Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"

Игра предполагает участие детей 8–11-и лет.
Ведущий.
Мы живем в России. Называлась наша страна по-разному в разные времена. Современное ее название – Российская Федерация. Как и другие государства мира, Россия имеет свои символы. Им мы и посвятим нашу игру.
1-й тур.
Ведущий. (Выносится герб.)
Герб России состоит из двух изображений: всадника с копьем, поражающего змея и двуглавого орла. Первое связано с гербом Москвы, второе же с незапамятных времен обозначало власть, зоркость, честность, жертвенность (готовность отдать жизнь ради других)
Двуглавый орел пришел к нам в конце 15 века из Византии после женитьбы московского князя Ивана 3 на племяннице последнего византийского императора. Византия к этому времени перестала существовать, ее захватили турки. И Русь, как бы в наследство приняла герб Византии.
А как звали византийскую принцессу?
С | О | Ф | Ь | Я |
2-й тур.
Ведущий.
В летописях сохранились упоминания о первых русских знаменах. Они не были похожи на современные флаги. Это были длинные шесты с укрепленными на верхушке конскими хвостами, пучками трав. Позднее к шестам стали прикреплять куски ярких тканей различной формы.
У каждого русского князя было свое знамя немалое по размеру – до 6 метров в длину. Носить его было трудно, потому в знаменосцы подбирали самых сильных людей, богатырей.
Как назывались такие знамена?
С | Т | Я | Г |
Во время сражения княжеский стяг устанавливался в центре войска, на возвышении. Враги стремились пробиться к стягу и захватить его. Отсюда пошло выражение “стяжать победу”.
3-й тур.
Ведущий.
Как называется хвалебная песня государства, прославление в стихах и в музыке?
Г | И | М | Н |
В 1990 г. гимном России стала “Патриотическая песня” М.И.Глинки.
(Прослушать отрывок.) Мелодия эта весьма торжественная, однако текст на эту мелодию написать оказалось слишком трудно. В 2001 г. был утвержден обновленный вариант гимна: на музыку А.В.Александрова, а новый текст был написан С.В.Михалковым.
Финал. (Выходят победители трех туров.)
Ведущий.
При Петре Великом военно-морской флот получил Андреевский флаг.
(Показать этот флаг.)
Андреевским этот флаг назвали по имени святого Андрея Первозванного. Он считался покровителем мореплавателей, поэтому крест на флаге гoлyбого цвета.
А какая профессия была у Андрея Первозванного?
Р | Ы | Б | А | К |
Суперигра.
Ведущий. (Показывает изображение герба РСФСР 1918 г.)
Перед вами герб РСФСР .Так называли Российскую Федерацию.
Вы видите на фигурном щите серп и молот в обрамлении снопов колосьев, который символизировал союз крестьян и рабочих. Но в эскизе герба был еще один символ. На заседании Совета Народных Комиссаров долго спорили: оставлять или убрать этот символ. Наконец решили – “ это не наша эмблема”.
Через 1 минуту вы скажите Что было убрано с герба?
М | Е | Ч |
Наша игра подходит к концу. Мы только начали знакомиться с символикой нашего государства. На протяжении веков она не раз менялась, но неизменной оставалось трепетное уважительное отношение к ней.
Каждый человек, считающий себя Гражданином, уважает Государственный Флаг, Герб и Гимн – символы достоинства страны и чтит их.
(Награждение участников игры.)
Конкурс знатоков “Наши славные символы”.
Цель игры.
- Развитие у школьников интереса к государственной символике.
- Обобщение, обогащение и углубление знаний по истории
- Совершенствование навыков умственной деятельности в условиях ограниченного времени.
Варианты игры.
Игра проводится для учащихся средних и старших классов.
Она может быть комaндной из состава одного класса или из разных классов создается комaнда по принципу телеигры “Что? Где? Когда?”
Игра может быть персональной, когда участники набирают баллы индивидуально. Победителем считается игрок ответивший на наибольшее количество вопросов. В этом случае возможно предложить игровое поле где под номерами будут “спрятаны” вопросы.
Гимн | Флаг | Герб |
1 | 1 | 1 |
2 | 2 | 2 |
3 | 3 | 3 |
4 | 4 | 4 |
5 | 5 | 5 |
6 | 6 | 6 |
7 | 7 | 7 |
8 | 8 | 8 |
9 | 9 | 9 |
10 | 10 | 10 |
Подготовка к игре
За 1–2 недели до начала игры объявляется тема игры, дается список рекомендуемой литературы;
Формируются комaнды, выбираются капитаны и распределяются роли участников.
Вводный этап
Вступительное слово ведущего:
Каждое государство имеет свои отличительные знаки – государственные символы, к которым относятся герб, флаг и гимн. Знать и понимать их значение – долг каждого гражданина.
Известный русский мыслитель В.Белинский писал: “Древняя эмблема или цвет нации, подобно гербу древнего рода, должны быть всегда и неизменно сохраняемы нетронутыми. В противном случае самая эмблема теряет символическое и историческое свое значение, не приобретает популярности в народе и становится не более как официальным, казенным штемпелем”.
Государственные символы России в образном и лаконичном виде несут идею исторической преемственности основных ценностей, на которые ориентируется государство и общество.
Вопросы, посвященные Государственному Гимну.
1. Когда и кем был утвержден гимн современной России?
(Государственный гимн РФ был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 г.
Текст гимна утвержден указом президента России В.В.Путина 30 декабря 2000 г.)
2. Каковы правила поведения граждан при исполнении Государственного гимна?
(Государственный гимн – один из главных символов страны, поэтому его исполнение
сопровождается знаками наивысшего уважения– все присутствующие встают, а военные
отдают честь и салютуют оружием.)
3. В греческой мифологии существовала муза гимнов. Как ее звали?
(Полигимния.)
4. Какой гимн Российской империи имел второе название “Молитва русского
народа”?
(“Боже, царя храни”.)
5. Какой русский царь сказал автору гимна “Боже царя храни” А.Ф.Львову:
“Спасибо, прелестно. Ты совершенно понял меня” – и подарил осыпанную
бриллиантами табакерку.
(Русский император Николай 1.)
6. Этот человек имеет отношение и к гимну СССР и гимну России. Он известный
детский поэт.
(С.В.Михалков.)
7. Какая торжественная песнь была взята белыми армиями и эмигрантами в
качестве гимна?
(Марш Преображенского полка – как символ армии звучал чаще всего в эмиграции
русских людей. Его исполняли при выносе боевых знамен и Русского флага, в других
торжественных случаях.)
8. Какая республика СССР не имела утвержденного гимна?
(РСФСР, единственная среди республик Советского Союза не имела собственного
гимна, хотя было создано 97 вариантов. Доpaбатывался и текст. Однако гимн так и
не был официально утвержден.)
9. Когда Российский гимн исполнялся без слов. Что это была за музыка?
(С 27 ноября 1990 г. по 30 декабря 2000 г. Верным следует считать ответ “В 90 –
гг. 20 века” Согласно Положению “ Гимном Российской федерации являлась мелодия,
созданная на основе “Патриотической песни” М.И.Глинки”.)
10. В 1791 году на балу, который давал ближайший сподвижник Екатерины Великой
Г.А.Потемкин, в момент появления императрицы 300 певцов и музыкантов грянули
марш-полонез “Гром победы, раздавайся!”, который вскоре стал гимном российского
оружия.
О какой победе идет речь?
(О взятии, под руководством А.В.Суворова, в декабре 1890 г. турецкой крепости
Измаил, считавшийся неприступной.)
Вопросы, посвященные Государственному Флагу
1. Римская наука, изучающая знамена.
(Вексиллалогия.)
2. Из каких частей состоит знамя?
(Знамя состоит из нескольких частей, главная – полотнище. Обычно они
прямоугольные ,но могут иметь и другую форму. Полотнище крепится к древку,
которое венчается навершием.)
3. Какие различия есть между знаменем и флагом?
(Флаги обычно изготавливают из более легкой материи. Они имеют более простые
изображения. На знаменах могут быть различные эмблемы и надписи, нередко сложные
композиции. В отличии от флагов знамена не вывешивают на длительный срок. Они
хранятся свернутыми и используются в определенных случаях.)
4. Какие славянские народы за основу в государственные флаги взяли
бело-сине-красный триколор?
(Еще в 19 веке цвета петровского триколора шагнули за пределы России. Многие
славянские народы использовали их как символ борьбы за свою независимость.
Бело-сине-красное расположение полос в Словакии и Словении, красно-сине-белое –
в Сербии, красно-бело-синее – в Хорватии. Так Российский флаг стал прототипом
флагов других славянских государств.)
5. Когда празднуется День Государственного флага Российской Федерации?
(22 августа 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял постановление “Об официальном
признании и использовании Национального Флага РСФСР” .В память о восстановлении
государственного флага и в целях воспитания уважительного отношения граждан к
государственным символам установлен праздник – День Государственного флага
Российской Федерации, 22 августа.)
6. Откуда появилось сочетание черного, желтого и белого цветов в российской
символике?
(При Александре 1 черно-желто-белые цвета стали восприниматься как
государственные. На знаменах полков русской армии черный орел занимал золотое
поле. Черный и золотой цвета символизировали порох и огонь Эти цвета были на
ленте военного ордена Святого Ге opгия. Черно-желто-белая гамма считалась и
императорской. Золотую мантию государя, подложенную белым горностаевым мехом,
украшали черные двуглавые орлы. В 1858 г. Александр 2 окончательно утвердил этот
второй триколор .Цвета флага соответствовали цветам государственного герба , их
тpaктовали как символы земли, золота и серебра.)
7. Что символизируют цвета российского Государственного флага?
На расположение полос и цвета флага повлияли русские традиции Славянские народы
предпочитали красные, белые, синие, зеленые краски Белый – божественный свет,
олицетворял мир, чистоту, благородство, Синий – небесная сфера, был символом
Богоматери, покровительницы Руси. Красный – как бы обозначал земной мир, символ
отваги и мужества, цвет крови, а так же синоним красивого.
Все три цвета соответствовали и московскому гербу: на белом коне Святой Ге opгий
в синей мантии на красном поле щита.
В 19 веке сочетание трех цветов объясняли порой как символ союза 3 славянских
народов: белый – белорусов, синий – украинцев, красный – русских.)
8. Когда в России впервые использовали красный флаг как знак революционного
движения?
(6 декабря 1876 г. организация народников “Земля и воля” организовала
демонстрацию перед казанским собором в Петербурге. Было развернуто красное
знамя, собралось около 400 человек, в основном студенты. Полиция натравила на
них дворников, приказчиков. Началось избиение. Мирная демонстрация была
разогнана.)
9. Что символизировала гoлyбая полоса вдоль древка на флаге РСФСР?
Какие еще страны имеют красные флаги?
(Гoлyбая полоса вдоль древка появилась на флаге РСФСР в 1954 году. Она
символизировала природные богатства и водные просторы России. После Второй
мировой войны красными стали флаги Китая, Вьетнама, Монголии и Северной Кореи.)
10. В каких случаях поднимался императорский штандарт?
(Штандарт обязан своим появлением в России Петру Первому. Его поднимали там, где
находился в тот момент император. По статусу штандарт означал присутствие,
бодрствование и работу государя императора. При подъеме штандарта на мачту судна
или над крепостью полагался салют из 31 залпе. Находящиеся в пешем строю
армейские части должны были преклонять свои знамени. На судовом штандарте
двуглавый орел держал не скипетр и корону, а карты четырех морей – Белого,
Черного, Каспийского и Балтийского.)
Вопросы, посвященные Государственному Гербу.
1 .Как называется наука, изучающая гербы?
(Геральдика.)
2. Какой вид имел родовой знак у Рюриковичей?
(Первоначально знак Рюриковичей представлял собой двузубец .Самые древние
изображения этого знака известны с конца 9 – начала 10 в., т. е. времени
княжений Олега и Игоря и образования Древнерусского государства. . Изображения
знаков находили и на печатях и на предметах вооружения и снаряжения воинов и на
глиняной посуде и на кирпичах для строительства Десятинной церкви в Киеве. . Все
это привело историков к мысли, что знаки Рюриковичей были знаками собственности
княжеской династии.)
3. Какие два меха использовались в российской геральдике?
(Горностаевый и беличий . Горностаевый мех использовался в основном для мантий в
княжеских гербах и в государственном гербе. Графически горностаевый мех
обозначался белым полем, усеянным черными хвостиками, а беличий – гoлyбыми
значками, напоминавшими развернутые шкурки белок, по серебряному полю.)
4. Что изучает сфрагистика?
(Сфрагистика – наука о печатях.)
5. Известно, что распространенной эмблемой русских княжеств был лев(в
некоторых случаях леопард или барс) . Встречается он и на печатях
галицко-волынских князей Андрея и Льва Юрьевичей. А где еще остался лев с 13
века?
(Князь Даниил Романович основал город Львов.)
6. Чем объяснялись три короны в российском государственном гербе 17 века.
(Царский указ “О титуле царском и о государственной печати” от 14 декабря 1667
г. Содержал официальное описание российского государственного герба.
Примечательно, как в этом указе объясняется наличие в гербе трех корон.
Оказывается, это знак подчинения российским государем трех татарских ханств –
Казанского, Астpaxaнского и Сибирского.)
7. В современном гербе на гpyди орла в красном щите – серебряный всадник –
Ге opгий Победоносец. Еще в гербе какой страны изображен Святой Великомученик и
Победоносец Ге opгий?
(Это герб Грузии. На современном гербе Ге opгий в лазуревом вооружении , с
золотым на гpyди крестом…сидящий на черном коне…поражающий…копьем…дpaкона.)
8. У современного российского герба девиза нет. Девизом российского
дореволюционного герба были слова “С нами Бог”. А каков был девиз советского
герба?
(Девизом советского герба был призыв из Манифеста Коммунистической партии
К.Маркса “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”)
9. У Индии – 4 льва, у Эстонии – 3 леопарда, у России – двуглавый орел, у
Новгорода – 2 медведя . А что у Сибири?
(А у Сибири – два черные соболя, стоящие на задних лапах и поддерживающие
передними, одной– золотую пятизубцовую корону, другую – червленый лежащий лук и
две крестообразно, остриями вниз поставленные стрелы. Герб символизировал пушные
богатства Сибирского края.)
10. На современном гербе , как и на дореволюционном орел в лапах держит
скипетр и державу. А что предлагали “подержать” орлу художники в 1918 году?
(В 1918 году появились предложения приспособить герб Российской империи к новой
эпохе. Так художником М.В. Добужинским на здание Адмиралтейства было помещено
изображение двуглавого орла с серпом и молотом в лапах. Другой проект
предполагал – вместо корон – звезды и шапку – буденовку, а в лапах – палка и
булыжник – “оружие пролетариата”.)
Подведение итогов игры.
Объявляется комaнда – победительница, призеры конкурса, лучший игрок. Можно отметить наиболее активного знатока среди зрителей. Проводится награждение.
Рекомендуемая литература.
- Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. – М.: “ТИД “Русское слово – РС”, 2002.
- Ворожейкина Н.И. и др. Рассказы по родной истории: Учебн. для 5 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1993.
- Зырянов П.Н. История России, 19 в.: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1997.
- Иванова Л.Ф. “ Пятиклассники изучают символику современной России”, ж. “Преподавание истории и обществознания в школе” № 8 2002. с. 40–46
- Рожков и др. “Государственные символы России”, ж . “Преподавание истории и обществознания в школе” № 1 2003.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Урок для учащихся 5-го класса предназначен для проведения внеклассного занятия или повторения пройденного материала по теме "История Древнего мира". Цели игры: раскрытие знаний по истории Древнего мира; стимулирование интереса учащихся к истории; развитие творческих способностей; воспитание коллективизма, уважение к наследию народов древности. Для достижения данных целей урок проводится в форме игры "Что? Где? Когда?"....
27 02 2021 16:33:15
Одним из основателей Благовещенска, давшим имя городу и сделавшим его духовным центром огромного Дальневосточного региона России, был святитель Иннокентий (Вениаминов). Празднование его памяти установлено дважды в год: 31 марта - в день блаженной кончины и 23 сентября – в день его прославления
...
26 02 2021 18:38:55
Творчество учителя проявляется в самосовершенствовании, в поиске наиболее эффективных приемов работы, в создании собственной системы работы.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) соответствует приоритетам современной жизни. Применять технологию начала с 5-го класса. Для 5-го класса получился набор приемов технологии критического мышления для уроков истории....
25 02 2021 15:51:52
Программа курса «Основы жизненного самоопределения» для 5-го класса. В основу программы легли некоторые обществоведческие курсы, существующие в образовательной среде. Цель курса — формирование социальной компетентности. Данный курс можно использовать не только в рамках изучения предмета, но и во внеклассной работе....
24 02 2021 8:17:28
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
23 02 2021 12:48:20
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа".
Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения.
...
22 02 2021 0:24:13
Данный урок дает возможность смыслить обстоятельства вступления Петра I на царский престол, особенности становления его как личности, понять сущность реформ. Воспитать чувство гордости у учащихся за победу русской армии в Северной войне, давшую выход к Балтийскому морю, рост международного авторитета России, ставшей великой державой – Империей.
...
21 02 2021 15:16:10
Данный урок предназначен для 6-го класса, который изучает Историю Древнего мира. Он познакомит учащихся с тем, как происходило объединение Китая, с кем китайцы вели завоевательные войны. Ученикам предстоит выяснить, для чего была построена Великая Китайская стена и как она выглядела....
20 02 2021 3:19:21
Предложенная разработка урока содержит учебную информацию в доступном для освоения учащимися виде, знакомит учащихся с причинами, содержанием и итогами реформ П.А. Столыпина....
19 02 2021 7:50:20

Урок формирует у учащихся целостное представление о дружбе как высшей нравственной категории. На уроке используется презентация, электронное приложение к учебному пособию "Основы религиозных культур и светской этики"....
18 02 2021 2:43:20
Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...
17 02 2021 7:42:20
Цель игры: формирование гражданственности для становления ценностей, развивающих цивилизованное общество, справедливость, демократию, уважение закона, успешную социализациюи интеграции в социум....
16 02 2021 17:47:24
Предлагаемый материал представляет интеграцию русского языка и истории в 5-м классе при изучении особенностей письменности разных стран (по истории) и графики (по русскому языку). Подобные уроки повышают мотивацию, способствуют формированию целостной картины мира, позволяют систематизировать знания по разным предметам, обладают большей информативной ёмкостью (опережающие домашние задания для разных групп учащихся), способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания.
...
15 02 2021 0:22:30
В процессе изучения истории большую роль играет работа с историческими источниками. Изучение документа приближает учеников к изучаемой эпохе. Тема: "Законы царя Хаммурапи" в 5-м классе позволяет использовать на уроке кодекс законов, который содержит 282 статьи. Работа с данным документом открывает большие возможности для использования личностно-ориентированного подхода на уроке....
14 02 2021 0:42:45
Игра составлена для учащихся 6-х классов. Её можно использовать не только на итоговом повторении, но и во внеклассной работе. Презентация в PowerPoint позволяет не только организовать игру, но и формировать визуальные образы по истории и культуре марийского народа с древности до конца XVI века....
13 02 2021 20:29:23
Материал игры соответствует курсу истории древнего мира (раздел Древняя Греция) по учебнику Годер А.А. Игра способствует созданию условий для эффективного повторения и закрепления материала по теме. Развивает умение вычлeнять главное и второстепенное, творческие способности учащихся, умение применять знания в нестандартных ситуациях, работать в группе, воспитывает интерес к предмету и чувство уважения к истории....
12 02 2021 11:12:58
Необычность урока в том, что проводится он двумя учителями истории, чтобы наглядно продемонстрировать учащимся возможность разной интерпретации и оценки одних и тех же исторических фактов. Учащиеся после урока отмечали, что нелегко определиться с выбором, если каждый учитель настойчиво отстаивает свою точку зрения, противоположную версии другого учителя. Но именно в такой ситуации дети учатся размышлять, делать выводы, отстаивать своё мнение и опровергать аргументы оппонентов. ...
11 02 2021 4:56:54
Урок знакомит обучающихся с новыми понятиями (язычество, капище, идол, религиозный обряд, волхвы), развивает образное мышление, обогащает лексический запас и формирует эрудицию. Цель урока - развитие у учащихся первичных представлений о верованиях и обычаях восточных славян....
10 02 2021 8:27:31
Преподавание спецкурса "Мы - славяне" ведется в школе с 2000 года. Курс способствует формированию у обучающихся чувства национального самосознания через изучение мифологии, фольклора, быта наших предков - древних славян.
Предложенный урок относится к изучению раздела "Жилище" и содержит элементы поисковой краеведческой деятельности.
Занятие имеет большое значение для понимания того, что жилище является воплощением мифологического мировоззрения наших предков. В процессе преподавания осуществляется межпредметное взаимодействие уроков истории, литературы, изобразительного искусства, с науками: филологией, этимологией и фольклором и этнографией.
...
09 02 2021 2:36:18
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
08 02 2021 4:49:22
В материале представлен урок истории (Образовательная система "Школа-2100") по теме "Вставай, страна огромная". В ходе урока даётся образ ВОВ как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны полвека назад; показан образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма; воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков.
...
07 02 2021 2:10:54
Урок изучение нового материала в игровой форме формирует представление учащихся о культуре греков, воспитании сильных и мужественных защитников родины в связи с увлечением Олимпийскими играми, которые сближали свободное население Греции. Форма обучения – групповая....
06 02 2021 6:49:48
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
05 02 2021 1:44:44
В ходе урока дается представление о первых олимпийских играх, традициях.
Проводится самостоятельная работа с документом. Учащиеся читают историческую карту с опорой на легенду, находят и показывают на ней историко-географические объекты....
04 02 2021 18:38:14

Внеклассное мероприятие о 46-м гвардейском полку ночных бомбардировщиков, единственном в мире, полностью состоящем из женщин. Средства виртуальной экскурсии показывают героизм дeвyшек и привлекают подростков....
03 02 2021 4:17:23
В истории Великой Отечественной войны Сталинградское сражение занимает особое место. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. здесь шли ожесточенные бои, ставшие переломным моментом Второй мировой......
02 02 2021 6:17:49
Основной акцент на уроке – знакомство учащихся с мифами Древней Греции, историей возникновения Олимпийских игр, первыми спортивными достижениями. Просматривается связь развития Олимпийских игр древности и современности. Формой организации учебной деятельности является проведение театрализованной игры «Голоса эпохи», которую учащиеся готовят заранее. Материал способствует развитию творческих сил, способностей и направлен на развитие интереса к спорту, к литературе....
01 02 2021 4:13:48
В России государственные символы стали строго регламентированы только в конце ХIХ века. До этого изображение государственного герба менялось при каждом новом царствовании. При подробном знакомстве с историей России соответствующего периода видишь, что эти изменения не случайны и, как и во всяком символе в гербе воплощается основная идея того или иного исторического периода. Именно этот факт и использован для обобщения материала по истории России конца ХV - начала ХVI века, завершающего периода в образовании Российского централизованного государства.
...
31 01 2021 18:44:20
Урок знакомит учащихся с личностью Александра Невского, ходом Невской битвы и Ледового побоища. В завершающей части урока учащиеся делают выводы о значении побед великого полководца для русского народа.
...
30 01 2021 11:48:52
Представленный урок помогает осознать, что гражданская война стала национальной трагедией народа. Он формирует у учащихся представление о "третьей силе", которая противостояла белому и красному движениям. Ученики выясняют причины и хаpaктер "малой" гражданской войны. На уроке продолжается формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним; умение готовить и выступать с сообщениями....
29 01 2021 16:11:52
Урок построен как проблемный с дополнительными материалами, презентацией и другими учебными ресурсами. На уроке предполагается работа учащихся в группе, выступление ученика, получившего опережающее задание, представителей от каждой группы. В конце урока оценивается работа каждого ученика в группе и индивидуально, что даёт возможность заработать оценки всем ученикам....
28 01 2021 4:25:45
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
27 01 2021 12:55:18
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края.
Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности.
...
26 01 2021 9:35:30
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
25 01 2021 23:56:18
Неумение работать с информацией является одной из проблем российских школьников. Историческая и контурная карты могут научить учащихся работать с информацией и сделать возможным обучение на продуктивном уровне. Отработка алгоритма работы с контурной картой является первым шагом на пути к освоению предметного навыка....
24 01 2021 19:27:19
Место где ты родился, где живут родные и близкие тебе люди, друзья, где все тебе родное и знакомое, называется малой Родиной. С чувством Родины не рождаются; это чувство проникает в нас постепенно, с улыбкой мамы, с ощущением, в котором ты живешь, с видом родной и единственной до боли знакомой улицы, образа людей, которых ты видел каждый день и говорил им «здравствуйте». Чувство малой Родины греет и сопровождает нас всю жизнь, помогает преодолевать самые трудные вершины жизни....
23 01 2021 23:47:10
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
22 01 2021 21:44:58
Вряд ли есть тема в русской истории лучше освещенная, чем эпоха Петра I. Противоречивые оценки личности и деяний Петра Великого всегда делали эту тему привлекательной, и на этой ниве написано немало трудов, в том числе и методических разработок. У ребят есть прекрасная возможность не только углубить свои знания об императоре, но и, что наиболее ценно, использовать эти знания в новой для них ситуации – работая с предложенной литературой, анализируя ее, делая выводы, сравнивая разные точки зрения, формируя собственное мнение, учась аргументировать его....
21 01 2021 15:46:16
Урок может быть использован учителями истории в 7-м классе. Целями урока являются закрепление и расширение знаний учащихся о Реформации и способах борьбы католической Церкви с ней....
20 01 2021 16:56:58
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
19 01 2021 8:17:18
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
18 01 2021 14:55:18
В настоящее время, чтобы овладеть вниманием учащихся, удивить, заинтересовать, увлечь своим предметом, повысить эффективность занятий необходимо внедрять в свою работу нестандартные формы обучения. Подготовка к этим урокам сложная, требует мобилизации знаний, времени, более высокого уровня организации труда как самого учителя, так и учащихся....
17 01 2021 21:23:46

Данный урок является последним уроком в разделе «Политические системы западных демократий» по учебнику Кузовлева В.П. English 10–11. Представляет собой урок-соревнование, целью которого является повторение во всех видах речевой деятельности ранее изученные лексические единицы по теме «Политические системы России, Великобритании и США» и совершенствование умений и навыков устной и письменной речи, систематизация лексического и грамматического материала по данной теме....
16 01 2021 3:50:28
Эта работа предназначена для учителей, испытывающих трудности в систематизации материала, для тех, кто только начал свою карьеру, и всем заинтересованным лицам.
...
15 01 2021 11:29:18
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
14 01 2021 3:25:37
Интегрированный урок русского языка и истории позволяет расширить уже известные знания из курса 5-го класса по истории Древнего мира, а также актуализировать знания по фразеологии русского языка, по развитию речи. Групповые задания, предлагаемые на уроке, направлены на развитие логического мышления, умения сопоставлять исторические факты с эпизодами художественного произведения, обеспечивая более полный комплексный анализ текста поэмы.
...
13 01 2021 17:53:13
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
12 01 2021 14:17:29
В условиях перехода к ЕГЭ актуально проведение урока изучения нового материала с возможностью повторения значительного объема предшествующих событий. Хорошая возможность для такого повторения создается при изучении работ передвижников, в которых отображены события российской истории.
...
11 01 2021 9:24:33
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
10 01 2021 13:50:15
The main thing today is to summarize the whole information you have found in our home reading book "Great Britain", in the Net, in different libraries, watched the film. During our lesson we'll speak English because we are going to speak about people who ruled England from 11 till 17 centuries. So the topic of our lesson is The Great people of Great Britain. William the Conqueror, Henry VII and Henry VIII, Bloody Mary, Elizabeth and others....
09 01 2021 19:31:26
Каждый учитель хотел бы, чтобы его уроки были интересными и запоминающимися. Поэтому приходится искать новые решения для успешного обучения детей и повышения интереса к преподаваемому предмету.
В данной разработке предлагается вариант проведения урока по истории средних веков в 6-м классе по теме "Самая долгая война" в форме презентации. В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде слайдов с текстом, содержащим ключевые моменты темы и web-сайта.
Предложенный урок способствует более глубокому усвоению достаточно сложного и обширного материала с опорой не только на слуховую, но и на зрительную память, а также повышению интереса к истории.
...
08 01 2021 22:16:44
Современным школьникам мало известно о подвигах советских ученых в годы войны, об открытиях и изобретениях, сыгравших немаловажную роль в победе над фашизмом. Данный урок рассказывает о деятельности выдающихся физиков в годы войны, их мужестве, героизме, самоотверженном труде, благодаря чему, наша армия была обеспечена новым вооружением, новыми технологиями и одержала победу....
07 01 2021 7:55:48
Урок посвящен 1150-летию Российской государственности. На уроке учащиеся приводят найденные ими в источниках необходимые сведения, комментируют их. Под руководством учителя анализируют разные точки зрения и формулируют выводы. Важно организовать работу на уроке так, чтобы у учащихся формировалась информационная компетенция и воспитывался интерес к историческому прошлому страны....
06 01 2021 4:11:33
Цель: популяризация исторических знаний в увлекательной форме – интеллектуальная комaндная игра, повторение материала, изученного в курсе истории Древнего мира, Средних веков и Нового времени на морскую тематику. Игра составлена с электронным табло, представляющим собой поле (наподобие известной игры "Морской бой")....
05 01 2021 5:11:49
Сценарий открытого урока по истории с элементами театрального действия, цель которого – в яркой, красочной форме познакомить учащихся с историей возникновения Олимпийских игр. Учащиеся в ходе урока познают национальный колорит Древней Греции: звучит греческая музыка, участники театрализованного действия одеваются в костюмы прежней эпохи. На уроке не только изучается и повторяется материал по истории Древней Греции, но и используется дополнительная информация....
04 01 2021 12:22:10
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
03 01 2021 13:16:56
Урок посвящен 100-летию Первой мировой войны. Проходит в форме игры, в которую включены основные события по теме....
02 01 2021 23:26:39
Данная тема по обществознанию изучается в 7-м классе. На представленном уроке важно донести до учеников не только правовую сторону вопроса, но и важность охраны природы с человеческой точки зрения. Поэтому на уроке используются различные педагогические технологии: сравнение, поэтическая мастерская, инсценировки. В уроке видна метапредметная связь (литература и русский язык). Этот урок отличается от обыкновенного тем, что ученики работают с буклетом на протяжении всего урока....
01 01 2021 21:46:28
Урок формирует у учащихся представление о гуситском движении, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивает навыки работы с документами. Ученики формулируют тему урока, определяют его цели. На уроке обращается внимание на нравственный аспект поведения: верность своим убеждениям, честность, стойкость, мужество....
31 12 2020 15:18:39

Обобщаются знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека. Акцентируется внимание на социальных аспектах этих проблем: необходимость совместных усилий для их разрешения, значение и роль различных общественных институтов в их решении....
30 12 2020 18:13:19
В работе "Древние жители Кузнецкой земли" представлены вопросы краеведческой викторины и викторины по истории Древнего мира, лекция, знакомящая с климатическими условиями и занятиями древнейших людей, живших на территории нашей области в древнекаменный, бронзовый и железный века, примерный план, который составляют учащиеся по ходу лекции, исторические источники....
29 12 2020 5:13:59
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
28 12 2020 5:41:39
Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....
27 12 2020 18:58:39

Победа советского народа в исторической битве на Курской дуге летом 1943 года, которая во многом определила итог всей Второй мировой войны, является одним из ключевых событий истории XX в. Представленный урок сообщения новых знаний с использованием мультимедийных средств обучения ставит своей задачей не только изучение нового материала, но и активизацию интереса учащихся, развитие навыков работы с электронными образовательными ресурсами....
26 12 2020 17:29:44
Цели урока: познакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой и скульптурой; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры....
25 12 2020 5:30:49
Сценарий учебного занятия по всеобщей истории в 11-м профильном классе разработан с использованием технологии развития критического мышления. Ученики изучают историю вопроса, анализируют содержание документов о глобализации, составляют кластер по документу №1 с учётом знаний, полученных в результате работы над опережающим заданием, и отвечают на вопросы по документу № 2.
...
24 12 2020 23:44:44
В основе предметно-классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. Внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Возникает потребность в объедении знаний разных наук об объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин....
23 12 2020 7:34:57
Гуманизация образования предполагает активизацию интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Помимо данных составляющих, необходимо учитывать ряд психологических факторов, таких как стремление к успеху и победе. В связи с этим желательно использовать в ходе проверочных занятий различные формы опроса, при которых сама деятельность наполнялась бы определенным эмоциональным содержанием и интересом. Данное занятие помимо проверки знаний выполняет роль повторения и обобщения ранее изученного материала.
...
22 12 2020 17:12:13
Учащиеся должны осознать сущность «Восточного вопроса», причины его обострения к середине ХIХ века, цели России и государств Западной и Центральной Европы при решении «Восточного вопроса», ход Крымской войны, героическое поведение русских военных моряков и защитников Севастополя, причины поражения России и последствия этого поражения для России как необходимый стимул для преобразований, реформ....
21 12 2020 17:57:49
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
20 12 2020 18:27:29
Представлен интегрированный урок в блоке тем по культуре Древней Греции. Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, изготавливают театральные маски, играют отрывки из комедий и трагедий античных авторов.
...
19 12 2020 12:15:30
Факультативное занятие, помогающее учащимся раскрыть причины реформ Никона, развивающее умение анализировать и оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекая их из исторических источников....
18 12 2020 19:28:46
Правовая игра рассчитана на учащихся старших классов. Проводится с целью вовлечения их в политическую жизнь и формирование гражданской позиции. Основана на знании основных конституционных терминов. Даёт представление об управлении Российской Федерацией. Учит применять свои знания в жизни. Ориентирована на активное участие болельщиков. С новой стороны подходит к историческим и литературным персонажам.
...
17 12 2020 0:15:39
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления.
...
16 12 2020 20:16:47

Презентация подходит для урока-путешествия или экскурсии. Учащие готовят сообщения и презентации о культуре Киевской Руси. Развивается речь ученика....
15 12 2020 5:59:44
Представлен конспект отрытого урока по истории в 5-м классе по теме: "Древнейшая Греция. Греки и критяне". Урок разработан на основе учебно-методического комплекса Г.И. Годера "История Древнего мира"....
14 12 2020 22:46:32
Урок формирует познавательные навыки учащихся, расширяет кругозор, формирует умение анализировать информацию, работать с текстом по плану, высказывать свою точку зрения. Учтены возрастные особенности учащихся (сочетание различных видов деятельности)....
13 12 2020 19:36:38
Урок-исследование. В ходе урока у учащихся формируется национального самосознание, патриотизм и гражданственность, уважение к историческому прошлому своей Родины. Создается ценностно-значимая педагогическая ситуация, которая стимулирует активность старшеклассников по осмыслению и присвоению гуманистических ценностей. Урок способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности, умений обучающихся, повышению их культуры общения....
12 12 2020 5:52:19
Основатели Тейковской мануфактуры Каретниковы внесли свой вклад не только в развитие промышленности края и страны, они принесли славу Родине своими тканями, которые неоднократно получали награды на международных выставках. Это были люди, которые заботились не только о своих доходах, но и о нуждах села. Благодаря их стараниям в селе стали появляться учебные заведения, доступные для простого народа....
11 12 2020 14:21:23
Внеклассное занятие по истории, на котором ученики, работая с историческими документами, учатся определять, что обозначают символы современного герба РФ, прослеживая процесс развития герба как символа России.
...
10 12 2020 18:48:15
Комбинированный урок по истории России "Внешняя политика" для 9-го класса позволяет рассмотреть внешнюю политику СССР в ХХ в. как единый исторический процесс, проследить основные тенденции в ее развитии. Урок позволяет развивать умение работы с учебником, работать со схемами, заполнять таблицу, делать выводы. Урок воспитывает чувство ответственности за свою Родину и свой политический выбор....
09 12 2020 14:13:42
На уроке учащиеся знакомятся с названиями греческих колоний и их расположением, анализируют причины основания колоний древними греками, повторяют основные термины, сравнивают образ жизни древних греков и местных жителей. Одновременно с усвоением нового материала повторяются пройденные ранее темы – «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Финикийские мореплаватели». На уроке учащиеся активно работают с картами и иллюстрациями в учебнике, применяется метод драматической интриги....
08 12 2020 14:41:14

Цель игры: повторить и обобщить знания учащихся по теме "Политика"; познакомиться с заданиями ГИА по этой теме; развивать навык групповой работы и с заданиями в форме ГИА....
07 12 2020 17:40:43
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
06 12 2020 8:57:15

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
05 12 2020 23:50:49

Цель урока: формирование у учащихся представлений о могуществе католической церкви и ее роли в средневековом обществе....
04 12 2020 19:53:29
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
03 12 2020 13:30:25
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX века сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса....
02 12 2020 4:50:11
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
01 12 2020 19:52:56
Урок можно разделить условно на две части: теоретическую и пpaктическую. В процессе изучения ученики работают самостоятельно по учебнику, слушают доклады, в качестве закрепления материала работают с тестом и решают проблемный вопрос. Данная работа может быть использована на уроках истории с целью повышения интереса у учащихся к историческому прошлому.
...
30 11 2020 11:25:51
Представленный учебно-тематический план определяет содержание, объем, порядок изучения истории в коррекционной общеобразовательной школе с учетом целей, задач и особенностей контингента обучающихся. В нем определены основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения истории....
29 11 2020 14:36:36

Интегрированная историческая игра посвящена XXII-м зимним Олимпийским играм «Сочи-2014». Ученики знакомятся с историей Олимпийских игр и олимпийского движения в России....
28 11 2020 19:51:37
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной системе СПО является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности....
27 11 2020 3:25:50
Проект создает наглядные пособия по истории Отечества путем организации самостоятельной деятельности учащихся....
26 11 2020 22:40:42
Новый материал изучается несколькими способами: составление ответа по плану на основе учебника; обобщение фактов, приведенных в сообщении ученика; работа с историческими документами. Значение и недостатки реформ заносятся в таблицу, на основе которой ученики формулируют свою оценку преобразований....
25 11 2020 9:35:56
Урок обществознания по теме "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории" - урок с использованием ИКТ. Приёмы работы с текстовой информацией разнообразны, учащиеся могут работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных носителях. Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с информационными текстами. Урок проводится в 11-м классе. Особенность урока - данный урок тесно связан с курсом истории, учащиеся уже имеют исторические знания и представления.
...
24 11 2020 6:39:16
На уроке изучаются события лета 1942 – зимы 1943 года на Кавказе. Особое внимание уделяется изучению материала регионального компонента. Конкретизируются события 1942 г. в станице Курской. Материалы об оккупации станицы представлены в сообщениях учащихся и в презентации. Урок воспитывает чувство гордости и уважения к станичникам, пережившим фашистскую оккупацию.
...
23 11 2020 0:30:29
В статье показана роль краеведения в современном образовательном процессе. Из опыта работы представлена одна из возможностей расширения знаний обучающихся по краеведению, овладения навыками исследовательских изысканий и публичных выступлений.
...
22 11 2020 20:57:27
Урок поможет шестиклассникам осознать смысл понятий "время", «хобби». Научит рационально и с пользой использовать свое свободное время. Занятие позволяет раскрыть творческие способности ребят, научит их вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения....
21 11 2020 15:51:44
Урок способствует развитию критического мышления учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их роли в мировой истории; способствует развитию мировоззрения учащихся на исторических примерах прошлого, помогает формировать навыки работы учащихся с книгой, картой, таблицей, историческими источниками....
20 11 2020 18:37:19
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::