Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания
Главной задачей современной российской школы является формирование конкурентоспособной языковой личности, способной адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями. В связи с этим возрастает развивающая роль русского языка. Он должен стать средством формирования коммуникативной культуры и познавательных интересов учащихся. Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности. Эту важная задача должна решаться не только на уроках русского языка и литературы, но и истории, обществознания.
Какими основными речевыми навыками и умениями должны овладеть школьники на уроках истории и обществознания?
Речь идет о формировании у учащихся следующих общепредметных коммуникативных компетенций:
- вдумчивого чтения, что необходимо для успешного усвоения предметов гуманитарного цикла. Учитель должен постоянно уделять внимание развитию у школьников читательских интересов и навыков чтения, анализу текста, поиску нужной информации в справочной, научной и художественной литературе, составлению плана ответа по тексту, собственных вопросов к нему;
- устного диалога : задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе. Развитию диалогической речи учащихся способствуют такие виды учебной деятельности, как ролевая или деловая игра, инсценирование отдельных эпизодов и сцен, защита проектных работ и презентаций и др.;
- письменного диалога , включающего в себя грамотное оформление анкеты, заявления, резюме, написание эссе, сочинения- интервью и т.д.;
- групповая работа на уроках требует от ученика умения участвовать в дискуссии: спорить, отстаивая свою точку на различные вопросы, затронутые в дискуссии;
- монологической речи : давать развернутый ответ на вопрос, составлять словесное описание какого-либо события, исторического лица, рассуждение по заданной теме, выступление с устным сообщением, докладом, презентация проектной работы, проведение экскурсии в музее и т.д.;
- грамотного письма. Развитию письменной речи способствуют такие формы деятельности, как обучение конспектированию текста, составление плана ответа или статьи, эссе или сочинения на злободневную тему, составление памяток, инструкций, заполнение таблиц и др.
Работе над связной речью учащихся необходимо уделять внимание, начиная с младших классов. Любой урок начинаю с объяснения слов, записанных в теме. Внимание к словам и понятиям помогает учащимся увидеть богатство русского языка, готовит их к правильному пониманию формулировок в тестовых, олимпиадных заданиях и заданиях по ЕГЭ.
Важным средством формирования коммуникативной компетенции учащихся является словарная работа. Она должна быть организована таким образом, чтобы дети не ограничивались механическим запоминанием, а знали значение слова, сферу его употрeбления, умели находить ему применение в коммуникативных ситуациях. При подобной работе важна межпредметная связь с уроками русского языка, где при изучении раздела “Лексика” вводится понятие об активном и пассивном словарном запасе. Ученики приходят к выводу, что лексикон человека зависит от степени его начитанности, грамотности, внутренней культуры, что современному человеку необходимо постоянно пополнять свой словарный запас.
Совершенствовать лексикон учащихся можно, организуя работу с различными словарями и справочниками. Словарная работа может быть задана в качестве домашней работы.
Обогащению активного словаря ученика способствуют дидактические и ролевые игры, требующие речевой изобретательности, умения сказать об одном и том же разными способами. Например, игры “Не повторяться!”, “Расскажи по-своему”, “Объясни пословицу” дают хорошие результаты в 5-6-х классах на уроках истории. Смысл игры заключается в следующем: все по очереди высказываются на одну и ту же тему, но не повторяясь. Темы могут быть разные: описание исторического события, хаpaктеристика деятеля и т.д.
На уроках истории учащиеся должны научиться давать устную и письменную хаpaктеристику исторического лица, события, государства, выявлять причинно-следственные связи. Овладеть этим умением им могут помочь различные памятки – алгоритмы, в которых указаны пошаговые действия. Пользуясь ими, ученик легко даст как устный, так и письменный ответ. Использование схем, опopных конспектов и сигналов облегчает учащимся составление связного, логичного изложения материала и способствуют развитию устной монологической речи. Для достижения прочности овладения этим умением работа должна быть системной. Только тогда новый навык прочно закрепится в сознании школьника, и он сможет составлять рассказ логично, плавно, без ненужных пауз.
Значительную роль в формировании исторических знаний играют исторические источники: документы, научная литература и др. Использование их на уроках позволяет сделать изложение материала наглядным, учит детей мыслить, рассуждать, анализировать информацию. В современных учебных пособиях и дополнительной учебной литературе содержится много текстовых документов, помогающих школьникам легче усвоить учебный материал. В ходе беседы по этим документам учитель должен добиваться от них аргументированных, развёрнутых рассуждений и логичных выводов.
Работа по анализу текста на уроке способствует формированию у учеников важнейших коммуникативных умений: самостоятельно создавать устный и письменный текст, отражающий зрелую авторскую позицию, новизну суждений, высокий уровень языковой культуры. К текстам желательно прилагать разноуровневые задания.
Пpaктика показывает, что творческие работы многих учащихся неинтересны, бедны по содержанию и оформлению из-за однотипного построения предложений. Для устранения этого недостатка в их письменной речи применяю такие виды учебной деятельности, как редактирование текста, сочинения-миниатюры.
Учащиеся младших классов почти не используют в качестве межфразовой связи вводные слова. Поэтому на уроках обучаю их употрeблению вводных слов и предложений, помогающих выражать авторское отношение к событиям, людям, явлениям и облегчающих построение последовательного высказывания или развернутого ответа.
На всех этапах урока школьники должны иметь дело с образцовой литературной речью, будь то речь учителя или дидактический материал. Обучение литературному языку является важной составляющей на уроке.
Для развития коммуникативных способностей учащихся целесообразно строить учебные занятия в форме проблемного диалога, задавать проблемные вопросы, активно использовать групповые формы работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Пpaктикую в качестве домашней работы мини – сочинения, цель которых от лица исторических персонажей осветить какое-либо событие. Провожу “мозговые штурмы”, “исторические суды” (над Иваном Грозным, Наполеоном, Гитлером, Сталиным и др.), “круглые столы” (“Благотворительность в современном мире”, “Как решить глобальные проблемы человечества?”), дискуссии (“Мои права и обязанности в обществе”, “Я ребенок, но я гражданин”), деловые игры, внеклассные мероприятия: “Рыцарский турнир”, “Интеллектуальное кафе”, встреча с интересным человеком, интервью и др.
Среди методов, которые помогают учителю истории и обществознания формировать грамотную, аргументированную речь учащихся, следует выделить учебную дискуссию. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, учатся отстаивать собственное мнение. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса; а также обучение навыкам диалогической и монологической речи, рассуждения, самостоятельного высказывания, развитие навыков общения в коллективе, воспитание положительных качеств личности, толерантного отношения к людям.
Важнейшим условием эффективности учебной дискуссии является предварительная подготовка к ней учащихся, которая заключается в накоплении ими необходимых знаний. Без знаний дискуссия становится бессодержательной, а без умения правильно выражать мысли, убедить других она будет непривлекательной и запyтaнной. Поэтому учитель должен позаботиться о развитии у учащихся умений ясно и точно излагать свои мысли, чётко и однозначно формулировать вопросы, аргументировать ответ.
Дискуссии обогащают содержание уже известного учащимся материала, помогают его усвоению и закреплению. Учителя они информируют о системе знаний учащихся, особенностях их мышления, подсказывают направления дальнейшей работы. Неоценимо и воспитательное значение учебной дискуссии. Ее элементы можно применять на уроках с 5-6 класса, а в полном объёме использовать в работе со старшеклассниками.
Живой обмен идеями, мнениями, взглядами дает учащимся возможность познакомиться с различными точками зрения, учит внимательно слушать товарищей, аргументировано отстаивать свою позицию, оттачивать речь. Формирование их коммуникативной компетенции способствует разностороннему развитию языковой личности ребенка, а также предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать различные коммуникативные задачи.
Ученики с желанием участвуют в проектной деятельности, выполняют творческие задания, входят в творческие группы по подготовке и проведению нестандартных уроков и внеклассных мероприятий. Проектно-исследовательские технологии позволяют развивать коммуникативные навыки и обеспечивают познавательную активность, самостоятельность ученика.
Внеклассные мероприятия активизируют интерес школьников к предмету, надолго остаются в их памяти и способствуют развитию их коммуникативной компетенции. С этой целью в 10-ых классах гуманитарного профиля веду факультативный курс “Секреты образцовой речи”, цель которого – формирование у учащихся коммуникативной культуры.
В содержание курса входят вопросы о нормах литературного языка, общественном значении хорошей речи, хаpaктеристика главных коммуникативных свойств русской литературной речи, как логичность, информационная насыщенность, эмоциональность, выразительность, точность, простота, чистота, уместность, грамотность, образность, богатство и благозвучие). В процессе обучения использую следующие методы работы: конструирование, анализ, редактирование текста или высказывания, ролевые и деловые игры, устные сообщения учащихся, дискуссия, написание сочинений, памяток, газетных статей, проектов и творческих работ, изготовление наглядных пособий: таблиц, презентаций, карточек, участие в работе школьного пресс-центра, научного сообщества, семинар, научно-пpaктическая конференция.
Эффективность проделанной учителем работы по развитию коммуникативных навыков школьников на уроках истории и обществознания выражается в следующих результатах:
- в росте качества знаний по истории и обществознанию (в обучаемых учителем классах);
- в росте количества творческих и исследовательских работ, участия во внеклассных мероприятиях;
- в развитии коммуникативной компетенции учащихся;
- в росте количества призеров олимпиад, конкурсов муниципального, республиканского и федерального уровня;
- в значительном улучшении уровня воспитанности учащихся.
Литература
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...
18 03 2024 4:46:25
Учащиеся учатся работать сообща в группах, правильно распределять обязанности между всеми члeнами комaнды. Развивают физические качества....
17 03 2024 1:56:29
Многие проблемы, разpaбатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию. Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры. ...
16 03 2024 10:28:45
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
15 03 2024 17:17:41
Элективный курс построен на содержательном материале отечественной истории. Цель курса: расширение знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной истории....
14 03 2024 3:21:51
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
13 03 2024 4:27:21
Урок в игровой форме анализирует распространение радикальных идей в Европе и мире. Учитывает требования ФГОС нового поколения и активизирует мышление учащихся, формирует устойчивый образ идеологий и элементов....
12 03 2024 8:49:45
В статье описывается опыт работы по технологии создания системы учебных задач в условиях сельской школы в классах с малой наполняемостью. Используемая технология нацелена не на создание новых форм обучения, а на более качественное использование уже существующих на основе всем известных психолого-возрастных особенностей учащихся. ...
11 03 2024 22:11:12
Благодаря интеграции двух предметов и информационным технологиям урок обладает большой информативной емкостью, что позволяет вовлечь каждого ученика 8-го класса с диагнозом «детский церебральный паралич» в активную работу на всех этапах урока....
10 03 2024 4:27:19
Урок истории разработан для учащихся 6-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
09 03 2024 20:50:55
Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин". Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12". ...
08 03 2024 15:58:30
Для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения автором была разработана программа курса "В мире вспомогательных исторических дисциплин", конспекты занятий и дидактические материалы. Занятия ориентированы на пpaктическое применение исторических знаний, формирование различных умений работать с информацией....
07 03 2024 21:59:39
Второй по численности народ России, имеющий здесь свои древние корни, оставшиеся в названиях, языке, традициях других народов России: тюрки, кимаки, болгары, кипчаки... Список этот можно продолжить, смотря о каком времени мы будем говорить…...
06 03 2024 18:30:56
Данная работа - взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа - один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее....
05 03 2024 18:14:37
В 5-х классах изучение мировой религии - буддизм включено в программу "История древнего мира". В разделе "Древний Восток" на изучение темы отводится 2 урока. Данные разработки содержат в себе историю Древней Индии, информацию о кастовом строе в Древней Индии и совсем небольшая информация о религии - буддизм. Автор предлагает свой вариант прохождения материала....
04 03 2024 3:29:37
Эта работа предназначена для учителей, испытывающих трудности в систематизации материала, для тех, кто только начал свою карьеру, и всем заинтересованным лицам. ...
03 03 2024 14:51:57
В статье представлен вариант методической разработки нестандартного урока в 10-м классе по теме «Цивилизации эпохи Средневековья: европейская» по курсу "История России". Предлагаемый материал поможет формировать навыки индивидуальной и групповой деятельности учащихся; формировать их гражданскую позицию и развивать ключевые компетентности учащихся на основе проблемных, поисковых и пpaктических методов; ориентирует на пpaктико-ориентированный подход в обучении....
02 03 2024 18:46:34
На основе использования фрагментов кинофильма «Древний Египет» ученики совершают увлекательное путешествие на берега Нила. Ребята выполняют разнообразные задания в ходе своего путешествия, что позволяет ответить на главный вопрос урока: согласны ли вы с утверждением Геродота: «Египет – дар Нила». ...
01 03 2024 20:29:25
Урок истории знакомит учащихся с памятниками культуры. Цель: добиться осознания особенностей и высокого уровня отечественной культуры. На уроке предполагается групповая форма работы с сочетанием фронтальной и индивидуальной. Присутствуют элементы игры и соревнования между группами: кто быстрее и полнее ответит на вопрос. Урок интеpaктивный: постоянно осуществляется взаимная связь «учитель-ученик» и «ученик-ученик»....
29 02 2024 10:36:20
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
28 02 2024 20:55:58
На уроке учащиеся закрепляют знания о тоталитарном хаpaктере советского государства, учатся толерантному отношению к ошибкам истории и в ходе обсуждения проблемных вопросов дают свою оценку событиям этого периода. Учащиеся имеют возможность подготовить свои презентации по теме урока....
27 02 2024 0:44:53
Занятие с целью ознакомления учащихся с историей Олимпийских игр и спортивных традиций....
26 02 2024 21:49:45
Защитники России разных времен прошли нелегкий ратный путь, познали величие и радость победы, с честью выполнили свой долг перед народом, историей. Проходят годы, но не меркнет подвиг во славу Родины. Нынешнее поколение российских людей с большой признательностью воздает дань глубокого уважения своим героям, всем тем, кто в пору военного лихолетия, не щадя жизни, бесстрашно сражался с врагом....
25 02 2024 5:18:56
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
24 02 2024 10:46:14
Данная система обучения предусматривает групповую форму работы. Особое внимание уделяется анализу документов, на основе которых устанавливается истинная картина событий, формируется представление о развитии страны в данный период. Перед учащимися определяются учебные задачи: проанализировать документ, установить соответствие событий, указать верные утверждения, восстановить последовательность событий, определить последствия....
23 02 2024 1:54:20
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
22 02 2024 19:22:33
В статье приведен исторический материал трагических событий предшествующих освобождению г. Старый Крым от немецко-фашистских захватчиков и коротко – самого дня освобождения. Статья посвящена печальным событиям, которые произошли 12 апреля 1944 г. в моем родном городе. А также непосредственно на улице П.Осипенко, на которой находится мой дом и в котором в этот день была расстреляна вся живущая в нем семья....
21 02 2024 21:41:38
Игра в форме исторического футбола рассчитана на учащихся 6-х классов, (только начавших изучать отечественную историю) с целью закрепления и расширения основных знаний по теме «Древняя Русь» в объеме школьной программы. Комaнды учащихся отвечают на поставленные вопросы в течение 30 секунд поочерёдно, имея возможность подстраховать друг друга. ...
20 02 2024 4:12:50
Изучение истории в 10-м классе при концентрической системе обучения хаpaктеризуется проблемно-тематическим подходом, что включает обязательное формирование собственной точки зрения при анализе исторического материала, изучение исторических фактов в контексте мировой истории, понимание причин, последствий, альтернативных вариантов развития изучаемого события. Занятие развивает критическое мышление, коммуникативные навыки учащихся, умения работать в группе, развивает активную жизненную позицию....
19 02 2024 7:24:25
На фронтальном опросе происходит опрос учащихся на знание феодального общества, сословий, их хаpaктеристики. На уроке применены различные способы и методы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, творческая. Присутствуют инновационные технологии, такие как тесты, методы рефлексии, игры. Урок способствует формированию умений и навыков учащихся. ...
18 02 2024 14:29:25
Урок проводится после изучения темы «Социальное познание» и посвящен изучению и пpaктическому применению методов социального познания. Задания подобраны таким образом, чтобы показать неразрывную взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Урок направлен на подготовку к ЕГЭ, так как пpaктически все задания подготовлены по экзаменационным материалам предыдущих лет. ...
17 02 2024 23:55:39
Игровая программа по изобретениям, открытиям и быту Древнего Китая рассчитана на подготовительный период для начальной школы и после изученных параграфов по истории Древнего мира в 5-м классе (можно без предварительной подготовки). Презентация и один видеовопрос поддерживается текстовым файлом....
16 02 2024 9:21:10
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...
15 02 2024 22:21:29
В 2007 году был учрежден новый праздник – День героев Отечества. Для популяризации этого праздника предлагается проведение данной викторины, созданной по аналогии со «Своей игрой». Категории вопросов: герои Вов, героический поступок, герои-женщины, былинные герои, награды, киногерои. ...
14 02 2024 14:14:19
Данная форма проведения урока предназначена для проверки знаний, умений и навыков на этапе повторения и закрепления изученного материала по истории России и обществознанию в старшей школе (11-й класс). Может служить базой для разработки уроков для основной школы в упрощенном варианте. ...
13 02 2024 23:57:51
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
12 02 2024 13:56:12
Урок блочно-модульного структурирования. Процесс формирования блоков основан на просмотре отрывков из учебного кинофильма: соединяя увиденное с содержанием материала учебника, ученики составляют соответствующий блок. В результате работы ученики имеют готовые технологические карты для домашнего повторения, а также для подготовки к контрольным срезам....
11 02 2024 19:41:28
На уроке учащиеся познакомятся с героическим трудом советского народа в годы войны. ...
10 02 2024 5:49:38
В связи с идущими процессами модернизации российского образования современная школа стремится уделять все больше внимания развитию познавательной активности обучающихся, стремится научить их мыслить самостоятельно. В связи с этим в школах широко применяется метод проектов. В данной статье приведен пример использования данного метода на уроке в 5-м классе, посвященном культуре Древней Индии....
09 02 2024 11:19:51
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
08 02 2024 17:40:29
Представлен конспект исторической игры "Меч и дипломатия Александра Невского" для учащихся 6-х классов....
07 02 2024 12:54:48
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
06 02 2024 11:49:54
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
05 02 2024 22:46:16
Урок разработан для учащихся 11-го класса. Цель данного урока: выяснить причины проведения военной реформы 1874 года, определить сущность этой реформы, показать значение реформы для дальнейшего развития страны. Для лучшего усвоения темы на уроке используется компьютерная презентация, где представлены основные этапы проводимой реформы и текст документа «Из устава о воинской повинности» 1874 года. Работа с документом позволяет развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы по имеющемуся материалу....
04 02 2024 6:32:29
В работе рассмотрены этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказано, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны....
03 02 2024 3:54:55
Урок позволит учащимся познакомиться с избирательным правом. Основные понятия, вводимые на уроке, подкрепляются пpaктическими примерами. Анализ документов, знакомство со стенограммой заседания Госсовета по вопросам развития политической системы, речь президента РФ Д.Медведева сделают урок более наглядным и действенным. Главная задача - воспитание гражданской активности....
02 02 2024 8:50:36
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...
01 02 2024 21:26:45
Урок с элементами лабораторной работы. Учащиеся совершенствуют навыки самостоятельной работы с документом. На основе анализа документального и учебного материала учащиеся хаpaктеризуют механизм объединения республик в единое государство: устанавливают, как и на каких основах образовался СССР, воссоздают историю образования СССР....
31 01 2024 9:37:11
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к крещению Руси; выяснить историческое значение принятия христианства на Руси; обобщить представления о крещении Руси при князе Владимире в 988 году; раскрыть значение принятия христианства; определить причины выбора религии князем Владимиром; воспитывать уважительное отношение к людям различных религиозных убеждений, а также гуманистическим правилам жизни....
30 01 2024 10:26:56
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
29 01 2024 6:32:18
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::