"Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс
Пpaктикум. – 2 ч.
Учебник: А.Н.Сахаров. История России с древнейших времен до конца XIXв. 10 класс, Москва, «Русское слово», §17-18.
Оборудование урока: аннимированная карта «Рост территории Московского княжества», компьютеры, раздаточный дидактический материал
Цель:
образовательная часть
- показать значение в истории складывания Московского государства деятельности Ивана III;
- знать понятия:починки, дворянство, местничество, кормление, Судебник, еретики, нестяжатели, иосифляне;
- знать даты: 1462 -1505 – хронологические рамки княжения Ивана III, 1480г. – «Угринское стояние», освобождение от Ордынского ига, 1497г. – принятие Судебника;
воспитательная часть – аппеляция к чувствам гордости за свою страну (история, с точки зрения древних греков, - это «героическая песнь»), формирование научного мировоззрения учащихся;
развивающая – отработка УУД с предметным содержанием: работа с текстом, поиск информации в одном и нескольких источниках, работа с документом, аналитические действия, картографические, обработка информации, в том числе с помощью информационных технологий.
Тип урока: модульный урок (отработка темы полностью) с использованием деятельностного подхода и проектного метода.
Хронометраж урока:
1 час:
- Организационный момент – 3мин.
- Проверка предыдущих знаний: презентация «Узнай, кто это» - 15 мин.
- Объяснение нового материала - через проблемный вопрос, ассоциации, путем составления опopного конспекта на доске, первичное закрепление – 20 мин.
- Объяснение индивидуальных заданий на пpaктикум – 5 мин.
2час:
- Пpaктическая работа по 5 вариантам – 30 мин.
- Вторичное закрепление - демонстрация выполненных работ – 10 мин.
- Объяснение домашнего задания: повторить записи в тетради, устно ответить на вопросы: № 14 и 15 после § 17, № 10 после § 18. – 5 мин.
Ход урока
После организационного момента в начале урока классу предъявляется презентация «Узнай, кто это» (см. в приложении №1). На столах лежат листы контроля (бланк см. в приложении №3). Ученики молча заполняют их ответами по мере демонстрации слайдов презентации (надо по определенным признакам узнать, о каком московском князе идет речь), сразу же дается правильный ответ, ученики сравнивают свои ответы и выставляют себе оценку за эту работу самостоятельно. Затем учитель собирает листы контроля.
Объявляется тема урока и проблемная задача, которую должны решить ребята – речь идет о московских князьях; почему же Иван III – государь всея Руси? Она появляется также на слайде презентации (см. приложение №2).
Далее учитель на доске, а ученики – в тетрадях составляют опopный конспект на тему «Хаpaктеристика государства при Иване III». Эта часть урока (объяснение нового материала) может разворачиваться в 2 вариантах. Если класс достаточно сильный, то сначала можно предложить ребятам вспомнить, какие ассоциации вызывает у них тема урока, что вспоминается в связи с именем Ивана III, записать их ответы в виде ключевых слов на доске, а затем распределить по сферам деятельности (см. приложение№ 2), добавив неназванное. Если класс заведомо слабый, то не стоит терять время даром. Заполняем опopный конспект: сферы экономики, социальную, духовную учитель объясняет сам в целях экономии времени (эта информация содержится в разбросанном виде на страницах §18), а сферу политики – вместе с учениками. Позиция «освобождение от ордынской зависимости» формулируется учениками после изучения отрывка из летописной повести «О стоянии на Угре»…Князь великий… взял благословение, пошел на Угру … Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти реку… И пришли татары, начали стрелять, а наши – в них… Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река… Когда же река стала… случилось чудо Пречистой: одни от других бежали, и никто никого не преследовал.
Вопросы к документу:
- О каком событии пишет русская летопись?
- Где происходит это событие?
- На чьей стороне летописец?
- Как называется эта летописная повесть?
Позиция «рост территорий» - с помощью иллюстраций (диаграммы в презентации к уроку и аннимированной карты) (см. приложение №2 и №5). Позиция «централизация власти» изучается по тексту учебника (стр. 233-236) с последующим составлением схемы управления (см. приложение №2) . Позиция «законы - Судебник 1497г» - через познавательную беседу по тексту учебника (стр. 236). После завершения составления конспекта учитель подводит учеников к выводам, доказывающим, что Иван III управлял единой Россией (единая территория, наличие символов власти, единая система власти, суверенитет, единое законодательство) (см. приложение №2). В ходе беседы идет первичное закрепление учебного материала, учитель уточняет для себя, какие вопросы у кого западают и принимает окончательное решение по тому, какие задания будут предложены для пpaктической работы.
На втором уроке ученики приступают к выполнению пpaктических заданий (см. приложение № 4). Демонстрация выполненных работ станет вторичным закреплением пройденного материала. Оценки за выполненные задания объявляются в ходе демонстрации.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
- А.Н.Сахаров. История России с древнейших времен до конца XIXв. 10 класс, М., «Русское слово»
- С.И.Козленко. Методические рекомендации при изучении предмета на профильном уровне,М., «Русское слово», 2005г.
- Г.И.Старобинская. Рабочая тетрадь к учебнику А.Н.Сахарова «История России» 10 класс, часть 1,
- А.А.Данилов. История России IX – XIXвв. Справочные материалы., М., «Владос», 1998г.
- Г.Г. Левитас. Технология учебных циклов, М., «Аркти», 2006г.
- А.Т. Степанищев. История России IX –XXвв. Схемы., М., «Владос», 2001г.
- Р.В. Пазин. История России. Анализ исторического источника. Задания С1-С3. Подготовка к ЕГЭ, Ростов-на Дону, 2011г.
- Г.И.Старобинская, Е.В.Николаева. Электронное пособие по истории России IX – XIXвв.
- Е.В.Николаева. Опыт интеграции в профильном классе школы надомного обучения. Сборник «Надомное обучение» МИОО № 11, 2010г.
- Презентация 1
- Презентация 2
- Приложение 3
- Приложение 4
- Приложение 5
На уроке применяются различные педагогические технологии (ИКТ, игровые, здоровьесберегающие), что очень актуально для аттестуемого. Приводятся различные формы работы на уроке: с интеpaктивной доской, с учебником, индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос в виде игры, работа с учебником и документами....
18 03 2024 22:54:15
Цели урока: познакомить учащихся со структурой избирательной системы Российской Федерации; содействовать формированию активной гражданской позиции молодого поколения по вопросам политической и правовой культуры общества; развивать умение решать проблемные задачи и навыки исследовательской работы....
17 03 2024 2:22:25
Мероприятие посвящено 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В основу литературно-музыкальной композиции легли материалы, подготовленные к IV научно-пpaктической конференции Заводского района города Новокузнецка по теме «Дети войны». Мы попытались на конкретных примерах показать судьбы детей военного поколения и отчасти детей блокадного Ленинграда, эвакуированных во время войны в наш город....
16 03 2024 2:32:26
Внеклассное мероприятие по избирательному праву формирует активную гражданскую позицию, стимулирует явку на выборы, инициирует домашнее (семейное) обсуждение важности активного голосования с последующим совместным походом на избирательные участки для учащихся, еще не обладающих активным избирательным правом....
15 03 2024 16:29:20
Тюменская область - это колыбель богатых и самобытных культур. Территория стала осваиваться человеком в конце палеолита - древнего каменного века – примерно 15–20 тысяч лет назад, на исходе ледникового периода. ...
14 03 2024 14:45:18
Изучение реформ Петра I всегда вызывает живой интерес у школьников. Однако, можно сделать эти уроки еще более занимательными, красочными и творческими. С этой целью для изучения можно предложить учащимся поставить театрализованные постановки, используя для этого элементы произведений А.Толстого "Петр Первый", Ю.Германа "Россия Молодая", либретто оперетты В.Щербачева "Табачный капитан" адаптировав их для подростков....
13 03 2024 14:12:36
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
12 03 2024 22:30:51
Данный урок посвящен изучению Всеобщей декларации прав человека как важного международного документа, открывшего целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы. Основными целями урока являются: раскрытие значимости для международного права Всеобщей декларации прав человека; формирование ценностных ориентаций и убеждений, основанных на современных правовых и мopaльных ценностях общества; воспитание правовой культуры учащихся....
11 03 2024 19:20:48
В статье представлен урок по истории для 8-х классов. Листая героические страницы войны 1812 года, работая по алгоритму, учащиеся определяют хаpaктер войны и главную причину победы....
10 03 2024 18:20:12
На уроке происходит формирование у учащихся представления об общественных организациях в период царствования Александра I; формирование понятий у учащихся: декабристы, тайное общество; знакомство с историческими личностями; уяснения учащимися исторического значения тайных обществ в России в начале XIX века....
09 03 2024 21:54:27
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане. Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
08 03 2024 21:39:28
Деловая игра "Выборы" носит обучающий хаpaктер и призвана способствовать росту правовой и политической культуры учащихся как правосубъективных граждан Российской Федерации в осуществлении их политических прав. В ходе игры происходит формирование навыков участия в избирательном процессе, учащиеся изучают правовую базу избирательного процесса, активизируется их гражданская позиция и ответственность за совершаемый выбор. Наряду с учащимися 9-х классов в процессе деловой игры принимают участие ученики 10-11-х классов и работники образовательного учреждения. ...
07 03 2024 12:30:59
Данное занятие может быть проведено в рамках элективного курса по истории России в профильном 10–11-м классе. Предлагаемые методы обучения основаны на критическом мышлении. Познавательные задания подготовлены на основе приемов перспективного подхода к изучению истории, многоуровневого анализа исторических источников....
06 03 2024 3:29:21
Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....
05 03 2024 2:13:32
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
04 03 2024 6:40:49
Факультативное занятие по обществоведению для 10—11-х классов. Данное занятие направлено на то, чтобы, участвуя в разработке символики на местном, локальном уровне, формировать в дальнейшем неравнодушное отношение и уважение к государственным и национальным символам. ...
03 03 2024 17:15:19
В октябре 1917 года наша страна оказалась в условиях экономической и политической блокады. Это выдвинуло на первый план внешней политики прагматический фактор: первые договоры были подписаны РСФСР с сопредельными государствами; Рапалльский договор открыл полосу признания СССР; идея мировой революции приводила к напряженной ситуации в Европе....
02 03 2024 9:48:13
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
01 03 2024 16:20:41
Урок может быть проведен в 11-м классе по теме параграфа 23 «На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е годы» по учебнику «История России» А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова, С.В. Мироненко. При организации урока необходимо уделить внимание подготовленности обучающихся в решении проблемных задач и навыкам работы с историческими документами....
29 02 2024 22:30:12
Задача урока, выяснить, действительно ли создаются условия для развития малого бизнеса, каковы особенности и перспективы развития малого бизнеса существуют в России?...
28 02 2024 14:41:21
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
27 02 2024 16:18:34
Урок расширяет знаний учащихся о правлении Бориса Годунова и начале правления Лжедмитрия I. Учитель объясняет причины возникновения Смутного времени, причин и хаpaктера восстания И.Болотникова. ...
26 02 2024 2:59:34
В статье подробно описано 2-часовое занятие, которое включает в себя: беседы, дискуссию, работу в группах, коллективную творческую деятельность. В презентации рассматриваются понятия: МГП; Женевская конвенция; "субъекты" и "объекты" в условиях вооруженного конфликта и др. ...
25 02 2024 21:34:55
В программе по обществознанию в 6-м классе есть особая тема – это «Конституция России» и «Конституция Республики Коми». На уроке идет ознакомление детей с основным законом страны – Конституцией, с государственными символами РК. Чтение текста гимна (перевод с коми языка, прослушивание на коми языке). Одна из главных целей – это воспитание любви и уважения к родине (малой родине), ее законам, формирование представлений о правах и обязанностях граждан страны, в том числе детей....
24 02 2024 7:21:54
Разработка представляет собой интеpaктивную экскурсию на краткосрочной музейной выставке. Учебный материал адаптирован для начальной школы. Время экскурсии – один учебный час. В экскурсионной программе задействован кукольный театр, представляющий добрых и злых духов. Учащиеся становятся активными участниками экскурсии, работая на интеpaктивной доске....
23 02 2024 14:21:52
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
22 02 2024 12:28:46
Учитывая возрастные особенности учеников седьмого класса и специфику темы, большой объем материала, считаю, что наиболее целесообразным типом урока является изучение нового материала и его первичное закрепление. Изучение новой темы построено на сообщении учителем нового материала, одновременно организовано осмысление, обобщение и систематизация нового материала учащимися. Для этого использованы разнообразные методы. ...
21 02 2024 4:50:26
Урок обобщает знания об одном из видных в истории страны реформаторов — П.А. Столыпина, его устремлениях, его удачах и неудачах. Систематизируются знания о столыпинских реформах, о той исторической обстановке, в которой они осуществлялись. Прослеживается связь между проблемами, которые стояли в России в начале XX века, и сегодняшними проблемами страны. ...
20 02 2024 10:10:11
В центре данного урока - рассмотрение деятельности П.А. Столыпина, которая неоднозначно оценивается в исторической науке. Одновременно с процессом закрепления изученного материала ученики знакомятся с основными элементами судебного процесса....
19 02 2024 9:39:52
Цель занятия: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа....
18 02 2024 2:32:36
Цели урока: научить учащихся применять знания о расселении племенных союзов, занятиях, управлении восточных славян; продолжить работу по формированию умений работать с текстом, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение; развивать коммуникативные умения; формировать навыки работы учащихся в группе....
17 02 2024 21:51:37
Воспитательная цель урока: формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, любви и уважения к русской литературе и истории страны. Цель: показать обучающимся трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве; историю народного мученичества; культ личности Сталина; политику беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком....
16 02 2024 1:13:10
Занятие с целью ознакомления с основными направлениями внутренней политики Александра I в период 1815‒1825 годов, выяснение причин отказа от дальнейших реформ....
15 02 2024 11:51:27
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
14 02 2024 17:50:31
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
13 02 2024 0:31:35
Урок предполагает увлекательное знакомство пятиклассников с историей древнегреческих Олимпийских игр. Учитель не только рассказывает новый материал, но и активно отpaбатывает умения учащихся: пересказывать, ориентироваться в исторической ленте времени, анализировать и отвечать на проблемные вопросы. Урок предполагает активную познавательную работу учащихся, чтобы поддерживать и развивать их интерес к истории....
12 02 2024 3:45:29
Материал описывает проектную деятельность учащихся по дисциплине "История" на тему "Россия между реформами и контрреформами", реализованную через информационные технологии (презентация Power Point), раскрывает основные этапы исследования и подготовки к защите проекта. Приведены образцы основных методических материалов, необходимых для оптимальной реализации проектной деятельности учащихся....
11 02 2024 10:18:31
Задачи урока: охаpaктеризовать изменения внешнеполитического курса СССР и США; раскрыть противоречивость международных отношений в 1950–1960-х гг., показать возрастание опасности «горячей» ядерной войны в результате Берлинского и Карибского кризисов; сопоставить цели и методы соперничества сверхдержав за влияние в «третьем мире»....
10 02 2024 6:16:15
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
09 02 2024 3:38:19
Готовясь к уроку, учащиеся получили индивидуальные задания. Группа «Операторов» готовила мультимедийную презентацию. Болельщики получили задание оформить тематические буклеты. Это способствовало созданию эмоционального фона игры. Особое место в уроке занимают информационные технологии. ...
08 02 2024 15:39:51
Представлен сценарий урока по истории Древнего мира. Урок в 5-м классе проводился по теме "Школа в Древней Греции". При подготовке к данному уроку была проведена большая предварительная работа учителем и учащимися. Урок комбинированный, но проходит в нестандартной форме. Учитель и ученики проводят его вместе. При проведении урока необходимо использовать иллюстративный материал, взятый из альбома по искусству Древнего мира, карту "Древняя Греция" и атласы, слайды по истории Древней Греции....
07 02 2024 13:40:35
Интеpaктивное обучение – погружение в общение. Сущность занятия по интеpaктивной технологии состоит в том, что в малых группах обсуждаются частные аспекты одной проблемы, которую предстоит решить всему классу. Уроки повышают активность и самостоятельность учащихся, развивают навыки анализа, критического мышления, взаимодействия....
06 02 2024 3:10:51
Представлен сценарий вечера "Из истории русского романса". Своим происхождением в России романс был обязан русской песне и вначале мало чем от нее отличался. В сценарии показаны романсы с момента их возникновения вплоть до нашего времени....
05 02 2024 0:46:49
Данное пособие содержит советы и рекомендации для подготовки к любому виду исторических состязаний, проводящихся в школе, колледже, городе, округе....
04 02 2024 9:35:35
Несколько лет в школьной библиотеке для учащихся 2‒8-х классов ведутся уроки по программе «Основы информационной культуры». Представлены материалы к одному из таких интегрированных уроков по теме «Чудо, имя которому – книга. Из истории книгопечатания». Занятие связано по теме с уроком обществознания «Роль книгопечатания в развитии образования»....
03 02 2024 19:35:46
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
02 02 2024 23:48:34
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу. ...
01 02 2024 2:24:59
Урок изучения нового материала построен на основе анализа исторических документов, позволяющих охаpaктеризовать реформы Петра I, определить цель и итоги реформирования государственного управления; развивает умение делать выводы, обобщать исторический материал, воспитывать чувства патриотизма и толерантности. ...
31 01 2024 22:41:39
Урок проводится в 5-м классе для изучения нового материала. На протяжении всего урока продолжается формирование основных умений и навыков, углубление сведений по истории Древней Индии. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, тестами, заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссворда, нахождение ошибок в тексте) способствуют воспитанию интереса к предмету «История». ...
30 01 2024 18:20:15
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
29 01 2024 13:16:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::