхельбекер обратили взоры к истории, вниманию к слову.
2. Чтение учителем стихотворения А.Одоевского “умирающий художник”.
Вопросы:
– Каким вам видится А.Одоевский?
– Почему песня не допета?
– О чём говорит метафора “…кистью смелой”?
3. сообщение цели урока:
1. а) воссоздать эпоху декабризма в личностях поэтов и их творчестве, постигнуть, героику их подвига, высокий строй их душ;
б) понять смысл их противоречий; работа над высказываниями А.Бестужева-Марлинского и П.Пестеля.
Высказывания:
1. “Наша революция не будет стоить ни одной капли крови, ибо произведётся одной армией, без участия народа “(А.А.Бестужев – Марлинский”).
2. “С народом всё можно, без народа ничего нельзя “(П.Пестель).
Вопросы:
– О какой революции идёт речь? Что вы о ней знаете?
– Почему спopным оказался вопрос о народе? (выводы по каждому этапу урока дети записывают в тетрадь)
Ответы:
– Патриоты и свободолюбцы, декабристы много думали о тяжёлой судьбе народа, мечтали о его освобождении;
– боязнь самостоятельного народного движения , неверие в его силы (народ – слепая и неорганизованная сила), мысли о том, что “бурный мятеж” способен смести всё; – поиск средств, которые привели бы к победе революции без участия народных масс. Понимание наиболее продвинутыми декабристами, что это невозможно.
3. Работа с историческими документами.
Декабристы воспитаны на идеях Просвещения, они избирают путь тайных обществ (работа над приложением №2.Они лежат у каждого на парте).
Вывод:
Они верили в силу разума и считали возможным и необходимым воздействовать на “общее мнение”, прежде всего посредством литературы (введение понятия “народность”). Народный дух, героика видится декабристам в фольклоре, русском героическом эпосе.
4. Сравнительный анализ литературных текстов.
Вспомним творение русского героического эпоса (“Слово о полку Игореве”)
– Каковы его ведущие моменты?
Перед вами текст. Это “Мстислав Мстиславович (П. Катенин).
– Каков жанр произведения? (Историческая баллада)
– Что можно сказать о его назначении? (Акцент на внутреннем мире личности)
– Что роднит балладу П.Катенина со “Словом…”? (Стилистика)
Как проявляется в творчестве П.Катенина народность? (Внимание к русскому национальному хаpaктеру)
5. Работа с ключевым словом урока – “высокое”.
Роль языка. Вновь обратимся к Уставу. В нём был целый раздел “ Слово…”
Учитель зачитывает цитату: “ Посредством слова можно превозносить добродетель, унижать порок и показывать презрение к слабости. Члeны, занимающиеся словесностью, должны на произведения свои налагать печать изящного, не теряя из вида ,что истинно изящное есть всё то, что возбуждает в нас высокие и к добру увлекающие чувства.
–Какая мысль привлекла в этом пункте Устава ваше внимание?(Мысль о высоком).
6. Работа со словарём.
– Что есть “высокое”? Найдите в толковом словаре ответ и запишите в тетради. – А ЧТО есть “высокое” в истории? – Составьте самостоятельно словарную статью к слову “высокое” в его историческом понимании. – А в литературе? Какие жанры можно отнести к высоким? (Баллада, ода).
Обратите внимание, что в литературе столь же высокий по своему внутреннему содержанию образ Поэта.
– Сопоставительный анализ поэтического текста и библейского.
– Как тема Поэта решалась в литературе?
– Как в поэзии Кюхельбекера? – Почему “Участь поэта” – ода?
– В чём идеал поэта-декабриста? (Словом заставить задрожать тиранов)
Ещё одна грань в творчестве декабристов – образ поэта-пророка.
Работа со словарем.
– Кто такой “пророк”? Записать в тетрадь.
Следует правильно понять и оценить пристрастие поэтов-декабристов к темам и образам, заимствованным из Библии. “Библия и Евангелие есть республиканский кодекс в устах искусного толкователя? (вспомнить об этом): стихотворение Г.Державина “Властителям и судиям”.
А теперь обратимся к стихотворению Ф.Глинки. По жанру – это послание. – К кому оно обращено? (Глинка обращается к Богу как к гражданину, который сочувствует идеалам политической борьбы. Он призывает к активности, к действиям. Псалмы Глинки будили гневные эмоции, они звучали как призыв к действиям сограждан. Это литература призвана воспитывать.)
– Как называются произведения, где ярко подчёркнуты назидательные, воспитывающие читателя цели?
– К какому литературному произведению можно отнести такую литературу?
Вывод: Глинка убеждён, что с помощью искусства можно разрешать конфликты между человеческими страстями нравственным долгом. Аллегория его насыщена атмосферой эмоций, обращена в глубины человеческой души, он открывает её сокровенную тайну. – Какую? (Разлад между земным бытиём и мечтой об идеале.)
– Какому литературному направлению это свойственно? (Элегии.) “Уже занимается заря свободы словесности и нравственности”.
– Что знаете о жанре элегии?
– Каков её лирический герой?
А теперь проследим мысли, чувства и настроения лирического героя стихотворения “К NN”.
– Что нового привносит поэт в жанр элегии? (Гражданственность, самоотречение от любви во имя долга, облик революционного романтика.)
7. Углубление историко-эстетических понятий.
“Ежедневная мысль, постоянная его идея была пробудить в душах своих соотечественников чувство любви к Отечеству…”
К.Рылеев (один из руководителей восстания) скажет о себе: “Я не поэт, но гражданин”. – В каком произведении мы встречались с концепцией воспитания гражданина? (В “Путешествии из Петербурга в Москву” А.Радищева)
– Каким видит гражданина Рылеев?
Анализ оды “Я ль буду в роковое время…”
8. Итог урока.
А) Поэтическое творчество декабристов было одним из элементов их значимого, героического поведения. Несмотря на высокое значение их поэзии для истории русской литературы, всё-таки главный вклад декабристов в русскую культуру состоит в создании совершенно нового в России типа человека – человека, обладающего острым чувством собственного достоинства, человека, настроенного на решительные поступки, человека слова и дела. Развитие декабристской литературы было насильственно прервано. Она была разгромлена вместе с политическим движением. История декабризма, а вместе с тем и история декабристской литературы, не заканчивается 14.12 1825г.
Чтение стихотворения В.Кюхельбекера как продолжение идей и идеалов декабризма “Тень Рылеева”.
Приложение 1, Приложение 2
Список литературы.
- Антология “Декабристы”, т. 1. Л.,1975 г.
- А.Корнилов. Курс истории России XIX в., М.,1993.
- Литература в схемах и таблицах.
- Библия.
- Ожегов. Словарь русского языка.
Методическое обоснование урока.
При составлении урока учитывалась специфика каждого гуманитарного предмета: литературы и истории, т.к. они в системе выполняют очень важную функцию. История раскрывает прострaнcтвенно-временные и причинно-следственные связи мирового процесса. Учащиеся изучают части эволюционного развития общества . Литература позволяет установить диалог в историко-культурном прострaнcтве .Дети учатся выражать мироощущения в слове, становятся участниками развития общечеловеческой культуры. Задания на уроке составлялись, исходя из указанных предметных особенностей. Так, в уроке присутствовали сравнительный анализ литературных текстов, поэтического и библейского, наблюдались закономерности историко-литературного процесса, причинно-следственные связи происходящих в истории событий и явлений. Художественные идеи времени связывались с предшествующими и последующими звеньями историко-литературного процесса, изменялись во времени и хранили память об истоках. Работа с эстетически параллельными текстами на уроке позволяет осмыслить не только идеи времени в различных формах и жанрах, но и творческую и авторскую индивидуальность. Положительную роль на уроках сыграла работа со словарём. Учащиеся увидели картину литературного развития в целом.
Понимания исторической эпохи дают высказывания А.Бестужева-Марлинского и П.Пестеля, К.Рылеева, а также работа с историческими документами – Уставом “Союза благоденствия”, чтение Библии и Евангелие, введение понятия “народности”, работа с ключевым словом на уроке-“высокое”. Углубление историко-эстетических понятий происходит при анализе оды К.Рылеева “Я ль буду в роковое время”, где её постоянной идеей было “пробудить в душах своих соотечественников” чувство любви к Отечеству и как итог – чтение стихотворения В.Кюхельбекера “Тень Рылеева” – продолжение идей и идеалов декабристов.
Цель урока: подвести учащихся к пониманию многообразия отношений между людьми. Рассматриваются отличия социальных и межличностных отношений, личных и деловых отношений. Учащиеся подводятся к пониманию – из чего складываются симпатия и антипатия; учатся устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями между людьми....
18 03 2024 15:47:52
Люди нуждаются в доброжелательных, тесных и продолжительных отношениях. Это отношения товарищества и дружбы. Такие отношения дают людям почувствовать, что они нужны друг другу, что они могут надеяться на помощь, поддержку, сочувствие, сопереживание другого человека. Но тождественны ли эти понятия? Именно этой проблеме и посвящен данный урок....
17 03 2024 8:45:43
Урок помогает сформировать у учащихся представления о преобразованиях Петра I в области культуры и быта на примере изменений образа жизни привилегированного сословия – дворянства, подвести учащихся к выводу, что реформы Петра I носили двойственный хаpaктер, познакомить с историей создания ассамблей....
16 03 2024 5:30:20
Цель данного курса - попытаться найти истину в решении проблемы "роль личности в истории" на примере политических деятелей ХХ века. Историю делают личности как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. В этом курсе речь пойдет и о тех и о других. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это - неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы. ...
15 03 2024 16:13:56
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...
14 03 2024 7:12:27
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
13 03 2024 1:18:48
На уроках автор использует индивидуальный и дифференцированный подход, многовариантность и многоуровневый хаpaктер творческих и проверочных работ (тестовые и проблемные задания различных видов), и в результате учащиеся имеют хорошую наполняемость оценок, создается ситуация успешности, эффективно используется все время урока....
12 03 2024 6:19:51
Урок подводит учащихся к причинам восстания Спартака, поражения; формирует критическое мышление учащихся многоуровневым анализом исторического документа, иллюстративного материала, картографические, хронологические умения и навыки, умения выделять в тексте главное, делать элементарные выводы; воспитывает чувство справедливости, гуманного отношения к людям, интерес к предмету....
11 03 2024 9:51:14
Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, использовать эффективные, оптимальные методы и средства обучения для реализации поставленных образовательных целей и задач. ...
10 03 2024 15:20:10
Данный урок строится по традиционной схеме урока-презентации. В работе представлена краткая история возникновения Олимпийских игр в античном мире (в Древней Греции), история возрождения Олимпийского движения , информация о современных Олимпийских играх. ...
09 03 2024 22:42:24
На уроке перед взором ребят предстаёт процесс перехода хаоса в порядок: маленькая деревушка среди соснового бора превращается в процветающий город. В конце урока закручивается интрига, требующая разгадки на следующем уроке – «уроке логического мышления»....
08 03 2024 6:30:20
В ходе урока учащиеся повторяют и усваивают местоположение крупных торгово-ремесленных центров средневековой Италии, экономическое и политическое развитие, расцвет итальянских городов в XII‒XV вв., анализируют борьбу гвельфов и гибеллинов, знакомятся с историческим и культурным наследием Флоренции и Венеции....
07 03 2024 0:15:47
При подготовке к ЕГЭ по истории я использую различные методы повторения изученного материала. Наиболее эффективно зарекомендовали себя блочно-модульное обобщение и систематизация изученного материала, в рамках которого стало возможным повторение большого объема исторических знаний, представление его в таблицах и схемах, проведение тестирования. ...
06 03 2024 1:12:33
Цели урока: совершенствование универсальных учебных действий в процессе хаpaктеристики основного конфликта, выявление проблемы, решение их с помощью литературного анализа и исторической науки....
05 03 2024 14:42:59
Цели урока: ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия "свобода"; анализ некоторых философских, социально-политических, мopaльно-этических проблем, имеющих не только общественно-философский, но и глубоко личностный смысл; выявление различных подходов к решению этих проблем. ...
04 03 2024 5:17:37
Урок разработан с целью изучения понятий, основ Конституции РФ, прав и свобод человека. На уроке предполагается решение следующих задач: определение, что такое Конституция, основная цель создания Конституции, ее задачи в правовом государстве....
03 03 2024 20:10:13
А.С. Грибоедов был современником тех событий, на которые дан намек в произведении "Горе от ума". Через призму текста произведения учащиеся взглянули на современников Грибоедова, оценили их устремления и желания, отметили изменения, произошедшие в обществе с 1812-го по 1825 г....
02 03 2024 23:59:34
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
01 03 2024 18:33:34
Сценарий интеpaктивного урока по истории средних веков для учащихся 6-го класса. Учебное занятие проводится в форме увлекательного путешествия по средневековому городу, во время которого "жители" знакомятся с деятельностью цеховых организаций. Методической основой урока является технология критического мышления....
29 02 2024 7:30:17
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
28 02 2024 6:45:48
Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....
27 02 2024 22:48:42
Материал охватывает историю Древней Руси и Руси периода феодальной раздробленности и борьбы с иностранной интервенцией. Проверяемый материал разбит на 9 рубрик: личность, фразы, термины, даты, общество, культура, экономика, география, политика. Вопросы проранжированы по уровню сложности. Материал может быть использован при подготовке учащихся к ГИА....
26 02 2024 21:22:53
Урок является завершающим в изучении блока «XIX век в истории России» в 10-м классе средней школы. Тип урока – повторительно-обобщающий, форма занятия – групповая работа, главный метод – проектная деятельность. В ходе подготовки к уроку ребята консультировались у учителей ИЗО, музыки, поэтому урок носит интегрированную направленность....
25 02 2024 7:46:56
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
24 02 2024 9:10:14
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...
23 02 2024 3:56:52
Урок обобщает знания учащихся о глобальных проблемах современности. Показывает их взаимосвязь и взаимодействие, акцентирует внимание на необходимости совместных усилий для их решения....
22 02 2024 9:11:43
Данный курс призван заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к участию в политических процессах страны, республики, города. Формирование у учащихся активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав, в том числе избирательных, – одна из важнейших задач школы....
21 02 2024 3:37:42
Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
20 02 2024 14:29:52
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...
19 02 2024 21:41:34
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
18 02 2024 0:57:36
Внеклассное мероприятие по истории проведено в рамках тематической недели истории и литературы, посвящённой творчеству А.С. Пушкина. Цель проведения – расширение представлений учащихся о творчестве Пушкина, об особенностях эпохи начала XIX в.; формирование активной гражданской позиции учащихся....
17 02 2024 9:32:45
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
16 02 2024 22:46:34
Данная разработка урока позволяет учителю: повысить мотивацию к учению; повысить роль наглядности на уроке; необременительно для ученика ввести дополнительную информацию; организовать самостоятельную работу ученика на уроке; повысить компьютерную компетентность учащихся....
15 02 2024 20:43:11
На уроке раскрывается деятельность первых Государственных дум, формируются представления о правительственной программе П.А. Столыпина, уясняются политические, экономические и социальные задачи аграрного законопроекта, его направления и итоги....
14 02 2024 19:43:29
В процессе подготовки к ЕГЭ важно использовать различные формы и способы проверки знаний и умений, необходимо обеспечить систематическое повторение пройденного. На примере данного урока делается попытка показать, каким образом можно организовать работу в 11-м классе при изучении обществознания на профильном уровне....
13 02 2024 20:25:46
Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить комплекс знаний по обществознанию и психологии. Значительный эффект может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств и навыков учащихся, полученных на уроках информатики и ИКТ. Урок сегодня – это не только главная составная часть учебного процесса, но и часть жизни ребенка. Данный вид урока вызывает у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формирует их творческое сознание. ...
12 02 2024 22:15:39
Представлен конспект урока истории по программе для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев "Всеобщая история" (авторы Колпаков С.В., Пономарёв М.В.) к учебнику "История Древнего мира" для 5-го класса (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.), издательство "Просвещение", 2003. Тема урока "Быт древних греков"....
11 02 2024 10:24:40
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
10 02 2024 10:20:59
Начиная с 8-го класса, абстpaктные обобщения современным учащимся даются с трудом, особенно когда нет конкретного фактического базиса (основы из ключевых исторических дат, связанных между собой событийной канвой). Приведенная презентация создана как самостоятельный учебно-методический комплекс: иллюстрации представляют собой фотографии изучаемого периода и являются полноценным историческим источником, также как включенный в презентацию фрагмент кинохроники....
09 02 2024 1:20:31
Рабочая программа учебного курса разработана с учётом национально-регионального компонента образовательного стандарта, рассчитана на 35 часов. Реализация программы способствует развитию интереса школьников к истории родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности, воспитанию патриотизма и гражданственности. Программа адаптирована к интегрированному обучению детей с задержкой психического развития....
08 02 2024 9:24:17
На данном уроке ученики принимали активное участие в процессе познания, так как работали в творческих группах с иллюстративным материалом и текстами из дополнительной литературы. Такая форма деятельности позволяет учащимся выступить в качестве исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....
07 02 2024 20:35:44
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
06 02 2024 6:56:40
Автор статьи разработала и провела урок истории в 5-м классе в форме ролевой игры, так как законы Хаммурапи являются наиболее ярким примером писаного права. Придерживаясь гендерного подхода в обучении, она учитывала то, что визуализация и интересное изложение материала, занимательность уроков истории увеличивают к ним интерес подростков, что позволяет им лучше усваивать учебный материал....
05 02 2024 8:39:54
Во внеклассном мероприятии по истории, посвящённом Великой Отечественной войне, рассказывается о живописи и музыке этого периода. Учащиеся знакомятся с конкретными примерами и обсуждают их....
04 02 2024 13:33:53
Представлено внеклассное мероприятие по истории для учащихся начальных классов. Урок позволит выявить сообразительных, находчивых, внимательных учащихся, умеющих логически мыслить....
03 02 2024 1:59:57
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...
02 02 2024 15:26:17
Историческая лаборатория – это союз детей и педагогов. Целью её работы является формирование у учащихся познавательного интереса к исторической науке и к событиям российской истории, подготовка детей к олимпиадам по истории. В статье описан опыт работы учителей истории Верхнекетского района, перечислены мероприятия, проводимые в течение учебного года в рамках работы районной Исторической лаборатории. Прилагается рабочая программа с подробным тематическим планированием....
01 02 2024 1:39:30
Урок систематизирует и обобщает знания о зарождении и развитии капитализма в начале Нового времени; развитии торговли, значении образования банков и бирж; переходе от ремесленной мастерской к мануфактуре; формировании новых социальных слоев европейского общества и их отличительных чертах; способствует формированию собственного отношения к периоду Раннего Нового времени; ориентирует на "проживание" учащимися исторической эпохи, культуры данного периода....
31 01 2024 3:27:45
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
30 01 2024 4:58:14
Мероприятие способствует расширению исторических знаний студентов, популяризации государственных символов Российской Федерации, воспитывает патриотизм и гражданственность. Материал тематического вечера может быть использован на уроках истории России и внеклассной работе....
29 01 2024 3:57:21
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::