Урок истории в 8-м классе на тему "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."
Цель урока: познакомить учащихся с ходом русско-турецкой войны; доблестью и мужеством, проявленной воинами российской армии, положившим начало освобождению славянских народов на Балканах.
Образовательные: причины войны; цели и планы сторон: роль России в борьбе славянских народов за освобождение от ига Османской империи и роль Запада в продлении турецкого владычества на Балканском полуострове.
Развивающие: навыки работы с картой и документами, умение выделять главное в тексте учебника, рассказывать прочитанный материал, делать сообщения, отвечать на проблемные вопросы.
Воспитательные: на примерах доблести и мужества воинов российской армии прививать чувство любви и гордости за свою Родину.
Дидактические средства: учебник, п.28.,карта "Русско-турецкая война 1877-1878 гг.", атласы по истории России XIX в., раздаточный материал, ТСО (компьютер, проектор).
I. Организационный момент.
Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели.
Учитель. В русско-турецкой войне, о которой мы сегодня будем говорить, погибло около 200 тысяч русских воинов. Символом её стали Шипка и Плевна. Приложение 1. Рисунок 1.
Достигнутый успех - освобождение Болгарии и возвращение к государственной жизни болгарского народа, пять веков не существовавшего на политической карте мира.
Но европейские державы не желали усиления России и сделали всё для того, чтобы свести на нет её победу в этой войне, не допустить её доминирования на Балканах.
Победа России в войне 1877-1878 гг. явилась наиболее крупным военным успехом российского государства во второй половине XIX века.
Итак, цель нашего урока: ознакомиться с ходом русско-турецкой войны; доблестью и мужеством, проявленной воинами русской армии, положивших начало освобождению балканских народов от османского ига.
Записываем тему и план урока.
1. Предпосылки русско-турецкой войны.
2. Силы и планы сторон.
3. Ход военных действий.
4. Сан-Стефанский мирный договор.
5. Берлинский конгресс и итоги войны.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель. Ребята, давайте назовём основные направления внешней политики Александра II. Что такое внешняя политика?
Ученик. Это взаимоотношения с другими государствами.
Учитель. Правильно. Давайте вернёмся к направлениям. Какие направления?
Ученик. Это ближневосточное, европейское, дальневосточное и среднеазиатское направления, а также продажа Аляски.
Учитель. Давайте теперь по-порядку. Ответы учеников.
1.Ближневосточное направление. Россия вернула себе право строить крепости и держать флот на Чёрном море. Таким образом, были укреплены южные границы страны. Эта дипломатическая победа России свидетельствовала о росте её международного авторитета. Большая заслуга в этом принадлежала министру иностранных дел А.М. Горчакову, "железному канцлеру" российской империи. Приложение 1. Рисунок2.
2. Европейское направление. В 1870-е гг. после Лондонской конференции 1871 г. происходит сближение России и Германии. В подобном сближении Россия могла видеть определённую гарантию от нападения на неё Германии, чрезвычайно усилившейся после победы над Францией. Для России это был также способ выйти из международной изоляции, в которой она оказалась после Крымской войны. В результате в 1873 году между Россией, Германией и Австрией было заключено соглашение, согласно которому в случае нападения на одну из этих стран между союзниками начинались переговоры о совместных действиях. В истории это соглашение получило название "Союза трёх императоров".
3. Среднеазиатское направление. В 60-70-е гг.XIX века русские войска под комaндованием генералов Черняева и Скобелева завоевали территорию Хивинского и Кокандского ханства, а также Бухарского эмирата. На этих территориях было образовано Туркестанское генерал-губернаторство. Одним из результатов завоевания Средней Азии стала ликвидация рабства и работорговли в Хивинском ханстве. Российское правительство освободило до 40 тысяч невольников. Были прекращены набеги на русские земли, началось более активное экономическое освоение края. Туда потянулись железные дороги из центра. Установилось влияние России в Средней Азии, на которое претендовала Англия.
4. Дальневосточное направление. Дальнейшее освобождение Россией Дальнего Востока и Сибири, активные действия Англии и Франции в Китае заставили российское правительство обратиться к уточнению границ с Китаем. В результате переговоров в Китае граница между двумя государствами устанавливалась по реке Амур (Айгуньский договор 1858 г), а Уссурийский край был объявлен владением России (Пекинский договор 1860 г).
5. Продажа Аляски. К середине XIX в. защищать и содержать эту отдалённую территорию становилось всё сложнее, расходы на неё превосходили приносимые Аляской доходы. Эта территория превратилась в обузу для государства. Было принято решение продать Аляску за 7,2 млн.долларов. К тому же Россия стремилась укрепить дружественные отношения с США.
Учитель. Какое событие во внешней политике России в то время можно было назвать "триумфом российской дипломатии"?
Ученик. Россия не имела права держать в Чёрном море после Крымской войны военный флот. Россия, в лице канцлера Горчакова добивалась нейтрализации Чёрного моря дипломатическими средствами, проводила переговоры и использовала противоречия между европейскими державами. Успех Пруссии в борьбе против Дании и Австрии, а затем разгром Франции привёл к тому, что ни Франция, ни Австрия не могли противостоять России. Англия не решилась единолично выступить против России. Турция без европейской поддержки этого не могла тоже. Пруссия же поддержала Россию в её намерениях. В этой обстановке Россия предложила правительствам всех стран, подписавших договор 1856 г., собраться для обсуждения вопроса отмены нейтрализации Чёрного моря. На Лондонской конференции (март 1871 г.) этот вопрос был решён положительно. Это и был "триумф российской дипломатии" и лично А.М. Горчакова.
III. Изучение нового материала.
1. Предпосылки войны. Учитель. Какие славянские народы и государства находились под властью Османской империи?
Ученик. Сербия, Болгария, Босния, Герцеговина.
Рассказ учителя с элементами беседы.
Ребята, всё внимание к карте и своим атласам. Весной 1875 года в Боснии и Герцеговине вспыхнули восстания, которые охватили все провинции Османской империи. Россия, Австро-Венгрия, Германия стремились дипломатическими средствами добиться от Турции выполнения требований восставших.
Османы жестоко расправлялись с восставшими: устраивались погромы, уничтожались целые селения, убивали детей, женщин, стариков. Такая жестокость вызвала возмущение у всей европейской общественности. Большое количество добровольцев из России отправились на Балканы, вливаясь с оружием в руках в ряды восставших. На Балканы добровольцами поехали врачи Склифосовский и Боткин, писатель Успенский, художники Полёнов и Маковский и многие другие. Поток заявлений был столь велик, что, прежде всего, отправляли лиц, имеющих военную подготовку. В сборе средств участвовали видные общественные деятели - критик Стасов, скульптор Антакольский, с публичными лекциями, деньги от которых шли на нужды восставших, выступали учёные И.Мечников, Д.И.Менделеев и другие. Александр II из личных средств внёс пожертвование в сумме 10 тысяч рублей.
Летом 1876 года войну Турции объявили Сербия и Черногория, а во главе сербской армии встал русский генерал Черняев, добровольно отправившийся на Балканы.Приложение 1. Рисунок 3.
Учитель. Вспомните, в каких военных действиях принимал участие генерал Черняев?
Ученик. Черняев в 1860-е гг. комaндовал русскими войсками во время завоевания Средней Азии. Ему удалось захватить крупнейший город этого региона - Ташкент.
Учитель. Россия не была готова к войне. Почему?
Ученик. Потому что военные реформы были ещё не завершены.
Учитель. Именно так. Однако дипломатическими способами урегулировать конфликт не удалось. Турция не соглашалась выполнить требования восставших.
Как вы думаете, что должно было предусмотреть царское правительство на случай войны с Турцией? Смотрим на карты.
Ученик. Царское правительство должно было договориться с Австро-Венгрией о её нейтралитете в случае русско-турецкой войны и обезопасить себя, таким образом, от антирусской коалиции европейских государств.
Учитель. Совершенно верно. Что и было сделано. Путём негласных переговоров Россия обеспечила нейтралитет Австро-Венгрии. По Будапештской конвенции, подписанной в январе 1877 года, Россия соглашалась на оккупацию австро-венгерскими войсками Боснии и Герцеговины.
2. Силы и планы сторон.
Учитель. Итак, делаем записи в тетрадях:
12 апреля 1877 г. - манифест Александра II о начале войны с Турцией.
Приложение 1. Рисунок 4.
Балканский фронт. | Кавказский фронт. |
Русские -250 тыс.; турки -338 тыс. | Русские-55 тыс.; турки-70 тыс. |
Учитель. Обратимся снова к карте. Стратегически важные пункты театра военных действий.
Балканы делили территорию Болгарии на Северную и Южную. Шипкинский перевал связывал северную часть Болгарии с южной. Это был удобный путь для прохода войск с артиллерией через горы. Через Шипку шёл кратчайший путь к городу Андрианополю, т.е. в тыл турецкой армии.
Перейдя Балканы, для русской армии было важно контролировать все крепости северной Болгарии, чтобы не допустить нападения турок с тыла.
3. Ход военных действий.
Учитель.Сейчас ребята, давайте прочтём о ходе боевых действий и падении Плевны, с.199-201 учебника. Работа с учебником.
Учитель. Приведите примеры героизма русских и болгарских воинов, имена героев.
Ученик. Отряд генерала Гурко освободил древнюю столицу Болгарии Тырново, захватил Шипкинский перевал. Его оборона началась в августе 1877 года. Турки имели пятикратное превосходство. Защитникам Шипки пришлось отбивать до 14 атак в день. Началась зима. Число обмороженных доходило до 400 человек в день. С сентября по декабрь 1877 года русские и болгары потеряли на Шипке 9500 человек обмороженными, больными и замерзшими. Они проявляли чудеса мужества и героизма; выстояли, и дождавшись подхода войск генерала Скобелева, сбросили турок с Шипкинского перевала. Приложение 1. Рисунок 5.
Учитель. Продолжим.
Ученик. Осада Плевны. Сходу взять эту крепость русским войскам не удалось. Потери составили 32 тыс. человек. Из Петербурга приехал герой Севастополя генерал Тотлебен. Осмотрев позиции, он посоветовал полностью блокировать крепость. В конце ноября в Плевне закончилось продовольствие. Осман-паша сделал попытку прорыва, но был отброшен назад. 28 ноября Плевна сдалась. В русском плену оказались 43 тыс. человек. В ходе войны произошёл перелом.
Учитель. Назовите основные сражения русско-турецкой войны на завершающем этапе.
Ученик. На кавказском фронте российская армия захватила крепости Баязет и Ардаган. В конце октября 1877 года русские войска начали блокаду
Карс - ключевой позиции турок на Кавказе, в ноябре крепость пала. Отряд генерала Гурко в середине декабря занял Софию и, продолжая, наступление в сторону Андриаполя, в январе 1878 года овладел им. Отряд Скобелева вышел к Мраморному морю и 18 января занял пригород Стамбула - местечко Сан-Стефано.
Только категорический запрет императора удержал Скобелева от взятия столицы Османской империи.
Учитель. А теперь послушаем сообщение о генерале Скобелеве.
Приложение 1. Рисунок 6.
Ученик. Делает сообщение.
4. Сан-Стефанский мирный договор.
Учитель. Успехи русских войск, разногласия среди турецкого правительства, усилия национально-освободительного движения на Балканах заставили султана предложить Александру II прекратить военные действия и начать мирные переговоры. Записи на доске и в тетрадях: 19 февраля 1878 г. -подписание договора между Россией и Турцией.
Условия.
1. Сербия, Черногория и Румыния получали независимость.
2. Болгария становилась автономией в составе в составе Османской империи.
Смотрим атласы и карту.
Согласно договору; Сербия, Черногория и Румыния получали независимость.
Болгария становилась автономным княжеством в составе Османской империи, т.е. получала право на своё правительство, армию, связь с Турцией ограничивалась уплатой дани.
Западноевропейские государства выразили своё несогласие с условиями Сан-Стефанского договора. Австро-Венгрия и Англия заявили, что он нарушает условия Парижского мира. Перед Россией возникла угроза новой войны, к которой она не была готова. Поэтому российское правительство вынуждено было согласиться на обсуждение мирного договора с Турцией на международном конгрессе в Берлине.
5. Берлинский конгресс и итоги войны.
Записи в тетради и на доске. Июнь 1878 г. - Берлинский конгресс.
Условия.
1. Автономия Болгарии уменьшалась на 2, остальная часть объявлялась турецкой провинцией.
2. Австро-Венгрия получала право оккупировать Боснию и Герцеговину.
3. Россия возвращала Баязет Турции.
4. Англия оккупировала остров Кипр.
Смотрим атласы и карту.
Учитель. Западные державы стремились на конгрессе к ослаблению влияния России. (Что они и сейчас делают, к слову сказать).
Англия, Австро-Венгрия и Германия поддерживали в этом друг друга. В итоге был подписан Берлинский тpaктат, по которому территория Болгарии, получавшая автономию, уменьшалась на 2/3, а остальная часть объявлялась турецкой провинцией. Австро-Венгрия получала право оккупировать Боснию и Герцеговину. Россия возвращала крепость Баязет Турции. Англия оккупировала остров Кипр.
Почему же Россия оказалась в одиночестве на Берлинском конгрессе?
Ученик. Условия Сан - Стефанского мирного договора означали существенное укрепление позиций России на Ближнем Востоке, с чем, конечно же, не могли согласиться европейские державы, постоянно конкурирующие с Россией за влияние в этом регионе.
Учитель. Оцените коротко результаты русско-турецкой войны.
Ученик. Берлинский конгресс ухудшил положение балканских народов, освобождённых Россией от турецкого ига. Его решения показали непрочность союза трёх императоров, выявили борьбу держав за раздел территории распадающейся Османской империи. Однако в результате русско-турецкой войны часть балканских народов получили независимость, а для оставшихся под властью турок были открыты пути для борьбы за свободу.
Учитель. В одной из заметок к Александру II канцлер Горчаков написал: "Берлинский конгресс есть самая чёрная страница в моей служебной биографии". На что император в ответ заметил: "И в моей тоже".
IV. Закрепление материала.
Ребята, сейчас вы поработаете с текстом. Найдите в нём ошибки и напишите правильный ответ.Работа над текстом и ошибками, затем текст читается учащимися вслух с исправлением ошибок. Приложение 2.
V. Подведение итогов.
Учитель. Каждое крупное событие оставляет след в истории, живёт в памяти человечества. Героизм и мужество русских и болгар были увековечены в памятниках. Величественный памятник во славу русских и болгарских воинов в память о героических событиях тех лет сооружён на Шипке в Болгарии.
Несмотря на вынужденные уступки России, война на Балканах стала самым важным шагом в национально-освободительной борьбе южнославянских народов против османского ига. Авторитет русской воинской славы был полностью восстановлен. И произошло это во многом благодаря простому русскому солдату, который проявил стойкость и храбрость в боях, удивительную выносливость в тяжелейших условиях боевой обстановки.
Мы должны всегда помнить о том, что герои Победы незримыми нитями были связаны с героями - гренадерами русско-турецкой войны 1877-1878гг., также как и с суворовскими чудо-богатырями, воинами Дмитрия Донского и Александра Невского и всеми нашими великими предками. И эта преемственность, несмотря ни на что, должна сохраниться в нашем народе навсегда. И каждый из вас, памятуя об этих событиях, должен ощущать себя гражданином великого государства, имя которому - Россия!
Выставление оценок.
Домашнее задание, п.28. Составить хронологическую таблицу войны 1877-1878 гг. Прочитать документы на с.203-204, ответить на вопросы.
В статье описывается методика написания эссе по обществознанию. Главной хаpaктеристикой работы является тот факт, что ее использование рассчитано на подготовку учащихся общеобразовательной школы, изучающих обществознание на базовом уровне. Автором определена четкая и ясная последовательность действий при выполнении заданий ЕГЭ уровня С. В качестве основы данной методической разработки использованы классические риторические приемы и основные логические законы мышления....
18 03 2024 14:50:30
Урок должен дать учащимся исторический портрет Екатерины II; познакомить с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики; показать роль дворянских привилегий; продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками. ...
17 03 2024 16:12:37
Программа элективного предмета "Основы политологии" рассчитана на обучающихся 10—11-х классов, интересующихся политической теорией, предусматривает пpaктическую направленность их деятельности. Учебное время - 68 часов. Основная цель программы: сформировать целостную совокупность знаний об основных проблемах, сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли. ...
16 03 2024 14:24:20
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
15 03 2024 20:17:50
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
14 03 2024 22:16:50
Цели урока: сформировать у обучающихся целостное представление об экономике отдельного предприятия, условиях его функционирования в рыночном обществе....
13 03 2024 23:46:54
Мероприятие использует межпредметные связи: истории, ИЗО, материальных технологий. При подготовке учащиеся на уроках труда могут познакомиться с кулинарией Древнего мира, на уроках ИЗО – с техникой декупажа, используя древнеримские и египетские фрески. Результат работы – интерес к истории через интеграцию предметов....
12 03 2024 0:23:21
Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....
11 03 2024 3:25:58
Урок истории в 6-м классе создать условия для освоения знаний учащимися о главных событиях Столетней войны, показывает героическую роль в ней народной героини Жанны д'Арк....
10 03 2024 18:18:50
В статье рассматривается вопрос об изучении творческого наследия крупнейшего русского историка А.Е. Преснякова в школе, в частности, об использовании его взглядов о Киевской Руси, причинах образования единого Русского государства, о Московском государстве XVI—XVII веков, движении декабристов, даются методические рекомендации. ...
09 03 2024 9:24:29
Урок способствует формированию и развитию нравственных, патриотических качеств личности школьника. Он помогает донести до сознания учащихся мысль о том, что нет «малых войн», каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации. ...
08 03 2024 5:53:45
Цель урока: показать демократический хаpaктер власти и отличительные черты внутренней жизни войска Донского в XVI–XVII вв....
07 03 2024 14:52:35
Урок помогает разъяснить учащимся сущность "общения" в обществе людей, его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения людей, научить элементарным приемам делового, бытового и других форм общения....
06 03 2024 6:40:40
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...
05 03 2024 23:52:45
Данный урок - лекция с элементами беседы и использованием компьютерных технологий для 6-го класса — знакомит учащихся с язычеством восточных славян. Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о пантеоне славянской религии, узнать о духах и существах, а также об обрядах восточных славян. ...
04 03 2024 6:56:20
Программа рассчитана как на младших школьников, так и на учащихся 5–6-х классов. В игре используются отрывки из песен военных лет....
03 03 2024 15:14:22
Знакомство с ведущими концепциями социально-экономического развития, принадлежащими Д.Кейнсу, К.Мюрдалю, Д.Беллу, служит залогом интеллектуального принятия данной темы. С целью формирования поведенческого компонента предлагаются проблемные вопросы и работа с таблицей "Модели цивилизационного развития". ...
02 03 2024 11:50:54
Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. ...
01 03 2024 6:39:29
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...
29 02 2024 20:34:28
После этого урока ученики смогут: показывать на карте Балканский полуостров и острова Эгeйского моря, основные области Балканской Греции; применять и пояснять на примерах понятия: «эллины»; описывать образ жизни людей и культурные памятники Древней Греции; приводить примеры влияния природно-географических условий Греции на развитие цивилизации; выражать собственное отношение к наследию древнегреческого общества....
28 02 2024 22:19:26
Урок расширяет представление учащихся об эпохе Петра I. ...
27 02 2024 6:36:55
Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины....
26 02 2024 3:23:22
Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения....
25 02 2024 18:22:21
В маленьком кубанском поселке лесорубов с поэтическим названием Михизеева Поляна расстреляли всех 207 жителей, больше половины из которых были дети, а также женщины и старики. Детишек до года вырывали из материнских рук, поддевали на штыки или, схватив за ножки, били головочками о деревья... Это произошло 13 ноября 1942 года. А поселок сожгли дотла, как Хатынь и каждую четвертую деревню Белоруссии. Называют это место в Краснодарском крае Кубанской Хатынью. Никто не имеет права забывать об этом, чтобы не допустить повторения такого варварства. ...
24 02 2024 9:40:40
Урок для 7-го класса посвящён главным ценностям: любви, добру, уважению, взаимопониманию, состраданию, которые являются основой нравственности человека, а также роли семьи и государства в их формировании....
23 02 2024 3:28:24
Предлагаемое мною мероприятие помогает воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство национальной гордости и патриотизма, заинтересовать школьников в изучении песен военных лет и проверить знания по истории Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство национальной гордости и патриотизма....
22 02 2024 9:39:21
Внеклассное мероприятие для старшеклассников проводится для развития интереса к истории своей Родины; расширения культурного кругозора; организации взаимодействия между советами старшеклассников разных школ. Мероприятие имеет соревновательный хаpaктер....
21 02 2024 11:36:16
Цель урока: формирование интереса учащихся к истории Средних веков и их роли в истории развития человечества. ...
20 02 2024 0:57:40
Статья позволяет определить основные принципы работы по методу проектов на уроках истории и обществознания. Рассматриваются виды школьной проектной деятельности и методика работы над проектами. ...
19 02 2024 17:17:44
Урок проводится как обобщающий по теме «Эпоха Екатерины II». Главный акцент в хаpaктеристике исторического деятеля делается на индивидуальном своеобразии, уникальности, неповторяемости, на психологических мотивах и нравственных аспектах его деятельности. ...
18 02 2024 8:23:44
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
17 02 2024 17:45:52
Цель урока: сформировать общие представления об участии России в Первой мировой войне....
16 02 2024 16:38:20
Урок-повторение по истории в 5-м классе проходит в форме викторины с целью систематизировать пройденный материал. Данная форма работа позволяет развить у учащихся умения работать с проблемными заданиями, с текстом с историческими ошибками, с картиной; сформировать навыки группового взаимодействия....
15 02 2024 21:51:17
Одним из приемов формирования исторической эмпатии являются приемы повествования, и в частности, сюжетный повествовательный рассказ. Другим приемом формирования исторической эмпатии является персонификация. В его основе - придуманный сюжет о судьбе, действиях, условиях жизни, поступках вымышленного человека....
14 02 2024 23:37:22
На примере ознакомления с микенской культурой Древней Греции показаны подходы к формированию у них исторического мышления. ...
13 02 2024 13:52:27
Урок построен на основе ранее изученной темы «Индустриализация СССР», разработан для учащихся с легкой степенью умственной отсталости по программе для 5–9-x классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (2000 г.) и является текущим в разделе «Советская Россия - СССР в 20–30 годы ХХ века» учебника История России для 9-го класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, авторы: Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М....
12 02 2024 6:58:10
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
11 02 2024 18:37:23
Цель занятия - показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; дать элементарные сведения о родословной человека; научить составлять генеалогическое древо своей семьи....
10 02 2024 3:23:33
Урок представлен в форме судебного процесса одного из первых громких дел суда присяжных XIX века над В.Засулич, и дана попытка объяснить влияние и значение вердикта суда для общества. Урок разработан с использованием ИКТ. ...
09 02 2024 19:50:29
Урок по теме организован как урок-пpaктикум. Цель урока - рассмотреть расселение первобытного человека на территории Приенисейского края в эпоху палеолита....
08 02 2024 2:24:15
Сценарий интеpaктивного урока по истории средних веков для учащихся 6-го класса. Учебное занятие проводится в форме увлекательного путешествия по средневековому городу, во время которого "жители" знакомятся с деятельностью цеховых организаций. Методической основой урока является технология критического мышления....
07 02 2024 3:24:31
В ходе урока дается хаpaктеристика общественного строя, быта и верований восточных славян, их занятий. Формируется представление о жизни древних славян, учащиеся работают с картой....
06 02 2024 1:31:14
Статья рассказывает о создании в школе "Книги памяти" и её роли в патриотическом воспитании школьников. Воспоминания людей, переживших войну, помогают детям лучше понять события Великой Отечественной войны, учат сопереживать людям, пережившим войну, гордиться подвигами своих родных и близких. Страницы Книги используются на уроках истории и во внеклассной работе....
05 02 2024 4:26:32
Для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения автором была разработана программа курса "В мире вспомогательных исторических дисциплин", конспекты занятий и дидактические материалы. Занятия ориентированы на пpaктическое применение исторических знаний, формирование различных умений работать с информацией....
04 02 2024 19:31:38
Перед учителем стоит непростая цель – показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка поможет педагогам разнообразить формы и методы работы, качественно подготовить старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена по истории России и обществознанию....
03 02 2024 4:24:18
Внеклассное мероприятие по избирательному праву формирует активную гражданскую позицию, стимулирует явку на выборы, инициирует домашнее (семейное) обсуждение важности активного голосования с последующим совместным походом на избирательные участки для учащихся, еще не обладающих активным избирательным правом....
02 02 2024 5:31:19
Метод проектов открывает значительные возможности для формирования основных компетенций учащихся в процессе их включения в пpaктическую и научно-исследовательскую деятельность. Проекты в классическом понимании предполагают большой объем времени и усилий, как со стороны учителя, так и со стороны ученика....
01 02 2024 12:45:42
Урок обобщающего повторения проводится в форме конкурса, класс делится на три комaнды, каждая из которых в ходе урока отвечает на вопросы конкурсных заданий. Конкурсные задания проецируются в виде слайдов презентации, после ответов комaнд на экран проецируются правильные ответы с последующей коррекцией знаний учащихся....
31 01 2024 0:56:17
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
30 01 2024 0:15:12
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
29 01 2024 13:32:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::