Проверочные работы    

Интегрированный урок по истории России и МХК в 6-м классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославле Мудром"

Урок с компьютерной поддержкой построен в системе интерактивного обучения с использованием метода формирования критического мышления, включающего три стадии: вызов, осмысление, размышление (рефлексия).

Цель: дать представление о второй усобице на Руси после смерти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охарактеризовать духовную составляющую периода становления государства.

Тип урока: урок изучения нового материала.

План урока.

  1. Вторая усобица. Смерть Бориса и Глеба. Приход к власти Ярослава Мудрого.
  2. Международное признание Руси.
  3. Киевский Софийский собор. Деятельность Иллариона. Развитие образования.
  4. Зарождение древнерусской литературы
  5. Древнерусское искусство.
  6. Художественное ремесло
  7. Законодательная деятельность. Русская Правда.
  8. Формирование древнерусской народности.

Оборудование урока: карта “Киевская Русь в IX-XII вв.”, компьютер, проектор, экран.

Ход урока

I. Стадия вызова.

Происходит актуализация имеющихся знаний по теме. Активизируется внимание всех учеников – и слабых и сильных, рождается интерес к предмету разговора, появляется возможность самостоятельно определить цели познавательной деятельности.

До сих пор мы вели речь, главным образом, о политической истории Киевской Руси, об укреплении княжеской власти над населением, об отношениях Древнерусского государства с соседями. Но история – это не только войны и походы. Нельзя представить себе общество, не зная его традиций, обычаев, законов, духовной составляющей. Сегодня мы поговорим о духовной сфере жизни общества в период правления Ярослава Мудрого.

Приложение 1. Презентация, слайд №1, 2

Задание классу. В течение урока вы должны:

  1. Собрать доказательства расцвета Древнерусского государства
  2. Выяснить, почему Ярослав получил прозвище Мудрый.

II. Стадия осмысления.

Учащиеся знакомятся с новой информацией, идеями и понятиями, увязывают их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживают свое понимание.

Вопрос классу. Какие события предшествовали занятию Ярославом киевского престола? Ведь он не был старшим в роду.

Усобицы среди сыновей Владимира, как и в предыдущем поколении между сыновьями Святослава завершились победой одного из братьев.

Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015-1019). Дружинники Владимира предпочли бы видеть на престоле Бориса. Владимир собирался передать Киевский престол своему любимцу Борису, жившему при нем. Дружинники предлагали Борису свергнуть Святополка. Если верить летописи, Борис отказался, заявив, что не поднимет руку на старшего брата, который будет ему вместо отца.

Однако Святополк, опасаясь Бориса как возможного соперника, велел убить его.

(Сообщение учащихся об убийстве Бориса)

Вслед за убийством Бориса, настал черед и Глеба, мести которого мог страшиться Святополк.

Ярослав выступил против Святополка и одолел его.

Затем князь Мстислав, с которым он разделил земли по Днепру и лишь в 1035 г. после смерти Мстислава киевский князь стал “самовластцем” в Русской земле.

Избавившись от всех других претендентов на власть, Ярослав стал спокойно и мудро править в своем государстве. Время его княжения стало годами расцвета Древнерусского государства, строительство которого завершилось именно при Ярославе.

2. При Ярославе Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы.

Династический брак – брак между представителями правящих династий разных государств.

Презентация, слайд №3

Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским, норвежским королями, польский король женился на сестре великого князя, а внучка вышла замуж за германского императора. Сын Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода Владимир, – Мономах.

Вывод: Ярослав стремился укрепить положение Руси с помощью династических браков.

Презентация, слайд №4

Илларион писал о киевских князьях: “Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли”

Вопрос классу. Как вы понимаете эти слова Иллариона?

3. При Ярославе Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. В городе было около 400 церквей, 8 рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав годом ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор – храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же в Киеве были сооружены Золотые ворота – парадный въезд в столицу Древней Руси. Над ними была сооружена надвратная церковь. Много легенд связано с Золотыми воротами: через них стремился войти в город враг, чтобы продемонстрировать свою победу, через них въезжали и самые почетные гости.

Презентация, слайд №5

Этими постройками город как бы подчеркнул свое желание не уступать по величию Константинополю. Вслед за строительством Софии в Киеве Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке и др. На территории Руси известно около 15 каменных храмов 11 – начала 12 века, близких по стилю.

Задание. Сравнить Киевский Софийский собор и Новгородский Софийский собор.

Презентация, слайд № 6, 7

Колокольный звон, приложение 3

В Софийском соборе была создана первая на Руси библиотека.

При соборах открывались школы. В Киеве при Ярославе в школах обучалось более 300 детей.

Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить без ведома константинопольского патриарха киевским митрополитом государственного деятеля и писателя, священника загородной княжеской церкви Иллариона. Это был образованный человек, талантливый публицист, наиболее известным его произведением является “Слово о законе и благодати” – религиозно-политический трактат о христианских заслугах князя Владимира и о праве Руси на древнее культурное наследие. Это торжественное и поучающее обращение он произнес при открытии Софийского Собора в Киеве.

Древняя Русь еще до официального принятия христианства знала письменность.

Задание. Докажите, что это верное утверждение.

Работа с историческим источником “Повесть временных лет”. Поиск доказательств.

С принятием христианства в среде господствующего класса стала распространяться грамотность. Ярослав Мудрый знал несколько языков. Он создал мастерские по переписке и переводу греческих книг на русский язык. Сам князь любил читать книги. Сын Ярослава Всеволод владел пятью языками. Анна Ярославна, королева Франции, умела читать и писать, в отличие от своего мужа, короля Генриха I, ставившего в документах вместо подписи крестик.

На Руси было много грамотных людей, особенно среди городского населения. Об этом свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются различные надписи. Огромное количество надписей (их называют граффити) обнаружено на стенах древних соборов. Большинство начинается словами “Господи, помози” и далее следует текст просьбы.

С XI века, после основания женского монастыря в Киеве и школы при нем, грамоте стали учить и девочек.

4. В XI веке на Руси появились письменные познавательные произведения, т.е. зарождается древнерусская литература. Первыми литературными произведениями были летописи.

Житие – литературное описание жизни людей, причисленных к лику святых.

Слово – торжественное и поучающее обращение.

Задание: Соотнесите термин и его объяснение

Презентация, слайд № 8

5. Издавна на Руси было развито деревянное зодчество. Каменное строительство началось в конце 10 века. Первые русские храмы были выстроены в строгом соответствии с византийскими архитектурными традициями. Построенный же в Киеве при Ярославе Софийский собор сочетал в себе славянские и византийские традиции.

В середине 19 века в одном из пределов храма отвалилась штукатурка. Миру неожиданно открылась древняя фресковая живопись.

Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке.

Штукатурка быстро сохнет, от художника требуется большое искусство, чтобы точно и быстро наносить краски.

Презентация, слайд № 9, 10

Особый интерес представляют изображения семьи Ярослава. Групповой портрет включает 12 фигур. На южной стене – младшие дочери во главе с Анной, будущей французской королевой. На западной – Елизавета, будущая королева Норвегии, великая княгиня Ирина, сам Ярослав и его старший сын Владимир. На северной – четыре сына князя: Изяслав, Святослав, Всеволод и Вячеслав.

Фрески Софии Киевской – единственный памятник светской монументальной живописи.

Другим элементом внутреннего убранства была мозаика.

Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.

Презентация, слайд № 11

Древние мастера умели создавать разнообразнейшие оттенки одного и того же цвета. Зеленый имел 25 оттенков, коричневый – 23, красный – 13 и т.д. Всего же в мозаичной палитре Софийского собора обнаруживается до 130 оттенков.

Необходимым украшением храмов были иконы.

Икона – это изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, сюжетов из Ветхого и Нового Завета.

Вопрос классу. Что отличает процедуру подготовки и создания иконы?

Первые иконы были написаны греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках. Эта икона получила название Владимирской Богоматери.

Презентация, слайд № 12

Художнику удалось передать сложную, противоречивую гамму чувств молодой женщины-матери: радость материнства, нежное любование своим ребенком и одновременно предчувствие мук, ожидающих ее дитя.

Икона. Князь Владимир, Борис и Глеб.

Презентация, слайд № 13

Множество икон, которые мы видим в храме, посвящены святым. Чтобы высшая церковная власть – собор – признал человека святым, он должен совершить в жизни что-то такое, что подтвердило бы его святость. Обычай канонизации пришел на Русь вместе с крещением из Византии. Сначала византийская церковь по представлению киевского князя канонизировала русских святых. Среди первых Ярослав Мудрый назвал Бориса и Глеба.

Святые – это реальные люди, которые особо почитались церковью. Между святыми и верующими устанавливаются особые, теплые, доверительные отношения. Николай Угодник любим вашими ровесниками, потому что считалось, что он приносит подарки к Рождеству и Новому году и кладет их под елку.

Презентация, слайд № 14

Церковь признает определенные свидетельства святости:

  • подвиги святого, которые он совершает во славу веры, христианства, христианской земли;
  • нетленные мощи, то есть его неразложившиеся останки;
  • чудеса, подобные тем, которые творил Иисус Христос, – исцеление больных, прозрение слепых, воскрешение мертвых.

Вопрос классу. Почему были канонизированы братья Борис и Глеб?

(За смирение и непротивление злу) Летопись подчеркивает кротость этих князей, почти добровольную готовность пойти на муки. Напоминая князьям о страдальческой кончине Бориса и Глеба, неустанно проклиная Святополка Окаянного, церковь пыталась смягчить княжеские распри, убеждала младших князей повиноваться старшим. Увы, князья нередко оставались глухи к этим увещеваниям.

6. Художественное ремесло

Русь славилась своими искусными ремесленниками: мастерами-оружейниками, кузнецами, гончарами. Высоким уровнем отличалось искусство русских ювелиров. Для изготовления украшений использовалась очень сложная техника.

Презентация исследовательской работы “Древнерусские украшения княжеско-боярского женского головного убора и виды ремесленной техники в Древней Руси” (зернь, скань, чернение, перегородчатая эмаль). Приложение 2.

Презентация, слайд № 15-24

Задание. Соотнесите термин и его объяснение.

Презентация, слайд № 25

7. Стремясь установить порядок и законность в своем государстве, Ярослав положил начало созданию на Руси письменного свода законов, который получил название – Правда Ярослава. Это старейший древнерусский свод законов.

Ограничивает кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали уже как пережитки. А если достаточно близкого родственника не окажется, то месть заменяется денежным возмещением.

Работа с документом (см. Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, 2009 г., с. 54)

Вопросы к документу. 1. Какие пережитки родового строя сохранились в Древнерусском государстве? 2. Что свидетельствует о зарождении феодальных отношений?

Вывод. Принятие единого свода законов имело огромное значение для объединения и укрепления Древнерусского государства.

8. Формирование древнерусской народности.

Вопрос классу. Что этому способствовало?

(См. Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, 2009 г., с. 48-49)

III. Стадия размышления.

Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражая это своими словами.

Вопросы классу.

Назовите доказательства расцвета Древнерусского государства.

Почему Ярослав получил прозвище Мудрый?

Презентация, слайд № 26-28

Задание. Составим синквейн о Ярославе Мудром.

Составление синквейна – один из приемов методики критического мышления. Синквейн – пятистрочное стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлексировать по какому-либо поводу.

Презентация, слайд № 29

Правила написания синквейна:

  • в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
  • вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
  • третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (три глагола)
  • четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
  • последняя строчка – это синоним одного слова, которое повторяет суть темы.

XI век – время становления духовности, XXI век – время ее возрождения.

Вопрос классу. Что же необходимо возродить?

(Ответы учащихся фиксируются на доске)

Видеофрагмент. Монолог Волшебника из художественного фильма “Обыкновенное чудо”, приложение 4.

Вопрос классу. А на что способны вы ради любви к матери, Родине, человечеству?

(Ответы учащихся фиксируются на доске)

Подведение итогов урока.

Всем спасибо!

Презентация (приложение 1)

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

"Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс

Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе « Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – практикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....

26 09 2020 11:54:58

Методическая разработка урока по новой истории в 7-м классе "Повседневная жизнь"

Урок проводится в технологии Р К М Ч П (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....

25 09 2020 23:41:29

Урок истории по теме "Избирательный процесс". 9-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с понятием избирательное процесс, избирательное право, получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах....

24 09 2020 16:56:31

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

23 09 2020 0:24:17

Конкурс методических разработок. Интегрированный урок истории и физической культуры на тему "Масленица: народные забавы"

Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и девушек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....

22 09 2020 14:52:21

Внеклассное мероприятие в форме виртуальной экскурсии по Эрмитажу. Тема: "Келья" шедевров"

Для формирования личности ребенка очень важна культурологическая составляющая его развития. Рационально увеличение времени изучения культурного наследия за счет внеурочной деятельности. Предлагаемый ресурс знакомит с Эрмитажем – не только музеем, но и удивительным миром, полным чудес; развивает ключевые компетентности учащихся....

21 09 2020 22:39:39

Методика использования текстов с ошибками и пропусками на уроках истории

Данный метод сочетает в себе элементы игры и исследования. В качестве примера предлагается рабочий лист по теме урока в 8-м классе: « Общественное движение в 80–90-х годах XIX века» по учебнику « История России XIX век», авторы А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М. « Просвещение», 2008., а также мультимедийную презентацию....

20 09 2020 23:20:40

Открытый урок по теме "Эпоха Петра I. Северная война"

Статья знакомит с основными событиями Северной войны. Раскрывается значение реформ, начатых Петром I. Развиваются навыки анализа фактов, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащиеся учатся работать с картой....

19 09 2020 20:28:54

Урок – сравнительный анализ "Русь и Золотая Орда. Иго или союз?" (10-й класс)

Творчески работающие учителя истории ищут способы совершенствования преподавания истории. Педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда ученики сами становятся соучастниками познания. Уроки, на которых исторические события и факты выстроены в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, способствуют развитию творческого мышления, всестороннему развитию личности, позволяют ученику проявлять свою индивидуальность и формировать прочные системные знания....

18 09 2020 12:56:12

Могучая внешнеполитическая поступь империи

Урок в 10-м классе посвящён внешней политике Екатерины II, победам русского оружия, деятельности великих полководцев XVIII века. Материал урока рассчитан на два занятия. Урок проводится с использованием И К Т, а также технологий интерактивного, проблемного обучения. В ходе урока демонстрируется не только презентация, подготовленная учителем, но и презентации учащихся. Такая форма работы повышает мотивацию учащихся к обучению. ...

17 09 2020 19:39:35

Конференция " Висло-Одерская наступательная операция 1945 года"

Конференция проводится с целью раскрыть значение Висло- Одерской стратегической наступательной операции, показать роль освободительной миссии Красной Армии в Европе, воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, гордость за героизм и мужество советских солдат....

16 09 2020 14:37:24

Урок-исследование в 5-м классе "Древний Китай. Что дали миру китайцы"

Урок ставит следующие цели: сформировать яркое представление о своеобразии китайской цивилизации на основании различных источников информации. Ученики смогут побывать в роли исследователей, которые узнают об изобретениях и открытиях древних китайцев, и сделать выводы о роли этих изобретений в наши дни. ...

15 09 2020 22:40:24

Урок обществознания по теме "Общество как сложная динамическая система"

Урок знакомит с различными определениями понятия "общество" на основе устойчивых словосочетаний, в которые входит данное слово; раскрывает сущность понятия "общество"; формирует представление об обществе как системе, состоящей из подсистем, то есть сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной и социальной), на основе графических моделей раскрывает взаимосвязь сфер общественной жизни; опираясь на знания учащихся о природе и обществе, определяет их взаимосвязь....

14 09 2020 13:59:21

Начало Северной войны

Урок изучения нового материала в 7-м классе служит обеспечению усвоения материала по теме; продолжению формирования умений и навыков работы с наглядными источниками; развитию способностей к обобщению и систематизации учебного материала; развитию аналитических навыков....

13 09 2020 14:37:14

Урок-квест "Социальные статусы и роли"

Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры....

12 09 2020 0:18:47

Библейские сказания. 5-й класс

История Древнего мира насыщенна яркими событиями и достоверной информацией. « Библейские сказания» раскрывают для детей мир божественной религии, христианских заповедей, формируют нравственные ценности учащихся....

11 09 2020 12:37:12

Активизация дополнительного чтения на уроках истории и обществознания

На уроке происходит применение полученных учащимся знаний на практике в ходе игры, при этом изучение нового материала и его закрепление объединяются в единый процесс. Перед учителем стоит проблема, как увлечь учащихся чтением. Дополнительная литература предусматривает осмысленное, а не механическое запоминание большого конкретно-исторического материала....

10 09 2020 0:19:57

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный характер образования и ориентирует образовательный процесс на практические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и практически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

09 09 2020 19:22:58

Железнодорожный пассажирский транспорт. 7-й класс

Представленный конспект урока С Б О в 7-м классе " Железнодорожный пассажирский транспорт" в специальной (коррекционной) школе VIII вида способствует формированию коммуникативной и социальной компетентности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Урок способствует формированию знаний по железнодорожному транспорту, учит определять виды железнодорожного транспорта....

08 09 2020 4:42:37

Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции

В статье обобщается опыт работы по изучению и применению метода учебного проекта в преподавании права. Доказывается значимость этого метода в формировании компетенций учащихся, необходимых для успешного выполнения заданий Е Г Э по обществознанию. ...

07 09 2020 13:51:30

Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен"

Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному пространству. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....

06 09 2020 13:33:52

Эпоха Екатерины II

На уроке учащиеся знакомятся с историческим портретом Екатерины II. Целью урока является знакомство с предпосылками, содержанием, с общей характеристикой внутренней политики. Показать роль дворянских привилегий и продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками....

05 09 2020 18:15:38

Урок мужества "Подвиг ваш бессмертен"

Вашему вниманию предлагается статья, в которой повествуется о блокаде Ленинграда....

04 09 2020 18:20:14

Проект педагогической технологии "Формирование познавательной активности обучающихся 5-х классов на уроках истории"

Я считаю, что разработанный мною проект целесообразно использовать учителям истории, работающим в 5-х классах. ...

03 09 2020 8:39:54

Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"

Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста " Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, " Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....

02 09 2020 16:41:18

Интегрированный урок (литература + история) "Историческая основа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»"

Интегрированный урок-лекция литературы и истории открывает серию уроков по изучению повести Пушкина. Урок проведён в 9-м классе слабослышащих II отделения, обучающихся по программе 8-го класса общеобразовательной школы (учебник " Литература" под ред. Г. И. Беленького. – М.: Просвещение, 1993). Разработан с целью знакомства учащихся с исторической правдой и художественным вымыслом Пушкина в работе над темой пугачёвского восстания. ...

01 09 2020 9:40:53

Урок-игра "Христианская церковь в XI–XIII веках. Крестовые походы"

Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....

31 08 2020 18:32:47

Урок истории в 9-м классе

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию урок истории в 9-м классе с использованием мультимедийного учебника по истории России XX века. Это учебник, изданный в 2001 году, предназначен по большей части для индивидуального обучения, что практически неосуществимо на обыкновенном уроке (нужна сетевая версия, 25—30 компьютеров и.т.д.). На данном занятии я попытался использовать достаточно богатый видео-, аудио- и иллюстративный материал мультимедийного пособия на этапе объяснения нового материала. ...

30 08 2020 21:32:45

Интегрированный урок (история + МХК) с использованием информационных компьютерных технологий на тему "Совершенствование реалистического метода в западноевропейской живописи. XIX век"

Урок предлагает учебный процесс, в котором будет использован субъектный опыт каждого ученика. Интегрированный урок истории, М Х К и информатики рассчитан на два учебных часа в 10-м классе. Урок создает условия для углубления и расширения базовых программных знаний по нескольким предметам, развития и совершенствования учебных умений, организации самостоятельной поисково-познавательной деятельности....

29 08 2020 13:28:27

Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года

В статье представлен конспект урока истории России по теме " Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея Г О У Н П О " П У № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....

28 08 2020 3:40:56

Вклад республики в достижение Великой Победы

Урок раскрывает роль тыла как одного из факторов победы советского народа над фашистской Германией. Учащиеся получают представление о том, какое участие принимала Б А С С Р в Великой Отечественной войне. В ходе лабораторной работы с источниками учащиеся знакомятся с развитием промышленности и сельского хозяйства Башкирии в годы войны....

27 08 2020 11:50:53

Контрольно-оценочная деятельность учителя истории в условиях подготовки к ЕГЭ

В статье рассматривается тестирование как одно из важных и эффективных форм контрольно-оценочной деятельности учителя. Тесты позволяют получить объективную оценку уровня знаний, умения и навыков учащихся. Использование тестов вносит в процесс обучения элементы состязательности и игры, помогает учащемуся снять психологическую напряженность во время уроков, а также самому оценить свои знания....

26 08 2020 11:26:33

Интегрированный урок по истории России и немецкому языку "Российские немцы в истории и культуре страны"

Урок является формой итогово-обощающего занятия по истории и немецкому языку, проводится в виде экскурсии немецкой делегации по памятным местам России (в основном, Москвы). Материал разделен на три раздела: история поселения немцев в России; анализ династического немецкого влияния жен Романовых; малоизвестные факты биографий выдающихся людей России, имеющих немецкие корни. Урок нацелен не только на закрепление знаний и умений учащихся, но носит и огромное воспитательное значение. Материалы урока дополнены презентацией....

25 08 2020 2:10:41

Контроль знаний на уроках истории и обществознания. Из опыта работы

Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех. В статье представлены разнообразные виды и формы контроля на уроках истории и обществознания, которыми могут воспользоваться все желающие....

24 08 2020 19:17:27

Независимое расследование "Что увидел Леонардо" (Человек в контексте эпохи Возрождения)

Урок приглашает к исследованию проблемы, которую учащиеся решают самостоятельно, опираясь на знания. Это дает возможность понять, как в недрах прошлого вызревают ростки новой культуры, что позволяет представить развитие мировой культуры как единый и целостный процесс....

23 08 2020 4:53:21

"Древний Восток". Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе

Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....

22 08 2020 2:16:36

Культура стран Запада в первой половине ХХ века

Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему « Культура стран Запада в первой половине XX века». ...

21 08 2020 11:40:16

Внеклассное мероприятие "Своя игра"

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....

20 08 2020 21:12:16

Внеклассное мероприятие "Норильск — моя малая Родина"

Внеклассное мероприятие разработано на основе телевизионной игры « За семью печатями» и посвящено истории развития Норильского промышленного района. Учащиеся знакомятся с топонимикой, новыми фактами из истории города, освоением Норильского промышленного района. ...

19 08 2020 5:40:20

Проект "Непарадная война"

В данном проекте « Непарадная война» была сделана попытка классифицировать различные стихотворения военной и довоенной лирики, связанные с Великой Отечественной войной. На мой взгляд, лирика эта была связана с двумя важнейшими, экзистенциональными темами: отношение к смерти и отношение к любви на войне и, вытекающих из них третья тема – как жить после войны? как вписаться в гражданскую жизнь, так не похожую на военную? Работа носит полностью субъективный характер....

18 08 2020 11:58:28

Историографические версии происхождения Первой мировой войны

Задания помогут студентам ответить на дискуссионные вопросы по теме " Первая мировая война", обратившись к соответствующим историографическим и конкретно-историческим источникам. При этом предлагаемые для анализа документов примерные вопросы и задания имеют своей целью помочь формированию умений и навыков исследовательской работы....

17 08 2020 4:45:53

Методика использования технологии Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова на примере формирования понятия "государство" в курсе истории древнего мира в 5-м классе

Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии Р О Д. Б. Эльконина- В. В. Давыдова. ...

16 08 2020 0:34:51

Урок истории по теме "Феодальное общество средневековой Европы"

Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать характеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....

15 08 2020 19:24:22

Социальная структура общества и социальные отношения

Тема " Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М. Вебера и П. Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами....

14 08 2020 1:19:24

Формирование компетентности в результате интеграции истории и предметов гуманитарного цикла

Интегрированный урок – одна из наиболее перспективных методик. Интеграция различных предметов позволяет объединить материалы разных курсов, тем самым расширяя и углубляя их, активизирует познавательный процесс, развивает навыки групповой и индивидуальной работы. Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки способствуют формированию компетентностей, лучшему усвоению исторического культурного опыта....

13 08 2020 14:33:20

Светлое Христово Воскресение. Пасхальный альманах

Цель внеклассного мероприятия: показать особое значение традиций празднования главного православного праздника – Пасхи, дать представление о Страстной и Светлой седмицах....

12 08 2020 5:22:17

Основы конституционного строя России. 9-й класс

У учащихся формируется правовая культура. Прорабатывается глава 1 Конституции Р Ф, в которой изложены основные принципы конституционного строя России. У учащихся воспитывается осознанное уважение к Конституции как к основному закону Российской Федерации....

11 08 2020 10:43:33

Мультимедийные файлы. Презентации. ИКТ на уроках истории

В Республике Казахстан в 2009 г. проведена широкомасштабная программа « Снижение информационного неравенства», в реализации которой приняли участие все педагоги страны. Активизирован интерес к применению всеми участниками педагогического процесса информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это дало возможность повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов, стать основой современного образования....

10 08 2020 10:21:17

Внеклассное мероприятие по истории "Умники и умницы"

Представлено внеклассное мероприятие по истории для учащихся начальных классов. Урок позволит выявить сообразительных, находчивых, внимательных учащихся, умеющих логически мыслить....

09 08 2020 6:40:48

Российская империя на рубеже XVIII–XIX веков

Учащиеся получают обзорное представление о темах в разделе « История России в XIX веке»; особенностях развития нашей страны в указанный период. В течение урока предполагается активная мыслительная и коммуникативная деятельность учащихся, работа с картой, повторение терминов, выступление учащихся, связь с региональной историей....

08 08 2020 14:45:58

Литературно-историческая композиция "Блокада Ленинграда. 900 дней и ночей"

Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю. Воронова, М. Дудина, А. Межирова, О. Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....

07 08 2020 7:33:56

Дебаты: "Что является духовно-нравственной основой русской художественной культуры и истоками ее национальных традиций?"

Игра-дискуссия, соревнование двух команд, в процессе которой учащиеся применяют знания, полученные по культуре России, учатся отстаивать командную точку зрения. Игра проводилась в 10-м гуманитарном классе. ...

06 08 2020 6:42:38

Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона

Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....

05 08 2020 9:33:36

Исторический аукцион "Откуда есть пошла земля Русская…". 7-й класс

Я работаю над системой нестандартных уроков. Урок направлен на повторение и углубление знаний учащихся по истории России с древнейших времен до середины XVII века, содействует воспитанию активной жизненной позиции, развивает интерес к истории, формирует умение оперировать знаниями в нестандартных ситуациях, развивает диалогическую и монологическую речь. ...

04 08 2020 3:31:11

Ролевое проживание события на уроке истории как метод развития нравственных качеств школьника

Урок включает в себя освещение и ролевое проживание исторического события. Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей изучаемого периода, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....

03 08 2020 2:51:50

Конспект урока по теме: "Отечественная война 1812 года". 10-й класс; презентация к уроку

Конспект урока истории в 10-м классе с использованием мультимедийной презентации. Урок разработан по технологии развивающего обучения. Применение информационных технологий на уроке расширяет возможности творчества учителя, учащихся, повышает интерес к предмету. При некоторой корректировке возможно использование презентации в 8-х классе при изучении данной темы. ...

02 08 2020 23:30:28

Викторина для недели истории в 5–11-х классах

Вопросы для викторины для Недели истории в средней и старшей школе. Викторина проводится в 4 раунда: первые 3 раунда – это ответы на вопросы по истории Древнего мира и Средних веков, по истории России, по истории культуры и науки. В викторине могут участвовать классы с 5-го по 11-й: от каждого класса выбираются по несколько игроков (от 4 до 6). В конце каждого этапа команда, набравшая меньше всего баллов, выбывает. Выигрывает команда, ответившая на большинство вопросов....

01 08 2020 7:39:58

Конкурс научно-творческих проектов «Чудеса света Древнего мира»

В основе конкурса научно-творческих проектов лежит технология проектной деятельности, способствует: воспитанию художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры; овладению умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения; развитию художественно-творческих способностей; стимулирование творческого мышления и самовыражения, а также разработки, создания и представления собственного творческого проекта....

31 07 2020 6:27:13

Вторая война Рима с Карфагеном (Пунические войны). 5-й класс

Структура урока выдержана в соответствии с методическими рекомендациями: М. А. Кубышева " Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках разных типов в образовательном концентре 7–9-х классов основной школы. Учащиеся формируют способности к новому способу действия; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов....

30 07 2020 3:21:14

Игровая деятельность в обучении

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....

29 07 2020 11:33:25

Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания

Опыт практической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....

28 07 2020 1:52:38

Религия древних греков. 5-й класс

Игра – одна из эффективных форм проведения урока, позволяющая формировать интерес учащихся к материалу. Данный урок предполагает закрепление изученной темы, поэтому вместо традиционного опроса проводится всем известная телеигра « Поле чудес». Победители игры получают подарки и призы, а также участников можно поощрить хорошими отметками в журнале....

27 07 2020 9:51:56

Интеллектуальная игра по истории Древнего мира "Умники и умницы" (5-й класс)

Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....

26 07 2020 0:36:15

Обобщающий урок по теме "Гражданская война в России" (9-й класс)

Обобщающий урок по теме « Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....

25 07 2020 16:40:41

Урок-викторина "Киевская Русь" в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида

Предложен урок-викторина по теме " Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме " Киевская Русь"....

24 07 2020 8:51:33

Итоговый урок по теме "Древняя Греция"

Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме " Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....

23 07 2020 15:25:50

Сценарий урока "Отечественная война 1812 года" с использованием ИКТ

Урок проходит в форме пресс-конференции. Цель урока: изучение причин, основных событий войны 1812 года и ее итогов....

22 07 2020 23:56:31

Итоговый урок по истории в 9-м классе по теме "Гражданская война в России"

Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....

21 07 2020 1:57:34

Познавательная игра по истории "Семь ступеней в прошлое Золотой Орды"

Урок состоит из познавательной игры, который проводится по семи ступеням. Игра пробуждает интерес к изучению истории с привлечением дополнительной литературы. Задача игры - повторить и закрепить знания учащихся по курсам истории Татарстана. ...

20 07 2020 4:31:58

Интегрированный урок по ОБЖ и истории в 10-м классе "Дни воинской славы"

Представлен конспект интегрированного урока по О Б Ж и истории в 10-м классе " Дни воинской славы". Урок позволяет проявить себя и слабо подготовленным учащимся, которые могут выбрать вопрос с наименьшим числом баллов, и сильным ученикам с вопросами, оцениваемыми большим количеством баллов....

19 07 2020 18:25:28

Урок кубановедения "Любимый уголок земли"

Урок активизирует познавательную деятельность учащихся при составлении портрета своего родного села. На уроке формируется представление об историческом прошлом своей местности, выявляются выдающиеся люди села, оставившие яркий след в истории нашего края....

18 07 2020 15:33:22

Разработка урока истории. 6-й класс. "Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады"

Зачастую обучаемые испытывают страх и неуверенность в том, что им по силам усвоить такой объем. Задача педагога – научить ребят управлять информацией и уметь ее усваивать. Для этого на своих уроках автор обучает учеников умениям передавать содержание текста в сжатом виде; проводить информационно-смысловый анализ текста; формулировать выводы. Подобранные к уроку задания требуют от обучаемых активного, вдумчивого и внимательного чтения. ...

17 07 2020 10:24:51

Урок истории по теме «Культура Руси X – начала XIII вв.»

Урок дает представление о особенностях и основных этапах культурно-исторического развития Руси X – начала XIII века. Учащиеся получают знания о направлениях развития древнерусской культуры, изучают особенности и этапы культурно-исторического развития Руси, дают характеристику различным видам культуры....

16 07 2020 14:47:32

Конспект урока "Внешняя политика: от разрядки до конфронтации". 9-й класс

Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между С С С Р и С Ш А; продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы; способствовать формированию у учащихся культуры поведения на уроке. ...

15 07 2020 18:11:36

Пермский край в конце 20-х и 30-е годы XXвека

Краеведческий материал позволяет решать одну из главнейших задач уроков истории: воспитание в детях чувства патриотизма не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего города, села, района. Тема предлагается как самостоятельный урок после прохождения темы " Политическая жизнь в России в 1920–1930 гг.". ...

14 07 2020 7:39:51

Применение краеведческого материала в преподавании истории и обществознания как средство реализации личностно ориентированного подхода в образовании

Современных школьников трудно увлечь историей через учебники и даже дополнительные источники информации. Перед учителем истории стоит задача не только в передаче ученикам определённой суммы знаний, умений, навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину, относящейся критически к прошлому своей страны, какое бы оно не было. Эту нелёгкую задачу помогает решить и реализовать историческое краеведение....

13 07 2020 15:46:22

Внеклассное мероприятие "Своя игра"

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....

12 07 2020 9:10:32

Урок "Петр I", 10-й класс

Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охарактеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....

11 07 2020 9:47:21

Лекторий "Знай свои права и обязанности"

Лекторий рекомендован учителям, воспитателям, социальным педагогам. Материал может быть использован на уроках истории и обществоведения, а также во внеурочной деятельности, при проведении классных часов, бесед....

10 07 2020 6:33:43

Урок истории. Тема: "Культура России в первой четверти XVIII века". 7-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с кардинальными изменениями, которые произошли в эпоху Петра I, формировать умение работать самостоятельно, с источником, делать выводы....

09 07 2020 12:19:22

Познавательные задания по истории государственной символике России

Предлагаемые познавательные задания предназначены для закрепления учебного материала по российской государственной символике для учащихся. Разнообразный характер познавательных заданий позволит проверить и закрепить необходимые знания по истории становления и развития символики: понятий, терминов, дат, периодов, событий и фактов, исторических деятелей. ...

08 07 2020 17:25:45

Листая страницы отечественной истории (история одной улицы)

В основу статьи положен местный краеведческий материал, воспоминания жителей об истории своего поселка. Подчас достаточно сложно разобраться в сложных исторических фактах и событиях. Уроки и внеклассные мероприятия призваны помочь школьникам осмыслить как положительное, так и отрицательное в событиях отечественной истории. Представленный в статье материал – результат большой поисковой работы....

07 07 2020 12:28:35

История общества через призму закона диалектики

Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....

06 07 2020 18:32:25

Методическая разработка урока истории донского казачества по теме «Органы власти у донских казаков в XVI–XVII веках»

Цель урока: показать демократический характер власти и отличительные черты внутренней жизни войска Донского в XVI–XVII вв....

05 07 2020 15:41:53

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Цена победы. У войны не женское лицо"

Формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия, гордости за своих соотечественников и их мужество, основываясь на художественном материале о Великой Отечественной войне....

04 07 2020 11:47:25

Урок-образ "Москва в XIII–XIV вв. Начало истории Московской Руси". 6-й класс

На уроке перед взором ребят предстаёт процесс перехода хаоса в порядок: маленькая деревушка среди соснового бора превращается в процветающий город. В конце урока закручивается интрига, требующая разгадки на следующем уроке – «уроке логического мышления»....

03 07 2020 20:33:33

Разработка урока по истории Средних веков в 6-м классе "Тайны средневековых городов"

Цель урока: обобщить знания о средневековых европейских городах, полученных на предыдущих уроках....

02 07 2020 1:46:16

Исторический практикум Русь IX–XV веков. Новые задания части В в ЕГЭ по истории

В разработке предлагаются новые модели заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, такие, как карты, картины, схемы. Предлагаемые задания соответствуют демоверсии Е Г Э по истории 2013 года....

01 07 2020 7:48:35

Исторические личности Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Интегрированный урок на основе проектной деятельности учащихся. 10-й класс

Интегрированный урок объединяет литературу и историю развивает навыки учебно-исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами, сравнение материала художественной и исторической литературы развивает аналитическое мышление, формирует умение аргументированно высказывать свою точку зрения на проблему. К уроку прилагаются презентации, комментарии к слайдам и раздаточный материал с вопросами....

30 06 2020 20:39:59

Применение программы PowerPoint на уроках истории

Урок по теме " Древняя Греция. Греки и критяне" разработан с применением технических средств обучения: мультимедийного проектора, программы Power Point. Это позволило сделать урок более динамичным и интересным, эмоционально оживить его. Ученик "погружается" в обстановку изучаемой исторической эпохи, облегчается процесс запоминания необходимой информации за счёт использования большого количества иллюстративного материала из разных источников....

29 06 2020 16:52:29

Урок истории в 4-м классе по системе Л.В. Занкова. Тема: "Смутное время. Спасители земли Русской"

Урок развивающего обучения проводится с целью систематизации и обобщения большого объёма полученной информации, формирует пространственное и логическое мышление, имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ, любовь к Родине. На уроке реализуются разные формы работы: дискуссия, самостоятельная работа, работа в парах. ...

28 06 2020 19:29:49

Первая мировая война. 9-й класс

Презентация расширяет знания учащихся, развивает умение анализировать, обобщать, делать выводы. Т С О повышают познавательный интерес к изучаемому материалу, что несомненно, сказывается на его усвоении....

27 06 2020 10:54:59

Всеобщая декларация прав человека. 9-й класс

Урок изучения нового материала с первичным закреплением. Используются элементы технологии критического мышления и работа учащихся в группах. Материал урока доступен для самостоятельного изучения девятиклассниками. Работа учащихся в группах позволяет эффективно организовать знакомство с содержанием Всеобщей декларации прав человека. Заполняя кластер, учащиеся при помощи учителя систематизируют содержание документа. Оптимизировать работу на всех этапах урока позволяет оригинальная презентация....

26 06 2020 17:38:36

Обобщающий урок истории в 10-м классе. Тема: "Россия в XVII веке"

Разработанный урок предназначается для проведения в 10-м классе. Обобщающий урок имеет своей целью закрепление знаний по пройденной теме и формирование у ученика устойчивых представлений об истории страны в данный период. Ход урока должен привести ученика к следующему выводу: Россия в конце XVII в. Была готова к масштабным преобразованиям, которые впоследствии провел Петр I....

25 06 2020 8:36:57

"Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"

В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....

24 06 2020 7:28:46

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории

Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, ибо главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. ...

23 06 2020 7:44:56

Истоки духовной культуры русского народа. Семейно-бытовые обряды

Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Знакомит с истоками духовной культуры на основе регионального компонента. Целью урока является способствовать развитию у обучающихся уважения к своим предкам, как хранителям обрядового наследия, и побудить к работе над составлением своих родословных....

22 06 2020 12:50:40

Открытый урок по истории Средних веков по теме: "Феодальное общество". 6-й класс

На фронтальном опросе происходит опрос учащихся на знание феодального общества, сословий, их характеристики. На уроке применены различные способы и методы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, творческая. Присутствуют инновационные технологии, такие как тесты, методы рефлексии, игры. Урок способствует формированию умений и навыков учащихся. ...

21 06 2020 14:20:23

Урок новой истории в 7-м классе по теме "Английские колонии в Северной Америке в XVII веке"

Этот урок проводится с использованием опорных сигналов, национально-регионального компонента и элементов интеграции истории и английского языка. В процессе объяснения нового материала идет сравнение двух культур: ненецкой и индейской. Целью урока является сформирование у учеников представления об основании колоний в Северной Америке....

20 06 2020 10:54:13

Рим – город на семи холмах

Предлагаемая методика урока истории для 5-го класса позволяет познакомить учащихся в увлекательной форме с историей возникновения Рима, его географическим и природно-климатическим положением, народами, населяющими Апеннинский полуостров....

19 06 2020 1:31:27

"О, Русь моя!" Урок-турнир итогового обобщения по истории России, 6-й класс

Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....

18 06 2020 11:42:18

Интегрированный урок (история + английский язык) по теме "Христофор Колумб. Открытие Америки"

Благодаря интеграции двух предметов и информационным технологиям урок обладает большой информативной емкостью, что позволяет вовлечь каждого ученика 8-го класса с диагнозом «детский церебральный паралич» в активную работу на всех этапах урока....

17 06 2020 23:42:39

Урок обществознания в 9-м классе по теме "Преступление и уголовная ответственность"

Автор статьи предлагает лабораторно-практическое занятие, нацеленное на развитие правосознания учащихся через формирование способности оценивать свои действия и действия других людей с точки зрения закона. Четкий алгоритм и система задач позволяет учащимся в ходе самостоятельной работы отработать навыки применения правовых знаний в оценке и решении конкретных жизненных ситуаций....

16 06 2020 0:41:38

Урок-дискуссия «Клио и кино» (по фильму «Ярослав. Тысячу лет назад»)

Урок истории посвящен становлению Древнерусского государства, русского общества, правовой системы. Совместная деятельность педагога и учащихся – дискуссия, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения последних в коллективный поиск разрешения поставленной на уроке проблемы....

15 06 2020 6:13:53

Внеклассное мероприятие "Дорогами войны"

Общешкольное мероприятие посвящено Победе советского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Цель: формировать чувство гордости за свою родину, хранить память о подвиге солдат в Великой Отечественной войне....

14 06 2020 0:16:49

Интегрированный урок всеобщей истории и истории России (ХХ век) по теме: "Холодная война: война в Афганистане?"

Как помочь учащимся не заблудиться в потоке информации и сформировать собственное мнение, опирающееся на конкретные факты, а не на субъективный журналистский взгляд? Моя цель - научить их самостоятельно делать выводы об историческом событии не только на понятийном уровне, но и на уровне эмоциональном. Вашему вниманию предлагается лабораторное занятие по теме: " Холодная война: война в Афганистане?". ...

13 06 2020 22:51:49

Урок по истории Средних веков "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад", 6-й класс

Урок истории Средних веков рассказывает об образование ислама. Учащиеся знакомятся с новой особой цивилизацией. В ходе занятия применяется материализованная награда « Мудрец», что стимулирует высокую активность учащихся....

12 06 2020 23:15:24

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин через использование элементов ТКМ

Х ХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Современная Россия нуждается прежде всего в интеллектуально развитой личности, способной самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности....

11 06 2020 14:42:35

Великие победы россиян

На занятии у учащихся воспитывается патриотизм, уважение к истории родины, гражданственность, мировоззренческие убеждения на основе осмысления исторически сложившихся культурных традиций, нравственных и социальных установок, осознание себя как представителей исторически сложившегося гражданского сообщества, способности определять собственные позиции по отношению к явлениям общества....

10 06 2020 1:10:51

Элективный курс "Источники великой Победы". 9-й класс

Элективный курс расширят знания по разделу " Великая Отечественная война". Актуальность программы определяется тем, что в учебниках по отечественной истории этойпроблеме уделяется мало часов. Учащиеся получают навыки отстаивать различные точки зрения на ход войны, опираясь на фактический материал. Курс воспитывает у учащихся патриотизм, любовь к родине....

09 06 2020 13:45:47

Некоторые факты из жизни и деятельности Толе би

Автор статьи на основе широкого привлечения многочисленных первоисточников, архивных документов и материалов Центрального государственного архива Республики Узбекистан (г. Ташкент) попыталась восстановить подлинный политический портрет крупнейшего государственного и политического деятеля Казахского ханства конца XVII – начала XVIII веков, глубокого знатока культуры и быта своего народа, оратора Толе бия. По достоинству оценен его вклад в укреплении Казахского государства....

08 06 2020 6:24:58

Урок истории России по теме "Монгольское нашествие". 6-й класс

Урок построен как проблемный с дополнительными материалами, презентацией и другими учебными ресурсами. На уроке предполагается работа учащихся в группе, выступление ученика, получившего опережающее задание, представителей от каждой группы. В конце урока оценивается работа каждого ученика в группе и индивидуально, что даёт возможность заработать оценки всем ученикам....

07 06 2020 23:17:44

Февральская буржуазная революция в 1917 г., 9-й класс

Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....

06 06 2020 7:51:28

Урок истории по теме "Россия в эпоху Петра I"

Данный урок дает возможность смыслить обстоятельства вступления Петра I на царский престол, особенности становления его как личности, понять сущность реформ. Воспитать чувство гордости у учащихся за победу русской армии в Северной войне, давшую выход к Балтийскому морю, рост международного авторитета России, ставшей великой державой – Империей. ...

05 06 2020 16:18:24

Внеурочная деятельность по английскому языку. Патриотическое воспитание обучающихся 5–6-х классов МсСВУ в урочное и внеурочное время

Реализация идеи формирования гражданско-патриотической направленности воспитания обучающихся 5–6-х классов вылилась в многоэтапный процесс проектной работы по теме « Суворовцы – наследники славных традиций и боевых подвигов своих отцов и дедов. Бессмертный полк». На примерах боевых подвигов своих предков мы стремимся показать важность, необходимость уважительного отношения и бережного сохранения истории и традиций своего Отечества в современном мире....

04 06 2020 4:20:37

Технология проблемного обучения на уроках истории

Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....

03 06 2020 4:27:29

Урок истории в 11-м классе. Тема: "Сталинизм: за и против"

Урок посвящен событиям, связанным с эпохой правления И. Сталина. В ходе урока учащимся предстоит сделать вывод о том, какой ценой дались нашей стране преобразования, которые пришлись на время правления И. Сталина. ...

02 06 2020 23:23:27

Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по главе "Как права человека и гражданина связаны с государством"

Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интерактивными. Например, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении данной работы. Также во время урока ученики работают с тетрадями, используя ранее выполненные задания; закрепляют понятия и термины....

01 06 2020 12:29:15

Урок-деловая игра по истории Урала, 8-й класс. Уральские династии предпринимателей (культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков XVIII–XIX в.в.)

Уроки в форме деловой игры требуют от учителя творческого подхода и активизируют познавательную деятельность учащихся. История как наука чаще всего затрагивает социально-экономический спектр вопросов, изучая культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков, учащиеся знакомятся с внутренним миром этих людей, их образом жизни. ...

31 05 2020 13:28:16

Урок истории по теме "Древний Восток. Свет древней цивилизации доходит до наших дней". 5-й класс

Цель урока: сформировать представление о культуре Древневосточной цивилизации. Роль и место культуры Древнего Востока в мировой культуре....

30 05 2020 20:23:28

Интерактивное занятие школы "Академия делового успеха" как основной метод подготовки к олимпиадам различного уровня

Интерактивное внеурочное занятие для учащихся 9-11-х классов экономическо-правовой школы " Академия делового успеха". Материалы занятия соотнесены с реальной жизнью, в течение урока учащиеся обобщают, анализируют, переживают конкретный социальный опыт. При выборе уровня сложности заданий учащиеся планируют результат собственной учебной деятельности. ...

29 05 2020 3:40:24

Урок истории "Реформы в России. Отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Падение самодержавия"

Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....

28 05 2020 0:29:49

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций (" Багратион", " Ост", " Цитадель", " Кремль", " Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А. Р. Никифорова " Жуков – великий полководец"; Б. Полевого " Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

27 05 2020 14:45:23

Праздник "Родина любимая моя"

Данное внеклассное мероприятие своей многогранностью и объемом материала, сочетающего в себе общие сведения о России и краеведческий материал, подводит детей к осознанию своей причастности к судьбе страны, воспитывает гордость за свою родину, любовь к отчизне....

26 05 2020 5:31:29

Урок правоведения (профильный уровень) "Правотворчество и правореализация", 10-й класс

Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме " Правотворчество и правореализация". ...

25 05 2020 21:36:41

Урок обобщение знаний по теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого»

Урок является последним при изучении темы " Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого" и необходим для обобщения. При составлении урока использованы такие формы работы, при помощи которых отрабатываются следующие компетенции учеников: 1. Учебная: извлекать выгоду из образовательного опыта. 2. Исследовательская: получение и обработка информации. 3. Социально-личностная: вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение. 4. Коммуникативная: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения....

24 05 2020 8:53:48

Актуальный урок по обществознанию в 9-м классе "Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую"

Вопрос об отмене смертной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема смертной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема смертной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный характер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....

23 05 2020 14:58:50

Преподавание истории древнего мира детям с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в индивидуальном подходе и учете особенностей развития ребенка, его интересов, способностей. Дифференциация и разнообразные формы уроков способствуют формированию знаний, содействуют воспитанию культуры общения, помогают эффективно осуществлять интеграцию таких детей в образовательное пространство школы....

22 05 2020 6:46:59

Внеклассное мероприятие на тему "Битва за Москву" (к 68-летию разгрома немецко-фашистских войск в битве за Москву)

Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких моральных качеств будущих защитников Отечества....

21 05 2020 17:33:54

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. Х Х в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

20 05 2020 16:53:31

Проблемная технология на уроках истории

Цели урока: проанализировать цели, ход и итоги коллективизации; рассмотреть коллективизацию на художественном материале (рассказ Владимира Тендрякова « Пара гнедых»)....

19 05 2020 20:30:32

Историко-литературный портрет Кенесары

Особенностью урока является активизация творческой и мыслительной деятельности учащихся по овладению знаниями. Урок способствует «погружению» в эпоху XIX века, позволяет рассмотреть одно из драматических событий истории Казахстана, которое было «белым пятном истории» в советское время....

18 05 2020 18:10:16

Интегрированный урок по теме "Тема раскола в литературе и искусстве"

В работе рассматривается тема раскола Русской Православной Церкви, истинные причины этого явления и различные точки зрения на столь неоднозначный элемент истории нашей Родины....

17 05 2020 7:51:15

Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Россия в XVIII веке. Великие люди великой эпохи"

Восемнадцатый век в истории нашей страны – это удивительная и необычная эпоха. Большой интерес представляет личность Петра I и его неукротимая деятельность по реформированию всех сторон жизни общества. Военное искусство А. В. Суворова и его воля к победе и жизни – это всегда пример для подражания. Научная деятельность М. В. Ломоносова и его стремление к овладению научными знаниями вызывает восхищение и уважение. Это была великая эпоха, которую создали великие люди!...

16 05 2020 19:53:54

"Мой дом – моя родина"

Для раскрытия темы данной работы выбрана уникальная деревня Русского Севера – Суходол. Она расположена на северо-востоке Ленского района Архангельской области. В 2009 году она будет отмечать свое 425-летие. ...

15 05 2020 2:48:43

Первый властелин единого Китая

Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...

14 05 2020 16:13:34

Урок истории по теме "Берлинский конгресс"

Урок построен по традиционной системе с элементами ролевой игры. Данный урок позволяет рассмотреть изменения на политической карте мира во второй половине XIX века и определить место и роль России в этих изменениях. Особенностью урока является установление причинно-следственной связи исторических событий. Важный момент урока – это работа учащихся со схемами и таблицами, умение их анализировать и сравнивать....

13 05 2020 1:34:21

Урок обществознания в 8-м классе по теме "Конфликт"

Конспект открытого урока по обществознанию из раздела " Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как " Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...

12 05 2020 12:19:43

Урок по теме "Раннее средневековье". 6-й класс

Цели урока: повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XI вв; повторить причины образования государств в Европе; закрепить основные понятия темы; закрепить навыки работы с картой....

11 05 2020 2:37:51

Урок: "Олимпийские игры в древности"

Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....

10 05 2020 18:22:54

Письменность и наука Древнего Египта: "Музей египетских древностей"

Урок расширения и закрепления знаний учащихся по истории и культуре Древнего Востока с целью повышения интереса к истории Древнего мира как к части мировой культуры....

09 05 2020 4:22:42

Первая мировая война

Урок раскрывает причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств, дает характеристику военных событий на Западном и Восточном фронтах. На конкретных примерах учащимся показан трагизм и бессмысленность войны. ...

08 05 2020 12:51:58

Финикия

Урок по истории Древнего мира в форме игры-путешествия для обучающихся 5-го класса. Через использование мультимедийной презентации повышается познавательный интерес обучающихся. Разработка может быть использована как начинающими педагогами, так и учителями-стажистами....

07 05 2020 16:41:39

Урок-путешествие "Восточные славяне в V–VI вв."

Данный урок проводился в 7-м классе Стерлитамакской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида и способствовал развитию представлений об истории восточных славян....

06 05 2020 5:22:13

Повторительно-обобщающий урок по теме "Русь под ордынским игом. Борьба с иноземными захватчиками" в игровой форме

Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут практически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи " Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....

05 05 2020 15:33:12

Интегрированный урок "Вторая мировая война глазами военного плаката". 11-й класс

Урок проводится в 11-м классе в качестве итогового по теме « Вторая мировая война». Данный урок - итог долгосрочного интегрированного проекта совместно с учителями английского и немецкого языков, а также с учителем информатики. На уроках иностранного языка учащимся предлагалось 10 плакатов С Ш А или Германии (в зависимости от изучаемого языка), которые необходимо было перевести и проанализировать....

04 05 2020 22:54:43

Урок в 6-м классе по истории Средних веков "Средневековое общество. Феодалы и крестьяне"

На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, характеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....

03 05 2020 14:48:50

Сценарий урока на тему "Правоотношения"

Сценарий урока с использованием презентации. Целью данного урока является формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение ориентироваться в правовом пространстве. На уроке у учеников формируются такие понятия, как юридический факт, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. ...

02 05 2020 0:24:14

Экономика России в первой четверти XVIII века

Экономическая политика всегда была и будет приоритетным направлением в развитии любого государства. Насколько продуманно проводятся мероприятия в этой сфере, зависит положение государства в мире. Россия в определенные периоды своего исторического пути имело разные направления в развитии экономики. Во времена Петра I начинаются коренные реформы, и экономика не стала исключением. Царь понимал, что Россия без этих преобразований могла бы остаться второстепенной в ряду великих держав....

01 05 2020 15:53:32

Урок-игра "Реформы Солона". 5-й класс

Урок в форме игры подводит учащихся к пониманию причин реформ Солона, показывает положение демоса и аристократии до реформ и после их проведения, к пониманию исторического значения реформ Солона, основных понятий: "демократия", "реформы", "народное собрание"....

30 04 2020 6:20:41

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::