Классный час для учащихся 9–11-х классов. Тема: "Д.С. Лихачев. Человек и Гражданин"
В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу.
Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим,
если будешь ему верен.
Д.С. Лихачев. “Письма о добром и прекрасном”, письмо 46.
Цель: на примере жизни, деятельности Д.С. Лихачева, а также использовании его сочинений, донести до кадет примеры добра, человеческого счастья, справедливости, истинной толерантности.
Оборудование классного часа.
Портрет Д.С. Лихачева, компьютер, фото Соловецких островов, мультимедийный проектор, выставка книг Д.С. Лихачева; заранее заготовленные конверты с письмами (по книге “Письма о добром и прекрасном”), видеосюжет “Блокадный Ленинград”; 3 ватмана, фотовыставка рисунков Д.С. Лихачева с видами Новгорода (см. Рисунки № 1, № 2, № 3, № 4), диск с записью классической музыки, раздаточный материал на каждый стол – “10 заповедей человечности Д.С. Лихачева” (см. Приложение 1), аудиокнига Д.С. Лихачева “Воспоминания”. – Издательство аудиокниг Вира-М.
Классный час предусматривает предварительную подготовку группы старшеклассников. Кроме этого, на стенах кабинета (помимо фото) вывешиваются 3 ватмана, на которых помещены заголовки: “О добре”, “О толерантности”, “О нравственности”. В конце классного часа, с целью подведения итогов, учащиеся должны будут поместить на данных ватманах выписки из писем Лихачева в соответствии с их заглавием.
Ход классного часа
Учитель.
Ребята, сегодня наш классный час будет посвящен Человеку и Гражданину, известному российскому ученому Д.С. Лихачеву.
Краткий рассказ-справка о жизни и деятельности Д.С. Лихачева.
1-й кадет.
Дмитрий Сергеевич Лихачев – российский ученый-литературовед, историк культуры и общественный деятель, академик РАН родился 28 ноября (15 ноября по старому стилю) 1906 года, в Санкт-Петербурге. Детство Д.С. Лихачева пришлось на ту короткую, но блестящую пору в истории русской культуры, которую принято называть Серебряным веком. Родители Д.С. Лихачева не принадлежали к литературной или артистической среде (его отец был инженером), тем не менее, эта эпоха затронула и их семейство. Большим увлечением родителей Лихачева был балет. Вместе с родителями с четырехлетнего возраста театр посещал и маленький Дмитрий. Летом семья отправлялась на дачу в Куоккалу. Здесь отдыхали многие представители артистического и литературного мира Петербурга. На дорожках местного парка можно было встретить И.Е. Репина, К.И. Чуковского, Ф.И. Шаляпина, Вс. Мейерхольда, М. Горького, Л. Андреева и других писателей, художников, артистов, музыкантов. Некоторые из них выступали в любительском дачном театре с чтением стихов, воспоминаний. “Люди искусства стали для нас всех если не знакомыми, то легко узнаваемыми, близкими, встречаемыми”, – рассказывал в “Воспоминаниях” Д.С. Лихачев.
2-й кадет.
В 1914, в год начала Первой мировой войны, Митя Лихачев пошел в школу. Сначала он учился в Гимназии Человеколюбивого Общества (1914–1915), потом – в Гимназии и реальном училище К.И. Мая (1915–1917), и наконец, – в школе им. Л. Лентовской (1918–1923). Сейчас эта школа № 47 носит имя Д.С. Лихачева. Перешагнув восьмидесятилетний рубеж жизни, Д.С. Лихачев напишет: “…человека создает средняя школа, высшая дает специальность”. Интересны воспоминания самого Лихачева о времени своего обучения.
Далее идет прослушивание материалов аудиокниги Д.С. Лихачева “Воспоминания”, часть “Гимназия Человеколюбивого общества”. Читает Заслуженный артист России Леонид Мозговой.
3-й кадет.
20-е годы XX века были временем расцвета гуманитарных наук в России. Д.С. Лихачев имел все основания говорить: “Ленинградский университет в 1920-е годы по гуманитарным наукам был лучшим университетом в мире. Такой профессуры, какой обладал тогда Ленинградский университет, не было ни в одном университете ни до того времени, ни после” [1]. Среди преподавателей было много выдающихся ученых: В.М. Жирмунский, Л.В. Щерба, Д.И. Абрамович (у него Д.С. Лихачев писал дипломную работу по повестям о патриархе Никоне) и др. Но, как мы знаем из истории России, усиливались преследования старой интеллигенции. Люди приучались жить в ожидании ареста. Не прекращались гонения на Церковь. Именно о них Д.С. Лихачев вспоминает с особой болью: “Молодость всегда вспоминаешь добром. Но есть у меня, да и у других моих товарищей по школе, университету и кружкам нечто, что вспоминать больно, что жалит мою память и что было самым тяжелым в мои молодые годы. Это разрушение России и русской Церкви, происходившее на наших глазах с убийственной жестокостью и не оставлявшее, казалось, никаких надежд на возрождение” [1].Однако гонения на Церковь, приводили не к уменьшению, а к усилению религиозности. В те годы, когда, по словам Д.С. Лихачева, “церкви закрывались и осквернялись, богослужения прерывались подъезжавшими к церквам грузовиками с игравшими на них духовыми оркестрами или самодеятельными хорами комсомольцев”, в храмы пошла образованная молодежь. В это время Д.С. Лихачев участвовал в кружке, – Космической Академии Наук. Деятельность этой академии, состоявшая из написания и обсуждения полусерьезных научных докладов, прогулок в Царское Село и дружеских розыгрышей, привлекла внимание властей, и члeны ее были арестованы. День ареста – 8 февраля 1928 г. – стал началом новой страницы в жизни Д.С. Лихачева. После полугодового следствия он был приговорен к пяти годам лагерей. Через несколько месяцев после окончания Ленинградского университета (1927 г.) его отправили на Соловки, которые Лихачев назовет своим “вторым, и главным, университетом” [1].
Учитель.
Работа с презентацией (фото Соловецких островов, монастыря и фото Соловков советского периода).
Соловецкий монастырь основан в 1436 году в землях Новгородской республики монахами Зосимой и Германом. С XVI и до начала XX века монастырь также служил политической и церковной тюрьмой. При советской власти на территории монастыря действовал первый в стране лагерь особого назначения. В 1920 году на территории монастыря располагается лагерь принудительных работ, который вместе с конвоем насчитывал 350 человек. В 1923 был учрежден Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный позднее в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения – СТОН, расформированную в 1939. Значительную часть заключенных составляли “политические” – духовенство, офицеры белого движения, дворяне, эсеры, интеллигенция. Здесь Лихачев работал пильщиком, грузчиком, электромонтером, коровником, “вридлом” (вридло – временно исполняющий должность лошади, так на Соловках называли заключенных, которых впрягали в телеги и сани вместо лошадей), жил в баpaке, где по ночам тела скрывались под ровным слоем копошащихся вшей, умирал от тифа. На этом этапе ему во многом помогают друзья. Они добиваются, чтобы будущего ученого перевели в Криминологический кабинет, занимавшийся организацией детской колонии. На новой работе он получил возможность много сделать для спасения “вшивок” – подростков, проигравших с себя в карты всю одежду, живших в баpaках под нарами и обреченных на голодную cмepть. Удивительный случай произошел с Лихачевым в 1929 году. Его должны были расстрелять в числе трехсот человек осенью 1929-го, во время приезда на Соловки родителей. Но их приезд и оказался спасительным. Тогда удалось спрятаться, и жребий пал на другого. Лихачев, находившийся на свидании с родителями, узнав, что за ним приходили, не стал возвращаться в баpaк и всю ночь просидел за поленницей, прислушиваясь к выстрелам. События той страшной ночи произвели переворот в его душе. Позже он напишет: “Я понял следующее: каждый день – подарок Бога. Мне нужно жить насущным днем, быть довольным тем, что я живу еще лишний день. И быть благодарным за каждый день. Поэтому не надо бояться ничего на свете. И еще – так как расстрел и в этот раз производился для острастки, то, как я потом узнал: было расстреляно какое-то ровное число: не то триста, не то четыреста человек, вместе с последовавшими вскоре. Ясно, что вместо меня был „взят“ кто-то другой. И жить мне надо за двоих. Чтобы перед тем, которого взяли за меня, не было стыдно!” [1]. В 1931 г. Д.С. Лихачева переводят с Соловков на Беломоро-Балтийский канал, а 8 августа 1932 г. он освобождается из заключения и возвращается в Ленинград. Заканчивается та эпоха в его биографии, о которой он в 1966 г. сказал: “Пребывание на Соловках было для меня самым значительным периодом жизни… На Соловках я понял, что каждый человек – человек…”.
4-й кадет.
Вернувшись в родной город, Д.С. Лихачев долго не мог устроиться на работу: мешала судимость. Здоровье его было подорвано Соловками. У него открылась желудочная язва, случались сильные кровотечения. Несмотря на тяжелую болезнь, Д.С. Лихачев находит в себе силы и возвращается к научной деятельности, а также работает научным корректором в издательстве Академии Наук.
В 1935 г. Д.С. Лихачев женился на Зинаиде Александровне Макаровой, а в 1937 г. у них родились две дeвoчки – близнецы Вера и Людмила. В 1937 Д.С. Лихачев выполнил на маленьких отрывных листах в блокноте с грифом Ленинградского отделения издательства Академии Наук СССР, где тогда он работал, рисунки с видом Новгорода. Рисовал Д.С. Лихачев для себя, но теперь эти рисунки имеют вполне определенную историческую ценность (Рисунок № 1, № 2, № 3, № 4). На них Новгород запечатлен таким, каким его уже никто не может увидеть после Великой Отечественной войны: в войну пострадали не только жители этого славного города, но и многие знаменитые памятники новгородской архитектуры. Сейчас их можно увидеть в “Новгородском альбоме” и на нашей импровизированной выставке. В 1938 г. Д.С. Лихачев поступил на работу в Институт русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР, где 11 июня 1941 г. защитил диссертацию на степень кандидата филологических наук по теме “Новгородские летописные своды XII века”.
Через одиннадцать дней после защиты началась Великая Отечественная война. По состоянию здоровья Д.С. Лихачев не был призван на фронт и до июня 1942 г. оставался в блокадном Ленинграде. Он вспоминает, как проходил день в их семье. С утра топили книгами буржуйку, потом вместе с детьми молились, готовили скудную пищу (толченые кости, вываренные на много раз, суп из столярного клея и т.п.). Уже в шесть часов вечера ложились, стараясь накидать на себя как можно больше всего теплого. Поразительно, что в такой обстановке Д.С. Лихачев не оставлял занятий наукой. Пережив тяжелейшую блокадную зиму, весной 1942 г. он начал собирать материалы по поэтике древнерусской литературы и подготовил (в соавторстве с М.А. Тихановой) исследование “Оборона древнерусских городов”. Эта вышедшая в 1942 г. книга стала первой книгой, изданной Д.С. Лихачевым.
Tрaнcлируется видеосюжет “Блокадный Ленинград”.
Учитель.
После войны Д.С. Лихачев активно занимается наукой. В 1947 г. он защищает докторскую диссертацию “Очерки по истории литературных форм летописания XI–XVI веков”. В 1953 г. он избирается члeном-корреспондентом Академии Наук СССР, а в 1970 г. – действительным члeном Академии Наук СССР. Он становится одним из самых авторитетных в мире славистов. В 1980–1990-х годах особенно громко звучал голос Д.С. Лихачева-публициста. В своих статьях, интервью, выступлениях он поднимал такие темы, как охрана памятников культуры, экология культурного прострaнcтва, историческая память как нравственная категория и др. Много сил он отдавал работе в созданном по его инициативе Советском (с 1991 г. – Российском) фонде культуры. Духовный авторитет Д.С. Лихачева был так велик, что его справедливо называли “совестью нации”. Действительно, Д. С. Лихачеву обязаны своим спасением, квартира Марины Цветаевой в Москве, деревья пригородных парков, которые бездумно вырубались, Невский проспект, который хотели лишить “лица необщего выраженья” и сделать обычной центральной торговой улицей, где главное – магазины и офисы, и Александровский сад – к нему уже шли бульдозеры, чтобы превратить его в стройплощадку. Но всякий раз громко звучал тихий голос Дмитрия Сергеевича. И отступали архитекторы, уменьшался напор деловых людей, и первые лица города соглашались с доводами его Почетного гражданина. 30 сентября 1998 года Д.С. Лихачев был награжден старейшим и самым почетным из русских орденов – орденом Святого Апостола Андрея Первозванного, став первым его кавалером после возрождения этой награды. Ровно через год академика Лихачева не стало.
Скончался Дмитрий Сергеевич Лихачев 30 сентября 1999 г. Его книги, статьи, беседы являются тем великим наследием (обращается внимание детей на выставку книг и статей Д.С. Лихачева), изучение которого поможет хранить духовные традиции русской культуры, служению которым он посвятил свою жизнь.
Вопросы для обсуждения темы классного часа.
- Как вы думаете, каким образом на юного Дмитрия Лихачева повлияло общение с известными людьми н. XX века?
- Почему, на ваш взгляд, Д.С. Лихачев не ожесточился на людей, жизнь и власть после отбывания срока на Соловках?
- Прав ли был Д.С. Лихачев, говоря, что “Шумное и навязчивое веселье утомительно окружающим. Вечно “сыплющий” остротами молодой человек перестает восприниматься как достойно ведущий себя. Он становится шутом. А это худшее, что может случиться с человеком в обществе, и это означает, в конечном счете, потерю юмора”.
- Подумайте и приведите примеры к следующему высказыванию Д.С. Лихачева: “Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, – это и есть “духовная культура”.
- Прокомментируйте высказывание Д.С. Лихачева: “ПУТЕШЕСТВУЙТЕ! Одна из самых больших ценностей жизни – поездки по своей стране и по чужим странам. При этом остерегайтесь делить поездки на интересные и неинтересные, а места, которые посетили, на значительные и незначительные. И второе: поездки воспитывают оседлость, оседлость нравственную, любовь к родному”. Какие места вы бы хотели посетить в России и за рубежом?
- Работаем с раздаточным материалом. Каким образом жизненный путь Д.С. Лихачева отразился на содержании “10 заповедей человечности”? Приведи примеры.
Учитель.
Ребята, как вы уже поняли, наследие Д.С. Лихачева трудно переоценить. Он прожил сложную и в то же время интересную, насыщенную событиями, жизнь. Дмитрий Сергеевич всегда старался оставаться Человеком с большой буквы. Особенно в самые трудные годы для нашей Родины: тридцатые, сороковые, включая ленинградскую блокаду, и в более поздние времена, когда приходилось терять близких людей, отстаивать гражданскую позицию или делать нелегкий выбор. В свое время Лихачев был одним из немногих, отказавшихся поставить подпись под позорным письмом академиков, осуждавших А. Д. Сахарова за его неприятие вторжения в Афганистан. Он всегда заступался за молодых ученых, библиотекарей, служителей музеев. Несмотря на то, что Д.С. Лихачева нет с нами вот уже 13 лет, его мысли, его пожелания живы. Каждому из вас он адресовал письмо (кадетам раздаются заготовленные письма с текстом, взятым из кн. Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”). Вы можете сейчас открыть письмо, прочитать его и выписать на ватманы выдержки, посвященные добру, толерантности, нравственности.
Пока учащиеся работают с письмами, учитель включает запись с классической музыкой.
Подведение итогов классного часа. Рефлексия.
Список использованной литературы.
- Священник Димитрий Долгушин, к.филолог.н.. БИОГРАФИЯ Дмитрий Сергеевич Лихачев (биографический очерк) 1906–1999. //Новосибирский Епархиальный вестник № 9 (57) сентябрь 2006 года.
- Луков Вл. А. “Академик Д. С. Лихачев и его концепция теоретической истории литературы – М.: Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина, 2011. – 116 с.
- Луков Вл. А. Д. С. Лихачев и его теоретическая история литературы // Знание. Понимание. Умение. – 2006. – № 4. – С. 124-134.
- Пивоваров А.Б. “Д.С. Лихачев и его “Письма о добром и прекрасном”. //Новосибирский Епархиальный вестник № 9 (57) сентябрь 2006 года.
Занятие дает учащимся возможность узнать о таком культурном феномене как народная кукла и попробовать сделать тряпичную куклу своими руками. Особенностью можно считать интеграцию предметов история и технология. Изучение и изготовление кукол проходит в форме краткосрочного коллективного проекта....
18 03 2024 22:21:52
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
17 03 2024 9:45:49
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
16 03 2024 9:30:24
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
15 03 2024 7:41:20
Представлен вариант изучения истории Древнего Рима через личности римских императоров. Урок – попытка взаимосвязи и взаимовлияния двух личностей – учителя и ученика - через третью личность – историческую – проникнуть в прошлое и познать его. ...
14 03 2024 0:50:10
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
13 03 2024 3:51:40
Цели урока: изучение теоретических представлений и формирование пpaктических навыков в области избирательных отношений у обучающихся; воспитание гражданственности и активной жизненной позиции у молодёжи....
12 03 2024 11:50:12
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
11 03 2024 10:49:53
На уроке акцентируется внимание на роли СССР в разгроме фашизма. Итоги войны определили в значительной степени ход послевоенной истории и превратили проблему войны и мира в глобальную, выявили необходимость сотрудничества всех государств. На уроке обсуждаются спopные вопросы, «белые пятна» Второй мировой войны, анализируются данные о людских и материальных потерях воюющих стран. ...
10 03 2024 0:11:59
На уроке истории по теме "Солнечные боги славян" рассматриваются религиозные представления древних славян эпохи язычества....
09 03 2024 7:29:25
Урок-обобщение по разделу «Средневековое общество» проводится в форме этапной игры. В ходе урока дети обобщают и систематизируют знания о жизни средневекового общества, повторяют основные понятия и термины, а также работают с текстом средневековой поэмы....
08 03 2024 10:52:18
Урок формирует представление о Европе и Востоке на основе фактов, причин, целей и итогов Крестовых походов. Учащиеся анализируют изменение образа жизни европейской и мусульманской цивилизаций при влиянии церквей, устанавливают причины, следствия и значение....
07 03 2024 0:14:14
Урок по теме «Ассирийская держава» с учетом требований ФГОС, сопровождается презентацией, которую можно использовать как в работе учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе учащимися при изучении темы....
06 03 2024 23:51:58
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
05 03 2024 17:42:32
Проблемно-проектная дискуссия с элементами ролевой игры «Единство — основа независимости российского народа». Основная цель дискуссии — сформировать у учащихся многоплановый образ национальной идеи Российской Федерации. Данное мероприятие способствует воспитанию личности, для которой самыми «престижными» будут такие вечные ценности, как патриотизм, гражданственность, честность и ответственность....
04 03 2024 17:22:28
Урок закрепления с целью проверить уровень знания учащихся, выяснить насколько хорошо усвоена тема, формировать у учащихся умения работать с картой, схемой, документами; воспитывать добросовестность и чувство коллективизма....
03 03 2024 10:21:11
Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С.В. Колпакова, Н.А. Селунской "История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с члeнами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма. ...
02 03 2024 19:55:45
Варианты познавательных заданий по истории "Друзья Шерлока Холмса" для учащихся 6-го класса (тема "Образование и наука XI–XV веков", история средних веков) и учащихся 7-го класса (тема "Дворцовые перевороты", история России)....
01 03 2024 16:26:37
Актуальность урока обусловлена тем, что учащиеся окончательно убеждаются в необходимости изменения существующих феодально-крепостнических порядков в России, на примерах видят разницу между российским и американским землевладением. ...
29 02 2024 8:15:35
Данные уроки являются началом темы «Экономический и политический расцвет греческих государств в V веке до н.э.». Цели уроков – усвоение учащимися причин греко-персидских войн; изучение основных этапов и сражений, итогов и значения этих войн для дальнейшей судьбы Афин и Греции; показать мужество и героизм греков, защищающих свою родину. Уроки дают возможность развивать навыки работы с картой и историческими источниками. ...
28 02 2024 7:16:44
Интегрированный урок (литература + обществознание) по басням И.А. Крылова в 6-м классе, на котором используется особая форма технологии сотрудничества между учителями-предметниками. Основные задачи, решаемые внедрением разработки: выpaбатывать навыки интегрированного подхода к изучению различных тем; стимулировать умение школьников приобретать знания из различных источников....
27 02 2024 20:50:59
Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. ...
25 02 2024 1:12:50
Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала....
24 02 2024 17:41:49
Мероприятие задумано как дань уважения стране, в которой мы живем и учимся, с целью формирования у учащихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности....
23 02 2024 13:38:43
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, изучающих историю на базовом уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях российской истории, которые повлияли на дальнейшее развитие страны. Изучение курса предполагает работу учащихся с историческими источниками и направлено на совершенствование умения работать с документами....
22 02 2024 12:18:30
Цель урока является формирование у школьников негативного образа репрессий, актуализация знаний о ее разрушительных последствиях для личности, общества, страны, культуры. На фоне "отрицательного портрета" убедительнее звучат призывы к диалогу, толерантности, разумным компромиссам, сотрудничеству. ...
21 02 2024 9:44:13
Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах. В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки....
20 02 2024 8:15:19
На уроке учащиеся знакомятся с идеологией народничества; выясняют особенности идеологии, неразрывную связь народничества с предшествующими поколениями революционеров 60-х годов, ошибочные представления народничества. Урок учит извлекать из текста необходимую информацию, работать с основными понятиями темы, делать выводы по отдельным вопросам темы в целом, анализировать прослушанный текст....
19 02 2024 1:30:11
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
18 02 2024 18:27:25
В ходе учебного занятия учащиеся повторяют и закрепляют знания, полученные в курсе новой истории. Урок проводится в форме игры-путешествия, в ходе которой комaнды учащихся выполняют тестовые задания, созданные с программами MyTestX и Microsoft PowerPoint....
17 02 2024 2:34:34
В данной статье дается обоснование подхода к преподаванию истории в школе. Раскрыты способы активизации познавательной деятельности учащихся, отражена роль школьного историко-краеведческого музея в историческом образовании и формировании гражданина и патриота своей Родины. ...
16 02 2024 23:10:43
Урок повторения по теме. 7-й класс. Это опрос-игра с использованием презентации. Ему предшествуют уроки, на которых учащиеся сами по группам знакомят класс с культурой европейских стран, проводя мультимедийные мини-занятия. И это помогает им подготовиться к игре. В презентации даны задания, правильные ответы. Используются иллюстрации, анимация и музыкальное сопровождение....
15 02 2024 17:35:34
Урок разработан с целью изучения понятий, основ Конституции РФ, прав и свобод человека. На уроке предполагается решение следующих задач: определение, что такое Конституция, основная цель создания Конституции, ее задачи в правовом государстве....
14 02 2024 3:50:47
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
13 02 2024 14:14:50
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к крещению Руси; выяснить историческое значение принятия христианства на Руси; обобщить представления о крещении Руси при князе Владимире в 988 году; раскрыть значение принятия христианства; определить причины выбора религии князем Владимиром; воспитывать уважительное отношение к людям различных религиозных убеждений, а также гуманистическим правилам жизни....
12 02 2024 3:52:38
Урок формирует знания об образовании монгольской державы и основателе монгольской империи -Чингисхане; сражениях Руси с монголами в XIII веке. ...
11 02 2024 14:29:41
В современных условиях развитие продуктивных технологий в сфере образования становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Широкое распространение получают активные методы обучения. Интеpaктивные методы представляют собой систему правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение....
10 02 2024 15:17:16
Статья рассказывает о недолгом пребывании русского композитора М.П.Мусоргского в Тульской губернии. Летом 1868 г. в Шилове он проводит музыкальный эксперимент – пишет оперу на текст комедии Н.В.Гоголя «Женитьба». Изучает тульский фольклор, речь крестьян, создает на их основе музыкальные хаpaктеристики героев своей оперы. Но опера так и останется незаконченной, уступив место замыслу композитора создать оперу «Борис Годунов»....
09 02 2024 17:24:55
Целью: показать учащимся роль семьи в общей структуре общества. На уроке используются такие методы работы, как эвристический (частично поисковая беседа), деятельностный (работа в группах), дедуктивный (от общего к частному), а так же метод классификации. На одном из этапов урока (работа с материалом) учащиеся создают проект-коллаж «Мое представление о семье», на основе которого приходят к осознанному пониманию терминов, относящихся к семье и семейным отношениям. ...
08 02 2024 1:47:30
Что такое человек? Какое место он занимает в истории? В статье автор рассказывает об интересном человеке, который оставил свой след в древнейшей истории. Волею судьбы он становится первым русским князем, основателем государства русского, хоть и сам не был русского происхождения. В работе систематизированы знания о происхождение Рюрика, о его деятельности....
07 02 2024 16:11:25
Цель внеклассного мероприятия: показать особое значение традиций празднования главного православного праздника – Пасхи, дать представление о Страстной и Светлой седмицах....
06 02 2024 1:26:16
Урок обществознания построен на основе проектно-исследовательской, а также групповой формы работы. Такие методы работы апробированы и всегда дают хорошие результаты по мотивации учеников к теме урока. Заполнение рабочих листов позволяет закрепить изученный материал и лучше его понять. Лицевые счета на уроках побуждают ребят к максимальному участию в работе....
05 02 2024 11:21:13
Статья посвящена использованию игровых процессов в обучении истории. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. ...
04 02 2024 9:18:47
Исследовательская работа по теме....
03 02 2024 21:25:13
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
02 02 2024 12:23:50
Сценарий урока по истории Древнего мира. С помощью наглядных средств: мультимедийной презентации, атласа и учебника по истории Древнего мира, учащиеся 5-го класса изучают географические и общественные особенности развития афинского полиса, знакомятся с терминами: полис, демос, архонты, ареопаг, сравнивают греческий и финикийский алфавиты, анализируют особенности развития афинского полиса. Урок является частью темы "Зарождение Древнегреческой цивилизации. Архаический период в истории Древней Греции" в рамках раздела "Цивилизация Древней Греции". Урок снабжён пособием – мультимедиа презентация. Основной метод урока – метод диалога, т.е. беседа как метод повторения, разъяснения и проверки знаний. ...
01 02 2024 20:57:53
Повторительно-обобщающие уроки, проводимые в форме конкурса комaнд, позволяют выявить и развить возможности каждого ученика, формируют у них умения и навыки работы в группе. Сочетание же урока-игры с театрализованными представлениями помогает учащимся "погрузиться" в атмосферу изучаемой исторической эпохи, содействует формированию у школьников развитого исторического воображения; проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей....
31 01 2024 22:59:46
Все задания, вошедшие в тетрадь, соответствуют программе МОН Республики Казахстана по курсу истории Древнего мира. Повторяется и закрепляется материала в пpaктическом применении знаний. В сборнике предлагаются различные типы заданий: работа с таблицами, схемами и картами, вопросы, тесты, – все это сделает занятия интересными и увлекательными, закрепит знания и расширит кругозор учащихся....
30 01 2024 15:46:43
Игра проходит в рамках "Недели Единства" перед государственным праздником 4 ноября. Участвуют обучающиеся 8–11-х классов. Каждый этап проходит одним днем, а итоги подводятся на заключительной линейке "Недели". Главная цель – смотивировать учащихся на более глубокое изучение исторического материала и показать историческую подоплеку государственных праздников. Игра используется для ретроспективного повторения исторической эпохи при подготовке к ЕГЭ....
29 01 2024 5:55:20
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::