Путешествуем по России: Таруса. Провинциальный город в судьбах замечательных людей
Не потому ли на Оке
Иные бытия расценки,
Что все мы сведущи в рецепте:
Как, коротая век в райцентре,
Быть с вечностью накоротке.
Б.А. Ахмадулина
Тысячу раз был прав А.П. Чехов, когда написал свои знаменитые слова о том, что “жизнь прекрасна, если есть возможность путешествовать”.
Много в России известных городов и сёл, но наше неспешное повествование мы посвящаем городу Тарусе Калужской области. Самый проникновенный и страстный певец Тарусы и Оки – Константин Ге opгиевич Паустовский – её Почетный гражданин. Он поселился в Тарусе в 1955 году. Здесь им были написаны повести: “Время больших ожиданий” и “Бросок на юг”, главы из “Золотой розы”, множество новелл и статей, таких как “Уснувший мальчик”, “Городок на реке”, “Избушка в лесу”. К.Г. Паустовский не только воспевал красоту русского пейзажа, но и одним из первых пытался защищать родную природу от разорения. “Надо охранять природу во всех ее видах. Охранять самую землю, почву, растительность, воду и воздух. Охранять прекрасный русский пейзаж – тот пейзаж, что сыграл и играет огромную роль в формировании хаpaктера русского народа, в том, что этот народ бесконечно талантлив и мужественен”, - так писал он в 1962 году. “Будем беречь такие скромные Тарусы”. А вот выдержка из письма директора Тарусского краеведческого музея, написанного уже в наше время главе администрации Тарусского района: “Прошу Вас приостановить все продажи земли вокруг Ильинского омута. Это красивое место К.Г. Паустовский ставил в один ряд с Бежиным лугом и Золотым Плесом и считал одним из самых красивых мест в мире”.
Выходит, что завещание Паустовского беречь здешние места мы выполняем плохо, масштаб разорения растет. А вот еще одно письмо нашей современницы: “ В минуты отчаяния от всего, что происходит в нашей жизни и стране, я думаю: ничего, солнце каждый день появляется, поют птицы, растут деревья, цветы ласкают глаза. Жить надо. Но если это последнее от меня оградят, запретят ходить по любимым тропинкам, жизнь для меня потеряет смысл”.
И наконец отрывок из письма – обращения В.Пескова президенту В.В. Путину: “О ландшафтах. Для русского человека понятие Россия крепко связано с природой. Что вспоминал солдат в окопе во время грозной войны? “Клочок земли, припавший к трем березам, далекую дорогу за леском, речонку со скрипучим перевозом, песчаный берег с низким ивняком” - так К. Симонов писал во время войны об истоках нашего патриотизма, без которого войну наши с Вами отцы выиграть не смогли бы. Памятуя об этом, мы должны беречь наши ландшафты. Нельзя допустить, чтобы всюду глаз упирался в заборы и столбы с колючей проволокой, которыми ограждают свое благополучие нечаянно, неправедно разбогатевшие люди. Нельзя поощрять их алчность”. Таких заборов в Тарусе предостаточно, но по-прежнему плохие дороги, нет нормальной пристани, мелеет Ока, гибнут леса…
Следует напомнить, что с конца XIX века Таруса стала городом художников. Здесь жили и работали В.Д. Поленов, тончайший художник В.Э. Борисов-Мусатов, Крымов, Ватагин и многие другие крупные художники. По инициативе местного общественного деятеля Б.П.Аксенова открыта постоянная картинная галерея. Многие московские художники, летом отдыхающие в Тарусе, бескорыстно восстановили церковь Воскресения, устраивая в пользу реставрации храма выставки–продажи своих работ. Иконостас был восстановлен тремя московскими художниками: Ириной Старженецкой, Ириной Ватагиной и скульптором Анатолием Комелиным.
В этом храме бывали Поленовы и Борисов–Мусатов, Алексей Толстой и, конечно же, Цветаевы. И.В. Цветаев и его семья жили на городской даче Песочная с 1889 по 1913 годы. “Полноценнее, счастливее детства, чем наше в Тарусе, я не знаю и не могу вообразить”, - писала Анастасия Цветаева. Ей вторила М. Цветаева в цикле стихотворений “Ока”:
Детство верни нам, верни
Все разноцветные бусы –
Маленькой, мирной Тарусы
Летние дни.
В 1970 году в Тарусу приезжал из Швейцарии литератор Вадим Андреев – сын и биограф Леонида Андреева. Он мечтал побывать в городе детства М. Цветаевой, приехал и попросил показать дом Цветаевых, а дом этот с разрешения местных властей в 1967 году был снесен, и на его фундаменте была сооружена танцплощадка. “Танцы на месте очага русской культуры”. Здесь жили люди, внесшие огромный вклад в мировую культуру И.В. Цветаев, создавший музей, который стал вторым после Эрмитажа хранилищем мирового искусства, М.И. Цветаева, Борисов-Мусатов. Три таких имени! В Европе их хватило бы на три города, чтобы каждый из этих городов стал местом культурного паломничества. В сборнике “Мир Паустовского” (№11-12/1998 г.) А. Шеметов выразил уверенность, что дом Цветаевых в Тарусе будет восстановлен. (Автобиография. с.45). Май 2006 г. Таруса. Видимо, время еще не пришло, не хватило сил и средств для восстановления дома в Песочном. Музей семьи Цветаевых открыт в Тарусе в другом замечательном доме.
Нельзя забывать еще и то, что Таруса – это бывший 101-й километр от Москвы, сюда приезжали ссыльные и в 30-е, и в 40-е, и в 50-е, и в 60-е, и в 70-е годы прошлого века. Со временем в Тарусе будет создан музей 101-ого километра. Чтобы диссиденты перевоспитывались, все тарусские улицы и до сих пор носят революционные названия: К.Маркса, Ф.Энгельса, Р. Люксембург, К. Либкнехта и т.д., а ведь Таруса - город, впервые упомянутый в летописи в 1246 году, и революционные бури его почти не коснулись.
Бытует мнение, что диссидентская Таруса началась с выхода в 1961 году “Тарусских страниц”, где были напечатаны подборки стихов запрещенной М. Цветаевой, бывших политзаключенных Заболоцкого, Штейнберга и Коржавина, писателя Максимова, проза сына “врагов народа” Булата Окуджавы и др. Сборник был запрещен, однако 31 000 экземпляров успела дойти до читателя, сейчас эти сборники - библиографическая редкость.
Н.А. Заболоцкий, проведший восемь лет в лагерях, два последних лета своей жизни жил в Тарусе, снимал домик на улице Карла Либкнехта. И эти строки написаны здесь:
В государстве ромашек у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.
Известно его стихотворение “Городок”:
Ой, как худо жить Марусе
В городе Тарусе!
Пeтyxи одни да гуси,
Господи Исусе!
Летом 1972 года в Тарусе побывал А.И. Солженицын, несколько лет жила Н.Я. Maндельштам, свое последнее стихотворение на свободе – “Воронья песня” - написал И. Бродский. Этот перечень можно продолжать еще очень долго. Главное, чтобы этот небольшой русский городок сохранился, он сослужил великую службу русской культуре.
В завершение хотелось бы напомнить строки из письма К.Г. Паустовского: “Необходимо полное внимание к малым городам. Надо превратить их из бедных родственников в полноценных граждан и дать простор развитию всех их возможностей”.
С 765-летием, Таруса!
Июнь 2011 г.
Литература
- Журнал “Мир Паустовского” №11-12/1998 г. К. Паустовский “Пока не поздно”. С.12. Журнал “Мир Паустовского” №11-12/1998 г. А. Шеметов. Автобиография. C. 45.
- Журнал “Мир Паустовского” №11-12/1998 г. К. Паустовский “Письмо из Тарусы”. С.10.
- Журнал “Мир Паустовского” №23/2005 г. г. Т. Мельникова “Таруса – 101 км”. С.111-128.
На примере ознакомления с микенской культурой Древней Греции показаны подходы к формированию у них исторического мышления. ...
18 03 2024 10:31:33
Разработка урока по истории Древнего мира для 5-го класса. На уроке используются различные формы работы, элементы игры. Методы и приемы: работа с учебником, картой, атласом, контурными картами, составление схемы "Структура древнеегипетского общества", словарная работа, рассказ, беседа, закрепление материала. Цель урока: познакомить с бытом, образом жизни представителей различных категорий населения Древнего Египта. ...
17 03 2024 21:25:44
У учащихся формируется временное представление и историческое мышление, знания терминологии и фактического материала по изученной теме. Совершенствуются общеучебные умения и навыки в работе с лентой времени, в описании произведений искусства; приобщении к родной культуре....
16 03 2024 20:39:25
В примерной программе среднего (полного) общего образования на базовом уровне на изучение всеобщей истории отведено 48 часов. На каждый год обучения приходится всего 24 урока, поэтому перед учителем стоит непростая цель - не только развивать интерес к всеобщей истории, а показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка позволит педагогам разнообразить формы и методы работы на уроках по всеобщей истории, качественно подготовить старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена по истории России и обществознанию. ...
15 03 2024 13:20:50
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
14 03 2024 7:25:26
История Красноярского края значима для детей, так как это истории малой Родины, ее изучение расширяет кругозор. Возможности истории для патриотического воспитания безграничны. Истории своего региона содействует формированию нравственной позиции личности, проявлению чувств сопричастности к этносам, населяющих данный край. В статье содержится анализ некоторых проблем, с которыми сталкивается учитель. В статье и в приложениях содержится материал пpaктического хаpaктера. ...
13 03 2024 16:11:26
На данном уроке ребята через решение исторических задач, работы с текстом учебника, составление схем и таблиц изучают новый материал. Шестиклассникам дается возможность дать оценку каждого этапа работы, сделать выводы и оценить правильность своей работы. ...
12 03 2024 12:30:11
Урок составления проекта программы по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Ученики класса работают в 3-х группах. Им дано было опережающее задание: подумать, почему совершаются правонарушения. Дети провели опрос среди старшеклассников, родителей, записали ответы в виде тезисов. Выяснив причины правонарушений, ученики составляют проект программы по профилактике правонарушений....
11 03 2024 23:33:50
Урок обобщает и систематизирует полученные ранее знания о МГП. На уроке обсуждаются высказывания великих философов, писателей. Работа с учащимися организуется как фронтальная, так и индивидуальная, и по группам. Материал урока подобран таким образом, что заставляет ребят задуматься о способах ведения войны, о бедах и страданиях, которые причиняет война. Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка и отрицательного отношения к конфликтам в любых их проявлениях....
10 03 2024 6:43:46
Содержание урока дает возможность изучить этапы заселения Кубани, окунуться в атмосферу повседневной жизни черноморских казаков: обустройство хозяйства, строительство жилищ. Проанализировать трaнcформацию нравов, обычаев, традиций украинских переселенцев в конце XVIII-XIX вв. Данная тема может быть изучена в курсе Отечественной истории, в рамках часов отводимых на региональный компонент, на уроках Кубановедения, на факультативных, кружковых занятиях, курсах по выбору и т.д. Или может быть проведено как самостоятельное внеклассное мероприятие по истории Родного края. ...
09 03 2024 17:56:46
Заключительный урок в системе уроков «Права и свободы человека и гражданина». С помощью игры легко не только проверить знания обучающихся по разделу, но и активизировать их познавательную деятельность. Важно, что на уроке отpaбатываются навыки анализа документа, делаются выводы и обобщения. Урок, систематизируя знания учащихся, формирует активную жизненную позицию....
08 03 2024 21:13:38
В истории Великой Отечественной войны Сталинградское сражение занимает особое место. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. здесь шли ожесточенные бои, ставшие переломным моментом Второй мировой......
07 03 2024 20:45:34
Урок ориентирован на самостоятельную работу. Учащиеся имеют возможность выбрать тип заданий, после их выполнения провести проверку, и выставить себе оценку в соответствии с набранными баллами. Конспект урока снабжен текстами заданий, формами оценочного, рабочего и проверочного листов....
06 03 2024 18:19:54
Урок-экскурсия разработан для учащихся 10-х классов. Может быть использован при изучении вопросов развития культуры Древней Руси в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволяет повысить интерес учащихся к изучению истории своей страны, к её культуре, традициям, ценностям....
05 03 2024 13:38:45
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
04 03 2024 7:50:31
Урок помогает сформировать представления о роли Русской Православной Церкви в государственной системе во второй половине XIX века, познакомить с подвижниками веры православной, обратить на роль в общественной жизни монастырей; развивать мышление, умения работать с документом, анализировать, делать выводы; воспитывать милосердие, скромность, доброе отношение к окружающим....
03 03 2024 17:13:34
В статье подробно описано 2-часовое занятие, которое включает в себя: беседы, дискуссию, работу в группах, коллективную творческую деятельность. В презентации рассматриваются понятия: МГП; Женевская конвенция; "субъекты" и "объекты" в условиях вооруженного конфликта и др. ...
02 03 2024 11:40:57
Цели урока: вместе с учениками разобраться и доказать, что петровские преобразования заложены еще в XVII веке; познакомить с выдающимися личностями и вместе выделить их главные заслуги; обратить внимание на введение европейского реформирования России XVII века....
01 03 2024 15:22:25
Представленная работа является уроком - историческим портретом феномена русской истории Саввы Ивановича Мамонтова. ...
29 02 2024 15:23:25
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
28 02 2024 0:31:47
Революции XVII–XX вв. во многом определили облик современного мира и стали важнейшей сквозной темой новой и частично новейшей истории. Данный вариант урока предлагает начальный этап изучения темы "Революция" на материале событий в Нидерландах в середине XVI в. через составление учащимися алгоритма, который будет применяться и в дальнейшем. Предложенный метод работы поможет активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся при развитии навыка оптимизации работы с историческим материалом, используя алгоритм анализа типовых задач по истории....
27 02 2024 7:23:40
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами. Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
26 02 2024 10:12:41
Цели урока: познакомить с внутренним устроением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса и традиционным расположением на нем икон; развивать кругозор и словарный запас детей....
25 02 2024 15:15:24
Игра "Великолепная пятёрка" является частью реализации игровых технологий во внеурочной деятельности по истории. В работе представлена детальная разработка игры, рекомендации по её проведению и два сценария игры по истории для 5-х классов - "Путешествие в прошлое. Древний мир" и для 6-х классов - "Путешествие в Средневековье". ...
24 02 2024 9:56:15
Урок знакомит с ролью профсоюзов в становлении рабочего движения, объясняет необходимость существования и важность деятельности профсоюзного движения. На уроке используется метод ролевой игры, учащиеся становятся жителями середины XVIII – начала XIX века, которые пытаются бороться за свои права, с одной стороны, и отстаивают свои интересы, с другой. В игре используется элемент диспута и анализа сложившейся обстановки, позволяющие учащимся использовать свой интеллектуальный потенциал....
23 02 2024 11:47:55
При написании сценария поставили перед собой цель: сформировать у учащихся культуру мира понимания и осознать исторического прошлое и будущее в нем; привить чувство гражданской ответственности, достоинства, уважение к истории и культуре своей страны; уважению старшему поколению. Знать и понимать значение слов: война, хлеб, холод. Учащиеся должны знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа. Не зная истории, мы не сможем узнать настоящего, а тем более будущего нашей Родины....
22 02 2024 15:17:39
Автор приобщает школьников к продуктивной творческой деятельности и развивает у них вопрошающее отношение к прошлому, настоящему и будущему. Непременным условием эффективного изучения бытовой повседневной жизни, нравов эпохи, ментальности людей является реконструкция в представлениях учащихся прошлого, которая невозможна без опоры на воображение школьников, умения соединять отдельные элементы культуры и быта в целостную систему образов эпохи, цивилизации....
21 02 2024 12:30:14
Урок-проект разработан для учащихся 10-го класса с ограниченными возможностями здоровья. В период работы над проектом учащиеся находятся в тесном контакте со своими сверстниками, активно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, расширяется их круг общения, у школьников появляется чувство собственной значимости для окружающих. Знание исторического прошлого может укрепить в детях почитание традиций и человеческих ценностей: любви к Родине, доброты и справедливости....
20 02 2024 18:42:17
В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность овладеть навыками исследования как способа освоения действительности, развить способности к исследовательскому типу мышления, сформировать свою личностную позицию на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний....
19 02 2024 14:37:59
Урок-презентация изучает тему «Страны Западной Европы: послевоенное устройство» курса зарубежной новейшей истории в 9-м классе. Цель урока: предъявить результаты работы групп над проектом, оценить их по определенным критериям, проанализировать этапы работы, подвести итоги. Кроме конспекта урока, статья содержит серию приложений с паспортом проекта, рабочими листами групп, презентацией....
18 02 2024 13:14:24
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
17 02 2024 9:15:42
Урок является завершающим при изучении темы «Гражданское право» в курсе "Право" в 11-м классе. Урок разработан по учебнику «Право. 11 класс» под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. Одной из основных задач, поставленных на уроке, является формирование углубленного интереса к праву и создание основы для становления правовой компетенции выпускников. ...
16 02 2024 12:36:58
Урок призван сформировать знания об архитектуре и зодчестве татарского народа в конце XVIII – начале XXI века, выяснить разновидности мечетей, раскрыть значение архитектуры мечетей и шамаиля в истории развития татарской культуры....
15 02 2024 21:40:17
Урок знакомит с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, праздничной иконой Рождества Христова. Обогащается словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения....
14 02 2024 10:13:40
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование пpaктических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала. ...
13 02 2024 8:31:33
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
12 02 2024 15:33:35
Урок призван сформировать представление о различных направлениях в живописи, показать идеи гражданственности, выраженные в творчестве живописцев данного периода. В ходе урока обучающиеся выполняют задания, анализируют информацию, делают выводы, готовят устные выступления, отражают гражданскую позицию. На уроке звучит классическая музыка XIX в., стихи....
11 02 2024 8:12:51
Урок проводится с целью развития познавательного интереса школьников к предмету и развития их коммуникативных и познавательных способностей. Это урок развивающего обучения. Презентации служат наглядной иллюстрацией материала. Элемент театрализации вносит оживление в урок. Предварительно подготовленное устное сообщение развивает у учащегося умение выступать перед аудиторией. ...
10 02 2024 14:26:50
Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание–литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 8-м классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания на материале повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось» и фильма И.Фреза, снятого по произведению. Задания, предложенные на уроке помогут учащимся в написании сочинения-рассуждения части С на итоговой аттестации. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике....
09 02 2024 19:27:23
Цель занятия - формирование устойчивого интереса к истории России, в частности истории Московской битвы 1941–1942 гг. Данное мероприятие было проведено для учащихся 7–11-х классов. Для зрителей была разработана система вопросов, которая включала их знания о музеях Москвы, о памятниках и памятных местах столицы, о героях битвы, о названиях объектов города и Северного округа, связанных с Московской битвой....
08 02 2024 6:50:32
Проведение игры в формате Microsoft Office PowerPoint сопровождается рассказом учителя о возникновении и изменении герба, флага и гимна России в различные исторические периоды. В ходе игры учащиеся в соревновательной форме закрепляют полученные ранее знания по истории государственной символики России. Игра проводится для учащихся, имеющих хорошие знания по истории государственной символики РФ....
07 02 2024 16:21:11
Воспитательный час посвящён сподвижнику Петра 1, прадеду А.С.Пушкина А.П.Ганнибалу, личности неординарной, всесторонне одаренной, легендарной. Знакомство с уникальной личностью через разнообразные виды деятельности, использование технических средств, интересный и доступный для понимания материал пробуждают в учениках "благодарную память", воспитывают уважение к "гениальному предку гениального поэта"....
06 02 2024 17:19:11
Cтатья знакомит с началом новой эпохи, масштабными преобразованиями, затронувшими пpaктически все сферы социальной жизни, преобразованиями, последствия которых продолжают в той или иной мере ощущаться и сегодня, почти три столетия спустя....
05 02 2024 12:12:49
Приведены материалы урока истории, на котором знакомятся с судьбой белой эмиграции. ...
04 02 2024 1:11:13
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
03 02 2024 3:21:47
Цели урока: сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли свое отражение массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов; акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого....
02 02 2024 1:11:47
Предлагаемый автором урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщить к архивным материалам, литературным и историческим источникам. ...
01 02 2024 3:17:24
Цель мероприятия: расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа. Обобщить и систематизировать знания....
31 01 2024 0:52:42
Используемая на уроке REAL-методика по форме является релаксационно-активной, т.е. предполагающей чередование этапов релаксации (накопление информации, работа правого творческого полушария) с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, структурирование информации). Она позволяет учащимся более эффективно и творчески усвоить и закрепить информацию о периоде Смутного времени в России начала XVII в., дает возможность ребенку уйти от перегрузок и стрессов на уроке, сохраняя тем самым его здоровье. ...
30 01 2024 1:32:20
Методическая разработка урока позволяет рассмотреть создание первого представительного законодательного органа – Государственной думы, уяснить, что в результате появления Государственной думы политическая система Российской империи получила возможность эволюционировать в сторону конституционной монархии, позволяет раскрыть плюсы и минусы российского представительства....
29 01 2024 9:29:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::